Минеи Солов. библ., 625; в сборник. Солов. библ., 804 и 805. Напечатано в Памятн. стар. русск. лит., III, 76–80; в Четьи-минеи митр. Макария, вып. 1, под 8 сентября; в Starine, кн. X, стр. 67–71). 2. Евангелие Фомы, под заглавием: Чудеса и деяния Господа нашего Иисуса Христа (в сборн. Ундольского, 1253 и в списке Трефология, XIV в., напечатанном в Опис. ркп. Хлудова, 162, лист. 320–325). 3. Евангелие Никодима, под заглавием: Написание о предании Господа нашего Иисуса Христа (в Златоуст. Троицк.-Серг. лавры, XVI в. (145); в сборн. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII, опис. ркп., стр. 431; в сборн. Солов. библ., XVI–XVII вв., 854. Напечатано в Памятн. стар. русск. литер., III, 91–104; в Starine, кн. IV, 131–149). Во-вторых, к этому циклу относятся те сказания, которые образовались на основании как этих, так и других апокрифических сочинений 8 : 1 . Зачатие св. Анны, егда зачат пресв. Богородицу, слово, составленное на основании Первоевангелия Иакова (в Торжественнике XIV в., Хлудова, 195, опис. 625). 2 . Сказание Афродитиана Персянина о бывшем в персидстей земли чудеси (в Пергам. ркп. XIII в., Импер. публ. библ., по которой оно напечатано в Памятн. отреч. литер., II, 1–4; в сборн. Ундольского, XVI–XVII в., 1688; в Минеи XVIII в., Хлудова; в сборн. Солов. библ., 804. Напечатано Новаковичем в Starine, кн. X, стр. 74–80). 3 . Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов (в сборн. XVI в., Синод. библ., 804 и 883). 4 . Феодосия Евреянина об иерействе Иисуса Христа (в сербск. ркп. Севастьянова, XV в., 37; в сборн. Солов. библ., XVI–XVII вв., 811. Напечатано в Памятн. отреч. литерат., II, 164–173). 5 . Прение Господне с диаволом (напечатано в Памятн. отреченн. литер., II, 282–285; 285–288). 6 . Переписка Иисуса Христа с Авгарем и сказания о нерукотворенном образе Спасителя (в Синод. сборн. XVI–XVII в., опис., отд. III, 3, 331; в сборн. Импер. публ. библиот., XVII в., XLIX, опис., стр. 230; в ркп. Рум. Муз , 435; в ркп. Муз. Киев. Акад., 259; в сборн. Солов. библ., 804, 805, 811; в Торжественнике Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

на стр. 82. 55) Св. священномуч. Киприан, еп. Карфагенский. Творения его в рус. пер. Киев, 1861 г. Вып. на стр. 1–2, 13, 29, 37, 52–53, 75, 86, 120–122, 136–137, 148–150, 173–174, 201, 234–235,279–280 288–89, 306, 328, 354–355; указ. на стр. 53, 75, 86, 103, 328 и 363. 56) Св. Кирилл, архиеп. Александрийский, Творения его в рус. пер. Серг. Посад, 1882–1906 гг. Вып. на стр. 26–28, 36, 41, 48–50, 67–73, 100, 119–120, 130–131, 150, 159–160, 165, 167–168, 200–201 211–212, 229–230, 268, 353–354; указ. на стр. 27, 28, 71, 168 и 363. 57) Св. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные слова, изд. 1855 г. Вып. на стр. 4, 149, 159, 247–254, 264, 269 и 310. 58) Св. Климент Александрийский . Строматы. Вып. на стр. 33. 59) Св. Климент Римский . Писания мужей апостольских в пер. прот. Преображенского. СПб., 1895 г. Вып. на стр. 13, 32, 128–129 и 132. 60) Книга о вере, печ. 1648 г. в Москве. Вып. на стр. 86, 131–132 153, 281–282, 301 и 315; указ. на стр. 86. 61) Книга Кириллова, печ. 1644 г. в Москве. Вып. на стр. 82, 271–272. 62) Кормчая греческая – Пидалион. Вып. из статьи Бердникова в Прав. Собес. 1888 г., март, на стр. 342 и из сочинения Сергия, еп. Вятского «О правилах и чинопоследованиях принятия неправослав. христиан», изд. 3, 1894 г., на стр. 347. 63) Кормчая полная (Правила св. Апостол, св. соборов вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. Вып. I–VI с указателем.) М., 1880–1903 гг. Вып. на стр. 103–107, 123–128, 141, 181, 183–184, 187–188, 193, 272–277, 287–288, 290, 301, 327, 340–341, 359–360; указ. на стр. 325, 329, 330 и 340. 64) Кормчая славянская, печ. 1650 г. в Москве. Вып. на стр. 108, 128, 194, 272, 276–277, 332 и 346. 65) Лебедев А. П. Церковная историография. М., 1898 г. Вып. на стр. 349. 66) Луг духовный. Вып. на стр. 313. 67) Макарий, м. Московский : а) История Русской Церкви. СПб., 1883–1903 гг. Вып. на стр. 302–303, 313–317; б) Введение в Православно-Догматическое Богословие. СПб., 1897 г. Вып. на стр. 138–139. в) Догматическое Богословие. СПб., 1895 г. Указ. на стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

1 . Среднеболгарская редакция – 61: 1, 2, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 35, 36, 41, 42, 47, 48, 50, 52, 53, 61, 62, 64, 74, 76, 77, 78, 85, 86, 87, 89, 96, 105, 106, 107, 113. 120, 121, 122, 123, 128, 137, 138, 150, 152, 154, 155, 156, 157, 158, 160, 161, 163, 164, 166, 167, 171, 174, 183, 184. 2 . Сербская редакция – 116: 3, 4, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 28, 24, 26–34. 37, 38, 39, 43–46, 49, 51, 54–60, 63, 65–72, 79–84, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 97–104, 108–113, 114–119, 124–144, 146, 149, 151, 153–159, 162, 168, 169, 170, 172, 173, 175–182. 3 . Русская редакция – 6: 73, 75, 145, 147, 148, 165. I. Священное Писание 1. Евангелия 1. Тетраевангелие (I г 9), 246 пергам. лл. (22х15), по 23 стр., устав XIII в.; редакция среднеболгарская. 2. Тетраевангелие (I д 12), 214 перг. лл. (17,8х11,7), по 22 стр., мелкий уст. XIII в.; редакция среднеболгарская. 3. Тетраевангелие (I д 4), 52 перг. лл. (23,5х16,7), по 19 стр., уст. XIII в.; редакция сербская. 4. Тетраевангелие (I г 7), 228 перг. лл. (23,4х15,5), по 21 стр., уст. XIII в.; редакция сербская. Ср. Стоилов, стр. 143–144 41). 5. Евангелие апракос (без 4 перг. лл. (26х19), по 37 стр., в 2 столбца, устав XIII в.; редакция сербская. Ср. Стоилов, стр. 159 5). 6. Тетраевангелие (I д 5), 116 перг. лл. (21,9х14), по 24 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция среднеболгарская. Ср. Стоилов, стр. 151–152 52) 7. Тетраевангелие (I г 5), 88 перг. лл. (29х21), по 21 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция среднеболгарская. Ср. Стоилов, стр., 141–142 39). 8. Евангелие (переплет, с I д 4), 2 перг. лл. (21х17,5), по 20 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция среднеболгарская. 9. Тетраевангелие (I г 6), 326 перг. лл. (23,5х17,5), по 20 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция сербская. Ср. Стоилов, стр. 142–143 40). 10. Тетраевангелие (I г 8), 399 перг. лл. (14,3х16), по 15 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция сербская. Ср. Стоилов, стр. 144–145 42). 11. Тетраевангелие (I д 1), 177 перг. лл. (23,7х16,8), по 23 стр., уст. XIII–XIV вв.; редакция сербская. Ср. Стоилов, стр. 148 (48).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е) Просветитель, сл. 11, гл. 4. стр. 283 (2 изд.; по 4 изд. – стр. 454: по 1 изд. стр. 505): «А еже глаголет апостол: «возбраняющих женитися» – еретицы убо нарицаемии воздержницы и мархионите, и манихее, иже изобретше и составиша многи ереси, от них же едина еси сия: глаголют убо и пишут, яко брак убо не от Бога предан бысть, но το от диавола и ничто же от блуда разнствует. Подобно тому и моссалиане мудрствуют». ж) Бароний, лето 120, ч. 3, л. 93 об.: «во время Адриана, по отшествии от мира сего всех апостолов Христовых, начаша распространятися оные мерзкие еретики, под именем христианским, ученики Менандровы: Василид и Сатурнин. Василид... судружество и рождение мняше быти от диавола». з) Там же, лето 174, ч. 1, л. 109 об. – 110: «Того же века воста ересь енкратитов, начатая от Татиана, иже ученик святаго Иустина мученика , по его же смерти возгордевся, начат заблуждати, и от Рима изшед, сущ от христиан в великой чести. Нача учити, яко брак зол есть и от кровосмешения и нечистоты не разнствует, а сам тайно нечистое житие провождаше». Брак пребудет вечно, до конца мира а) Иероним ч. 4, стр. 149: «Если преходит мир, в котором все заислючается, то преходят, как облака, и образ, и жизнь мира сего, а между прочими отношениями мира прейдет и брак, ибо по воскресении не будет супружеств. Смерть есть предел брака». б) Благовестн. ев. Марка, Мк.12:24–25 , стр. 122 (по 3 изд.): «И отвещав Иисус, рече им: не сего ли ради прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божии? Егда бо из мертвых воскреснут, ни женятся ни посягают, но суть, яко ангели на небесех. Толк.: «ибо мы уже не будем подлежать тлению, но будем жить вечно, a по этой причине тогда и брак уничтожится. Ныне брак существует по причине смертности, чтобы поддерживаясь преемством рода мы не изгибли». В) Там же на ев. Луки 102 зач. стр. 347 (изд. 3, 1897 г.): «здесь потому и брак, что есть смерть, и потому смерть, что есть брак. А там, когда упразднится смерть, какая нужда в браке, ибо брак установлен в помощь смертности и в исполнение недостатка» ( по слав. пер. л. 217 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827. Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). Харьков, 1902, стр. 225–286. Титов Ф. И. Феоктист (Мочульский), архиепископ Курский и Белгородский. Киев. 1894. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 149. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. М. 1832–1891; 1882, стр. 136. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 302. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 16, 133, 366, 450, 524, 531, 635, 931. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 422. Дело комитета духовных училищ. 1809, 167. Учебно-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии. Киев. 1911, вып. VIII, стр. 15–128. Историческое описание Коренной Рождество Богородицкой пустыни. Изд. 5. М. 1898, стр. 12, 15, 18, 29, 87–97. Русская старина. СПб., 1871, т. 3, стр. 149. Русская старина. СПб., 1883, апрель, стр. 51: июль, стр. 559. Русский инок. 1911, вып. 9, май, стр. 45. Русский паломник. 1911, 38, стр. 603. Православный собеседник. Казань. 1909, апрель, стр. 434: июль-август, стр. 210. Православный собеседник. Казань. 1914, январь, стр. 63. Русский архив. М. 1870, 4 и 5, стр. 770. Русский архив. М. 1895. Кн. 2. 5, стр. 13.– 1898. Кн. 1, стр. 426. Русский архив. М. 1916. Кн. 1, стр. 181, 182. Журнал Московской Патриархии. М. 1945, 3, стр. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В настоящем выпуске Палестинского Сборника мы помещаем 8 греческих описаний Св. Земли; из них два могут быть отнесены к определенным личностям и времени: Николаю Анагносту (1542 г.) и известному Феодосию Зигомале (1576 г.), остальные шесть должны быть причислены к безымянным и время их составления может быть лишь приблизительно определено только по внутренним признакам. Первое из этих описаний настоящего выпуска (стр. 1–16, р. п. стр. 141–156) озаглавлено: Διγησις περ τν εροσολμων κα το γου ρους Σιν – „Разсказ об Иерусалиме и Святой горе Синае», при чем описание о Синае (стр. 13, р. п. стр. 153) поставлено под особенным заглавием: Διγησις περ τς Αγπτου κα το Σιν – „Разсказ об Египте и Синае». Описание это было переписано нами в 1895 г. 6 , в библиотеке Афонского монастыря Св. Дионисия из бумажной рукописи под 301, относящейся к XV веку 7 и содержащей 230 л. очень малого формата (12 см.). В ней имеется несколько текстов, написанных народным стихом, как то: толкование на Евангельские притчи, разсказ об Иосифе Прекрасном и несколько молитв. В прозе имеется лишь два текста: служба на погребение светских и печатаемый нами ныне разсказ, помещающийся на лист. 102–142 рукописи и написанный тою же рукою, как и вся рукопись. Разсказ этот совершенно самостоятелен и без всякой связи с известными описаниями того же рода. Он составляет повествование действительного паломничества, но имя этого паломника остается пока неизвестным; всё что можно предполагать, это что он был выходец из Константинополя, так как он в одном месте (стр. 5, р. п. стр. 145) сравнивает величину храма Воскресения с храмом Св. Софии в Константинополе, а в другом (стр. 13, р. п. 153) замечает, что город Каир пространством меньше Константинополя, но населеннее его. Что касается до времени написания разсказа, то судя по всей рукописи, написанной, как нами сказано выше, в XV веке, он и по внутренним своим признакам может относиться к этому же времени. Составитель описания нигде не упоминает о Турках, по нем Сарацины молятся в храме (стр. 9, р. п. 149), они же владеют Египтом (стр. 13, р. п. 153), далее городские стены Иерусалимские описываются разрушенными (стр. 2, р. п. 142). Все эти данные заставляют предполагать время посещения Св. Земли ранее покорения Сирии, Палестины и Египта Турками, т.е. 1517 г. С другой стороны безымянный автор упоминает, что Голгофою и приделом Адама владели Грузины. Но посетившие в 1384 г. Св. Землю паломники Фрескобальди 8 и Сиголи 9 владельцами Голгофы и придела Адама называют Армян. В хождении же приурочиваемому к Игнатию Смолнянину и относящемуся к 139 3 / 5 г., эти Святыни находятся уже в руках Грузин, к которым таким образом они перешли между 1384 и 1395 г. Таким образом к этому времени, между 1395 и 1517 гг., следует отнести составление этого разсказа об Иерусалиме и Св. горе Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

а) Весь Ветхий Завет в своей истории служит прообразом Нового. Не удивительно поэтому встретить выражение этой идеи на первых же страницах первой новозаветной книги ев. Матфея. Повествуя о пребывании Бого-младенца Иисуса в Египте и возвращении Его оттуда, евангелист замечает, что в этом исполнилось древнее предсказание, – слово Божие, сказанное чрез пророка: из Египта воззвал Я Сына Моего (Осии 11, 1). Но всматриваясь ближе в собственный смысл этого предсказания, мы находим, что оно изречено об изведении Израиля из Египта, ибо Израиль собирательно именуется Сыном Иеговы (Срав. Исх. 4, 22 ) по особенному отношению к нему Иеговы 2 . «Иудеи говорят, объясняет Мф. 2, 15 блаж. Феофилакт , что это сказано было о народе, изведенном из Египта Моисеем». Отвечаем: «о народе это сказано прообразовательно, a истинно исполнилось на Христе». Благовестн. ч. I, стр. 65. Казань 1855. Срав. св. 3латоуста на тоже место Бес. 8, стр. 149, ч. 1, 2 изд. М. 1843. и др. Срав. также о. арх. Михаила, толк. ев. кн. 1, стр. 45–46. М. 1871. I. Bengelii, Gnomon pag. 24. Tubingae 1742. A. al. Ольсгаузена, Мейера и мн. др. б) Весь ветхозаветный теократический институт был прообразом новозаветного царства Божия. Поэтому и в частности (a toto ad partem valet consequentia) каждое учреждение этого института было типом чего-либо соответствующего себе в новозаветном царстве Божием. Этим объясняется толкование в Иоан. 10:34 изречения псалма 81 ( Евр. 82 ):6: Я сказал: вы боги (в устах Господа Иисуса Христа). В цитуемом ветхозаветном, месте, судя по контексту речи, название «богов» (elohim) относится к судиям земли израильской, как представителям теократии па земле, а следовательно – органам Воли Божественной (срав. Втор. 1, 17; 19, 17 с Исх. 21, 6; 22, 8. 28; 18, 19–27 ), как и другие главнейшие по правам суда лица, каковы вожди (срав. Исх. 4, 16; 7, 1 ), цари ( Зах. 12, 8 ) и даже пророки. В этом смысле они были посредниками между Богом и народом и примирителями действий последнего с определениями Воли Первого, а как таковые «они были, вообще говоря, прообразами Единого Истинного Посредника и Примирителя – Мессии». О. арх. Михаила толк. ев. кн. 3, стр. 372. М. 1874. Vergl. Meyer’s Komment. zu Ioh. 10, 34. s. 411). Gotting. 1869. u. And. Этот случай толкования новозаветного тем особенно замечателен, что Господь Спаситель, объясняя толкуемое место В. 3. о Себе, в тоже время указываете и исторический смысл его (loan. 10. 34–36). Срав. также св. Иустина «Dial. cum Tryph. ludaeo, cap. 124, pag. 217. Hagae 1742. и др. Срав. подобного же рода толкование псалма 108 (евр. 109), 8 в Деян. 1, 20 в. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

        См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Вопрос номера. Как справиться с чувством вины? Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию/ Екатерина , Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика « Вопрос номера. Как справиться с чувством вины ?»).            См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА(раздел). – С.26-39. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни . Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891//Фома. - – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30). публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Именины: Виктор. [Инфографика] . Значение имени : Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти : 11 ноября; Святой мученик Виктор :   Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180);  Другие святые и известные люди с именем Виктор : Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов ; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985//Фома. - – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

1) собор при патриархе Симеоне (1470–1481), которым установлен чин принятия в православную церковь католиков. ( Σνταγμα π Ρλλη. t. 5. p. 143–147); 2) собор 1546 г., бывший в Константинополе по смерти патриарха Иеремии, под председательством иерусалимского патриарха Германа; на нём поставлено, что законное избрание патриарха должно производиться собором всех епископов патриархата, а не несколькими только епископами, клириками и вельможами (Хр. Чт. 1861 г., ч. 2, стр. 120); 3) собор при патриархе Иеремии II, на котором изъявлено согласие восточных патриархов на учреждение патриаршества в России ( Σνταγμα π Ρλλη. t. 5. p. 149–155); 4) собор 12 февраля 1593 г. при том же патриархе, на котором рассматривалось представление русского царя и патриарха о повышении кафедры московского патриарха в списке патриарших кафедр на третье место, и сделано несколько других постановлений, например о ежегодном совании соборов, о подчинении монахов власти епархиального архиерея и проч. (Чтения Общ. Любител. Дух. Просв. 1882 г. ч. 2, стр. 181–183); 5) собор 1756 г. при патриархе Кирилле о принятии католиков в православную церковь посредством крещения ( Συντ. Ραλλη. 5, p. 617–616); 6) собор 1849 г. при патриархе Анфиме относительно судебной присяги (ibid. 617–627); 7) собор 1839 г. при патриархе Григорие, которым издано определение о соблюдении прежних правил относительно родства, как препятствия к браку; 8) собор 1850 г. при патриархе Анфиме, на котором была признана самостоятельность церкви королевства греческого (ibid. р. 164–185); 9) соборные постановления патриарха Самуила I (1764 г.) об ограничении власти патриарха и о новой организации патриаршего Синода, состоявшая в следующем. Чтобы ограничить власть патриарха, прежде бесконтрольную, патриарх Самуил ввёл обычай прилагать к каждому официальному документу, исходящему от патриарха, также к денежным документам печать; а печать, разделённая на четыре части, вверена для хранения четырём авторитетным членам Синода, по одной части – каждому, ключ же печати или средний столбик должен храниться в патриархии. Затем, в состав Синода было назначено восемь непременных членов из числа старейших архиереев, без согласия которых не должно было решаться ни одно дело, особенно же перемена или выбор патриарха; на избрание патриарха требовалось ещё согласие четырёх попечителей и великого логофета церкви (Хр. Чт. 1862 г. ч. 1, стр. 799–800);

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010