26 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева; для муж. хора 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры для смеш. хора. Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.): 28 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 29 . Статия 3-я из чина Погребения гармонизация Гефсиманского напева; для муж. хора. VII. Песнопения Богородичных праздников Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.): 1 . Ирмосы канона гармонизация напева по соловецкому ирмологию; для муж. хора 2 . Кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора 3 . Эксапостиларий авторское сочинение; для однородного состава. Иверской иконе (13 октября): 4 . Стихира по 50-м псалме На подобен Егда преставление; для трехголосного муж. напева Киево-Печерской Лавры состава. Казанской иконе (22 окт. 8 июля): 5 . Эксапостиларий Да почтится Всепетая авторское сочинение; для муж. хора. Иконе Знамение (27 нояб.): 6 . Тропарь гармонизация греческого распева; для муж. хора. Державной иконе (2 март.): 7 . Кондак акафиста гармонизация напева Ипатьевского м-ря; для смеш. хора. Тихвинской иконе (26 июня): 8 . Кондак акафиста авторское сочинение; для жен. хора. Смоленской Одигитрии (28 июля): 9 . Стихиры гармонизация напева Зосимовой пустыни; для муж. хора. Донской иконе (19 авг.): 10 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора. VIII. Песнопения из служб святым Прп. Сергию Радонежскому (25 сент., 5 июля): 1 . Молитва преп. Сергия и Богородичен авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 2 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 3 . Величание прп. Сергию или прп. Никону гармонизация соловецкого распева; для муж. хора 4 . О, сладкаго Твоего гласа авторское сочинение; для муж. хора, для смеш. хора, для жен. или дет.хора 5 . Эксапостиларий Процвел еси авторское сочинение; для муж. хора. Прп. Роману Сладкопевцу (1 окт.): 6 . Кондак гармонизация греческого распева -для смеш. хора, для жен. хора 7 . Кондак акафиста переложение по напеву Киево-Печерской Лавры, переложение на подобен Повеленная тайно Киево-Печерской Лавры; для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Самым развернутым духовно-муз. произведением В. является Литургия для смешанного хора (1847), позднее переработанная автором для муж. хора и в таком варианте впервые исполненная в 1865 г. на праздник Покрова Пресв. Богородицы во львовском кафедральном соборе св. Юра (Слово. Львов, 1865. 77. 29 сент./11 окт.; 84. 17/29 окт.). Духовные произведения В. получили широкую известность и использовались как в греко-католич., так и в правосл. богослужебной практике. Муз. наследие В. сохранилось не полностью, существует небольшое количество автографов и печатных изданий. Из рукописей-неавтографов наиболее достоверными считаются списки, выполненные в 1871 г. учеником В. свящ. и композитором Виктором Матюком. Муз. соч.: 1. «Отче наш» g-moll для смеш. хора; 2. «Христос воскресе» B-dur для муж. хора 1); 3. «Тебе поем» As-dur для муж. хора, Es-dur, D-dur для смеш. хора, C-dur, G-dur для смеш. хора; 4. «Иже херувимы» Es-dur для муж. хора, F-dur; 5. «Святый Боже» A-dur для муж. хора, F-dur; 6. «Слава: Единородный Сыне» As-dur, e-moll; 7. «Аллилуйя» F-dur, греч. расп. G-dur, B-dur; 8. «Дух Святый снидет на тя» B-dur; 9. «Господи, помилуй» B-dur, f-moll для смеш. хора; 10. «Отца и Сына» B-dur, C-dur, A-dur; 11. «Верую» Es-dur; 12. «Милость мира» As-dur, Es-dur для смеш. хора, G-dur 2) для смеш. хора; 13. «Свят, свят, свят» B-dur, F-dur для муж. хора; 14. «Достойно есть» B-dur, D-dur для смеш. хора; 15. «Отче наш» a-moll; 16. «Един Свят: Хвалите» Es-dur; 17. «Да исполнятся уста наша» B-dur; 18. «Буди имя Господне» B-dur, греч. расп. G-dur; 19. «Ангел вопияше» C-dur; 20. «Избавление посла Господь» (причастен на Рождество Христово) F-dur; 21. «Сотвори, Господи, многая лета» Es-dur; 22. «Господи, помилуй» (ектения сугубая) F-dur для смеш. хора; 23. «Величай» (на Рождество Христово) a-moll (ор. 38) для муж. хора; 24. «Христос воскресе» C-dur для 2 муж. хоров, B-dur для муж. хора 2), C-dur («большое»); 25. «Kyrie» D-dur, для оркестра, органа и смеш. хора [фрагмент лат. мессы]; 26. «Елицы» C-dur; 27. «Многая лета» C-dur.Myз. соч. с сомнительным авторством: «Иже херувимы» Es-dur для смеш. хора//ЛНБ. Конс. 20/42. П. 13 [автограф?]; «Христос воскрес» C-dur для смеш. хора («Христос воскрес». С. 13-15); «Царю Небесный» С-dur/c-moll (Блarobicm. C. 60-61); Антифон 2 («Слава Отцу и Сыну:») d-moll (Збiphuk. С. 6-8); «Святый Боже» G-dur (народное) ( Людкевич. 1999. С. 307).Не обнаружены: «Вечная память», «Господи, помилуй»: Для смеш. хора//Noxopohhi nichi. Льbib, 1912 ( Лисько. С. 87); 2 Мессы ( Лисько. С. 89); 12 причастных стихов: Для смеш. хора ( Кудрик. Огляд. С. 87).

http://pravenc.ru/text/150385.html

Хора — как имя Божие В путеводителях и даже научно-популярных изданиях мы найдем название монастыря как Христа Спасителя в Хора, и объяснение, что «хора» означает нахождение монастыря за границей исторического города около новых стен и означает «в полях». Однако, на мой взгляд, название храма связано отнюдь не с местоположением, а с посвящением монастыря Христу Хора, где «хора» одно из священных именований Второго лица Святой Троицы, означающее «Божественное пространство». То есть это такой же уровень посвящения, как посвящение храма Святой Софии — Премудрости Божьей Христа Логоса или находящейся неподалеку от Святой Софии церкви Святой Ирины, которая посвящена Христу как Миру, а отнюдь не известной мученице. Программа посвящения храма, который он перестроил, украсил, принадлежит все тому же Феодору Метохиту, портрет которого мы видим над главным входом в храм — большая композиция, в которой ктитор храма Феодор Метохит склоняется в глубоком преклонении, приносит к стопам Христа, сидящего на троне, модель созданного им храма. Главные образы Христа над входом в нартекс и слева от алтаря подписаны редкой надписью «Иисус Христос Хора тон зонтон (Христос Пространство живых)». «Хора» появляется еще в трех образах Богоматери с младенцем, поименной «Митер Теу. Хора ту ахориту (Матерь Божья — Пространство Того, Который не вмещается в пространство)», также расположенные по центральной оси движения к алтарю. Тем самым Феодор Метохит дает нам непростой, но ясный ключ к пониманию всего иконографического замысла и стоящей за ним богословской мысли. Лучшие мозаики мира Мозаичный цикла храма — пожалуй, самые лучшие мозаичные произведения в мире. Если собрать все мозаики всех традиций и эпох, то мозаики монастыря Хора будут претендовать на первое место по уровню художественного совершенства. Мозаики хорошо сохранились в двух притворах — экзонартексе (внешняя открытая паперть) и внутреннем нартексе (притворе). Тема мозаичных композиций — детство и юность Христа и Богоматери. Большая часть мозаик была уничтожена

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И вот в 1945 году ему пришлось стать перед хором Свято-Троицкой церкви. Силы еще были: сопрано дворцового хора Сусанна Ершевская, Аня Дическул из хора Марковского храма, Наталия Быкова – изумительное контральто из дворцового хора, Ольга Жигина – альт из хора Маслова, меццо-сопрано из дворцового хора Полина Бурза, Павел Шевелев и Алексей Дмитриевич Охотин – тенора редкой красоты из хора Маслова, Николай Семененко – из хора оперы, Иван и Яков Бартоши – басы, Иван Иванович Горенко – октава… А нередко по праздникам обычным певчим становился в его хор и знаменитый солист Марининского театра и Белградской оперы Павел Холодков. Но не было спевок, пели «по старой памяти», пели прежний, весьма сложный репертуар, и отцу Владиславу было не под силу держать твердо в руках такой разнородный «ансамбль». Исполняя сложные «концерты» («Вси языцы…», «Да воскреснет Бог», «Преславная днесь» и др.), нередко и сбивались. В 1948 году настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Иоанн Сокаль и протоиерей Владислав были приглашены в Москву на юбилейные торжества по поводу 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, проходившие в Троице-Сергиевой лавре. В том же году произошел известный конфликт между Сталиным и Тито, и все русские стали сомнительными элементами (как тогда говорили). В Венгрии, Румынии, Болгарии начались процессы над «титовцами», а в Югославии – над «сталинистами», то есть сторонниками резолюции Информбюро, осудившей Тито и его приспешников. Волна арестов и этих процессов не пощадила и нашу бедную эмиграцию. Среди арестованных в 1949 году оказался и протоиерей Владислав Неклюдов. В ноябре того же года в г. Сараево начался суд над «советскими шпионами» – русскими белогвардейцами. И в первый же день было сообщено, что поп Неклюдов покончил собой в одиночной камере. Было ясно, что несгибаемый отец Владислав не соглашался на признание в ложных обвинениях и был убит в титовском застенке. Первое время после этого регентом нашего хора был протодиакон Александр Качинский, а когда в августе 1950 года он уехал в Триест, на это место был переведен регент хора Иверской часовни Григорий Иванович Криволуцкий (о нем подробнее будет сказано ниже). Но, через год и он уехал к сыну в Берлин, и пришлось подыскивать нового регента.

http://pravoslavie.ru/28637.html

жизни. Клин, 2001, 20042. М., 20093; Человеческий лик Бога: Проповеди. Клин, 2001; Преподобный Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин, 2001. СПб., 20072; Syméon le Studite . Discours ascétique/Introd., texte crit. et not. H. Alfeyev. P., 2001. (SC; 460); Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002, 20072 (сокр. итал. пер.: La gloria del Nome: L " opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all " inizio dell XX secolo. Bose, 2002; фр. пер. 1-й ч.: Le Nom grand et glorieux: La vénération du Nom de Dieu et la prière de Jésus dans la tradition orthodoxe. P., 2007; фр. пер. ч. 2-3: Le mystère sacré de l " Église: Introd. а l " histoire et а la problématique des débats onomatodoxes. Fribourg, 2007); Во что верят православные христиане: Катехизические беседы. Клин, 2004. М., 20092; Православное свидетельство в современном мире. СПб., 2006 (англ. пер.: Orthodox Witness Today. Geneva, 2006); Споры об имени Божием: Мат-лы и док-ты 1912-1938 годов. СПб., 2007; Православие. М., 2008. Т. 1: История, каноническое устройство и вероучение Правосл. Церкви (фр. пер.: L " Orthodoxie: Histoire et structures canoniques de l " Église orthodoxe. P., 2008; L " Orthodoxie: La doctrine de l " Église orthodoxe. P., 2009); М., 2009. Т. 2: Храм и богослужение, таинства и обряды, иконы и церковная музыка; Патриарх Кирилл: Жизнь и миросозерцание. М., 2009. Муз. соч.: «Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки» для голоса и ф-но (1984); «Да исправится» для мужского трио (1987); «Ныне силы небесныя» для смеш. хора (1989); «Божественная Литургия» для смеш. хора (2006; то же для муж. хора - 2007); «Всенощное бдение» для солистов и смеш. хора (2006); «Страсти по Матфею» для солистов, хора и орк. (2006); «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смеш. хора и симф. орк. (2007); «Литургия 2» для смеш. хора (2007); «Memento» для симф. орк. (2007); «Песнь восхождения», симфония для хора и орк.

http://pravenc.ru/text/389169.html

М., Op. 46. 1: Каноны (катавасии): «Отверзу уста моя», 2: «Христос раждается». М., Op. 47. Литийные стихиры киев. расп., переложенные для смеш. хора. 1–9: На праздники господские, 10–14: На праздники богородичны, 15–17: На службы святым. М., Op. 48. Догматики-запричастны знам. расп. в свободной обработке для большого смеш. хора: 1: «Всемирную славу», 2: «Како не дивимся», 3: «В Чермнем мори», 4: «Царь Небесный». М., изд. ж. «Хоровое и регентское дело» (литогр. Г. Шмидта): Op. 31: Литургия св. Иоанна Златоуста: Для смеш. хора. СПб., (репр. Российского муз. изд-ва: М., 1992; рец.: Аз//ХРД. 1909. 11. С. 292–293); «Упокой, Боже, раба Твоего». Запричастен на заупокойной литургии//ХРД. 1913. 10. Нотн. прил.; изд. ж. «Музыка и жизнь» (1908. 10) (печатня В. Гроссе): Херувимская песнь (f-moll): Для смеш. хора. М., 1908; изд. Товарищеского хорового изд-ва: «Свете тихий»: Для смеш. хора. [СПб.], 1916; «Хвалите Имя Господне»: Киев. расп.: Для смеш. хора. [СПб.], 1916; изд. П. М. Киреева (литогр.): Op. 55. 1: «Ныне отпущаеши» 4): Для соло баса и смеш. хора, 2: «От юности моея» 2). Л., пол. 20-х гг. XX в.]; изд. Сурожской епархии РПЦ: «Ныне отпущаеши» (Op. 17. 2), Полиелей (C-dur)//Нотный сборник православного рус. церк. пения. Лондон, 1975. Т. 2. Ч. 1. 26, 48 (репр. изд-ва «Живоносный Источник»: М., б. г.); совр. изд.: «Господь просвещение мое»: Концерт//На Божественной литургии: Для небольшого смеш. хора/Сост.: Л. Л. Лобыкин. М., 1992. 40; «Упокой, Боже, раба Твоего»: Запричастен на заупокойной литургии: Пам. С. В. Смоленского, «Блажени, яже избрал»: Причастен//Избранные псалмы и молитвенные песнопения/Сост.: Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1996. С. 43–48; Херувимская песнь: Греч. расп.//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Для смеш. хора/Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1997. С. 68–71; «Свете тихий» 4] (1922). М., 1998; «Достойно есть»: Экзаменационная работа в Синодальном уч-ще (1896). М., 1998; Литургия св. Иоанна Златоуста 2): Op. 52 (1921–1927): Для смеш.

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Осенью, в сентябре-октябре, планируется Всенощное бдение с участием трех духовных епархиальных хоров - Хора духовенства, женского и детского - в одном из соборов Санкт-Петербурга. " Мы понимаем, что в выходные дни верующие захотят пойти в свои приходские храмы, а люди светские - на какие-то светские увеселения, - сказал отец Илия. - Поэтому мы решили, что это богослужение состоится в будний день, чтобы все желающие смогли прийти " . Дата и место пока уточняются. 1 ноября состоится Большой юбилейный концерт на сцене Ледового дворца. " На этой площадке Святейший Патриарх Кирилл встречался с молодежью " , - напомнил отец Илия. В конце года пройдет традиционный декабрьский концерт. Юрий Гермасимов рассказал об истории хора, особо коснувшись последнего периода, когда хор был возобновлен. " Молодые священнослужители и студенты Санкт-Петербургских духовных школ, вошедшие в новый состав, были воспитаны на выступлениях Хора духовенства, основанного владыкой Никодимом, они слушали записи хора на грмапластинке, выпущенной фирмой " Мелодия " . В 2011 году я стал художественным руководителем хора. Поскольку хор состоит из действующих священнослужителей, в исполнении особенно слышен молитвенный опыт " . Игорь Копылов сказал, что для него участвовать в постановке выступлений хора - большая честь, а слушать их - как глоток свежего воздуха. " Мы выступали на разных площадках, и нигде не встретили ни одного препятствия: у всех людей была потребность стать соучастниками. Особенное воодушевление было заметно на благотворительных мероприятиях хора " . Татьяна Орлова напомнила, что в Санкт-Петербурге немало хоровых коллективов, исполняющих духовную музыку, но Хор духовенства отличается от прочих особой проникновенностью, одухотворенностью. Татьяна Николаевна рассказала, что комитет по культуре сотрудничает с хором много лет и всегда оказывает хору информационную и организационную поддержку: было это и в 2014 году, когда отмечали 700-летие преподобного Сергия Радонежского, и в 2015-м, в год 1000-летия преставления святого великого князя Владимира.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Состоялся юбилейный концерт хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии 16 декабря 2021 г. 11:17 10 декабря 2021 года в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления состоялся концерт, посвященный 50-летию основания хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии . На мероприятии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Хор духовенства исполнил песнопение «О, преславнаго чудесе», которое участники хора считают своим гимном. «Хор создавался в 1970-е годы, это было непростое время для Церкви: всеми церковными делали ведали уполномоченные, которые запрещали все, что только могли, — напомнил градоначальник. — Создание хора, исполняющего духовные песнопения, в те годы казалось немыслимым. Но нашей митрополии повезло: главой ее тогда был владыка Никодим , он сумел добиться, чтобы хор был создан. Хор пел не только за богослужениями, он выступал на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, на других концертных площадках. После кончины владыки хор перестал существовать, а возродился только при владыке Алексии, будущем Патриархе Алексии II . В 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси, хор принял участие в юбилейных мероприятиях. Сейчас хор духовенства известен не только в нашей стране, но и в мировом музыкальном сообществе. Важная часть его деятельности — он проводит благотворительные концерты, помогает детям с тяжелыми заболеваниями». Губернатор поздравил художественного руководителя и регента хора Юрия Герасимова с днем рождения, ему было спето многолетие. Хору духовенства и лично Юрию Герасимову вручены благодарственные грамоты губернатора. Митрополит Варсонофий обратился к участникам хора с приветствием: «Участники хора совмещают священническое служение с концертной деятельностью, — сказал архипастырь. — Сколько существует Православная Церковь, столько существует в ней пение. После трагических событий ХХ века в нашей стране традиция практически сошла на нет, после войны пришлось возрождать церковное пение хотя бы в больших городах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Москва зазвучала по-византийски (+ ФОТО) В Москве состоялся уникальный концерт Византийского хора «Филатоните» хора из греческого города Салоники. 5 мая, 2012 В Москве состоялся уникальный концерт Византийского хора «Филатоните» хора из греческого города Салоники. 3 мая 2012 г. в Москве в рамках XI Московского Пасхального фестиваля, состоялся концерт Византийского хора «Филатоните» хора из города Салоники (Греция). Концерт хора прошёл в здании Российской Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Своё выступление византийские певцы начали с тропаря Пасхи — «Христос Анести», который они спели на греческом, и на русском языках. Слушатели могли насладиться живым исполнением строгого византийского напева тропаря, который стал так любим в последнее время в Русской Церкви, что его поют на Пасху буквально в каждом храме. Кроме него прозвучали песнопения традиционных напевов, созданных с XII по XIX века в Восточной Римской империи, затем в Греции, находившейся под властью мусульман. Во втором отделении хор исполнил небогослужебные старинные греческие песнопения, как духовные, так и светские, почти неизвестные в России. Аккомпанемировали хору музыканты на традиционных греческих музыкальных инструментах – гуслях и лафтах. В последнем номере регент повернулся и подал знак залу, так что все зрители начали хлопать в ладоши в такт музыке, как это делают во время исполнения народных песен в Греции. Перед концертом было прочитано приветствие митрополита Волоколамского Илариона, в котором особо подчеркивалась важность сохранения традиции церковного Византийского пения. После концерта выступил ректор Российской Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. Греческие певцы подарили Владимиру Мау икону Богородицы с Афона. Хор действует при подворье афонского монастыря Симонапетра в Салониках, название хора «Филатоните» переводится как «друзья Афона». Хор был создан для того, чтобы развивать традиционное византийское пение за пределами Афона. Москву греческий коллектив посетил впервые.

http://pravmir.ru/moskva-zazvuchala-po-v...

Наконец, в больших городах, а именно в Цареграде, появились акомиты – неусыпающие. Обителей сего имени монахи поперемен но продолжали пение в храме и по нужде беспрерывной молитвЫ размножили оныя акафистами, разными канонами молебными и множеством нелепых уставов, вознося моления больше к твари, а еще постыднее, к иконам, нежели к Богу, в противность учения Господа Цисуса Христа. Наконец, в Афонской горе явились антузиасты – зрители Фаворского света, споря до сумасшествия, что свет сей вещественный или только кажущийся, и о сем был собор в Цареграде в час тот, когда Магомет Вторый завоевал и город, и империю» 627 . Остановимся. Не будем пытаться исправить здесь всех фактических ошибок, допущенных Г. А. Потемкиным в изложении истории монашества. Достаточно сказать, что акомиты появились в Константинополе в том же IV столетии, что и «трудническое» монашество в египетской пустыни, а Собор о Фаворском свете состоялся в Константинополе ровно за сто лет до последней осады и взятия города турками. Важнее отметить общий пренебрежительный и обличительный тон, который роднит данный документ с соответствующими антимонашескими выпадами Петра Великого 628 . Переходя к истории православной России, Потемкин в том же развязном тоне пишет: «К нам вошло монашество из Афонской горы ни в честь закону, ни в пользу людям, ибо народ наш, присоеди- ня к тогдашней грубости ханжество и лицемерие, смешанное с упрямством, был источником ложных чудес и вредных оснований, Слава Богу, не допустившему Россию к участи греков». Окончив исторический экскурс, светлейший переходит к программе реальных действий относительно монастырей. «Презрение мира не зависит от обетов. Кто убежден в совести о суетности его, тот сердцем монах, а не по монастырю. Собрание монахов по образу нашему есть собрание тунеядцев, стыд церкви и общество пияниц. Я не спорю, что людям, наскучившим жить в мире, бывает удовольствием отлучение от него, и что есть такие, кои по добродетели избирают монашескую жизнь, ведя себя богоугодно, но таковых столь мало, что едва наполнят один монастырь. Я полагаю во всем государстве для прямых монахов довольными: монастырь Нилов (имеется в виду Нило-Столобенская пустынь), Саровскую пустынь и Соф- рониеву (имеется в виду монастырь, переданный в 1779 г. по ходатайству Г. А. Потемкина ученику Паисия Величковского старцу Софронию с братией, приведенной им из Молдавии), с строгим наблюдением монашеских правил, дабы меньше было охотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010