Разделы портала «Азбука веры» антифон После произнесения мирной ектении начинается пение антифонов. Антифон – греческое слово, которое можно перевести как «попеременное пение». Такое название эти библейские песни получили от обычая петь стихи псалмов двумя хорами попеременно. Две строки – один хор, две следующие – другой и т.д. Антифоны вошли в употребление в глубокой древности. Их пели христиане уже I и II веков. Церковный историк Сократ Схоластик говорит, что обычай антифонного пения ввел св. Игнатий Богоносец (живший в конце I века). Однажды Игнатий был восхищен духом на небеса и созерцал там Ангелов, воспевающих Святую Троицу противогласными (в греч. – антифонными) песнями. Св. Игнатий ввел такое «Ангельское» пение в Антиохийской Церкви, которую возглавлял, а позже такое пение распространилось и на все Церкви. Антифоны входили в состав утренних, вечерних служб, служб, совершавшихся во время разных торжественных процессий. Люди в древности очень любили попеременно, на два хора, петь псалмы или священные гимны. Как они попали в начало Литургии? Древняя Литургия начиналась с момента входа епископа (или священника) в храм, это момент нынешнего так называемого малого входа. Верующие ждали священнослужителей у храма. Тут-то они и пели любимые антифоны. Примерно в VIII веке три антифона, в начале Литургии, были официально добавлены в чинопоследование Литургии. Пели их тогда иначе, нежели сейчас: пелся стих из псалма и припев, например такой: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Опять стих и припев и т.д. Для антифонного пения перед Литургией выбирали разные псалмы. Например, в VIII веке это были 91й, 92й и 94й псалмы. Сегодня антифоны формально остались, но они совсем не похожи на то, что услышали бы мы, попав в храм на древнее богослужение. Почему? Мы поем другие антифоны (составленные из 102-го, 145-го псалмов и Блаженств Евангельских – Мф. 5, 3–12 ). Часто в приходских храмах и даже соборах задействован один хор, который поет все стихи антифонов подряд (особенность антифонов – как раз в другом, в том, что их попеременно исполняют два хора).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

С другой стороны: вот все люди, всех веков и времен веровавшие и ныне верующие в Искупителя нашего Господа Иисуса Христа: праотцы, патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и все живущие на земле истинные христиане, составляют другой хор, радуются, благоговейно взирая на Пресвятую Деву Богородицу, и немолчно вместе с нами возсылают Ей хвалебную песнь. Нельзя, братия мои, внимать этим трогательным песнопениям в честь Божией Матери без сердечного умиления, без благоговейного поклонения перед Матерью Божией. Колена невольно преклоняются, когда уста и сердце наше произносят вслед за клиром, благохвалебные слова песней церковных. Об одном только заботишься, чтобы твоя молитва и благохваления были благоугодны Ей – нашей царице и заступнице, – чтобы твой голос не нарушал общего всемирного хора ангелов и человеков, восхваляющих Ее. Аминь. (См. Объяснение богослужения, прот. В. Владиславлева ). 9. Беседа об антифонах Ныне беседа наша будет о так называемых антифонах. Антифон – слово греческое, по-русски – противозвучащий, противопоющий, отвечающий голосом другому. В древней христианской церкви, когда еще состав богослужений не был приведен в такую полноту и определенность, как теперь, псалмы составляли главную и существенную часть их. При различных богослужениях они пелись различно. Иногда они были петы всем собранием вместе; иногда их пели попеременно, разделяясь на два хора; иногда, наконец, одна сторона собравшихся на богослужение пела первую часть стиха, другая – отвечала ей, доканчивая стих, или один возглашал начальные слова, а все прочие пели дальше. Способ псалмопения, когда два хора попеременно возглашали один стих после другого, или когда одна сторона начинала, а другая доканчивала стих, назывался антифонным. Отсюда псалмы, так петые, получили название антифонов. Потом, собственно для антифонного пения, начали составлять особенные стихи, или выбирая их из псалмов, или составляя новые, по духу и образцу псалмов. И эти стихи также получили название антифонов. Впоследствии антифоны того и другого рода вошли в состав богослужений и неизменными сохранились доселе, – по крайней мере, по названию, потому что некоторые из них не поются ни на два, ни на один хор, а просто читаются. Антифоны – принадлежность собственно праздничных богослужений. Антифоны на вечерне. В прежние времена на воскресной вечерне пелась антифонным пением вся первая кафизма. Она разделялась на три антифона; за каждым из них следовала малая ектенья. В праздничные вечерни пелся только один первый антифон (три первые псалма). Впоследствии начали петь – и в воскресные и в праздничные вечерни – лишь некоторые стихи из этих псалмов, а все прочее – читать. Так как эти стихи слышатся непрестанно, то считаю не бесполезным привести их здесь в русском переводе. Первый хор. Блажен муж (аллилуиа), который не ходит на совет нечестивых. Аллилуиа (пс. I, начало первого стиха). Второй хор. А путь нечестивых погибнет. Аллилуиа (пс. I, конец 6-го стиха).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но не просто изъявляет свое желание. Он благословляет во имя пр. Троицы. А в книге Чисел Господь прямо сказал: да возложат имя Мое на сыны израилевы, и Аз, Господь, благословлю их. С действием благословения священник возлагает на благословляемого имя пр. Троицы. Следовательно, действием и словами он низводит на него благословение самого Бога. Благословляя, он выражает и желание благ небесных и земных, по мере надобности каждого, и свидетельствует свою уверенность, что желание его, невидимо и тайно, но тем не менее верно и несомненно, не замедлит исполниться. К несчастью, погибельный дух времени все умеет исказить и изуродовать. И благословение священническое нередко принимают кое-как, без внимания, без всякой мысли, лишь по заведенному обычаю. Антифоны Антифон – слово греческое; по-русски: противозвучащий, противопоющий, отвечающий голосом другому. В древней христианской Церкви, когда еще состав богослужений не был приведен в такую полноту и определенность, как теперь, псалмы составляли главную и существенную часть их. При различных богослужениях они пелись различно. Иногда они были петы всем собранием вместе, иногда их пели попеременно, разделяясь на два хора иногда, наконец, одна сторона собравшихся на богослужение пела первую часть стиха, другая отвечала ей, доканчивая стих, или один возглашал начальные слова, а все прочие пели дальше. Способ псалмопения, когда два хора попеременно возглашали один стих после другого, или когда одна сторона начинала, а другая доканчивала стих, назывался антифонным. Отсюда псалмы, так петые, получили название антифонов. Потом, собственно для антифонного пения начали составлять особенные стихи, или выбирая их из псалмов, или составляя новые, по духу и образцу псалмов. И эти стихи также получили название антифонов. Впоследствии антифоны того и другого рода вошли в состав богослужений, и неизменными сохранились доселе, по крайней мере, по названию, потому что некоторые из них не поются ни на два, ни на один хор, а просто читаются. Антифоны – принадлежность собственно праздничных богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И замечательно, что это число, не смотря на колебания в составе службы летом и зимой (что зависело от неодинаковой продолжительности ночи), служит как бы нормальным пределом псалмопения и более не сокращается. Начиналась ли ночная служба непосредственно этими псалмами, как можно думать из описания синайской утрени, или им предшествовали другие части вроде предначинательного псалма, греческие источники оставляют в неизвестности, но, по всей вероятности, дело было обставлено полнее, и на эту предварительную часть указывают выражения «πρωτολογα τν μνων» и «συμπλρωσις τν προιμιακν μνων» у Иоанна Лествичника 21 . На Западе эта обстановка уже сложилась в VI-м веке, и в уставе Венедикта ночная служба, точно также, как и все другие, открывается предварительным стихом: «Боже, в помощь мою вонми», после которого настоятель трижды произносит versum apertionis: «Господи, устне мои отверзеши», причём три раза крестил рот, и передавал продолжение службы очередным лицам. Затем читались 3-й и 94-й псалмы, из которых последний называется пригласительным (iuvitatorius), и с него-то, собственно, начинается служба, так как монахи к этому времени должны были собраться и занять свои места. Согласно общему порядку псалмопения, шестопсалмие не читали, а пели антифонно, сопровождая каждый псалом молитвой. У Венедикта шесть псалмов поются с антифонами и аллилуйя. По словам Василия Великого , присутствовавшие на утрени делились на два хора и попеременно пели псалмы, затем произносил псалом представитель хора, а прочее подпевали. У Кассиана способ исполнения псалмов во время ночной службы обозначается выражением «cantare, psallere», т.е. раздельное, внятное, с интонациями совершаемое, произношение псалмов на два хора или поочерёдно. (De inst. coenob. L. II, с. 11–12.) Один монах на утреннем правиле, по словам Apophtegmata Patrum, пел пять псалмов, произнося по шесть стихов за один приём и каждое такое отделение сопровождал аллилуйя. (Patr. с. compl. t. 65, c. 277.) 22 . В житии Саввы Освященного рассказывается, что он однажды ночью, до призыва к молитве звуком била (πρ το κροματος ρα), услышал в соседней келье пение псалмов, как бы целым большим собранием и со сладкогласным исполнением одного стиха из псалма (μετ μλους δυφνου).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Звездица знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Литургия оглашенных Верующие приготовляются к таинству причащения за второю частью литургии, которая называется литургиею оглашенных. Этой части литургии такое название усвоено потому, что к ее слушанию, кроме крещеных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т.е. Готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения. Тотчас по прочтении часов и совершении проскомидии литургия оглашенных начинается прославлением царства Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: благослови, владыко, отвечает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь. За этим произносится великая ектения. После нее в обыкновенные дни поются два изобразительные псалма 142 и 145, разделяемые малою ектеньею. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. В двунадесятые Господские праздники вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Так называются те священные песни из псалмов царя Давида, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифонное, т.е. противоголосное, пение обязано своим происхождением св. Игнатию Богоносцу, жившему в первом веке по Рождеству Христову. Сей св. муж апостольский в откровении слышал, как ангельские лики попеременно пели на два хора и, подражая ангелам, сей же порядок установил в Антиохийской Церкви, а оттуда обыкновение сие распространилось и по всей православной Церкви. Антифонов - три в честь св. Троицы. Первые два антифона отделяются малыми ектеньями. В обыкновенные дни после второго изобразительного псалма, а в двунадесятые Господские праздники после второго антифона, поется умилительная песнь Господу Иисусу: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно (истинно) вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2160...

б) О втором способе пения. История времен Апостольских передает нам, что псалмопение и священные гимны пелись и так, что весь народ в храме, разделившись на два хора или лика и под руководством известных певцов, 496 пел попеременно. Кто ввел антифонное пение в церкви Христианской, историки между собою разногласят. Сократ 497 происхождение и первое употребление этого пения приписал предстоятелю Антиохийской церкви св. Игнатию Богоносцу . Феодорит же этот самый обычай относит к Флавиану и Диодору, монахам Антиохийским. Но мы скажем, что эти антифонные формы пения не есть что-либо особенное, придуманное Христианами. Выше всякой вероятности, что этот способ пения существовал до времен Христианской эры. Еще во времена Моисея, после перехода Чермного моря, Мариам, сестра Моисея, с женами израильскими пела в соответствие лику сынов израильских. 498 Далее, образ составления многих псалмов Давидовых указывает на антифонное пение у Иудеев, которых стихи так расположены по частям, что первому стиху соответствует другой, выражающий другими только словами, по большей части, туже мысль и редко противоположную. Эта же антифонная форма пения усматривается в Богослужении и у Александрийских ферапевтов-аскетов. «Их первосвященник, говорит историк Филон, 499 вставал и пел хвалебную песнь Богу, или вновь от него сочиненную, или заимствованную от древних пророков, при конце коей все возносили глас, как мужи, так и жены. Они во время святых своих бдений, все, восстав, разделялись на два лика посреди храмины – мужи с мужами, жены с женами и на обоих ликах был свой опытный канонарх; потом они пели Богу попеременно с приличными припевами. Наконец, оба лика, насладившись особо сим сладкопением как бы упоенные Божественною любовию, совокуплялись в один общий лик или хор, подражая тому древнему примеру, как было на берегу Чермного моря, где море, по совершении чуда, по повелению Божию, одним послужило во спасение, а другим в погибель». Эти слова Филона заставили историка Евсевия думать, 500 будто он описывает Богослужение Иудеев, принявших христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Эта – особенная похвальная песнь празднику, на прим. величание на Рождество Христово: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и пречистыя Девы Марии . Величание поется перед иконою праздника, которая бывает на аналое на середине церкви. Что такое воскресные тропари? Это – песни, составленные в память воскресения Господа Иисуса Христа. В них, в начале, изображается пришествие мироносиц ко гробу и проповедь Ангелов о воскресении Спасителя, а в заключение все верующие приглашаются поклониться Отцу и Сыну и Св. Духу, Святой Троице во едином существе. Каждый из воскресных тропарей начинается припевом: Благословен еси Господи, научи мя оправданием (т. е заповедям) Твоим. Прочитайте некоторые из тропарей. Ангельский собор удивися, зря (видя) Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость (силу, власть) разоривша и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. – 3ело (очень) рано Мироносицы течаху (пришли) ко гробу Твоему, рыдающия, но предста к ним Ангел и рече (сказал) : рыдания время преста, не плачите, воскресение же Апостолом рцыте. – Слава Отцу... Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во едином существе, с Серафимы зовуще: свят, свят, свят еси, Господи. – И ныне и присно... Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси, падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и человек. Аллилуиа (3-жды) . Слава Тебе, Боже. Что такое утренние антифоны? Это – стихи, избранные из псалмов (119 – 132). Слово антифон с греческого значит противогласник, или попеременное пение, так как песни, называемые антифонами, обыкновенно поются попеременно то на том, то на другом клиросе. Кто и почему ввел такое пение? Антифонное пение ввел св. Игнатий Богоносец , живший во 2-м веке по Р. X. Он в видении слышал Ангелов поющих на два хора, попеременно, и после сего в храме ввел такое пение. Прочитайте более употребительные из антифонов. От юности моея мнози борют мя страсти (страдания) , но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Боже, ушима нашима: Евангелие от Матфея, зачало 1. Ряд же недели оставляется. Причастен: Хвалите Господа: Другий: Радуйтеся, праведнии: О предпразднстве Христова Рождества ведати подобает. От 20-го дне начинается предпразднство. Пост убо есть, поклоны же в церкви не бывают. Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии. Детство его прошло в последние годы земной жизни Господа Иисуса Христа. По церковному преданию, он был тем отроком, которого Иисус Христос взял на руки и сказал: «Если не обратитесь, не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). Святитель Игнатий был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова († нач. II в., память 8 мая, 26 сентября). Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Святой Игнатий... воспитывался под руководством апостолов, неразлучно находился при них и был их соучастником во всем». Именно они вдохнули в юношу мужество, твердость духа, пламенную любовь к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Около 67 года скончался первый епископ Антиохийской Церкви святой Евод, апостол от 70-ти (память 7 сентября). Его преемником был избран святитель Игнатий. Он принял и рукоположение от апостола Петра. Святитель Игнатий ревностно трудился во славу Божию, воспитывая вверенных ему словесных овец стада Христова. Управляя Антиохийской Церковью около 40 лет, он утверждал в вере новообращенных, воодушевлял и ободрял малодушных и неопытных, предостерегал и защищал паству от еретиков и лжеучителей. Сам он, по словам святителя Иоанна Златоуста , явил в своем лице все достоинства епископа, «имел все добродетели, какие только возможны для людей – был и праведен, и благочестив, и воздержан, и трезвен, и целомудрен, и кроток» («Похвальное слово святому Игнатию»), После видения Ангелов, воспевавших песнь Святой Троице на двух противоположных сторонах попеременно, святитель Игнатий Богоносец установил в церковной службе такое же антифонное пение (пение попеременно на два лика или хора). В 106 году римский император Траян (98–117) одержал победу над даками. В благодарность он приказал принести языческим Богам жертвы, а христиан, которые откажутся это сделать, предавать смерти. Во время начавшегося гонения святитель Игнатий укреплял души своих пасомых. При новом походе на восток, путь императора лежал через Антиохию, где ему указали на святителя Игнатия Богоносца как на руководителя христиан и их главную опору.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Название это происходит от αντ и φονω и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древне-греческое; оно было известным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу. О религиозном использовании этого метода петь впервые мы знаем от Филона, который описывает в своем сочинении «О созерцательной жизни» быт древних «ферапевтов». После своих вечерен они соединялись для пения, и это пение происходило антифонно, то есть по окончании гимна или стиха одним хором, ему отвечал другой. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении находим в известном письме Плиния, наместника в Вифинии, к императору Траяну. В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ангельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви. По исследованиям Леклерка происхождение антифонного пения следует искать в Месопотамии и Вавилоне.    Об антифонном пении говорят затем св. Мефодий Олимпийский в своем «Пире десяти дев», св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокессарии и другие писатели. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366 — 364), в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе св. Иоанн Златоуст. Этот последний очень вероятно ввел это пение под влиянием ариан или точнее, в противовес этому у них установившемуся обычаю. В Иерусалиме антифонное пение было уже вполне установившимся обычаем во время путешествия Этерии, то есть в 80-х годах IV века. В своем паломническом дневнике она 29 раз употребляет этот термин. Таким образом, мы видим, что антифонное пение было распространено уже в первые века христианства во всех частях вселенной. И доднесь оно удержалось, как на Востоке, так и на Западе и украшает собою и наше православное богослужение, и римо-католическое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Святой Герман говорит нам, что «прокимны» символизируют снятие покрова с Божественных Тайн пророками и их предречение духовного Царства Христа на земле 180 . В стародавние времена «прокимен» был целым псалмом и верующие пели его попеременно, разделившись на два хора. Каждый раз, когда мы вводим псалмы в Божественную литургию и поем их попеременно, мы делаем это, потому что псалмы открывают нам сладость Божественных и пренебесных благ. И тогда успокаивается и радуется душа, увлажняются глаза, стонет сердце, очищаются чувства, просветляется ум…, все вокруг нас сверкает и радуется… На Святой Горе читают «Прокимен Апостола» и стихи прокимна. В каждом прокимне слышится призыв священника «Вонмем…», то есть «будем внимать». Будем внимать, потому что далее следует мудрость Божия, мудрость слова Божия. «Вонмем» повторяется и при чтении Евангелия. «Вонмем…», и снова «вонмем…», и опять «вонмем», но вопреки частым призывам к вниманию мы не внимаем! Простите меня, но это так! Мы читаем Священное Писание не для развлечения, тем более не поем его. Чтения – Апостола и Евангелия – совершаются плавно, сдержанно, соответственно смыслу текста. Ибо и во время чтений Священного Писания мы служим Слову Божиему! Святой Иоанн Златоуст строго осуждает тех христиан, которые не уделяют должного внимания чтению Священного Писания, и говорит: «священник стоит перед царскими вратами и возглашает: «вонмем» и так много раз. Этот призыв есть голос Церкви, но большинство его не слышат». Чтец говорит: «пророка Исаии чтение». Священник: «Премудрость. Вонмем». Чтец снова говорит: «К Римлянам послания Павла чтение». Священник: «Премудрость. Вонмем». Во время чтения Евангелия священник говорит: «Чтение из Евангелия от Матфея…, вонмем…» «Вонмем…», «вонмем…» и никто не внимает». И святой продолжает: «многие говорят: одно и то же снова будем слушать…, все одно и то же. Другие говорят: сколько бы они не читали, мы не понимаем ничего…» И отвечает святой: «Как ты смеешь говорить, что читается всегда одно и то же, когда ты не знаешь ни имен пророков, ни имен апостолов, ни имен евангелистов? И как ты смеешь говорить, что ты не понимаешь священные тексты Чтений во время Божественной литургии, если ты дома совсем их не изучаешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010