Что такое воскресные тропари? Это песни, оставленные в память воскресения Господа Иисуса Христа. В начале их изображается пришествие мироносиц ко гробу и проповедь Ангелов о воскресении Спасителя, а в заключение все верующие приглашаются поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу, Святой Троице во едином существе. Каждый из воскресных тропарей начинается припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием (то есть заповедям) Твоим». Прочитайте некоторые из этих тропарей. … Ангельский собор удивися, зря (видя) Тебе в мертвых вменишася, смертную же, Спасе, крепость (силу, власть) разориша и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Зело (очень) рано мироносицы течаху (пришли) ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста (кончилось), не плачите, воскресение же апостолом рцыте (скажите, возвестите). Слава Отцу… Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во едином существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне и присно… Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси; падшия же от жизни к сей направи из Тебя воплотивыйся Бог и Человек. Аллилуиа (трижды). Слава Тебе, Боже. Что такое утренние антифоны? Это стихи, избранные из 119–132-го псалмов. Слово «антифон» в переводе с греческого значит «противогласник», или попеременное пение: песни, называемые антифонами, обыкновенно поются попеременно то на том, то на другом клиросе. Кто и почему ввел такое пение? Антифонное пение ввел святой Игнатий Богоносец, живший во II веке по Рождестве Христовом. Ему был голос Ангелов, поющих на два хора, попеременно. После этого он ввел в храме такое пение. Прочитайте наиболее употребительные антифоны. … От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи (защити) и спаси, Спасе мой. Ненавидящии Сиона (то есть Церковь Христову, верующих людей), посрамитеся от Господа; яко трава бо огнем будете изсохше (подобно траве, будете сожжены, то есть наказаны). Святым Духом всяка душа живится (получает духовную жизнь), и чистотою возвышается, светлеется (просвещается) Тройческим единством, священнотайне (таинственным образом).

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Его пели на два хора попеременно, сначала слова два из самой песни, а потом – одни выводы голоса или трель, причем иногда одно слово растягивалось минут на 5 и больше, чего я не. счел бы возможным, если бы не был самослышцем. Последняя эта песнь вечерни служит достойным ее завершением. Она так ухищренно составлена, что я не в состоянии дать о ней какое бы то ни было понятие. Благословение хлебов совершено было самим Владыкою. В след затем чуть не все свечи были потушены и началось чтение. Русское братство отправилось в свою церковь продолжать бдение; за ним последовал и я. Была половина 12-го часа ночи. Утомленные не столько бдением, сколько усилием следить за греческим пением, молитвенное чувство ободрилось при сладких звуках родного богослужения. Впечатление глубокое, и, думаю, неизгладимое в душе моей оставило чудное пение, неожиданно встреченное мною за пределами отечества и достойное, по моему мнению, быть образцом для него. Я весьма далек от преувеличения. Кто имел случай слышать оное, равно как и видеть всю пленительную стройность, чинность и благоговейность богослужения нашего афонского братства, тот, подобно мне, не может холодно говорить о нем. Я все как бы еще слышу эти чистые, высокие голоса, свободные и естественные, без всякого напряжения, без манерности, без страстности, без игривости, – это неспешное, благоговейное внимание хора к словам канонарха, – это ловимое сердцем и износимое из сердца, как хвала или как молитва , повторение их, в коем слышались и единозвучие механической музыки и многогласие живых отдельных песненных органов. Заученный раз и обратившийся в закон для каждого отдельного голоса прием песненный делает то, что все, что ни поется, поется одинаково стройно. Самые простые напевы нашего осмогласника получают при этом пении выразительность, силу и приятность, которых напрасно ищешь в обыкновенном пении по обиходу. Особенно трогательными кажутся гласы 1, 4 и 5. Невыразимо сладким чувством падает на душу напев 4 гласа своим мольным ниспадением голосов в третьем колене.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Причастен, или киноник, – библейский стих, который поется во время причащения священнослужителей в алтаре. В подавляющем большинстве случаев причастные стихи берутся из псалмов 69 , исключая причастны Богоявления («Явися благодать Божия спасительная всем человеком» – Тит. 2:11 ), Пасхи («Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите») и Преполовения Пятидесятницы («Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь» – ср.: Ин. 6:56 ). Напев причастных стихов торжественный и медленный, соот­ветствующий таинственному моменту причащения клириков. Найти причастен определенного дня или праздника можно в богослужебном Апостоле (так как устав пения причастных связан с пением прокименов на литургии), а также в службе данного дня или праздника, изложенной в Минее или Триоди. Вот наиболее часто употребляемые причастные стихи: – воскресный – «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних» ( Пс. 148:1 ); – праздники Богородицы – «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115:4 ); – праздники святых – «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится» ( Пс. 111:6–7 ) или «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала» ( Пс. 32:1 ). §2.11. Антифоны Это древнее понятие, которое означает, в сущности, даже и не форму особых песнопений (как, например, тропарь, кондак, стихира), а скорее способ песненного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от двух слов: αντ («вместо, против») и φωνω («говорить», «издавать звук», от φων – «голос») и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древнегреческое; оно было известно в древней драме и отсюда перешло в церковный обиход. Есть сведения, что уже во II веке христиане использовали антифонное пение. Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово «антифон» употребляется в Литургике и для обозначения отдельных песнопений. Вот главные случаи употребления этого термина: 1. Антифоны изобразительные и вседневные. Это песнопения, исполняемые на два хора (по Уставу) и употребляемые в самом начале литургии оглашенных в течение года. Устав различает антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и заповеди блаженства: «Во Царствии Твоем…»), которые поются большую часть дней, и антифоны вседневные (псалмы 91, 92, 94 с соответствующими припевами), которые полагаются в седмичные дни в случае святых без знака. И те и другие антифоны находятся в Ирмологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Всегда в обществе христиан более Петров, чем Иоаннов, – даже в тех обществах, где, по-видимому, влияние сильно-впечатлительного мира устранено, и где благий и тихий дух смиренного предпочтения других себе есть дух жизни. В 6 часов прибыл в церковь Владыка. Служение началось сидением и молчанием на несколько минут. Потом происходило каждение в алтаре, и, по возглашении диаконом слова: востаните, – по всей церкви, также в течение нескольких минут. После другого возглашения: Господи благослови, Владыка благословил с своего места и началось чтение предначинательного псалма, скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцев: ανοιξαντρια, т.-е. остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: отверзшу (νοξντος) тебе руку и пр. и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей. Утомительное для поющих, утомительное для слушающих, утомительное для служащих, пение это выносилось сначала легко по своей новости, по бодрости еще сил и по догоравшему свету дня, позволявшему обозревать внутри церкви то те, то другие предметы – в подкрепление молитвы, тогда как во всяком другом случае подобное занятие служит к ослаблению или и совершенному рассеянию ее. Все братия «стояли приседши» в своих стасидах, а стоявшие посредине храма переминались с ноги на ногу. Во все это время новые поклонники приходили и прикладывались к иконе св. Великомученика, кладя на блюдо деньги на свечку. Умилительно было видеть келлиотов в бедных, изношенных одеяниях, вынимавших из своих раздранных узелков несколько левов или даже и паричек и клавших их перед иконою смиренно, робко и вместе торжественно с достойным своего кровавого труда величием, и потом или кланявшихся до земли на стороны или стремительно убегавших в толпу, как бы из страха соблазнить или соблазниться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

За благовестом последовал трезвон, по необходимости нестройный от доброго и простосердечного обычая русского приносить храму Божию колокола всякого веса, как приносят свечи всякой длины. С третьим звоном врата церкви отверзлись, и толпа хлынула внутрь храма, давя и давясь – по привычке или как бы по преданию; потому что ни чем другим нельзя объяснить этой спешности. Служба еще не начиналась и не скоро имела начаться, да, и начавшись, обещала молитвеннику 12 часов беспрерывного духовного упражнения. Храм мог вместить всех. Богомольцы были все люди, привыкшие к порядку и выжиданию. Что же двигало их? Тайное ублажение себя мыслью о предварении друг друга пред лицом Божиим. Всегда в обществе христиан более петров, нежели иоаннов, – даже в тех обществах, где, по-видимому, влияние сильно-впечатлительного мира устранено, и где благий и тихий дух смиренного предпочтения других себе есть дух жизни. В 6 часов прибыл в церковь владыка. Служение началось сидением и молчанием на несколько минут. Потом происходило каждение в алтаре, и, по возглашении диаконом слова: востаните, – по всей церкви, также в течение нескольких минут. После другого возглашения: Господи благослови, владыка благословил со своего места, и началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее, по-видимому, очень быстрый ход службы. Но на половине 28-го стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов: аниксантария, т. е. остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: отверзшу (аниксантос) тебе руку и пр. и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, в ряд припевателей. Утомительное для поющих, утомительное для слушающих, утомительное для служащих, пение это выносилось сначала легко по своей новости, по бодрости еще сил и по догоравшему свету дня, позволявшему обозревать внутри церкви то те, то другие предметы – в подкрепление молитвы, тогда как во всяком другом случае подобное занятие служит к ослаблению или и совершенному рассеянию её. Все братия “стояли приседши” в своих стасидах, а стоявшие посередине храма переминались с ноги на ногу.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

На 8-ой песни канона перед пением «Величит душа моя Господа» два иеродиакона с большими красивыми воздухами на правом плече, с небольшими ручными кадильницами в руках, издающими негромкий треск, быстро прошлись по огромному собору. Великое славословие пели попеременно на два клироса. Сразу после 1-го часа раздался возглас «Благословенно Царство». Не видел, чтобы у греков совершались входные молитвы. Антифоны пели полностью. Понравилось служение иеродиакона. Его голос звучал как-то аристократично, тонко, одухотворённо, бесстрастно. Никакого рыка и рёва, как это иногда у нас бывает. «Святый Боже..» пели по архиерейскому чину. На «Верую» служащие быстро потрясали воздухом (это символизирует землетрясение в момент распятия Христа). Всё было хорошо видно, т.к. в течении всей литургии царские врата были открыты. Возгласы на евхаристическом каноне игумен произносил с высоко воздетыми руками. Возглас «Благодарим Господа» произносил обратившись в сторону иконы Спасителя справа от царских врат (некоторые священники из России, побывав на Афоне, подражают таким вещам). Тайные молитвы дочитывались вслух, т.к. пение хора не покрывало их чтения. Очень благоговейно были произнесены установительные слова Евхаристии (« Приимите ядите» и «Пийте от нея вси») и возглас «Твоя от Твоих». «Достойно есть» певцы пропели у чтимой иконы Богородицы, после чего некоторые из них приложились к ней. После возгласа «Святая Святым» все пошли прикладываться к иконам. Иконы ап. Иоанна Богослова, память которого праздновалась в этот день, нигде на аналоях не было видно. Может быть греки празднуют его память только в мае? На ектенье «Прости приимше» иеродиакон выходил через царские врата (так и по старому обряду). Окончание литургии было каким-то невнятным и смазанным. На отпусте игумен поминал имена многих святых. Пред выходом из храма каждый испивал немного св.воды и вкушал кусочек освящённого хлеба, смоченного вином (у нас он раздаётся при подходе к иконе праздника). Трапеза по окончании службы состояла из тарелки молочной лапши с кусочком брынзы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Около 9-ти часов был Вход, совершенный с большой торжественностью. В нем участвовало не менее 30-ти священников, в числе их и сам геронда, т. е. игумен. Выходя, они остановились не прямо против царских дверей, а правее их перед митрополитом (стоявшим на игуменском месте прямо против храмовой иконы великомученика). Возвратясь в алтарь, все поздравляли игумена с праздником и немедленно разоблачались. Вечерня продолжалась опять с одним чередным священником без особенной растяжки в пении и чтении. Так было до самой литии. Для отправления её чередные священник и диакон вышли из алтаря северной дверью без всякой торжественности в притвор; после чего дверь между церковью и притвором задернулась завесой, и в то время как в первой водворилась глубокая тишина, в притворе около часа пелись стихиры, из коих последняя была особенно продолжительна. Окончив ее, певец еще минут десять выпевал: ди, ди, рай, рай и пр. напевом живым и веселым, как бы вознаграждая своих слушателей за утомление, жертвой которого был и сам священник, не раз дремавший или, по крайней мере, казавшийся дремлющим во время его однотонного пения. Всякий раз, как повторялось в стихирах имя великомученика, между народом раздавался небольшой шум от поклона с крестным знамением, оживлявший на минуту мертвое последование литии – вопреки её шумному имени. Немало времени продолжалась также и великая сугубая ектенья, на коей возглашались имена всех строителей, вкладчиков, благодетелей, посетителей, а равно и всех братий обители. По возвращении в храм бегло пелись стихиры и читалось: ныне отпущаеши и пр. Так же скоро пет был тропарь святому, но пение тропаря: Богородице Дево радуйся, растянулось на целый час. Его пели на два хора попеременно, сначала – слова два из самой песни, а потом – одни выводы голоса или трель причем иногда одно слово растягивалось минут на 5 и более, чего я не счел бы возможным, если бы не был самослышцем. Последняя эта песнь вечерни служит достойным её завершением. Она так ухищренно составлена, что я не в состоянии дать о ней какое бы то ни было понятие. Благословение хлебов совершено было самим владыкой. Вслед за тем чуть не все свечи были потушены, и началось чтение. Русское братство отправилось в свою церковь продолжать бдение: за ним последовал и я. Была половина 12-го часа ночи.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Но и в присутствии Синодального хора значительное место на всенощной занимало пение самих соборян: ими исполнялась вся лития (стихиры и «Господи, помилуй»), а также антифоны перед Евангелием, «Воскресение Христово видевше» (в алтаре). После Великого славословия соборяне в алтаре пели «Воскрес из гроба» или «Днесь спасение». На всенощной под обычное воскресенье соборяне пели также антифоны перед Евангелием. Стоя посередине собора, без облачений, они делились на два лика, каждый во главе с сакелларием, и пели антифоны попеременно. Поскольку в осенне-зимний период всенощная под воскресные и праздничные дни служилась не накануне вечером, а в ночь (в 2 часа), Синодальный хор пел на всенощной в сокращенном составе – только мужскими голосами, басами и тенорами 588 . Исключением являлись молебен под Новый год, а также богослужения в ночь на Великую Субботу и Светлое Воскресение. Чин богослужения В будние дни все богослужения – утреню, литургию и вечерню – служили очередные пресвитер и диакон при пении соборян. Всенощную под рядовое воскресенье служили также очередные пресвитер и диакон. Всенощная служилась с литией и благословением хлебов, но без поли- елея. На литии соборянами пелась первая литийная стихира празднику Успения «Подобаше самовидцем слава». В то время как пресвитер и диакон в облачении выходили на середину собора через Царские врата, все остальные соборяне (кроме протопресвитера) без облачений выходили с пением упомянутой стихиры один за другим, начиная с сакеллариев, из алтаря через северную дверь и, пройдя через левый клирос на середину собора, становились по обе стороны служившего пресвитера, как бы подражая апостолам, «от конец земли совокупльшимся» для погребения Пречистой Матери Учителя и Господа. По окончании литии, когда хор начинал петь стихиры «на стиховне», соборяне в том же порядке возвращались в алтарь и на середине собора оставались только служившие всенощную пресвитер и диакон. Всенощная под праздничные дни служилась очередными пресвитером и диаконом, с литией, благословением хлебов и полиелеем. На литию и на величание через Царские врата выходил на середину собора весь причт во главе с протопресвитером – все в облачениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прокимен праздника со стихом произносит канонарх на середине храма, после чего творит поясной поклон на правый и левый клиросы, а прокимен перед Евангелием со стихом поется на два лика следующим образом: чтец возглашает- «Всякое дыхание», левый лик — прокимен, правый — стих, левый — «Да хвалит дыхание», правый лик заканчивает: «Всякое Господа». Воскресное Евангелие читается служащим иеромонахом на правой стороне престола, а в остальных случаях — в Царских вратах, лицом к народу. Воскресную песнь после Евангелия читает предстоятель на кафедре. Затем следует чин целования, как он описан в Иерусалимском уставе: «Иерей, взяв в руки святое Евангелие и выйдя Святыми вратами, идет и становится посредине храма (на омфалионе. — Прим. авт.), в преднесении ему лампады, и идет игумен и целует святое Евангелие, делая один поклон перед целованием и один после него, также и братия по двое из того и другого хора, а также и из притвора, делая подобное ему». Перед началом пения канона канонарх оглашает начало первого ирмоса и припев. Тропари канона поются двумя хорами попеременно с канонархом на глас ирмосов. В это же время диаконы совершают каждение, как и на «Господи, воззвах». На третьей песни, перед чтением кандилапты гасят свечи на паникадилах и хоросе. После шестой песни также бывает чтение. На восьмой песни свечи вновь зажигают. Каждение перед «Честнейшей» совершается диаконами, как в начале канона. Вместо Богородичной иконы в иконостасе диаконы во время пения «Честнейшей» кадят икону Божией Матери в проскинитарии. Возглас диакона перед «Честнейшей» несколько изменен по сравнению с русской практикой: «Богородицу и Матерь Света в песнех почитающе, возвеличим». Светилен поется протопсалтом посреди храма. О возгласе иерея перед хвалитнами интересное замечание мы находим у архиепископа Василия (Кривошеина) , который сам около 20 лет прожил на Афоне в Пантелеимоновском монастыре. Греческий вариант этого возгласа («Яко Тя хвалят вся силы небесныя и Тебе славу воссылают») в большей степени подчеркивает космический аспект нашего спасения, чем славянский («и Тебе славу воссылаем»), который, по мнению архиепископа Василия, более антропоцентричен.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Вскоре после его издания (23 янв. 386 г.), от Амвросия под страхом лишения сана потребовали, чтобы он отстоял свое дело в споре с епископом арианской партии, готом, который принял имя прежнего арианского епископа Авксентия 1223 , в присутствии императора и нескольких светских судей; но он смело отвечал, что дело веры не следует подвергать такому суду 1224 . С приближением пасхи (386 г.), сделано было новое требование об отдаче церкви в стенах города. Намекая на историю Навуфея, Амвросий отвечал, что он не выдаст наследия своих отцов, святых и православных епископов, занимавших кафедру раньше его. Когда ему приказано было оставить город, он отвечал, что уступит только силе, и его паства, из опасения, чтобы его не устранили или не увезли куда-нибудь, в тревоге сторожила его, проведя несколько ночей в церкви и в прилегающих зданиях, причем все выходы были охраняемы императорскими солдатами. Во время этих бдений Амвросий ввел в первый раз на Западе тот способ пения, который впоследствии введен был при несколько подобных же обстоятельствах и в Антиохии 1225 ,– а именно, что вместо предоставления псалмопения хору, все собрание разделялось на два хора, которые и пели попеременно или антифонно 1226 . Хотя дело было еще не решено, но Амвросий решил приступить к освящению церкви, бывшей предметом столь сильного спора, и народ просил его совершать такие же обряды, какие он совершал при одном прежнем случае. Он отвечал, что готов исполнить эту просьбу; если только будут найдены останки святых, и приказал взрыть мостовую близь алтарной загородки в церкви св. Феликса и св. Набора. Во время раскопки найдены были два скелета необычайной величины, «какие только существовали в древнее время», с головами, отделенными от тел, и с большим количеством свежей крови 1227 . Эти останки, после двухдневного выставления их, были положены в новой церкви. Бесноватые, приводившиеся к ним, обнаруживали признаки великого возбуждения; некоторые из одержимых объявили, что кости эти принадлежат мученикам, и выкликали их имена, именно Гервасия и Протасия, – имена, которых были совершенно забыты, но которые, как наконец способны были припомнить старцы, известны были в прежнее время 1228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010