Какой же порядок пения был принят в Древней Церкви? Об этом имеются следующие сведения: 1. Пение было общенародное – пели все, собравшиеся на молитву. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастем, но не различных по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию». В Апостольских постановлениях указывается еще более конкретно: «При общественном богослужении, на возглашение диакона народ… восклицает: Господи, помилуй!». В древних литургиях (ап. Иакова) на возгласы священнослужителя народу указано отвечать «аминь», «и духови твоему». А победную песнь «Свят, Свят, Свят» верующие приглашаются петь особенно громогласно. 2. Пение одиночное — пел только один певец, а все прочие молча слушали. С этой целью была установлена особая степень «певцов» в клире. Такое пение было распространено у египетских пустынников. В IV веке Лаодикийским Собором (365) было установлено, чтобы вместо всего собрания пели только избранные, способные певцы (правило 15е). Это объяснялось, вероятно, тем, что пение всего собрания звучало нестройно и неблагозвучно. Ведь к этому времени число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не так усердно посещали храм, как это было у первых христиан. Многие плохо знали священные песнопения, тем самым мешая умеющим петь как следует. Еще один способ пения, широко распространившийся к IV веку, ввел в церковное употребление священномученик Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский (+107), по образцу слышанного им пения ангелов. Это пение антифонное, когда пели попеременно два хора. Этот способ и тогда и доныне употребляется в высокоторжественных случаях — на праздничном служении в больших соборах и монастырях. После прекращения гонений христианское богослужение, совершаемое теперь открыто, становится более сложным, чинным и торжественным. Естественно, что и церковное пение отражает эти изменения. То, что подлежало ранее всенародному исполнению, переходит к специально обученным певцам. Стали образовываться отдельные хоры или лики правого и левого клиросов. Для пения потребовались книги – количество песнопений постоянно увеличивалось, знать и петь все наизусть стало невозможно. Да и само пение уклонилось от былой простоты, стало более искусным и изысканным. Достаточно умеренная вначале, эта изысканность со временем получила оттенок мирской свободы и даже театральности. В церковное богослужение мало-помалу стали проникать и такие мелодии, которые можно было услышать в театрах и на зрелищах. Происходило обмирщение и порча стиля, утрачивалась целомудренная чистота и строгость апостольских времен. Отцы Церкви сурово укоряли за это церковных певцов. Св. Климент Александрийский писал: |
Первым настоятелем храма был назначен о. Йонас Борута (который ныне является епископом Тяльшайской епархии), в 1995 году на этом посту его сменил о. Лионгинас Вирбалас, прослуживший настоятелем десять лет, а в августе 2005 года настоятелем назначен и ныне служащий о. Альгис Банюлис. Алтарные образы в костеле были созданы художником Антанасом Кмеляускасом (в 1993 году были освящены четыре картины, еще две – в 2004 году, на 400-ый юбилей церкви). В 2003 году был смонтирован орган фирмы " Oberlinger " . Летом 1995 года архиепископом было дано добро на создание в столице иезуитской гимназии (в Каунасе подобная гимназия уже действовала с 1991 года) и уже в сентябре того года школа начала действовать (укомплектованы 5-11 классы с более чем с тремя сотнями учеников). Сейчас работа с молодежью является одним из основных направлений деятельности вильнюсских иезуитов. Для окормления гимназистов назначен отдельный священник (которой в помещении гимназии, находящемся рядом с храмом, проводит специальные службы для учеников, а по воскресениям служится специальная месса для молодежи, в которой участвует и значительное число негимназистов (существует даже два хора – гимназический и просто молодежный – которые попеременно поют на молодежных мессах). Таким образом выдержана иезуитская традиция работы с образованием, начатая с основания Виленского университета. И ныне иезуиты опекают принадлежащий Вильнюсскому университету костел святых Иоанна крестителя и Иоанна апостола и евангелиста (обычно называемая костелом святых Иоаннов). Костел этот был основан в 1387 году (постройка готического здания закончилось в 1426 году) как первая приходская церковь города, в 1571 году была передана иезуитам (из-за вхожденгия в состав ансамбля Университета), в 1600-1610 пристроена барочная колокольня, частично церковь была обрушена в 1655 году, во время войны с Москвой, и окончательно сгорела в 1737 году. При восстановлении здание приобрело черты позднего барокко. Из-за смены настоятеля прекращены проповеди на литовском языке. В 1773 году, в связи с запретом ордена иезуитов храм был передан исключительно Университету, а после его закрытия в 1831 году стал приходским. |
Православных в Гватемале совсем немного, жизнь общины вращается вокруг единственного прихода — Свято-Троицкого монастыря мадре Инес, бывшей католической монахини, родившейся в очень известной и влиятельной в Гватемале семье. Матушка Инес 16 лет посвятила служению католическому ордену ассумпционисток — «Сестер Вознесения», но после знакомства с восточно-христианской литературой перешла в Православие и основала православный женский монастырь под омофором Антиохийского Патриарха. «Акт об основании» Православной Церкви Гватемалы был подписан архиепископом Антонием, управляющим антиохийской митрополией Мексики и Центральной Америки, монахинями монастыря и еще 25 прихожанами в день святителя Николая в 1995-м году. Пока в монастыре только шестеро монахинь, включая настоятельницу. Постоянного священника нет, но не реже чем раз в месяц сюда приезжают группы миссионеров, среди которых обычно есть священник, который и служит литургию. Приют для сирот при монастыре, самый старый в стране, основал еще в 1857 году предок мадре Инес дон Рафаэль Айау (тогда, конечно, приют был католическим), в годы гражданской смуты он был закрыт властями, и вновь открыт десять лет назад матушкой уже как православный. Хотя сам монастырь, Троицкий собор и кельи, находится за городом, на фамильных землях матушки Инес, детский приют расположен в центре миллионной Гватемала-сити — столицы государства. Именно в приютский храм Преображения Господня (первый православный храм страны, освященный в 1997 году) приходят православные горожане помолиться. Ежедневное богослужение служат здесь пока мирским чином, антифонно (то есть поют на два хора попеременно, каждый по одной строфе). Практически всю службу поют воспитанники приюта, только начальные возгласы и отпуст произносит по-испански мать-настоятельница. Через приютский храм, больше схожий с летним полуоткрытым павильоном, монастырь поддерживает контакты с окружающим миром. В будущем приют переберется за город, в монастырь (строительство новых помещений уже началось), а храм в городе станет окончательно приходским. |
До 10 июня 1816 г. новобрачные жили в Петербурге и Павловске в увеселениях и празднествах. Незадолго до отъезда молодой четы из России в их честь было дано роскошное костюмированное представление. Это празднество, устроенное 6 июня в Павловске, в розовом павильоне, должно было символизировать укрепление русско-голландских отношений. Вот как это выглядело в тот день: “Хоры русских и фламандцев попеременно, в национальном вкусе каждого народа, изображали обоюдную радость в дружественном соединении их” 13 . Кроме того, были “произведены общие танцы, между коими составлялись попеременно разные пленительные группы и картины”. На этом празднике прозвучали стихи Пушкина, посвященные Вильгельму Оранскому. Об обстоятельствах, при которых было написано стихотворение “Принцу Оранскому”, сообщал известный литератор В. П. Гаевский (1826–1888), автор ряда статей, посвященных Пушкину. “Накануне торжества, — пишет Гаевский, — императрица Мария Федоровна поручила Нелединскому-Мелецкому написать стихи, но устаревший поэт, не надеясь на свои силы, поехал в Лицей, передал это поручение Пушкину, которому и дал главную мысль, а через час или два уехал из Лицея уже со стихами” 14 . Его текла младая кровь, На нем сияет язва чести: Венчай, венчай его, любовь! Достойный был он воин мести 15 . Так заканчивается стихотворение А. С. Пушкина, положенное на музыку и исполненное в Павловске перед розовым павильоном: “Группы поселян обоего пола той же нации производили пляски, игры, и соединясь, воспели хор, коим выражалась их любовь к храброму принцу, предмету сего праздника. После сего хора петы были куплеты в честь великих успехов его при знаменитой одержанной победе” 16 . К свадьбе Анна Павловна получила от брата Александра I приданое в размере одного миллиона рублей. 10 июня 1816 г. великокняжеская чета отбыла из Петербурга в Голландию. Вот что сообщала об этом “Северная почта”: “В прошедшую субботу 10 числа Ее императорское высочество, великая княгиня Анна Павловна, с Его королевским Высочеством, супругом своим, изволила предпринять отсюда путь в 10 часов утра, заехав пред тем в Казанский собор для принесения мольбы ко Всевышнему о благополучном путешествии” 17 . |
«Св. литургия началась ровно в 10 ч. утра. У порога храма встретили Владыку о. Архимандрит Дорофей, весьма почтенный и пожилой настоятель греческого храма, и епитропы, ктиторы, председатели греческих церковных братств в Чикаго. На средине храма Владыка облачился в мантию, с жезлом и в митре проследовал на высокую солею, благословил народ. Клиросы пропели Ис полла эти деспота, а затем и Владыку проводили на особо устроенное для него позади клироса у стены седалище с роскошным балдахином, каковое место греки называли трон. Этот трон устроен на возвышенном месте, балдахин над ним сделан из живой зелени и цветов и украшен тремя флагами: русским, греческим и американским. Здесь на троне Владыка изволил облачаться; а часы 3-й и 6-й пели два хора певчих попеременно, причем к особенностям этих часов надо отнести и то, что на 3-м часе Архимандрит читал Евангелие, а на 6-м часе провозглашалась малая эктения. Вся литургия затем отслужена в обычном порядке, как и в русских церквах. Никаких недоумений у сослуживших иереев не было ввиду того, что сослужившие Владыке иеромонах Амфилохий и Нью-Йоркский благочинный и Архимандрит греческий пользовались исключительно греческими служебниками, лишь иеродиакон произнес великую эктению на церковно-славянском языке. На эктениях возносились моления о здравии Государя Императора Николая Александровича и всего царствующего дома, греческого короля и его королевского дома, Всероссийского Синода, Епископа Тихона и заместителя Константинопольской патриархии митрополита Прусского Нафанаила. По окончании литургии Владыка окроплял св. водою всех греков, подходивших ко кресту и за антидором; затем представлялись Владыке почетные прихожане. После литургии в квартире о. Архимандрита Дорофея, находящейся в колоколенной башне церкви, эпитропы, ктиторы и председатели греч. братств чествовали Владыку обедом. И обстановка в квартире о. Архимандрита и самый обед носили характер монастырский. Подавались к столу больше плоды, рыбные блюда и исключительно церковное вино. |
Первый род пения был по клиросам или на два хора попеременно. Сократ в церковной своей истории 21 свидетельствует, что пение сие учреждено в Антиохийской церкви св. Игнатием Богоносце м, учеником Апостольским. Из Антиохии сей род пения распространился по всему востоку; а на западе оный введен в употребление св. Амвросием в Медиолане, около 38З-го года 22 . Второй род пения был, когда один певец начинал петь стих, а в конце стиха припевал с ним и весь народ. Сие пение весьма употребительно было в четвертом веке, и для различия певалось попеременно между двуклиросным пением. Свидетельствует о сем св. Златоуст 23 . Третий род пения, которой можно почесть повсеместным, был единогласный, т.е. когда пел в церкви один только учрежденный на то певец. Сей образ пения утвержден около 370 года на Лаодикийском соборе, отцы которого усмотрев, что древнее христианское пение от невежества и неблагоговения поющего народа начало приходить в расстройство и казиться, установили в пятидесятом правиле: «Без малых ризиц никтоже на амвон да не взыдет», – т.е. как толкует Аристен: «Не подобает на амвон взыти никому же: ни пети, или людем божественные словеса прочитать, аще священнического пострижения на главе не имать и благословения от своего пастыря по святым правилам не будет приял». Да и особый чин певцов издревле был в Христианской церкви, что упоминается еще и в так называемых Правилах Апостольских и у других древних писателях 24 . После сих обрядов пения древней церкви какие следовали другие, того не нужно здесь изъяснять; ибо сие составило бы обширную историю. А притом когда отделились некоторые толки от Православной Греческой Церкви, то за сим разные произошли роды и песнопения. Итак, оставляя описание церковного пения чужих церквей, для нас любопытнее и полезнее познать обряды нашего россииского церковного пения. Что случилось вообще с древним христианским пением, то же произошло особенно и с пением Грекороссийской Церкви; и российское церковное пение имело также свои эпохи, которых можно положить пять. |
Когда отверзаются Царские врата алтаря, когда глазам всех находящихся в храме открывается престол и от их лица совершается торжественный вход в алтарь священнослужителей, тогда этими знаменательными действиями выражается близкое наше общение не с одним Богочеловеком, но вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым, потому что престол есть место царственного присутствия не одного Сына Божия, но всех Лиц Пресвятой Троицы. Поэтому от лица всего предстоящего народа, зрящего на престоле своего Царя и Бога, не одному Христу воздается поклонение приидите, поклонимся и приносится хвалебная песнь аллилуиа , но к этому присовокупляется песнословие ко всем Лицам Святой Троицы, как сопрестольным и единочестным, – именно поется Трисвятая песнь: Святый Боже (Отче), Святый Крепкий (Сыне), Святый Безсмертный (Душе), помилуй нас 35 . И как пение стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, поющие Ти: аллилуиа , вводит нас в общение не только с Христом – нашим Царем, но и с благоговеющими перед Ним Ангелами, ибо аллилуиа есть ангельская песнь, так и в пении Трисвятой песни мы также соединяемся с Ангелами, ибо эта песнь принята от Ангелов, как об этом свидетельствует благочестивое предание 36 . И из Священного Писания известно, что Трисвятая песнь есть песнь ангельская. Ею непрерывно славословят Бога Херувимы, окружающие Его престол. Они, по слову новозаветного тайнозрителя, ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Вседержитель ( Откр. 4, 8 ). То же славословие возглашают Ему Серафимы, как это известно из видения, которым пророк Исаия был призван к пророческому служению. Он удостоился видеть Господа, сидящего в храме или над храмом, на величественном престоле. Перед престолом были Серафимы, из которых каждый имел по шести крыл: двумя они закрывали свои лица, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу (т.е. попеременно, на два хора): Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его ( Ис. 6, 3 ). Стены здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение ладана. Не подобное ли этому зрелищу представляет православный алтарь или, лучше сказать, весь православный храм во время пения Трисвятого? Все предстоящие в храме не находятся ли в это время в положении пророка Исаии, не видят ли, подобно ему, престол Господа Саваофа? И пение Трисвятого на двух клиросах, близ отверстых Царских врат алтаря, не есть ли воспроизведение духовного Ангельского пения Серафимов, слышанного Исаией? И сами Серафимы не окружают ли в это время престол в алтаре, как они окружают на Небесах престол Бога Вседержителя, и не вторят ли нашему пению или, лучше сказать, не предшествуют ли нам своим примером в пении Трисвятого? Не даром же священник, вступая в алтарь, молит Бога, чтобы Он ввел в алтарь и святых Ангелов, которые бы вместе с нами Его славословили и Ему служили. |
Великий жрец каждой области становится чем-то в роде митрополита; ему «принадлежит общий надзор за всем, что касается религии, власть над жрецами городов и селений, и право судить действия каждого из этих жрецов» 432 ; он есть иерархическая глава 433 и находится в непосредственной переписке с «верховным жрецом, который имеет высшее попечение и надзор за всем служением богам», т.е. с самим Юлианом 434 . Но для Юлиана важно воспроизвести устройство Церкви не только по внешности: ему нужно было позаимствовать что-нибудь и из ее духа. Сила христианства заключается в соблюдении заповеди Спасителя: «Идите, научите все народы». Христианский священник – в одно и то же время апостол и проповедник. В явычестве проповеди не существовало: не имея определенного учения, твердых начал нравственности и истории, оно и не могло быть предметом правильного обучения. Вот это именно и старается Юлиан придать язычеству. Он вознамерился учредить проповеднические кафедры, школы, где учителя и ученые, сведущие в языческом богословии, должны бы излагать основные истины веры и нравственности. Он мечтал также и о том, чтобы в храмах пели род общей молитвы, попеременно на два хора. Наконец у него была мысль установить целую покаянную систему, с очищением грехов, сообразно с виною каждого кающегося 435 . Кроме проповеди, к чему была сделана попытка 436 , – не видно, чтобы хоть одно из этих преобразований получило начало в исполнении на деле. Но они дополняют невольное признание, вынужденное у Юлиана силою вещей: вознамерившись уничтожить христианство, он признаёт свою несостоятельность заменить его иначе, кроме подражания ему (в язычестве). Он сознаётся в этом еще более открыто и с большою горечью. Язычеству недоставало более всего благотворительности. Юлиан видел, что Иудеи помогают своим бедным, а христиане благодетельствуют неимущим всех народностей. Он был свидетелем этого блестящего расцвета христианства, выражавшегося, начиная с четвертого века, в том, что рядом с соборами воздвигались больницы и богадельни. |
Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь. |
Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах 8578 , будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8579 , вместе со святым Поликарпом , епископом Смирнским 8580 . Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское 8581 . Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях 8582 . Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 8583 , а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами 8584 царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, не повинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 8585 . Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему: |
| |