По сему случаю Флавиан и Диодор, мужи, избравшие аскетический род жизни и бывшие открытыми поборниками апостольского учения, прямо обличили Леонтия в нечестивых его замыслах, сказав, что человека, воспитанного в началах нечестия и своим нечестием думающего стяжать себе славу, он удостоил имени диакона ко вреду церкви, и грозили отстать от церковного с ним общения, отправиться на Запад и объявить о сокровенных его действиях. Убоявшись этого, Леонтий запретил Аэцию священнодействовать, однако ж, всячески покровительствовал ему. Между тем те два достодивные мужа, Флавиан и Диодор, не получив должностей священнослужения и находясь в числе мирян, днем и ночью возбуждали всех к ревности по благочестию. Они первые стали делить поющих на два хора и научили петь Давидовы псалмы попеременно - то одним, то другим хором. Этот обычай сперва принят был в Антиохии, а потом распространился повсюду и сделался общим во всех пределах вселенной. Людей, любивших заниматься делами божественными, они собирали к гробам мучеников и проводили с ними в бдении всю ночь, восхваляя Бога. Видя это, Леонтий находил опасным запрещать им такие занятия, ибо заметил, что народ весьма расположен к тем превосходным мужам, но, говоря с ними кротко, он только просил их совершать свое богослужение в церквах. Они, хотя и очень хорошо понимали лукавство Леонтия, однако ж, повиновались его приказанию и, с великим усердием созывая своих соревнователей в церкви, по-прежнему возбуждали их воспевать всесвятого Господа. Что же касается до Леонтия, то ничто не могло расположить его к исправлению себя от лукавства. Прикрываясь личиною ласковости, он таил в себе бесстыжество Стефана и Флакита, людей, следовавших превратному учению, возводил на степени пресвитеров и диаконов, хотя бы они вели самую распутную жизнь, а державшихся учения апостольского не удостаивал этой чести, хотя бы они украшены были всеми родами добродетели. Поэтому клир составлялся большею частию из лиц, зараженных арианством, а народ особенно стоял за правые догматы, так что облеченные властию учительства не осмеливались обнаруживать богохульных своих мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

1047 «Два достойные мужа, Флавиан и Диодор, не получив должностей священнослужения и находясь в числе мирян, днем и ночью возбуждали всех к ревности по благочестию. Они первые стали делить поющих на два хора и научили песть Давидовы псалмы попеременно – то одним, то другим хором. Этот обычай сперва был принят в Антиохии, а потом распространился повсюду и сделался общим во всех пределах вселенной» ( Феодорит. Церк. ист. 2, 24). Флавиан впоследствии стал патриархом Антиохийским, а Диодор – епископом Тарса. О том, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу», свидетельствует также Созомен (Церк. ист. 8, 8). 1049 Канон представляет собой «цельнооформленный ряд строф, объединенных метрическим и мелодическим единством, связанных с библейскими песнями, где строфы каждой песни подчиняются своей парадигматической строфе, называемой ирмосом, который определяет строфическое, ритмическое и мелодическое построение прочих строф, именуемых тропарями» ( Василик В.В. Происхождение канона: История. Богословие. Поэтика. С. 24). 1050 «Горе нам, – донес нам источник слова аввы Памво, – яко да оставят иноцы твердую пищу... и последуют песнем и гласом. Кое убо умиление и слезы раждаются от тропарей? Кое умиление бывает иноку, егда стоит в келлии или церкви, да возвысит глас свой, якоже волове? … Ибо не изыдоша иноцы из мира, яко предстоят Богови, и глумятся, и поют песни и управляют гласы, и потрясают руки и преходят ногами. Но должны есмы в страсе мнозе и трепете со слезами же и воздыханми со благоговением и умилением и кротцем и смиренным гласом молитвы Богови приносити. ...придут дние, егда растлят христиане книги Святых Евангелий, и святых апостол и блаженных пророк, отревающа Святая Писания и пишуща тропаря и еллинская словеса». Другой великий пустынножительный старец, авва Силуан, увещевал своих учеников, говоря, что «пение ожесточевает сердце и окаменевает и не оставляет душу умилитися», по каковой причине «многи в преисподняя сведё», а великие отцы–пустынники «мертвыя воскресиша и бесы изгнаша не пенми и тропари и гласы, но молитвой и постом». См.: Никон Черногорец. Пандекты. Слово 29. Л. 77–77 об.; цит. по: Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко–литургический очерк/Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историколитургический очерк; Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004. С. 40–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обряд благословения хлебов, с одной стороны, научает нас всякий дар земли считать даром Божиим, с другой напоминает обычай древних христиан вкушением благословенных хлебов подкреплять себя на предстоящее всенощное бдение. На Утрени, по прочтении кафизм, бывает Полиелей, Если название это производить от слов πολς многий и λεον елей, деревянное масло, то полиелей будет означать такое молитвословие, при котором зажигается много светильников. Если же производит от слов πολς и λεον милость, то название будет указывать на поемый в это время псалом: «Хвалите имя Господне», в котором часто повторяются слова: «яко в век милость Его». Разумеется, что точнейшее объяснение соединяет оба толкования вместе. Собственно полиелеем называется часть всенощного, состоящая из пения указанного псалма, величания и песней в честь праздника, и наконец– чтения евангелия. На средину храма выносится икона праздника, поется на два хора псалом: «хвалите имя Господне», а потом перед самою иконою с возжеными в руках светильниками и с курением фимиама поется священнослужителями величание, которое потом несколько раз повторяет хор на обоих клиросах попеременно, а священник, в предшествии диакона со свечей обходит всю церковь , исполняя ее фимиамом, В воскресный день, вместо величания поются песни в честь Воскресшего Господа: Ангельский собор удивися… После малой эктении поются степенные антифоны, в воскресный день на глас октоиха, а в праздники всегда 4-го гласа: От юности моея мнози борют мя страсти... Евангелие всегда приличествует празднику. Во время пения канона присутствующие во храме лобызают или евангелие (если Воскресный день) или икону праздника, а священник крестообразно помазывает елеем чело их, в знак духовной радости по случаю праздника. По окончании канона поются стихиры на хвалитех, а потом, при открытых царских вратах,– великое славословие. После ектений сугубой и просительной обыкновенным совершенным отпустом в царских вратах оканчивается Утреня, а за нею первый час читается как при будничном Богослужении. Таков общий порядок обыкновенного праздничного Всенощного. Что касается до праздников так называемых полиелейных, то в них главное отличие состоит в отдельном служении утрени и вечерни. Вечерня служится так же как и за всенощным, только не бывает ни литии, ни благословления хлебов, а после отпустительных в конце вечерни тропарей сряду делается отпуст, поется многолетие, а потом читаются малое повечерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примеры – песнопения кондакарного, путевого, демественного и большого знаменного роспева. А также – отдельные негласовые песнопения Литургии – Херувимская песнь, киноники (причастные стихи). Использование тех или иных типов структур песнопений определялось архитектоникой (построением) богослужения, местом того или иного песнопения в чинопоследовании. Так например, песнопения, исполняемые при совершении какого-либо важного момента священнодействия (Вход на Вечерне, перенесение Святых Даров на Литургии и проч.) подразумевали и более протяженное (торжественное) пение. Виды и способы исполнения песнопений (40, 86–91) также предусмотрены церковным Уставом и соответствуют их определенному месту в чинопоследовании той или иной службы. Это – антифонный вид. В переводе с греческого «антифон» означает «противогласие», то есть попеременное пение на два хора (лика). Они занимают место справа и слева иконостаса по краям солеи. У греков и сербов певцы стоят не по краям солеи, а на особых местах у правого (южного) и у левого (северного) столба храма и обращены к середине храма. Примыкая к правому месту певцов (у сербов называется «певница»), находится трон епископа под балдахином, тоже обращенный к середине храма. На Афоне места для поющих находятся по большей части в правой и левой (южной и северной) боковых апсидах. Стояние певцов на хорах – поздний обычай, перенятый в XVII веке от католиков; – эпифонный и ипофонный вид. Первое означает пение стихов псалма или иных песнопений с запевом (пример – воскресные тропари «Ангельский собор»), второе – пение стихов псалма или иных песнопений с припевом (пример – пение стихов «Господи воззвах», на Вечерне с припевами «Услышим я Господи», «Воззвах к тебе спаси мя», «Христе Спасе, помилуй нас») – респонсорный вид (от лат. Responsum – ответ). Здесь мы можем отметить различные способы исполнения: 1) Певцы отвечают пением одного и того же текста на каждое прошение или молитвенное воззвание священнослужителя (пример – ектении) 2) Чтец (или диакон) читает по порядку стихи какого-либо псалма, певцы же отвечают ему пением первого возглашенного чтецом или диаконом стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христиане! Если мы, подобно священномученику Игнатию, всегда будем носить в сердце и устах Спасителя нашего Иисуса Христа, то на втором пришествии удостоимся быть в отеческих Его объятиях. Отчего церковную службу поют на два хора Святой Игнатий Богоносец , будучи однажды в небесном восхищении и сподобившись Божественного откровения, видел ангельские лики, поющие один с другим попеременно. Так что, когда славословил Господа первый лик, безмолвствовал другой, а когда этот начинал хвалебную песнь, то с глубоким вниманием слушал первый, и таким образом оба лика, как бы передавая друг другу песнопения, славословили Пресвятую Троицу. Святой Игнатий, подражая Ангелам, установил этот же порядок в Антиохийской Церкви, а оттуда это величественное и ангелоподобное обыкновение распространилось и по всему царству благодати. Святой архидиакон и первомученик Стефан 285 Когда, по вознесению Господнему, везде начало возрастать слово евангельское, то с распространением оного возрастали братолюбие и странноприимство. Святые апостолы были руководителями предназначенных для этой цели учреждений. Но поскольку служение трапезам вдовиц и сирот несовместно было с великой обязанностью проповедовать Евангелие всему миру, то и советовали они верному народу избрать семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости 286 . Посланники Господни возложили на них руки свои и нарекли диаконами. А Стефан, как первый из них по мудрости, благочестию и добродетелям, был наречён архидиаконом. Будучи силён словом и делом, этот равноапостольный муж утверждал верных в вере, обличал неверных и, возлагая руки на недужных, исцелял их от болезней. А особливо гремел против иудеев, укоряя их, что по единой зависти умертвили Сына Божьего, Мессию, от всех веков ожидаемого, – за что и был ими ненавидим. В одно время, когда между иудеями, фарисеями, саддукеями и еллинскими евреями 287 было состязание о Господе нашем Иисусе Христе, святой Стефан, став на высоком месте, воскликнул: «Братья мои! Всуе умножилась в вас злоба, и разделился весь Иерусалим. Блажен тот, кто уверовал в Господа нашего! Этот Господь приклонил небеса, сошёл для искупления нас от рабства греховного, родился от Святой Девы, избранной прежде сложения мира». Нечестивые иудеи, будучи не в силах стоять против премудрости и божественного красноречия, воспылали гневом и яростью на святого Стефана и донесли великой архисинагоге еврейской, будто архидиакон изрыгает хулы на Моисея и Самого Бога, воздвигли на него старцев и народ и предали суду архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Златоуст, – были органы, коими возносились пения. Ныне же, вместо органов, прилично употреблять тело. Ибо надобно петь не языком только, но и глазами, и руками, и ногами, и слухом. Когда каждый член тела делает то, что служит ко славе Божией, например глаз не смотрит бесстыдно, руки простираются не для хищения, а для подаяния милостыни, слух приготовлен к слышанию Псалмов и духовных песней, ноги текут в Церковь , сердце не коварствует, но дышет любовью: тогда у меня члены тела бывают псалтирию и гуслями; поют песнь новую, не словами, но делами» 149 . Примеч . В правилах Вселенской Церкви нигде нет даже ни малейшего намека на употребление музыки при Богослужении; между тем как о церковном пении упоминается там неоднократно 150 . В VII уже веке появились органы при Богослужении Западных Христиан. Начало сего чуждого православию обычая приписывают Виталиану, Папе Римскому, около 657–го года 151 . Но как и в XIII веке употребление органов не везде было на Западе 152 ; то на этом основании некоторые заключают, что Богослужебного употребления органов на Западе не было до XII века 153 . Антифоны и прочие напевы Образ пения Православная Церковь с древних времен употребляет различный. Один из древнейших родов пения, доселе ей сохраняемый, состоит в пении на два лика, или хора, попеременно; от чего произошли антифоны (ντφωνος), т. е. пение, попеременно совершаемое на двух клиросах. Употребление Антифонов было еще в Ветхом Завете (Псалмы 119–133). В Христианстве они вошли в употребление первоначально в Антиохии в I веке, при ее Епископе – св. Игнатии Богоносце , который установил пение их, по подобию славословия Серафимов, виденных Исаией ( Ис.6:3 ) 154 . О пении Антифонов с похвалой упоминает св. Василий Великий . Он говорит о иноках: «прекратив молитвы, они переходят к псалмопению, и тут, разделившись на две стороны, одни другим отвечают в пении, укрепляя тем размышление о словах Писания и вместе возбуждая постоянное внимание в сердцах своих» 155 . Таким образом пение Антифонов, по словам Василия Великого , служит к возбуждению внимания и размышления в предстоящих при Богослужении. Другой род пения, с древних также времен сохранившийся в Православной Церкви, особенно в монастырях, состоит в пении, предваряемом голосом одного предвозглашающего слова, поемые ликом. Такое пение было еще в Ветхом Завете ( Исх.15:21 ). Об употреблении его в Христианской Церкви свидетельствуют св. Василий Великий и св. Златоуст. Василий Великий говорит: «после псалмопения позволив одному начинать стих, прочие подпевают» 156 . Св. Златоуст пишет: «в Церкви всегда должен быть слышим один голос; поскольку она есть одно тело. Посему и чтец один читает; певец один поет, хотя все за ним повторяют, как будто голос выходить из одних уст» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы; из третьей — девять частиц в честь святых; из четвертой вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, из пятой — за умерших. Часы третий и шестой. Во время совершения в алтаре проскомидии, на клиросе читаются часы третий и шестой, состоящие из некоторых псалмов, пророчествовавших о Спасителе, и из молитв Спасителю, Божией Матери и святому того дня. Молитва Спасителю, читаемая на 1, 3, 6 и 9 часах. Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещаниия ради будущих благ: Сам, Господи, приими и нашя в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, душы нашя освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти: и избави нас от всякия скорби, зол и болезней: огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь. Литургия оглашенных Вторая часть литургии называется литургиею оглашенных, потому что в древности, во время ее совершения позволялось быть в притворе храма оглашенным и кающимся, иноверцам и даже язычникам. Начинается эта часть литургии прославлением царства Пресвятой Троицы: Благословено царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Затем произносится великая или мирная ектенья. После ектеньи поются песни, в которых говорится о величайшей милости Божией — воплощении Сына Божия. Песни эти называются антифонами, потому что поются попеременно на два хора. В воскресные дни поются псалмы 102 и 145. Антифон 1 ( Пс.102 ). Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его: очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющая от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Он родился в Антиохии; здесь же получил образование и провел всю последующую жизнь на поприще служения антиохийской церкви, сначала в клире, а потом в сане ее предстоятеля. На архиепископский престол Флавиан был возведен после св. Мелетия и занимал его двадцать три года (381 – 404).  Современниками его были Св. Иоанн Златоуст и славившийся необыкновенною ученостью и знанием священного писания Диодор, бывший впоследствии епископом Тарсийским. По внутреннему влечению к благочестию, Флавиан уже в молодых годах избрал путь подвижничества и стал вести строгую аскетическую жизнь, не уходя в монастырское уединение, но оставаясь в обществе. Подвижничества он не оставлял, поступив в клир и на самой первосвятительской кафедре, когда он должен был по делам Церкви входить в разнообразные сношения с людьми и принять на себя многоразличные заботы по управлению обширною епархиею. Черты его подвижничества не сохранились в истории; история говорит только о его служении Церкви и в этом случае выставляет на вид особенности церковно-общественной его деятельности. Представим некоторые черты этого церковно-общественного служения Флавиана. В царствование императора Валента, зараженного арианскою ересью, архиепископский престол антиохийской церкви занимал арианин Леонтий. Этот недостойный архипастырь покровительствовал последователям еретика Ария, удостаивая их священства. Он возвел в степень диакона Аэция, учителя еретика Евномия, чем особенно сильно оскорбились православные Антиохийцы. Флавиан вместе с Диодором безбоязненно обличал архиепископа в несправедливом образе действий и грозил, что отстанет от церковного с ним общения, отправится на запад и объявит о предосудительных его поступках. Убоялся этого Леонтий и запретил Аэцию священнодействовать. Находясь еще в числе мирян, Флавиан и Диодор ревновали о благолепии и торжественности богослужения и старались возбудить дух благочестия в сердцах христиан. Они ввели антифонное пение, то есть стали делить поющих на два хора и научили петь Давидовы псалмы попеременно, то одним хором, то другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полоцке. Цеховые знаки, выносной крест, трои хоругви, певчие архиерейского хора и училищные, духовенство в лучших облачениях, по два в ряд, 14-ть пар, иконы корсунская Божией матери и – преподобной Евфросинии, несомые сестрами женского монастыря, за ними рака на носилках с дорогой святыней, несомой на раменах старшим духовенством, пред нею св. евангелие и архипастырь с святительским жезлом, в крещатом саккосе голубого цвета, за ним и по сторонам всюду – тысячи народа, благоговейно взирающего на движущуюся святыню, – все это – новость в здешнем крае и напоминало крестные ходы, совершаемые с таким торжеством и при громадном стечении богомольцев во внутренних областях нашего православного отечества. Да, радостны и торжественны такие минуты в жизни православного Полоцка! При торжественном звоне во всех церквах, при тихой и ясной, но не жаркой, погоде шествие двигалось с верхнего замка вниз к костелу, у которого повернуло влево и направилось к Спасскому женском монастырю: здесь, в этой пестрой толпе, можно было встретить не одних православных, но и католиков и старообрядцев; не одних жителей г. Полоцка, но и пришедших из других уездов полоцкой епархии. Тут были богомольцы, как после узнали мы, не только из велижского, невельского, себежского, дриссенского, режицкого, динабургского, полоцкого, лепельского уездов; но и из г. Опочки псковской губернии. В предшествии и сопровождении тысяч народа священное шествие продолжалось без поспешности, с наблюдением всей тишины и должного порядка: во взорах верующих видно было одно – благоговейное желание насладиться зрением невиданной святыни, и из уст слышались только слова молитвы. Святыня несена была духовенством попеременно: но к ней во время шествия подходило немало других верующих, искавших с верою прикоснуться к священному ковчегу. На дороге, кроме обычных выражений благоговейного чувства – открытой головы, слов молитвы, крестного знамения, – мы заметили нечто особенное, свойственное здешним местам: некоторые женщины сопровождали святыню на коленах, одна при встрече оной – распростерта была на земле в виде креста (лежала, по местному выражению, крыжем на земле).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

75 . Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика, н не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви: но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Пение в древней христианской Церкви было разных родов: было пение общее и совокупное, когда все собрание христиан в церкви, – мужи, жены, дети, одним голосом пели псалмы и славословили Бога, или на возглашения диакона ответствовали словами: «Господи помилуй!» и пр. Этот образ пения был самый древний, от времен апостольских 116 . Потом введено пение непеременное, в котором церковное собрание разделялось на два хора, и свящ. песни воспевало попеременно в одном хоре после другого. Некоторые начало этого пения возводят ко временам св. Игнатия Богоносца ; а при св. Василие Великом оно было всеобщим на востоке 117 . В IV веке было также употребительно пение с припевами, так что один из певцов возглашал стихи, а прочие за ним повторяли 118 . Иногда пели только немногие, и даже один, а прочие предстоящие сохраняли безмолвие. При всем том в Церкви существовало постоянное учреждение особых певцов, которым принадлежало предначатие и управление церковного пения, так что без них воспрещалось народу петь в церкви (Лаод. пр. 15). Самые напевы были двух родов: простые, более употребительные на востоке, и искусственные (нотные), возникшие на западе, и оттуда распространившиеся по другим местам. Первые следовали естественным направлениям голоса, сообразным содержанию и тону церк. песнопений. Последними управляло искусство, имея в виду приятность звуков, разнообразие в тоне, и пр. 119 . Так как этого рода искусство легко выходило за пределы приличного Церкви пения, и более доставляло удовольствия слуху, чем назидания душе; то Отцы Церкви вообще не одобряли нотного пения в церквах. Особенно св. Златоуст с силою восставал против излишества в этом искусстве. «Предметы, – говорит он, – слышимые и видимые на зрелищах, помрачают мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010