Так все верующие единодушно воздвигли глас к Богу после чудесного освобождения из темницы апостолов Петра и Иоанна ( Деян. 4:24–30 ). Св. Иоанн Златоуст , сравнивая апостольские времена со своим говорил: «В древности все пели вместе, что и мы теперь делаем». В другом месте он говорит: «Жены, мужи, старцы и юноши, различаясь полом и возрастом, нисколько не отличаются песнями, т. к. все составляют одно сладкопение». Второй род пения, состоявший в том, что один пел, выходя на средину храма, а все прочие безмолвно слушали, был в употреблении в египетских монастырях. Третий род пения, называемый антифонным, состоял в том, что все собрание разделялось на два хора (лика) и пели попеременно. Этот род пения был известен и ветхозаветной церкви. Так после чудесного перехода израильтян через Чермное море, Мариам с женами пела в соответствии лику сынов израильских. Образ составления многих псалмов указывает на антифонное пение их, т. к. стихи их расположены по строфам, и второй стих выражает другими словами содержание первого стиха, а иногда в двух стихах выражаются противоположные мысли. Введение в восточных церквах антифонного пения приписывается св. Игнатию Богоносцу , который видел ангелов, воспевавших Св. Троицу попеременными песнями, и образ пения передал Антиохийской церкви. Св. Василий Великий , защищая, видимое им в Неокессарийской церкви антифонное пение, взамен общего в один голос, установленного св. Григорием Неокессарийским, говорит, что антифонное пение позволяет размышлять о содержании песнопения. Ревностными распространителями этого образа пения были Диодор, впоследствии епископ Тарсийский, и Флавиан, епископ Антиохийский. В Константинополе антифонное пение, распространил св. Иоанн Златоуст , для противодействия арианам, которые увлекали этим пением православных. В Западной церкви антифонное пение введено св. Амвросием Медиоланским (ок. 383 г.). Четвертый род пения состоял в том, что один возглашал часть стиха или весь стих, а прочие за ним припевали. Это пение посредством припевов употреблялось вместе с антифонным пением для разнообразия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь литургия достигает в духовном отношении того, что в обычной жизни достигается в организации форм общественной связи: то есть жить в единстве с другими, и вместе с тем быть огражденными от нежелательного вмешательства со стороны. Можно быть искренним и при этом не жертвовать душевной независимостью, быть связанным с ближним, но не теряться в толпе. Литургия обеспечивает свободу движения души, соединяя в себе природную непосредственность и благородную форму. Она противопоставляет изящество, urbanitas — варварству, которое приходит туда, где забывают о природе и культуре. Оффиций — в Римско-католической Церкви все службы суточного цикла, кроме мессы (после II Ватиканского собора — «Литургия часов») (прим. пер.). Конечно, оффиций нуждается в особых условиях, которые могут пригодиться для воспитания личного благочестия, например, необходимость в досуге, предоставляющая душе время для глубокого проникновения в самое себя, открывающая ей богатства мысли и т. д. Литания — в католическом богослужении молитва (или чинопоследование), состоящая из обращений к Иисусу Христу, Пресвятой Деве и святым, чередующихся с молитвенными прошениями (прим. пер.). Сказанное о литургии ясно показывает уникальное значение таких молитвенных упражнений, как Розарий. Сразу становится видна разница между литургической и «народной» молитвой. Фундаментальный принцип литургии — ne bis idem, «без повторений». В ней заложена идея непрестанного движения мыслей, настроений, стремлений. У народного благочестия, напротив, сугубо созерцательный характер, оно любит останавливаться на одних и тех же мыслях и чувствах, почти без перехода от одной мысли к другой. Молитвенные формулы в таком случае — только средства быть рядом с Богом, потому оно и предпочитает повторения. Постоянно возобновляемые прошения «Отче наш», Ave, Maria и т. д. используются как сосуды, которые наполняет сердечное чувство. В древние времена в Церкви использовался преимущественно респонсорный тип псалмопения. Регент произносил один стих за другим, люди отвечали теми же стихами или повторяли фразу до половины. Параллельно с этим использовался другой способ, согласно которому народ делился на два хора, и они попеременно произносили стихи псалма. Тот, факт, что второй тип вытеснил первый, говорит о том, как Церковь заботится о сохранении литургического чувства.

http://bogoslov.ru/article/6176211

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси: падшыя же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и человек. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Родивши Подателя жизни, Ты, Дева, избавила Адама от греха и Еве даровала радость вместо печали; а воплотившийся из Тебя Бог и человек направил к жизни тех, которые от нее отпали. Хвалите Бога! Хвалите Бога! Хвалите Бога! Слава Тебе, Боже! После величания или воскресных тропарей поются антифоны, т. е. песни, которые поются попеременно на два хора. Чаще всех поются антифоны следующие: От юности моея многи борют мя страсти: но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой. Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа: яко трава бо огнем будете изсохше. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне. От юности моей одолевают меня многие страсти; но Ты, Спаситель мой, Сам охрани меня и спаси. Ненавистники Сиона будут посрамлены Господом; ибо, как трава, будут иссушены огнем. Святым Духом всякая душа оживотворяется, чистотой возвышается, и таинственным образом получает свет (просвещается) от Триединого Бога. После антифонов следует чтение Евангелия. В дни воскресные читаются Евангелия, в которых повествуется о воскресении Иисуса Христа и явлениях Его по воскресении. По прочтении Евангелия поется песнь в честь распятого и воскресшего Господа — следующая: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. После этой песни присутствующие с благоговением преклоняются пред Евангелием, которое полагается на аналое посредине церкви, и лобызают эту священную книгу, как живое слово Христа Спасителя, как Самого Христа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Между тем, обвинение христиан в плагиате (или аргумент Фрэзера), легко оборачивается против самих обвинителей. Если один геометр доказал теорему позже другого, это не значит, что он украл у того доказательство. Истина одна и она может открыться всякому человеку, будь он еврей, грек или перс. Почему бы не предположить, что мудрецы разных народов прозревали главное событие человеческой истории задолго до того, как оно свершилось в Палестине? Апологет первого века Иустин Философ не со смущением, а наоборот, с радостным удивлением замечал, что многие древние языческие философы, жившие задолго до Рождества Христова, самостоятельно приходили к христианским истинам в самых разных вопросах. Вот только трое из них – Гераклит, Сократ и Платон. Коренной житель Эфеса, Гераклит был базилевсом (царем) и обладал жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Основным предметом его сочинений были «Огонь» (то есть Нетварный Свет) и «Логос» (Слово). Кстати, именно Гераклит впервые ввел этот термин для обозначения Божественного Начала мира. Много позже, проповедуя Евангелие среди жителей Эфеса, апостол и евангелист Иоанн Богослов воспользовался именно этим гераклитовым учением: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). А вот как это шестьсот лет назад звучало у Гераклита: «Логос существует вечно. На веки оно царь всего сущего. Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле». Снова Евангелие от Иоанна: «Был Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Словно в антифонном пении, когда два хора в церкви поют попеременно, откликается из глубины веков Гераклит: «Видел я в людях разные души. И более всех прочих меня пленила сухая, сияющая, огненная душа – душа мудрейшая и наилучшая. Этот огонь, зажигающий прекрасные души, есть начало мира, он был, есть и будет». Апостол Иоанн: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин.1:10 ). Гераклит: «Этот вот Логос, сущий вечно, люди не понимают и прежде, чем выслушать, и выслушав однажды. Они не осознают того, что делают наяву, подобно тому, как этого не помнит спящий».

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

Ст. 2. Вокруг его стояли Серафимы; у каждаго из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. Ст. 3. И взывали они друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господ Саваоф; вся земля полна славы Его. Здесь изображается 1) стояние, 2) вид и 3) действие Серафимов. 1) Слово Серафимы (от шараф – пламенел, сожигал) означает пламенеющие существа (см. под. Иез.1:13 ), представлявшиеся Пророку в человеческом виде. Число их хотя не означено, но очевидно, что их было много, потому что от голоса их колебались столбы храма. Стояли над Ним, т. е. держались на крыльях по обеим сторонам престола. 2) Двумя крылами закрывали ноги свои, т. е. нижнюю часть тела. 3) Взывали друг к другу.... Разделяясь на два хора, по подобию певцов Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, Серафимы попеременно вопияли: свят, свят, свят.... В Историческом, буквальном смысле Серафимы означают Ангелов, славословящих Бога; а в таинственном – Пророков, Апостолов и прочих благочестивых служителей Церкви Божией ( Агг. 1:13 , Малах. 3:1 , Апок.2:1, 8, 12, 18 ). Серафимы представлялись в огненном виде для означения а) превосходства, простоты, подвижности их духовной, небесной природы ( Пс.103:4 ); б) нравственной чистоты, святости, ревности, которою они пылают к славе Божией ( Пс.102:21 ); в) быстроты действования и способности к исполнению повелений Божиих. Стояние их пред престолом есть символ небесного происхождения, или расположения и служения Богу. Крылья означают способности, качества и принадлежности, свойственные Ангелам. Покрытие лица двумя крылами означает благоговение пред величием Божиим, которого блеск невыносим был для их взоров. Покрытие ног двумя крылами означает скромность, сознание своих недостатков, нечистоты пред Богом, пред Которым и небо нечисто, Который и в Ангелах усматривает нечто стропотное ( Иов. 4:18, 15:15 ). Летание двумя крылами изображает их способность и готовность исполнять повеления Божии ( Пс.17:11 ). Вопияние друг к другу громким голосом означает их согласие и ревность в прославлении Бога. Громкий голос означает усердие и ясность их проповеди о святости и славе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Они первые стали делить поющих на два хора и научили петь Давидовы псалмы попеременно – то одним, то другим хором. – Людей, любивших заниматься делами божественными, они собирали к гробам мучеников и проводили с ними в бдении всю ночь, восхваляя Бога. Видя это, Леонтий (епископ Антиохийский)... просил их совершать свое богослужение в церквах. Они... повиновались его приказанию и, с великим усердием созывая своих соревнователей в церкви, по-прежнему возбуждали их воспевать всесвятно Господа. 287 Под potestas jurisdictionis понимается совокупность всяких вообще правительственных актов – законодательных, административных и судебных (Суворов, Учеб. 221. 223). 291 Cypriani opera, ed. G. Hartel, 3 voll. Vindob. 1868 – 71 CSEL vol. 3.=Cypr. ep. 14, 4 к кароагенскому пресвитерию: quando a primordio episcopatus mei statuerim, nihil sine consilio et sine consensu plebis mea privatim sententia gerere. Как в Кароагене (ср. Сург. ер. 32; 45, 2; 51. 2), так и в Риме было в обычае осведомлять общину о всех важнейших делах. Римский епископ Корнелий сообщил общине о письмах Киприана (Сург. ер. 59, 19 ср. 45. 4) Дионисий Александрийский адресовал около этого же времени свои письма о церковных вопросах (напр. покаянии, должности диаконов) общинам Лаодикии, Армении, Рима (Euseb. h. e. VI, 46, 2, 5) см. также Суворов H. С. Учебник церковного права стр. 22. 292 Сург. ер. 38, 1 Cyprianus presbyteris et diaconibus item plebi universaes. In ordinationibus clericis, fratres clarissimi, solemus vos ante consulere et mores ac merita singulorum communi concilio ponderare. Sed expectanda non sunt testimonia humana cum praecedunt divina suffragia (Киприан в данном случае посвятил исповедника в чтеца, почему и не нужно было испрашивать согласия общины). В обычном же порядке нужно было узнать мнение клира и общины, ср. О. Ritschl. Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Götting. 1885 S. 169 – 174. 295 Funk, Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungea, Padeborn. 1897 Bd. 1 Die Bischofswahl im christlichen Altertum.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Эта легкость в чтении книги, даже когда она лежит по отношению к чтецам вверх ногами, объясняется тем, что язык им вполне знаком. Певцы разделяются обыкновенно на два хора, которые попеременно, один за другим, поют значащиеся по уставу песнопения. Обычай петь двумя хорами приписывается правилу св. Игнатия, который в видении видел, как ангелы пели антифонно, и научил церковь антиохийскую, а чрез нее и всю церковь Востока, делать то же. Так как церкви почти всегда темны, то перед книгами обыкновенно держать в руках грубо сделанные восковые свечи. Так как подобного рода свечи скоро темнеют, то нагар с них снимается рукой, и самое состояние манускриптов, залитых воском, свидетельствует скорее о ревности певца к пению своих песнопений, чем о предосторожности не закапать книги. Сиро-халдейцы вообще любят общественное богослужение. Все их богослужение состоит преимущественно из песнопений; и все, кто могут читать, принимают участие в песнопениях во всю силу своего голоса, хотя часто не в тот же самый тон и не в полном согласии с другими. Но все вообще отдаются этим песнопениям с полною сердечностью и увлечением. Богослужение, состоящее из простых чтений, они сочли бы не стоящим времени и недостойным места. Сиро-халдейцы всегда молятся по направленно к востоку, потому что Господь наш, говорят они, явится оттуда при Своем втором пришествии. «Ибо как молния происходит от востока и видна бывает даже до запада; так будет пришествие Сына человеческого ( Матф. 24 :, 27). Предание говорит, что когда Господь наш вывел Своих учеников в Вифанию и, воздев руки, благословлял их перед Своим вознесением, лицом он стоял к западу, и ученики поклонились Ему, обращаясь к востоку ( Лук. 24: 50, 52 ). Таково происхождение этого обычая, по объяснению книги Сунгадус. В сочинении, заданном в школе ученикам, о пророке Ионе, один из учеников заметил, что кит повернулся к востоку, чтобы дать пророку больше возможности помолиться. Изображений или икон в церквях не допускается, и о них нет упоминания в Сунгадусе и подобных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

е. вдвое превосходил хор трагедии дософокловского времени. Он распадался на два иногда враждующих между собой полухория. В прошлом это были две «состязающиеся» между собой праздничные «ватаги»; в литературной комедии, где «состязание» обычно падает уже на актеров, от двойственности хора осталась внешняя форма, попеременное исполнение " песен отдельными полухориями в строго симметрическом соответствии. Важнейшая партия хора – так называемая парабаса, исполняемая посредине комедии. Она обычно не стоит ни в какой связи с действием пьесы; хор прощается с актерами и обращается непосредственно к зрителям. Парабаса состоит из двух основных частей. Первая, произносимая предводителем всего хора, представляет собой обращение к публике от имени поэта, который сводит здесь счеты со своими соперниками и просит о благосклонном внимании к пьесе. Хор при этом в маршевом ритме проходит перед зрителями («парабаса» в собственном смысле слова). Вторая часть, песня хора, имеет строфический характер и состоит из четырех партий: за лирической одой («песней») первого полухория следует речитативная эпиррема («присловье») предводителя этого полухория в плясовом трохеическом ритме; в строгом метрическом соответствии с одой и эпирремой располагаются затем антода второго полухория и антэпиррема его предводителя. Принцип «эпиррематической» композиции, т. е. попарного чередования од и эпиррем, пронизывает и другие части комедии. Сюда относится в первую очередь сцена «состязания», а гон, в котором часто сконцентрирована идейная сторона пьесы. Агон в большинстве случаев имеет строго каноническое построение. «Состязаются» между собой два действующих лица, и спор их состоит из двух частей; в первой ведущая роль принадлежит той стороне, которая будет побеждена в состязании, во второй – победителю; обе части симметрично открываются одами хора, находящимися в метрическом соответствии, и приглашением начать или продолжить состязание. Встречаются, однако, сцены «состязания», отклоняющиеся от этого типа. Типическим для «древней» комедии можно считать нижеследующее построение.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Первые шесть псалмов отделились и составили особую часть, которая стала известна под именем шестопсалмия. О шестопсалмии на утрене ясно говорится в известии о синайской всенощной, а о шестопсалмии на вечерне речь идет у Пахомия Великого , который несколько раз упоминает о шести вечерних молитвах; но молитвы, как известно, чередовались с псалмами и соответствовали числу последних. По уставу Венедикта, в ночной службе выделяются две группы псалмов, по шести в каждой; из них первая отошла к первой части службы и составила так – называемый «primum noc­turnum», а последние шесть – ко второй «secundum nocturnum». И замечательно, что это число, несмотря на колебания в составе службы летом и зимой (что зависело от неодинаковой продолжительности ночи), служит как бы нормальным пределом псалмопения и более не сокращается. Начиналась ли ночная служба непосредственно этими псалмами, как можно думать из описания синайской утрени, или им предшествовали другие части в роде предначинательного псалма, греческие источники оставляют в неизвестности. На западе эта обстановка уже сложилась в VI веке, и в уставе Венедикта ночная служба, точно так же как и все другие, открывается предварительным стихом: «Боже, в помощь мою вонми», после которого настоятель трижды произносит: «Господи, устне мои отверзеши», причем три раза крестил рот, и передавал продолжение службы очередным лицам. Затем читались 3-й и 94-й псалмы, из которых последний называется пригласительным (invitatorius), и с него-то собственно начинается служба, так как монахи к этому времени должны были собраться и занять свои места. Согласно общему порядку псалмопения, шестопсалмие не читали, а пели антифонно, сопровождая каждый псалом молитвой. У Венедикта шесть псалмов поются с антифонами и аллилуиа. По словам Василия Великого , присутствовавшие на утрене делились на два хора и попеременно пели псалмы, затем произносил псалом представитель хора, а прочие подпевали. У Кассиана способ исполнения псалмов во время ночной службы обозначается выражением «can­tare, psallere», т.е. раздельное, внятное, с интонациями совершаемое, произношение псалмов на два хора или поочередно. (De inst. coenob.L. II, с. 11–12). Один монах на утреннем правиле пел пять псалмов, произнося по шести стихов за один прием и каждое такое отделение сопровождал аллилуиа. (Patr. с. compl. Т. 65, col 277). В житии Саввы Освященного рассказывается, что он однажды ночью, до призыва к молитве звуком била, услышал в соседней келии пение псалмов как бы целым большим собранием и с сладкогласным исполнением одного стиха из псалма. Думая, что уже началась служба, преподобный будит канонарха и, взяв кадило со свечами, идет в келию старца, откуда слышалось пение. (Cotel. Monum. eccl. gr. IV, p.287). Из приведенного рассказа видно, что ударял в било канонарх, что во время ночной службы употреблялись свечи и курение, что псалмопение производилось целым собранием сообща, при чем псалмы пели по стихам сладкозвучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При издании двухорных сочинений имелся в виду, конечно, хор Придворной капеллы во времена Екатерины Великой и только самые крупные хоры в России. Понятно, что эти массивные сочинения ни в какой мере не могли иметь литургического значения или характера. Вообще двухорные произведения были в моде еще со времени увлечения партесным пением, о чем говорилось в предыдущей главе. Если устав предусматривает два хора (лика) певцов, то эти два хора поют попеременно или, соединившись в один хор, посредине храма. Двухорно же (а во времена партеса, как говорилось в 1-й и 2-й глл., даже три хора) пели одновременно, но как самостоятельные хоры. К подражанию Западу нужно отнести и увлечение гимном «Тебе, Бога, хвалим», который указывалось петь в конце торжественных молебствий в «царские дни» и вообще в конце благодарственных молебствий. Славянский текст «Тебе, Бога, хвалим» есть дословный перевод латинского текста Te Deum Laudamus; гимн этот, приписываемый св. Амвросию Медиоланскому , в богослужении Католической Церкви занимает гораздо боле видное место, нежели в богослужении Русской Православной Церкви а в других Православных Церквах этот гимн не поется. В книге молебных пений Русской Православной Церкви, гимн этот указан как замена «Великому славославию», которое положено в конце торжественных молебствий. «Тебе, Бога, хвалим» не содержится в певческих книгах Русской Церкви с безлинейной нотацией и нигде уставом не упоминается. Вопрос о появлении этого гимна в богослужении Русской Православной Церкви требует еще точного и подробного выяснения; это относится к области литургики и гимнографии. В описываемое время едва ли не каждый композитор писал хоры «Тебе, Бога, хвалим»; один Бортнянский написал 4 четырехголосных и 10 двухорных композиций на это текст, все (за исключением одного) совершенно концертного, помпезного характера. Из этих сочинений два однохорных «Тебе, Бога, хвалим» исполняются иногда немногими эмигрантскими хорами вместо запричастного, но и этот обычай постепенно угасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010