Первый род пения был по клиросам или на два хора попеременно. Сократ в церковной своей истории 21 свидетельствует, что пение сие учреждено в Антиохийской церкви св. Игнатием Богоносце м, учеником Апостольским. Из Антиохии сей род пения распространился по всему востоку; а на западе оный введен в употребление св. Амвросием в Медиолане, около 38З-го года 22 . Второй род пения был, когда один певец начинал петь стих, а в конце стиха припевал с ним и весь народ. Сие пение весьма употребительно было в четвертом веке, и для различия певалось попеременно между двуклиросным пением. Свидетельствует о сем св. Златоуст 23 . Третий род пения, которой можно почесть повсеместным, был единогласный, т.е. когда пел в церкви один только учрежденный на то певец. Сей образ пения утвержден около 370 года на Лаодикийском соборе, отцы которого усмотрев, что древнее христианское пение от невежества и неблагоговения поющего народа начало приходить в расстройство и казиться, установили в пятидесятом правиле: «Без малых ризиц никтоже на амвон да не взыдет», – т.е. как толкует Аристен: «Не подобает на амвон взыти никому же: ни пети, или людем божественные словеса прочитать, аще священнического пострижения на главе не имать и благословения от своего пастыря по святым правилам не будет приял». Да и особый чин певцов издревле был в Христианской церкви, что упоминается еще и в так называемых Правилах Апостольских и у других древних писателях 24 . После сих обрядов пения древней церкви какие следовали другие, того не нужно здесь изъяснять; ибо сие составило бы обширную историю. А притом когда отделились некоторые толки от Православной Греческой Церкви, то за сим разные произошли роды и песнопения. Итак, оставляя описание церковного пения чужих церквей, для нас любопытнее и полезнее познать обряды нашего россииского церковного пения. Что случилось вообще с древним христианским пением, то же произошло особенно и с пением Грекороссийской Церкви; и российское церковное пение имело также свои эпохи, которых можно положить пять.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

4) Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех. По-русски: не уклони сердца моего к злому намерению выдумывать (непщевать) извинения грехам моим. Пока поется каждый из этих стихов, все находящиеся в церкви стоят на коленях и молятся Богу. Один предстоятель пред престолом не преклоняет колен и стоит, вознося Богу кадило с воскуряемым ладаном. Лишь только певец кончит пение первого стиха, – правый хор встает с колен и повторяет же первый стих, и вместе с хором вся правая сторона народа поднимаются на ноги, а левая продолжает стоять на коленях. При пении второго стиха певцом, стоящим против царских дверей среди мирян, опять все, кроме настоятеля, присутствующие во храме становятся на колени. За тем уже левый хор встает и поет песнь: да исправится молитва моя…, и вместе же с левым хором поднимается левая сторона молящихся в церкви, а правая молится на коленях. Такими обычаями разделяется и разнообразится пение этих четырех стихов. Правый и левый хор, правая и левая сторона чередуются в пении и преклонении колен или в стоянии во время пения. Зачем певец или певицы выходят петь эти четыре стиха пред царские двери в средину мирян? И зачем одни миряне вместе с правым. А другие с левым хором попеременно встают во время пения хором: да исправится молитва моя? Певцы среди мирян, поющие вышеизложенные стихи, заменяют и представляют собой все общество молящихся мирян, которые в древности действительно все пели в церкви. В первобытные времена церкви Христовой певцы не отделялись от народа; а все, пришедшие на молитву, составляли, так сказать. Один огромный хор и все, или сообща, как бы одними устами. Или разделившись на две части, по сторонам образовывали два больших хора и поочередно в песнопениях восхваляли Господа Бога нашего 4 . В наше время народ, стоящий в храме, напоминает древний обычай общественного пения только тем, что вместе с хором встает на ноги, а не стоит на коленях, по примеру древних христиан, которых одна часть, одна сторона, участвующая в пении, не становилась на колени, и не наклоняя головы, но стояла прямо для того, чтобы удобнее было петь, и чтобы сохранить согласие в пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

За чем певец или певцы выходят петь эти четыре стиха пред царскими вратами в средину мирян? И за чем одни миряне вместе с правым, а другие с левым хором попеременно встают во время пения хором: да исправится молитва моя? Певцы, среди мирян поющие вышеизложенные стихи, заменяют и представляют собою все общество молящихся мирян, которые в древности действительно все пели в церкви. В первобытные времена церкви Христовой, певцы не отдалялись от народа; – а все, пришедшие на молитву, составляли, так сказать, один огромный хор и все, или сообща, как бы одними устами, или разделившись на две части, по сторонам образовали два больших хора и поочередно в песнопениях восхваляли Господа Бога нашего 5 . В наше время народ, стоящий в храме, напоминает древний обычай общественного пения только тем, что вместе с хором встает на ноги, а не стоит на коленях, по примру древних христиан, которых одна часть, одна сторона, участвующая в пении, не становилась на колени, и не наклоняла головы, но стояла прямо для того, чтобы удобнее было петь, и чтобы сохранить согласие в пении. После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василя Великого. Именно: произносится сугубая ектенья; за тем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е. ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике. Остается только перенести святые дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы, действительно, вскоре видим перенесение их на престол. Во время перенесения Святаго Тела и Честныя Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к преждеосвященным дарам и составленная в 612 году, она поется так: по-русски: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы. Се жертва тайная совершена дopvhocumcя. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Когда отверзаются Царские врата алтаря, когда глазам всех находящихся в храме открывается престол и от их лица совершается торжественный вход в алтарь священнослужителей, тогда этими знаменательными действиями выражается близкое наше общение не с одним Богочеловеком, но вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святым, потому что престол есть место царственного присутствия не одного Сына Божия, но всех Лиц Пресвятой Троицы. Поэтому от лица всего предстоящего народа, зрящего на престоле своего Царя и Бога, не одному Христу воздается поклонение приидите, поклонимся и приносится хвалебная песнь аллилуиа , но к этому присовокупляется песнословие ко всем Лицам Святой Троицы, как сопрестольным и единочестным, – именно поется Трисвятая песнь: Святый Боже (Отче), Святый Крепкий (Сыне), Святый Безсмертный (Душе), помилуй нас 35 . И как пение стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, поющие Ти: аллилуиа , вводит нас в общение не только с Христом – нашим Царем, но и с благоговеющими перед Ним Ангелами, ибо аллилуиа есть ангельская песнь, так и в пении Трисвятой песни мы также соединяемся с Ангелами, ибо эта песнь принята от Ангелов, как об этом свидетельствует благочестивое предание 36 . И из Священного Писания известно, что Трисвятая песнь есть песнь ангельская. Ею непрерывно славословят Бога Херувимы, окружающие Его престол. Они, по слову новозаветного тайнозрителя, ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Вседержитель ( Откр. 4, 8 ). То же славословие возглашают Ему Серафимы, как это известно из видения, которым пророк Исаия был призван к пророческому служению. Он удостоился видеть Господа, сидящего в храме или над храмом, на величественном престоле. Перед престолом были Серафимы, из которых каждый имел по шести крыл: двумя они закрывали свои лица, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу (т.е. попеременно, на два хора): Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его ( Ис. 6, 3 ). Стены здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение ладана. Не подобное ли этому зрелищу представляет православный алтарь или, лучше сказать, весь православный храм во время пения Трисвятого? Все предстоящие в храме не находятся ли в это время в положении пророка Исаии, не видят ли, подобно ему, престол Господа Саваофа? И пение Трисвятого на двух клиросах, близ отверстых Царских врат алтаря, не есть ли воспроизведение духовного Ангельского пения Серафимов, слышанного Исаией? И сами Серафимы не окружают ли в это время престол в алтаре, как они окружают на Небесах престол Бога Вседержителя, и не вторят ли нашему пению или, лучше сказать, не предшествуют ли нам своим примером в пении Трисвятого? Не даром же священник, вступая в алтарь, молит Бога, чтобы Он ввел в алтарь и святых Ангелов, которые бы вместе с нами Его славословили и Ему служили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Великий жрец каждой области становится чем-то в роде митрополита; ему «принадлежит общий надзор за всем, что касается религии, власть над жрецами городов и селений, и право судить действия каждого из этих жрецов» 432 ; он есть иерархическая глава 433 и находится в непосредственной переписке с «верховным жрецом, который имеет высшее попечение и надзор за всем служением богам», т.е. с самим Юлианом 434 . Но для Юлиана важно воспроизвести устройство Церкви не только по внешности: ему нужно было позаимствовать что-нибудь и из ее духа. Сила христианства заключается в соблюдении заповеди Спасителя: «Идите, научите все народы». Христианский священник – в одно и то же время апостол и проповедник. В явычестве проповеди не существовало: не имея определенного учения, твердых начал нравственности и истории, оно и не могло быть предметом правильного обучения. Вот это именно и старается Юлиан придать язычеству. Он вознамерился учредить проповеднические кафедры, школы, где учителя и ученые, сведущие в языческом богословии, должны бы излагать основные истины веры и нравственности. Он мечтал также и о том, чтобы в храмах пели род общей молитвы, попеременно на два хора. Наконец у него была мысль установить целую покаянную систему, с очищением грехов, сообразно с виною каждого кающегося 435 . Кроме проповеди, к чему была сделана попытка 436 , – не видно, чтобы хоть одно из этих преобразований получило начало в исполнении на деле. Но они дополняют невольное признание, вынужденное у Юлиана силою вещей: вознамерившись уничтожить христианство, он признаёт свою несостоятельность заменить его иначе, кроме подражания ему (в язычестве). Он сознаётся в этом еще более открыто и с большою горечью. Язычеству недоставало более всего благотворительности. Юлиан видел, что Иудеи помогают своим бедным, а христиане благодетельствуют неимущим всех народностей. Он был свидетелем этого блестящего расцвета христианства, выражавшегося, начиная с четвертого века, в том, что рядом с соборами воздвигались больницы и богадельни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 18 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». Псалом сей, коего время и случай написания неизвестны, есть хвалебная песнь, прославляющая величие и славу Божию в природе и в спасительных действиях закона ветхозаветного и новозаветного; разделяется на две части: с 1-го ст. до 8 говорится о славе Божией в природе; с 8-го до конца – в законе. Св. Апостол Павел ( Рим. 10:18 ), св. Афанасий, бл. Иероним, Августин и другие относят к новозаветным временам, именно к евангельской проповеди , а потому справедливо надписывается: в конец. 2 . Небеса поведают славу Божию, творение же руку 135 Его возвещает твердь. Небеса. «Обычно Св. Писанию, – говорит бл. Феод., – слово сие употреблять в единственном, иногда во множественном числе ( Пс. 113:24, 148:1 ; 3Цар. 8:21 ). Ибо видимое небо устроено, как некий кров над землею; высшее же небо для видимого есть то же, что видимое для земли, и потому так называется небом небесе и небесами небес». – Иногда под небесами разумеется духовное небо или мир Ангельский ( Быт. 1:1 ; Кол. 1:16 ). Но здесь, очевидно, разумеется видимое нами небо, которое своим необъятным пространством, великолепием, чудным устройством, законами и силами, поразительными явлениями, бесчисленным множеством светил – поведает людям славу Божию, т.е. проявляет всемогущество, благость и премудрость Божию. Твердь 136 – то же, что видимое небесное пространство, или самое небо. – «Небом неба, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – называется первое небо, которое выше тверди – вот два неба! потому что и твердь Бог назвал также небом ( Быт. 1:8 ); Бож. Писание и воздух называет небом – вот и три неба, о которых говорит Бож. Апостол ( 2Кор. 12:2 )» 137 . 3 . День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Дни и ночи, как бы два хора певцов, попеременно и последовательно прославляют премудрость Божию; один день возвещает ее другому, следующему за ним дню, ночь ночи передает о ней познание, т.е. небеса своим видом, чудным устройством, порядком, явлениями, днем и ночью, всегда возвещают славу Божию. Постоянная преемственность дней и ночей, с их явлениями, есть как бы постоянная и торжественная хвала Творцу от твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах 8578 , будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8579 , вместе со святым Поликарпом , епископом Смирнским 8580 . Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское 8581 . Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях 8582 . Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 8583 , а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами 8584 царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, не повинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 8585 . Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«У Православия большое будущее в Гватемале» Беседа с игуменией Инес, настоятельницей Свято-Троицкого монастыря в Гватемале Игумения Инес (Айау Гарсиа) – настоятельница единственного православного прихода в Гватемале – монастыря Святой Живоначальной Троицы «Лавра Мамбре» (Антиохийский Патриархат). Она принадлежит к влиятельному и известному в стране роду, из которого вышел ряд выдающихся личностей. В 36 лет сестра Инес резко изменила свою жизнь, уйдя из католического монашеского ордена и став православной инокиней. Свято-Троицкая обитель основана сестрой Инес и сестрой Марией (Амистосо) в апреле 1986 года. В 1989 году инженер Федерико Бауэр подарил участок земли под строительство монастыря на берегу озера Аматитлан, лежащего на высоте 1188 м над уровнем моря. Вблизи находится один из самых активных вулканов Центральной Америки – Пакайя. Освящение обители состоялось в ноябре 2007 года при участии 18 священнослужителей, специально приехавших в Гватемалу. Монастырский храм расписывают русские мастера международной школы иконописи, базирующейся в Костроме и США. В день святителя Николая Чудотворца 1995 года епископ (ныне митрополит) Антиохийской Церкви в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и Карибском бассейне Антоний (Чедрауи), настоятельница и насельницы монастыря и 25 прихожан подписали «Акт об основании Православной Церкви Гватемалы». В 1996 году гватемальские власти доверили обители управление и содержание детского приюта «Дом Рафаэля Айау» в столице страны, Гватемала-сити, рассчитанного на 800 детей. Сейчас в нем живут чуть более 100 мальчиков и девочек – от новорожденных до 16-летних подростков. Воспитанники изучают предметы по курсу средней школы и основы православного вероучения, получают профессиональные навыки. В скором времени приют переберется в монастырь. В феврале 1997 года был освящен храм Преображения Господня в приютском здании. В отсутствие священника службы проводятся мирским чином. Два детских хора поют попеременно, по одной строфе. Начальные возгласы и отпуст произносит матушка Инес. Паства состоит из гватемальцев, арабов, греков, русских и украинцев.

http://pravoslavie.ru/31194.html

А. О Церковном пении Беседа 1. О том, как пели древние христиане I. Христианское богослужение, братья, состоит, кроме священных обрядов, из пения священных песнопений, молитв, чтения Священного Писания , совершения св. таинств и проповедания слова Божия. Скажем сначала о церковном пении и прежде всего обратимся к вопросу: как пели древние христиане? II. а) У древних христиан были различные роды пения : Иногда пел один только певец, а все прочие верующие молча слушали. Так пели, например, у египетских пустынников: у них во время богослужения пел один мерно и благозвучно псалмы, а другие молча слушали. (Евсевий «Церковная история», кн. 2 гл. 14). Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины и даже дети. Св. Златоуст говорил: «жены и мужи, старцы и юноши различны полом и возрастом, но не различны по отношению к пению, потому что Дух Святый, соединяя голоса каждого, из всех устрояет одну мелодию» («Православное обозрение», 1873 г.). Такой образ пения употреблялся во многих местах; но в IV веке Лаодикийским собором (364 г.) постановлено было (прав. 15), чтобы вместо всего собрания народа пели только одни избранные, способные певцы. Такое постановление сделано было, вероятно, потому, что пение всем собранием народа оказалось уже нестройным и неблагозвучным, так как в это время число священных песней значительно увеличилось, а люди, между тем, уже не с таким усердием посещали храм Божий, с каким посещали прежде, и потому многие не могли быть вполне знакомы с пением и священными песнями и своим участием в пении лишь мешали знающим петь как следует. Иногда пели попеременно два хора. Такое пение, называвшееся антифонным, ввел в церковное употребление св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, по образцу слышанного им пения ангелов. («Церковная история», Сокр. кн. 6, гл. 8). А по мнению других (Феод. «Церковная история», кн. 2, гл. 24), оно было введено в употребление антиохийскими иноками Флавианом и Диодором. В IV веке оно употреблялось во многих церквах и считалось самым торжественным, а на западе введено было св. Амвросием Медиоланским . («Духовные беседы», 1872 г, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010