Закончив на этом свое отступление, скажу, что после мирной ектении мы слышим, как клиросы поют так называемые антифоны. Само название антифона означает, что какие-то песнопения поются попеременно двумя хорами. Антифон — два противостоящих хора. То один поет, то другой. Какие же песнопения называются по этому способу пения? Антифонное пение встречается часто в богослужении, а литургические антифоны — это вполне определенная вещь, имеющая совершенно определенное происхождение. В древности в Византии церковная жизнь складывалась несколько иначе, чем у нас. Древние города были немногочисленны по количеству жителей. В центре Византии стоит до сих пор, может быть, величайший православный храм, который называется Айя-София (Св. София). К сожалению, этот храм отобран турками и превращен в мечеть. Этот храм вмещал в себя, по существу, все православное население Цареграда (Константинополя). И в праздник, в воскресный день епископы и священники, весь православный народ сходились в Св. Софию для того, чтобы здесь вместе совершить литургию. Идея была проста: литургия должна быть одна, все вместе могут совершить литургию, вместе причаститься. Литургия должна быть соединением всех. Мы молимся так: «О Свышнем мире и соединении всех Господу помолимся». Потом стали строиться другие храмы, а может быть, не потом, а сначала — одним словом, существовали другие храмы в Константинополе, и была традиция: на праздник идти в тот храм, который был посвящен этому празднику. Вот, например, был храм великомученицы Ирины, очень чтимой и любимой греками. И в день вмч. Ирины все собирались в Св. Софию и потом во главе с Патриархом шли в тот храм, чтобы там служить литургию. Духовенство вместе с мирянами брали с собой, конечно, святыни какие-то и крестным ходом шли в другой храм. По дороге пели молитвы, псалмы попеременно, разными хорами — это и были антифоны. Это было как бы литийное пение, предваряющее литургию. Потом уже на Руси, а может быть, и в Византии поздней, но в особенности на Руси, это все изменилось, и уже никто никуда не ходит, а просто приходим в свой храм и там молимся.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Все эти условия имели место в богослужебной практике древне-христианской церкви. Нам предстоит обратить внимание на выполнение последнего из них и ближе ознакомиться с способом музыкально-голосового исполнения церковных песнопений во время службы. По степени участия исполнителей в древней церкви существовало три рода пения: 1) одиночное, 2) антифонное, или переменное, и 3) общее. Проследить и точно определить значение каждого из этих трех певческих элементов в составе древнего пения можно только отчасти. Одиночное пение в чистом виде редко практиковалось, но или сливалось с антифонным, при исполнении мелодии, которая затем подхватывалась целым собранием, или примыкало к чтению нараспев псалмов, евангелия, апостола, вообще писаний, а это последнее, чтение или произнесение речитативом, составляло нечто среднее между чтением и пением 65 . В основе антифонного или переменного пения лежал общий прием, состоявший в чередовании исполнителей; оно основывалось на разделении пения между двумя исполняющими сторонами: между певцом, или предначинателем пения, и народом, между псалтом и хором, или же между двумя отдельными хорами. Самое исполнение состояло в том, что мелодия, исполненная одним хором, повторялась без всякого изменения в своем составе другим. Говоря по-теперешнему, это было пение по клиросам и предполагало разделение исполнителей, а иногда и всех присутствующих на две части или стороны, из которых одну по временам составляли мужчины, другую–женщины. Родиною антифонного пения считают восток, преимущественно Сирию и Антиохию. Но еще задолго до принятия этого рода пения в христианском мире он уже был известен в практике греческого театра, где исполнение какой-либо строфы попеременно двумя хорами певцов называлось στροφ и ντιστροφ. Филон говорит о терапевтах, что во время своих собраний для молитвы они составляли два хора: один из мужчин, другой из женщин, и исполняли гимны во славу Божию–то все вместе единогласно, то порознь, попеременно, сопровождая свое пение жестами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Важно ли сие место? Амвон – священнейшие место на солее. Церковными правилами воспрещается восходить на него мирским людям и не облаченным в стихарь причетникам, так что если причетник выходит читать Апостол без стихаря, то становится не на амвоне, а за ним. Что такое за амвон, устраиваемый в иных храмах на самой средине? Это – архиерейский амвон, по-гречески кафедра, устраиваемая в архиерейских, называемых кафедральных, храмах и в храмах, где бывает архиерейское служение. На этом амвоне архиерей облачается и стоит начало литургии. Что такое клиросы? (Клиросов рис. см. выше.) Какое назначение клиросов, и что значит название сие? Клиросы назначены для удобнейшего исполнения чтецами и певцами своего дела при отправления богослужения. Чтецы и певцы называются иначе клириками – с греческого, людьми, избранными в удел Господу, отсюда и происходит название мест для них в церкви клиросами. Неизвестно ли что о происхождении клиросов? В древности пение в храме совершалось всеми молящимися; но впоследствии, когда таковое пение от незнания песней церковных и неуменья петь большей части молящихся производило замешательства и беспорядки; то стали выбирать особых чтецов й певцов и для них устроят в храме особые места. Почему клиросов бывает два? Потому что некоторые из церковных песней поются на два хора, попеременно то на том, то на другом. Обыкновение сие введено во время св. Игнатия Богоносца , епископа в городе Антиохии во 2 веке, по образу ангелов, которые, как он слышал в бывшем ему откровении, пели Господу на небе на два хора и так, что когда пел один, то безмолвствовал и внимал пению другой. 4. Притвор или трапезная Что называется в храме притвором? (Притвора рис. см. на рис. и пл. хр.) Какое назначение в храме притвора? Притвор назначен для стояния при Богослужении оглашенных, т. е. готовящихся ко крещению, отлученных от церкви, т. е. от общества верных и стояния с ними в храме, и от св. причащения, и неверных для слушания Слова Божия и поучений, желающих познакомиться с христианскою верою и богослужением: так как стоять в самом храме оглашенным, отлученным и неверным признается делом недозволенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Но и при значении «ругатися» в смысле «насмехаться» можно свести текст к духовному пониманию святых отцов, если разуметь под словом «ему» не море, а змия. Ст. 32. Творяй ю, землю, трястися, прикасаяйся горам и дымятся. Иногда люди настолько развращаются, что на них перестают уже действовать мягкие или грозные (бранные) слова, и даже бичи не помогают. Тогда Бог приказывает земле встряхнуть хорошенько забывшихся на ней грешников, и она, приводя в действие известные, данные ей, законы и скрытые в ней силы, производит извержения вулканов, землетрясения, обвалы, наводнения. Таким образом, катастрофы в Мессине, на Мартинике, в Японии происходили по определенным геологическим законам, но возбуждались-то они по мановению Божию и казнили только тех, кого Ему нужно. Делается же все это затем, чтобы люди раскаялись и исправили свою нечистую, безбожную жизнь. Посему говорить: «Где же Бог ? Если бы Он был, этого бы не было» – значит показывать полное непонимание ни своего назначения (обязанностей) на земле, ни разумного Промысла Божьего, зовущего к покаянию. Как раз надо думать наоборот: если бы не было Бога, может быть, не было бы и этих катастроф, научная причина которых так непонятна (знаменательно!) ученым. А теперь мы видим, как действовавшие дотоле ровно и планомерно неизменные законы начинают вдруг ни с того, ни с сего нарушаться, и отсюда заключаем о существовании промышляющего о всей твари Бога. К стихам 103-го псалма полагаются известные припевы, по различным традициям разные. Благодаря им на Афоне в некоторых скитах, например Капсокаливитском, монахи поют этот псалом два с половиной часа. Но особый напев греков позволяет устроить из него и без этих припевов двухчасовое пение. В этом отношении интересно исполнение сего псалма на Святой горе, по описанию архимандрита Антонина (Капустина) от 1859 года. «Началось чтение, – пишет он, – предначинательного псалма, скорое и предвещавшее, по-видимому, очень быстрый ход службы. Но на половине 28-го стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов νοιξαντρια, т. е. остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (νοξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом два часа спустя. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В отличие от утверждения А. П. Смирнова, сам Матвеев подчеркивал свое уважение к традициям Синодального хора и считал себя их продолжателем. Он полагал также, что исполнение Всенощного бдения Рахманинова за службой хором под его управлением в 1957 году явилось настоящей премьерой сочинения. Кстати, по мнению Матвеева, основной причиной, по которой исполнение произведения Рахманинова за службой Синодальным хором оказывалось невозможным, являлся устав Успенского собора, в соответствии с которым некоторые песнопения исполнялись обиходным напевом на два клироса попеременно («Богородице Дево», тропари на непорочных, «Величит душа моя Господа»), а некоторые не пелись, а только читались («Приидите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», славословие перед началом Шестопсалмия). 521 Традиция преподавания сольфеджио в младших классах регентами велась еще со времен Орлова и была связана, как и пишет А. П. Смирнов, с необходимостью подготовки мальчиков к пению в хоре. Сольфеджио преподавали, в хронологической последовательности: Орлов, Кастальский, Данилин, Н. Толстяков, В. Степанов. По воспоминаниям бывших учеников, на этих уроках воспитывался специфический хоровой слух: например, пояснялась разница между интервалом ля – соль диез и интервалом ля – ля бемоль, то есть выстраивалась система ладовых тяготений. 522 К 300-летию дома Романовых М. М. Ипполитовым-Ивановым было написано несколько сочинений для хора, которые составили ор. 54: Тропарь преподобному Дионисию, Тропарь Богородице Казанской, Духовный стих о патриархе Гермогене, Величание князю Пожарскому, гражданину Минину и сподвижникам их, кантата «О воцарении Дома Романовых», Гимн-марш 1812 года. Все эти сочинения (напечатанные издательством П. Юргенсона) предполагали два варианта исполнения: четырехголосным смешанным хором а cappella или двухголосным женским или детским хором с сопровождением фортепиано (для кантаты имелась и оркестровая партитура). Среди материалов Синодального училища, сохранившихся в библиотеке Московской консерватории, имеется несколько печатных экземпляров кантаты, о которой пишет А. П. Смирнов. Ее полное название: «О воцарении Дома Романовых. Слова в духе народных сказаний В. Буслаева», соч. 54, 6 (под именем Василия Буслаева скрывается, скорее всего, сам Ипполитов-Иванов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

200. Что было указано в истории этого стиха, с. 466. 201.  Никольский К., прот. Пособие к изуч. уст., 177. 202.  Виссарион, еп. Вечерня. 2 публ. чтения. 2-е изд. М., 1891, с. 20. 203.  Никольский К., прот. Пособ. к из. уст., 177. 204.  Симеон Солунский. О бож. молитве, гл. 331 (296). 205. Приписываемый Давиду LXX-ю толковниками (пс. 102 — и евр. Библией) и озаглавленный в слав. Библии «о мирстем бытии». 206.  Виссарион, еп. Вечерня, 22. 207. Там же, 29. 208. Будущее время за недостатком в еврейском настоящего, требующегося для живости описания. 209. Что не указывается польза рек для человека, — это чисто палестинский колорит (Gunkel. Ausgewahlte Psalmen, 176). 210. «Камений», πτρα — скала (по евр. «ветвях»). «На тых» — тех, т. е. источниках. 211. В евр. названо определенное дерево, должно быть, кипарис или ель. 212.  Никон Черногорец. Пандекты, слово 29, л. 208. Ср. Рига. Juris ecclesiast. graecor. historiae et monumenta. Romae, 1864. T. I, p. 220. 213.  Дмитриевский А. Что такое κανν τς ψαλμωδας… ?//Руковод. для сел. паст. 1889, 38, 70. Феодор Студит. Большой катехиз., § 73// Migne. Patrol. s. gr. t. 99). 214. Ркп. Афоно-Ватоп. библ. XIII–XIV b. л. 133 об. 215. Здесь не так ясно: «на вечерне после предначинательного (τ προομιον) Господи воззвах». Дмитриевский Α Τυπικ, 248 (ркп. XVI и XVII b.). 216. Рига. Jur. eccles. gr. hist. et mon. II, 209. 217. Цитаты — выше, с. 500. 218. Ркп. Моск. Син. библ. л. 3 и др. 219. Так ркп. Киев. Ак. муз. Аа 194, с. 20–21. 220. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 3 об. 221. Цитаты на с. 62. Согласно с этим на Афоне предначинательный псалом на бдении, по описанию архимандрита Антонина Капустина (от 1859 г.), исполняется следующим образом: «Началось чтение предначинательного псалма скорое и предвещавшее по-видимому очень быстрый ход службы. Но на половине 28 стиха псалма чтение прекратилось. Начались так называемые у певцов νοιξαντρια, т. е. остальные слова стиха и остальные стихи псалма, поемые на оба хора попеременно. Первый хор, или лучше первого хора псалт, начал выводить слова: Отверзшу (νοξαντος) Тебе руку и проч., и он же кончил псалом через два часа потом. Певцы после каждого стиха переменялись, становясь потом, облитые потом, вряд припевателей» (Заметки поклонника св. горы. Киев, 1864, с. 31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Как и древней иконе, знаменному распеву присущи величественная простота, спокойствие движения, четкий чеканный ритм, законченность построения, вытекающая из совершенной внутренней гармонии» 39 . Песнопения знаменного распева – это, прежде всего распетые богослужебные тексты, где на первый план выступает Слово. При этом знаменный распев имеет несколько типов. Одним из них является так называемый столповой распев. В столповом распеве на один слог текста приходится два-три, реже четыре тона. В мелодию могут включаться мелизматические вставки – «фиты». Столповой распев отличается множеством разнообразных попевок и богатством ритмического рисунка. Основные певческие книги (Ирмолой, Октай, Триодь, Обиход, Праздники) распеты именно столповым распевом. Другой тип – так называемый малый знаменный распев, или «пение на глас», – представляет собой, по сути, краткую редакцию столпового распева. В нем все богатство попевок столпового распева сведено к шести-семи, которые нетрудно удержать в памяти и легко приспособить к тексту. Большинство песнопений в старообрядческих общинах (да и, несомненно, в дониконовской Руси) исполнялось именно «на глас». В XVI в. появился «большой» знаменный распев, мелодически сложный, богатый широкой распевностью слога (внутрислоговые распевы). Он имел мелизматические вставки импровизационного характера («фиты»), в которых на один слог нередко приходилось свыше пятидесяти звуков. Творцами большого знаменного распева были знаменитые распевщики Федор Крестьянин, Сава Рогов и их ученики. Василий Рогов, глава школы московских распевщиков, считается создателем демественного распева, имевшего сложный мелодический рисунок. Демественное пение использовалось по случаю торжеств и праздников. Особенностью древнерусского знаменного пения было то, что оно исполнялось в строгий унисон, то есть не допускалось одновременное звучание разных по высоте звуков. Согласно древнему иерусалимскому уставу, принятому на Руси, церковное пение должно быть единогласным, проповедуя согласие и единство. Состав хора изначально был чисто мужским (за исключением женских монастырей, где он был чисто женским), то есть не допускалось существование смешанных хоров. Неприличным и изнеживающим считалось высокогласие, поэтому в древних песнопениях XV-XVI вв. преобладал низкий регистр. Пение осуществлялось антифонно, то есть попеременно двумя клиросами, или ликами (хорами). Во главе каждого клироса стоял головщик – первый певец. Он должен был в совершенстве знать церковное пение и обладать твердым голосом. Головщик начинал и вел своим голосом каждое песнопение. Очень важна была однородность звучания, чтобы ни один голос не выдавался из общего хора.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Все празднество заключалось «святым всенощным бдением» (τν εν γουσι παννυχδα). Мужчины и женщины составляли два различных хора и пели то вместе, то попеременно. Пени сопровождалось пляской и жестикуляцией. В заключение оба хора смешивались, как при вакхических празднествах, упоенные божественной любовью. Так проходила целая ночь. С восходом солнца терапевты обращали свои взоры к востоку с молитвой и расходились до новой – следующей – общественной трапезы 761 . : §6. Невозможность заимствования Церковью агап у ессеев и терапевтов Могут ли агапы Христианской Церкви считаться заимствованием у ессеев и терапевтов, трапезы которых были так – особенно в некоторых деталях – поразительно похожи на них? Ответ на это – ответ ясный и точный – могут дать те мотивы, по которым эти трапезы существовали. Как ессеи, так и терапевты при устройстве своих трапез руководились тем же принципом, который воплощался ими во всей их жизни, именно желанием сохранить чистоту. У ессеев эта чистота носила обрядовый характер и ее необходимость вытекала из их теоретического мировоззрения. Стремясь к законной чистоте вместе с фарисеями, ессеи пошли по этому пути дальше их. По их учению, душа создана из тончайшего эфира и только вследствие своего грехопадения оказалась заключенной в материальное тело, которое, как и всякая материя, само по себе зло, нечисто и греховно. В силу этого душа очутилась на положении тоскующей пленницы и нуждается в освобождении. Единственным путем к желанной цели является строгое до мелочей соблюдение обрядового закона, данного Моисеем. Это стремление исполнить закон и привело их к аскетизму, отрицанию брака, к частым омовениям не только после прикосновения к материи, не только после отправления физиологических надобностей, но и после прикосновения к члену общины низшего класса. Это стремление привело их к тому, что в наиболее строгих ессейских колониях не дозволялось принимать женщин на том основании, что их временная нечистота может сделать роковым вопросом чистоту и всей колонии 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О древности предъевангельского аллилуиа может свидетельствовать существование его и в Западной Церкви в виде, очень близком к нашему. Аллилуиа пред литургийным Евангелием там состоит из двукратного пения аллилуиа, затем одного стиха и однократного опять аллилуиа; все это поется одним напевом по следующему чину, даваемому в Graduate romanum (где и ноты для аллилуиа разных праздников): «если аллилуиа, аллилуиа говорится со стихом, сначала поется аллилуиа двумя (певцами) до невмы (так называется богатая мелодия для последнего слога, — иначе jubilus), хор же повторяет аллилуиа и присоединяет невму, протягивая слог а; два певца начинают стих и хор отвечает (=продолжает стих); по окончании стиха те же два повторяют аллилуиа, и хор присоединяет одну невму». Напев для этого аллилуиа, называвшегося «меньшим», в Римской Церкви всегда отличался особой живостью, энергией и красотой. Оно не поется во весь период Великого поста и подготовительных к нему недель (от Недели 70-цы), в будни Адвента, в посты 4 времен и вигилии. Введенное при папе Дамасе (IV b.), аллилуиа первоначально пелось лишь в пасхальное время, и только Григорий Великий (VI b.) разрешил петь его и в другие праздники. Взамен невмы впоследствии стали подставлять особый подходящий текст, сначала не ритмический и потому называвшийся prosa, а потом целые метрические песни, названные sequentia, должно быть, потому, что следующее за ними Евангелие имеет возглас пред собою: «sequentia (продолжение) S. Evangelii secundum N.» (едва ли можно вслед за Thalhofer " ом видеть здесь отзвук греч. ακολουθα); таких песней во Франции и Германии к XII b. появилось до 200, вошедших и в тамошние Миссалы, но в официальный римский Миссал секвенций вошло только 5: на Пасху, Пятидесятницу, праздник Тела, 7 скорбей Богоматери в пятницу 6 недели поста (Stabat mater) [ 928 ] и заупокойный (Dies irae). Это целые гимны, строк в 8–10. Пелись они по местам целым хором, а по местам отдельными певцами попеременно. В дни Четыредесятницы и подготовительные к ней, в покаянные и заупокойные дни вместо аллилуиа пред Евангелием поется так наз. tractus, состоящий из стихов (2–5, иногда 1/2 псалма и целый псалом, например в 1 воскресенье поста — 90, в Вербное — 21), большей частью псалмических, приноровленных к воспоминаниям дня, из коих, собственно, первый носит это имя, а другие наз. «стихи»; но пелись первоначально все они с амвона одним певцом без перерыва (=tractim, другие отождествляли название с ειρμς) со стороны хора, а позднее стали петь так, что стих начинали два певца, а хор продолжал; такое пение сравнивали с пением горлицы, всегда одиноким, в противоположность перекликающемуся роду обычного, антифонного или респонсорного пения, уподоблявшегося пению голубей (имелось в виду и Лк. 2, 24); уже поэтому пение tractus называлось пением плача и скорби (cantus fletus et tristitiae), и гласы для него давались 2 и 8 [ 929 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

(Из творений святителя Тихона Задонского ) 326. Антифоны воскресной утрени На воскресной всенощной или утрени, перед чтением Евангелия, всегда поются краткие стихи, называемые «антифонами». Слово «антифон» значит «противугласник», потому что сии стихи поются попеременно на оба клироса. Они составлены преподобным Иоанном Дамаскиным по подобию псалмов 119–133, называемых «песнями степеней», и потому называются степенными. Псалмы-песни степеней так назывались потому, что их пели иудейские певцы-левиты на ступенях Иерусалимского храма на два хора. Наши антифоны также прилично назвать «степенными» потому, что они ведут нас как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой. Сии антифоны так глубоко поучительны и поются в наших обителях таким трогательным напевом, что без сердечного умиления их, кажется, и слушать нельзя. К сожалению, на славянском языке они неудобовразумительны, посему предлагаем здесь их в русском переводе. На первый глас. Антифон 1-й. В тесноте моей избавь меня от горестей, Господи! к Тебе взываю. – Между живущими в пустынях, вне суетного мира, непрестанно обитает любовь к Богу. – И Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и Сыну, потому будем петь хвалы Единодержавной Троице. Антифон 2-й. – Ты вознеси меня на горы Твоих законов, Боже! Дай мне просиять добродетелями: и я буду воспевать Тебя. – Простерши десную руку Твою, Слово, сохрани меня, соблюди, дабы огонь греха не опалил меня. – Через Святого Духа вся тварь, обновляясь, снова приходит в первобытное состояние: ибо сила у Него одна с Отцом и Словом. Антифон 3-й. – Когда сказали мне: пойдем во дворы Господни! – возрадовался дух мой, весело стало и сердцу. – В дому Давидовом великий ужас! Там поставлены престолы, и должны судиться все племена и народы. – И Святому Духу должно воздавать честь, поклонение, славу и державу, как прилично Отцу и Сыну, ибо Троица не по лицам, но по существу едина. На второй глас. Антифон 1-й. – К Тебе, Спаситель, на Небеса устремляю очи сердца моего! Сиянием Твоим спаси меня. – Довольно согрешаем мы на каждый час пред Тобою, Христе мой! Помилуй нас, и дай прежде кончины желание покаяться Тебе. – Святому Духу свойственно царствовать, освящать, возбуждать к деятельности тварь: ибо Он Бог, единосущный Отцу и Слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010