В самом деле, неужели можно представить себе новостью, re ipsa, то, например, что Флавиан, Златоуст, Афанасий и Ефрем Сирин распределяют певцов на два хора, которые, чередуясь между собой, попеременно произносят стихи псалма или сопровождают их доксологией и аллилуиа? Дело само по себе очень не мудреное и действительно настолько не новое, что Василий Великий , отстраняя упрек Неокесарийцев в нововведениях, называл этот обычай принятым в большей части Востока и ссылался на практику жителей Палестины, Сирии, Финикии, Аравии и др. Развитие антифонного пения, в видах противодействия еретической пропаганде и для борьбы с ней одинаковым оружием, придало этой системе острую форму и выдвинуло гораздо дальше, чем она того заслуживала по своему прошлому и как спокойное явление церковной жизни. Значительной частью своего интереса она была обязана оппозиции, но не себе: дальнейшее же свое значение, которое, скажем, росло все больше и больше, получила, благодаря осложнению, какое привзошло теперь в антифонное пение под влиянием античной музыки и в связи с дальнейшим движением церковной гимнографии. Вопрос о том, каких напевов, какой системы пения держались первые христианские общины, до сих пор остается открытым, и разные попытки его решения могут быть сведены к трем главным теориям. По мнению одних, первохристианское пение держалось еврейских образцов и состояло в чтении Писания на распев, с известным повышением и понижением голоса, и приближалось к речитативу ( Филарет Черниговский , Преосв. Порфирий, Дюкудре). По другим – христиане употребляли народные мотивы тех местностей, где жили, а третьи выводят его из главных напевов или ладов древнегреческого пения. Каждая из этих теорий имеет за себя известные основания и отвечает неустановившейся в этом отношении практике первых времен. Предпочтение тому или другому его роду в отдельных случаях объяснялось местными причинами и соответствовало наличным средствам исполнителей. Но среди этого разнообразия певческих приемов, первый и последний оставили более яркие следы в истории и образуют как бы два потока, которые сначала идут с равной силой, но потом один из них постепенно суживается и часть своего материала уступает своему более сильному соседу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Однокашники распрощались, и мы со Славиком сели на крыльцо. — Славик! А кто он сейчас, этот твой однокашник, ну, тот, что с плохой фамилией? — спросил я брата. — Ничего себе, «плохая фамилия». Да ты знаешь ли, кто сейчас этот Чурбанов? Министр внутренних дел всего Советкого Союза! — удивленно-возмущенно проговорил Славик. — Этот-то, конечно, не Юрий Михайлович, но его племянник. Послом сейчас в Китае служит. Знаешь, какая у них громадная власть? Все могут, зря ты от его услуг отказался. Обиделся, поди? — спросил брательник. — Знаешь, Славик, меня, конечно, очень удивило, что он по лицу прочитал мои желания, но услугами «наших органов» пользоваться не буду. Их наставники полстраны христиан уничтожили, может, и война Отечественная в наказание всем за безбожие была Богом послана, а я к ним в «холуи» пойду служить за то, что в семинарию устроят каким-нибудь «сексотом»! Ты что думаешь, он в «дипломатах» зря кусок с маслом ест? Если Богу угодно будет, чтобы я поучился в Семинарии, то, думаю, Он без «органов» с этой проблемой справится. А то, что «лишний» везде, это же во мне не убьет любовь к искус-ству. Пойду в армию, как все мои земляки, может, и там мой труд пригодится кому, — поделился я своими предположениями. — Жалко только, что родителей опять расстрою. Мать огорчу. Подумают, что плохо трудился, — опять вслух подытожил свои невеселые размышления. К сердцу России После изнуряющих вступительных экзаменов сразу в два художественных вуза очень захотелось поехать в Лавру, к преподобному Сергию, где у его мощей «бьется сердце России». — Попрошу батюшку устроить дальнейший жизненный путь, ведь мне так хотелось быть ближе к нему, — думал я. Вечернюю службу (акафист) пели два мужских хора попеременно, один за другим (антифонно), в большом соборе, на здании которого было написано «Ведомому Богу». Народу было много, и вечернее солнышко красило рыжеватым светом лица поющих монахов, стоящих на обоих клиросах. Служба уже шла. Какое это было чудесное пение! Когда только что затихал правый хор и его звук еще гудел в вышине под куполом, левый хор с новой волной подхватывал уже другой стих, и все эти одна за другой находящие волны уносили ввысь молитвенные вздохи присутствующих. Казалось, что за фигурами монахов стоят какие-то многочисленные бесплотные «полки небесных воинств» и души давно усопших, когда-то здесь трудившихся точно таких же монахов. Ощущалось всеми присутствующими реальное единство между живущими и давно почившими.

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Антифонное пение Еще сложнее был антифонный способ пения. Точно неизвестно, какое пение обозначалось этим термином в IV–V b. Первоначально, должно быть, так называлось попеременное пение стихов псалма между двумя половинами молящихся. Если так, то первым поводом для введения и распространения такого пения могло быть увеличение числа верующих: общее пение всеми псалма при чрезмерно большом числе молящихся могло мешать стройности пения. На такой именно способ пения указывает св. Василий в вышеприведенном месте из послания к неокесарийским клирикам [ 119 ]. Сократ, возводящий, как было указано выше [ 120 ], происхождение антифонного пения к Антиохии и считая учредителями его пресвитеров Диодора и Флавиана (IV–V b.), говорит о пении на два хора (следовательно, певцами, а не народом). Тем же термином обозначался, по-видимому, и другой несколько отличный от этого способ пения, именно такой, когда пред псалмом или после псалма, исполнявшегося попеременно двумя хорами, пелся один какой-либо стих этого псалма или другой какой-нибудь; стих этот, близкий к содержанию псалма, и назывался антифоном (отголоском, эхом) [ 121 ]. По определению вышеупомянутого Амалария: «до симфонии антифона псалом поется двумя хорами, а на самом антифоне хоры соединяются» [ 122 ]. Такие антифоны должно быть не только заимствовались из псалмов и вообще из Св. Писания, но могли быть и собственного христианского составления. Сильвия, как мы видели, заметно отличает их от псалмов, но, впрочем, и от гимнов. Но Сократ в том же месте выражается: ντιφνους μνους («нужно сказать, и откуда получил начало обычай антифонных гимнов в церкви» [ 123 ]). Блж. Августин, приписывая св. Амвросию введение в Милане восточного способа пения, по-видимому имеет в виду антифонное пение именно этого последнего рода, так как респонсорное пение вообще имело тогда повсюду широкое распространение, а антифонное в широком смысле (первом из вышеуказанных) существенно не разнилось от него. «Тогда, — говорит блж. Августин об епископстве св. Амвросия в Медиолане, — было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою» [ 124 ]. Теперь и у нас, и в римско-католической церкви антифонами называются именно особые стихи, не всегда из псалмов [ 125 ] и не всегда (у нас) соединяемые с пением псалмов; у нас, впрочем, антифонами обозначается и попеременное пение стихов псалма (так например, части кафизм называются антифонами [ 126 ]); остатком антифонного исполнения псалма целым собранием молящихся является у нас пение «Да исправится» на литургии преждеосвященных [ 127 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Еще сложнее был антифонный способ пения. Точно неизвестно, какое пение обозначалось этим термином в IV-V в. Первоначально должно быть, так называлось попеременное пение стихов псалма между двумя половинами молящихся. Если так, то первым поводом для введения и распространения такого пения могло быть увеличение числа верующих: общее пение всеми псалма при чрезмерно большом числе молящихся могло мешать стройности пения. На такой именно способ пения указывает св. Василий в вышеприведенном месте из послания к неокесарийским клирикам 704 . Сократ, возводящий, как было указано выше 705 , происхождение антифонного пения к Антиохии и считая учредителями его пресвитеров Диодора и Флавиана (IV-V в.), говорит о пении на два хора (след. певцами, а не народом). Тем же термином обозначался, по-видимому, и другой несколько отличный от этого способ пения, именно такой, когда пред псалмом или после псалма, исполнявшегося попеременно двумя хорами, пелся один какой-либо стих этого псалма или другой какой-нибудь; стих этот, близкий к содержанию псалма, и назывался антифоном (отголоском, (с. 172) эхом) 706 . По определению вышеупомянутого Амалария: «до симфонии антифона псалом поется двумя хорами, а на самом антифоне хоры соединяются» 707 . Такие антифоны должно быть, не только заимствовались из псалмов и вообще из Св. Писания, но могли быть и собственного христианского составления. Сильвия, как мы видели, заметно отличает их от псалмов, но, впрочем, и от гимнов. Но Сократ в том же месте выражается: ντιφ νους μνους («нужно сказать, и откуда получил начало обычай антифонных гимнов в церкви» 708 ). Бл. Августин, приписывая св. Амвросию введение в Милане восточного способа пения, по-видимому имеет ввиду антифонное пение именно этого последнего рода, так как респонсорное пение вообще имело тогда повсюду широкое распространение, а антифонное в широком смысле (первом из вышеуказанных) существенно не разнилось от него. «Тогда», говорит бл. Августин об епископстве св. Амвросия в Медиолане, «было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою» 709 . Теперь и у нас, и в Римско-католической церкви антифонами называются именно особые стихи, не всегда из псалмов 710 и не всегда (у нас) соединяемые с пением псалмов; у нас, впрочем, антифонами обозначается и попеременное пение стихов псалма (так например, части кафизм называются антифонами 711 ); остатком антифонного исполнения псалма целым собранием молящихся является у нас пение «Да исправится» на литургии преждеосвященных 712 . Восточные песнописцы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея – возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на Литургии; с амвона произносится отпуст – заключительное благословение в конце каждого богослужения. Правую и левую стороны солеи образуют клиросы – места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди, что создает своеобразный стереоэффект. В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили назвние «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через царские врата. Диакон выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми. Алтарь Алтарь является наиболее священным местом православного храма. В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол является наиболее священным местом алтаря. По форме престол представляет собой сооружение кубической формы, изготовленное из камня или дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правую и левую сторону солеи образуют клиросы – места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди, что создает своеобразный стереоэффект. В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые царскими вратами; в греческой традиции их называют «святыми дверьми». Происхождение наименования «царские врата» не совсем ясно. Некоторые полагают, что в этом названии отражен символизм великого входа, изображающего крестный путь Спасителя, «Царя царствующих» и «Господа господствующих», который «приходит заклатися и датися в снедь верным». Другие считают, что центральные врата алтаря получили название «царских» из-за того, что через них в алтарь входили цари и императоры. Действительно, в русской практике императоры во время церемонии коронации входили в алтарь через царские врата: в алтаре они причащались вместе со священниками, принимая Тело Христово в руки и приобщаясь Крови Христовой из чаши (так же поступали и императрицы 35 ). В Византии же «царскими» назывались врата, ведущие из притвора в центральную часть храма, либо двери, через которые император входил в храм. С северной и южной стороны иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми. Алтарь является наиболее священным местом православного храма – подобием «святого святых» древнего Иерусалимского храма. Нередко алтарь воспринимается как своего рода закрытое пространство «за кулисами», где священнослужители и прислужники могут скрыться от глаз верующих. Такое восприятие в корне противоречит значению алтаря как места особого присутствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Под сводами храма звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». Патриарх Кирилл сходит с кафедры – особого возвышения на середине храма, где он находился с начала богослужения, чтобы совершить каждение иконы праздника. Образ Рождества Христова, находящийся сейчас на аналое, особенный. В юбилейный год 2000-летия Рождества Христова он был привезен Святейшим Патриархом Алексием Вторым из Вифлеема – города, в котором родился Христос. Эта икона представляет собой точную копию образа, находящегося в пещере Рождества Христова. Мы видим, как диакон входит в алтарь и берет с престола Евангелие. Хор исполняет степенну и степенный антифон. Эти песнопения входят в состав праздничной утрени. Они составлены в подражание т.н. «степенным псалмам» (Пс.119-133), которые во времена Ветхого Завета пели паломники на ступенях Иерусалимского храма. Антифоны – песнопения, исполняемые попеременно, в подражание неумолкающему ангельскому хору, который прославляет Творца, название, указывающее на способ исполнения песнопения (от греческого – «петь попеременно, чередуясь на два хора»). Сейчас будет прочитано Евангелие , повествующее о Рождестве Христовом. Это фрагмент Евангелия от Матфея, гл.1, ст.18-25. Но перед чтением Святого Писания в храме всегда следует прокимен. Это слово означает «предшествующий», так как возглашение прокимна предшествует чтению Писания. Прокимен состоит из отдельных стихов Псалтири, которые провозглашаются диаконом и затем повторяются хором. Подбор стихов прокимна зависит от празднуемого события. Возглас « Премудрость, прости !» описательно можно перевести следующим образом: « Сейчас мы услышим Божественную мудрость, встанем прямо ». Возглас « Мир всем » — это древнее приветствие, которое произнес Христос, явившись апостолам после Своего воскресения. Патриарх молитвенно желает собравшимся мира между собой и душевного мира. Богослужение Рождества Христова

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

Бесплотным силам (8 нояб.): 8 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 9 . Кондак акафиста авторское сочинение; для муж. хора 10 . Эксапостиларий авторское сочинение; для муж. хора, для муж. хора (облегченный вариант), для смеш. хора. Св. ап. и евангелисту Матфею (16 нояб.): 11 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Блгв. кн. Александру Невскому (23 нояб., 30 авг.): 12 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора Св. ап. Андрею Первозванному (30 нояб.): 13 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Прав. Филарету Милостивому (1 дек.): 1516. Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для смеш. хора. Свт. Николаю Мирликийскому (6 дек., 9 мая): 17 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора 18 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 19 . Стихира по 50 псалме 6 гл.; для муж. хора. Прп. Софии Суздальской (16 декабря): 20 . Молитва авторское сочинение; для жен. хора. Обрезанию Господню и свт. Василию Великому (1 янв.): 21 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Собора Предтечи (1 янв.): 22 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Макарию Римлянину (19 янв.): 23 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 24 . Стихира по 50 псалме Новомученикам 6 гл.; для муж. хора. Новомученикам Российским (ближайшее воскресенье после 25 янв.): 25 . Тропарь гармонизация знаменного распева; для муж. хора 26 . Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора. Трем святителям (30 янв.): 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Даниилу Московскому (4 марта, 30 авг.): 28 . Тропарь, глас 3 гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора 29 . Тропарь, глас 4 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора 30 . Кондак, глас 6 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

4 . Эксапостиларий 2-й (Лазарем тя) гармонизация знаменного распева; для муж. хора. Входа Господня во Иерусалим: 5 . Стихира Днесь благодать гармонизация знаменного распева; для муж. хора 6 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Утрени Великого Пятка: 7 . Антифон XV Днесь висит на древе авторское сочинение; для муж. хора 8 . Стихиры по 9-м Евангелии авторское сочинение; для муж. хора 9 . Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора. Пасхи: 10 . Тропарь Христос воскресе авторское сочинение; для муж. хора 11 . Ирмосы канона переложение напевов из Троицкого; для смеш. хора 12 . Ипакои и икос гармонизация валаамского распева; для муж. хора 13 . Эксапостиларий гармонизация греческого распева; для муж. хора 14 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 15 . Фомина воскресения эксапостиларий авторское сочинение; для смеш. хора 16 . Преполовения Пятидесятницы тропарь гармонизация валаамского распева; для смеш. хора. Вознесения Господня: 17 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 18 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Пятидесятницы: 19 . Ирмосы 2-го канона гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 20 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева, для смеш. хора 21 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. VI. Песнопения двунадесятых праздников Рождество Богородицы (8 сент.): 1 . Стихира Днесь Иже на разумных Престолех, глас 6 гармонизация знаменного распева; для муж. хора 2 . Эксапостиларий авторское сочинение. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 3 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Воздвижение Креста (14 сент.): 4 . Эксапостиларий 1 (Крестхранитель) авторское сочинение. Изложения: для смеш. хора (2 редакции), для муж. хора, для трехголосного состава

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

11 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 12 . Стихиры на хвалитех, глас 6 обработка обиходного напева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 13 . На Литургии антифоны по обиходному напеву; для муж. хора. X. Песнопения треб 1 . Чинопоследование монашеского отпевания гармонизация по соловецкому обиходу; для муж. хора 2 . Прокимен на Венчании авторское сочинение; для смеш. хора. Духовные концерты 1 . Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора, для жен. хора 2 . Похвала любви Божией (памяти новомучеников Российских): Аще языки человеческими глаголю ( 1Кор.13:18,13 ) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 3 . Памяти священника Павла Флоренского: Кто ны разлучит отлюбве Божия ( Рим.8:3539 ) авторское сочинение; для смеш. хора 4 . Из Послания к Филиппийцам 2:511 (К 2000-летию Рождества Христова) авторское сочинение; для муж.хора 5 . Похвала пустыни. Песнь царевича Иоасафа, егда шел в пустыню к Варлааму на подобен «Егда от древа» напева Оптиной пустыни; для смеш. хора 6 . Мужайся, Церковь Русская (из Службы крещения Руси) авторское сочинение; для муж. хора 7 . Мужайся, Церковь Христова (на память всех святых земли Русской) авторское сочинение авторское сочинение; для муж. хора 8 . Похвала обители прп. Даниила Московского (на слова игумена Андроника (ТРУБАЧЕВА)) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 9 . Вышшую небес гармонизация соловецкого распева Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 10 . Скорое и известное даждь утешение авторское сочинение; для муж. хора 11 . Богородичен: Во гласе пений авторское сочинение; для муж. хора 12 . Тропари Кресту (Иже Крестом ограждает) авторское сочинение; для муж. хора 13 . Не умолчим никогда, Богородице (соч. П. Чеснокова) переложение; для жен. хора 14 . Днесь весна благоухает (Эксапостиларий Фомина воскресения) авторское сочинение; для смеш. хора Именной указатель В указатель не вошли имена, встречающиеся в авторских и составительских примечаниях, библиографических сведениях, имена, содержащиеся в разделе «Приложение». В указатель не вошли также имена мифологические, литературные, библейские, имена, входящие в названия тех или иных памятников архитектуры, литературы и искусства, а также учреждений. Сведения о таких лицах, как Делекторский Φ.Π., Зубачевский С.И., Маслов H.A., Плющев H.H. и Рожков Н.Г. любезно предоставлены о. протодиаконом Сергием (Голубцовым), подготовившим оригинал-макет своей книги «Сергиев Посад и Лавра».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010