247 В щите веры: «Патриарха Иоакима к печерскому Архимандриту Варлааму грамота о том, что напечатали в новых миниях четьих многия ереси без ведома и разсмотрения соборнаго». Востокова опис. муз. 798. В 1686 г. гетман Самойлович просил прислать из Москвы четьи-минеи, в пособие к описанию жития Святых, составляемому в Малороссии. (Черткова в прибавл. к библ. России стр. 436 М. 1844). Из ошибок, замеченных Иоакимом, важна была только одна: «Напечатасте в книзе своей опись, яко пречистая Богородица зачата и рождена без первородного греха, от Адама происходящаго; – токмо видим такое мудрование в книгах латиномудрствующих, но и тии о сем великия при и раздоры меж собою имут». Святитель Димитрий в последствии, приготовляя свою минею ко второму изданию, тщательно заботился, как показывают письма его к Феологу (1, 8. 15), об исправлении ошибок и недостатков первого издания. И мысли о рождении Богоматери без греха первородного уже нет в последующих изданиях Миней. Некоторые ошибки исчислены в предисловии к второй части миней. Сл. Диарий 1688. 1689. 1684 г. 249 Так описывает секретарь королевский,Чилли, очевидец аудиенции, данной самозванцу королем. Слова у Карамзина т. XI, 77–79, пр. 210. 211. Де-Ту, имевший в руках письмо самих Иезуитов, донесение Петра Упсальского, бывшего в Москве при самозванце, пишет: «Сперва он открылся отцам Иезуитам, имевшим великую власть в Польше и дал им слово употребить все меры к соединению Церквей и к утверждению в России божественной веры, если они ему помогут овладеть прародительским престолом. Иезуиты сначала хранили сие предложение в глубокой тайне и прежде всего старались убедить римского первосвященника помочь им в деле столь выгодном… Познакомили просителя с Георгом Мнишком; – с ним заключен был тайный договор… Сложив с себя клобук, он несколько времени скрывался в Ливонии, научился там несколько латинскому языку… Представленный Сигизмунду – произнес речь». (Библ. иностр. писат. 131. 132). 252 По древней записке: «18 ноября (1604 г.) в лагере за Сновою принесена папежская грамота». Гренепбруль стр. 12. 13. Де-Ту в библиот. 132. Кардинал Боргезе в письме от 10 декабря 1605 г. писал к папскому нунцию в Польше, что Димитрий «в письме к папе, блаженной памяти Клименту VIII от 30 июля 1604 г. обещал присоединить народ свой к святому престолу». То же самое писал Папа Павел к самому Димитрию (иностр. акт. 2, 61. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Марте 1594 года был направлен во главе большого полка в Тулу. Тогда же с ним местничался воевода князь П.Буйносов, но спор проиграл, и Царь «князя Петра велел выдати головою князю Василью Голицыну». В 1598 году — второй воевода в Смоленске. Тогда же местничался с боярином и воеводой князем Т.Р.Трубецким и, несмотря на уговоры и угрозы Патриарха Иова, «воевода князь Василей Голицын списка [детей боярских] у него не взял и дел с ним вместе не делает». В 1599–1602 годах — первый воевода в Смоленске; «и князь Василей отпущен к Москве, а на его место в Смоленску велено быть боярину и воеводе князю Никите Романовичу Трубецкому». В Сентябре 1602 года пожалован в бояре. В конце года князь Д.М.Пожарский докладывал Царю о князе Б.М.Лыкове, «что будто он, князь Лыков, сходясь с Голицыными да с князем Борисом Татевым, про нево, Царя Бориса, разсуждает и умышляет всякое зло». Несмотря на это, В.В.Голицын не подвергся никаким гонениям. В 1603 году «на Москве в городех в каменных и в деревянных Майя с 14 числа были бояре и околничие… для огней и для всякого береженья… В новом в каменном в Цареве городе за Неглинную от Москвы реки по Никитцкую улицу боярин князь Василей Васильевич Голицын…» Летом того же года сопровождал Царя Бориса на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1603–04 годах служил судьёй Московского судного приказа. Осенью 1604 года верстал на Москве «разных городов дворян и детей боярских», после чего был назначен командовать передовым полком в войске, направленном против Самозванца, и зимой 1604–05 годах участвовал в сражении под Новгородом Северским и в осаде Кром. После смерти Царя Бориса Государева Дума для приведения войска к присяге 16-летнему Царю Феодору отправило туда Новгородского Митрополита Исидора. Но находившиеся у Кром воеводы — братья князья В.В. и И.В.Голицыны, а также М.Г.Салтыков и рязанские дворяне братья П.П. и З.П. Ляпуновы — уже решили переметнуться на сторону Самозванца. Близких отношений между В.В.Голицыным и первым Самозванцем не сложилось, и потому в Мае 1606 года он участвовал уже в свержении Самозванца и сразу перешёл на сторону Царя Василия Шуйского.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Блж. Иероним Стридонский. 1604 г. Худож. М. да Караваджо (Галерея Боргезе, Рим) Блж. Иероним Стридонский. 1604 г. Худож. М. да Караваджо (Галерея Боргезе, Рим) В первые годы жизни в Вифлеемском мон-ре И. С. занимался подготовительной работой для продолжения начатых ранее библейских переводов и комментариев. Для усовершенствования познаний в древнееврейском языке он нанял учителя-иудея, к-рый, боясь преследований со стороны соплеменников, приходил к И. С. под покровом ночи ( Hieron. Ep. 84. 3). Иногда И. С. приглашал иудейских раввинов, растолковывавших ему неясные и трудные для понимания места ВЗ (Praef. in Job. Col. 1081); совершал поездки в Кесарию Палестинскую, где в то время находилась б-ка, содержавшая богатейшее собрание древних библейских рукописей и сочинений христ. авторов, начало к-рому в III в. положил Ориген и к-рое затем было пополнено трудами его последователей - сщмч. Памфила , затем - его ученика еп. Евсевия Кесарийского и, наконец, еп. Евзоия Кесарийского. И. С. интересовали в т. ч. находившиеся там «Гекзаплы», составленные Оригеном из евр. текста ВЗ, его греч. транслитерации и 4 (а иногда и более) греч. переводов. И. С. подробно изучил содержание «Гекзапл», неск. раз прочтя их от начала до конца (In Tit. Col. 595; In Ps. 1). Для научных занятий он использовал скрипторий мон-ря на Елеонской горе, монахи к-рого по его просьбе переписывали необходимые рукописи ( Rufin. Apol. in Hieron. II 8). Однако основная научная работа шла в Вифлееме. И. С. открыл школу для юношей, преподавал азы рим. классической лит-ры (Ibidem), проводил огласительные беседы с желающими принять крещение, наставляя их в основах христ. вероучения и растолковывая Свящ. Писание ( Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 42). И. С. регулярно произносил проповеди в Вифлеемской ц. Рождества Христова, к-рые записывались его почитателями; проповеди были посвящены гл. обр. истолкованию библейских текстов, использовавшихся за богослужением (см.: Opera Homiletica//CCSL. 78). Несмотря на то что немало времени у И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Яков Васильевич Милюков († до 1604 г.), выборный дворянин по Суздалю. Кормовое поминовение («корм большой») инока Иосифа, его отца Василия и сына Ивана совершалось 28 мая (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 37–38). Иван Федорович Крюк Колычев, московский дворянин в 1584–1603/04 гг. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Иван Владимирович Кольцов Мосальский, князь, стольник в 1606–1607 гг. Второй Иванович Озеров, гость, упоминается в Костроме под 1602 г. По-видимому, архимандрит Костромского Ипатьева монастыря Яков в 1597–1606 гг., после удаления в Соловецкий монастырь принял схиму с именем Илья. Иона (Брутков; † 1621 г.). Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. – Суздальский. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.), князь, боярин в 1613–1642 гг. Вероятно, это Иван Давыдович Панин, в иночестве Иона († 1623 г.), выборный дворянин по Козельску в 1602/03–1606/07 гг. Аггей Леонтьевич Кафтырев, в 1580-х гг. сын боярский. Борис Тимофеевич Овцын, московский дворянин в 1618–1630/31 гг. Федор Меньшой Чеботов, приказной человек великой старицы Марфы Ивановны Романовой. Петр Исаакович Шахов († 1613 г.). Петр Иванович Пронский Рыбин, князь, стольник с 1606/1607 г., московский дворянин в 1618/19–1647 гг. Григорий Леонтьевич Никитников, гость с 1613/14 г., таможенный глава в Москве, Архангельске и Холмогорах в 1620–1640 гг. Никифор Емельянов († 1615/16 г.), дьяк в 1608/09–1615/16 гг. Индитья – тканевый покров на алтарь. Дмитрий Федорович Скуратов († 1627 г.), московский дворянин в 1611–1627 гг. Панагия – (от греческого panagia, «всесвятая»), небольшая украшенная иконка, носимая на груди архиереями . Григорий Семенович Овцын, возможно, выборный дворянин по Костроме в 1648/49 гг. Иван Иванович Внуков († 1623 г.), московский дворянин в 1604–1618 гг. Митрофан, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря в 1612–1619 гг. Дмитрий Яковлевич Плещеев († 1614 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

При заключении мировой епископ и братство внесли в городские Львовские книги, что они прекращают все споры какие только между собой имели, или имеют, в какой бы то ни было инстанции суда 71 . Это примирение отразилось благоприятным образом на делах местной православной церкви и дружное единение православных спасло их от открытого нападения Потея. 30 мая 1604 года, в отсутствии епископа Гедеона, явился в Львов Потей, чтобы добиться от тамошних православных признания его прав и захватить церкви для водворения в них униатских порядков и покорного Риму духовенства. Члены Львовского и других местных братств, а с ними и православные русины, окружили епископский дом и соборную Георгиевскую церковь и, продежурив около них в течение четырёх суток, не допустили туда Потея. Потей в полном смысле слова пришёл в исступление; он, при звоне колоколов, созвал в костёл католиков и открыто проклинал православных, издавал против них особые листы, которые приказал прибивать к церквам; – одним словом – производил, по выражению князя Острожского, целую фурию в городе. Епископ Гедеон поспешил вернуться в Львов и издал воззвание, в котором обвинял Потея в производстве смут и —37— беспорядков. Князь Острожский написал королю о действиях Потея, и король на этот раз его не одобрил; сам Бог направил сердце короля на то, как писал князь Острожский Львовскому братству 10 августа 1604 года, – что он своё неодобрение поставил на вид митрополиту Потею 72 . Виленское братство, как и Львовское, продолжало через своих особых депутатов энергично отстаивать в судах, на сеймиках и сеймах 73 , права православных, их привилегии и недвижимую собственность против посягательств Потея и униатской партии, образовавшейся в местном магистрате. Это братство, после принудительного оставления в 1605 году Троицкого монастыря, старалось объединить свои силы при Св. Духовской церкви, начатой постройкой в самом конце XVI века в 1605 году братство учредило св. Духовский мужской и женский монастырь, и около него сосредоточило все свои благотворительные и просветительные учреждения, и в том числе школу, которая в то время была уже вполне организована 74 . С этого времени надлежит именовать прежнее Виленское православное Троицкое братство – св. Духовским братством 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда несчастный отец, прибежав раздетый и босой в церковь , рыдая, захлипаясь от слез, всенародно предал сына анафеме и гневу Божию, который действительно постиг изверга: Давид в внезапной, мучительной болезни испустил дух, и Посланники наши возвратились с известием, что Александр снова Царствует в Иверии, но не достоин милости Государевой, будучи усердным рабом Султана и дерзая укорять Бориса алчностию к дарам. «Мне ли, – сказал Царь с негодованием, – мне ли прельщаться дарами нищих, когда могу всю Иверию наполнить серебром и засыпать золотом?» Он не хотел было видеть нового Посла Иверского, Архимандрита Кирилла; но сей умный старец ясно доказал, что Нащокин и Леонтьев оклеветали Александра; сделал еще более: умолил Государя не казнить их и дал ему мысль для будущего верного соединения Грузии с Россиею, построить каменную крепость в Тарках, месте неприступном, изобильном и красивом – другую на Тузлуке, где большое озеро соляное, много серы и селитры – а третью на реке Буйнаке, где некогда существовал город, будто бы Александром Македонским основанный и где еще стояли древние башни среди садов виноградных. Государь, отпустив Кирилла (в Маие 1604) из Москвы, вместе с ним послал Дворянина Ближней Думы Михайла Татищева, во-первых, для утверждения Грузии в нашем подданстве, во-вторых, и для семейственного дела, еще тайного. Сей сановник (в Августе 1604) не нашел Царя в Загеме: Александр был у Шаха, который строго велел ему явиться с войском в стан Персидский, не взирая на имя Российского данника и не страшася оскорбить тем друга своего, Бориса. Сын Александров, Юрий, принял Татищева не только ласково, но и раболепно; славил величие Московского Царя и плакал о бедном отечестве. «Никогда (говорил он) Иверия не бедствовала ужаснее нынешнего: стоим под ножами Султана и Шаха; оба хотят нашей крови и всего, что имеем. Мы отдали себя России: пусть же Россия возьмет нас не словом, а делом! Нет времени медлить: скоро некому будет здесь целовать креста в бесполезной верности к ее Самодержцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Определение авторства обиходников – одна из непростых задач в изучении келарских памятей. Наиболее ранний, датированный мною началом 1560-х гг., мог быть связан с именами Никодима (Бруткова) (был келарем в 1558/59 г.) или Сильвестра, который упоминается как игумен с 1560/61 г. по август 1564 Вторая рукопись, написанная в 1570-х гг., могла принадлежать келарям Меркурию (упоминается в 1577/78 г.) или Зиновию (упоминается также в 1577/78 Обиходник Соф. 1477 (1593—1594 гг.), возможно, связан с именем Евфимия (Братцова), который упоминается при игумене Обиходник Кир.-Бел. 68/1303 (1593—1594 гг.), возможно, принадлежал келарю Елевферию (Елевферию (Братцову)), занимавшего эту должность в 1593/94, 1599/1600, 1601, 1602, 1603 гг. (в разные В начале XVII в. в Кириллове монастыре началось «нестроение». Власти менялись по нескольку раз в году. В 1604 г. в феврале–мае келарем был Иларион (Кононов), в августе—октябре и декабре — Феодосий (Борков); он продолжал возглавлять келарскую службу с февраля по июнь 1605 г., в июле–октябре и апреле — Иларион (Кононов), в ноябре — Иван (Леонтьев); в 1606 г. в феврале и марте вновь Иван (Леонтьев), в июле, августе, декабре — Феодосий в октябре — Иларион (Кононов). Служба одного старца могла меняться по месяцам. Так, Илларион (Кононов) в 1601—1602 гг. — соборный старец, в 1604 г. — келарь и соборный старец, в 1605 г. — соборный старец, в 1606 г.—1607 гг. — келарь, в 1608 г. — соборный Возможно, одна рукопись была практическим пособием для нескольких келарей. Владельческие записи имеют только 2 обиходника: Соф. 1150 (1605/06) на л. 1 скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев» и Кир.-Бел. 84/1322 (1620-е гг.) — на обороте передней крышки скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев», на л. 1—6 скрепа тем же почерком: «Обиходник старца Варфоломея Кирилова монастыря собинной». По наблюдению Т. И. Шабловой, владельческие записи на рукописях сделаны одним В приходо-расходных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в 1605—1636 гг. келарь Варфоломей не значится.Варфоломей (Климентьев) упоминается в приходных и расходных денежных книгах с сентября 1615 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Ронгони сам преподал ему таинства миропомазания и Евхаристии . Возвратившись из Кракова в имения Юрия Мнишка, где уже собиралась польская вольница, чтобы идти на Россию, Лжедимитрий дал здесь (25 мая 1604 г.) своему будущему тестю клятвенную запись, что женится на его дочери панне Марине, как только утвердится на московском престоле, и тогда уступит ей в полное и безусловное обладание области Новгородскую и Псковскую с правом устроять в них латинские церкви, монастыри, школы и вообще свободно исповедовать римскую веру, которую он уже сам принял и намерен ввести во всем Московском государстве. От 30 июля написал собственноручное письмо к папе Клименту VIII и, утверждая, что ему обязан своим просвещением католическою верою, давал обещание содержать ее неизменно и всячески стараться о распространении ее в своем народе. Спустя два с половиною месяца, вступая с ополчением в пределы России (16 октября 1604 г.), взял с собою двух краковских иезуитов, которые и оставались при нем постоянно в качестве его духовных наставников и руководителей. Едва только начались успехи Лжедимитрия, едва покорились ему несколько украинских городов, как новый папа Павел V величал уже его (в генваре 1605 г.) государем всей России, московским, новгородским, казанским и пр., напоминал ему об его обещании распространить католичество в России; говорил, что ничем столько он не может возблагодарить Бога за все оказанные ему благодеяния, как если просветит русских, сидящих во тьме и сени смертной; хвалил его за то, что он уже собрал вокруг себя с этою целию несколько религиозных деятелей, и обещался прислать ему и других, если пожелает, даже епископов. Впрочем, несмотря на все эти влияния, Лжедимитрий еще в начале своего похода счел нужным показать русским свою приверженность к православию. Он велел, находясь в Путивле, который сдался ему добровольно, перенесть туда из Курска чудотворную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, встретил икону с особенною честию, поставил в своих палатах и каждый день горячо пред нею молился, потом взял икону с собою, и она сопутствовала ему в продолжение всего похода до Москвы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436098/

3) Св. Димитрия Фессалоникского близ «Болатских ворот»; этот монастырь не был поименован в предварительной росписи царской милостыни, врученной Трифону Коробейникову в Москве, пред отправлением его в Константинополь, а вместо него был указан третий монастырь св. Иоанна Предтечи, «что блиско Болатских ворот»; но монастыря на этом месте не оказалось, была же здесь « церковь приходская» (очевидно, та, которая указана под 12 в каталоге приходских церквей); поэтому Коробейников принес царский дар монастырю св. Димитрия, расположенному близ тех же Болатских ворот, и пожертвовал здесь 47 золотых игумении Ирине, священнику Георгию, диакону Мануилу и 20 старицам 101 . По царской росписи Коробейников должен был дать 20 золотых на братию монастыря мученика Христова Георгия, «чтò блиско старые патриархеи». Но и этого монастыря в 1593 г. уже не было, а здесь существовала « церковь приходская», именно та, которая поименована нашим паломником под 6 в каталоге приходских храмов столицы («св. Георгия Тупотира, блиско старые патриархеи») 102 . Любопытно также отметить, что Тр. Коробейников роздал царскую милостыню «старцом и старицам», которые жили «у приходских церквей» Царьграда и Галаты «стары и увечны». Самому же патриарху Иеремии было пожаловано 500 золотых 103 . Весьма важные сведения о приходских церквях и духовенстве Константинополя, сообщаемые русским паломником Трифоном Коробейниковым, можно восполнить другим ценными каталогом церквей города, Галаты и окрестных сел, составленным в 1604 году Антонием Патеракп, родом из Афин 104 . Вот в каком составе константинопольская архиепископия определялась в 1604 г. по числу церквей как в столице, так и в окрестных селах.             I.B Константинополе. 1) σπρωαστριν – св. Димитрия, 2) Адрианопольские ворота – св. Георгия, 3) Владычицы Небес, 4) Панагии, церковь Петра воеводы, 5) Каллигария – св. Георгия, 6) Канану св. Димитрия, 7) Палина – Панагия, 8) Архистратига – священник (παπ) Лука, 9) Ахридиани – св. Николая, 10) Ксиломасгидон – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» ( Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами. События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II . В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского , к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III , находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010