Племянник еп. Гедеона Адам Евстафиевич Балабан попросил И. устроить в его имении при приходской ц. св. Михаила близ с. Угорники скит, чтобы святой мог «пожити в безмолвии» и молиться за владельца имения и его близких. Балабан обязался помочь И., если тот захочет создать при церкви общежительный мон-рь. И. «нача скитствовати сам», слава о нем разнеслась по округе, и к нему стали приходить иноки и миряне. И. принимал в скит только тех, кто проявляли терпение и послушание; прочих, «научив и наказав, вспять отсылаше». В Галичине имелось 2 села с названием Угорники: близ мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл.) и в пригороде Ивано-Франковска. Обнаруженный Петрушевичем «Помянник Угорницкого Михайловского общежительного монастыря» (1683) с кратким изложением истории обители позволяет точно локализовать Угорницкий скит. Основываясь на «Помяннике...», Петрушевич пишет о том, что в 1603 г. И. «собрал при церкви приходской в Угорниках монахов, для которых Адам Балабан построил обитель там же, над рекою Напрошиною» ( Петрушевич. 1874. С. 17-18). Река с таким названием протекает рядом с Угорниками близ мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл.; в 2004 здесь при старинной деревянной часовне был открыт Преображенский мон-рь в юрисдикции неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). 27 нояб. 1612 г. А. Е. Балабан и его супруга Мария Василовна Гулевичевна дали грамоту, к-рой заповедали мон-рю быть под властью К-польского патриарха и пожаловали ему земли при р. Напрошине. Эту грамоту подтвердил 4 февр. 1629 г. младший брат и наследник Адама Александр Балабан, староста теребовлянский и рогатинский, к-рый отмечал, что его брат заложил ц. св. Михаила и основал мон-рь устава св. Василия Великого. По мнению одного из исследователей, Балабаны добивались от К-польского патриарха ставропигиального статуса для Угорницкого мон-ря ( Хавлюк. 1996. С. 15). Ок. 1604 г. И. находился в дерманском Свято-Троицком мон-ре, где ввел афонский общежительный устав по просьбе игум. обители Исаака Святогорца. (По-видимому, речь идет об Исаакии (Борисковиче) , в 1602 по желанию кн. Константина Острожского назначенном настоятелем Дерманского мон-ря и превратившем обитель в важный духовно-просветительский центр; ранее Исаакий был связан с Афоном.) Направившись в Дермань, И. оставил в Угорницком скиту старшего - «дикея». В Дерманском мон-ре И. помогал Исаакию при издании Октоиха (книга печаталась в обители с апр. 1603 по сент. 1604). На рубеже 1604 и 1605 гг. типография была возвращена из Дермани в Острог, и именно тогда, по мнению Я. Д. Исаевича, И. и Исаакий (Борискович) покинули Дерманский мон-рь ( Исаевич Я. Д. Преемники первопечатника. М., 1981. С. 50).

http://pravenc.ru/text/578152.html

Предоставление политических прав гугенотам, а также невыполнение обещаний, данных королем во время переговоров о снятии церковного отлучения, испортили отношения Г. с Папским престолом. Так, во Франции решения Тридентского Собора не были приняты, т. е. зарегистрированы парламентами. Реставрация католич. Церкви в Беарне и Наварре ограничилась назначением 2 епископов в 1597 и 1599 гг. Тем не менее папа Климент VIII пошел навстречу Г., объявив недействительным его брак с Маргаритой Валуа (дек. 1599). Среди оснований для расторжения брака назывались его неканоничность (недобровольное вступление в брак, отсутствие папского разрешения, специфика церемониала) и отсутствие наследника. 17 дек. 1600 г. Г. вступил в брак с Марией Медичи, племянницей папы Климента VIII. Впосл. Г. попытался восстановить влияние Франции в Риме и противостоять испан. партии, игравшей политическую роль в Римской курии. Политика Г. по отправлению к Папскому престолу франц. кардиналов и по предоставлению пенсий нек-рым кардиналам и членам Римской курии принесла результаты уже в 1605 г.: решения, принимаемые на конклавах по избранию папы Римского, зависели от франц. партии - 1 апр. 1605 г. папой Римским, взошедшим на престол под именем Лев XI , был избран дядя кор. Марии Медичи, в др. раз (после 8 мая) французам удалось отклонить кандидатуру, поддерживаемую испанцами, и настоять на избрании лояльно настроенного к Франции папы Павла V, в 1606 г. ставшего восприемником дофина Людовика. Сыграв решающую роль в создании уникальной для Европы раннего Нового времени религиозно-политической ситуации - сосуществования 2 конфессий, Г. после перехода в католичество способствовал успехам Контрреформации во Франции. В сент. 1603 г. он разрешил вернуться иезуитам, изгнанным в янв. 1595 г. из округов Парижского, Руанского и Дижонского парламентов. Иезуитом был исповедник короля Пьер Котон, к-рому Г. в 1604 г. подарил замок Ла-Флеш и 2 тыс. экю годовой ренты для создания иезуитской коллегии (там он завещал похоронить свое сердце). Г. поддерживал основание новых и реформирование существовавших мон-рей: в 1604 г. Пьер де Берюль основал первый в Париже кармелитский мон-рь, в 1607 г.- мон-рь урсулинок, в 1604-1606 гг. построен первый мон-рь капуцинов, в 1609 г. по инициативе аббатисы Анжелики Арно была проведена реформа мон-ря Пор-Руайаль. Г. пригласил ко двору католич. св. Франциска Сальского , исповедался ему в грехах.

http://pravenc.ru/text/162135.html

Б. активно занимался как церковной, так и политической деятельностью: осуществлял цензуру печати, покровительствовал ун-там, подбирал кандидатов для проповеди «у креста собора св. Павла», в 1601 г. оказал королеве помощь при подавлении восстания в Эссексе. Не прекращая бороться с пуританами, Б. старался урегулировать отношения с англ. католиками, в среде к-рых в то время возникло разделение: одна их часть, стремясь упрочить свое положение в Англии, направила папе просьбу о назначении епископа; др., поддерживаемая иезуитами, считала подобный шаг компромиссом с «еретиками» и просила папу организовать в Англии не кафедру, а миссию. Для того чтобы не допустить усиления в Англии иезуитов, Б. освободил из тюрем находившихся там католич. священников, помог им направить новое прошение папе (1601) и издать ряд книг против иезуитов. В янв. 1604 г. Б. принял участие в организованной кор. Яковом I Хамптон-Кортской конференции , где выступил одним из главных противников пуритан; в диспуте, устроенном в присутствии короля, одержал победу над главой их делегации Ричардом Рейнолдсом. После завершения конференции под председательством Б., к-рый представлял архиеп. Дж. Уитгифта , прошла кентерберийская конвокация, где был утвержден разработанный при прямом участии Б. кодекс канонов Церкви Англии; в 1606 г. он был принят в пров. Йорк. Кодекс, содержавший 141 канон, стал основным памятником англ. церковного права послереформационного периода и с небольшими изменениями действовал до 1964 г., когда кентерберийская конвокация приняла новый корпус канонов (в 1969 принят йоркской конвокацией, в 1970 - Генеральным Синодом Церкви Англии) (Constitutions and Canons Ecclesiastical Made in the Year 1603 and Amended in the Years 1865, 1887, 1936, 1946, and 1948. L., 1961). Та же конвокация 1604 г. подтвердила Книгу общих молитв и начала работу над новым переводом Библии на англ. язык (King James " (Authorized) Version). В окт. 1604 г. Б. был назначен архиеп. Кентерберийским; интронизация состоялась 10 дек.

http://pravenc.ru/text/153763.html

Но из этих трёх пометок при печатания Служебника 1655 года, как мы уже видели, возымела силу лишь одна – первая. • Против замечания «Диакон убо обращся к дверям святаго олтаря, держа орарь крайними персты и глаголет: „И всех и вся“» справщик замечает: «в греческом несть» 56 , но потом ‹он› зачеркнул свою помету, и этот момент был изложен в Служебнике 1655 года как в Стрятинском служебнике 1604 года. • Против слов «Честное и пречистое тело» молитвы пред причащением тела: «множества ради грехов моих», «Господи несмь достоин» и «Боже наш ослаби, отпусти, прости» зачёркнуты, и против них замечено: «не пиши до сего места» 57 , то есть до молитвы: «Верую Господи и исповедую». • К возгласу священника «Благословение Господне на вас всегда ныне и присно» прибавлено: «того благодатию и человеколюбием» 58 . Прибавка эта вошла в текст Служебника 1655 года. • В чине литургии св. Василия Великого замечено об ектенье: «Писать на лице все из Златоустове» 59 . • О сугубой ектенье на вечерни замечено: «Спросить о царе, и о царице, и о царевичах, и о царевнах» 60 . ‹Поминовение царя не имеется в Греческом евхологии и Стрятинском служебнике, но зато есть в сербских служебниках.› 61 Вообще рассматривая внимательно описываемый нами корректурный Стрятинский служебник 1604 года, нельзя не видеть ‹...›, что более тщательному исправлению справщиков патриарха Никона подвергся «Устав божественныя Службы в ней же и диаконства» св. Иоанна Златоуста , весьма мало исправлений было сделано ими в «Уставе божественныя Службы» св. Василия Великого , в молитвах утренних и вечерних, ещё меньше в «Последовании велицей вечерни» и особенно в «Последовании на утрени» и, наконец, рука справщиков вовсе почему-то не коснулась «Устава божественныя Службы преждеосвященных, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы римского», «Чина благословити вино», «Последования повседневного», «Повседневных и праздничных отпустов» и «Молитвы над коливом». Исправление чина Литургии св. Иоанна Златоуста , как это видно из поправок и заметок справщиков, велось не только путём сличения текста этой литургии в Стрятинском служебнике 1604 года с греческим текстом Евхология 1602 года и приведения обоих в соответствие, но и в исправлении текста южнорусского Служебника на текст более понятный и удобовразумительный северорусским читателям, в замене одних глагольных форм на другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В последние десятилетия историки и реставраторы пролили свет на то, как возводился на пожертвования Бориса Годунова в 1602-1604 гг. в камне монастырский комплекс – «каменный замок» с 6-ю круглыми башнями и Святыми Крепостные сооружения монастыря по типу и оборонным возможностям напоминали укрепления Ипатьевского монастыря в Костроме и Панфутьево-Боровского под Брянском до реконструкции в первой четверти XVII ст. В 70-е гг. XIX ст. примерно 2/3 первоначального шестигранника монастырских стен с тремя круглыми башнями еще сохранялось в виде близком к изначальному, а в настоящее время от стен сохранились лишь незначительные фрагменты. Молченский монастырь с 18 ноября 1604 г. по июнь 1605 г. служил резиденцией Лжедмитрия I. Здесь в оборонной камере над алтарем собора он скрывался после разгрома под Добрыничами, собирая силы для похода на Москву. Стоящий посреди монастырской твердыни собор Рождества Пресвятой Богородицы является центральным звеном в оборонной системе и по своему архитектурному типу, функциям и декору для Украины уникален. Сейчас собор представляет собой сложную структуру, которую составляют три высотных объема типа «восьмерик на четверике», скомпонованные «глаголем» и окруженные с юга и запада аркадой – галереей. Небольшие участки галереи имеются в западной и восточной частях северного фасада. Открытое крыльцо на ползучих арках ведет во второй ярус галереи к порталу центрального объема, возможно ранее еще существовало крыльцо с северной стороны храма. К главной башне высотой 38 м с востока примыкает башенный алтарь, а с севера придел святых Зосимы и Савватия При перестройке южной галереи в 1669 г. в ней был устроен симметричный алтарь святых Симеона и Саввы Комплексные исследования здания собора проводились коллективом института Укрпроектреставрация в 1976-1981 гг. при участии В. В. Вечерского. На их результаты, изложенные в книге мы будем и в дальнейшем ссылаться, вступая с автором в полемику по отдельным пунктам. Как установили исследования 1976-1981 гг., дополненные при реставрации храма 2000-2004 гг., в 1604 г.

http://sobory.ru/article/?object=10027

Синода, данного в марте месяце 1721 года в Приказ книг печатного дела на имя президента Штатс-Контор-коллегии графа И. А. Мусина-Пушкина с товарищи и митрополита Сарского и Подонского Игнатия ‹(Смола)›, Крутицкого митрополита, заведующего Печатным двором. «По его Царского величества указу и по приговору Святейшаго Правительствующаго Синода, – говорится в указе, – велено взять в Синод из Москвы из патриаршей ризницы ис печати Служебники, по которым служили Никон патриарх и до него протчия, прежде бывшия, патриархи до печатнаго Архиерейского служебника, и оные служебники в патриаршей книгохранительнице или в Типографии отыскав, повелено убрать в деревянное, тому потребное судно и прислать в Правительствующий Синод немедленно ... а каковы Служебники и которых годов и патриархов, описав подлинно, прислать за судейскою рукою в реэстр». Ответ на это из Москвы последовал 27 марта: «По справке с реэстром книг печатного двора книгохранительные палаты таких служебников патриарших (кроме печатных до святейшего патриарха Никона и при нем и по нем печатных), никаких иных рукописных не обретается» (Указы 1721 г., рукопись Типографской библиотеки 73, л. 38, 40 об.–41; см. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1. СПб., 1868, стб. 141). Но вскоре в патриаршей ризнице разыскали четыре Служебника: «первый Иова патриарха, в десть, 7112 (1604) года со златыми словами; второй в малую полдесть, харатейный, 6821 (1313) года, третий в полдесть, в бархате, четвертый в полдесть, оболочен дорогами полосатыми» – и, «уклав в ящик и запечатав своею печатью», отправили с дьяком в Св. Синод» (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. Т. 1, стб. 141). Три из этих служебников возвращены в 1728 году в ризницу на хранение (стб. 141), а четвертый, и несомненно, Служебник патриарха Иова 1604 года, как гласит золотыми буквами написанная собственноручная подпись по листам рукописи: «лета 7112 (1604) майя в 1 день Божиею милостию смиренный Иов, патриарх Московский и всея Руссии, сию книгу, глаголемую Служебник, написав и украсив, положил в дом пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, в свою патриаршую ризницу, в нем же три службы – Иоанна Златоустаг о и Василия Великаго и преждеосвященная, по своей души и по своих родителех») исчез из Синодального архива и попал, конечно, не безмездно в «частныя руки», в которых он выручен был лишь «покупкою», по «представлению» и уже усиленному ходатайству К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1604 году при Борисе Годунове в Свияжске вместо деревянной церкви, псковскими мастерами возводится двухэтажная белокаменная церковь, сложенная из массивных известняковых блоков. Это предельно простой кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный непропорционально маленькой главкой. Храм был переименован в Церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и был вновь освящен 25 сентября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма: «В лета 7113 году сентября в 25 день поставлен и освящен бысть сей храм во имя преп. отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского…». Храм Сергия Радонежского, последний на Руси храм эпохи «до Смутного времени». Борис Годунов, о царствовании которого почтительно упоминается в той же надписи, скончался при загадочных обстоятельствах (был отравлен?) полгода спустя. Началось время сменявших друг друга самозванцев и лишь 8 лет спустя тот же преп. Сергий, трижды явившись во сне Кузьме Минину, повелел собирать спасительное ополчение. Окрестности Свияжска, со всеми монастырскими владениями, сильно пострадали от грабежей Смутного времени — и неизвестно, удалось бы довести до конца строительство церкви, если бы не успели до осени 1604 года — последнего мирного года перед бурей… Храм Сергия Радонежского являет собой образец архитектуры русских столпообразных храмов XVI — начала XVII веков. Он сложен из белого тесаного камня разной величины. Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря. Нижний этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи, и жили монахи. Сохранились остатки внешней фресковой росписи на западной стене, справа от портального входа в церковь: композиция ветхозаветной Троицы, изображения Сергия и Никона начала XVII века. Внутри храм тесен вследствие необыкновенной толщины стен. В нем три престола, каждый с особым приделом. Первоначально было два престола, но в 1796г, вскоре после перенесения Иоанно-Предтеченского монастыря на настоящее место, устроен был в этом храме третий придел во имя св. пророка Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=07034

И. Татищева в казну в Важский приказ были приняты оброк, дани и «за данью» на 1605/06 г. крупная сумма – 85 рублей 30 алтын «с деньгою» , что в несколько раз превышает платежи Богословского моностыря и указывает на обширность его земельных владений. Герасим Гаврилович Едемский, единственный в монастырских документах величается с «вичем» (1596–1604 гг.): у него монастырские власти брали беличью шубу за 4 рубля, чтобы подарить приехавшему в монастырь «приказному» Ивану Елизарьевичу Волкову (16 июля 1596 г.); он ездил с судьями на Химаневский остров судить, а монастырь купил для них в качестве угощенья 5 ведер вина (июль 1596 г.). При сборе государевой дани и оброков в Шенкурском, монастырь платил Герасиму дань и оброк (24 мая 1597 г.); его вместе с другими «гостями» довольно пышно принимали в монастыре: для угощения было куплено вина на рубль (5 мая 1597 г.). Г. Г. Едемский давал в долг монастырю деньги: игумену в Москве – 5 рублей 5 алтын (вернули 29 апреля 1599 г.). В апреле 1599 г. монастырь платил Герасиму государев оброк с Разбойного острова в Шенкурске. В октябре 1599 г. «гостю Едемскому дали з вина полтину» (очевидно, вино купили у него) . Едемский дал монастырю 10 рублей по кабале (их отдали в 1603 г.); еще по двум кабалам 19 рублей казначей заплатил ему 14 ноября 1604 г. (см. публикацию, документ 5, 7). Очевидно, родной брат Герасима Федор Гавриловвместе с «братениками» Саввойи Григорием плавали «на Низ» – в низовье Северной Двины для рыбного промысла на монастырь (1596 г.); назван «зборщиком», занимался сбором государевых оброчных денег, ему монастырь заплатил рубль за Разбойный остров (22 января 1604 г.). ГригорийЕдемский давал взаймы игумену в Москве 8 гривен, а вернули 3 июля 1600 г. На приезд Михаила Едемскогоказначей купил ведро вина за 4 гривны 8 июля 1600 г. ; его шапку и ферези (по-видимому, вкладные) продали на общую сумму 2 рубля 2 гривны (1 июль 1609 г.). Василий Васильев Едемский заплатил монастырю по закладной кабале 4 рубля (июль 1614 г.); взял в монастырской казне под заклад разного сукна денег 6 рублей в августе 1614 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Иоанна Предтечи , Никона Радонежского Год постройки:1604. Адрес: Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, ул. Троицкая, д. 1 Координаты: 55.770091, 48.660109 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. На развязке после моста через Свиягу и села Исаково - направо по указателю " Нижние Вязовые, Свияжск " . Через 3,5 км - направо по указателю " Свияжск " , ехать еще около 8 км. На территорию острова въезд постороннего транспорта запрещен, автомобиль можно оставить на охраняемой стоянке перед островом. После подъема по лестнице и входа на территорию острова повернуть направо на улицу Троицкая, идти мимо Конного двора около 400 метров. Монастырь будет справа. В сезон навигации до острова можно добраться речным транспортом от речного порта г. Казань. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев. Информация с сайта: Татарстанской митрополии РПЦ В 1990-е годы храм приобрел окончательный облик - надстроен четверик под четырехскатной кровлей, над ним и северо-восточным приделом возведены барабаны с главками, построена трёхъярусная колокольня с шатровым завершением, в 30-е гг. XIX в. шатер заменен купольным сводом с маленькой главкой. Официальной датой освещения храма считается 1604 г. Образец каменного зодчества XVI-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=07034

Что стали бы говорить фотиане, так могли рассуждать вожди собора, – если бы собор, именующий себя Вселенским, закончился, не имея сведений, что думает александрийский патриарх о низложении Фотия и возведения на кафедру опять Игнатия? Были и другие причины, которые обусловливали рассматриваемый перерыв, например, венчание на царство Василием второго его сына Льва, соединенные с этим празднества и т. д. Перерыв продолжался до 12 февраля 870 года, когда произошло девятое заседание собора. Император не присутствовал на этом заседании, вместо него здесь находилось одиннадцать сановников. Число членов собора возросло, но все же было мало. Всего было, кроме руководителей собора иерархического чина, 26 митрополитов и немногим больше сорока епископов. 137 И это после трехмесячных ожиданий. Место заседания оставалось прежнее. На заседании 12 февраля прежде всего видим процедуру принятия в состав представителей собора местоблюстителя александрийского патриарха. В качестве такого местоблюстителя на собор прибыл александрийский архидиакон Иосиф. Хотя легаты да и весь собор достаточно знали о полномочиях, какими облечен был Иосиф от своего патриарха, но для соблюдения канонических порядков во всеуслышание прочитано было послание патриарха Александрийского Михаила к императору. Заранее мы должны сказать, что Иосиф был действительным местоблюстителем – не чета Фоме Тирскому и Илии Иерусалимскому. Но и здесь дело не обошлось без терний, уколы которых должен был осязательно чувствовать собор. Тернии заключались в том самом послании, которое прочитано было на соборе. Оно было такого содержания. В нем патриарх говорил о том, что, получив уведомление из Византии о спорах в ней из-за патриаршего престола, а также просьбу прислать уполномоченного для разбирательства дела, он назначает своим местоблюстителем Иосифа, которого, как желает патриарх, пусть примут со всей благорасположенностью. Далее патриарх сознается, что по причине отдаленности Александрии от Византии он почти ничего не знает о сущности церковного вопроса, волнующего столицу, и удерживается выразить свое суждение по этому вопросу (едва ли приятна была в Византии такая уклончивость или, по крайней мере, осторожность); вследствие чего он полагает, что император византийский, будучи сам верховным главой и учителем и будучи окружен столь многими епископами, архимандритами, клириками и монахами, лучше всех знает, что нужно для блага Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010