Не знаю, как именно было в первоначальной литургии в древности, но теперь она представляется мне совершенно уместной. Перерыв был необходим. А обычно Церковь эти перерывы всегда заполняет ектениями, большей частью так называемыми малыми («Паки и паки»), что особенно видно на канонах (по 3-й, 6-й и 9-й песнях), между «славами» кафизм на утрене, в начале литургии; и всегда виднее это на Пасху: после каждой песни канона – малая ектения. Ектенией же нужно было заполнить и наступивший перерыв. Но здесь взята не малая ектения, а просительная, потому что «малая» слишком мала для такого торжественного момента и слишком обща: она не захватывает души и даже не заполняет промежутка. Нужна большая, духовная. А таковой является лишь «просительная» ектения: ни великая, ни сугубая со своими нуждами и молениями о властях сюда совершенно не подходят. А просительная – «внутренняя» – ектения. Но я раньше говорил (в первой части «литургии верных») о ней, что она – сокрушенно-покаянная по характеру. Как же это совместить с мирно-благоговейной тишиною этой (третьей) части? Я уже только что объяснял, что без покаяния невозможно обойтись и здесь; покаяние – это всегдашняя прослойка молитв наших, особенно в Православии, без него нельзя оставаться и перед Причащением... Пусть нас ждут «милости» теперь, но милости суть лишь именно «милости», «помилование» виновных, амнистия осужденным, и от этого сознания своего недостоинства невозможно уйти и здесь. Но по опыту знаю, что эта ектения воспринимается здесь совершенно иначе: не только нет страха, но даже и мучающего сокрушения, а простое, тихое, как бы «доверчивое» обращение к Богу подготовить нас. И сейчас мы увидим признаки этого мирного отличия двух однородных ектений. Послушаем даже самое слово в начале ектении: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Дивно: мы видим это слово «миром». А в других «Исполним» его нет... Значит, Церковь действительно хочет ввести нас в мирное душевное настроение. Дальше мы увидим еще большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Как после жизнеописания Авраама, Исаака и Иакова наступает перерыв в библейском повествовании до времени Моисея, так и в повествовании о жизни Ноя и его сыновей наступает перерыв до времени последних представителей этого периода – царя-первосвященника Мелхиседека и родоначальника нового периода – праотца Авраама. Настоящий труд посвящен описанию первого периода Ветхозаветной Церкви. По данным новейших археологических раскопок и исследований мы проследим далекое прошлое первого человечества и увидим Домостроительство Божие, открытое Боговидцу Моисею первоначальной Ветхозаветной Церковью, праведников которой Христова Церковь включила в число избранных святых. См. об этом в моем труде «Шесть дней творения в свете современных геологических знаний». 1948 г Рай Рай – начало и конец творения, совершенное начало и еще более совершенный конец, Эдем и вечное Царство Небесное. " И сказал Сидящий на Престоле: " Се творю все новое " . И увидел я новое небо и новую землю " (Апок. 21, 1, 5). Неужели Рай, в котором жил бессмертный Адам, был на земле? Где же это вожделенное место, на котором блаженствовал человек? Где оно – священное место начала человечества? Тайна Божия запечатана и никогда не будет открыта. Никогда нога человеческая не ступит на землю Рая. Херувим с огненным мечем в руке поставлен охранять врата Рая, чтобы никто из смертных не мог войти в него. Ни Адам, ни его потомки, никто из смертных. Тайна Божия. И напрасно магометане указывают на излучину между Тигром и Евфратом к югу от Багдада как на место Рая. Это беспочвенная выдумка, питающая тщеславие багдадских халифов, так же точно, как придумали место встречи Адама и Евы после изгнания их из Рая где-то около Мекки. Это традиционное место было даже отмечено на библейской карте, изданной в середине нашего века. Вот что записал Боговидец Моисей о месте Рая: " И насадил Господь Бог Рай в Эдеме на Востоке... Из Эдема выходила река для орошения Рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной – Фисон: она протекает через землю Хавила, ту, где золото. Имя второй – Гихон (Геон): она протекает в землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает перед Ассирией. Четвертая река Евфрат " . (Быт. 2, 8, 10-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Ежедневный круг богослужения в обителях Константинополя на рубеже X и XI веков соответствовал идее «седмерицы» и включал полунощницу, утреню с первым часом, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие. Подробные сведения о богослужебной жизни константинопольского монастыря начала XI века содержатся в «Житии преподобного Симеона Нового Богослова », составленном его учеником преподобным Никитой Стифатом . Описывая жизнь Симеона в монастыре Святого Мамаса, Никита свидетельствует, что «в воскресенье и праздник келья видела его бодрствующим с вечера до утра». Эта ремарка Никиты подтверждает, что в монастыре не совершались бдения даже по большим праздникам. В будни Симеон вставал «в седьмом часу пополуночи» (т.е. около 1 часа ночи) и шел в храм на пение «утренних песней»; затем он присутствовал на утрени. По-видимому, под термином «утренние песни» подразумевается (полунощница); утреня, вероятно, следовала за ней. По окончании утрени был долгий перерыв: Симеон мог провести некоторое время в келье, затем посидеть снаружи, после чего возвращался в келью, где читал Священное Писание и жития святых, а также «переписывал боговдохновенные книги». Далее следовала литургия («Божественное возношение»). Никита упоминает и вечернее богослужение (правда, лишь косвенно). В творениях самого Симеона Нового Богослова мы находим ссылки на утреню с шестопсалмием, стихословием, чтениями и заключительным тропарем. Симеон ничего не говорит о третьем и шестом часах как об отдельных службах, но упоминает перерыв между утреней и литургией. Он также упоминает вечерню и повечерие («вечерние молитвы»). Что касается полунощницы, то Симеон, вероятно, имеет ее в виду, когда говорит об («непорочных»), то есть псалме 118, который является составной частью полунощницы. Симеон советует читать эту службу в келье, из чего приходится заключить, что читался в его обители келейно. Аллюзия на келейную молитву перед утреней подтверждает такое предположение. Говоря о монастырских богослужениях суточного круга, Симеон Новый Богослов подчеркивал их важность для духовного совершенствования инока. Наставляя новоначальных, Симеон пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6. «Подвиг Троицкого архимандрита Кронида» – Архимандрит Макарий (Веретенников), Троице-Сергиева Лавра. 7. «Братия Ниловой Пустыни после закрытия монастыря в 1928 г.» – иеромонах Иаков (Степкин), (Нило-Столобенская Пустынь). 13:00–13:15 – Перерыв 13:15–14:30 – Пленарные доклады 8. «У берегов великой Волги ветви священнослужителей Белюстиных (Корчевские и Хотчинские): родственники или однофамильцы?» – Беллюстин Н.С. (г. Нижний Новгород), Дёмина Т.Н. (г. Москва). 9. «Талдомчане и революция (1917–2017 гг.)» – Т.А. Хлебянкина, советник по вопросам культуры главы ГП Талдом (г. Талдом). 10. «Археологические исследования на строительстве канала Москва-Волга в 1930-х гг.» – Карпова М.В., студентка 4 курса исторического факультета ТвГУ, стипендиантка Оксфордского фонда (г. Тверь); Студеникина Е.П., студентка 4 курса исторического факультета ТвГУ (г. Тверь). 11. «К вопросу о состоянии промышленности Калязина в 1930-х гг.» – А.П. Коршунов, внештатный сотрудник Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского (г. Калязин). 12. «Жизнь, отданная стране. О.А. Зверева (1896–1990)» – О.М. Кузьмина, к. пед. н., ТвГТУ (филиал в г. Ржеве), доцент, председатель краеведческого общества г. Ржева (г. Ржев). 14:30–14:45 – Перерыв 14:45–16:15 – Пленарные доклады 13. «Первые дни войны (Талдом – Калязин)» – А.Н. Зубанов, руководитель группы археологов отряда «Путник» (г. Талдом). 14. «Они прошли по той войне…» – И.Ю. Кондратьева, МБУК «Калязинская районная МБС», Нерльская библиотека, библиотекарь 2 категории (с. Нерль, Калязинский район). 15. «Возвращение. Имя героя – гимназии» – Л.Ф. Сухова, зав. библиотекой МБОУ «Гимназия 5 г. Сергиева Посада», М.А. Резванова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; учитель обществознания МБОУ «Гимназия 5 г. Сергиева Посада» (г. Сергиев-Посад). 16. «А.Н. Макаров: новые сведения к биографии» – Л.В. Кудряшова, ветеранский клуб «Земляки» (д. Чигирево, Калязинский район). 17. «История посещения Кашина и Калязина шведами в XVII–XXI веках» – О.А. Никитина, МБУ ДО «Дом детского творчества», педагог дополнительного образования, к. филол. н., (г. Кашин).

http://ruskline.ru/politnews/2017/dekabr...

Окончательно расчувствовавшись, миссис Льюпин зарыдала и хотела было сесть на стул, чтобы дать полную волю своему отчаянию, как вдруг путник схватил ее в объятия, и она радостно вскрикнула, узнав его. — Да, непременно! — восклицал Марк. — Еще раз, еще один и еще двадцать раз! Так вы не узнали меня в этой шляпе и плаще? А я думал, вы меня узнаете в любом наряде! Еще десяточек! — Я бы и узнала вас, если бы разглядела, да разглядывать было некогда, и говорили вы как-то отрывисто. Вот уж не думала, Марк, что вы будете так резко говорить со мной, только что вернувшись. — Еще пятнадцать! — сказал мистер Тэпли. — Какая вы красавица и как молодо выглядите! Еще шесть! Те полдюжины не считаются, придется начать снова. Господь с вами, какая же радость вас видеть! Еще разок! Ну, никогда еще мне не было так весело. Еще парочку, ведь в этом нет никакой заслуги! Если мистер Тэпли сделал перерыв в этих арифметических упражнениях, то вовсе не оттого, что устал, а оттого, что понадобилось перевести дыхание. Перерыв напомнил ему о других обязанностях. — Мистер Мартин Чезлвит дожидается во дворе, — сказал он. — Я оставил его под навесом для подвод и пошел посмотреть, есть ли тут кто-нибудь. Мы нынче не хотим никому показываться, пока не узнаем от вас новостей и не решим, что нам делать. — В доме нет никого, народ только на кухне, — ответила хозяйка. — Если б они узнали, что вы вернулись, Марк, они бы развели костер на улице, как сейчас ни поздно. — Но сегодня им не следует этого знать, милая моя душенька, — сказал Марк, — так что заприте дом и разведите посильней огонь на кухне; а когда все будет готово, поставьте свечу на окно — и мы войдем. Еще один! Хочется послушать про старых друзей. Вы мне расскажете про них, правда? Про мистера Пинча, и про мясникову собаку на углу, и про терьера через дорогу, и про колесника, и про всех остальных. Когда я нынче в первый раз увидел церковь, я думал, что жив не буду, что одна колокольня меня прикончит. Еще один! Не желаете? Ну, хоть самый маленький напоследок!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

На вопрос, как же вкушать умеренно, архимандрит Фотий (Спасский) отвечал так: – при вкушении изображай крестное знамение с молитвой: «Господи, благослови!», вкушая снеди, трезвися, поминай Господа Иисуса Христа и внимай чтению; – рассуждай, что непристойно вкушать пищу до пресыщения; – воздержанию способствуют воспоминания Сына Божия, желчь и оцет на Кресте вкусившего; – лучших снедей против желаний оставляй всегда часть, от отец реченную Христу [см.: 14, с. 36]. О том, как сложно удержаться от страсти чревоугодия, писал преподобный Нил Сорский в своем труде «О восьми главных страстях и о победе над ними». В качестве первой и главной страсти он объявил грех чревоугодия, ссылаясь на примеры святых отцов. В предисловии к «Преданию о жительстве скитском» преподобного отца нашего аввы Нила Сорского читаем: «Восемь главных страстных помыслов, или страстей, от которых рождается множество других и кои суть: 1) чревообъястный, 2) блудный, 3) сребролюбивый, 4) гневный, 5) печальный, 6) уныния, 7) тщеславный и 8) гордостный» с. 18]. Как мы видим, святые отцы на первое место поставили «помысл чревообъястный», так как полагают, что от него происходят и другие страсти. Прежде любого согрешения в каждом человеке происходит мысленная брань, оканчивающаяся победою или поражением, которая подразделяется на следующие этапы: – прилог, возникновение представления помысла или предмета; – сочетание, принятие представления; – сложение, то есть согласие с ним; – пленение или порабощение; – страсть. Итак, рассмотрим на примере, что же чаще происходит – победа страсти или преодоление искушений. Прилог: мы словно слышим: «Потрудились, можно сделать перерыв и перекусить». Сочетание: «Кто не работает, тот пусть не ест, а если потрудились, то перекус не грех». Сложение: «Говорят же, что в здоровом теле – здоровый дух». Пленение: «И вчера в небольшой перерыв успели поесть, зачем изменять правилам». И хотя страсть – это вредная привычка, от нее не хотят избавляться. А как же учит преподобный Нил противоборствовать первому из страстных помыслов, то есть чревообъядению?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Потом опять заметен перерыв, после коего идет род кормового дворца повара Ивана Савинова, большого дворца подьячего Ивана Прохорова, стольника Доможирова Володимира Ивановича, стряпчего Зыкова Гаврилы, подьячего Афанасия Савинова, печатного двора дьяка Ивана Щепоткина, садовника Федора Ламакина, ямщика Ивана Чуркина, род князя Димитрия Трофимовича Сеитова. Потом опять заметен перерыв, так что последующая страница начинается именем Евпраксии без титула, а за нею именуется княгиня Евдокия, а далее идут роды Глинских и Юрьевых (Никиты Романовича и его жены Евдокии), Воротынских, Морозовых, Никиты Гагарина и тому подобных, которые очевидно ошибочно поставлены переплетчиком после вышеуказанных садовников. Далее идут роды: Димитрия Григорьевича Бельского-Яксака, Шуйских, Михаила Щенятева, стольника Афанасия Феодоровича Боборыкина, Григория Андреевича Плещеева, род Вяземских, Пронских, Игнатия Петрова Челищева, род князя Андрея Ноготкова, род Ивана Полева, князя Бориса Володимировича Щепина-Ростовского, князя Матвея Васильевича Прозоровского, князя Афонасия Григорьевича Козловского, князя Бориса Михайловича Лыкова, князя Василия Скопин-Шуйского, князя Ионы Стригина род Ушатых, князя Петра Хворостина, княгини Евдокии Мещерской, Ряполовского, Бориса Ивановича Пушкина, стольника Сильвестра Осип. Оникова. Против последних имен князей Прозоровских означается год р п (1680), а против Ониковых р ч а. Потом идут роды: Василия Ивановича Шереметьева, Ряполовских, князя Иоанна Юрьевича, князя Василия Холмского, князя Иоанна Карголомского, князя Александра Оболенского, князя Василия Ромодановского, Шереметьевых (инока Василия), князя Ивана Булгакова, род Сицких князей, род Василия Плещеева, род инока Ионы Колычева, род инока Филиппа Колычева, род Григория Вельяминова. Оканчивая Андреем, написано одною рукою, а с князя Бориса, Симеона – другою. Далее идет род Ивана Черемисинова, род царицы инокини Дарии, род Ивана Третьякова, род разрядного дьяка Ивана Гапренева, род Заволоцких, который, оканчивая Кондратом написан одною рукою, а с инока Гурия – другой, на другой странице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Глинской пустыни повседневное утреннее богослужение начиналось в четыре часа утра 1608 . Сначала вычитывались утренние молитвы, затем была полунощница и утреня; по 3-й и 6-й песни канона и после кафизм с амвона читались святоотеческие поучения и Пролог; после утрени совершался первый час. Утреня обычно оканчивалась в 7–7.30 утра. На утрени молились все насельники обители, а на литургию оставались лишь мантийные монахи, остальные шли на послушания. После утрени каждый день был акафист Спасителю перед старинным образом Нерукотворенного Спаса (в субботу – акафист Божией Матери) 1609 . С 9 часов утра совершалась одна Божественная литургия (поскольку престол в обители был только один), которая оканчивалась в обычные дни к 11 часам утра, затем исполнялись требы. С 12 до 13 часов был обед, после которого до 16 часов все трудились на послушаниях. С 16 до 17 часов совершалась вечерня. Затем был небольшой перерыв, ужин по монастырскому уставу не полагался. В 18 часов начиналось повечерие, прочитывались каноны Спасителю, Богородице, Ангелу Хранителю и молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия целовали крест, прощались друг с другом и шли в свои келлии, где продолжали при свечах молитву наедине. После вечернего правила никакие встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем. Обычно оно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь. Самым же главным было исполнение пятисотницы с земными и поясными поклонами, которую никогда не опускали, ее вычитывали все насельники обители. На келейную молитву перед утренней службой большинство иноков после небольшого отдыха вставало в 2 часа утра. Праздничное богослужение в Глинской пустыни начиналось в 16 часов малой вечерней, которая длилась около одного часа, затем был перерыв, и в 18 часов начиналось всенощное бдение, продолжавшееся до часа. Чин богослужения в Глинской пустыни совершался строго по древнему уставу обители, без малейших сокращений или изменений. Как и прежде, кадили кациями с гробницею на плечах. Пение исполнялось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался старых распевов Глинской пустыни, правый – использовал иногда распевы Киево-Печерской Лавры, обиход 1610 . Продолжительное богослужение, совершаемое во всей полноте, постепенно приводило внимательных иноков к богомыслию, которое овладевало всем существом молящихся так, что все земное отступало от них, и даже утомление не чувствовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Обыкновенно в сложных многодневных процессах по окончании судебного следствия объявляется перерыв на день-два, чтобы дать сторонам возможность ориентироваться перед прениями в собранном ими материале и «собраться с мыслями». В данном случае перерыв был тем более необходимым, что защита знакомилась впервые с делом лишь в заседаниях трибунала. Изучить заранее материалы следствия, представляющие ряд увесистых томов, не было ни возможности, ни времени. Окончание предварительного следствия, предание суду и назначение дела к разбору следовали с такой молниеносной быстротой, что защитники фактически были лишены всяких способов заблаговременного ознакомления с делом. Но трибунал, несмотря на протесты защиты, объявил, что через два часа будет приступлено к прениям. Слово представляется обвинителям. Вся суть поединка между обвинением и защитой заключалась в вопросе, можно ли в настоящем случае говорить о наличии «контрреволюционного сообщества». При удовлетворительном ответе на этот вопрос смертный приговор для главнейших подсудимых неминуем, при отрицательном – наказание свелось бы к долгосрочному тюремному заключению: говоря это, мы имеем в виду спор, так сказать, академический по существу, приговор, как водится, давно уже был предрешен, что было всем прекрасно известно. «Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию, – воскликнул Красиков. – Да ведь она пред вами. Эта организация – сама Православная Церковь , с ее строго установленной иерархией, ее принципом подчинения низших духовных лиц высшим и с ее нескрываемыми контрреволюционными поползновениями». В течение почти 3 часов Смирнов с яростью, почти истерически, выкрикивал какие-то отдельные слова, обрывки предложений, безграмотные, бессвязные. Единственное, что можно было понять, – это то, что он требует «16 голов». Когда он впервые выкрикнул это требование, зал огласился аплодисментами. Аплодировала, конечно, «командированная» публика, подкрепленная на сей случай несколькими сотнями красноармейцев, которые явились на это время со своим командным составом и заняли хоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

К сошествию Св. Духа в собственном смысле относится указание времени Деян. 2:1. Русский перевод: «при наступлении дня Пятидесятницы», должен быть признан неправильным. Употребленное здесь слово означает не наступление, а приближение к концу. Славянский перевод: «егда скончавашеся дние Пятидесятницы», сделан с разночтения, которое находится в противоречии с свидетельством лучших рукописей, где речь идет не о днях Пятидесятницы во множественном числе, иначе говоря, не о промежутке времени, отделявшем праздник Пятидесятницы от праздника Пасхи, а о дне Пятидесятницы в единственном числе. Мысль Дееписателя могла быть только та, что день праздника Пятидесятницы приходил к концу в тот момент, когда Дух Святой в дыхании ветра и в огненных языках сошел на Апостолов. Он хотел сказать, что сошествие Св. Духа совершилось вечером на исходе праздника Пятидесятницы. Принимая во внимание, что иудейский праздник Пятидесятницы совершался через семь недель после принесения снопа потрясания (ср. Лев. 23:15), которое имело место 16 Нисана и падало в год Страстей, согласно Иоанновской хронологии, на первый день недели, мы приходим к выводу, что Дух Святой сошел на Апостолов в Иудейский праздник Пятидесятницы вечером в первый день недели. Таким образом, указание времени Деян. 2:1 оказывается в противоречии с указанием времени Деян. 2:15. и мы вынуждены допустить перерыв между чудом огненных языков и речью Петра перед народом. В изложении Деян. 2 этот перерыв без труда подразумевается между ст. 4 и 5. Этот вывод находится в полном согласии с древним преданием о Сионской Горнице, как месте сошествия Св. Духа, и не исключает большого скопления народа вокруг Апостолов на следующее утро внутри храмовой ограды. Молва о том, что произошло вечером, могла естественно разнестись Неудивительно, если на следующее утро присутствие Апостолов в Храме в третий час, который был положенный час молитвы, привлекло к ним внимание и людей, не входивших в число учеников. Русское слово «шум» в ст. 6 есть перевод греческого слова φων (слав.: «глас»), тогда, как в ст.

http://pravmir.ru/pyatidesyatnitsa-iz-kn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010