Никанор, архиепископ. Записки присутствующего в Святейшем Правительствующем Всероссийском Синоде. РА. 1906. 8. С. 512. Характерен обмен репликами между Половцовым и Победоносцевым относительно записки, которую государственный секретарь заметил на столе обер-прокурора: «А это от Деляшки?» – «Да, не может пальца поднять, не написав предварительно записки, чтобы получить совет " » (Половцов А.А. Дневник. Т. II. С. 238. Запись от 14 июля 1889 г.). 461 См. письма Победоносцева к Делянову от 3, 12, 19 и 24 апреля, 7 мая и 24 октября 1884 г., 28 марта, 20 ноября и 27 декабря 1885 г., 26 июля 1888 г., 15 марта 1892 г. и др. (РГИА. Ф. 1604. Оп. 1. Ед. хр. 515. Л. 310 об., 12–13, 2626 об., 35, 4446 об., 7676 об., 134 об.). 462 ОР РНБ.Ф. 631. ПкР. 1884. Сентябрь–декабрь. Л. 130 (письмо от 5 ноября 1884 г.); РГИА. Ф. 1574. Оп. 1. Д. 146. Л. 62 (письмо Ильминскому от 7 апреля 1890 г.). 463 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1884. Сентябрь–декабрь. Л. 130 (письмо от 5 ноября 1884 г.); 1885. Июль–сентябрь. Л. 55 об. (письмо от 30 июля 1885 г.). 465 Воспитанницы школы состояли в переписке с Е.А. Победоносцевой, образуя неформальную общность, до известной степени служившую в глазах обер-прокурора альтернативой официальной системе управления. «Попы вообще боятся этих корреспонденций, – писал Победоносцев Рачинскому, – и через учениц… мы знаем, что делается в глухих углах». Всего этого, замечал глава духовного ведомства, Е.А. Победоносцева «могла… достигнуть потому только, что она жена Обер-Прокурора… Иначе – ее задавило бы поповство, которое и теперь, наружно преклоняясь, питает затаенную злобу» (ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1900. Сентябрь–октябрь. Письмо от 6 октября 1900 г.). 466 Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 184041 по 189091 гг. СПб., 1897. С. 117, 123, 124; Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909). СПб., 1909. С. 494. Приложение. С. 1415, 21. 467 РГИА. Ф. 1604. Оп. 1. Ед. хр. 515. Л. 247247 об.; Эвенчик С.Л. Указ. соч. С. 310313. Победоносцев рекомендовал Делянову изъять из библиотек средних учебных заведений такие издания, как «Русская мысль», «Вестник Европы», «Наблюдатель», «Русская старина». Одновременно из библиотек духовных семинарий был изъят журнал «Отечественные записки» за последние 20 лет, отдельные сочинения В. Гюго, Г. Спенсера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В VIII веке в Ладоге возникло уже стабильное славянское поселение. Защитой этого поселения на Волхове всегда была её крепость, которая и ныне является сердцем этого населённого пункта. Рядом с крепостью стояли дома с очагами, строились мастерские, кузницы и многое другое. С 862 по 864 год в Ладоге княжил Рюрик. Здесь, по легенде, находилась могила Вещего Олега, благодарного опекуна Игоря - Рюрикова сына. Ладога была важным пунктом на пути " из варяг в греки " , а в 997 году город захватил ярл Эйрик Хаконссон, будущий правитель Норвегии. В 1019 году князь Ярослав Мудрый брал в жёны Ингигерду, дочь шведского короля Олафа Шетконунга, и отец дал за ней в приданое Альдейгьюбор (как тогда называлась Ладога). Земли же вокруг Ладоги навечно получили название Ингерманландия, то есть " земли Ингигерды " . Шведы часто пытались напасть на Ладогу и забрать себе эти земли. И длилось такое положение вещей вплоть до XVII века. Время рождения рассматриваемого храма - 1276 год. Он был построен в то время, когда Русь переживала непростые времена, она находилась под гнётом монголо-татарского ига и притеснений тевтонского ордена с запада. Почти никакой информации о том далёком времени, в котором " существовала " эта церковка, до настоящего времени не сохранилось. Каким был деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи в 1276 году, и в более поздние времена, мы уже никогда не узнаем. Возможно, он был построен по типу клетского храма, столь характерного для Северной Руси. Возможно, он был иным. Но, как гласит памятная табличка на стене храма, он был построен на пожертвования рабов Божиих Ивана и Марьи и по благословению архиепископа Новгородского Климента. Очень возможно, что старый деревянный храм неоднократно перестраивался. Но есть точные данные, что до конца XVII века, как и Ивановский монастырь, к которому он тогда принадлежал, был деревянным. Ивановский же монастырь основал и отстроил в 1276-1299 годах новгородский архиепископ Климент. Известно, что храм Рождества Иоанна Предтечи весьма почитала семья царя Бориса Годунова. В летописи, датируемой 1604 годом, говорится, что царь Борис пожертвовал Ивановскому монастырю, что на Малышевой горе, два колокола со следующими надписями: " Ладоге - оплоту государства моего " и " Лето 7112 (1604) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном царе и великом князе Борисе Фёдоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благодарных чадах, царевиче Фёдоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене Дионисии " . В XVII веке храм бедствовал. Дошло до того, что был признан ветхим и его хотели разобрать, но в 1636 году стараниями и иждивением иеромонаха Феофана Балакирева из числа братии, церковь и колокольня были поновлены на новом фундаменте. Предтеченскую церковь и после того неоднократно ремонтировали.

http://sobory.ru/article/?object=00125

Игум. Кирилл возглавлял К. К. м. дважды. Первый раз - в 1663-1676 гг., после чего он был переведен в Глушицкий мон-рь. Известна челобитная, в к-рой старцы, слуги и монастырские крестьяне просят Вологодского архиеп. Симона вернуть игум. Кирилла в мон-рь ( Черкасова. 2012. С. 309). Однако эту просьбу архиепископ выполнил лишь спустя 3 года: повторно игум. Кирилл настоятельствовал в 1679-1685 гг. С 1693 г. К. К. м. управляли архимандриты, последним из к-рых был Фаддей (1764-1770), после чего до закрытия в 1924 г. обитель возглавляли игумены. В XVI в. в К. К. м. проживало до 90 монахов. В 1-й пол. XVII в., по данным сотной грамоты 1631 г., в мон-ре располагались 30 братских келий, в к-рых могли жить до 50-60 монахов. Точные сведения о насельниках во 2-й пол. XVII в. предоставляют описи монастырского имущества (отписные книги) 1656, 1657, 1659, 1661, 1676 гг. (ГАВО. Ф. 883. 28; Ф. 647. 1, 2). Так, если в 1657 г. в К. К. м. жили 54 монаха, включая игум. Рафаила, то в 1659 г.- уже 60 чел. К 1661 г.- всего 45 чел., причины происшедших перемен установить не удалось. Возможно, это было связано со сменой настоятеля. Значительную часть насельников составляли слуги (служки), служебники и монастырские детеныши. Обязанности служек были разнообразны. Одни ездили с настоятелем, келарем или казначеем на ярмарки за товарами, другие трудились на монастырских службах, проживали в вотчине вместе с посельскими старцами. Иногда они участвовали в судебных делах в роли гонцов или сопровождающих. В 1636 г. монастырский слуга А. Богданов доставил строителю Обнорского мон-ря Феоктисту Калединскому царскую грамоту о мерах к поддержанию монастырского порядка. В 1683 г. обнорский слуга И. Ипатьев ездил посыльным в Галич, чтобы привезти к архиепископу для судебного разбирательства боярского сына Г. Болотова. Слуга К. Студеницын сопровождал в Москву отписные колокола, к-рые были сняты по приказу царя Петра I и отправлены на переплавку для пушек. В военное время служек брали на воинскую службу. В 1604 г. царь Борис Феодорович Годунов собирал войско для борьбы с самозванцем. Практически из всех крупных монастырей Вологодского у. рекрутировали служек. К. К. м. выставил «десят человек конных да семь лошадей, да для бережения и корму 2 человека» (Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 124-126). В синодике К. К. м. записаны для поминовения имена 25 служек, «побитых на государевой службе» (ВГИАХМЗ. 2008. Л. 231 об., 378 об.- 379). Состав служек часто менялся. При сопоставлении 3 списков насельников - 1657, 1659 и 1661 гг., содержащих соответственно 32, 30 и 29 имен служек, установлено, что лишь 11 чел. с 1657 по 1661 г. беспрерывно проживали в обители ( Шамина. Из истории вологодских мон-рей. 2003. С. 149).

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Вид Старопигиального Новоспасского Монастыря в настоящее время Изображенная здесь старинная церковь во имя Усекновения честные главы Святого Иоанна Предтечи до 1812 года была соборною Ивановского девичьего монастыря в старых садех, под бором, что на кулишках, против того холма, где еще в начале XVI века, соорудил Алевиз церковь Св. Владимира. Место это, удобное для монашеского жития, по средине города, кажется отделенным от него по своему положению. Обитель сия замечательна сколько древностию своей, столько и достопамятными в ней событиями. По штату, она была второклассная – ружная. До учреждения штатов, за нею состояло 813 душ по ревизии 1744 года: в уезде Переславля – Рязанского полусело Путятино на речке Ворше и Шацкого уезда, Залесского стану село Архангельское, Две Сестреницы тож, на реке Хопре. Основание ее приписывается преданием: то великому князю Иоанну III, то матери царя Иоанна Васильевича, великой княгине Елене Глинской; сооружением церкви в память Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи она, вероятно, желала ознаменовать день тезоименитства своего сына. Так свидетельствует предание, впрочем не подтверждаемое историческими данными! В описи Ивановского девичья монастыря 1763 г., читаем следующее: «А когда оный монастырь построен, при котором государе и по какой государской грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет» 1 . Из летописей же открывается нам, что в начале XV столетия, существовал мужеский Иоанно – Предтечевский монастырь под бором за Москвою рекой, там, где ныне приходская церковь Сретения Черниговских чудотворцев 2 . Вероятно, что с упразднением этого монастыря, под Замоскворецким бором, основан соименный ему под Кулижским бором, о коем упоминает ниже приведенная надпись на Евангелии. В исторических актах Ивановский монастырь встречается в 1604 году. Так в патриаршество Иова священник Ивановского монастыря (только неизвестно мужеского, или женского) был в числе старост поповских, как значится в извете боярского сына Ивана Чортова, 1604 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Неприятие правосл. населением Брестской унии, казалось, могло похоронить ее, так же как и Флорентийскую. Однако после кончины митр. Михаила (Рогозы), не проявлявшего особой ревности в распространении унии, его преемник Ипатий Потей (1600-1613) начал активное наступление на правосл. Церковь. Небольшая передышка наступила лишь в 1607 г., когда в конституцию Варшавского сейма была внесена особая статья «о религии греческой», в к-рой давалось обещание не нарушать прав рус. народа в вере и не запрещать свободного отправления правосл. обрядов. Эта конституция явилась результатом настойчивых усилий, прилагавшихся правосл. шляхтой на сеймах в 1601-1607 гг., и тех политических событий, к-рые заставили правительство, преданное католицизму, сделать уступки православным. Впрочем, решение сейма не изменило ситуацию: в 1609 г. все 12 виленских правосл. храмов были силой отобраны у православных и переданы королем в распоряжение Ипатия Потея, за исключением Свято-Духовской ц., возведенной на земле панов Воловичей. Тяжелое положение Православия в западнорус. землях изобразил Мелетий (Смотрицкий), писавший под псевдонимом Феофан Ортолог, в соч. «Фринос, или Плач Церкви восточной» (1610), тираж книги по приказу короля был конфискован, а издатели посажены в тюрьму. Скарга в ответ написал «Предостережение Руси греческой веры против Плача Феофана Ортолога», а королевский секретарь униат Илья Мороховский - «Утешение, или Утоление плача восточной Церкви». Герб Гедеона (Балабана), еп. Львовского. Служебник. Стрятин, 1604 (РГБ) Герб Гедеона (Балабана), еп. Львовского. Служебник. Стрятин, 1604 (РГБ) Наступление на Православие еще энергичнее повел преемник Ипатия Потея Иосиф Рутский (1613-1637). С его именем связано появление в ВКЛ ордена базилиан (1617) для укрепления и пропаганды унии. Орден, созданный в результате союза с иезуитами, сосредоточил основное внимание на воспитании молодежи в католич. духе. Первыми результатами деятельности базилиан на территории ВКЛ стал захват правосл. братских школ.

http://pravenc.ru/text/77856.html

К. К. был учредителем мон-рей. В числе других он основал муж. мон-ри в Чернчицах под Луцком и в Любартове (1604), Дубовецкий жен. мон-рь под Дубно (1592). Магнат возобновил Спасский мон-рь близ Дубно, который в 1592 г. получил общежитийный устав, расширил обитель в Дермани. В его владениях находилось ок. 20 правосл. мон-рей. К наиболее значимым кроме вышеперечисленных относились мон-ри Спаса в Дорогобуже и св. Михаила близ Степани. Последний известен с 70-х гг. XVI в., когда князь наделил его десятиной от доходов замка в Степани и земельными владениями; в эти же годы богатые вклады были даны в мон-ри Спасский в Дорогобуже и Воздвижения Креста Господня в Дубно. Магнат жертвовал средства на обители, находившиеся вне его владений: киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , св. Онуфрия во Львове и Кирилловский Свято-Троицкий в Киеве, Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ), где был похоронен его отец. К. К. построил большое число храмов в своих имениях. Только в основанном им Константинове он воздвиг 6 церквей, в т. ч. 2 каменные (Троицкую и Успенскую). Магнат заботился также о храмах, находившихся вне его имений, в первую очередь о киевских. При нек-рых храмах К. К. открыл больницы, напр., при правосл. ц. Св. Троицы в Остроге, при католич. костеле в Дятлове. В обширных имениях К. К. действовали не только правосл. церкви, но и католич. костелы (князь восстановил костел в Остроге), кальвинист. и социнианские кирхи, мечети и синагоги. К. К. помогал правосл. братствам , в первую очередь ставропигиальным Львовскому и Виленскому . В 1586 г. по просьбе К. К. и Ф. И. Скумина-Тышкевича кор. Стефан Баторий утвердил устав Львовского братства, в 1592 г. кор. Сигизмунд III издал обширную жалованную грамоту для Львовского братства и мон-ря св. Онуфрия. К. К. ходатайствовал перед королем в связи с жалобой львовских братчиков на притеснения со стороны властей Львова в 1599-1603 гг. В течение неск. лет магнат был посредником между Львовским братством и Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) , способствовал их примирению в июне 1595 г. Киевский воевода содействовал поездкам представителей Львовского братства в Россию за милостыней. В меньшей степени К. К. занимался делами Виленского братства, в 1604 г. он передал имение Словенско под Вильно для строительства новой каменной братской ц. Св. Духа. Князь участвовал в основании церковного братства в принадлежащем ему Тарнополе (1593).

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Игум. Евникию на посту настоятельницы Н. м. м. сменила игум. Стефанида (не позднее 1574 - не ранее 1586). В этот период в обители приняла постриг 3-я жена скончавшегося 19 нояб. 1581 г. после конфликта с отцом царевича Иоанна Иоанновича, Елена Иоанновна (урожд. Шереметева): «...пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). После перерыва в источниках упоминается игум. Евдокия (Чулкова; не позднее 1597-1599), после к-рой мон-рем до 1602 г. управляла келарь Евдокия (Мещерская). В Смутное время настоятельницами Н. м. м. были Домника (Домникея (Близнецова); не позднее окт. 1603-1612) и Мария (Чирикова; 1613-1615). Из приходной книги Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. известно, что в обители в то время проживали 122 монахини, которым полагалась «годовая милостыня» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 91). В приходной книге зафиксирован «приход деньгам… годовые милостыни игуменье и старицам...» за 7110, 7111, 7112 (1601/02, 1602/03 и 1603/04) гг. Составлялись списки с именами игумении, келаря, княгинь и боярынь, больших и меньших «крылошанок», рядовых стариц. За «111-м дьяк Василий Нелюбов привез в монастырь государевых милостынных денег и роздал игуменьи, келарю и старицам по рукам 228 рублев и 15 алтын. Игуменье четыре рубли и восемь алтын четыре денги, келарю да 20-ти боярыням да 24-м крылошанкам большим по 2 рубля и по 8 алтын по 4 деньге старице, да 10-ти крылошанкам по рублю старице. Да рядовым 75-ти старицам по пол-2 рубли старице. А не додал в прежний оклад против прошлого 110-го году 37-ми рублев и 21 алтына» (Там же). По некоторым данным, с 1610 г. в Н. м. м. жили инокиня Марфа (в миру кнж. Мария Владимировна, дочь удельного князя старицкого (с 1566 дмитровского) Владимира Андреевича, вдовствующая королева Ливонии) и инокиня Ольга (Годунова), к-рые в 1611 г. вместе с др. насельницами подверглись ограблению со стороны захвативших обитель казаков И. М. Заруцкого: «...а когда Ивашка Зарудный с товарищами Девичий монастырь взяли, то они церковь божию разорили донага, а других бедных черниц - королеву, дочь князя Владимира Андреевича, Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели. Ограбили донага» ( Соловьёв. История. Т. 8. С. 645). В 1615-1620 гг. в обители была насельницей инокиня Елена (в миру царица Мария Петровна (урожд. кнж. Буйносова-Ростовская Екатерина), вдова царя Василия Иоанновича Шуйского), которой царь Михаил Феодорович отправил 40 соболей на новоселье в Н. м. м.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Преемницей прп. Елены (Девочкиной) стала игум. Евникия (ранее 18 нояб. 1547-1573), настоятельство к-рой выпало в т. ч. и на время опричнины. Во 2-й пол. XVI в. в Н. м. м. приняли постриг множество представительниц видных княжеских и древних боярских фамилий, среди них - инокини Евпраксия (в миру Ульяна Захарьина), Анисия (в миру кнг. Ксения Трубецкая, вдова служилого кн. М. А. Трубецкого); старица Евдокия (в миру кнг. Анна Золотая; † ранее 1571), инокиня Евпраксия (в миру кнг. Евдокия Золотая); соборная старица (не позднее 1571) и келарь (не позднее 1596 - не ранее 1602) Евдокия (в миру кнж. Мещерская; † после 1603/04); старица Евдокия (в миру Шереметева Екатерина, вдова боярина Н. В. Шереметева; † после 1603/04); Евпраксия (в миру кнг. Серебряная), Александра (в миру кнг. Бельская Марфа Ивановна), соборная старица Марфа (в миру кнг. Мещерская), старица Елена (в миру кнг. Мещерская) и др. Особо следует выделить пребывание в Н. м. м. первой насельницы из представительниц правящей династии. 30 апр. 1564 г. в обители приняла постриг вдова младшего брата царя Иоанна IV Васильевича Грозного удельного кн. угличского Юрия Васильевича (1532-1563) кнг. Ульяна (Иулиания) Димитриевна: «...княгини Ульяна произволила ея постричи у Пречистые Одигитрия в Новом девиче монастыре. А до монастыря княгиню Ульяну провожал царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии и царица и великая княгиня Мария и царевич Иван и князь Володимер Ондреевичь; а постриг ея Афонасий митрополит всеа Русии, а с Офонасием митрополитом бысть Пимин архиепископ Великого Новаграда и Пскова со освященным собором, а со царем же и великим князем были все бояре, а наречена бысть во иноцех Александра. И повелъ устроити ей до ее пострижения кельи и удоволи ее государь до живота ее городы и волостьми и селы и всякими многими доходы, да и детей боярских и приказных людей да и дворовых людей всяких еи подавал, которым обиход ее всяко ведати, и на ее обиходы повелел устроити в монастыръ и за монастырем погребы и ледники и поварни особые» (ПСРЛ. Т. 29. С. 334). В летописном тексте особо подчеркивалось, что монашество было избрано великой княгиней добровольно, проводы и пострижение совершены торжественно, в сопровождении крестного хода. Назначенного царем содержания и дворового штата могло с избытком хватить на всю обитель. В приходной книге Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. еще встречаются упоминания о монахинях-устюжанках, составлявших некогда в монастыре двор инокини Александры (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 93). За кнг. Ульяной и после ее пострижения сохранилась вдовья часть (2 города - Кременец и Устюжна-Железнопольская с уездами, волость и неск. сел в различных уездах).

http://pravenc.ru/text/2577819.html

престол священник, согласно ЕВХ 1602, читает три тропаря, тогда как С 1604 (Стрятин) предписывает только один – тропарь Великой пятницы «Благообразный Иосиф...» 116 . С другой стороны, С 1655 следует С 1604 (Стрятин), например, в указаниях о потреблении Св. Даров диаконом, которые более пространны, чем в ЕВХ 1602 117 . Часть материала для никоновского Служебника С 1655 была взята из других источников, в частности, из киевских Служебников 1620 и 1629 гг. Заупокойная ектения на литургии, которая никогда не была частью греческого чина литургии 118 , была позаимствована из киевского издания 1629 г. 119 , а конец текста литургии Иоанна Златоустог о (после отпуста) был скопирован из киевского Служебника 1620 г. 120 Наконец, совсем немного материала перешло в С 1655 из предыдущего издания московского Служебника 1652 г. А.А. Дмитриевский утверждает, что это были некоторые особенности текста В , такие как замечание о пении ирмоса 9-й песни канона утрени в качестве задостойника в Великие четверг и субботу и заключительные указания В 121 . В отношении литургии подготовка С 1655 была первой и решающей фазой богослужебной реформы. В последующие три года (1655–1658) вышло ещё пять изданий Служебника, а в 1667, уже при другом патриархе, ещё одно. Каждое из этих шести изданий выходило с некоторыми изменениями, но они были небольшими 122 . Большинство изменений было сделано в С 1656, на основе, прежде всего, соборного послания, посланного Никону патриархом Константинопольским Паисием I в 1655 г., а также киевских Служебников 1620 и 1629 гг. К примеру, статья о раздроблении Св. Агнца перед причащением в тексте И была значительно расширена. Также, в соответствии с посланием Патриарха Паисия, после причащения мирян были добавлены «Воскресение Христово видевше...» и пасхальные песнопения «Светися, светися, новый Иерусалиме...» и «О Пасха велия...». А в соответствии с вышеупомянутыми киевскими Служебниками диакону во время заамвонной молитвы предписывалось стоять перед иконой Спасителя, приклонив голову и держа орарь по направлению к царским вратам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В трагедии «Борис Годунов» юродивый Николка смело обличает царя Бориса, открыто называет его убийцей младенца царевича Дмитрия. Просьба царя, обращенная к Николке молиться за него, царя, вызывает протест Николки: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит!» – бросает юродивый вослед уходящему царю. Так перекликается оценка «злого дела» царя Бориса, данная летописцем, с нелицемерным людским судом: кровавое преступление царя не прощает даже «заступница теплая мира холодного» – Богородица. Высший суд над цареубийцей вершит Бог: царь Борис умирает внезапно, без покаяния! «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию, навряди, мой милый, – пишет Пушкин Вяземскому. – Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!» (Т. X. С. 189). Характерно, что внезапная смерть Александра I в Таганроге получила народную оценку в песне «Эй, в Таганроге, там случилася беда» и породила легенду о старце Федоре Кузьмиче. Эту легенду в начале XX в. начал обрабатывать Л. Н. Толстой. Не случайно также роман Л. Н. Толстого «Воскресение» завершается встречей Нехлюдова со стариком-юродивым на пароме, а затем в одной из камер ссыльных. В трагедии А.С. Пушкина народ выступает носителем стихии мятежа и пассивности, а также здоровых нравственных начал добродушия и правды. Роль народа – этого «безводного моря» подчеркивают также исторические источники трагедии. В трагедии Пушкин использовал отдельные летописные приемы. Один из них – точная хронологическая датировка сцен трагедии: «Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля)»; «Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)»; «Граница Литовская (1604 года, 16 октября)»; «Равнина близ Новгорода Северского (1604 года, 21 декабря)». Так сохраняется Пушкиным в трагедии летописное хроникальное время. Типично летописным приемом является изложение в трагедии исторических событий словами их очевидцев. Так, угличскую трагедию излагают Пимен и князь Шуйский. О покаянии Грозного и кончине царя Федора Иоанновича рассказывает Пимен; о чудесном прозрении на могилке царевича Дмитрия слепого пастуха повествует патриарх Иов. История изображается Пушкиным в трагедии как своеобразный тип национальной культуры, как тип поведения русских людей и поляков, носителей западной культуры. Примечательными в этом отношении являются сцены, изображающие поведение patera, придворного польского поэта, Марины и воеводы Мнишка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010