Первый известный по имени клирик Н. с. ц., прот. Константин (в источниках - протопоп Костя), был упомянут в связи с его поездкой к валашскому господарю Басарабу III Старому; также он занимался переписыванием рукописей. Во время проведения работ по углублению уровня пола в Н. с. ц. в 1940 г. была обнаружена могильная плита с надписью на слав. языке: «В лето 6984 (1475 г.- Авт.) месяца октября 5 дня преставился раб Божий поп Костя от Брашова. Вечная память» ( Bratulescu. 1952. P. 610). Из местной хроники прот. Василия известны также священники Петру Старый (1484-1499) и его сын Петру, при к-рых была начата и завершена перестройка Н. с. ц. ( Stinghe. 1899. P. 1-2). Свящ. Фома (1540-1566) содействовал началу печатной деятельности при Н. с. ц. диакона Кореси (имя неизв.), неоднократно представлял интересы Брашова при дворе валашского господаря Мирчи V Чобанула, в преклонном возрасте принял постриг с именем Тимофей в валашском мон-ре Рынгачок, завещав все свое имущество Н. с. ц. Его племянник свящ. Добре (1541-1572) в хронике отмечен как «человек образованный». Он неоднократно был послом Брашова ко дворам господарей Валахии и Молдовы (Ibid. P. 3). Прот. Михаил (1578-1604), сын Добре,- один из самых известных священников Н. с. ц. Он осуществил строительство новой, каменной школы при Н. с. ц., преодолев значительное сопротивление властей Брашова. Сохранился его 12-страничный отчет 1598 г. на нем. языке, в к-ром подробно описаны все расходы на строительство школы в 1595-1597 гг. ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Младший сын Михаила, прот. Василий Летописец, окончил школу в Н. с. ц. Неизвестно, где Василий продолжил свое образование, однако в 1604 г. он оставил автограф в рукописи Минеи за июль и авг.- «даскэл Василе» (учитель Василий). Помимо преподавания в школе Н. с. ц. прот. Василий работал писарем и переводчиком в крепости Брашова. На основе местных преданий и архива Н. с. ц. он составил 1-ю летопись церкви - «Хронику протопопа Василия» ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 211).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Если устранять из этих и подобных явлений все естественное, то это значит не только извращать евангельский текст, но и умалять чудесное значение самих евангельских событий. Какая польза для какого-нибудь чуда, если мы будем объяснять его другим чудом? Приобретает ли ясность и делается ли понятным какое-нибудь чудо от подобных объяснений? Чудо – не действие или событие, совершаемое при помощи других чудес, а чудо само по себе. В настоящем случае чудо есть явление Бога во плоти. Природа могла свидетельствовать об этом чуде естественным образом, нисколько не умаляя главного чуда, подобно тому как солнце не получает никакого умаления или увеличения своего блеска, если мы днем гасим или зажигаем в своей комнате лампу. Правда, пришествие в мир Искупителя сопровождалось чудесами, но рядом с ними были и такие явления и события, которые мы вполне можем и должны причислить к разряду естественных и даже ненормально естественных (уродливых, как, например, избиение младенцев) событий. 2. Второе мнение принадлежит знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–1604 гг. соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна планета, светившая в течение некоторого времени. Соединение это было, конечно, только видимое, оптическое, на самом деле планеты были столь же отдалены одна от другой, как и в другое время; только глазу казалось, что они слились или соединились. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет бывает однажды в 800 лет. Если отчислить от 1604 г. 800 и потом еще 800 лет, то окажется, что время соединения планет как раз падает на время Рождества Христова. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и не вполне соответствующей евангельским рассказам (Христос родился незадолго до смерти Ирода в 750 году от основания Рима 3 и определяли год рождения Христа – 749 годом от основания Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, заставы, поставленные под предлогом мора, а в самом деле для перехватывания подозрительных людей с вестями о Димитрии, не помогали. Борис велел двинуться и войскам в Ливны под предлогом нашествия крымцев, но воеводы этого ополчения, Петр Шереметев и Михаила Салтыков, сказали Хрущеву (посланному на Дон уговаривать козаков), «что трудно против природного государя воевать». В Москве были схвачены Василий Смирнов и Меньшой Булгаков за то, что на пиру пили здоровье Димитрия, а между тем в народе шли разговоры о странных явлениях, предвещавших что-то удивительное: на небе по ночам сражались друг с другом огненные полчища, являлось по два месяца, по три солнца; неслыханные бури сносили верхи башен и кресты с церквей, у людей и животных рождались уроды; птица и рыба, приготовленные для стола, теряли свой настоящий вкус; собака пожрала другую собаку, волк – волка; волки ходили огромными стаями и выли страшным образом; лисицы среди белого дня бегали по Москве; летом 1604 года показалась яркая комета; Борис призвал старика астролога, которого выписал из Лифляндии, и велел дьяку Афанасию Власьеву спросить у него, что это значит? Астролог отвечал, что господь Бог этими новыми звездами и кометами остерегает государей: пусть и царь теперь остережется и внимательно смотрит за теми, кому доверяет, пусть велит крепко беречь границы от чужеземных гостей. В октябре 1604 года Лжедимитрий вошел в области Московского государства. Жители первого пограничного города, Моравска, узнав, что идет царь с польским войском, стали волноваться и больше из страха, чем по доброй воле, отправили к Димитрию послов с покорностию и присягнули ему. Козаки, которые всегда шли вперед главного войска, приблизились к Чернигову и были встречены выстрелами, но потом, узнавши, что Моравск сдался, черниговцы вступили в переговоры и связали воеводу, не хотевшего сдаваться царевичу. Несмотря на то, козаки до прихода главного войска бросились на посад и выграбили его. Димитрий послал сказать им, чтоб отдали добычу: иначе он поведет против них рыцарство; козаки долго ругались и отговаривались, однако принуждены были возвратить добычу, хотя и не всю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Софью, стяжанием святого владыки», – по его завещанию. 224 Уже во время Поликарпа, в начале XIII в., чтили память преп. Никиты в числе святых. Но мощи святителя открыты были только в 1553 году. 225 Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул на веки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица – штофные кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевой опушкой. 226 Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего все сверхестественное – и благодать Божью и все чудеса христианства. По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до 10 больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя, преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него. 227 Слава Отцу, и Сыну, и св. Духу. Аминь. 1 Описание киев. лавры стр. 201. К. 1847. Ркп. святцы: «преп. Исаия (мая 15) и Сильвестр». 2 Жизнь прав. Иулиании описана сыном ее Каллистратом Осорьиным, который в 1640 г. был губным старостой; он приводит Бога в свидетели, что писал правду, и предоставляет поверить слова его распросами соседей, лично знавших жизнь Иулиании. Это описание у Царского 129, 136, у Толстого с описанием чудес 2. 303. В переводе русской это житие, за исключением немногого, напеч. в русском вестнике 1858 г. 19. Подлинная повесть, но без описания чудес, изд. в памят. стар. рус. литер. 1, 63–67. 3 «Егда приближися ее честное преставление: и разболеся декаб. 26 дня и лежа 6 дней». Поэтому, кончина на 7 день после 26 дек., последовала 2 января. И однако, в печатном издании поставлено: «января в 4 д.», последнее – ошибка писца. В ркп. святцах: «св. правед. Юлиания, яже бысть в с. Лазаревском, новая чудотворица, преставися в л. 7112 (1604) м. января во 2-й день». Осорьин: «погребоша у церкви праведного Лазаря, подле мужа ее, в с. Лазареве, за четыре версты от града, в л. 7112 (1604) янв. в 10 д.». Служба правед. Иулиании у Толстого III, 68 (25).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память прав. Иулиании отмечается 21 дек./3 янв., а обретение ее мощей 2/15 июня. Иулиания Лазаревская (ск. 2.01.1604), Муромская святая из дворян. Мощи ее обретены в 1614–15. Житие святой написано ее сыном Д. Ю. Осорьиным. Мощи святой покоятся в Николонабережном храме г. Мурома. Подвиг жизни св. прав. Иулиании – подвиг милосердия. В голодные годы (1601–02) святая распродала для голодных весь скот, все имущество и дошла сама до последней нищеты. Тогда ей пришлось переселиться в свою Нижегородскую вотчину, где голод менее свирепствовал, и отпустить на волю своих слуг, которых нечем было кормить. Некоторые из них остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых святая пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих – их в то время было «без числа». Скончалась праведная 2 янв. 1604. Прощавшиеся с ней видели над ее головой золотой круг, «якоже на иконах пишется». Когда через 9 лет хоронили ее сына Георгия у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее полной мира. Сын ее Калистрат Дружина, рассказывающий об этом, не мог убедиться в полном нетлении тела: «От ужасти не см яхом досмотрети, только ви дехом нозе ее и бедры целы суща». Этим миром, а когда оно исчерпалось, то перстью из гроба мазались больные и получали облегчение. Ичеги Грубые высокие сапоги, бахилы, подвязывавшиеся под коленом, поверх которых надевались кеньги или коты, были распространены в Сибири. Июль Седьмой месяц в году, древнерусское название – «липец», цветение липы. Русские крестьяне называли этот месяц макушкой лета, т. к. он считался последним летним месяцем, или еще страдником – от страдных летних работ, грозником – от сильных гроз; говорили: «Месяц июль страдник (от страды при жниве). В нем хоть разденься – легче нет. Макушка лета. Плясала б бабка, да макушка лета настала». Основные народные приметы этого месяца, по В. И. Далю, были таковы: 1. Св. мчч., чудотворцев и бессрр. Космы и Дамиана (см.: Кузьминки летние). Кузьмы и Демьяны пришли – на покос пошли; 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1604), по образу нерасторжимого супружеского союза Христа и Церкви (ср.: CFlor. Exsultate Deo// Denzinger. Enchiridion. N 1327; Arcanum divinae sapientiae (an. 1880): [Энциклика папы Льва XIII]//Ibid. N 3146; Casti connubii//Ibid. N 3712; CVatII. GS. 48; Ibid. LG. 11; ККЦ. 1604, 1617). Будучи установленным Творцом и «обновителем природы» Христом (см.: Casti connubii// Denzinger. Enchiridion. N 3700; CVatII. GS. 48; ККЦ. 1603), Брак непосредственно введен Богом как в порядок творения, так и в домостроительство спасения (см.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 387, 389) и получил фундаментальное религ. предназначение: «Союз супругов включается в союз Бога с людьми» (ККЦ. 1639). Он становится сакраментальным источником и инструментом святости (см.: Familiaris consortio. 56 (an. 1981): [Апостольское воззвание папы Иоанна Павла II]//AAS. 1982. Vol. 74. P. 148), средством обретения благодатной помощи в борьбе с грехом и эгоизмом на пути к Царствию Божию и жизни вечной (см.: ККЦ. 1608-1609, 1615, 1661). На этом основании его расторжение, являющееся в последнее время предметом дискуссий в К. (см., напр.: Für eine neue kirchliche Eheordnung: Ein Alternativentwurf/Hrsg. P. J. M. Huizing. Düsseldorf, 1975; Nocke. Spezielle Sakramentenlehre. 2002. S. 374-375), с догматической т. зр. не представляется возможным, так как «развод (divortium) есть оскорбление (iniuriam) Завета Спасения, знамением которого является таинство Брака» (ККЦ. 2384). Поэтому церковная форма заключения брачного согласия важна не только ввиду общественного значения и признания Брака, но и как подлинное выражение его христианского содержания и глубокого сотериологического смысла (ср.: ККЦ. 1631), как «возвещение того, что отныне брак будет действенным знамением присутствия Христа» (ККЦ. 1613; ср.: CVatII. GS. 48, 50). Именно благодать, заслуженная Страстями Христа, совершенствует Брак (см.: CTrident. Doctrina de sacramento matrimonii// Denzinger. Enchiridion. N 1799; Arcanum divinae sapientiae//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

р.» часто встречается в греч. иконописи (икона XV в. из Византийского музея Афин, образы письма иером. Даниила (XVI-XVII вв., Великая Лавра св. Афанасия на Афоне) и Г. Клонцаса (кон. XVI в., Музей греческого искусства, Венеция; 1604, мон-рь вмц. Екатерины на Синае); иконы XVI-XVII вв. из мон-рей Дионисиат на Афоне и Лесновского; икона критского мастера Т. Пулакиса (1670-1690, музей-ризница мон-ря ап. Иоанна Богослова, Патмос)). В монументальных циклах композиция представлена на территории совр. Румынии (росписи в храме Успения Богородицы мон-ря Хумор работы мастера Фомы из Сучавы, 1535; в Благовещенской ц. мон-ря Молдовица, 1532-1537; в ц. в честь Вознесения Господня мон-ря Сучевица (1596)), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Пива в Черногории (1604-1606) и храма мон-ря Грачаница работы серб. мастеров Андрея и Лонгина (1570) (см.: Геров. 1995). Лит.: Grabar A. L " expansion de la peinture russe au XVIe et XVI 1-е siècles//SK. 1940. T. 11. P. 65-93; Лазарев В. Н. Снетогорские росписи// Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 150-178; Velmans T. Une illustration inédite de l " Akathiste et l " iconographie des hymnes liturgiques à Byzance//Cah. Arch. 1972. T. 22. P. 152-161; Дувакина Е. В. Проблемы иконографии «О Тебе радуется» в связи с росписью собора Ферапонтова мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 1985. Вып. 1. С. 187-199; Геров Г. «О Тебе радуется» в балканската живопис XV-XVIII вв.//ДРИ. СПб., 1995. Вып.: Балканы, Русь. С. 220-228; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екат., 1998. Кат. 340. С. 83, 201; Нерсесян Л. В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О тебе радуется»//ДРИ. СПб., 1999. Вып.: Византия и Др. Русь. С. 380-397; он же. Икона «О Тебе радуется» кон. XVI в. из Ухтострова: Особенности иконографии//Иконы рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 162-169; Васильева А. В. Композиция «О Тебе радуется» в литург. контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). §259. С.463-467. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64//Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. - Изд. 3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: " si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes... " [ " если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы... " ]. (In definit. Fidei [В " Определении веры " ]). 4. См. нашего Православно-догматического богословия §226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание... Ответ 66//Догматические послания... С.50. - Изд. 6. Православное исповедание... Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18//Догматические послания... С.48-49,182-183. - Изд. 7. Cursus Theologiae completus. T.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со времени своего примирения Гедеон и братство действовали уже согласно на пользу православной Церкви. Мы видели, что еще в 1597 г. Александрийский патриарх Мелетий, правивший и Цареградским патриархатом, давал Гедеону совет завести училища при архиерейских кафедрах, особенно Львовской, и Гедеон только теперь решился исполнить этот патриарший совет и основал на своей родине, местечке Стрятине, вместе с племянником своим Федором Юрьевичем Балабаном гимназию и типографию, из которой в 1604 г. вышла первая книга Служебник. В предисловии к ней Гедеон, именуя себя «эксархом трону Константинопольскаго», также «эксархом Вселенскаго престола», извещал, что доселе удерживался от исполнения совета патриарха Мелетия своею болезнию и что теперь, осуществив этот совет, вместе с племянником своим «от своих имений отеческих» он выпустил для православных из своей типографии первую священную книгу — Литургию, а потом, если Бог продолжит жизнь, не замедлит выпустить одну за другою и прочие богослужебные книги, и не только богослужебные, но и книги учителей церковных. Братство Львовское в 1603 г. имело радость приобресть себе нового члена, впоследствии прославившегося особенною ревностию о православии, земли Волынской Лаврентия Древинского, который обязался вносить на братство и его школу по четырнадцати колод жита из двух своих имений. В следующем году то же братство определило в свою школу нового ректора и вместе учителя языков греческого и латинского Ивана (впоследствии Иова) Борецкого, бывшего в ней прежде учеником, и назначило ему жалованья по десяти злотых в три месяца, а для преподавания славянского языка и управления хором певчих определило учителя Федора Сидоровича с жалованьем по пяти злотых в три месяца . Но в этом же 1604 г. Гедеону и братству пришлось испытать большую тревогу. В мае месяце, когда Гедеона не было во Львове, туда внезапно приехал Ипатий Потей, чтобы лично завладеть и епископскою резиденциею, и соборною Георгиевскою церковию. В городе произошло необычайное смятение.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010