Это бессознательная опаска. Требуется определённая смелость, чтобы «принять сторону» новомучеников; а боюсь, что всех смелых уже посадили, убили. Вот я говорила уже, что мы были в Италии, в монастыре Бозы, который занимается православной традицией. Там выступали наши церковные деятели. И итальянцы — те, кто интересуется православием, знают его — спрашивали: «вот мы так любим ваших новомучеников — а в России приняли ли это наследство или нет?». И наши не знали, что сказать. Итальянцы спрашивают: «Были ли у новомучеников преемники?». И я рассказывала, что в 70–е годы началось религиозное возрождение, но это были новые группы, которые не сомкнулись с новомучениками. Значит, это был перерыв традиции, говорили католики. И действительно, произошел перерыв традиции. И. П. Но, я считаю, учитывая как раз этот разрыв традиции, Церковь обязана об этом говорить, проповедовать и напоминать неустанно именно о подвиге новомучеников, как она неустанно напоминает, что апостол Лука написал 70 икон Божьей Матери. Последнее, может быть, есть смысл отставить на второй план, а учить паству исторической ответственности, евангельской правде и нравственности и человеколюбию, потому что это важнее. О. А. Конечно, мы не можем измерить долготерпение Божие, но человеческого терпения явно уже не хватает. Когда восхваляют Сталина, уничтожившего православие, как православного вождя, то это вызывает по меньшей мере недоумение. Ю. Б. В чем вы тогда видите возможность если даже не возрождения, но зарождения этой маленькой живой ниточки связи с новомучениками? Или на данном этапе это невозможно? И. П. Пока, судя по всему, увы, невозможно. Только, как я уже сказал, на частном, личностном уровне. Я думаю, что, по библейской логике, нашу страну и вместе с ней Церковь ждут большие потрясения. Это, может быть, послужит очередным толчком к возрождению, и тогда вспомнятся новомученники. А пока у нас так называемая стабильность, боюсь, ничего не сдвинется. Ю. Б. Подведём итог. Какие задачи, стоящие и перед Церковью, и перед культурой, вам кажутся сегодня самыми «животрепещущими»? И. П. Сегодняшняя российская жизнь, государство и общество, имеют (и мы уже касались этой темы) своей главной, ключевой, коренной и всеобъемлющей характеристикой принципиальное и абсолютное нечеловеколюбие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

И учреждение это, существовавшее целых тридцать пять лет, действительно, уничтожено по соборному определению российских «боголюбивых» епископов. Кто же и как будет управлять теперь делами, подлежавшими ведению Духовного Совета? Управление ими сосредоточено будет в руках московского архиепископа, при котором будет состоять канцелярия для делопроизводства и письмоводства: правителем этой канцелярии, по слухам, назначен будет диакон Богатенков, очень способный к такого рода занятиям и вообще один из разумных старообрядцев. Для рассмотрения же наиболее важных дел постановлено собирать ежегодно соборы епископов, как того требуют и церковные правила. Право приглашать епископов на собор предоставлено московскому архиепископу и соборные занятия признано желательным производить в самой Москве, если же к тому встретятся препятствия, то в Нижнем. Вообще, с назначением нового московского архиепископа ожидается не малое оживление в расколе. Особенно это, уже начавшееся восстановление соборов у раскольников достойно внимания. Приснопамятный митрополит Филарет, когда при нем только-что начинались в Москве раскольнические соборы, горько жаловался, что раскольникам дается такая привилегия, какой не имеют и православные епископы, которым не дано права собраться вместе для обсуждения насущных церковных вопросов, и выражал эти свои жалобы в представлениях высшему правительству. Наступил потом довольно значительный по времени перерыв, когда у раскольников не собирались соборы, перерыв, вынужденный не боязнью пред правительством, а совсем другими соображениями, и вот теперь снова начинаются соборы раскольнических архиереев, и в таком количестве участников, какого прежде не бывало! И снова приходят на память эти горькие жалобы в бозе почившого архипастыря на привилегированное положение раскола в Москве, и вообще в России, вспоминаются его авторитетные настойчивые ходатайства пред правительством не вредить православной церкви покровительством расколу. 7. Два владыки: Швецов, и Картушин. Два газетчика: Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Вообще говоря, трапез две. Как вы знаете, день не делится на восемь равных частей, по одной на каждую службу – службы группируются. Будем сейчас говорить не о всенощной, которая по идее должна длиться всю ночь, а о будничной службе, которая бывает в монастырях или больших приходах, где ежедневно совершается богослужение. И в дни вне поста службы традиционно группируются следующим образом: утреня, которая в монастырях предваряется полунощницей, первый час, потом совершается некоторый перерыв (я сейчас в основном апеллирую к монастырской жизни, где утреня или полунощница могут быть или рано утром, или, от слова «полунощница», в полночь). В следующий раз собираются в церковь, допустим, в семь часов утра и служат третий час, шестой час, затем или литургия, если она в этот день совершается, или так называемая обедница, которая ее заменяет. И после этого во время вне поста совершается первая трапеза. После этой трапезы перерыв, люди или отдыхают, или работают на послушаниях. Дальше начинается девятый час, вечерня (это бывает ранним вечером), а после этого вторая трапеза. И наконец, обычно по кельям в монастырях, бывает повечерие и т. д. В обычных приходских церквях ни повечерие, ни полунощница, как правило, не совершаются. Но суть в том, что день ритмизуется именно таким образом. Из того, что я сказал, следует, что полагается две трапезы в день. А что касается седмичных дней Великого поста, то для них структурирование другое. С утра совершается утреня, потом первый час, третий час, шестой час, девятый час (в седмичные дни Великого поста литургии не бывает, ее заменяет обедница или изобразительны), затем следует вечерня. И после этого совершается единственная трапеза. По уставу в дни вне поста пища вкушается два раза в день, а в постное время – один раз в день. А вечером уже читается повечерие. Соответственно, по-разному структурируется богослужение. Это первое отличие структуры богослужений в дни Великого поста и в остальные дни, в том числе в субботы и воскресенья Великого поста.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

До этого дня, т. е. до пятка пред Сыропустной субботой, перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости от Месячной Минеи, напр., в 1900 г. перерыв был в принадлежащем 1899 г. 5 столпе, начиная со вторника 1 гласа и кончая средой 2 гласа, т. е. с 1 по 9 февраля, за исключением воскресенья 6 февраля, в которое Октоих пелся; в этот перерыв, взамен песнопений Октоиха, пелись песнопения Минеи Месячной, так как 2 февраля был праздник Сретения Господня, 1-го – его предпразднство, 3–9-го – попразднство. С субботы же Сыропустной перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости не только от Минеи (в этот период времени, напр., часто бывает двунадесятый праздник Благовещения, проследование которого находится в Месячной Минее), но и Триоди Постной, – и главным образом от нее. Как ясно из предыдущего, в сей последний период времени, т. е. именно после Сыропустной субботы, Октоих поется только 9 раз 3 , а именно – в Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресенья) Великого поста и в субботы 2, 3 и 4 того же поста, в последние, притом, только тогда, когда не случится праздник. Вследствиё этого, напр., в 1900 г. после 18 февраля, в которое пелось проследование пятка 3 гласа по 5 столпу, пелись еще только последования, недели 4 гласа (в неделю Сыропустную 20 февраля), недели 5 гласа (в воскресение 1 нед. поста 27 февраля), субботы того же гласа (в субботу 2 седмицы поста 4 марта), недели 6 гласа (в воскресенье 2 недели 5 марта), субботы того же гласа (в субботу 3 седм. поста 11 марта), недели 7 гласа (в воскресенье 3 нед. 12 марта), субботы того же гласа (в субб. 4 седм. 18 марта), недели 8 гласа (в воскресенье 4 нед. 19 марта), недели 1 гласа по 6 и последнему столпу (в воскресенье 5 нед. 26 марта). Необходимо, впрочем, заметить, что при указанных перерывах употребления Октоиха не всегда и не все его песнопения исключаются из богослужения. Это в особенности надобно сказать о песнопениях, пеемых на «И ныне» 4 . Песнопения на «И ныне» во дни полиелейных святых (см., напр., 6 октября) и святых, имущих бдение и обозначенных в Типиконе знаком красного креста в полукруге (см., напр., 26 сент.), а равно и в субботу Сыропустную и 1-ю Великого поста состоят большею частью из богородичных, взятых из Октоиха; такие богородичны встречаются иногда даже во дни великих святых, обозначенных знаком красного креста в полном круге (см., напр., 24 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Всё очень актуально для нашего времени. Ничего с древних времен не изменилось: толкучка и неблагоговейная обстановка в храме перед Причастием. Всё время в перерыв после " Святая святым " и началом Причастия складывается в храмах праздная обстановка: в нашем храме все ломятся за просфорами в этот момент, сразу поднимается шум и гомон. В ином храме этот перерыв длится по полчаса и заполняется не церковными, а просто духовными песнопениями и нетерпеливым ожиданием выхода священника с Чашей. Вот только что было молчаливое, сосредоточенное, молитвенное Богослужение, и, казалось бы, перед Причастием следовало бы особенно погрузиться в молитву и тишину, но как раз в этот промежуток всё рассеивается, приходишь в праздное состояние, и требует основательных усилий сохранить в себе хоть частичку молитвенного состояния (для этого, кстати, некоторые заново перечитывают молитвы к Причастию в храме - чтобы сохранить ум в предстоящем Таинстве, в покаянном чувстве - а не из-за того, что дома не прочитали). Очень нам не хватает сегодня Иоаннов Златоустов, беспокоящихся об обстановке в храмах перед Причастием, заботящихся о том, чтобы прихожане благоговейно приступали к Чаше. Получается, настоятели считают эту праздность и толчею, шум и гомон в храме перед Причастием - нормой... Нужно не бояться говорить с людьми. Анна 16 сентября 2013, 18:33 Согласна с Димитрием. Спасибо за статью! диакон Пётр 16 сентября 2013, 13:32 Очень интересная статья, о. Михаил, ждем от Вас новых статей Александр 16 сентября 2013, 13:28 Всё же проблема занять чем-то время на литургии во время причастия священнослужителей, иногда довольно долгое, существует. Иногда в храме читают канон ко причастию, но всё равно шум стоит немалый. Вот бы и подумать, как заполнить эту нишу с пользой для прихожан. протоиерей Александр 16 сентября 2013, 12:33 Спаси Господи ! Вера 16 сентября 2013, 11:50 Спаси Бог! Очень познавательно! Жду продолжения! Димитрий 16 сентября 2013, 11:44 Какая замечательная и актуальная работа! Очень хотелось бы увидеть подобный анализ и на утреннее и вечернее правило для мирян. Об истории их установления информации найти не пока удается.

http://pravoslavie.ru/64129.html

Употребление Триоди Постной, как и употребление Октоиха, по указаниям Типикона (см. Зрячую Пасхалию), начинается в одни годы ранее, в другие позднее, в зависимости от времени Пасхи, и именно в срок от 11 января до 15-го февраля. В этих числах в разные годы бывает неделя Мытаря и Фарисея, в которую в первый раз и поются песнопения Триоди Постной вместе с песнопениями Октоиха, поемыми на очередной глас, что и обозначается в Зрячей Пасхалии словами: «Триодь начинается тогда-то». Потом бывает перерыв. Снова и во второй раз Триодь Постная поется в неделю Блудного и также с песнопениями рядового гласа Октоиха. Затем опять бывает перерыв. В Мясопустную субботу, если не случится Сретение Господне или храмовой праздник, в третий раз поется Триодь Постная. После этого дня перерывов более не бывает, хотя количество песнопений сильно сокращается в том случае, если в седмичные дни Сырной седмицы будут праздники Сретения Господня или храмовый 6 . Оканчивается же пение Триоди Постной в Великую субботу. При этом, в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную, Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5. Великого поста, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Сырной седмицы, в субботы Мясопустную, 2-й, 3-й и 4-й седм., накануне понедельников шести седмиц и накануне субботы 1-й седмицы Великого поста, она поется вместе с Октоихом; во все же остальное время без него, хотя, как выше сказано, некоторые немногие его песнопения, пере печатанный в других книгах, поются по сим последним. Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Обыкновенно в сложных многодневных процессах по окончании судебного следствия объявляется перерыв на 1–2 дня. Это дает возможность сторонам «собраться с мыслями». В данном случае перерыв был необходим тем более. Ведь окончание предварительного следствия и предание суду происходили с молниеносной быстротой. Защитники не имели возможности заблаговременно ознакомиться с делом. 29 июня – Трибунал объявил, что к прениям сторон приступит... через 2 часа. С юридической точки зрения вся суть поединка между обвинением и защитой на этом процессе заключается в вопросе о наличии «контрреволюционного сообщества». При утвердительном ответе – смертный приговор для основных подсудимых неминуем. Но это в теории. По существу же приговор предрешен, и все это понимают. Первый обвинитель выходит из затруднительного положения, объявляя преступной организацией всю Православную Церковь . В этой речи нет ни слова о митрополите, ни об изъятии церковных ценностей в Петрограде. Спохватившись, заканчивает: «Митрополит достаточно обличается тем, что он, во-первых – митрополит, и, во-вторых, тем, что он не протестовал против постановлений Карловацкого собора, а значит солидарен с ними». Слово переходит к главному обвинителю. Вспоминает очевидец: «В течение почти 3 часов обвинитель с яростью выкрикивал отдельные слова и обрывки предложений. Единственное, что можно было понять – это то, что он требует ... «16 голов». Из дневника отца Николая Чукова: этот московский гастролер ругался, кричал, стучал, грозил; в конце концов охрип. Кажется, натащил все ругательства; и лжецами, и обманщиками величал, и трусами... разобрав Патриарха, митрополита, Новицкого, Ковшарова, Шеина, Огнева, Чельцова, меня, Богоявленского, Карабинова, Зенкевича, преосвященного Венедикта, Петровского, Бычкова, Бенешевича, Парийского и Елачича требовал по всем 16 человекам высшей меры наказания. Половина зала аплодировала...» Аплодирует специальная публика, подкрепленная несколькими сотнями красноармейцев и занявшая хоры. Обвинитель несколько раз повторяет тот же рефрен «о головах» – и всякий раз, как по команде, раздаются аплодисменты. К концу 3-х часовой речи это упражнение, видимо, надоедает и им. Обвинитель заканчивает при гробовом молчании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И первый вывод отсюда: перерыв священства в Никонианской церкви, прекращение тайнодействий, оскудение благодати. Но перерыв священства у Никониан означал тем самым и прекращение священства вообще, и в самом расколе. И неоткуда было «восстановить» оскудевшую благодать. «Бегствующее священство» не было решением вопроса, а принятием «беглых попов» нового поставления предполагалось признание действительного и неиссякшего священства и у Никониан. О священстве в расколе очень рано начинается разногласие и спор. Сравнительно скоро расходятся и разделяются «поповцы» и «беспоповцы». Но магистраль раскола только в беспоповстве. Не так показательны компромиссы и уступки. До конца последовательным был только вывод беспоповцев… С настатием Антихриста священство и вовсе прекращается, благодать уходит из мира, и Церковь на земле вступает в новый образ бытия, в «бессвященнословное» состояние, без тайн и священства. Это не было отрицанием священства. Это был эсхатологический диагноз, признание мистического факта или катастрофы: священство иссякло… Этот вывод был принят не всеми. И степень наступившей безблагодатности рассчитывали по разному. Крестить (и «перекрещивать», или «исправлять») могут по нужде ведь и миряне. Однако, значимо ли и полно ли крещение без мира ?.. Евхаристия во всяком случае невозможна: «по богословским числам, по исполнении 666 лет, жрение и жертва возмется…» Но вряд ли возможна и исповедь, — осторожнее ограничиваться взаимным прощением, ибо некому давать разрешение… Особенно страстные споры вспыхивают о браке. Возможен ли еще брак, как «тайна?…» И возможны ли вообще чистый брак и нескверное ложе вне священнического благословения?… Да и подабает ли брачиться в эти страшные дни Антихриста, когда надлежит стать скорее с мудрыми девами?!. В «бракоборном» решении была своя смелость и последовательность. Возникал и общий вопрос: как править службу без священников. И дозволительно ли по нужде совершать или довершать некоторые тайны простецам и чернцам, неставленным… Как подобает поступить. Хранить нетронутым и неизменным древний чин и обряд, и править службу неставленным мирянам, по силе некоего «духовного» священства. Или вернее покориться, и примириться с тем, что взята благодать…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

О первом периоде известно очень мало, а о втором очень много, но по своему значению первый период не менее велик, чем второй, как по существу происшедших событий – создания бессмертного Адама и спасения семьи праведного Ноя при гибели всего человечества во время Потопа, – так и по величию самих избранников Божиих, Его собеседников, из коих один – Энох даже живым был взят на небо. Из 24 имен первых людей на земле Первоначальной Ветхозаветной Церкви 8 причислены Святой Христовой Церковью к лику избранных святых. Можно полагать, что и не причисленные Св. Церковью к лику – люди праведные. По Промыслу Божию Ной стал отцом всего нового человечества. Только он с женой, сыновьями и их женами должны были войти в Ковчег тогда, как все прочие люди погибли. Ной женился, когда ему было 500 лет, а через 100 лет на землю пришел Потоп. Если бы Ной женился не в таком возрасте, то во время Потопа погибли бы и его отец Ламех, и его дед Мафусаил, которые умерли за несколько лет до Потопа, а внуки родились уже после Потопа. Другие, не причисленные к лику святых, великие праотцы были близкими (родными) святых: Иаред был отец св. небожителя Эноха, Каинан – сын св. Эноха, а Малелеил – внук его. Как после жизнеописания Авраама, Исаака и Иакова наступает перерыв в библейском повествовании до времени Моисея, так и в повествовании о жизни Ноя и его сыновей наступает перерыв до времени последних представителей этого периода – царя-первосвященника Мелхиседека и родоначальника нового периода – праотца Авраама. Настоящий труд посвящен описанию первого периода Ветхозаветной Церкви. По данным новейших археологических раскопок и исследований мы проследим далекое прошлое первого человечества и увидим Домостроительство Божие, открытое Боговидцу Моисею первоначальной Ветхозаветной Церковью, праведников которой Христова Церковь включила в число избранных святых. См. об этом в моем труде «Шесть дней творения в свете современных геологических знаний». 1948 г Жизнь на Земле до Потопа Несоизмеримые с прошлым великие открытия были сделаны в середине нашего столетия во многих областях науки. Эти открытия совершенно изменили наше познание о мире и об истории человечества. Не философски, а практически был доказан переход материи в энергию (распадение атома). В познании материального мира был устранен миф о вечности материи. Оказалось, что Вселенная имела свое начало, хотя многие миллионы лет существования земли и миллионы лет существования звездных миров есть подобие вечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Я выразился, что он болел чутъем. Куда идти, что делать, чтобы излечить, оздоровить жизнь от тех язв, которыми так запружена жизнь. Я вспоминаю эпизод, который был рассказан Каблуковым. Когда профессор Булгаков делал свой доклад, где он призывал духовенство сплотиться в боевую рать, Михаил Семенов наэлектризовано заявил: «Я только что сдал в редакцию статью, совершенно такую же, как Ваш доклад, С Н , но когда я вслушался в Ваш доклад, в речь свою, но сказанную другим человеком, мне стало страшно себя и я отрекаюсь от своих слов. Передо мною встал Христос, и я чувствую, что я не со Христом». Вот потому я и выражаюсь, что он болел чутьем. Он себя спрашивал, со Христом ли он. Говоря о прокаженной земле, говоря о светлом будущем человечества, веруя это светлое будущее человечества, мистически, молитвенно, Михаил Семенов достойнейшим образом записал себя в достойные представители этого светлого будущего человечества. Я кончу свою краткую речь лишь простой формулировкой: «Михаил Семенов – борец с проказами и гнойностью земли помер от гнойного заражения всего организма. Михаил Семенов – вдохновенный пророк наших дней – Михаил Семенов был крестоносцем и этим крестоносцем он завершил свою жизнь, как подзаборный и бездомный бродяга нашей русской жизни». Председатель Нам сейчас было бы весьма желательно выслушать спокойное слово владыки Иннокентия 309 , рукополагавшего еп. Михаила. Но аудитория сейчас несколько утомлена и, может быть, желательно сделать перерыв. Тогда только на 10 минут, причем гг. действительных членов я просил бы не забыть подать свои баллотировочные листки. Перерыв. Мы продолжим наше заседание, и слово сейчас будет принадлежать владыке Нижегородскому старообрядческому Иннокентию. Вл Иннокентий До 1906 г. я архимандрита Михаила, профессора Петербургской духовной академии, знал только по его сочинениям и по газетным отзывам, и только в 1906 г. летом он приезжал в Н. Новгород, где читал две лекции: одну против Ренана, а другую о социализме. На лекции о социализме присутствовал и я, так как лекция эта была публичная.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010