Делос в 314 г. освободился от власти Афин и принял демократическую конституцию. В течение «периода независимости» (314-166) Делос находился в сфере влияния птолемеевского Египта и был центром конфедерации островных гос-в. В 166 г. римляне вновь передали Делос под власть Афин, объявив его свободным портом, после чего начался период беспримерного процветания Делоса. Остров стал крупным невольничьим рынком: иногда за день на Делос привозили и продавали до 10 тыс. рабов ( Smrabo. Geographia. X 5. 4). Год от года развивались торговля и банковское дело, строились причалы, порты и доки. Процветание закончилось в 88 г., когда остров был захвачен и разграблен флотом понтийского царя Митридата VI Евпатора и 20 тыс. делосцев было истреблено. Существование отдельных греч. полисов в рамках Македонской монархии порождало в гражданах чувство абсолютного бессилия перед лицом деспотизма. Выход был найден в создании на договорной основе полисных федераций. В нач. III в. большого влияния добился Этолийский союз (сформирован в кон. IV в.), в состав к-рого к кон. III в. вошли почти вся Ср. Греция (кроме Аттики, подчиненной Македонии), Элида и Мессения, а также нек-рые острова Эгейского м. Это была мощная федерация с сильной центральной властью. Этолийцы отстояли Дельфы от нашествия кельтов (279), возглавили Дельфийскую амфиктионию. Одни полисы присоединились к союзу добровольно, другие были завоеваны (все они были равноправны и сохр. автономию). Этолийский союз занимал неизменно враждебную позицию по отношению к Македонии и поддерживал демократические элементы в др. греч. гос-вах. В 280 г. возник Ахейский союз, членами к-рого вскоре стали Коринф, Сикион и Мегара. Блестящий период в истории этого объединения связан с именем Арата, в 245-213 гг. фактически руководившего союзом. К 230 г. Ахейский союз насчитывал ок. 60 полисов и охватывал значительную часть Пелопоннеса. Политически постепенно Ахейский союз все более сближался с Македонией. Аттал I. Ок. 200 г. до Р. Х. (Гос. музеи Берлина, Пергамский музей)

http://pravenc.ru/text/180431.html

18), т. к. ему равняется сумма числового значения букв, составляющих словосочетание «Нерон кесарь» при написании его евр. буквами. Анализ свидетельств о современной автору книги исторической обстановке не позволяет с уверенностью принять ту или иную датировку И. Б. О. Массовые гонения на христиан, повлекшие за собой многочисленные случаи мученичества, безусловно имели место при Нероне, и их отражение в И. Б. О. могло бы свидетельствовать в пользу ранней датировки. Однако ничто не заставляет видеть в И. Б. О. мгновенный отклик на только что произошедшие гонения Нерона. Эти гонения, несомненно, оставили глубокий след в памяти христиан и даже через неск. десятилетий могли восприниматься как прообраз любых гонений, а сам Нерон рассматривался как классический тип богоборца и гонителя Церкви. При этом, однако, важно учитывать, что исторические источники ограничивают нероновские гонения только пределами Рима. В какой мере они могли распространиться на М. Азию, с достоверностью утверждать невозможно. Имп. культ оформляется с самого начала рим. принципата и прочно укореняется в М. Азии ( Price. 1984; Hemer. 1986; Friesen. 1993; Idem. 2001). Отказ от участия в нем мог стать причиной гонений на христиан как при Нероне и его ближайших преемниках, так и при Домициане. Вопрос об усилении имп. культа при Домициане остается предметом дискуссии ( Thompson L. 1990; Jones. 1992; Parker. 2001). В любом случае, хотя наличие массовых гонений при Домициане историческими источниками не подтверждается, христиане и при этом императоре могли подвергаться бытовым притеснениям и самосуду со стороны языческого населения, а также гонениям со стороны местных властей ( Biguzzi. 1998; Idem. 2004). Легенда о возвращающемся Нероне могла появиться очень скоро после смерти этого императора - по крайней мере 1-й в ряду 3 известных самозванцев, выдававших себя за Нерона, появился уже в 69 г. ( Tac. Hist. 2. 8). В И. Б. О., однако, эта легенда уже получила заметную богословскую разработку, и это скорее соответствует поздней датировке ( Bauckham. The Climax of Prophecy. 1993. P. 384-452). В пользу возникновения И. Б. О. в кон. I в. может говорить и употребление применительно к Риму именования «Вавилон», т. к. оно представляется более уместным после взятия римлянами Иерусалима в 70 г.- события, прообразом к-рого может считаться захват Иерусалима вавилонянами в 586 г. до Р. Х. Характеристика малоазийских Церквей, предполагающая длительную историю их существования, также больше соответствует кон. I в. В пользу этой датировки может свидетельствовать и указание на благосостояние лаодикийской общины, т. к. Лаодикия в 60 г. по Р. Х. была разрушена сильным землетрясением и в ближайшие годы после него была далека от отмеченного в И. Б. О. внешнего благополучия. Т. о., при равенстве аргументов в пользу каждой из 2 т. зр., преимущество поздней датировке обеспечивает свидетельство сщмч. Иринея о получении Иоанном откровения в конце правления имп. Домициана.

http://pravenc.ru/text/471605.html

стал сев. столицей империи и ее крупнейшим портом. Установление власти шривиджайских махараджей на Малаккском п-ове привело к укреплению индуизма и распространению буддизма махаяны, вобравшего в себя многое из индуистских культов и по сравнению с буддизмом хинаяны шире использовавшего местные верования. В период Шривиджайи в малаккских городах-государствах стали доминировать шиваитские и вишнуитские храмы, построенные уже не по образцу индийских, а в самобытном малайско-индонезийском стиле. К кон. VII в. относят первые надписи на малайском языке, на к-ром в VIII-XIV вв. создавали лит. произведения. Малайский язык стал официальным и лит. языком Шривиджайи и использовался как средство общения между малайцами и населением различных островов архипелага. При этом индуизм и буддизм оставались религиями жителей городов, основная масса сельского населения сохраняла анимистические верования. После поражения Шривиджайи в войне с империей Чолов в XI в. и начавшегося упадка с нач. XIII в. от нее стали отделяться наиболее развитые малайские владения. Борьба малайских городов против господства Шривиджайи имела религ. аспект и нередко проходила под знаменем возвращения к буддизму хинаяны. После окончательного распада Шривиджайи в кон. XIII в. сев. гос-ва Малаккского п-ова (Тамбралинга и др.) попали под власть таи - сначала гос-ва Сукхотаи, а с сер. XIV в.- гос-ва Аютия; юж. области в 60-х гг. XIV в. были подчинены индонезийской державе Маджапахит. В XIII-XIV вв. в гос-вах Малайи распространение получил буддизм хинаяны, к-рого придерживались господствующие в то время таи. В нач. XV в. оживление кит. морской торговли способствовало возвышению возникшего ок. 1400 г. на зап. побережье Малайи гос-ва Малакка, к-рое, установив дружеские связи с империей Мин, прекратило выплату дани гос-ву Аютия и отвергло претензии империи Маджапахит на сюзеренитет над городом. Малакка присоединила богатые оловом архипелаг Диндинг и княжество Селангор, установила контроль над островами Сингапур и Бинтан у юж.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

По духовной схим. Марфы за погребение в ограде обители К. м. получил 50 р. и 50 четв. ржи из 2 сел. Схим. Марфа определила сумму, к-рую душеприказчики должны были выплачивать мон-рю за заупокойное поминание в течение года. В 1701-1720 гг. в ходе секуляризационных реформ царя Петра I у мон-ря, по-видимому, конфисковали населенные части вотчины, оставив ему только пустоши. В документах 1706-1710 гг. фиксируется отсутствие у К. м. десятинной пашни, поступлений оброчного хлеба в этот период также не было. Взамен изъятых земель игумен с братией стали получать из Монастырского приказа денежное жалованье. Сумма жалованья игумену и братии (14 чел.) на 1707 г. составляла по 58 р. 26 алтын 4 деньги в год, для церковных нужд - на свечи, ладан и церковное вино - 20 р. 28 алтын 2 деньги в год, всего - 79 р. 21 алтын 4 деньги. В 1710 г. для 20 насельников выделялись средства из суммы, собранной приказом с бывш. монастырских вотчин, в уменьшенном размере - 45 р. 10 алтын и хлебного жалованья по 100 четв. на год. При этом в ведомости доходов архиерейских домов и мон-рей, подчиненных Монастырскому приказу и «не определенных содержанием», в 1706-1710 гг. указывается иная сумма доходов обители - 90 р. 50 к. Подмонастырская слобода приходила в упадок, местные жители разорялись из-за мздоимства чиновников приказа и многочисленных гос. повинностей. Если в 1678 г. в переписных книгах учтено 73 двора, то в 1709 г.- 38 и один двор нищих. При учреждении штатов в 1764 г. остававшиеся за К. м. вотчинные крестьяне с закрепленной за ними монастырской землей перешли в ведение специального учреждения Коллегии экономии. К. м. был причислен к заштатным, находившимся на «своекоштном» содержании. За монастырем было официально закреплено 22 пустоши. Также числилось 10 спорных пустошей, владельческие права на пользование к-рыми К. м. не удалось доказать в суде. К этому времени братия получала содержание в размере 37 р. 63 к., ржи - 98 четв., ячменя - 56, овса - 40, пшеницы - 8 четв. 6 четвериков, гороха - 4 четв. 4 четверика, конопли - 5 четв., масла коровьего - 5 четв., яиц - 10 шт., круп - 7 четв. 10 четвериков в год. «Бесспорные» пустоши сдавались в аренду в кон. XVIII в. за 173 р. 10 к. в год. Также сдавались в оброк: монастырская мельница на берегу р. Кашинки за 110 р. в год, каменные амбары кашинским купцам под склады - за 60 р. В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-ри стали наделяться угодьями и «милостынными деньгами» для улучшения материального положения. К. м. к этому времени располагал пашней, лугами и лесом площадью 1473 дес. 1882 саж., а также мельницей, поэтому братия стала получать только «милостынные деньги», ежегодно 300 р. ассигнациями. В кон. XIX в. земли, находившиеся во владении К. м., использовались под огороды, покосы, а 871 дес. земли сдавались в аренду.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

семей, к-рые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. После снятия в нач. 60-х гг. XIX в. запрета на проживание евреев в Николаеве евр. население города значительно увеличилось. В 1882 г. в нем жили 9462 еврея, т. е. более 14% от числа всех горожан. По результатам 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., иудеи занимали 2-е место среди населения Николаева (21,9%), уступая только православным. В 1889 г. в городе действовали 2 синагоги (Старая и хоральная, построенная в 1880-1884), 13 молитвенных домов, 2 частные молельни, в 1917 г.- 2 синагоги, 16 молитвенных домов, неск. частных молелен. После революций 1917 г. число иудаистских общин на Украине увеличилось. В Николаеве большинство молитвенных домов получили статус синагог. К нач. 1922 г. в городе имелись 15 синагог и молитвенных домов, миква. К кон. 20-х гг. XX в. в Николаеве действовали 16 зарегистрированных иудаистских общин. В Николаевском окр. в 1929 г. существовали 42 общины с 4997 верующими, служили 3 раввина. В 1928 г. в Николаеве была закрыта хоральная синагога, в ней до кон. 1936 г. размещался городской евр. клуб, затем в здании открылся городской клуб милиции. К 1941 г. в Николаеве действовал единственный в области иудаистский молитвенный дом «Хабад» (ул. Шевченко, 56; здание не сохр.). После оккупации Николаева нем. войсками (16 авг. 1941) 21 сент. начались массовые расстрелы евреев (к 1941 евреи составляли ок. 15% от числа жителей города). В нач. 1944 г. было взорвано здание хоральной синагоги. 28 марта 1944 г. Николаев был освобожден. 9 дек. 1946 г. в городе получила регистрацию иудаистская община, ранее в том же году ей было передано здание для синагоги. В 1962 г. синагогу закрыли, религ. организацию сняли с регистрации. В 1991 г. в Николаеве была зарегистрирована евр. община, получившая комплекс зданий Старой синагоги и молитвенного дома, в следующем году открылась синагога. Лит.: Корочанский А. Краткие ист. записки о некоторых церквах и приходах епархии: О Рождество-Богородичном соборе г.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Д. Кон. 83 года в ст. 212-й, соответствующей ст. 221-й Уст. Д. Кон. 41-го года), равно как и дела о признании незак. и недействит. браков лиц, осужденных на вечное безбрачие, производились согласно ст. 626-й зак. о судопр. и взыск. гражд. (т. X, ч. 2-я, изд. 1876 г.), по которой: «все решения Епарх. начальства по делам о расторжении браков, или о признании их незак. и недействит., прежде обращения оных к исполнению, д. б. представляемы на усмотрение и утверждение Св. Синода, за исключением лишь двух, указанных в сей статье, случаев»; так должны производиться и все брачные дела, в коих уголовный суд определяет уголовную ответственность подсудимых: эти дела, согласно ст. 1015-й уст. Угол. судопр. (т. XV, ч. 2, св. изд. 76 г.), поступают в уголовный суд по окончании над виновными суда духовного; сей же последний кончается лишь по утверждении решения Епарх. Начальства по сим делам Св. Синодом 59 . Кроме этого определением Св. Синода от 25 сен/.10 окт. 91 г. было постановлено, чтобы епархиальные начальства и в сообщениях полицейским управлениям для объявления состоявшихся по бракоразводным делам решений своих о расторжении браков неопустительно прописывали, что эти решения неокончательные и подлежат, согласно ст. 256-й Уст. Д. К., утверждению Св. Синода 60 . Для пресечения возможности вступления в брак лиц, осужденных на всегдашнее безбрачие, Св. Син., цирк. указом от 28 июня 88 г. за постановил, чтобы надписи о воспрещении вступить в брак на документах лиц, осужденных на всегдашнее безбрачие, делались в Дух. Консисториях, которым вменено в обязанность: а) требовать таковые документы (аттестаты, поспорты, свидетельства и виды на жительство) при начатии бракоразводных дел и затем, по утверждении Св. Синодом решений Епарх. начальств о расторжении браков и осуждении виновных на всегдашнее безбрачие, объявлять это решение осужденным лицам и одновременно сделать на их документах обстоятельные о сем надписи и б) вместе с сим сообщать об означенных решениях подлежащим (сословным) управлениям или начальственным лицам, коим подведомы осужденные на безбрачие, с предупреждением, что в случае перемены сими лицами своих документов, отметки об их осуждении на безбрачие д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

И. Шаготский и инок Иона. Первый учил, что поморцев, принявших «моление за царя», необходимо перекрещивать, поскольку император является воплощением антихриста. Поморский источник сообщает, что с Шаготским «согласен бе в Сергиеве ските старец Павел Пономарев с прочими». Отсюда, а также из ряда филипповских источников ясно, что перед нами не одинокий проповедник, а руководитель самостоятельного течения в филипповщине. Инок Иона был известен далеко за пределами Поморья, где проживал и имел последователей, своей проповедью допустимости самоубийства «ради Христа» вне зависимости от того, существует ли опасность ареста властями. Филипповские источники свидетельствуют о мягком отношении Ионы к федосеевцам. Особую, более терпимую, позицию по отношению к федосеевцам и поморцам занимал в 60-х гг. XVIII в. московский филипповский наставник М. Григорьев, за что был осужден филипповским собором 1769 г. как еретик. Источники 2-й пол. XVIII в. упоминают о существовании еще неск. незначительных «толков» в филипповщине, не приводя при этом информации об особенностях их учения. Федосеевское согласие в этот период являлось более сплоченным, хотя и в нем шли беспрерывные дискуссии по различным вопросам. Особое мнение о молении за государя имели стародубские федосеевцы, вопреки общей позиции считавшие, что в определенной форме «царское богомолие» допустимо. Подобные идеи в кон. XVIII - нач. XIX в. развивал наставник Я. В. Холин. Новгородские федосеевцы продолжали почитать кресты с титлом «IHЦI», уже после того как Ковылин отказался от этой традиции, за что получили в полемической лит-ре именование «титловщина». В кон. 70-х гг. XVIII в. из федосеевщины выделилось бабушкино согласие. Филипповские источники сообщают, что его основателем был некий Епифаний Лактионов, учивший, что не следует читать каноны и Псалтирь, что можно принимать крещение без предварительного поста. Вместо «Божественного пения» бабушкины пели какие-то стихи собственного сочинения, федосеевцев принимали к себе через перекрещивание.

http://pravenc.ru/text/78246.html

Начало Евангелия от Марка. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 94) Начало Евангелия от Марка. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 94) Древнейшая сохранившаяся ирл. рукопись содержит текст Псалтири, но самым распространенным ирл. иллюстрированным текстом было Четвероевангелие. Евангелия отделялись друг от друга орнаментальной, т. н. ковровой, страницей и начинались с большого полностраничного инициала - инципита, вводящего первые слова Евангелия. Инципитов было 5: 4 к Евангелиям и 1 к стиху из текста Евангелия от Матфея (Мф 1. 18), где говорится о Рождестве Иисуса Христа. Этот инициал (обычно самый развитый из 5) носит название «Хи Ро Йота» и представляет собой греч. монограмму (т. н. Nomina Sacra), заменяющую имя Иисуса Христа, с которого начинается указанный стих. Евангелия украшали также 4 полностраничными изображениями символов евангелистов, а после знакомства со средиземноморской традицией - их образами; в некоторых случаях к ним добавлялись полностраничные инициалы и сюжетные иллюстрации. Самая развитая программа такого рода представлена в т. н. Книге из Келлса (Dublin. Trinity College Library. A. I. (58)); рубеж VIII и IX вв.). Т. о., структура ирл. Четвероевангелия в период расцвета представляет собой слияние 2 традиций - островной орнаментальной (т. н. ковровые страницы и инципиты) и позднеантичной фигуративной (портреты евангелистов). Т. н. ковровые страницы выйдут из употребления в нач. IX в., полностраничные инициалы будут востребованы в каролингских и оттоновских рукописях. Лист с ковровым орнаментом. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 26v) Лист с ковровым орнаментом. Линдисфарнское Евангелие. Нач. VIII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero. D. IV. Fol. 26v) Историю ирл. книжной миниатюры условно можно разделить на 3 этапа. Ранний этап (кон. VI - сер. VII в.) - период сложения циклов иллюстраций. В этот период главные скриптории находились на территории И., качество пергамена было низкое, размеры рукописей небольшие, декор манускриптов сводился к выделению начальных букв. Самая ранняя из сохранившихся рукописей того времени - декорированная рукопись Псалтири, т. н. Катах (ирл. cathach - боевой) св. Колумбы (Dublin. Royal Irish Academy. MS. 12 R 33; кон. VI - нач. VII в.). В средние века эту рукопись традиционно связывали с именем св. Колумбы, полагая, что она переписана его рукой. Псалтирь считалась священной и хранилась в реликварии, к-рый во время битвы несли перед войсками. Работа по украшению манускрипта сводилась к выделению черно-белых инициалов в начале каждого псалма (сохр. 60). В украшении инициалов использована позднелатенская орнаментика, хорошо известная по таким предметам декоративно-прикладного искусства этого времени, как т. н. корона Питри. Некоторые исследователи находят в декоре рукописи копт. черты - простые плетенки и цветные точки вокруг букв.

http://pravenc.ru/text/674067.html

На 12 апр. 2019 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по П. к. внесены 26 действующих в регионе религ. групп. Прекратившие существование религиозные группы В сер. XVIII в. в регионе появились хлысты , спасавшиеся от «розыска» 1745 г. ( Голикова. 2012. С. 130). В 1909 г. хлыстов в регионе насчитывалось не более 10 чел. В кон. XVIII в. в качестве осужденных на заводах в регионе оказались скопцы . В 1-й трети XIX в. общины скопцов существовали в Красноуфимском и Кунгурском уездах, где они себя называли «новыми израильтянами», а в народе были известны как «сусленники» (Там же. С. 132). Позднее они отмечены в Кунгурском и Осинском уездах. Активно скопцы действовали в той части Пермской губ., к-рая ныне относится к Свердловской обл., к кон. 1-й четв. XIX в. их оплотом там был Берёзовский завод (Там же. С. 131). В 1915 г. прошел судебный процесс над пермскими и екатеринбургскими скопцами (Там же. С. 135). К этому времени в Пермской губ. насчитывалось не более 20 сектантов. В 60-х гг. XIX в. на заводах Красноуфимского у., Верхне- и Нижнесергинском, Михайловском и Атигском, обнаружилось движение немоляков-неплательщиков (в лит-ре их традиционно рассматривают отдельно; в ряде случаев причисляют к беспоповским согласиям), к-рые отрицали церковные таинства, отказывались от службы в армии и требовали привилегий, данных до 1861 г. После первой мировой и гражданской войн немоляки-неплательщики присоединились к катакомбным группам. Свое эсхатологическое религиозное учение создал пермский купец 2-й гильдии А. П. Пушкин (1824-1883). В прошении, поданном в губ. правление в окт. 1864 г., он объявил себя мессией, призванным «обновить мир» и покончить с религ. и проч. разногласиями с помощью новой религии: «Я поставлен Царем над Сионом горой, то есть над сердцем человеческим для собрания языков во Иакове, т. е. Мессии, обетованном примирителе народов, или для соединения церквей в лице единой живой (логичной) религии на земле. Словом, поставлен я обетованным, в последние дни века сего, пастырем народов для упасения их жезлом железным, т. е. Духом Истины, и для устройства благодатного царства человека на земле». У Пушкина было неск. последователей в Перми. В 1866 г. Пушкин отправлен в Соловецкий мон-рь. В 1876 г. в Женеве вышла его книга-откровение: «Суд Божий, или Отзыв членам Св. Синода о пришествии мессии только ныне».

http://pravenc.ru/text/2580038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010