Первые баптисты появились на территории К. к. в кон. XIX в. К 1948 г. в крае было зарегистрировано всего 3 общины Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в Красноярске, Абакане и Минусинске. Еще 19 заявлений 1 янв. 1947 г. находилось на рассмотрении, но часть общин так и не была зарегистрирована, часть получила регистрацию позже. До нач. 60-х гг. число зарегистрированных общин постоянно увеличивалось. С 1958 г. начался раскол общин. Т. н. свободные кафедры в Минусинске и Абакане выступили против регистрации как общин, так и пресвитеров и проповедников в органах власти, а также против ограничений в свободе вероисповеданий. К 1962 г. движение т. н. инициативников (с 1965 Совет церквей ЕХБ) приобрело массовый характер, произошло резкое увеличение общин. В К. к. численность членов незарегистрированных общин увеличилась за 1962 г. на 327 чел., а зарегистрированных - всего на 6. Постепенно руководители и активисты, подвергавшиеся преследованиям со стороны властей, перешли на подпольное существование. В 70-х гг. XX в. численность общин ЕХБ колебалась в следующих границах: от 1,159 до 1,327 тыс. чел. в зарегистрированных общинах и группах и от 89 до 123 - в группах «инициативников». В 80-х гг. количество зарегистрированных общин увеличилось до 20, численность членов в них - до 1458 чел., из них в незарегистрированных группах насчитывалось 198 чел. По официальным данным, в 1990-2006 гг. число только зарегистрированных организаций увеличилось с 20 до 31. Наиболее широко представлены общины Объединения церквей ЕХБ Красноярского края и Республики Тыва. Возглавляет это Объединение церквей ЕХБ еп. Александр Сиско. По данным на 2006 г., в 25 городах и поселках К. к. действовала 31 зарегистрированная религиозная организация ЕХБ (в т. ч.- 3 в Красноярске), еще в 60 населенных пунктах функционировали филиалы или религ. группы ЕХБ. Часть верующих переехала в К. к. в сер.- кон. 90-х гг. XX в. в результате гонений на христиан в республиках Ср. Азии. Еще одно направление представлено общинами Совета церквей евангельских христиан-баптистов (далее: СЦ ЕХБ), число которых в связи с отсутствием официальных данных не может быть точно определено.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

селах: верующие регулярно проводили молитвенные собрания, соблюдали религ. обрядность при проведении похорон, отмечали все религ. праздники. Весной 1951 г. ряд пресвитеров, проживавших в нем. селах, были обвинены в антисоветской деятельности и репрессированы. К кон. 50-х - нач. 60-х гг. в меннонитские общины О. о. входило 4410 чел. В 1961-1964 гг. за пределы своих районов в О. о. сроком на 5 лет было выселено 14 проповедников, после чего религ. жизнь замерла. Однако с сер. 60-х гг. XX в. попытки меннонитов зарегистрировать свои общины возобновились, и в нояб. 1967 г. было принято решение о регистрации религиозного об-ва в с. Кичкасс Переволоцкого р-на. В О. о. продолжали нелегально действовать 53 религ. объединения меннонитов (35 братских и 18 церковных), насчитывавшие свыше 2,6 тыс. чел. В нач. 70-х гг. прошел целый ряд судебных процессов, на которых рассматривалась противоправная деятельность руководителей общин меннонитов. В 1973 г. в О. о. нелегально действовали 44 объединения меннонитов. Принятое 26 июня 1974 г. постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан немецкой национальности» привело к решению Оренбургского облисполкома в сент. 1974 г. поддержать ходатайства и зарегистрировать общины братских меннонитов в поселках Донское (150 чел.) и Подольск (70 чел.); общины братских меннонитов в селах Калтан и Ишалка, церковных меннонитов в с. Токском были взяты на учет. Община в Донском получила регистрацию только в июне 1976 г., в окт. 1978 г. там состоялось открытие молитвенного дома. Практически одновременно молитвенный дом стал функционировать и в Подольске. К кон. 1980 г. в О. о. действовали 12 зарегистрированных объединений меннонитов: 7 - братских меннонитов (Сузаново, Претория, Подольск, Канцеровка, Ждановка, Каменка, Ишалка) и 5 - церковных (Ждановка, Петровка, Степановка, Кичкасс, Соль-Илецк). Кроме того, в местах компактного проживания немцев-меннонитов действовали молитвенные дома общин баптистов (Кубанка, Претория, Донское). По представлениям Оренбургского облисполкома были зарегистрированы еще 8 религ.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

«зеленых». Большую популярность приобрели идеи «новых левых» (в т. ч. философов франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, А. Шмидта), а также теории маоистского, троцкистского, анархистского толка. В среде молодежных леворадикальных движений в кон. 60-х гг. начали формироваться первые террористические группировки. Наиболее известной из них стала «Фракция Красной Армии» (РАФ - сокращение нем. названия), образованная в 1968 г. А. Баадером. РАФ провозгласила своей целью развязывание в стране пролетарской коммунистической революции. Идеологом РАФ стала журналистка Ульрика Майнхоф, написавшая кн. «Концепция городской герильи», в к-рой призывала использовать методы террора, чтобы заставить правящий режим проявить его «фашистскую сущность» и вывести трудящихся «из политической спячки». Еще одна известная левая террористическая группа была образована Ф. Тойфелем в знак протеста против убийства полицейскими во время демонстрации 2 июня 1967 г. студента Б. Онезорга. Группа получила соответствующее название - «Движение 2 июня» (Д-2). Тойфель пытался позиционировать свою группу представителями «трудового народа» и организовывал террористические акты и диверсии на производстве. В кон. 60-х гг. в ФРГ возникает также праворадикальное движение, преимущественно националистического и неонацистского толка, первоначально избегавшее террористических методов. Легальные методы борьбы избрала и созданная в 1968 г. Германская коммунистическая партия (ГКП) под рук. Г. Миса. Несмотря на небольшую численность (чуть более 20 тыс. чел.), ГКП рассчитывала на союз с левыми молодежными группировками и политизацию профсоюзного движения. Правительство пыталось противостоять подъему политического радикализма. Полиция жестко пресекала акции протеста, а в 1969 г. Кизингер внес на рассмотрение бундестага Закон «О чрезвычайном положении». В 1969 г. радикалы переживали спад популярности. Мн. студенты приветствовали начало реформ университетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможность социал-демократам проявить себя в управлении страной.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Интерьер ц. Сан-Лоренцо в Милане. Ок. 375 — кон. IV в. Интерьер ц. Сан-Лоренцо в Милане. Ок. 375 — кон. IV в. 3. В Аквилее (обл. Фриули-Венеция-Джулия), еще одном важном церковном центре, раскопками раскрыт очень ранний комплекс из 2 церквей, первый подобного рода в И. Основанный до 319 г., он состоял из стоящих параллельно друг другу однонефных безапсидных залов, устроенных в бывш. зернохранилищах: в северном располагалась базилика, в южном - катехумений; они были соединены вестибюлем, рядом устроен баптистерий. Уже в сер. IV в. базилика была значительно расширена и превращена в 3-нефную, по-прежнему без апсиды, перед ней был устроен атрий. На рубеже IV и V вв. расширен и юж. зал, перед ним был построен баптистерий (сохр. в наст. время). II. Архитектура V-VI вв. является продолжением архитектуры IV в. В это время все основные типы зданий уже были сформированы. На территории И. архитектура по-прежнему входила в общую канву архитектуры рим. Средиземноморья, не обретая явных отличий от архитектуры др. стран, тем более что до VI в. включительно связи И. с К-полем остаются очень тесными. Процессы изоляции стали более очевидными после правления Юстиниана, фактического прекращения императорского, потом временно и папского заказов на фоне завоевания большей части И. лангобардами. В этот период более заметны географические различия. Центры папского и имп. строительства, Рим и Равенна, сильно отличаются как от севера, так и от юга И. Интерьер ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 60-е гг. V в. Интерьер ц. Санто-Стефано-Ротондо в Риме. 60-е гг. V в. 1. После разграбления Рима готами в 410 г. строительная деятельность возобновилась здесь достаточно быстро. Крупнейшим сооружением стала возведенная при папе Сиксте III (432-440) базилика Санта-Мария-Маджоре - 3-нефное здание с непрерывными рядами капелл вдоль боковых нефов. При том же папе был существенно перестроен ( McClendon. 2005. P. 14-15), возможно, вообще возведен заново ( Brandenburg. 2005. P. 38-47) Латеранский баптистерий. Его центральная часть стала (подобно мавзолею Константины) ротондой с колонным обходом и барабаном с куполом, в то время как внешний восьмигранник стен соответствует форме баптистерия св.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

С 1-й четв. XX в. учение И. А. привлекло внимание западноевроп. востоковедов. Нек-рые пытались вывести учение араб. мистика из внеисламских источников, напр. из христ. духовной традиции. Так, испан. востоковед М. Асин Паласиос охарактеризовал учение И. А. как «христианизированный ислам». И. А. стали рассматривать также как выразителя доктрин неоплатонизма и герметизма в традиции ислама (напр., X. Нюберг, А. Афифи). Его воспринимали исключительно как философа, а его теософские и теологические представления, составляющие важнейший аспект мировоззрения, оставались в стороне. В 50-60-х гг. XX в. франц. исламовед А. Корбен и япон. Т. Изуцу предложили новые пути к изучению наследия И. А., но, будучи сторонниками феноменологического подхода к истории, они подчеркнули абстрактно-метафизическую сторону учения И. А. в ущерб его традиционно-богословским и мистико-практическим аспектам. Приверженцы т. н. традиц. школы (Р. Генон (мусульм. имя Абд аль-Вахид Яхья), Ф. Шуон (мусульм. имя Иса Нур ад-Дин), позднее Т. Буркхардт (мусульм. имя Ибрахим Изз ад-Дин) и М. Лингз) акцентировали надконфессиональную ценность духовного опыта И. А. Активность одного из родоначальников «надконфессионального» подхода, Булента Рауфа, пришлась на годы «молодежного бунта» (в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в.). Булент Рауф, выходец из знатной тур. семьи, сплотил вокруг себя группу молодых англичан, разочарованных в ценностях зап. цивилизации и ориентированных на вост. духовность. Ими в Великобритании была основана Школа высшего эзотерического образования, трест «Бешара», а в кон. 70-х гг.- «Общество Мухйи ад-Дина Ибн Араби» в Оксфорде. В наст. время оно имеет филиалы в Турции, США и Австралии. В результате к западноевроп. и амер. поклонникам И. А., исповедовавшим ислам, добавилось большое число его почитателей, сохранивших свою религ. принадлежность либо придерживающихся неопределенного религ. синкретизма. Соч.: Геммы мудрости// Смирнов А. В. Великий шейх суфизма: Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993. С. 145-231; Мекканские откровения: (Изображение окружностей, охватывающих подобие человека Творцу и сотворенному миру; Путы для готовящегося вскочить; Мекканские откровения: Гл. 178. «О познании стоянки любви»)/Рус. пер.: А. Д. Кныш). СПб., 1995; [Наставления ищущему Бога.] Мекканские откровения. Т. 4. С. 453-455/Введ., пер. с араб. и коммент. А. В. Смирнов//Средневек. араб. философия: проблемы и решения. М., 1998. С. 296-338.

http://pravenc.ru/text/200421.html

После революции «Свободных офицеров» 1952 г. гос-во стало контролировать городскую застройку; для К. был разработан ряд масштабных градостроительных проектов. Однако 1-й генеральный план развития К. (1956) быстро устарел, поскольку предусмотренная им к 2000 г. численность населения (5,5 млн) была отмечена в городе уже в кон. 60-х гг. Главные усилия гос-ва были направлены на развитие массовой жилой застройки - возводились многоквартирные дома типичного советского дизайна и невысокого качества. Тем не менее сохранялась перенаселенность старых кварталов с неудовлетворительной инфраструктурой. Город разрастался во все стороны, особенно по левому берегу Нила, где появились новые районы, застроенные по плану, с меньшей плотностью населения. Помимо жилых зданий строились объекты тяжелой индустрии, особенно в южном пригороде Хелуан, который стал центром металлургии, машиностроения, военной промышленности. Среди наиболее важных архитектурных проектов 50-60-х гг.- проспекты, проложенные вдоль берегов Нила, пл. Тахрир, на месте снесенных в 1947 г. англ. казарм Каср-эн-Нил, центральный адм. корпус Мугамма, штаб-квартира Лиги араб. гос-в. Одним из известных архитекторов эпохи стал Хасан Фатхи, который культивировал национальные строительные традиции. Отвергая зап. эстетику, он использовал древнеегип. и нубийские строительные материалы и стили. В эпоху президента А. Садата (70-е гг.) в основном частный сектор занимался строительством в городе, при этом стихийная застройка определяла развитие К. В 70-80-х гг. 84% зданий было построено с нарушением всех стандартов и технологий, надстраивание новых этажей над уже существующими конструкциями приводило к частым обрушениям домов и человеческим жертвам. Во время землетрясения 1992 г. в К. разрушились неск. тысяч домов, и из пострадавших районов 80 тыс. жителей переселили. Изредка незаконно возведенные дома сносились, но чаще легализовывались. В кон. XX в. в «городе мертвых» - на кладбищах К., среди средневек. надгробий поселились сотни тысяч людей.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Комаровский скит (место действия романа Мельникова (Печерского) «В лесах») к сер. XIX в. пришел в упадок, но оставался местом паломничества старообрядцев. Особенно почитались могила И. К. и растущая рядом с ней ель, кора которой, как считалось, избавляла от зубной боли (к кон. XIX в. ель была срублена). В. И. Байдин на основе сочинений И. К. и документов по истории уральского старообрядчества сделал попытку отождествить И. К. с беглым дворовым человеком П. И. Салтыкова Иваном Филипповым, родившимся ок. 1710 г. в с. Новом Вяземского у. В возрасте ок. 15 лет Филиппов перешел в старообрядчество и бежал в Гуслицкую вол., где прожил, скрываясь, ок. 3 лет. В 1727-1728 гг. он был вывезен на Урал, где его приняли в старообрядческий скит. После 10 лет жизни в скиту Филиппов принял монашеский постриг с именем Исакий от известного старообрядческого священноинока Иова. В 1740 г. из-за усиления преследований он бежал в еще более глухие лесные кельи, где скрывался 3 года, в дек. 1743 г. отправился в Москву, жил в Гуслице до ареста в 1754 г., когда у него было выявлено более 60 старопечатных книг и рукописей, а также 100 печатных незаполненных паспортных бланков. В авг. того же года он бежал из тюрьмы, вскоре был схвачен, бит плетьми и отправлен в консисторию, откуда также пытался бежать, заявив, что хочет принять Православие. В 1756 г. Исакия отправили в Сыскной приказ; следствие, во время к-рого старообрядца жестоко пытали, тянулось более полутора лет. В нач. окт. 1757 г. его приговорили к смертной казни, к-рую заменили наказанием кнутом и отправкой на вечные каторжные работы в Рогервик (ныне Палдиски, Эстония), при этом Исакию вырвали ноздри и наложили на лицо клеймо. По предположению Байдина, Исакий бежал с каторги, в кон. 60-х гг. XVIII в. появился в пос. Нижнетагильский Завод и там стал схимником Ионой. Не поладив с уральскими заводскими староверами, он ушел на Керженец и там приобрел известность старообрядческого начетчика и историографа по прозвищу Курносый (в прозвище отразилось последствие вырывания ноздрей).

http://pravenc.ru/text/578346.html

Некоторые испанцы, обучавшиеся в ун-тах др. стран, примыкали к лютеранам. Наиболее известным из них был Франсиско де Энсинас, друг Филиппа Меланхтона и автор перевода НЗ на кастельяно (1543). Во 2-й пол. 50-х гг. XVI в. тайные лютеранские кружки появились и в И. Так, группа монахов иеронимитского мон-ря Сан-Исидоро-дель-Кампо близ Севильи планировала бежать из И. и воссоздать свою общину в Женеве на «евангельских основах». Ее идейным лидером был Касиодоро де Рейна (перевел на кастельяно ВЗ, т. н. Медвежья Библия (1569)). В движении участвовали и др. монахи, а некоторые аристократы предоставляли свои дворцы для собраний. Всего в Севилье и ее окрестностях протестант. идеями были затронуты ок. 800 чел. Крупный лютеран. кружок (ок. 60 активных участников) возник в Вальядолиде, он также объединял лиц разных занятий и социального происхождения - от аристократов и чиновников до торговцев, монахов и приходских священников. В 1557-1558 гг. оба кружка были раскрыты инквизицией, ок. сотни их членов казнили на аутодафе 1559-1560 гг.; нек-рые участники севильского кружка сумели бежать. В результате этих мер лютеранство в И., и прежде не слишком популярное, почти исчезло, с нач. 60-х гг. и до кон. XVI в. инквизиция осудила по обвинению в лютеранстве лишь неск. человек. Однако в кон. 50-х гг. «лютеранская опасность» воспринималась в И. очень остро, в 1559 г. был составлен список запрещенных книг. В том же году кор. Филипп II, пытаясь изолировать И. от веяний Реформации, издал указ, запрещавший испанцам обучаться в иностранных ун-тах (за исключением неск. коллегий в Италии и Португалии). И. стала оплотом католич. Контрреформации; на Тридентском Соборе испан. делегация была одной из самых представительных. Кор. Филипп II возвел решения Тридентского Собора в ранг законов королевства. В И. прошла серия провинциальных Соборов, обсудивших в соответствии с решениями Тридентского Собора требования к кандидатам в епископы и обязательность присутствия епископов в диоцезах. Соборы осудили симонию, приняли решения о замещении приходских священников на конкурсной основе и о создании сети семинарий для обучения священников.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Стрельцов (1773-1839), основатель династии лубочных издателей, работавших до революции. Святцы Григория Тенчегорского. Месяц апрель. 1714 г. (РГБ) Святцы Григория Тенчегорского. Месяц апрель. 1714 г. (РГБ) В 30-40-х гг. XIX в. число издателей-лубочников значительно увеличилось: открылись мастерские Руднева, Чишкова (Чижкова), Белянкина, Шарапова, Лилье, Шелковникова. В середине столетия к ним присоединились мастерские Абрамова, Лаврентьева, Чуксина, Яковлева, Глушкова и др. Среди петербургских издателей можно назвать А. В. Холмушина и А. А. Касаткина. В кон. 50-х гг. XIX в. начала свою деятельность литографическая мастерская в слободе Мстёра Владимирской губ. (основана в 1858-1859, с сер. 60-х гг. XIX в. переведена в усадьбу Голышевка близ Мстёры), основанная крепостным крестьянином И. А. Голышевым (1838-1896). Он учился в Строгановском уч-ще в Москве, работал в 50-х гг. XIX в. в лубочной металлографии Е. И. Лаврентьевой и литографии Ф. Ефимова. Его мастерская выпускала своеобразную продукцию со своей стилистикой. Голышев стремился соединить профессиональный рисунок с народными традициями, «простонародным вкусом». Картинки мастерской Голышева занимали заметное место в производстве религ. картинок в 60-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Переворот, происшедший в полиграфической промышленности России в сер. XIX в., существенно отразился на лубочном издании: изменился состав издателей, что не могло не сказаться на художественной форме картинок и стилистике Л. В сер. XIX в. литография практически полностью вытеснила классическую гравюру, а вместе с ней и классический Л. В 60-70-х гг. XIX в. народная картинка сохраняла свой облик благодаря переводу старых гравированных образцов в литографию, повторению известных произведений в новой технике. Таковы, напр., точный перевод в литографию кн. «Описание Иерусалима» С. Симоновича, многочисленные картинки с изображениями чудотворных икон Богородицы, Л. 60-70-х гг. XIX в. с изображением «Старца иером. Серафима», напр. копии серии 1856 г.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Рукописи орнаментированные и лицевые 45. Стихирарь (сентябрь – февраль). XIX в. (нач.). 2°, 215 л., полуустав (лексинское письмо). Нотация знаменная, пометная. Заставки-рамки, заставки и инициалы поморского стиля. (Друж. 955) 46. Сборник певческий лицевой. XIX в. (нач.). 2°, 281 л., Гуслицкое (беливское) письмо. Нотация знаменная и демественная, пометная. Рукопись украшена цветными миниатюрами к богослужебным текстам, заставками-рамками, заставками и инициалами гуслицкого стиля. Запись писца Ивана Никитина. (Друж. 953) 47. Святцы. Работа мастериц Лексинской пустыни. XVIII–XIX вв. Друж. 184, Друж. 651, Друж. 758. Все рукописи имеют формат в 16° (и меньше) и иллюминированы типичным лексинским декором. 48. Святцы лицевые в таблицах с дополнительными статьями. XVIII в. (кон.) 8°. 12 таблиц и 3 миниатюры. Вверху каждой таблицы даны названия одного из 12 месяцев. (Друж. 747). 49. Сборник стихов покаянных и духовных. XVII в.(60-е гг.) и XIX в. (1-я. четв.). 8°, 202 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Среди старообрядческих стихи на память Андрея Денисова и Ильи Кавылина с миниатюрами. (Друж. 199). 50. Сборник духовных стихов. XVIII в. (серед.), 4°, 53 л., поморский полуустав. Нотация знаменная, пометная. Содержит стихи, посвященные отцам выговского общежительства. Миниатюра в медальоне заставки-рамки с изображением Андрея Денисова (Друж. 45) 51. Сборник догматико-полемический. XIX в. (20–30 гг.). 4°, 129 л., полуустав и скоропись. 20 миниатюр. Текст представляет собой устойчивую по составу подборку выписок о восьмиконечном кресте, перстосложении для крестного знамения, богослужебной утвари, изображений апокалиптических антихриста, зверя и змия и т. п. из различных источников. (Друж. 37). 52. Сборник лицевой. XVIII в. (кон.). 4°, 74 + II лл., полуустав, 73 миниатюры. Сборник строится как подборка высказываний о символике православной веры, богослужебного обихода и принципаильных моментах духовной жизни христианина. (Друж. 638). 53. Сборник догматическо-полемический. XIX в. (конец). 4°, 82 л., 14 миниатюр. Рукопись интересна тем, что является одним из списков свитка XVII в., содержавшего истолкование важнейших полжений православной догматики в их истолковании привердженцами старого богослужебного обихода (Друж. 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010