В управлении архиеп-ством Г. архиепископам помогал кафедральный капитул, первые упоминания о к-ром относятся к нач. XIII в. До сер. XIV в. в состав капитула входило 6 (позже 7) прелатов (препозит, декан, архидиакон, кантор, схоластик, кустош; с 1331 канцлер) и 26 каноников (с 1354 - 23). Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Крещение пруссов. Рельеф дверей собора Успения Пресв. Богородицы в Гнезно. XI–XII вв. Первоначальные границы архиеп-ства точно неизвестны. Предположительно в него входили вост. часть Вел. Польши, Куявия, Ленчица, Серадз, территория Мазовии и, вероятно, Накельская каштеляния. Впервые территория архиеп-ства была определена в булле «Ex commissio nobis», где к архиеп-ству были отнесены каштелянии Г., Острув, Лекно, Накло, Жнин, Калиш, Честрам, Руда, Серадз, Спицимеж, Малогощ, Розпша, Ленчица, Лович, Вольбуж, Жарнув и Скаржин, а также часть Миличской и неидентифицированные каштелянии «Trabivlici et Radlici». После 1226 г. архиепископ Г. обладал юрисдикцией над Слупской каштелянией, к-рую в 1307 г. Каменьский еп. Генрих Ваххольц самовольно присоединил к своему еп-ству. Ко 2-й пол. XIV в. относятся территориальные изменения на границе с Познанским и Краковским еп-ствами: в архиеп-ство Г. были включены приходы Жонь, Грылево, Якторово, Клобуцк и Кшепице. Незначительные изменения границ произошли на рубеже XV и XVI вв. Сформировавшаяся в средние века территория архиеп-ства Г. составляла 40 100 кв. км. В 60-х гг. XVIII в. из архиеп-ства было передано 8 приходов в окрестностях Вольбужа во Влоцлавское (Куявское) еп-ство, а к архиеп-ству были присоединены 12 приходов Влоцлавского (Куявского) еп-ства. В церковно-адм. отношении архиеп-ство Г. делилось на официальства, архидиаконства, деканаты (благочиния) и приходы. Генеральный официал Г. (главный судья архиеп-ства) впервые упоминается в 1264 г. С XV в. он также исполнял обязанности генерального викария архиепископа. В XVII в. для юго-вост. части архиеп-ства было учреждено 2-е генеральное официальство в Ловиче. Окружные официальства в архиеп-стве к кон. XVII в. существовали в Камень-Краеньски, Калише, Велюне, Унеюве, Ленчице, Ловиче, Ленгницах и Кужелуве. Впосл. были образованы официальства в Вольбуже (до 1547, с 1764 - в г. Пётркув-Трыбунальски), Радомско (ок. 1630) и Скшинно (1785). К кон. XVIII в. в архиеп-стве было 12 официальств, в т. ч. 2 генеральных (Г. и Лович).

http://pravenc.ru/text/165185.html

К. является вероятным редактором (или соредактором) сб. «Мусикия» (списки: ГИМ. Барс. 1340; РГБ. Ф. 173. III. 154, кон. XVII в.; Ф. 205. 146). Протопопов приписал К. авторство трактата «О пении божественном по чину мусикийских согласий» («Мусикия»), а также две «редакции» этого труда (РГБ Ф. 173. III. 154 и РГБ. Ф. 205. 146 соответственно). «Вторая редакция» содержит измененный вариант трактата «О пении божественном...», а также один из вариантов «Науки всея мусикии». «Третья редакция» не является единым текстом, помимо «второй редакции» целиком (2-я из 3 глав книги) в нее входят вирши «Духовныя радости труды сподобляют» и ст. «О пении разных знамен» (1-я глава книги). Трактат «О пении божественном...» - одно из наиболее значительных рус. музыкально-теоретических сочинений XVII в. Его первоначальный вариант обнаружен в 3 рукописях: НБУВ ИР. Софийское собр. 127/381 (60-е гг. XVII в.); РНБ. Q.I.1101, F.I.244 (обе - кон. XVII в.). В основу текста положено школьное музыкальное руководство лат. традиции, текстуально близкое к изд.: Starowolski S. Musices Practicae Erotemeta in usum studiosae inventutis, breviter et accurate collecta. Cracoviae, 1650. Дополнительным источником послужила «Книга о вере» (М., 1648). Ряд разделов трактата написан самостоятельно. Извлечения из основного источника посвящены элементарным основам муз. грамоты, которую «в России совершенне никтоже весть», тогда как обширные дополнения, внесенные в этот текст, связаны с актуализацией его содержания и обоснованием новых для читателя трактата явлений и понятий. Так, подробно определяется понятие «мусикия» и обосновывается причина его распространения на церковное пение. Особенное внимание уделяется оправданию многоголосия. Провозглашается принцип консонантного многоголосия, ориентированного на киевские образцы и построенного по принципам муз. науки; создается историческая концепция, обосновывающая употребление подобного многоголосия в церкви. В противоположность киевской традиции троестрочие (см. Строчное пение ) и демественное пение критикуются за диссонантную фактуру, за обессмысливающие глоссолалические вставки, за отсутствие святоотеческого свидетельства.

http://pravenc.ru/text/2057254.html

Ко 2-й пол. XVIII в. в документах упомянуты имена более 30 иконописцев, работавших в М. с 10-х гг. XVIII в. ( Голышев. 1873. С. 3-4). Некоторые из них выполняли подряды в Москве. Однако говорить о более широкой известности мстёричей в то время по сравнению, напр., с палешанами или жителями Холуя нет достаточных оснований. В XVIII в. и в нач. XIX в. иконное производство в М. в количественном отношении уступало соседним центрам. По ведомости Богоявленской слободы 1744 г. в М. насчитывалось 8 дворов иконников, а в них жили 39 чел. (РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1384. Л. 3). По списку, составленному в 1833 г., в М. насчитывалось 145 иконописцев ( Голышев. 1875. С. 227). Решающую роль в становлении иконного промысла М. играли старообрядцы. Возможно, что часть населения М. отказалась принять церковные реформы патриарха Никона, о чем сообщал коренной житель села Н. П. Рождественский ( Рождественский Н. П. Мстёра в ее историческом развитии и князья Ромодановские//Арх. Мстёрского худож. музея. 1956. С. 20. Маш.). Бакушинский и Василенко утверждали, что население М. в кон. XVII и нач. XVIII в. было по преимуществу старообрядческим, «в скрытой или явной оппозиции к официальной церкви и государству» ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Первые документальные сведения о староверах в М. относятся к 1722 г. ( Смирнов А. В. Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 14). Старообрядческим движением к нач. XVIII в. была охвачена значительная часть населения не только Стародуборяполовского стана Суздальского у., но и соседней Ярополческой волости Владимирского и Гороховецкого уездов. В заклязьминских болотистых лесах с сер. XVII в. укрывались последователи старца Капитона, к ним бежали староверы со всей округи, в основном из Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.), к-рая находилась в 15 км от М. и относилась в то время к царским владениям (т. о. образовалось ок. 30 старообрядческих скитов). Благоприятная среда для пребывания в Богоявленской слободе ревнителей древнего благочестия объяснялась еще тем, что ее владельцы (Ромодановские, Черкасские, Головины, Панины) посещали свою вотчину крайне редко. Положение старообрядцев упрочилось после того, как в 1764 г. были упразднены мстёрские мон-ри в связи с проведением в жизнь гос. политики секуляризации церковных владений. Сложилась уникальная историческая обстановка для существования в М. старообрядческих общин. Судя по документам, к кон. 60-х гг. XVIII в. староверы составляли ок. 1/3 населения М.; будучи энергичными предпринимателями, они развивали торговлю и промышленность Богоявленской слободы.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

В 1903 г. Г. стал отдельной колонией, а с 1910 по 1958 г. входил в состав Французской Экваториальной Африки. В кон. XIX в. правительство дало франц. компаниям монополию на торговлю на этих землях и их освоение. Местному населению навязывалась новая культура, разрушавшая традиц. устои. В качестве ответной реакции на изменение условий возник синкретический культ Бвити, возникший среди племен Центр. Г. и заимствовавший мн. ритуалы и верования народов банту. Это религ. движение широко распространилось в кон. XIX в. и в годы первой мировой войны. Предводители секты едят ибога перед общением с духами или предками, посвящаемый, съев ибога, должен увидеть Бвити - посредника между человеком и бессмертным богом Мванга. Бвити - божество, к-рое открывается посвящаемому, этим же словом называют и культовый столб или идола, являющегося религ. символом. Кроме того, этот термин употребляется по отношению к предкам и душам умерших, а также к христ. святым. В 1920-1950 гг. движение расширилось, захватив юж. часть Камеруна. В 1931 г., после разрушения колониальной властью нек-рых культовых строений Бвити, религ. деятельность секты стала тайной, а приверженцы Бвити ушли в отдаленные районы Г. 1-я пол. 60-х гг. XX в. характеризовалась борьбой за власть между лидером партии Габонский демократический блок (ГДБ) Л. Мба, избранным в 1961 г. президентом страны, и руководителем партии Габонский демократический и социальный союз (ГДСС) Ж. И. Обамом. В этой борьбе победил Мба, сумевший благодаря вмешательству франц. войск, действовавших в соответствии с военными соглашениями между Г. и Францией, подавить в 1964 г. гос. переворот, организованный армией и сторонниками Обама. Позднее по результатам выборов ГДБ получил большинство мест в парламенте, а Мба сохранил за собой пост президента. После смерти Мба в 1967 г. президентом Г. стал бывш. вице-президент А. Б. Бонго, к-рый ввел однопартийную систему; единственной правящей партией стала созданная им ГДП. В 1970 г. был издан указ, запрещающий деятельность свидетелей Иеговы.

http://pravenc.ru/text/161201.html

Исследователи высказывали разные гипотезы относительно времени и причин создания Жития, а также по-разному отвечали на вопрос о том, является ли Житие патриарха Игнатия памфлетом, вызвавшим, согласно Житию патриарха Евфимия, гнев имп. Льва VI. Традиц. датировка 80-ми гг. IX в. была поставлена под сомнение А. И. Пападопуло-Керамевсом ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1899), который объявил Житие подделкой, созданной неким униатом в кон. XIII в. В. В. Васильевский убедительно опроверг эту гипотезу и вернулся к прежней датировке ( Васильевский. 1899), к-рая не оспаривалась вплоть до 60-х гг. XX в. Дженкинс предложил читать Житие не в контексте противостояния патриархов Фотия и Игнатия, а в актуально-политическом контексте нач. X в., поскольку в некоторых пассажах Жития, посвященных конфликту кесаря Варды и Игнатия, можно усмотреть завуалированные намеки на споры о 4-м браке Льва VI. По предположению исследователя, 1-я несохранившаяся редакция Жития является памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия; 2-я авторская редакция, которая сохранилась, была написана в 908-910 гг. ( Jenkins. 1965. P. 244-247). Эта гипотеза с нек-рыми поправками была принята и др. исследователями (в частности, Кажданом, Пасхалидисом, У. Тредголдом). Согласно Вестеринку, оснований отождествлять Житие и памфлет нет, под памфлетом надо понимать некое более язвительное, ныне утраченное сочинение ( Westerink. 1975. Σ. 181). П. Карлин-Хейтер считает, что ядро Жития - это антифотианское сочинение, созданное вскоре после 878 г., к-рое Н. Д. П. дополнил антиевфимианскими выпадами (Vita Euthymii. 1970. P. 217-219). Издатель Жития патриарха Игнатия полагает, что истинной целью Н. Д. П. при его создании было осудить поведение патриарха Евфимия в отношении Льва VI и одновременно очернить Фотия, учителя Арефы, к-рый предал Н. Д. П. Наиболее вероятное время создания Жития патриарха Игнатия, по его мнению,- между 910 и 920 гг., т. о., оно не может быть памфлетом, упомянутым в Житии патриарха Евфимия (The Life of Patriarch Ignatius. 2013. P. XII). В 2006 г. И. Тамаркина выявила неизвестные ранее источники Жития (полные Деяния К-польского Собора 869-870 гг., не сохранившиеся на греческом) и продемонстрировала, что оно могло быть создано и до кончины Фотия. По ее мнению, Житие патриарха Игнатия можно точно датировать временем после кончины имп. Василия I (29 авг. 886). Возможно, оно отражает споры в кругах игнатиан в кон. IX в. о том, какую позицию занять в отношении официальной Церкви, по большей части представленной клириками, принявшими рукоположение от патриарха Фотия. Вероятно, эти споры сошли на нет только к 901-902 гг. ( Tamarkina. 2006).

http://pravenc.ru/text/2565402.html

М., 1933. С. 99-132). Фатимидский дворец X-XII вв. не сохранился, однако возможна приблизительная реконструкция его планировки по описанию историка аль-Макризи (XV в.). К югу от дворца в 970-972 гг. была построена соборная мечеть Эль-Азхар (реконструировалась в сер. XII (колоннады двора), в кон. XV (2 минарета и михраб) и в сер. XVIII в. (портал)). Вскоре Эль-Азхар стал центром подготовки проповедников, а впосл. и до наст. времени является ведущим ун-том мусульм. мира. Изменение назначения Эль-Азхара и рост населения К. привели к основанию новой соборной мечети аль-Хакима к северу от городских стен (990-1012). Сильно пострадавшая от землетрясения 1303 г., она тогда же была отреставрирована. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. Двор мечети аль-Хакима. 990–1012 гг. В XI в. Фустат (140 тыс. чел.) еще превосходил Эль-Кахиру (80-90 тыс. чел.) по площади в 2-3 раза. Однако смещение русла Нила на запад стало причиной упадка портовых районов Каср-эш-Шамъа, население оттуда переселялось в Эль-Кахиру. Голодные годы, эпидемии и смуты 50-60-х гг. XI в. привели к запустению мн. кварталов Фустата, расположенных на голом плато. Эль-Кахира разрасталась, и в 80-х гг. XI в., в правление везира Бадра аль-Джамали, стены Джаухара были снесены, создана новая, более протяженная линия укреплений. Стены XI в., сложенные из камней и частично перестроенные в кон. XII в. при Салах ад-Дине , имеют много общего с северносир. традицией строительства. До настоящего времени сохранились ворота Баб-эль-Футух и Баб-эн-Наср (1087) в сев. стене и Баб-Зувайла (1091-1092) в южной. В Фатимидскую эпоху егип. христианство под мусульм. владычеством достигло наивысшего развития. Большинство халифов этой династии были веротерпимыми политиками. Зиммии занимали видные гос. посты, строили и украшали церкви, пышно отмечали христ. праздники. В 70-х гг. Х в. были обновлены копт. церкви Эль-Муаллака и св. Меркурия, основано неск. новых церквей в Эль-Кахире. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на православной египтянке и покровительствовал ее братьям, одного из которых, Арсения , сделал митрополитом К.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В нач. XIX в. особое старообрядческое общество составляли русские в г. Сороки. Старообрядческое с. Нов. Покровка Сорокского у. было основано в 1831 г. выходцами из слободы Пилипы-Боровские Подольской губ., в 1870 г. село получило свое название от построенной там Покровской ц. В с. Кунича Сорокского у. к 1723 г. уже жили старообрядцы. С нач. XVIII в. старообрядцы появились в г. Оргееве и в с. Серкове Оргеевского у. В 60-х гг. XIX в. Оргеевское старообрядческое общество пополнилось за счет переселенцев из с. Шолданешты Оргеевского у. Старообрядцы поселились в г. Бельцы, мест. Теленешты Оргеевского у., мест. Рышкановка Белецкого у., селах Надушита и Котюжены Сорокского у. Значительная часть староверов-переселенцев не проживала на территории Бессарабии, но была приписана к местным городам, в основном к Хотину. В 1853 г., согласно переписи, мещанами Бендер были жители не только этого города, но и Тирасполя, Балты, Одессы, Кишинёва, сел Плоское и Куренёвка. К Оргееву были приписаны староверы Оргеева, Дубоссар (ныне Дубэсарь), Кишинёва, Балты, мест. Теленешты, сел Куниче, Киперчены Оргеевского у. К старообрядцам Аккермана принадлежали мещане Одессы, Балты и г. Маяки Херсонской губ. Мещанами г. Бельцы были выходцы из Кишинёва, Балты, Оргеева, мест. Теленешты, сел Куниче, Грубна и Волчинец. Хотин был важным местом приписки старообрядцев Подольской, Бессарабской и Волынской губерний. В мещане этого города были записаны староверы Винницы, Кишинёва, Хотина, Литина, Балты, Вербовца, с. Катериновка Ушицкого у., деревень Перепеличье и Сорокодубы Брацлавского у., дер. Курники, сел Людавки и Жуковцы Винницкого у., с. Петраши Летичевского у. и слободы Пилипоновки-Бершадской Ольгопольского у. Подольской губ., сел Грубна, Васкоуцы и Користоуцы Хотинского у., мест. Любар Волынской губ. и др. В 1860 г. к Хотину было причислено более 3,6 тыс. старообрядцев. Старообрядческий Покровский храм в Кишинёве. Ок. 1817 г., разрушен в 1956 г. Фотография. Кон. XIX в. Старообрядческий Покровский храм в Кишинёве. Ок. 1817 г., разрушен в 1956 г. Фотография. Кон. XIX в. Старообрядцы были первыми рус. жителями Кишинёва. В нач. XIX в. они поселились здесь обособленно на Часовенной ул. Первоначально все рус. жители Кишинёва приписывались к местному старообрядческому обществу. В 1835 г. в Кишинёве насчитывалось 4164 русских, в т. ч. 888 старообрядцев. В 1840 г. рус. община города разделилась на 3 части: великороссийскую, старообрядческую и цеховую (в последнюю вошли мастера, занимавшиеся каменно-плотницкими работами). В 1844 г. бессарабский губернатор П. И. Фёдоров издал указ о ликвидации городских великороссийского и старообрядческого обществ в связи с укоренившейся в них практикой приема беглых из внутренних губерний. Однако старосты обществ подали соответствующие прошения, и ликвидация была приостановлена. В 1858 г. в городе проживали ок. 3 тыс. старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/Молдавия.html

Е. к началу рим. правления находилась в нек-ром упадке. Ирригационная система не поддерживалась должным образом. Уже при имп. Августе ситуация была в значительной мере улучшена. При имп. Веспасиане (или уже при Нероне) был учрежден департамент имп. имений Е. (οσιακς λγος). Превратив Е. в провинцию, Октавиан постановил, что треть выращенного и собранного в Е. зерна ежегодно должна вывозиться в Рим. Чтобы обеспечить это, Август конфисковал большую часть храмовых земель вместе с их доходами, либо сделав их собственностью императора, либо продав. При Августе ежегодные поставки зерна в Рим составляли ок. 20 млн модиев. От времени правления имп. Нерона (сер. I в.) есть сведения о том, что ежегодных поставок егип. зерна хватало для обеспечения потребностей Рима на 4 месяца. Объем поставок зерна изменялся в зависимости от разлива Нила, а также вслед. социальных волнений, зачастую приводивших к разорению обширных земель. В 100 г. в Е. был голод и имп. Траян распорядился вернуть в Е. корабли, привезшие в Рим егип. зерно. Однако даже в неурожайные годы натуральные налоги не снижались, и Е. отправлял в Рим положенное количество зерна. В кон. II в. были введены хлебный налог для нужд армии (annona militaris), временные налоги для содержания и финансирования перемещений армии внутри Е., налоги для обеспечения поездок чиновников (ναβολικν). При необходимости власти назначали фиксированные цены, по к-рым они обязывали крестьян продавать зерно и к-рые были ниже рыночных. В I - нач. II в. неоднократно повышались экстраординарные налоги. При имп. Адриане Е. постиг ряд неурожаев; в 60-70-х гг. II в. разразилась эпидемия чумы. Все эти факторы к кон. II в. привели к упадку хозяйственной жизни в стране и заставили рим. правительство при имп. Коммоде (180-192) искать новые источники импорта зерна в столицу. В III в. упадок ирригационных систем и производства зерна в Е. не был преодолен, однако общее ослабление налогового бремени позволило стабилизировать ситуацию. Е. сравнительно спокойно пережил кризис сер. III в. с помощью своей изолированной от проч. областей империи монетной системы и мер по недопущению чрезмерной инфляции. Кроме того, после дарования рим. гражданства жителям Е. по эдикту имп. Каракаллы 212 г. население оказалось избавлено от подушного и нек-рых др. видов налогов. При имп. Аврелиане вновь были осуществлены масштабные работы по восстановлению ирригационных и транспортных систем, а также увеличены натуральные налоги, поскольку в Риме в это время была увеличена норма хлебных раздач населению.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Э. Небольсин Исторический очерк Канада с древнейших времен до кон. XV в. Поселение викингов в Л’Анс-о-Медоуз, Ньюфаундленд Поселение викингов в Л’Анс-о-Медоуз, Ньюфаундленд Заселение территории К. человеком началось приблизительно 25-30 тыс. лет назад и было связано с переселением выходцев из Азии в Зап. полушарие по т. н. Беринговому мосту (перешейку, располагавшемуся на месте совр. Берингова прол.). Именно тогда в границах совр. К. поселились предки той части ее коренного населения, к-рую в европ. традиции было принято называть индейцами. К началу контактной эпохи их насчитывалось по разным оценкам от 220 тыс. до неск. млн чел. («официально признанная» в наст. время канад. властями цифра - 500 тыс.). Индейские сообщества находились на различных стадиях родового строя (от примитивных промысловых объединений до предгос. «военной демократии»). Основным занятием индейцев были охота, рыболовство и собирательство. В отдельных местах встречалось примитивное земледелие. Индейские языки чрезвычайно разнообразны и относятся к различным языковым семьям. Традиционно индейцев подразделяют на жителей сев.-вост. лесов (woodland), прерий, тихоокеанского побережья, субарктического и арктического региона. Крест, установленный Ж. Картье в зал. Гаспе (атлантическое побережье Канады). 1534 г. Крест, установленный Ж. Картье в зал. Гаспе (атлантическое побережье Канады). 1534 г. Во II тыс. до Р. Х. на канад. север также из Азии пришли представители т. н. арктических монголоидов, к-рых долгое время было принято называть эскимосами (в наст. время слово «эскимос» считается устаревшим, вместо него употребляется самоназвание «инуит»). Они расселились по побережью Сев. Ледовитого океана, где создали уникальную субкультуру полярных морских охотников. Инуиты, индейцы и образовавшиеся позднее сообщества метисов официально именуются «первыми нациями» К. Существует множество гипотез о плаваниях европейцев к вост. побережью совр. К. в Доколумбову эпоху (в списке возможных первооткрывателей ирл. монахи VIII-IX вв., а также англичане, итальянцы, французы, немцы, датчане, поляки). Достоверным считается утверждение, что в нач. XI в. берега Ньюфаундленда и Лабрадора посещали жители скандинавских поселений, которые существовали в то время в Гренландии. Археологические находки, сделанные в 60-х гг. XX в. норвеж. исследователем Х. М. Ингстадом в бухте Л " Анс-о-Медоуз (Ньюфаундленд) подтвердили эти сведения. В исландских сагах первые плавания в Сев. Америку (Винланд) возглавляли Лейф Эйриксон и Торфин Карлсефни, однако прямых доказательств этому нет. Эпоха исследования К. с кон. XV до нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала принципиально новой политической системы в Греции. Для множества морских полисов, входивших в Афинский союз, торжество Спарты означало только смену гегемона. Истощенные войной греч. города вступили в полосу длительного и острого социально-политического кризиса, подготовленного предыдущим развитием: рост крупного рабовладельческого хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников. Длительная Пелопоннесская война усугубила этот процесс, стимулировав спекуляцию, рост крупных состояний и разорение мелких хозяйств. Имущественная дифференциация содействовала социальному расколу; в каждом полисе образовались противостоящие друг другу лагери - бедные и богатые. Обнищавшие граждане требовали помощи от полисного гос-ва, к-рое само остро нуждалось в средствах. Упадок финансового и военного ведомства дополнялся упадком суверенных органов власти: народное собрание и суды становились ареной сведения социальных счетов. Нарастал также кризис традиц. полисной идеологии. Знамением времени стала массовая аполитичность, равнодушие граждан к судьбам своего гос-ва. В среде простого народа развивалось увлечение утопическими мечтаниями о мире всеобщего равенства и достатка, тогда как полисная элита тяготела к идее сильного единоличного правителя, способного положить конец смутам и объединить страну. Консервативное и военизированное Спартанское гос-во, ставшее в кон. V в. гегемоном в Греции, не было в состоянии заменить Афины в роли лидера торговых городов, тем более удержать лидерство во всей Элладе. Морские полисы, ранее стремившиеся к демократии, а также ряд континентальных общин начали тяготиться спартанским диктатом и вскоре выступили против Спарты (Коринфская война; 395-387). Гегемония Спарты была разрушена, но одновременно обозначился новый рост вмешательства Персии в греч. дела. В Пелопоннесской войне Персия поддерживала Спарту, а затем стала на сторону ее противников. Персид. царь Артаксеркс II фактически продиктовал условия Анталкидова мира, завершившего Коринфскую войну в 387 г., а затем снова стал поддерживать уже обессиленную Спарту в качестве противовеса др. греч. полисам, в первую очередь Фивам и Афинам. Возглавившие Беотийский союз Фивы нанесли ряд поражений Спарте, содействовали ограничению Спартанского гос-ва территорией Лаконики. Однако, когда к Спарте присоединились Афины, Беотийский союз не выдержал борьбы с противниками и в кон. 60-х гг. IV в. был распущен. Также неудачей закончилась новая попытка Афин занять положение лидера. В 378 г. им удалось восстановить Афинский морской союз, но, когда Афины вновь попытались перейти к державной политике, союзники подняли восстание (Союзническая война; 357-355). Второй Афинский союз также практически распался. К 50-м гг. IV в. греч. мир находился в состоянии политического хаоса, чем и воспользовалась новая сила - Македонское царство.

http://pravenc.ru/text/180431.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010