Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. На рубеже XIX-XX вв. вышли первые общие труды протестант. школы (И. К. В. Аугусти «Руководство по христианской археологии»; Ф. Пипер «Монументальная теология»; В. Шульце «Археология раннехристианского искусства»), в 10-х гг. XX в. методика исследований А. х. была усовершенствована швейцар. ученым П. Штайгером, предложившим датировать погребения катакомб по стратиграфии накопления локул ; его выводы были признаны, развиты (А. М. Шнайдер, П. Тестини) и подкреплены новыми находками, вызвавшими сенсацию. Так, христ. погребения датировались в основном периодом не до, а после 313 г. (древнейшие восходят к III в., дата самой ранней эпитафии - 266); катакомбы превратились из частных гробниц в общие принадлежащие Церкви кладбища в кон. III-IV в.; сюжетное разнообразие росписи росло постепенно (до 313 известно 15 композиций, к кон. IV в.- более 60); катакомбы иудеев и христиан возникли одновременно, в кон. II - нач. III в., и не обязательно связаны генетически. После первой мировой войны потребность в развитии А. х. ощутил и Ватикан. В 1925 г. на базе Папской академии христ. археологии был создан Папский ин-т христ. археологии. В 30-40-х гг. XX в. ведущее место в области научного анализа заняла созданная в Бонне группа И. Лицмана и Ф. Дёльгера , рассматривавшая раннее христианство как часть общей культуры Средиземноморья в религиозно-историческом контексте эллинизма. Т. Клаузер сплотил Боннскую группу в работе над «Словарем античности и христианства» и «Ежегодником античности и христианства». Научные школы Запада официально заявили об отказе от конфессионального подхода в сер. XX в. (IX Международный конгресс христ. археологии), однако сохранились направления, стремившиеся избежать противоречий между письменными источниками и археологией (см. в статьях «саркофаги христианские» ; «Иудео-христиане» ). Ф. И. Дёльгер Ф. И. Дёльгер Метод А. х. формировали дискуссии о корнях христ. иконографии , включавшие вопрос генезиса базилики и мартирия.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Архангельском Керенского у., с. Михайловском Краснослободского у., селах Высоком, Знаменском (Студёнки), дер. Черногай Чембарского у. и др. Местные власти неоднократно применяли насильственные меры к последователям секты. Так, в 1816 г. руководители общины духоборов с. Покровского были выселены в Мелитопольский у. Таврической губ. В 1827 г., по офиц. данным, в Пензенской губ. насчитывалось 430 последователей духоборов, в 1837 г.- 489 чел. К кон. XIX в. духоборы в Пензенской губ. перестают упоминаться в офиц. документах, в ряде случаев отождествляются с молоканами. Молокане пришли в регион из Тамбовского наместничества (губернии) в кон. XVIII - нач. XIX в. Одним из главных центров распространения их идей стало с. Андреевка Чембарского у., куда оно проникло еще в 1790 г. ( Плоткин. 2002. С. 88-89). Их последователи проживали в Мокшанском у. (дер. Алексеевка), Наровчатском у. (села Балалаковка, Вьюнки, Кошелёвка и др.), Чембарском у. (села Высокое, Починки, дер. Андреевка (М. Щепотьево), и др.), а также в Саранском у. В 1828 г. чембарский уездный исправник Н. Д. Брычов вместе с миссионером Ястребовым «увещевал» молокан дер. Андреевка (М. Щепотьево), в результате чего 120 чел. перешли в Православие (многие, вероятно, формально, т. к., по полицейским сведениям, в 1851 в Щепотьеве проживало 244 последователя молокан). В 1839 г. дело о молоканах с. Кандевки (Кандеевки; ныне Кандиевка) Керенского у., куда учение проникло из дер. Высокой Чембарского у., дошло до обер-прокурора Синода (Там же. С. 87). В кон. 60-х гг. XIX в. часть молокан Чембарского у. была выселена в Бакинскую обл. и др. районы Закавказья. Основная масса пензенских молокан относилась к ортодоксальному толку (за верность учению их называют «постоянными»); лишь молокане дер. Алексеевки Мокшанского у. относились к Донскому толку («евангелическим христианам»). По офиц. источникам, в 1914 г. в Пензенской губ. действовало 4 общины молокан в Городищенском, Чембарском и Саранском уездах общей численностью 826 чел. (по данным 1895 г., только в Чембарском у.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого (израильского?) и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, гл. обр. для Иудеи; вторую составляет т. н. негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века. Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул) Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул) Для эпохи Разделенных царств (IX-VIII вв. до Р. Х.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо 1-й пол. IX в. до Р. Х. (времени Ахава ), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок к-рой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до Р. Х. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии , выстроенная при подготовке к очередному ассир. нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до юж. окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис 22. 9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис 22. 11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, вост. и зап. холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в кон. VIII в. до Р. X., связанные с ассир. угрозой, засвидетельствованы и др. сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым прор. Иеремией (Иер 39. 3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим. Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью к-рой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона.

http://pravenc.ru/text/Археология ...

За 1944-1964 гг. число школ и количество учащихся выросли в среднем в 5-6 раз. В 1956 г. был открыт Ливийский ун-т в Бенгази с преподаванием на араб. языке. С 1957 г. началась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. В 60-х гг. XX в. были введены обязательное начальное, бесплатное среднее и высшее образование. Однако еще в кон. 60-х гг. XX в. неграмотными оставались ок. 75% ливийцев (среди женщин - 96%). В среде зарождавшейся образованной части горожан (за пределами Киренаики - оплота сенусийи) росли симпатии по отношению к араб. национализму, лидером к-рого считался Гамаль Абдель Насер. Эти настроения особенно ярко проявились после поражения арабов в Семидневной войне 1967 г., в Л. начались гонения на издавна проживавшую здесь иудейскую общину (большая часть ее эмигрировала еще после провозглашения Государства Израиль в 1948 г.). Ливийская Арабская Республика и Джамахирия (кон. 60-х гг. XX - нач. XXI в.) В сент. 1969 г. группа молодых армейских командиров («Свободные офицеры юнионисты-социалисты») во главе с капитаном Муаммаром аль-Каддафи, воспользовавшись заграничной поездкой кор. Идриса I, объявила о его низложении и арестовала наследного принца и высших чиновников («Сентябрьская революция»). Вся полнота власти в стране (получившей название Ливийская Арабская Республика - ЛАР) перешла к Совету революционного командования (СРК, председатель - Каддафи), к-рый освободил политзаключенных, распустил парламент, приостановил действие конституции и назначил кабинет министров, состоявший преимущественно из гражданских лиц. В нояб. 1971 г. СРК учредил комиссию по пересмотру всего законодательства в соответствии с основными принципами шариата. В июне 1972 г. вышел указ о запрете любой партийно-политической деятельности вне рамок новообразованного Арабского Социалистического Союза (АСС), идеологией к-рого была провозглашена т. н. третья теория, базирующаяся на синтезе ислам. фундаментализма и араб. национализма. В 1969-1972 гг. были проведены преобразования, направленные на национализацию экономики. В 1970 г. ликвидировали англо-амер. военные базы на территории ЛАР и национализировали все банки. К сент. 1973 г., сочетая тактику соглашений и национализации, правительство установило контроль над всеми компаниями, связанными с добычей и переработкой нефти, при этом в гос. собственность перешли 51% акций всех зап. нефтяных компаний, действовавших на территории страны, а также розничная сеть сбыта нефтепродуктов и газа. Была введена гос. монополия и на экспорт данных товаров.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

На лицевой стороне златников и сребреников помещено изображение В. С. по образцу поясных имп. портретов на визант. монетах и печатях, но дополненное схематичным изображением ног и превратившееся в портрет государя, восседающего на престоле (в визант. монетной иконографии того периода подобный тип уже не использовался). Для всех монетных изображений князя характерны общие физиогномические признаки и атрибуты: В. С. с усами и выбритым подбородком, в плаще, с крестом в правой руке и в имп. венце с подвесками-пендулиями (по мнению М. П. Сотниковой, на нек-рых штемпелях вырезано изображение рус. высокой шапки). На оборотной стороне монет I типа располагается поясное изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием. К числу особенностей I типа, не имеющих аналогов в визант. монетах, относятся размещенный над левым плечом В. С. княжеский знак-трезубец (на монетах II-IV типов встречается на обороте) и надпись: «Владимир на столе» или «Владимир, а се его злато/сребро» (первую считают наиболее ранней), на сребрениках др. типов оба варианта легенды объединены. Известен экземпляр сребреника IV типа с уникальной надписью, указывающей языческое и христ. имена князя: «Владимире серебро святаго Василя». На монетах II и IV типов В. С. представлен с нимбом. Рогнеда, Супруга кн. Владимира, покушается на жизнь мужа. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 163) Рогнеда, Супруга кн. Владимира, покушается на жизнь мужа. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 163) Не исключено, что раннее посмертное изображение В. С. входило в состав ктиторской композиции, располагавшейся в зап. части собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). С. А. Высоцкий считал, что в центре ктиторской фрески по сторонам Христа на престоле были представлены В. С. и кнг. Ольга, за к-рыми следовали кн. Ярослав с храмом в руках, кнг. Ирина и их дети. Миниатюры лицевых летописей Подробный цикл миниатюр (ок. 60), иллюстрирующий рассказ о правлении В. С., содержится в Радзивиловской летописи кон.

http://pravenc.ru/text/159104.html

произведения. К 1864 г. в миссии трудились 9 миссионеров (1 протоиерей, 4 священника, 4 иеромонаха), а также иеродиакон, диакон и 8 причетников, вместе с переводчиками - 29 чел. А. д. м. занималась активной благотворительностью: обучением алтайцев оседлому ведению хозяйства, земледелию, огородничеству и проч., лечением больных (в частности, делались прививки от оспы), помощью бедным, убогим, слепым и престарелым (хлебом, одеждой, земледельческими орудиями, покупкой скота и проч.). В 1858-1863 гг. было приобретено 37 домов для бедных алтайцев. Между тем на большинство социальных и даже миссионерских проектов А. д. м. не получала правительственных субсидий. До 1858 г. на нужды миссии из казны отпускалась сумма в 571 р. 41 к., что позволяло выделять на содержание членов миссии от 10 до 80 р. в год. В 1858-1864 гг. содержание А. д. м. неск. улучшилось, поскольку к прежней сумме на жалованье и служебные нужды миссии стали отпускаться по 4000 р. в год из сумм Святейшего Синода. Однако строительство церквей в новокрещеных селениях, домов для членов миссии и школ грамотности осуществлялось на благотворительные пожертвования, каковые в 1858-1863 гг. составляли от 400 до 3500 р. в год. Помимо финансовых трудностей жизнь алтайских просветителей изобиловала опасностями, сопряженными с их миссионерской деятельностью: во время путешествий миссионеры не раз падали с крутых обрывов в реки, проваливались под лед при переправах, ночевали на болотах и в горах в буран и мороз, подвергались нападениям со стороны раскольников и беглых каторжан. Архим. Владимир (Петров). Кон. 70-х гг. XIX в. Архим. Владимир (Петров). Кон. 70-х гг. XIX в. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. алтайских миссионеров обвиняли в насильственном крещении инородцев и преследовали судебными тяжбами. 24 нояб. 1865 г. Святейший Синод назначил нового начальника миссии - архим. Владимира (Петрова) , к-рый сумел не только оправдать миссионеров, но и развернул активную деятельность по дальнейшему развитию миссии. Накануне своего назначения архим.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995. Е. В. Белякова, А. А. Королёв, Э. П. А. Иконография Самые ранние изображения Е. датируются 1-й четв. IV в. Со времени провозглашения августой ее изображения стали чеканиться на монетах и медалях. Сохранилось неск. медных монет (фоллисов) с оплечным изображением Е. в профиль и с легендой: FL HELENA AVGVSTA (Флавия Елена Августа). Во дворце в Трире найдены изображения Е. с нимбом, трактуемым как знак царственности ( Alf ö ldi. 1959/60. S. 84-89). Нек-рые исследователи считают портретом Е. мраморную статую, также датируемую IV в. (Капитолийские музеи, Рим): царица представлена молодой женщиной, в рост, сидящей на стуле в свободной позе, слегка откинувшись, кистью левой руки она опирается о спинку стула, правая рука - на колене. Спадающие мелкие складки платья, оставляющего открытой шею, подчеркивают формы тела. Волосы лежат небольшими волнами надо лбом, в волосах - царская диадема. Этот идеализированный облик Е. (в период появления первых портретов ей было более 70 лет), повторяясь на монетах, сохраняет вместе с тем индивидуальность: подчеркнуто крупный нос с горбинкой и большие глаза. На монетах она изображена в серьгах и в ожерелье. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция. Кон. XII в. Образ Е. как христ. святой известен в визант. искусстве с кон. IX в. Она, как правило, изображается в более или менее точно переданном торжественном имп. одеянии - орнате: в платье (столе) с широким драгоценным оплечьем, с украшенными поручами, с расшитой камнями и жемчугом каймой по подолу, с лором и торакием, на голове корона-стемма. На миниатюрах из Слов Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-886 гг.) Е., юная и прекрасная, представлена неск. раз: в имп. одеянии с широким лором и с горой в руке (Fol. 285), сидящей на троне, в свободном античном платье-хламиде, с короной поверх чепца (Fol.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708-714/5, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети прор. Мухаммада в Медине местными и визант. мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего рим. храма и христ. базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками юж. нефа находится мраморная постройка (после 1893), отмечающая легендарное место погребения главы св. Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы зап. и юж. стен двора и мечети относятся к рим. времени, сохранился юж. 3-частный вход во двор рим. храма. Юж. стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488), 3-й находится на середине сев. стены (нижняя часть IX в., верхняя - кон. XII в.). В сев.-зап. части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-вост. части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX вв. Мозаики мечети Омейядов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Изобразительное искусство») возникли одновременно с постройкой мечети. Они неск. раз реставрировались (кон. XI в., сер. XII в., кон. XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й пол. 60-х гг. XX в. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Д.; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют мн. черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/168694.html

их часто записывали крюками (очень редко также и партесное многоголосие; см.: Герасимова-Персидская. 1991. С. 60). На ранние формы К. н. югозападнорус. монодийного пения исследователи обращали меньше внимания, поскольку в Московию было привезено мало Ирмологионов 1-й пол. XVII в. и они были почти неизвестны. Лишь нек-рые ученые отмечали, что К. н. применялась «первоначально для записи одноголосных старых распевов» ( Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924. С. 43), тогда как 2 разновидности К. н., предназначенные для монодийного и партесного пения, возникли в Юго-Зап. Руси в кон. XVI в. почти одновременно. Двознаменная азбука. Кон. XVII — нач. XVIII в. (РНБ. Q.1.1052. Л. 18 об.) Двознаменная азбука. Кон. XVII — нач. XVIII в. (РНБ. Q.1.1052. Л. 18 об.) В Московской Руси стилевой спектр древнерус. пения, нотированного «киевским знаменем», был значительно расширен. Мн. певч. книги знаменного распева были представлены либо в виде двознаменников , либо со временем только с К. н. Нотами были записаны киевский, греческий, болгарский распевы, демественное пение ; в Ирмологионах XVIII в., составленных в России,- авторские распевы (напр., герасимовский напев ). Многораспевный контекст рус. одноголосного пения был расширен благодаря укр. и белорус. образцам, распространявшимся в нотолинейной записи. Кроме этого, во 2-й пол. XVII в. с помощью К. н. были составлены «партитуры» многоголосных обработок разных монодийных напевов (см. иллюстрации в ст. Киевский распев ), строчного пения . В старообрядческой среде линейная нотация, как правило, не использовалась; исключением можно считать знакомство с ней нек-рых мастеропевцев Выга и наличие ее элементов в певч. книгах и азбуках (см. в ст. Выголексинское общежительство , разд. «Певческое искусство»). Отдельное стилевое направление составили партесные концерты и гармонизации, зафиксированные К. н. Издание певч. книг с К. н. в России осуществлялось с 1772 г. Последней публикацией перед революционными событиями 1917 г. было 3-е изд.

http://pravenc.ru/text/1684531.html

В 4 Макк нашла свое выражение одна из первых попыток представить позицию иудеев диаспоры Второго храма, которая оказалась также во многом и позицией христиан: победа через смерть и решающий «аргумент» в споре - самопожертвование. Отличие же в том, во имя Христа или во имя Торы приносится жертва. Н. В. Брагинская М. к. на Руси М. к. в полном объеме в Др. Руси до кон. XV в. известны не были. Однако с древнейших времен они включались в библейский раздел индексов истинных и ложных книг. Самое раннее упоминание о них - в списке истинных и ложных книг Исидора в Изборнике Святослава 1073 г.: «И елико же въне 60: 1. Мудрость Соломоня, 2. Мудрость Сирахова, 3. Макавеи, 4. Макавеи, 5. Макавеи, 6. Макавеи, 7. Иосфир, 8. Иудиф, 9. Товит» (Л. 254; цит. по изд.: Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. СПб., 1880). Четыре раза упоминаемое «Макавеи» относится к 4 М. к., стоящим «вне» библейского канона. Это вполне соответствует Житию Мефодия, в 15-й гл. к-рого сообщается, что Мефодий, «посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевел быстро и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский» (цит. по: Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2004. С. 193). На Руси в перечень истинных книг, т. е. рекомендованных Церковью, они попали поздно: впервые упоминание М. к. в числе канонических встречается в Исихастском индексе, созданном не ранее кон. XV в. (см.: Грицевская И. М. Индексы истинных книг. СПб., 2003. С. 77-100); название книг дается здесь обобщенно - как «Маккавейская история» (см.: Грицевская И. М. Индексы истинных книг. С. 184). Возможно, формирование нового индекса истинных книг связано с составлением в кон. XV в. полного рус. библейского кодекса, включавшего и М. к., во всяком случае новый индекс соответствовал содержанию кодекса (см.: Она же. Канон слав. Библии в индексах истинных книг//Palaeobulgarica=Староблъгаристика. 1990. Т. 14. 1. С. 39-48), а в более позднюю его редакцию было целиком перенесено оглавление Острожской Библии (см.: Там же. С. 47; Она же. Индекс истинных книг в составе «Кирилловой книги»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 125-133).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010