П. д. были написаны по-гречески. В качестве даты создания этого текста исследователи предлагали временной промежуток от 60-х гг. II в. до нач. III в. Если «Деяния Павла», составленные, согласно Тертуллиану ( Tertull. De bapt. 16. 5), незадолго до 200 г., действительно зависят от П. д., то текст о деяниях Петра возник не позже 3-й четв. II в. В качестве возможных мест создания П. д. предлагались Вифиния ( Ficker. 1903. S. 30-46), Александрия ( Flamion. 1910. Vol. 11. P. 5-8), М. Азия ( Vouaux. 1922. P. 207-214), Сирия ( Poupon. 1997. P. 1043). Однако обращает на себя внимание хорошее знакомство автора с рим. реалиями (упом. форум Юлия как место суда, дорога до порта, города Ариция, Путеолы (ныне Поццуоли) и Таррацина, Виа Сакра). В греч. тексте последнее название написано по-гречески - как Βα σκρα, что может указывать на создание текста в грекоязычной среде христ. общины Рима. Автор относит действие П. д. к правлению имп. Нерона (IV 41); историчность префекта Агриппы - предмет дискуссии ( Dohler. 2018. S. 281-282). Как и другие апокрифические деяния, П. д. имеют черты жанра античного романа. Прежде всего это авантюрные мотивы: приключения на море (Acta Petri. IV 5), кража в богатом доме (IV 17), театральные сцены с элементами комедии и гротеска (IV 14, 22-28, 32), переодевание героя (IV 35), влюбившийся в бане юноша (I). Впрочем, мотивы, связанные с любовью, появляются ближе к концу текста, когда увеличивается число духовных наставлений Петра, а текст начинает терять романный характер. Рукописная традиция и проблемы реконструкции текста До недавнего времени к П. д. было принято относить 4 эпизода, но в 2013 г. исследователи Ф. Бовон и Б. Бувье ( Bovon, Bouvier. 2013) опубликовали текст из рукописи Минология Angel. 108 (кон. XI-XII в.), происходящей из Юж. Италии и озаглавленной «Из деяний апостола Петра». В этом сочинении действие происходит в Палестине, на пути Петра в Азот, и может соответствовать сюжету 1-й половины П. д. Ряд деталей повествования (упом. 7 грехов, диавол в виде ангела света, крестное знамение - Lang. 2015. S. 22) вполне соответствует сочинению, к-рое могло быть написано в кон. II в. На принадлежность данного отрывка к П. д. указывает наличие общих тем (роль имени Иисуса, обличение диавола, перечисление грехов, решающая роль покаяния). Важно также, что во многом зависимые от П. д. тексты апокрифа «Деяния Андрея и Матфия» черпают материал из этого отрывка. Т. о. появилась гипотеза о 2 половинах П. д.: т. н. палестинской и римской.

http://pravenc.ru/text/2580438.html

После смерти Артаксеркса I в 424 г. до Р. Х. персид. знать сместила его сына Ксеркса II и престол занял отпрыск боковой линии династии с тронным именем Дарий II, в царствование которого большое влияние приобрели придворные царя (делами двора управляла царица Парисатида) и евнухи. Военные поражения заставили Ахеменидов прибегнуть к интригам, подкупу и проч. Один из сыновей Дария II, Кир Младший, объединил под своей властью неск. малоазиат. сатрапий, положив конец распрям наместников, и успешно лавировал между спартанцами и афинянами. Вступив в противоборство со старшим братом Арсаком, который после смерти Дария II (404 г. до Р. Х.) занял престол под именем Артаксеркс II, Кир погиб в битве при Кунаксе (401 г. до Р. Х.). Участие Спарты в мятеже Кира («Походе десяти тысяч», описанном Ксенофонтом) побудило Артаксеркса послать войска в Эгеиду: его полководец афинянин Креон в 394 г. до Р. Х. разбил спартанцев при Книде, а в 387 г. до Р. Х. навязал им т. н. Анталкидов (Царский) мир, к-рый вернул ионийские полисы и Кипр Персии. Однако в 404-403 гг. до Р. Х. персы потеряли Египет, а затем Индию. В 60-х гг. IV в. до Р. Х. произошло «Великое восстание сатрапов» Каппадокии, Армении и Даскилея, к которому присоединились жители некоторых финикийских городов, Киликии, Писидии и Ликии. Крепость Бам (Арг-е Бам). Кон. V в. до Р. Х. (пров. Керман) Крепость Бам (Арг-е Бам). Кон. V в. до Р. Х. (пров. Керман) Восстановление Вел. Персии начал Артаксеркс III Ох (359-338 гг. до Р. Х.). Усмирив мятеж кадусиев в Прикаспии, в 345 г. до Р. Х. он превратил восставший Сидон в руины, а позже захватил Кипр. Одновременно находившийся у него на службе родосец Ментор подавил бунт сатрапов в М. Азии. В 343 г. до Р. Х. Артаксеркс одержал победу над Египтом и вновь выступил арбитром во внутренних конфликтах Греции, однако в 338 г. до Р. Х. царь, стремившийся ограничить самостоятельность сатрапов и лишить их права держать свои войска, был отравлен. Придворные возвели на трон его сына Арсеса, к-рый в 336 г. до Р. Х. также был убит вместе со всей семьей, после чего на престол взошел представитель боковой линии ахеменидского дома - Дарий III.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В 1682 и 1685 гг. в дер. Поломошной (совр. Яшкинский р-н) были совершены 2 самосожжения, погибли 133 и 40 чел., позднее последовала череда самосожжений старообрядцев в различных поселках. Несколько «гарей» на территории Кузбасса произошло в 1756 г.- в деревне Мальцевой сожгли себя ок. 200 чел., в дер. Мамуровой погибли 175 чел. «Гари» 1756 г., ставшие причиной издания имп. Екатериной II Алексеевной указа в 1765 г. «о недопущении сибирских жителей до самосожжения», стали последними самосожжениями на территории Кузбасса. В нач. XVIII в. в регионе увеличилось число старообрядцев - выходцев из Европейской России (в первую очередь из Нижегородской губ.), они селились в районах первоначального земледельческого освоения (Томско-Кузнецкий регион). С этим потоком связывается именование сибир. старообрядцев кержаками - по названию старообрядческого центра Керженец (совр. Нижегородская обл.). С кон. XVIII в. старообрядцев ссылали в Зап. Сибирь семьями и приписывали к кузнецким заводам. На территории К. о. по численности лидировали беспоповцы. К сер. XIX в. в регионе были представлены следующие беспоповские согласия: поморцы , разделявшиеся на законобрачных поморцев, полубрачных даниловцев и небрачных федосеевцев и филипповцев ; странники, состоявшие из статейников и противостатейников, денежников и безденежников; Спасово согласие , основная часть к-рого принадлежала к «нетовщине глухой», меньшая - к «нетовщине поющей»; близкие к Спасову согласию самокресты (самокрещенцы), рябиновцы (впервые отмечены в регионе в 60-х гг. XIX в.), восточники (дырники). В кон. XIX в. были зафиксированы единичные средники , в Чулымской тайге - т. н. тюменское согласие, в нач. ХХ в. возникло титовское согласие (см. Титовцы ). Большую роль среди беспоповцев в регионе играли странники. Первые бегуны (безденежники) появились в 1836 г. в Верх-Чулымской тайге (здесь сформировался томский центр согласия) под влиянием выходцев из Пермской губ. Андреяна и Силуана. В 1855 г. здесь же были отмечены первые наставники странников-статейников (иерархистов).

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Ершов (впосл. умер в лагерной больнице). Ершов оставил автобиографические записки, завещание и письма (частично опубл.). На рубеже 50-х и 60-х гг. центральные власти СССР впервые разрешили провести научные исследования феномена нелегальных религ. общин. В 1959-1961 гг. в Тамбовскую, Липецкую и Рязанскую области выехало неск. экспедиций Института истории АН СССР. Был собран обширный, частично опубликованный материал о деятельности И. п. х. Советские исследователи считали, что они связаны с общинами, которые откололись от православной Церкви «в тот период, когда она выступила за лояльное отношение к Советской власти». Впосл., лишившись священнослужителей, эти группы превратились во внецерковные организации верующих со своими сформировавшимися в изоляции и далекими от канонов традициями религиозной жизни. Ученые подтвердили, что в сер. 50-х гг. в Центр. Черноземье произошла заметная активизация религиозных групп, связанная с прекращением прямых преследований верующих, возвращением из лагерей арестованных ранее проповедников. Однако представители И. п. х. почти не проводили агитацию, и поэтому количество их сторонников не увеличивалось. Показательно, что если в кон. 40-х гг. группы И. п. х. существовали в 13 районах Тамбовской обл., то в кон. 50-х гг.- только в 9. По данным исследований, общины И. п. х. делились на духовников (ок. 30 % общей численности), которые считали возможным перевоплощение Бога в человека, и традиционалистов, или книжников (ок. 70%). В основном нелегальными религ. группами по-прежнему занимались правоохранительные органы, а также местные партийные комитеты. В нояб. 1957 г. все ЦК компартий союзных республик прислали заведующему сектором агитации ЦК КПСС К. У. Черненко отчеты о состоянии религ. жизни в их регионах, в т. ч. о деятельности групп И. п. х. В отчетах особо подчеркивалось асоциальное поведение сектантов: «Газеты и книги не читают, в общественной жизни никто не участвует, детей в школе не учат, в выборах не участвуют, отказываются служить в армии».

http://pravenc.ru/text/675029.html

В ходе противостояния с филипповцами Е. осознал себя единственным борцом за чистоту веры в согласии. В кон. 1781 г. он поставил вопрос о необходимости перекрещивать филипповцев, «приходящих к православной церкви», единственным представителем которой он считал себя, и начал устроение этой «православной церкви». При этом Е. обратился к идеям, к-рые были сформулированы ранними странниками, самоопределившимися в 60-х гг. XVIII в. Основная их мысль заключалась в том, что совершенным христианином человека делает бегство из мира, находящегося под властью антихриста , правление к-рого миром осуществляется через гос. установления (власть императора), поэтому подчинение гос-ву для истинных христиан невозможно. Эта идеология фактически господствовала среди последователей «старой веры» в 1-й пол. XVIII в., пока действовали установления в отношении старообрядцев, введенные Петром I Алексеевичем , в соответствии с к-рыми легализация последних была чрезвычайно затруднена. В 60-х гг. XVIII в. законодательство в отношении последователей «старой веры» смягчилось, что стало причиной появления среди старообрядцев многочисленных сторонников «записи в раскол» (т. е. легализации на условиях правительства), к-рым противостояли «укрывающиеся за попами», а также не согласные ни с теми, ни с другими «беглые» старообрядцы, сохранявшие традиц. бескомпромиссное отношение к государству и правосл. Церкви, к-рая воспринималась старообрядцами как часть гос-ва. В филипповском согласии радикализм по отношению к гос-ву, характерный для начального периода существования согласия, в 60-х гг. XVIII в. существенно уменьшился. Сторонниками «записи в раскол» были братья Алексей и Григорий Яковлевы, создавшие сочинение, в к-ром отстаивали право «записных» старообрядцев считаться христианами. 28 марта 1784 г., незадолго до перекрещивания себя, Е. написал послание неизвестному московскому филипповцу - «Разглагольствие о настоящем в древлецерковном последовании неких з друг другом несогласии. Ов убо от записных отлучися, паствити возмнев лучше укрывающихся за антихристовыми жрецами, в том и вознепщева быти себе права.

http://pravenc.ru/text/187701.html

ноября неожиданно напал на Московское княжество. Д. И. не успел собрать войско и сел в осаду в Кремле. Литовцы не смогли взять каменную крепость и ушли, разорив окрестности города и уведя много пленных. Это не заставило Д. И. прекратить борьбу. В 1370 г. его воеводы ходили походом к Брянску, выгнали из его владений кн. Ивана Новосильского, зятя Ольгерда, а в сент. 1370 г. сам Д. И. предпринял поход в Тверскую землю, и кн. Михаилу Александровичу пришлось снова уехать в Литву. Ответом на эти действия стал 2-й поход Ольгерда на Москву поздней осенью-зимой 1370 г.: 6 дек. войска Ольгерда подошли к Москве и 8 дней стояли под стенами Кремля. Однако в г. Перемышле на р. Протве, недалеко от Москвы, где «затворился» Д. И., собрались рус. отряды во главе с Владимиром Андреевичем, к к-рым присоединились союзники из Рязани и Пронска. По инициативе Ольгерда было заключено перемирие, и он увел свое войско. Все это свидетельствовало о том, что стремление Литвы подчинить своему влиянию княжества Сев.-Вост. Руси сталкивалось со все более серьезными трудностями. К этому времени положение осложнилось вмешательством Орды в борьбу между Москвой и Тверью. В итоге смут, охвативших Ордынское гос-во, к кон. 60-х гг. XIV в. оно распалось на 3 части: восточную, т. н. Кок-Орду с центром в г. Сыгнаке на Сырдарье, центральную - земли Ср. и Н. Поволжья, где находилась ордынская столица Сарай, и западную - между Волгой и Днепром, правителем к-рой был могущественный эмир Мамай, державший на престоле своих ставленников - потомков Чингисхана. Ордынская знать, правившая в землях Поволжья, не обладала большой военной силой, ее земли постоянно пытались захватить то Мамай, то правители Кок-Орды. С Кок-Ордой у рус. князей никаких связей не было, нек-рые князья (в их числе Димитрий Константинович) в 1-й пол. 60-х гг. еще признавали власть сарайских ханов, но в дальнейшем перестали с ними считаться. В 60-х гг. Д. И. сидел на вел. княжении, располагая ярлыком ставленника Мамая хана Абуллаха. Осенью 1370 г. «из Литвы» к Мамаю направился тверской кн.

http://pravenc.ru/text/178205.html

профсоюзы). В то же время в 30-60-х гг. XX в. сформировалась идейная основа т. н. нового франко-канад. национализма (Л. Гру), появились идеи создания особого франко-канад. государства. В 1960 г. с приходом к власти в Квебеке местной либеральной партии под рук. Ж. Лесажа в провинции начались реформы, секуляризация общественной жизни и подъем национального движения, вошедший в историю под названием «тихая революция». Поскольку добиться паритета с англо-канадцами в масштабе всей страны франко-канадцам было практически невозможно, именно пров. Квебек с этого времени стала рассматриваться ими как «национальный очаг» или «квази-государство». С кон. 60-х гг. XX в. все большую популярность в провинции приобретают сепаратистские идеи. В 1968 г. была создана Квебекская партия, быстро ставшая заметной политической силой в провинции. В основе ее программы был проект «суверенитет-ассоциация», предполагавший провозглашение политического суверенитета Квебека при сохранении тесного экономического союза с «остальной Канадой». В 1976 г. партия победила на провинциальных выборах в Квебеке. Правительство, возглавляемое лидером Квебекской партии Р. Левеком (1976-1985), стало проводить политику, направленную на усиление роли «провинциального» сектора в экономике, а также на закрепление исключительно франкоязычного характера Квебека. В 1977 г. был принят Закон 101 («Хартия французского языка»), объявивший франц. язык единственным офиц. языком провинции. Провинциальное правительство начало осуществлять программу «офранцуживания» различных областей жизни провинции. В 1980 г. в Квебеке был проведен референдум об изменении политического статуса провинции на базе проекта «суверенитет-ассоциация». Однако 60% участников референдума высказались «против». Тем не менее правительство Квебекской партии оставалось у власти в провинции до 1985 г. В 1982 г. оно отказалось признать изменения, внесенные в канад. конституцию федеральным правительством, поскольку в ней не был отражен 2-национальный характер страны, что породило конституционный кризис.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕЛОЖЕНИЕ В рус. церковном пении - создание нового варианта уже существующего произведения. Наиболее распространены П. с одного состава хора на другой, напр. с однородного хора на смешанный или наоборот. П. в этом значении являются синонимами термина «аранжировка» (от франц. arranger, нем. arrangieren - приводить в порядок), а также соотносятся с понятиями «транскрипция» и «обработка»; граница между терминами весьма условна, обычно считается, что она зависит от степени творческого вмешательства автора переработки в оригинальный текст, причем транскрипция и обработка могут иметь даже отличающуюся от оригинала художественную образность. П. могут быть выполнены как авторами сочинений, так и др. музыкантами. Иногда несколько П. могут быть объединены в один сборник, напр. «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» П. Г. Чеснокова (1912). Хоровая аранжировка может содержать как облегченное изложение хоровой партитуры, так и ее усложнение, нередко она сопровождается транспонированием. В практике церковного пения иногда встречаются сразу неск. версий хорового изложения. Так, песнопение А. Д. Кастальского «Свете тихий» 2 предусматривает версии: 1) для небольшого хора; 2) для однородных хоров, в этом случае рекомендовалось транспонировать сочинение из ми минора в соль минор, причем для исполнения жен. хором транспонировать 2 нижних голоса на октаву вверх; 3) для большого хора с divisi дискантов , теноров и басов . Кастальский также создал П. для большого и небольшого хора песнопений «Благослови, душе моя Господа» 25), «Великое славословие» 56, 57) и др. Одно из значений слова «переложение» связано с многоголосной хоровой обработкой одноголосных церковных распевов (знаменного, путевого, демественного, киевского, греческого, болгарского и проч.). В этом смысле термин «переложение» является синонимом термина «гармонизация» (особенно типично такое название для партесных гармонизаций кон. XVII - нач. XVIII в.; см. в ст. Партесное пение ) и приобретает характер жанрового определения; он противопоставляется т. н. свободным сочинениям, не имеющим первоисточника. В кон. XIX - нач. XX в. название «Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений» применялось в заголовках изданий для обозначения всей совокупности церковных песнопений того или иного автора.

http://pravenc.ru/text/2579984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДЖРАЯНА [санскр.   - алмазная колесница, алмазный путь; др. названия - тантра, тантраяна, тантрийский буддизм, мантраяна], одно из 3 основных направлений буддизма наряду с хинаяной (или тхеравадой ) и махаяной . Часто В. рассматривают как одну из школ махаяны (2-я - парамитаяна), не выделяя в самостоятельное направление. В Ведах слово «ваджра» (молния, алмаз) обозначает оружие бога-громовержца Индры , в рамках буддизма ваджра становится символом просветления (бодхи). Концепция происхождения В. от индуистского тантризма большинством совр. исследователей отвергается: буддийский тантризм имеет древние истоки, уходящие в глубину инд. традиции. В. окончательно оформилась к кон. I тыс. по Р. Х. и стала распространяться за пределами Индии (на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае, Тибете, Японии), однако почти везде со временем исчезла, кроме Японии, где сохраняется и поныне в виде школы сингон, и Тибета, где достигла наивысшего расцвета. В VIII в. в Тибете начали возникать школы В.: ньингмапа, кагьюпа, кармапа, дугпа, сакьяпа, кадампа . За исключением кадампы, на основе к-рой в кон. XIV - нач. XV в. появилась гелукпа, все остальные школы сохранились до наст. времени. Распространяясь на территории Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы, В. взаимодействовала с добуддийской культовой практикой местного населения (культ природы и предков, шаманизм , тибетская религия бон ), в результате чего сформировался такой симбиоз верований, при к-ром буддийские философские идеи не мешали и не противоречили многовековой народной религ. практике, ее отдельные аспекты адаптировались к буддизму. Это привело к тому, что в регионе распространения В., как и в проч. странах буддийского мира, сложились национальные формы буддизма (тибет., монг., бурят., калм., тув.), в XIX в. получившие общее название «ламаизм» (от тибет. лама - высший, учитель-наставник). С 60-х гг. XX в. из европ. науки этот термин практически исчез, в российской науке продолжает существовать, однако все чаще его заменяют словом «буддизм» (бурят. буддизм, калм. буддизм и т. д.).

http://pravenc.ru/text/153823.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010