Ок. 480 г. до Р. Х. в результате объединения греч. полисов Керченского п-ова и Тамани образовалось Боспорское царство во главе с династией Археанактидов, тиранов Пантикапея. В 438 г. до Р. Х. власть в Пантикапее захватил Спарток (скорее всего выходец из фракийской знати), основатель династии Спартокидов (438-108/7 гг. до Р. Х.). Наиболее успешными царями Боспора в кон. V - IV в. до Р. Х. были Сатир I (433-389), Левкон I (389-349), Перисад I (349-310). Боспор поддерживал союзнические отношения с Афинами и активно стремился расширять свою сферу влияния. На западе его владения включали Феодосию, а на северо-востоке доходили до Танаиса в устье Дона. В 108 г. до Р. Х. Боспор, страдавший от гражданской войны, вошел в состав Понтийской державы царя Митридата VI Евпатора (121-63); последний царь из рода Спартокидов Перисад V (125-108/7) отрекся от престола в его пользу. Одновременно Херсонес, ранее сохранявший независимость, также был вынужден признать власть понтийцев. Страдавший от натиска скифов Херсонес в кон. II в. до Р. Х. потерял часть своих факторий на побережье К., в т. ч. Керкинитиду и Калос-Лимен. В этих условиях полис обратился за помощью к Митридату. В 110-107 гг. до Р. Х. объединенная армия понтийцев, боспорцев и херсонесцев во главе с полководцем Митридата Диофантом разгромила скифов, но для Херсонеса ценой за спасение стала политическая зависимость. Приход к власти понтийцев осложнил положение и Боспора и Херсонеса, поскольку с этого времени Понтийская держава постепенно втянулась в противостояние с Римом, к-рое заняло всю 1-ю пол. I в. до Р. Х. и завершилось провалом. Местное греч. и эллинизированное население долгое время не принимало власть понтийцев. В 80-х гг. I в. до Р. Х. Боспор попытался отделиться от владений Митридата и царь был вынужден организовать карательную экспедицию в К. и поставил правителем Боспора своего сына Махара. В 60-х гг. I в. до Р. Х., уже потеряв большую часть своих владений в М. Азии и Закавказье, Митридат прибыл на Боспор и начал активно готовить регион к борьбе с Римом.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Дети революции Пожалуй, самая общая черта, которая роднила всех подписантов этих писем, – революционность: они были участниками майской революции 1968 года. Она тоже совершалась под лозунгами абсолютной свободы, в том числе и сексуальной. Хотя плакатов «Свободу педофилии!» на баррикадах не было. Невольно об этом проговорился один из вождей 1968-го Даниэль Кон-Бендит. После революции он работал воспитателем в детском саду во Франкфурте, где тоже применялись альтернативные методики воспитания, и в 1975 году в мемуарах «Большой базар» описал свои сексуальные игры с подопечными. Это не помешало ему сделать блестящую карьеру. Долгие годы он был в числе лидеров немецкой Партии зеленых. Кстати, некоторые подразделения этой экологической партии открыто заявляли в своих программных документах, что «ненасильственный секс между детьми и взрослыми должен быть вообще разрешен без каких-либо возрастных ограничений». Сейчас, когда Кон-Бендит стал членом Европарламента, он неохотно вспоминает те времена и отделывается отговорками. Подобным же образом ведут себя и другие лидеры студенческого движения конца 60-х, когда им предлагают прокомментировать не только подобные заявления, но и попытки сексуального раскрепощения детей, которое они проводили в своих альтернативных образовательных центрах и в коммунах. Эта воспитательная работа была поставлена на научную основу и проводилась во многом под контролем и при поддержке Института психологии Свободного университета Берлина, и многие отчеты сохранились. Там, стирая сексуальные границы между взрослыми и детьми, последних провоцировали на недетские игры и учили имитировать половой акт. Вот цитата из «Руководства по позитивному воспитанию детей», выпущенного в 1971 году: «Дети могут учиться ценить эротику и сексуальные сношения задолго до понимания того, как происходит зачатие ребенка. Для детей важно обниматься с взрослыми. И не менее важен половой акт, возникающий во время этих объятий». Под все это подводилась идеологическая база: только освободив ребенка с самого раннего возраста от сексуальных запретов, можно воспитать по-настоящему нового свободного человека.

http://pravoslavie.ru/60346.html

Золотые ворота Владимира. Кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в., перестроены в 1795 г. Полемика по поводу появления, назначения и символики заложенных вост. ворот Иерусалима основана на религ. традиции и письменных источниках. Название ворот «Золотые» (Aurea) не прослеживается ранее VII в. Оно появилось в христ. лит-ре и получило широкое распространение в эпоху крестоносцев. Происхождение названия может быть связано с греч. прилагательным «horaia» (красные), воспринятым зап. паломниками по созвучию как «aurea». З. в. встречаются и на картах крестоносцев, к-рые называли их также воротами Милости. В эпоху правления крестоносцев ворота открывали в Вербное воскресенье, когда в город через них входила процессия пальмоносцев во главе с патриархом, прошедшая предварительно долиной Иосафата (туда она попадала накануне через Иосафатские ворота). Вторично их открывали для процессии в день Возвращения Животворящего Креста (14 сент.). Проемы ворот были тогда закрыты деревянными дверьми, обитыми железом; гвозди, куски дерева и жести от обивки служили евлогией. З. в. Иерусалима стали считать местом встречи праведных Иоакима и Анны. Сведения о вост. воротах храма (в данном случае Старого города Иерусалима) до кон. VI в. носят смутный характер. Их существование даже в эпоху Второго храма сомнительно. Иосиф Флавий, описывая вост. (т. н. Соломонову) колоннаду, не упомянул о воротах в вост. части храмовой платформы. Еще меньше оснований связывать реальные вост. ворота с упомянутыми в пророчестве Иезекииля (Иез 44) символическими воротами. Согласно Деяниям св. апостолов (Деян 3. 2; ср.: Деян 3. 10), ап. Петр исцелил хромого, который ежедневно сидел «при дверях храма, называемых Красными»; этот текст можно трактовать применительно не к воротам в опорной стене храмового участка, а к дверям атриума самого храма. То же можно сказать о Шушан - вост. воротах храма, упоминаемых в Мишне,- как о месте совершения обряда принесения в жертву рыжей телицы (Middoth 1. 3; Числ 19. 1-10). В ранневизант. период вост.

http://pravenc.ru/text/199983.html

Жан Кальвин на смертном одре. 1820–1840 гг. Худож. Э. Девериа (Музей Ж. Кальвина в Нуайоне, Франция) Жан Кальвин на смертном одре. 1820–1840 гг. Худож. Э. Девериа (Музей Ж. Кальвина в Нуайоне, Франция) 5 июня 1559 г. Беза выступил на торжественном заседании в соборе Сен-Пьер с ректорской речью (текст см.: CO. Vol. 17. Col. 542-547); далее был прочитан устав Академии и принята присяга всех преподавателей в верности Женеве и женевскому исповеданию веры. В первые годы существования Академии в ней ежегодно обучалось ок. 100 студентов; по большей части это были не жители Женевы, а протестанты из различных областей Франции, после завершения образования становившиеся проповедниками и возвращавшиеся для проповеди во Францию. Со временем Академия стала известна во всей Европе и собирала студентов из самых отдаленных европ. городов; к 1564 г. общее число студентов намного увеличилось и достигало 1500 человек ( Spijker. 2009. P. 109). К. занимал в Академии должность «лектора по Священному Писанию», изучение которого завершало богословское образование студентов. Поскольку К. излагал на занятиях свои богословские концепции, влияние его взглядов в Европе росло по мере увеличения числа выпускников Академии, благодаря к-рым в относительно короткий промежуток времени кальвинистские идеи приобрели господствующее положение в протестант. общинах Франции, Нидерландов, Шотландии и стали известны во мн. др. странах. С кон. 50-х гг. XVI в. здоровье К. начало слабеть; он перенес неск. тяжелых болезней, однако, по словам Безы, несмотря на все недуги, он сохранил живость ума и ясность суждения. До последних дней он не прекращал писать, проповедовать и заниматься церковными делами ( B è ze. 1869. P. 155-156). В лит. деятельности К. в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. центральное место занимала подготовка комментариев к различным книгам ВЗ и НЗ, к-рые создавались им на основе его лекций и проповедей. По свидетельству Безы, 2 февр. 1564 г. К. прочел последнюю лекцию по Свящ. Писанию, 6 февр. он произнес последнюю публичную проповедь (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Орг-цией, объединяющей 24 наиболее значительные церкви страны, является Канадский совет Церквей, действующий с 1944 г. Ислам. Распространение ислама на территории совр. К. начинается с кон. XIX в. в результате активной миграции большого количества мусульман из Боснии. После окончания второй мировой войны мусульманское население пополнялось за счет миграции из новосозданной СФРЮ, а также из Албании. В крупных городах (Торонто, Монреаль, Оттава) албанцы и мусульмане-боснийцы основывали мечети по национальному признаку. Переломным моментом стало изменение миграционного законодательства К. в кон. 60-х гг., ликвидировавшее приоритет иммиграции в К. в первую очередь европ. населения: после 1968 г. в страну началась крупномасштабная эмиграция мусульман из стран Азии и Африки. По результатам переписи населения, проведенной в К. в 1971 г., количество проживающих в стране мусульман составляло 33 тыс. чел., в 1981 г. было зарегистрировано уже 98 тыс. мусульман, в 1991 г.- более 253 тыс. чел. К 2001 г. численность ислам. общины в К. увеличилась до 579 тыс. чел. Согласно подсчетам, проведенным в ходе переписи населения 2006 г., количество мусульм. населения достигало 800 тыс. чел. и сохраняло высокий рейтинг роста. В стране существует ряд мусульм. орг-ций, наиболее значительная из которых - Мусульманская ассоциация Канады, созданная с целью адаптировать традиц. исламские законы шариата к условиям совр. общественно-политической жизни К. Проч. мусульм. орг-ции: Канадский исламский конгресс, Канадская Ассамблея Ахлул Байт, Канадский совет по американо-исламским отношениям, Мусульманский канадский конгресс, Канадский мусульманский союз, а также ряд др. орг-ций. Большинство данных орг-ций (за исключением Мусульманской ассоциации Канады) не являются массовыми и координируют работу региональных мусульм. сообществ на местах. По данным мусульм. орг-ций на 2010 г., в К. проживало 940 тыс. мусульман, из них примерно 65% составляли сунниты, 15% - шииты; в стране открыто более 40 мечетей, преимущественно в Онтарио и Квебеке; существует система как начального, так и высшего религ. образования.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Второй исторический район компактного проживания старообрядцев находится на западе и северо-западе О. о. Его складывание было обусловлено притоком крестьян из центрально-черноземных губерний и Зап. Сибири: в кон. XVIII - нач. 60-х гг. XIX в. здесь возникли села Борисовка, Елатомка, Козловка, Рус. Бокла, Староверовка (ныне Бугурусланского р-на), Ст. Тепловка, Колтубановка (ныне Бузулукского р-на), Лабазы (ныне Курманаевского р-на), В. Заглядино (ныне дер. Верхнезаглядино Асекеевского р-на), Н. Заглядино (ныне не существует). Оренбургские казаки-старообрядцы поддерживали связи с единоверцами Яицкого и Волжского (Волгского) казачьих войск. В 1764-1765 гг. все казачьи войска на юго-востоке европ. части России охватило движение за выход из обязательной службы и запись в число плательщиков двойного подушного оклада на условии свободного исповедания «старой веры», сакмарские казаки были среди инициаторов этого движения. На фоне усилившейся с кон. 20-х гг. XIX в. борьбы со старообрядчеством и активного насаждения единоверческих приходов увеличилось число мигрантов-старообрядцев, в их среде росли эсхатологические настроения, участились случаи отказа казаков от службы императору-«антихристу», зафиксированные в судебно-следственных делах. Обострилось противостояние между сторонниками «духовного» («не воплоти») и «чувственного» понимания природы антихриста. После насильственного перевода Иргизских мон-рей в 1837-1841 гг. в единоверие мн. казаки перешли на беспоповские позиции либо примкнули к единоверию; выделилось Часовенное согласие . Переход к беспоповской практике был санкционирован неск. соборами урало-сибирских беглопоповцев (Ирюмским в 1723 и Тюменским в 1840). При этом преследования властей и внутренние процессы в староверческих обществах подтолкнули распространение беспоповщины среди населения О. о. в целом. Серьезное влияние в регионе приобрело поморское согласие (в т. ч. среди часовенных). В 1826 г., по данным МВД, из общего числа старообрядцев Оренбургской губ. (28 198 чел.) на долю поморских общин (далеко не единых между собой по таким вопросам, как бессвященнословные браки, моление за императора) приходилось 10 410 чел. (44%).

http://pravenc.ru/text/2581503.html

17 марта 1824 г. был подписан договор о разделе сфер влияния в Юж. и Юго-Вост. Азии. Голландцы передавали англичанам свои фактории в Индии, отказывались от претензий к Англии, захватившей в 1819 г. Сингапур, отдавали Малакку и обязывались не заключать договоры с султанами Малайи. Великобритания в свою очередь передавала Нидерландам Бенкулен и др. фактории на Зап. Суматре, а также обещали не создавать на Суматре своих поселений и не заключать договоры с местными правителями. Подобные же обязательства были распространены на все острова к югу от Сингапурского прол., т. е. на архипелагах Риау и Линга. Англичане добились также режима наибольшего благоприятствования в И. и признания свободы торговли во всех голл. владениях на архипелаге. Голландская экспедиция на о-ве Сулавеси. Фотография. Кон. XIX в. Голландская экспедиция на о-ве Сулавеси. Фотография. Кон. XIX в. В 20-60-х гг. XIX в. за пределами Явы колонизаторы контролировали торговые и военные пункты на побережье. Когда возникла опасность усиления влияния на И. др. стран, правящие круги Нидерландов перешли к укреплению своего положения в регионе. После того как в Кутее, на Калимантане, появилась голл. эскадра, султан признал сюзеренитет Нидерландов и на Зап. Калимантане местные правители подписали подобные договоры. В 1830 г. была введена «система принудительных культур» - часть земель каждой общины отводилась под экспортные культуры (сахар, индиго, кофе, чай, табак, перец и т. д.). Крестьяне обрабатывали эти земли под контролем деревенских старост и сдавали продукцию голл. властям по низким ценам. Результатом действия этой системы на Яве было увеличение доходов метрополии, обнищание и массовый голод населения, вынужденного сокращать посевы продовольственных культур. «Система принудительных культур» имела едва ли не решающее значение для закрепления сложившейся еще в XVIII в. структуры колониального общества на Яве: продолжился процесс сближения феодальной знати с колонизаторами. Феодально-бюрократическая элита в отличие от предшествующего периода унифицировалась и стала частью колониального аппарата. В одном лице соединились феодал и чиновник, но теперь эта феодально-бюрократическая машина стала частью чужеродной системы. Основной ячейкой социально-экономической жизни яванской деревни оставалась община (деса), что обеспечивало преемственность с прежней структурой общества.

http://pravenc.ru/text/389581.html

Московская хоральная синагога была вновь открыта 1 июня 1906 г., после либерализации религ. политики. Во время первой мировой войны в М. и Московскую губ. прибыли евреи, выселенные из прифронтовых районов, а также беженцы. В городе открылись новые молельные дома, гл. обр. в частных квартирах; в пригороде Богородское (ныне одноименный район) начала действовать иешива . Ликвидация черты оседлости после Февральской революции 1917 г. открыла для евреев возможность свободно проживать в М., численность евр. населения в городе резко возросла (60 тыс. чел. к кон. 1917). После прихода к власти большевиков декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 янв. 1918 г. лишил евр. общину М. статуса юридического лица. Весной того же года было создано Московское еврейское религиозное об-во (МЕРО) при хоральной синагоге. В 1919 г. оно было закрыто, в 1925 г. восстановлено. Делами общины города управлял ее совет, в представительный орган МЕРО (двадцатку) вошли члены совета общины и представители синагог М. Во время гражданской войны евр. население М. сократилось (ок. 28 тыс. чел. в 1920). Однако вскоре, уже в 20-х гг. XX в., в город началось массовое переселение евреев. В связи с этим в М. увеличилось количество синагог: к кон. десятилетия их было 18. В этот период в М. имелись кошерные магазины, работали полуподпольные меламеды (преподаватели, обучавшие детей иудейскому вероучению). Возникли общины в пригородах М., ныне входящих в черту города: Кускове, Новогирееве (община состояла из бухарских евреев), Покровском-Глебове, Лосиноостровской (в 20-х гг. XX в. здесь была открыта синагога), Кунцеве и Перове. Две волны переселения евреев в 1-й четв. XX в. привели к тому, что в общине города стали доминировать приверженцы различных направлений хасидизма . Особенную активность проявляли представители движения Хабад, в 1918 г. им удалось открыть собственную молельню в хоральной синагоге. С 20-х гг. XX в. М. стала основным центром их активности. В 1922 г. в городе прошел съезд раввинов, созванный лидером движения Хабад Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном, на к-ром был учрежден «Ваад рабаней СССР» (Совет раввинов СССР) во главе со Шнеерсоном. В 1922-1924 гг. М. являлась центром деятельности совета раввинов, в дальнейшем совет переехал в Ленинград, в М. осталось его юридическое бюро. В 1922-1930 гг. в столице действовала поддерживаемая советом орг-ция «Тиферет Бахурим», стремившаяся привлечь к иудаизму молодых евр. интеллигентов. При поддержке совета и благотворительной орг-ции из США «Джойнт» была построена школа в Марьиной Роще. В 1933 г., после выезда лидеров совета за границу, он был распущен. В 1925 г. начала действовать синагога в Черкизове, в 1926 г. была построена деревянная синагога в Марьиной Роще, принадлежавшая приверженцам движения Хабад.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ [Датский; лат. Boemhius Dacus] (ок. 1230 - после 1270), философ-схоластик, монах-доминиканец. Жизнь Биографические данные о Б. Д. крайне скудны: неизвестны точная дата его рождения, время и место получения начального образования. Датчанин по происхождению, Б. Д., вероятно, сначала учился, а с сер. 60-х гг. XIII в. преподавал на фак-те искусств Парижского ун-та, став магистром философии. Основная деятельность Б. Д. как ученого приходится на кон. 60-х - нач. 70-х гг. Преподававшаяся в это время на фак-те искусств философия отождествлялась с философией Аристотеля , почти все труды к-рого к сер. XIII в. были переведены на латынь. Фактическое игнорирование магистрами фак-та искусств богословия вело к тому, что философия переставала выполнять традиц. для схоластики функцию инструмента (служанки) богословия, претендуя на полную самостоятельность. Во Франции сложилась школа т. н. лат. аверроизма, к-рая стремилась восстановить философию Аристотеля во всей полноте, используя при этом его арабоязычных комментаторов: Авиценну ( Ибн Сину ), Аверроэса ( Ибн Рушда ). Сигер Брабантский и Б. Д. были основными представителями этой школы. Сигер и его сторонники, принявшие на вооружение отдельные, неприемлемые с т. зр. церковного учения, философские доктрины Аристотеля, Авиценны и Аверроэса, были осуждены Парижским епископом в 1270 и 1277 гг. Один из манускриптов осуждения 1277 г. имеет подзаголовок: «Против еретиков Сигера и Боэция» (Paris. Bibl. Nat. Ms. lat. 4391. F. 68); в др. списке после перечня осужденных тезисов говорится: «Главным защитником этих положений был некий клирик, называемый Боэцием» (Principalis assertor istorum articulorum fuit quidam clericus Boethius apellatus - Paris. Bibl. Nat. Fonds lat. 16.553. F. 60). Б. Д. бежал из Парижа, вероятно, еще до осуждения 1277 г., его дальнейшая судьба неизвестна. Сочинения Б. Д. после преодоления в Парижском ун-те «аверроистского кризиса» были преданы забвению. Новое открытие и публикация работ философа начались в 80-х гг. XIX в. и продолжаются поныне. Трактаты . «De sompniis sive de sompniorum divinatione» (О сновидениях, или О предвидении, обретаемом в сновидениях; по всей вероятности, до 1270), «De summo bono sive de vita philosophi» (О высшем благе, или О жизни философа; вероятно, ок. 1270), «De aeternitate mundi» (О вечности мира; вероятно, после 1270). К самостоятельным трактатам можно отнести комментарий к 1-й части «Грамматики» Присциана «Modi significandi sive Quaestiones super Priscianum Maiorem» (О способах обозначения, или Вопросы к Большому Тому Присциана; между 1268 и 1272). В этом трактате есть упоминание о ненайденном сочинении Б. Д. по этике «Quaestiones morales» (Вопросы морали), написанном, возможно, как комментарий к «Этике» Аристотеля. Комментарии

http://pravenc.ru/text/Боэций ...

Наровчатское городище. Остатки постройки с подпольным отоплением (по А. Е. Алиховой). Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. Наровчатское городище. Остатки постройки с подпольным отоплением (по А. Е. Алиховой). Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В 1-й пол. и сер. I тыс. по Р. Х. Примокшанье и большая часть Посурья входят в зону культурных групп, связанных с традициями, представленными на памятниках круга Андреевского кургана (вопрос об их соотношении с городецкой культурой остается открытым). Среди этого населения были и предки мордвы - основного населения региона в раннем средневековье. В 4-й четв. I тыс. Р. Х. наряду с местными традициями фиксируется влияние салтово-маяцкой культуры, что позволяет говорить о включенности значительной части Зап. Поволжья в экономическую и политическую орбиту Хазарского каганата. С XI в. В. Посурье, а с XII в. и В. Примокшанье входили в Волжско-Камскую Булгарию. Там наряду с типичными древнемордов. памятниками выделяются укрепленные центры юловско-золотаревского типа. Расцвет этих центров связан с функционированием торгового пути из Киева в Булгар, со стратегическим значением региона для контроля над Окско-Сурским междуречьем, где сталкивались интересы Волжско-Камской Булгарии и Сев.-Вост. Руси, для обороны против половцев, господствовавших в волго-донских степях. В военных центрах региона прослеживается влияние аскизской культуры, что объясняют присутствием в гарнизонах выходцев из Сибири. Есть т. зр. о принадлежности части населения к буртасам, к одному из центров к-рых относят Пургасову вол. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIII в. территория совр. П. о. подверглась разгрому в ходе монг. нашествия и вошла в состав Орды . Остатками ордынского г. Мохши (Мохша) - адм. центра, контролировавшего земли, населенные мордвой-мокшей, по всей видимости, является Наровчатское городище, расположенное на левом берегу р. Шелдаис (левый приток р. Мокша), частично под застройкой совр. с. Наровчат (районный центр П. о.). В рус. летописях этот город и его окрестности назывались Наручадь; упомянуты в связи с событиями «великой замятни» в Орде в 60-х гг. XIV в. Наручадь захватил золотоордынский «князь» Тагай (Тягли) и оттуда в 1365 г. совершил поход на земли Рязанского княжества, но был настигнут Рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем с союзниками, разбит и с трудом спасся бегством. Вероятно, именно Мохши упоминается в числе городов, разоренных во время похода Тимура (Тамерлана) в 1395 г. На городище исследованы остатки мечети, бань, кирпичных домов и др. К мусульм. кладбищу г. Мохши относятся остатки монументальных мавзолеев с синими и голубыми изразцами. По-видимому, с Наровчатским городищем связан мордов. могильник, исследованный близ бывш. слободы Ст. Сотня (ныне в черте с. Наровчат, в 1,5 км от его центра).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010