1929 Cinnamus, Histor. 88–89 (русск. перевод, стр. 90). Demetracopulos, Biblioth. eccles. I, 266: слово Николая епископа Мефонского, написанное в защиту Музалона. В Афинской Синтагме и русском переводе это толкованте приписано Вальсамону, а не Зонаре; но оно несомненно принадлежит Зонаре: а) у Беверегия оно напечатано, как толкование Зонары (II, 17), b) в рукописях, содержащих толкования одного Зонары, без Вальсамоновых, оно также помещается при 10-м правиле Петра Александрийского , хотя и без заглавия, гласящего: «Дополнительное толкование, всецело направленное против Музалона» (Павлов, там же, 736, примеч. 14. Красножен, 61, примеч. 12). Возможно, что это заглавие прибавлено кем-либо другим, указавшим скрытую тенденцию этого трактата Зонары (не Вальсамоном ли?). Ср Пр. Лаврова, Печатное письмо. Чтения в общ. люб. духов. просв. 1877, II, стр. 175. 1931 Павлов, там же, 738. Против этого возражал проф. Лавров, в Чтениях общ. люб. духовн. просвещ. 1877, II, стр. 174 и след. 1932 Zachariae, Die Synopsis canonum. Sitzungsberichte der preussischen Akademie, 1887, II (Juni bis December), S. 1158. B своей Истории греко-римского права он утверждает, что Зонара писал свои толкования между 1159 и 1169 годами. S. 37, 3. Aufl. 1935 Если Зонара писал свои толкования после 1159 года, то ему мог поручить этот труд только Лука Хризоверг, занимавший патриарший престол между 1153 и 1169 годами. 1936 Σνταγμα, IV, 592. – Cotelerii, II, 883 (Migne, CXXXV, 429). Русск. перев. у Павлова, 50 глава Кормчей. Стр. 441. 1942 Cave, Hist. litter. IX, р. 202. – Δημητρακοπουλος , ρϑοδοξος. λλας, 15. Однако ни Poemata de processione Spiritus S., ни другие полемические сочинения Зонары доселе не найдены. 1943 Путешественник XVI в. Andreas Thevetus будто бы видел в монастыре св. Илии на Афоне надгробный памятник Зонары с надписью: ες τ παρν μνημεον Ζωναρς κεται. Но при этом он сообщает совершенно невероятные подробности, как напр. о патриархе, который назывался Callineus. Относящееся сюда место из сочинения Тевета, Pourtraits et vies des hommes illustres, Paris, 1584, I, 26–27, приведено у Дю-Канжа в предисловии к Истории Зонары. См. Migne, CXXXIV, col. 11 nota 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В эти же годы Бочков совершает паломничества в Палестину, на Святую Землю, и посещает Афон. Датировка этих путешествий не совсем ясна. Осип Бодянский датировал их 1847–1848, 1852 и 1857 годами [ 1620 ]. «Летопись Оптиной Пустыни» уточняет: Бочков был в Палестине и в Иерусалиме в 1846–1847 годах [ 1621 ]. Вероятно, именно этими годами надо датировать первое путешествие о. Антония к Святой Земле. Не бесспорна и вторая, как, впрочем, и третья дата. Из письма Сергия Святогорца к Бочкову от 20 декабря 1851 года как будто явствует, что он по пути из Палестины домой посетил Афон в 1851 году [ 1622 ]. С другой стороны, сохранилось свидетельство о том, что летом 1852 года о. Антоний отправился на Афон [ 1623 ]. В июне 1857 года он ходатайствовал о разрешении поехать на год в Святую Землю и на Афон и просил выдать ему и его спутникам «паспорта в Иерусалим чрез Одессу и обратно чрез Италию и Австрию для удобнейшего возвращения по европейским путям» [ 1624 ]. Из его стихов и поэм следует, что Бочков действительно побывал в Италии. Но если это так, то его путешествие надо датировать 1857–1858 годами. Впечатления от путешествия в Палестину дали Бочкову материал для единственной напечатанной его книги — «Русские поклонники в Иерусалиме», написанной еще в 1850-е годы, но опубликованной уже посмертно — сначала в «Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете» (1874, кн. 4), а затем, в 1875 году, и отдельно в издании того же Общества. «Простота и прелесть рассказа, теплота чувств и искреннее благочестивое настроение духа очаровывают читателя его повествований как о случившемся на море, так и о виденном им на материке Святой Земли, — писал о книге Бочкова Осип Бодянский. — Внимая его рассказу, кажется, как бы сам присутствуешь при том, видишь своими глазами, слышишь своими ушами, идешь с ним же и его спутниками. Такова-то сила всякой естественности, прямоты и правды, чарующая сила простоты сердца, духа и слова! » [ 1625 ]. Книга интересна еще и многочисленными этнографическими картинами и бытовыми подробностями жизни простых русских паломников, причем Бочков не скрывает и ее темных сторон. Книга Бочкова «Русские поклонники в Иерусалиме», наряду с книгами А. Н. Муравьева и А. С. Норова, достойна занять заметное место в обзорах русских путешествий на Святую Землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Владимира. Проф. Голубинский (с ним согласно думает г. Глазунов, писавший, если не ошибаемся, под руководством проф. Малышевского) 252 определяя те же самые, сейчас указанные, годы, поступает несколько иначе. Чтобы отыскать „пятое лето», указанное в „Похвале», он прикладывает к году крещения Владимира (т. е. 987 г.) не четыре, а пять и полученное число признает искомой датой и так далее. На этом-то конечно основании Голубинский и говорит, что снеся показания Иакова о времени заложения Переяславля и дарования десятины церкви Богородицы с годами летописи, получим год крещения Владимира 987. Но вместе с тем этот же способ вычисления лет побудил ученого профессора признать ошибку в указании Иакова, что Владимир крестился в десятое лето по убиении Ярополка, хотя существование ее в „Похвале» ничем не может быть доказано с несомненностью. А если никоновская и псковская летописи и делают в указанном месте поправку, читая вместо десятое лето – девятое, то это свидетельствует только о желании подогнать показания Иакова под мерку летописной хронологии... Мы уже знаем, что в этих же видах, в интересах летописи, проф. Соболевский, не отрицая правильности текста „Похвалы», пытается доказать, что смерть Ярополка относится к 979 г. О чем свидетельствует этот факт явно-противоречивого отношения к хронологическим указаниям Иакова? Не показывает ли он, что делаемые учеными исследователями определения событий из жизни св. Владимира по Иакову не настолько авторитетны, чтобы на них смело можно было положиться, что они покоятся на шатких основаниях?!.. Г. Матченко, сопоставляя показания Иакова с годами летописи (относительно событий после крещения Владимира), четвертое, пятое, девятое лето „Похвалы» определяет согласно с Соболевским. Так, относительно последней даты он говорит: „что касается того показания Иакова, что „Владимир в девятое лето (по крещении) десятину вда церкви св. Богородици», то оно совершенно согласно со всеми летописями, по которым назначение десятины стоит под 996 г., именно девятым годом по крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Но в житейской суете, в заботе дня, в мелочах жизни эта вера не выступает и не светит ярко. Зато посмотрите, как она являет себя при смерти. Сколько молитвенников об усопшем является здесь. Молится епископ, молятся священнослужители, молятся учащие и учащиеся науке о вере. Расширьте академическую территорию. Приобщите к ней всех учившихся в Академии. Сколько епископов, архимандритов, иереев и мирян молитвенно пожелают царства небесного нашему почившему собрату Александру Павловичу! Почивший знал, что умирать в Академии хорошо. Он желал быть и погребённым на академическом кладбище. К академическим могилам никогда не зарастёт тропа академических питомцев. —45— Почивший был твёрд в вере. Свою самостоятельную жизнь он начал с работы, посвящённой вопросу об источниках и основах вероучения. Я разумею его магистерскую диссертацию и связанные с нею статьи. Православной вере он служил и православной верой он жил до конца. В Академии он был профессором педагогики. Разумеется, здесь он излагал лишь педагогические теории. Мудрено говорить о педагогических воздействиях на развитую и образованную студенческую среду. Он имел иной материал для применения своих педагогических принципов – материал и очень дорогой, и очень ему близкий: своих собственных детей. И здесь мы видим, что существеннейшею заботой его было внедрение и утверждение в них той веры, которою он жил сам. В его семье нет ни лиц, уже вступивших на самостоятельную жизнь, ни совершенно маленьких, – все в возрасте между 20 и 10 годами, – но во всех них уже вкоренены и утверждены христианские начала, и эта юная семья уже приобрела некоторую устойчивость в борьбе со стихиями мира. Может быть, поэтому Промысл и взял у неё отца, предоставив одной матери довершать великое и святое дело воспитания своих детей. Но не нам судить пути Господни! Наш собрат оставил нас. Последние годы его жизни были годами мучений. Он имел любящую семью, на его служебную и общественную деятельность не падали никакие тени, но его мучили недуги. Он был человек крепкого здоровья и большой физической силы, но здесь случилось то же, что бывает нередко в природе: где сохраняется слабая трость, там гибнет крепкое дерево. Сильный организм подвергся страшным болезням, он боролся с ними упорно и долго, порою здоровье как будто даже возвращалось, но, в конце концов, смерть победила...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—257— литва обращена к Богу Отцу. Здесь опять нельзя не видеть, что Вы повторяете Преосвященного Макария, а в данном случае поверка его курса не представляла собой каких-либо трудностей: Библия , несомненно, была у Вас под руками. О. Н. П. Μ. Молитва вся относится к Богу Отцу, но выделить её начальные слова я имел то основание, что в последующих её словах говорится и о „Духе Святом“, и о „Святом Сыне Иисусе“. А. Д. Б. Точно также и на предшествующей странице в доказательство того, что Бог – Творец всего мира, Вы цитируете, не приводя самого текста, различные места из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, которые приведены и у Преосвященного Макария, но среди них есть такие, которые указывают более на установление нравственного миропорядка, чем на творение, как, напр., 7 стих 45 главы пророка Исаии: „Аз...творяй мир и зиждяй злая: Аз Господь Бог, творяй сия вся“; 12 стих 10 главы прор. Иеремии. На странице 53-ей, как на доказательство того, что именем „elohim“ в Ветхом Завете назывались судьи и другие богоизбранные мужи, Вы ссылаетесь между прочим на 9 стих 46 псалма, но там слова „elohim“ нет вовсе, а в доказательство того, что имя сына Божия или сынов Божиих усвоилось народу израильскому, Вы приводите между прочим 2 стих 20 главы книги Судей, но там говорится о народе Божием, и 1 стих 2 главы книги пророка Осии, но там Бог говорит о народе израильском: мой народ. О. Η. Π. Μ. Относительно первого случая, – употребления слова „elohim“, – я могу сказать только, что всё, касающиеся его, цитаты из Священного Писания я тщательно проверял; они же приведены у меня и в первой части. Во втором же случае приведёнными местами Священного Писания я желал подтвердить общую мысль о Богоизбранности Еврейского народа, как сына Божия. А. Д. Б. Мысль эта совершенно верна, но нельзя так игнорировать буквою Библейского текста. Далее, например, в доказательство усвоения имени сынов Божиих избранным людям Вы ссылаетесь на 13-ый стих 102-го псалма, но слова Божиих там нет. —258— На странице 55-ой той же части в примечании Вы определяете время жизни последнего Ветхозаветного священного писателя, пророка Малахии 445–408 годами до Рождества Христова. В науке время жизни этого пророка в точности не установлено. Одни относят его жизнь к первой половине V века, другие – ко второй. Вы относите её ко второй и в тоже самое время период заключения канона священных еврейских книг определяете годами от 459-го до 445-го. Таким образом самый поздний год заключения канона (445-ый), по вашей хронологии, совпадает с указываемым Вами годом рождения пророка Малахии. Но как же тогда могла войти в канон его книга? Если он родился в 445 году, – то к этому времени канон священных книг ещё не мог быть заключён.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

155 Божественный Августин (толкование на 8-й псалом) понимал под стезями морскими морское побережье, а значит, под проходящими стези морские он понимал всех животных, обитающих на морских побережьях, например: крабов, моллюсков, улиток и т. п. 157 Коль скоро эти девицы причислялись к чину дев только после того, как достигали полноты разума, давали обет девства, проходили долговременное испытание на верность этому обету и принимались с молитвой, а кроме того, после причисления к девам носили монашескую одежду, как говорит Афанасий Великий (в слове о девстве) (Athanas. Alex. De virgin. 11//PG 28, 264B.) и как свидетельствуют VI Всел. 45 и Карфаг. 135, то мы можем предположить, что эти девы были подобны современным монахиням. А Вальсамон считает, что даже если человек не принял пострига (как не принимали и эти девы), но только носит рясу (как они), он уже не может сбросить рясу и жениться, но обязан вернуться к монашеской жизни, как много раз, замечает Вальсамон, мы уже об этом говорили. Смотри об этом примеч. к VI Всел. 43. 158 Заметь, что Церковь еретиков без крещения не принимает, хотя II Вселенский собор 7-м правилом по икономии и принял так некоторых еретиков. Поэтому и латинян, которые являются еретиками, нужно крестить. Смотри также примеч. к Апост. 46. 159 Почему тот же Василий Великий в 59-м правиле определяет для блудника епитимию на семь лет, а в этом правиле только на четыре года? Главным образом потому, что такую (Т. е. четырехлетнюю.) епитимию давали блудникам отцы до Василия. Так, правило Анкир. 20 прелюбодеяние наказывает семью годами, а поскольку прелюбодеяние – это двойной грех в сравнении с блудом, согласно правилу Григория Нис. 4, следовательно, блуд те же отцы в Анкире наказывают четырьмя годами, хотя, по моим сведениям, и нет правила, явно это определяющего. Поэтому Василий Великий и сказал, что блудникам определена четырехлетняя епитимия, т. е. ее определили отцы до него (по мнению Зонары и Вальсамона); следуя отцам, он и назначает ее. А может быть, Василий Великий сказал так потому, что похититель совершил грех не просто с блудницей и не просто по своей развращенности, но с девой, чтобы взять ее в жены по закону, а в 59-м правиле делается распоряжение о епитимии собственно для блудников, почему они и наказываются строже, так как Церковь возросла и окрепла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

144 Синод нашел их противными правилам святых отцов Первого Вселенского собора и Поместного Карфагенского, о чем митрополит Гавриил писал князю Потемкину 24 июля 1873 г. См. Никифор Феотоки, АЕВ, 50. С. 775. 145 Астраханская епархия была учреждена в 1602 г. и простиралась на всю территорию Кавказского наместничества (центром этого наместничества был город Астрахань); до 1799 г. (когда была учреждена Пензенско-Саратовская епархия) она включала также поволжские города Царицын, Саратов, Дмитриев. Население ее составляли, кроме большинства русских, татары, армяне, персияне, различные кавказские народности. По всей епархии насчитывалось 259 церквей, из них в Саратове и его десятине – 134, в Астрахани и ее округе – 47 церквей. После учреждения штатов (в 1772 г.) в Астраханской епархии было 7 штатных мужских монастырей и 1 женский 148 См. Материалы для истории астраханской духовной семинарии//Астраханские епархиальные ведомости, 1876. 1. С. 5–8; 2. С. 7–10. 149 Феоктист (Мочульский), ранее администратор Славянской епархии, занимал Белгородскую и Курскую епископскую кафедру в 1787–1818 гг. 150 Последний, богословский, класс занимал обычно два года; вообще классы не совпадали с годами, и обучение в семинариях продолжалось разное число лет, от восьми и более. 151 Сведения об учреждении Астраханской духовной семинарии взяты из Архивной справки ГААО 736 01–20 от 21 декабря 2005 г. 152 Повествование об архиепископе Никифоре в Ключаревской летописи совпадает с соответствующим жизнеописанием в «Предуведомлении...» (11), лишь несколько расширено сведениями о его деятельности в Славянской, и особенно в Астраханской епархиях; также указано его мирское имя – Николай. 153 Согласно указам Екатерины II (от 1786 г. и ноября 1788 г.) Церковь должна была оказать содействие в открытии низших школ в различных епархиях страны, в том числе в Астраханской. Cм. BruessG. A greek Archbishop... С. 186, 206, сноска 30. 154 Осетинская комиссия была организована Церковью шестью годами ранее в целях миссионерства на Северном Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

1853 года. В Литографии Свято-Троицкия Сергиевы Лавры»; 3) находящееся в сентябре месяце Великих Миней-Четиих митрополита Макария, напечатанном Археографическою Комиссиею, в 3-м выпуске месяца, вышедшем в 1883 году, со1. 1463, и 4) сделанное в 1885 году архимандритом Леонидом при посредстве Общества Древней Письменности под заглавием «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием премудрым в XV веке». В 1698 году предполагалось было повторить издание Симона Азарьина с добавлением новых чудес (см. приписку к «Книге о чудесах преподобного Сергия», составляющей творение Симона Азарьина, печатн. изд.г. Платонова, с. 130), но, по всей вероятности, намерение не было приведено в исполнение, по крайней мере в библиографии вовсе неизвестно повторение издания, принадлежащего Симону Азарьину. В случае нужды цитировать Епифаниево житие преподобного Сергия мы будем цитировать его по второму печатному, т. е. Лаврскому литографическому изданию. Пахомиевы сокращения Епифания в рукописях Лаврской библиотеки (на которые одни мы сделаем указания) находятся: Первое минейное сокращение, сделанное между 1438–1443 годами (Ключевск. «Древнерусск. жития, с. 118),– в рукописях 746, л. 209, и 771, л. 196. После приступа, который начинается: «Приидете честное и святое постник сословие, приидете отцы и братия...», самое сокращение начинается: «Бе бо некто муж благоверен, бе же и законом сопряженное поддружие ему Мариа». Второе минейное сокращение, сделанное между 1449–1459 годами (Ключевск. Ibid., с. 116),– в рукописях 136, л. 557; 641, л. 156; 669, л. 279; 761–763, 777, 778 и 787; 136–778 начинаются тем же приступом, что и предшествующее сокращение, за которым самое сокращение начинается: «Бысть бо некто муж в граде Ростове, Кирил именем, благоверен сый и бояйся Бога». Первое проложное сокращение, более обширное, назначенное для чтения по 2-й кафизме,– в рукописях 264, л. 112, и 466, л. 278. После приступа, который начинается теми же словами, что( в минейных сокращениях, самое сокращение начинается [в ркп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Думаю: Бог послал мне это чувство с тем, чтоб я имел хотя малую лепту, которою бы мог в час нужды принести Вам слабое воздаяние за Вашу обильную любовь. Гляжу на Вас отсюда, из отдаленной пустыни: вижу то же самое! расстояние не препятствует смотреть и видеть сердцем. Постоянно я ощущал в Вас, в Вашей душе, какую-то нравственную задачу, которая не имела полного решения. Оставалось решить! Воля Божия о Вас видна теперь яснее: Ему благоугодно, чтоб душа Ваша принесла духовный плод для житницы вечной, соответственный средствам и силам, насажденным в эту душу. Для того - Он вывел Вас на подвиг. Ему благоугодно, чтоб Вы приблизились к Нему, более познали Его. Константин Федорович - почти одних лет со мною; немного моложе меня. С того времени, как мы познакомились, протекла целая четверть столетия; тогда он был в мундире пажа, а я в мундире юнкера. Первая мысль, мелькнувшая мне при прочтении вести о его кончине, пролетевшая прямо в сердце, была: " и он пошел в монастырь " . Теперь Вы - беспристрастный судья: не все ли равно уйти в монастырь несколькими годами раньше, несколькими годами позже?.. Инок - тот же мертвец с живым словом!.. Слово его из другого мира!.. из того мира, где - душа почившего. Я, живой мертвец, стяжал нового сожителя в Сергиеву обитель - сына Вашего, мертвеца, заключившего навсегда уста свои. Да дарует мне Бог произносить Вам за него и за себя " слово " из того мира - слово утешения, слово спасения!.. Заливаюсь слезами - перо не держится в трепещущей руке: Христос с Вами! Он да укрепит Вас и Вами все семейство Ваше! Всей душой Вам преданный А. И. (Письмо 204) О вечности Любезнейший друг А. А-ч! Господь да утешит Вас и семейство Ваше в постигшей Вас горести. Рассматривайте благость Божию к Вам, Его чудный о Вас Промысл и этим утоляйте скорбь сердца Вашего, приводите его к чувствам благодарения. Старец Ваш в последние дни жизни своей (днями я называю и годы) посвятил себя Богу, успел более приготовить себя к вечности, нежели как то бывает ныне обыкновенно в свете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

Это последнее обстоятельство случилось во 2-й год царствования Калигулы, или 38-й год по Рождестве Христовом. Таким образом обращение Савла и пребывание его в Дамаске должно было случиться в 38-м году по Рождестве Христовом. Все же события, описанные в первых восьми главах Деяний, должны были произойти в течение 4-х лет между 34-м и 38-м годами по Рождестве Христовом. б) Другим важным событием в книге Деяний является собор святых апостол. Писатель Деяний вовсе не означает времени этого события; но в этом случае нам помогает опять замечание апостола Павла, что он по своём обращении через 14 лет был опять в Иерусалиме с Варнавой, и виделся с Иаковом, Кифой и Иоанном, и в это свидание настаивал на освобождении язычников от ига Моисеева ( Гал.2:1–3 ). Для такой же именно цели и те же лица, Павел и Варнава, приходили в Иерусалим на собор апостольский ( Деян.15:2 ). В другое время они не могли вместе прийти, потому что вслед за сим ( Деян.15:39,40 ) между Павлом и Варнавой произошло разделение. Итак собор апостолов должен был произойти не позже 52 года. События, описанные в 9–15 главах должны были происходить между 38-м и 52-м годами по Рождестве Христове. Из них можно отметить: голод при Императоре Клавдии ( Деян.11:28 ) и смерть Ирода Агриппы ( Деян.12:23 ). По свидетельству Иосифа Флавия, голод начался после смерти Ирода Агриппы, при римском правителе Иудеи, Куспии Фаде. Ирод же Агриппа правил Иудеей 7 лет. Из них последние 4 года при Императоре Клавдии. Соображая то, что Агриппа умер вскоре после праздника пасхи в 44-м году, перед которой он убил Иакова Зеведеева и хотел убить апостола Петра, и что перед этой же пасхой явились в Иерусалим с приношением антиохийских христиан, по случаю предсказаний о голоде, апостол Павел и Варнава: мы можем полагать начало голода при Клавдии не далее 44-го года. Немного раньше, в 43-м году, верующие стали называться христианами. в) Наконец, для определения времени прибытия апостола Павла в Рим нужно принять в соображение следующие указания. Апостол Павел был заключён под стражу при римском правителе Феликсе и пробыл два года под стражей. На место Феликса поступил Порций Фест ( Деян.24:27 ), который и отправил Павла в Рим на суд Кесаря. Сам же Феликс истребован был в Рим и приговорён к казни. Феликс сменён в 61-м году по Рождестве Христовом в 7-й год правления Нерона. В этом же году, зимой, Павел был отправлен в Рим и прибыл туда в начале 62 года; 62 и 63-й годы он находился под стражей, и в этом году могла быть написана книга Деяинй апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010