43  По словам Крапольда (78–79), верное историческое указание на празднование субботнего года представляет 1Мак. 6:49 ; то же и у Richm в Handwörterb. d. Bibl. Altert, 1315–1316. D. Michaelis (Mosaisches Recht. II. § 76) на основании свидетельства 2Пар. 36:21 , о семидесяти годах плена, служивших удовлетворением за несоблюдение в предшествовавшие времена семидесяти субботних годов, приходил к предположению, что субботний год израильтяне перестали праздновать со времён Саула или Давида. Woldius (64), признавая такое вычисление „искусственным”, полагает только, что закон о субботнем годе „не всегда был соблюдаем до времени плена” и что „в последние столетия перед этим событием особенно он был оставляем в небрежении”. Такое же мнение об этом и Шольца (Die Heiligen Alterthüm. 11, 36). 45  Таково свидетельство Флавия (Древн. XI. 8, 6) о позволении Александра В. иудеям не платить податей в 7-й год; см. R iehm. Handwörterb. d. Bibl. Altert. 1316. 46  В еврейском тексте слова: не отпраздновала выражены тем же глаголом , какой употреблён и в выражении Левит: „удовлетворить себя”; слова: субботствовала и будет покоиться выражены через один и тот же . 49  На основании указанного места книги Иеремии Эвальд (Die Alterthümer. 502) пришёл даже к предположению, что закон о юбилейном годе вследствие улучшившегося при царе Иосии положения государства снова был призван, по крайней мере, возможным к исполнению. 50  Слова Исаии: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год самородное, а на третий год сейте... по мнению Гитцига (Geschichte des Volkes Israel. I, 9) даже „не могут быть объясняемы иначе как, согласно с Лев. 25:4–5, 11 , в том смысле, что первый год был субботний, второй – юбилейный, а третий был тождествен с названным в Лев. 25:22 , девятым годом. Полагая на основании хронологических данных, что при царе Езекии юбилей падал на 712 год до Р. Хр., и, следовательно, в предшествующее время юбилейными же годами были 812 и 912, Гитциг указание на этот последний юбилей находит в словах 2Пар. 17:8–9 об отправлении царём Иосафатом князей и священников в иудейские города с книгой закона для научения народа. – Указание в словах Исаии на юбилей находил также Эвальд (Die Alterthüm.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

“Если купишь раба еврея, говорит законодатель, – пусть он работает тебе шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром“ ( Исх.21:2 ; Втор.15:12 ). На этом постановлении лежит яркая печать теократизма. Уступив естественно-социальному развитию общества, приведшему к нарушению личного правового равенства членов теократического государства, выразившемуся в происхождении рабского состояния, теократический принцип получает полное господство в седьмой, священный год, уничтожая допущенное неравенство личности. Ограничение рабского состояния шестью годами и провозглашение седьмого года годом освобождения, имеет тесную связь с понятием субботы и субботнего года. Как после шестидневной работы недельная суббота, и после шестилетней обработки земли годичная суббота, или субботний год, должны были служить воспоминанием Творца и Владыки мира, предписавшего человеку и труд, и пользование плодами его с поля, так и после шестилетнего рабского состояния освобождение раба должно было служить как для господина, так и для раба воспоминанием того, что они оба рабы Иеговы и, следовательно, равны между собой. 185 Но имея тесную связь с субботним годом по мысли, год освобождения однако же не был тождествен с ним по времени. Между тем как первый был заключительным годом определенной, одинаковой для всех членов теократического государства, седьмицы лет, второй был седьмым годом для отдельного лица, седьмым со времени поступления его в рабское состояние. На это указывает уже сам закон, определяющий шесть лет работы до освобождения; такого определения нельзя было бы сделать, если бы годом освобождения был субботний год, так как тогда работа сокращалась бы, смотря по промежутку времени от момента продажи до субботнего года. Притом, эти годы, видимо, отделяются один от другого и в самом изложении закона, так как при описании субботнего года ( Лев.25:1–7 ; Втор.15:1 ) и соединенных с ним преимуществ для членов теократического государства не упоминается о таком важном преимуществе, как освобождение от рабского состояния, и при установлении года отпущения не упоминается о субботнем годе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

а. Законы о субботнем годе (ст. 1–7) Каждый седьмой год назывался субботним. Сей год имел по закону следующие четыре преимущества, в сравнении с обыкновенными годами. Во-первых, в сей год не должно было возделывать полей и все самородное в полях (так плодородна была земля обетованная!) назначалось в безразличное пользование, как людям (бедным и убогим), так и зверям 828 . Во-вторых, заимодавцы должны были отпускать в субботний год все свои долги единоплеменникам 829 ; в-третьих, отпускались на волю рабы из евреев 830 ; в-четвертых, читан был публично пред всем народом закон Божий в праздник кущей 831 . Сими законами с одной стороны давался отдых земле, дабы она не истощалась чрезмерно постоянным собиранием с нее плодов. А с другой стороны, прекращение земледельческих работ чрез каждые шесть лет, должно было быть как бы некоторой постоянной данью Господу Богу, верховному властителю земли, которому и посвящались, таким образом, все самородные плоды; Он же отдавал их в пользу бедных и убогих 832 . Со своей стороны и Господь дал торжественное обещание, что в каждый год, предшествующий субботнему, такое будет плодородие в земле Ханаанской, что плодов сего года будет ставать на целые три года вперед 833 . Сие постоянное чудо Божия Промысла должно было убеждать израильтян, что Господь непрерывно бодрствует над ними, точно так же, как и над отцами их в пустыне аравийской 834 . б. Законы об юбилейном годе (Ст. 8–22) Седьмой из субботних или пятидесятый год назывался юбилейным. Все преимущества субботнего года принадлежали и юбилейному. Отличительные же преимущества собственно юбилейного года состояли в том, что рабы отпускались тогда на волю даже с семействами своими 835 , хотя бы эти семейства приобретены были рабами уже в состоянии рабства; между тем как в субботний год рабы получали свободу только единолично, дети же их и жены, если они приобретены были уже в неволе, так и оставались во владении господ – до юбилейного года 836 . Вторым наиважнейшим преимуществом юбилейного года было то, что проданные наследственные владения возвращались в сей год от купивших первоначальным законным владельцам без всякой платы и вознаграждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В законе прямо сказано: насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет ( Лев.25:8 ). Как седьмины – не символическое означение неопределенных периодов времени, а суть седьмицы обыкновенных годов и означают определенное протяжение времени: так и число семьдесят – не символическое число, а означает, что седьмица лет должна быть взята семьдесят раз. 518 Но в то же время это число совпадает с числом лет, проведенных Евреями в плену Вавилонском. Это совпадение не случайное и не искусственное, а совершилось оно по устроению Божию. Архангел назначает 70 седьмин не потому, что Евреи пробыли в плену 70 лет, а потому, что предреченные им события имели совершиться в течение именно 70 седьмиц лет. Годы в седьминах разумеются не лунные, а солнечные, как общеупотребительные. Хотя Даниил был Еврей, но он с самых юных лет всю жизнь провел в чужих странах: —5— сначала в царстве Вавилонском, а потом Персидском, и, конечно, знал и применял на практике счисление времени солнечными годами. 519 Притом же, хотя пророчество о седьминах было открыто Даниилу, но через него оно дано всем людям. Какой же именно исторический период времени обнимают седьмины Данииловы? Вопрос этот решается по соображению событий, предуказанных в пророчестве, с историческими событиями. Но, так как в пророчестве события определяются слишком общими и краткими чертами, а исторические события разных эпох иногда имеют между собою сходство, то нет ничего удивительного, что поставленный сейчас вопрос был решаем и теперь решается различно. Какое же из бывших и теперешних решений этого вопроса наилучшее? По нашему мнению, то, в котором начало седьмин относится к двадцатому году царствования Артаксеркса Лонгимана, а конец – ко времени общественного служения Иисуса Христа, смерти Его и первым годам жизни новозаветной Церкви. Это мнение оправдывается: во I-x, расчислением времени, так как от двадцатого года царствования Артаксеркса до смерти Иисуса Христа, включая и первые годы существования Христианской Церкви, действительно прошло приблизительно семьдесят седьмин; во II-x, соответствием указанных в пророчестве событий с событиями, совершившимися в этот исторический период времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Екатерина 7 мая 2012, 23:07 по-моему, надо не стесняться людей приглашать трудиться на приходе. некоторые сами догадываются предложить помощь, но таких мало. например, у нас на приходе человек 5-7 активно работают: в больнице, в детском приюте, с малолетними правонарушителями, помощь в храме, на огороде (кормим бездомных).. в этот раз написали объявление для всех прихожан с просьбой о помощи. провели уже 3 " субботника " по благоустройству территории.Слава Богу народ откликнулся! Есть надежда, что молитва и общий труд объединит большее число людей вокруг добрых дел. Мария 7 мая 2012, 22:15 В мегаполисах обратная проблема - прихожане рады бы чем-то помочь, но звонари есть, чтецы есть, алтарники есть, на клиросе тоже люди есть.(они могут плохо петь и читать, но все равно их годами не меняют в иных местах) Ты только и нужен как пресловутый жертвователь, опускающий в кружку денюжку и задающий как можно меньше сложных вопросов.Отчасти это вызвано острой нехваткой священников в мегаполисах - так как исповедоваться приходит очень много людей и при такой толпе на тебя, -в лучшем случае,- минуты две уйдет.О том, чтоб со священником пообщаться вне службы - зачастую даже и не мечтай. В лучшем случае есть какие-нибудь курсы при храме, где ты пришел, лекцию послушал и тут же ушел, какое там построение общины. Где-то есть возрастной ценз - вот это у нас для детей - праздники 10 раз в год, общение и т.д., вот это для молодежи до ... лет, это для многодетных или просто для людей с детьми. А одинокий человек среднего возраста, каких много в наших храмах, остается почти ни с чем.Потому что он не молодежь, и не многодетный.Ему обычно некуда себя деть в приходе мегаполиса, он бы и хотел быть может что-то сделать, да нет повода. Приходы, где ты находясь в среднем возрасте и не при детях, можешь как-то участвовать именно в приходской жизни - не в помощи бомжам, для чего еще не у каждого сил хватит - единичны. Мария 7 мая 2012, 20:40 В мегаполисах обратная проблема - прихожане рады бы чем-то помочь, но звонари есть, чтецы есть, алтарники есть, на клиросе тоже люди есть.(они могут плохо петь и читать, но все равно их годами не меняют в иных местах)

http://pravoslavie.ru/53324.html

Их трудности возрастали в случае засухи и неурожая, и тогда им приходилось продавать землю, имущество, а в конечном счете – самих себя и членов своей семьи. Еврейский закон принимает эту ситуацию во внимание, предусматривая справедливый срок службы на кредитора и ограничивая продолжительность долгового рабства. Никто не должен был служить в рабстве более шести лет, а по выходе на свободу должники освобождались от уплаты долгов. Все это было бы прекрасно, но многие из этих людей, будучи не в состоянии вернуть землю, предпочитали остаться в рабстве у своих кредиторов или отправлялись в города, чтобы найти работу или наняться на военную службу. 21:2–6. Законы о рабстве в сравнении с законами древнего Ближнего Востока. Еврейские законы о рабстве представляются более гуманными, чем соответствующие законы древнего Ближнего Востока. Например, ни один раб не мог удерживаться в пожизненном рабстве без согласия с его стороны. Ьеглые рабы не подлежали обязательному возвращению своим хозяевам. В Месопотамии раб (обычно захваченный на войне) мог быть либо освобожден господином, либо выкупиться. По сравнению с шестью годами в Исх. 21:2 , кодекс Хаммурапи ограничивает срок долгового рабства тремя годами. Рабы не были полноправными членами общества, и наказание раба за причинение вреда свободному человеку было гораздо более суровым, чем наказание свободного человека за причинение вреда рабу. 21:5,6. Прокалывание уха у дверного косяка. Дверь – священное и значимое в правовом отношении место. Если раб изъявлял желание остаться в рабстве, чтобы сохранить семью, заведенную во время пребывания в раостве, то символическое прикрепление раба к этому месту осуществлялось посредством прокалывания уха у дверного косяка. Не исключено, что затем в это ухо вставлялась серьга, свидетельствующая о его пожизненном рабстве. 21:7–11. Продажа дочери в рабство. Продавая свою дочь в рабство, отец исходил из необходимости заплатить долги и найти мужа для дочери, не имеющей приданого. Рабыня обладала большими правами, чем раб, так как могла быть освобождена, если господин не обеспечивал ее пищей, одеждой и «супружеским сожитием».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

-2- Но чаще встречи с ангелами совсем другие. Очень простые и одновременно очень теплые, не оставляющие сомнений в том, что эти странноватые, иногда смешные, зачастую небритые типы и есть ангелы. Итак, у нашей семьи есть один «косяк» — мы редко выбираемся на субботние всенощные. И нередко слыша от замечательного крестного Захара — отца Фомы — о том, что вот есть такие люди, которые годами не ходят на всенощные, мы краснеем, бледнеем и виновато улыбаемся, пытаемся взяться за ум и все равно на службы выбираемся редко. Это была очередная попытка взяться за ум. Мы всем «колхозом» — я, Андрей, Захар — продираемся навстречу «ласковому» февральскому ветру по направлению к остановке. А надо сказать, что в Одинцово, где мы тогда жили, ветра были всегда особенно «ласковые» и дули они большую часть года. Мы безнадежно опаздываем, продираемся через огромные сугробы, колючий снег, вздымаемый ветром, бьет в глаза. Ребенок падает в каждый сугроб. До остановки еще метров 200, и тут я вижу, что наша маршрутка (к которой мы, собственно, торопились) подъехала к остановке и мы на нее не успеваем, а следующей ждать минут 15. Отчаяние было таким сильным, что мы перестали торопиться и медленно пошли вдоль очередного сугроба, закрывавшего обзор, поэтому мы не могли видеть, как наша маршрутка отъехала от остановки. Шли мы очень медленно, не торопясь, но странное дело, когда мы подошли к остановке, на ней стояла НАША маршрутка и явно ждала нас, хотя водитель не мог видеть и знать, что мы идем именно к остановке и нам нужна именно эта маршрутка… Довольные, разомлевшие в тепле маршрутки, мы с Андреем переглянулись и уточнили друг у друга: может, кто-то из нас махнул рукой? Нет… Конечно, нет… В чем же дело?.. Ответ нашелся быстро. Стоило взглянуть на бейдж таксиста, как все стало на свои места. На маленьком прямоугольном листочке значилось всего два слова: «Апостол Анатолий»… В салоне тихо играл шансон, водитель был слегка небрит и очень ординарен. Я ехала и улыбалась сама себе. Мы приехали к началу всенощной вопреки всем законам физики :)

http://pravmir.ru/katyusha-remizova-dnev...

4) Праздник «радости о законе» (хаг симхат гаттора), празднуемый 23 тишри, – в день, в который ежегодно оканчивается и опять снова начинается чтение закона 529 . § 139. Субботний и юбилейный годы Кроме посвящения Богу отдельных дней в году, закон требовал посвящения Богу в известных случаях целых годов. К таким годам относились: а) субботний и б) юбилейный. а) Субботними годами (шенат шаббатон, Лев. 25:4 ) назывались седьмые годы годовых седьмин, наступивших у израильтян после поселения их в земле Обетованной, считавшиеся по гражданскому счислению, т. е. с 1 тишри. В каждый седьмой год годовой седьмины, по закону Моисееву, страна должна была праздновать покой Господу ( σββατον ν τ γ, 1Мак. 6:49 ). Все поля, виноградники, сады и огороды оставались невозделанными; закон не разрешал в этот год ни сеять, ни жать, ни обрезывать виноград. Все, что в этом году вырастало на полях, в виноградинках, садах и огородах, самородно, без применения человеческого труда, составляло всеобщую собственность: каждый человек, хотя бы он не имел земельной собственности, имел право пользоваться произведениями этого самородного урожая, как ими могли пользоваться также домашние и полевые животные и птицы ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:1–7 ). С покоем страны соединялась также приостановка некоторых наиболее тяжелых работ, которые требовались ведением сельского хозяйства, почему этот год назывался годом бездействия ( ργν τος. De bello jud. I, 2, 4), а также – прощение долгов, неуплаченных до субботнего года (шемитта), почему субботний год назывался «годом прощения» (шенат гашемитта, Втор. 15:1–2, 9; 31:20 ). К этому же году обычно приурочивалось отпущение рабов ( Исх. 21:2 ; Втор. 15:12 ; Иер. 34и д.). В праздник Кущей, в субботние годы, народ собирался к скинии или храму, и ему прочитывался закон ( Втор. 31:10–13 ). б) Юбилейным годом (шенат йобел) назывался первый год после семи седьмин лет, или пятидесятый год (7×7) †1­50) (Лев. 25и д.) 530 . Наступление этого года возвещалось трублением в бараний рог (йобел) в день Нового года, почему он назывался годом «рога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

А если эта идея послужила основанием для новой формулировки закона о 7-м годе в том виде, какой ему дан в 25 главе Левит, то в таком случае предшествующая ступень, находимая критикой в 15 главе Второзакония оказывается, понятно, излишней, так как в идее субботы вместе с совершенным покоем, заключается мысль и об одинаковом для всех времени прекращения работ. И в этом отношении, если бы даже верно было критическое объяснение закона Исход, данное постановление Левит, исходящее из идеи субботы, может следовать за ним непосредственно, не нуждаясь для своего возникновения в „новом шаге”, находимом во Второзаконии. Таким образом, оказывается, что постановления Второзакония и Левит о 7-м годе не имеют в действительности такого отношения между собой, при котором первое должно бы предшествовать второму; оказывается, что предпосылаемое закону Левит постановление Второзакония не объясняет в существе дела перехода прежнего закона о 7-м годе (т. е. Исход) в новую формулу, так как действительная причина этого заключается в новой идее, не находимой критикой ни в книге Исход, ни во Второзаконии, вследствие чего законы этих отделов Пятикнижия с критической точки зрения не могут, собственно, и служить к объяснению происхождения нового закона. Оставляя за собой право рассмотреть несколько далее приведённое выше мнение о времени происхождения закона о субботнем годе, обратимся теперь к оценке критических суждений о юбилейном годе. По словам того исследователя, разбором мнений которого мы доселе занимаемся, юбилей есть „искусственное установление, основанное на системе субботних годов, в которые земля оставляема была без возделывания, по аналогии с праздником Пятидесятницы”. „Как 50-й день праздновался после семи субботних дней, как заключительное торжество 49-тидневного периода, так 50-й год, следовавший за 7-ю субботними годами, был заключением 49-тилетнего круга времени. Обе его особенности (т. е. возвращение земель прежним владельцам и освобождение рабов) первоначально принадлежали, по-видимому, субботнему также году и были развиты из соответствующих им постановлений Второзакония. о 7-м годе, так что Исх. 23 глава составляет основание Лев. 25:1–7 , и Втор. 15 глава – такое же основание для Лев. 25и далее. Освобождение раба из евреев первоначально должно было совершаться в 7-й год после его приобретения, затем, вероятно, вообще – в 7-й год, а, наконец, по практическим соображениям перенесено на 50-й год. Подобно этому и возвращение земель к прежним их владельцам возникло из прощения долгов, приуроченного в 15 главе Второзакония к концу 7-го года, так как то и другое по существу дела тесно связаны между собой, как видно из Лев. 25и далее” 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В законах, посвященных рабству, отражено понимание причин нищеты и предпринята попытка ненасильственного обращения с ее жертвами. Кроме того, они не объясняют главную причину рабства в Месопотамии – войну. Один из признаков заботы израильтян можно увидеть в обычае, позволяющем семье отдавать своих членов в качестве наемных работников в дома кредиторов. Чтобы избежать конфискации земли и детей, каждому члену семьи несостоятельного должника полагалось поочередно отрабатывать общий долг. В Израиле старались не допустить накопления долга до такого уровня, когда единственным выходом остается рабство. Поэтому законы против взимания ссудного процента обычно работали в пользу бедных ( Исх. 22:24 ; Втор. 23:19,20 ; Лев. 25:35–37 ; Иез. 18:8 ). В некоторых случаях разорившиеся семьи под давлением кредиторов были вынуждены продавать своих членов в рабство, чтобы выплатить долги ( 4Цар. 4:1 ; Неем. 5:1–5 ). Долговое рабство определяется как временное, поскольку закон ограничивал срок владения рабом шестью годами ( Исх. 21:2–11 ; Втор. 15:12–18 ). Закон запрещает продажу или порабощение израильтян другими израильтянами ( Лев. 25:35–42 ). Израильтянин, испытывающий финансовые затруднения, мог быть низведен до положения наемного работника или слуги, даже если его владельцем был «пришелец» (25:47–55). В ст. 48 говорится о выкупе рабов – обычае, подтвержденном рядом месопотамских источников. 26:1–46 Послушание и непослушание 26:1. Камни с изображениями. Это выражение встречается только здесь (хотя, возможно, эти же объекты подразумеваются в Чис. 33:52 ). Гуровиц, основываясь на ассирийской надписи, предположил, что речь идет о резной каменной плите у порога храма, на которой простирался царь, желая получить благоприятное знамение. См. также коммент. к Иез. 44:3 . 26:1. Столбы. Подобно идолам (19:4), столбы, как объекты чуждого культа, подлежали запрету. Вероятно, это были огромные монолиты, символизирующие какое-нибудь божество, или группы столбов, расположенных вокруг алтаря или святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010