Вернемся теперь к общей направленности хроники. Ниже будет показано, что она в очень большой мере определяется борьбой с иконоборчеством. Но это вовсе не так естественно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, Георгий, скорее всего, был современником последних иконоборческих императоров, может быть, даже пострадал от них, но не следует забывать, что хроника писалась спустя некоторое время после восстановления Православия, а с тех пор накопились и другие проблемы. Все становится на свои места, если принять в расчет «партийную» ориентацию Амартола. В статьях С. Манго и П. Карлин-Хайтер 544 показано, что именно Фотий и вообще приверженцы Мефодия всячески подчеркивали опасность иконоборчества и необходимость борьбы с ним. Причины этого вполне понятны: во-первых, семья Фотия была среди тех представителей высшей знати, которые пострадали за активную защиту иконопочитания при Феофиле (в то время как Игнатий и вожди студитской партии спокойно отсиживались в своих монастырях), во-вторых, именно партии Никифора-Мефодия принадлежала решающая роль в торжестве Православия 843 года и в-третьих, естественно было призывать к согласию, к устранению расколов, указывая на опасность общего врага – еретиков – и напоминая о том единении, которое было временно достигнуто как раз в условиях нового подъема иконоборчества при Льве V. Поэтому и Георгий тщательно старается раскрасить историю в черно-белый цвет, затушевать или обойти разногласия православных и насколько возможно очернить иконоборцев, и делает он это не из монашеского фанатизма, а с определенной, хотя и не высказанной открыто, пропагандистской целью, не имеющей прямого отношения к спору об иконах. 2 Как представляется, вопрос о том, на кого ориентировался Георгий, более или менее ясен. Однако причисление хрониста к кругу Мефодия-Фотия заставляет вновь обратиться к проблеме хронологии. Дело в том, что в «Краткой хронике» содержится довольно пространное отступление, посвященное оправданию римской практики субботнего поста (р. 374,24– 376, 7). Было бы весьма странно, если бы такой текст вышел из-под пера приверженца Фотия после знаменитого окружного послания, писанного в первой половине 867 г., в котором патриарх осудил субботний пост 545 . В то же время аргументация, используемая Амартолом, весьма напоминает ту, что сам же Фотий развивал шестью годами ранее в письме к папе Николаю 546 . Значит, если выводы, сделанные в первом разделе этой главы, правильны, хроника должна была быть создана до 867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительное большинство ученых продолжают стоять на позиции Зана и Светэ, они разработали множество детальных доводов в защиту своей точки зрения. Однако в последние годы Гельмут Кестер предположил, что этот текст, хотя в своей нынешней форме и демонстрирует не подлежащую сомнению зависимость от канонических евангелий, восходит к более древней и примитивной версии, которая в первозданном виде не зависела от канонических текстов. А Дж. Доминик Кроссан в солидной монографии и последующих работах утверждает, что выделил из фрагмента Евангелия от Петра поздние вставки, а, следовательно, определил, какие части восходят к оригиналу, который он датирует 40–ми годами I столетия. Далее, он утверждает, что этот оригинал (который он называет «Евангелием креста») был единственным источником евангельских повествований о страстях и воскресении, а весь остальной материал канонических текстов можно объяснить богословием или политическими интересами различных позднейших авторов 1926 . Чтобы увидеть предмет нашего разговора, процитируем длинный отрывок по нашей теме. Таких отрывков о дне Пасхи там два. Первый – знаменитый отрывок с «говорящим крестом»: Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Владыки, – сторожили же воины по двое каждую стражу, – громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя (гробницу). И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: «Возвестил ли Ты уснувшим?» И был ответ с креста: «Да» 1927 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

По свидетельству Петермана, самаряне считают запрещенным в день Очищения не только принятие пищи, но и принятие лекарств, куренье, спанье и разговоры с иноверцами 1072 . Что касается иудеев, то у них строгость поста в день Очищения была значительно смягчена: от поста освобождались все дети, не достигшие 13-летнего возраста 1073 . Из других особенностей самарянского толкования Моисеева закона можно указать на следующие. Самаряне расходились с иудеями в понимании Исх. 13и Втор. 6и не признавали тефиллинов и мезузы 1074 . Соблюдая закон о десятинах, самаряне отделяли десятины только от того, что предназначалось для собственного употребления, но не от того, что назначалось для продажи 1075 . Затем, первую десятину у самарян получали левиты, отделявшие десятину первосвященнику: вторую десятину получали священники и бедные. Плоды дерева в четвертый год принадлежали первосвященнику 1076 . Самаряне, далее, имели особую практику в отношении различного рода. официальных документов. На этом основании раввины не признавали силы за свидетельством самарянина, за исключением дел о разводе и освобождении рабов. В Мишне относительно этого имеется такое постановление: „все акты, подписанные свидетелем, самарянином, негодны, кроме женских гетов (грамот о разводе) и отпускных грамот рабов. Однажды к р. Гамалиилу принесли в Кефар-Отнай женский гет, подписанный свидетелями – самарянами, и он признал, его годным 1077 . В Jer. Schebiith. III, 1 отмечается, что самаряне отличались от иудеев в понимании закона о субботнем годе, – именно не соблюдали этого закона 1078 . Но это указание Талмуда едва ли может быть признано правильным. Во-первых, оно опровергается свидетельством И. Флавия, который сообщает, что самаряне в субботние годы не обрабатывали своих полей и на этом основании просили Александра Македонского в эти годы освободить их от уплаты податей 1079 ; во-вторых, рассматриваемое указание Талмуда опровергается самарянскими письмами, который датируются иногда субботними годами 1080 . 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Постановления сии были весьма важны и благодетельны в том отношении, что во-первых, препятствовали смешению племен и исчезновению фамилий, в особенности же той фамилии, из которой должен был произойти Мессия; во-вторых они служили сильной преградой против жадности и корыстолюбия богачей и поддерживали некоторое равенство между частными владельцами; наконец, они внушали израильтянам, что земля обетованная принадлежала собственно Господу Богу, они же были у него только пользователями сего дара. «Моя земля, сказал Господь израильтянам, издав законы об юбилее, вы же пришельцы и поселенцы у меня " 837 . в. Постановления, в связи с субботним и юбилейным годами (ст. 23–55) Постановления сии касаются, во-первых, продажи и покупки земель, а во-вторых продажи и покупки людей (законы о рабстве). аа) Так как всю землю обетованную Господь объявил своей собственностью, то ни один израильтянин не мог распоряжаться своим поземельным участком – чисто по своему произволу, – ни купить, ни продать земли на вечное время нельзя было, а можно было только уступить ее на время (до юбилейного года) и как бы отдать в арендное пользование; так что всякий покупавший землю обязан был тотчас же возвратить ее прежнему хозяину, если тот объявлял желание и находил средства выкупить свой участок. Натурально, что сумма выкупа назначалась больше или меньше, смотря потому, много или мало оставалось еще времени до юбилейного года. Сие правило о выкупах соблюдалось не только при продаже земель, но и домов. Только дома, построенные в городах, обнесенных стеной, можно было приобретать в вечное владение, ибо при городских домах обыкновенно не полагалось никаких наследственных полей, и все они стояли на общественной земле. Дома же левитов, будут ли они в городах или в селениях, ни в каком случае не могли быть отчуждаемы навсегда, но лишь до юбилейного года 838 . бб) Если Господь воспрещал израильтянам самовластно распоряжаться участками земли обетованной, поскольку это была его собственность, то еще более воспрещал им деспотизм и всякую жестокость по отношению к братьям своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Пс. 2:2; 44:8 ; Ис. 61:1 ; Деян. 10:38 ). Время этого пришествия на землю обетованного Мессии и совершения Им великого дела искупления человечества определяется 70 седьминами от издания указа о восстановлении Иерусалима. Счет по седьминам был в обычае у ветхозаветных евреев: существовали у них седьмины дней или недели ( Втор. 16:9 ; Дан. 10:2 ), седьмины лет или семилетия, в которых каждый 7-й год, подобно 7-му дню в неделе, назывался субботним ( Быт. 29:27 ; Лев. 25:3–5 ), и, наконец, седьмины субботних годов или круг времени, обнимаемый семью семилетиями – 49 годами, за которыми следовал год так называемый юбилейный ( Лев. 25:8, 10–11 ). Какого рода седьмины называет в пророчестве архангел Гавриил? Очевидно, не седьмины дней (т. е. 490 дней), так как в столь короткое время не могли совершиться события, указанные в самом пророчестве: напр., обстройка улиц и стен Иерусалима при всевозможных затруднениях, в продолжение 49 дней ( Дан. 9:25–26 ) и т. д. Но мог разуметь архангел и седьмины субботних годов, т. е. круг времени, определяемый 70 пятидесятилетиями, так как в таком случае подразумеваемые в пророчестве события не исполнились бы еще даже и в наши дни, между тем как история указывает на действительное уже исполнение их задолго до настоящего времени. Остается считать Данииловы седьмины седьминами лет ила семилетиями, что оправдывается и историческими данными. Счет 70 седьмин или 490 лет, естественно, нужно начинать «с того времени, как вышло повеление о восстановлении Иерусалима» ( Дан. 9:25 ). История богоизбранного народа намечает нам четыре указа царей персидских, которыми определялась судьба и положение иудеев, вышедших из плена и возвратившихся на развалины прежнего отечества. Указ Кира в первый год его царствования, разрешающий пленным иудеям возвратиться в Иерусалим и построить там храм Богу иудейскому; о постройке же самого города, его улиц и стен здесь не говорится ни слова ( 1Езд. 1:1–4 ); считать его, поэтому, исходным пунктом, откуда следовало бы начинать седьмины, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Ст.8. Но тогда 79 убо не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом. Помните, что прежде вы не имели познания о Боге; вы покланялись идолам, которым не принадлежит честь Божия ( 1Кор.8:4 ); вы находились на самой низшей степени Богопочтения. «Здесь Апостол, замечает Златоуст, обращается уже к уверовавшим из язычников, и говорит, что и служение идолам таково же, как наблюдение дней». Ст.9. Ныне же, познавшее Бога, паче же познании бывше 80 от Бога. Павел вспоминает о любви Божией к Галатам, чтобы яснее представить важность их вины. После того, как Бог отвратил от них свои очи, за то, что они отпали от Него, Он опять обратился к ним, признал их детьми своими и сообщил им истинное познание о Себе. «Не вы своими усилиями обрели Бога, объясняет Златоуст, ибо вы жили в заблуждении; но Он Сам обрел и привлек вас к Себе». Как же неразумно поступают Галаты, когда, познавши Бога и Его святую волю, опять хотят подчиняться игу закона, слабым началам духовной жизни? Како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии. Апостол говорит – возвращаетеся, – не потому, чтобы Галатяне были все Иудеи. Он указывает чрез это на обратный путь, которым они начали шествовать, оставив истину Евангельскую. Постановления религии Моисеевой он называет немощными, потому что они не имеют силы к оправданию; он называет их худыми или бедными, потому что они, в сравнении с сокровищами благодати и богатством Евангелия, действительно бедны. Так объясняет сии слова Феофилакт: «немощные и бедные стихии, говорит он, ибо оне не имеют никакой силы к вечным благам и не могут духовно пользовать, как лишенные чувства и жизни». Как вы с такой высоты, от таких сокровищь благодати, как бы так сказал Апостол, ниспадаете на самую низшую степень воспитания человечества? Очевидно, что Апостол имеет в виду не языческое идолослужение, как думают некоторые толковники, но Иудейскую религиозную жизнь, которая описывается и в ст. 10. Ст.10. Дни смотряете 81 , и месяцы, и времена, и лета. Апостол исчисляет некоторые Иудейские обряды. Под днями разумеются субботы, под месяцами – новомесячия (ср. Кол.2:16 ), под временами – большие праздники, как то пасха, сенопотчение; под годамисубботний и юбилейный год. Хотя в религии Моисея предписано было праздновать эти времена; но в Христианстве, которое не зависит от времени и места и состоит в духе и истине, оне потеряли свое значение». Из слов Апостола видно, говорит св. Златоуст, что Иудеи учили Галатов не только обрезываться, но и соблюдать Иудейские праздники и новомесячия».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

Такой рисует картину будущего человечества архангел Гавриил внимающему его пророку Даниилу. Ньютон следующим образом расшифровывает первую часть пророчества (первый его абзац): «Считая седьмину за 7 лет, мы найдем, что с того времени, когда рассеявшиеся евреи возвращены были в святой город, и до смерти и воскресенья Христа должно было истечь 490 лет... Действительно, рассеянные по миру евреи снова стали народом, имеющим свой город, когда они возвратились из рассеяния обратно на родину, а это произошло в 7-й год царствования Артаксеркса Лонгимана (Артаксеркса I, правл. 465–424 гг. до н. э.), когда Ездра, возвратившись из плена и по повелению царя восстановил во всей стране правительственные учреждения, чтобы судить и править народом согласно законам божьим и царским (Ездра, 7, 25). Царствование Артаксеркса Лонгимана началось около 2 или 3 месяцев спустя после летнего солнцестояния, так что 7-й год его царствования совпадает с 3-м годом 8-й Олимпиады; таким образом, последняя половина его царствования, когда Ездра возвратился в Иерусалим, приходится на 4257-й год Юлианского периода. Считая время отсюда до смерти Христа, мы получаем ровно 490 лет. Если производить счет по иудейскому летоисчислению, начинающемуся с осени, и начинать счет с первой осени после возвращения Ездры в Иерусалим, когда он привел в исполнение царский указ, то смерть Христа упадет на 4747 год Юлианского периода, т. е. на 34-й год жизни Господа; седьмины же будут седьминами иудейскими, оканчивающимися субботними годами. И я полагаю, это будет самое верное» 162 – такими словами заканчивает Ньютон свое толкование первого абзаца пророческого текста. 163 Во второй части пророчества, считал Ньютон, в отличие от его первой части, где говорилось о Христе как о пророке и подразумевалось его первое пришествие, речь идет уже о времени Его Второго пришествия. Эта часть пророчества, пишет Ньютон, «изображая Христа в виде владыки или царя, относится, по-видимому, к Его второму пришествию. Тогда пророчество будет исполнено, и Святой святых помазан; теперь же Тот, Кто был помазан, приходит, чтобы быть Владыкой и царствовать». 164 Относительно того, как и когда конкретно это произойдет, Ньютон отказался отвечать: «Каким образом это произойдет – я не знаю. Это покажет время». 165

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Ударило Дгмку горячим в уши, в лицо, в лоб, будто его захватили на краже. За двадцать минут этой девчгнкой сбитый со всего, в чгм он укреплялся годами, с пересохшим горлом он, как пощаду выпрашивая, спросил: - А ты?.. Как под халатом была у нег только сорочка, да грудь, да душа, так и под словами она ничего от него не скрывала, она не видела, зачем прятать: - Фу, да у нас - половина девчгнок!.. А одна ещг в восьмом забеременела! А одну на квартире поймали, где... за деньги, понимаешь? У нег уже своя сберкнижка была! А как открылось? - в дневнике забыла, а учительница нашла. Да чем раньше, тем интересней!.. И чего откладывать? атомный век!.. Всг-таки субботний вечер с его незримым облегчением как-то чувствовался и в палатах ракового корпуса, хотя неизвестно почему: ведь от болезней своих больные не освобождались на воскресенье, ни тем более от размышлений о них. Освобождались они от разговоров с врачами и от главной части лечения - и вот этому-то, очевидно, и рада была какая-то вечно-детская струнка в человеке. Когда после разговора с Асей Дгмка, осторожно ступая на ногу, занывающую всг сильней, одолел лестницу и вошгл в свою палату, тут было оживлгнно, как никогда. Не только свои все и Сибгатов были в сборе, но ещг и гости с первого этажа, среди них знакомые, как старый кореец Ни, отпущенный из радиологической палаты (пока в языке у него стояли радиевые иголки, его держали под замком, как банковую ценность), и совсем новенькие. Один новичок - русский, очень представительный мужчина с высоким серым зачгсом, с поражгнным горлом - только шгпотом он говорил, сидел как раз на Демкиной койке. И все слушали - даже Мурсалимов и Егенбердиев, кто и по-русски не понимал. А речь держал Костоглотов. Он сидел не на койке, а выше, на свогм подоконнике, и этим тоже выражал значительность момента. (При строгих сестрах ему б так не дали рассиживаться, но дежурил медбрат Тургун, свойский парень, который правильно понимал, что от этого медицина не перевернгтся.) Одну ногу в носке Костоглотов поставил на свою койку, а вторую, согнув в колене, положил на колено первой, как гитару, и, чуть покачиваясь, возбуждгнный, громко на всю палату рассуждал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Повествуя о том же событии, Иосиф говорит, что после того принял начальство Гиркан и осадил Птоломея в крепости Дагоне, – когда же осада продолжалась, пишет Иосиф, настал год, в который иудеи должны были воздерживаться от полевых работ 39 . В летосчислении 1 Маккавейская книга держится селевковой эры, начинавшейся 1-м Тисри 442 Рм. 312 до Р. Отсюда 177-й год селевковой эры ­­ 1 Тисри 618–619 Рм. 40 . Симон убит в 11-м месяце иудейского года, в Шевате – (Январе-Феврале), следовательно в 618-м году, так как Шеват 619-го года падает уже на 178-й селевковой эры, а Шеват 617-го – на 176-й селевковой эры. Таким образом в Январе – Феврале 618 Рм. (11-м месяце иудейского года с Нисана и 5-м с Тисри 177-го по селевковой эре) Гиркан снова сделался первосвященником, принял начальство над войском и осадил Птоломея в Дагоне. В это время настал субботний год, начинавшийся с Тисри. По селевковой эре это будет уже начало следующего 178-го года, a по Римскому – Октябрь того же 618-года. Но мы знаем уже, что 716 – 717 был также субботний год. Так как субботний год наступал чрез каждые шесть лет в седьмой, то, если правильно наше исчисление, разность между обоими субботними годами должна делиться на 7 без остатка. И действительно разность между 717 и 619 (конец субботнего года) или между 716и 618 (начало года) ­­ 98, которое в частном дает 14. Это значит: между обоими субботними годами было таковых четырнадцать 41 . – В той же Маккавейской книге рассказывается, что в 150-м году Антиох Евпатор вторгся в пределы Иудеи, обложил Бефсуру одною частию своих войск, а другую направил к Иерусалиму 42 . Но осажденные в Бефсуре вскоре принуждены были сдаться и заключить мир, так как по случаю субботнего года не имели достатка в съестных припасах 43 . Этот 150-й год селевковой эры обнимает время от 1 Тисри 591 по 1 Тисри 592 Рм.3 44 Квандт 45 и считает этот год субботним. Но в таком случае получается несоответствие уже прежде указанным нами субботним годам, потому что разность между ними дает в частном при делении на 7 один год в остатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Вскоре я пошел учиться в Библейскую школу, проповедовал и был избран в кандидаты на дьякона… Совсем недавно ко мне подошел православный священник и предложил мне вашу книгу, почти ничего не комментируя и не объясняя. Я нехотя ее брал, потому что своей литературы стопки лежат уже годами и никак не хватает времени на них, а тут еще на тебе, православную читай. Но мною все-таки возобладала то ли вежливость, то ли интерес, и я все-таки взял ее. Начал читать. Уже на первых страницах имел кучу вопросов и опровержений на написанное, но решил все-таки читать дальше. По мере чтения и до его окончания я почувствовал, что мое сознание стало как маятник, то на сторону пятидесятников (в лице баптистов), то на сторону православных. Сегодня дочитал. Меня как бы разрывает на две части. Во время чтения, да и сейчас, почти постоянно в сокрушении взываю к Богу: «Господи, мне не нужны ни протестанты ни православные со своими догмами, мне нужна лишь воля Твоя. О, дай мне на все эти вещи посмотреть глазами Твоими. Я беспомощен и слеп. Я не смогу ступить и шагу с уверенностью, что я не заблуждаюсь. Пожалуйста, помоги мне, возьми меня за руку (духовно) и проведи...». Все мое понимание дало трещину... Возможно, это письмо перешло уже в исповедь, но я как бы в огне, мне нужна помощь в первую очередь Божия, а потом и человеческая. Я как слепой, куда поведешь, туда и пойду… Своим братьям, пастору рассказать не могу, потому что реакция на это будет сами знаете какой. Вам полностью довериться тоже еще боюсь. Боюсь, но все же пишу… В один момент уже как бы решаю принять Православие, а в другой все же останавливаюсь, во многом сомневаюсь и на многое не имею ответа… Поверьте, что перейти к пятидесятникам (от субботников) мне было легче намного, чем сейчас. Молитесь обо мне. Я знаю, что у меня будут сотни вопросов, и если мне придется принять Православие, то на все я должен буду дать ответ себе и людям… (Далее следовало 35 вопросов о Православии, на которые я ответил в письме. Из следующего письма): (...) Я получил ваш ответ на мое письмо, чему очень рад, потому что очень ждал его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010