Затем была первая исповедь, на которой подкашивались ноги и стучали зубы. Священник был очень строг. До венчания оставалась неделя. В один день я пришла на службу не вовремя – Причащение уже закончилось. Второй раз я была в храме одна и стояла в углу – так что священник, выносивший Чашу, меня не заметил; а я и не знала – когда нужно о себе напомнить. В какие-то дни придти не было возможности. Где и как я причастилась – не помню, знаю только, что это было очень сложно. В одной из молитв о супруге при венчании звучали слова: «…и да будет яко лоза плодовита…». При этих словах мне что-то стало очень грустно… И верно: вся духовная жизнь последующие 4 года держалась на одной молитве об избавлении от бесплодия. Священник, венчавший нас, о. Александр Короленков из храма святителя Николая в Заяицком, погиб через три месяца после нашего с ним знакомства. Это вызвало привычный при таких известиях ужас и мысль о несправедливости Божией. Ходить в храм не хотелось. Отсутствие детей какими-то неведомыми путями привело нас к психологу, которая посоветовала нам обратиться к своему духовнику. Так у нас появился духовный наставник на последующие три года. Воцерковление шло, мы постепенно привыкали к новому званию «прихожан». Посещали храм в субботние и воскресные дни, вместе молились; слушали и выполняли наставления о. Александра. Я все это время лечилась от бесплодия. Искреннее молитв, чем молитвы о даровании ребенка, наверное, не бывает. Отец Александр утешал нас в этом: «Какие ваши годы», «Потерпите – и даруется вам». Мы терпели и молились. Но с проходящими годами стало нарастать уныние, нежелание так жить дальше. Я не могла ходить в храм, видеть счастливые лица идущих от Причастия беременных и многодетных мам, не могла без слез смотреть на повсюду снующих в храме детей. И о. Александр как-то сказал: «Ну что же – может, такова воля Господа, чтобы у вас не было детей». Больше я в храм не ходила. Конечно, я продолжала молиться дома. Но и с Денисом отношения уже не ладились. Ему надоело видеть постоянно мрачную и ничего не выражающую физиономию своей жены. Как-то, та самая психолог пригласила нас на однодневный семинар по какой-то семейной тематике в Санкт-Петербург. Ехать не хотелось: разговоры о семье только «сыпали соль на рану». Но мы поехали. И обнаружили общее желание побывать на Смоленском кладбище в часовне блаженной Ксении.

http://pravmir.ru/my-poexali-k-svyatoj-b...

Старец Симеон «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» — гласит Священное Писание. И кому как не ему, Симеону, священнику, предстоящему перед жертвенником в храме Господнем, было знать, что Бог требует особого благоговения и собранности в служении Ему. Не случайно Симеон оказался среди 70 человек, участвующих в деле исключительной важности. Один из образованнейших людей в Израиле, он получил признание и как замечательный переводчик, и однажды ему была доверена работа над переводом Священного Писания с древнееврейского на греческий язык. Перевод Септуагинты выполнялся по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа.   Хорошо известный Симеону текст шел гладко, строфа к строфе, когда небольшой фрагмент в книге пророчеств Исайи вызвал у него смущение: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». После минутного замешательства он хотел уже вставить вместо слова «Дева» более соответствующее по смыслу слово «жена», как вдруг произошло нечто необыкновенное — он увидел Ангела. Увидел его так же ясно, как свет в окне, как собственную руку. Голос необыкновенной красоты объявил ему, что поскольку он усомнился в верности Божественного Слова, он не увидит смерти до тех пор, пока воочию не увидит исполнения великого пророчества, смысл которого он едва не изменил, допустив человеческое суждение о Высшем сокровенном промысле. В голосе не было ни жесткости, ни осуждения – только объявление Божией Воли.   Прошли десятилетия, тело Симеона утратило былую силу, уставшие глаза искали покоя, но покоя не было — те, кого он много лет ждал, не приходили. Жители Иерусалима рассказывали своим внукам о том, что их деды прежде видели Симеона, неизменно появлявшегося в храм в субботние дни. С годами старец стал живой «легендой». Смерть будто забыла о нем. Сколько раз он вспоминал тот день, когда нечаянно огорчил сомнением Того, Кем дорожил больше всего на свете…   Приход Девы и Младенца означал бы милость Божию и великую жертву — дарование миру Своего Сына — Светоча, Пророка, Врача, призванного снять с Закона Моисея завесу недосказанности, обнаружить, что главнейшая из заповедей — это заповедь о Любви. Совершенство любви Сына Божия к людям должно было быть испытано страданием — жестокой смертью, искупающей грехи человеческого рода. Для Симеона же их приход был бы извещением о скором принятии его Богом. К нему в Иерусалимский храм приходили тысячи и тысячи молодых женщин с детьми, но Той , Которая «имеет родить» Спасителя мира, среди них не было.

http://pravmir.ru/sretene-oznachaet-vstr...

Требовалось от народа и немалое самоотвержение в пользу ближних – в предоставлении им пользования плодами и особенно в прощении долгов. Предупреждает законодатель ( Втор 15.9–10 ) и движения скупости, корыстолюбия, своекорыстия в сердце еврея, воспрещая отказывать ближнему в займе пред годом субботним. По блаж. Феодориту, законом о субботнем годе, Бог «наказывает ненасытимость израильтян. Поскольку желая большого, непрестанно велел в седьмой год оставлять землю не засеянною, да и что родится само собою, запретил то собирать или жать, обучая сим человеколюбию; потому что повелевает плодами земными пользоваться вместе с израильтянами вдовам, сиротам и сторонним пришельцам; кроме того в сей год бывало прощение долгов и освобождение евреев, находившихся в рабстве» (последнее, как было уже упомянуто, не принадлежало к числу особенностей субботнего года). Таким образом главное значение закона о субботнем годе – религиозно-нравственное; идея всецелого служения народа и самой земли Иегове и возбуждение в народе веры в Него и надежды, сердечной преданности Ему; затем воспитание духа братолюбия, человеколюбия в народе Божием, наконец, насаждение социального равенства в народе. Совершенно подчиненное, второстепенное значение имеют другие мотивы института, которые некоторыми исследователями возводились на степень главных, как то: приучение народа к правильным государственным сбережениям и вместе к охоте на зверей (Михаэлис, Гуг), к рациональному способу ведения обработки полей и сельского хозяйства (Рим, Новакк). Субботний год, строго соблюдаемый, мог, конечно, плодотворно отражаться и на этих сторонах древнееврейского быта, но главный смысл и значение института состоял в воспитании воли народа к служению Богу и ближним. О соблюдении закона в до-пленное время свидетельств нет, если не считать неопределенного указания Ис 37.30 . Напротив, есть прямое библейское свидетельство 2Пар 36.21 (ср. Лев. 26:34–36,43 ) о несоблюдении евреями субботних годов до плена, так что и 70 лет плена представляются как бы годами невольного субботствования Палестины в наказание за вольное нарушение евреями субботних годов в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Третье собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мир...    В лике святых, сиявших как чистейшие звезды в ночи мира, наподобие великого светила блистал светлостью знания св. Пафнутий Он был пресвитером в нашем собрании, которое находилось в скитской пустыне Пребывая здесь, он до последних лет не менял той кельи, в которой поселился вначале, хотя она отстояла от церкви тысяч на пять шагов. Обремененный годами, он не тяготился тем, что одолевал такое расстояние, приходя к церкви каждый субботний и воскресный день, и, не желая возвращаться оттуда праздным, возлагал на свою перевязь сосуд воды, которой надлежало пользоваться всю неделю, и приносил к келье Он, даже перешагнув за девяносто лет, не позволял более молодым братьям делать это для себя В юности своей он с таким усердием предался правилам общежития, что за короткое время стяжал сокровище послушания и обогатился познанием всех добродетелей. Когда же через умерщвление своих желаний под наукою смирения и покорности он погасил в себе страсти и преуспел во всяких добродетелях, какие требуются и уставом монашеским, и учением древнейших отцов, то, воспламенившись желанием высшего совершенства, поспешил проникнуть в сокровеннейшие места пустыни, чтобы здесь, без всякого развлечения общением с людьми, беспрепятственнее прилепиться к Господу, с Которым он жаждал пребывать нераздельно, находясь среди множества братьев Здесь опять по рвению и любви к непрестанному божественному созерцанию он с такой заботливостью избегал взора других, что превзошел в этом всех отшельников. Для того уходил в дальние пустынные и неприступные места и укрывался в них долгое время, так что сами отшельники очень редко видали его. И нельзя было не верить, что он каждодневно наслаждается там обществом ангелов. Четвертое собеседование аввы Даниила. О борьбе плоти и духа...    Между мужами, исполненными христианскою мудростью, увидели мы и авву Даниила, который, будучи равен обитавшим в скитской пустыне во всяком роде добродетелей, особенно украшался смирением и который за свою чистоту и кротость блаженным Пафнутием, настоятелем той пустыни, скоро был возведен в диаконы, несмотря на то, что был моложе других летами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1936 году церковь была закрыта и частично разрушена. В руины превратились колонны, низвергнуты колокола и купола… Из воспоминаний старожилов следует, что Господь сурово покарал всякого приложившего свои силы к разрушению святыни: они умерли не своей смертью. Какое-то время в помещении храма был склад, а затем долгие годы полуразрушенные стены стояли, порастая травой и мхом. Не раз жителями Юсова на сельском сходе высказывались предложения по реконструкции церкви, но не хватало средств и восстановительные работы все время откладывались. Начало возрождению было положено в 2008 году. Именно тогда, накануне Пасхи, директор Юсовской школы Галина Владимировна Алтухова решила вместе со своими учениками провести субботник на территории храма, убрать копившийся здесь годами мусор. К ним присоединились и несколько родителей школьников. Открыли ворота, появившиеся здесь в бытность церкви складом, стали выносить обломки кирпичей и досок. И тут-то одна из женщин наткнулась в углу на сверток, из которого посыпались монеты - медные и серебряные, датированные 1913 годом. Их насчитали несколько тысяч штук. Переполох тогда в селе найденный клад наделал основательный. Монеты в ведрах переместили в школу, вызвали милицию, затем специалистов для оценки клада… Властями было принято решение монеты реализовать, а полученные средства потратить на возрождение храма. Так и начала церковь свою вторую жизнь. Правда, большая часть монет пока хранится в музее, но все же на вырученные от продажи деньги удалось вставить окна и сделать перегородку, обновить полы. Не оставили церковь без внимания и жертвователи. Благодаря их помощи, у ее прихожан сегодня есть крыша над головой, восстановлена и трапезная часть. Прошлым летом в церкви начались богослужения. Конечно, сделать предстоит еще многое, но начало положено, и это са мое главное. К сожалению, те, кто храмы и уничтожал другие православные святыни, забыли о том, что благополучие народа возможно, только если соблюдаются духовно- нравственные принципы, заложенные в Евангелии. Сейчас как никогда важно восстановить духовные лечебницы, коими являются Церкви и монастыри. То, что создавали предки, мы должны возродить. Восстановление порушенных святынь – это и есть доказательство любви к Богу и уважение к памяти предыдущих поколений.

http://sobory.ru/article/?object=17407

Из воспоминаний В.В. Пластинина, заместителя министра культуры Свердловской области: «Много лет стояла она заброшенной, с заколоченными дверями и окнами. Лик святого на ее восточной стороне потемнел и едва проглядывал сквозь набелы. Через деревянную обветшавшую крышу, местами покрытую мхом, проросли две березки. Одна из стен была изуродована металлической конструкцией с разбитыми изоляторами и свисавшими проводами. В начале 80-х г.г. первый секретарь горкома партии Я.М. Тишкин пригласил меня, заведующего городским отделом культуры, на беседу и рассказал о том, как ему, молодому когда-то руководителю городской комсомолии, горком партии поручал организацию субботников по соскабливанию с остатков часовни изображения Александра Невского. - И сколько мы его не скоблили и не забеливали, он проявлялся вновь w вновь, - с некоторым недоумением сказал Николай Миронович. - Так мне что, идти доскабливать? - уже догадываясь, о чем дальше пойдет речь, спросил я в шутку. - Вам часовню восстанавливать, - подвел итог разговору секретарь. И снова пришли люди к часовне на субботник, на этот раз не крушить и не скоблить, а очистить от годами копившейся грязи. Стали думать: с чего начать, как приступить к восстановлению памятника русской истории и архитектуры, с которым так неразумно и варварски обойтись наши предки. Ещё долгих восемь лет ждала часовня, когда поднимется на ней купол с золоченым крестом. Пытались сначала привлечь к реставрации специалистов из столицы. - Поскольку часовня является памятником местного значения, ждите, когда до вас руки дойдут, или восстанавливайте ее своими силами, - похвалив за радение, вежливо отказали титулованные реставраторы. Взялась было за работу знаменитая в ту пору в городе бригада каменщиков В. Панькова, но проработав несколько дней, отказалась. Сказали мужики, что кладка на часовне особая и что без грамотного, знающего архитектора им эту работу не поднять, а халтурить на таком объекте им совесть не позволяет. Стал я уже секретарем горкома партии, забот добавилось, но мысли о восстановлении часовни не давали покоя.

http://sobory.ru/article/?object=15170

Современная реконструкция дома Петра Капернаум в Евангелии В Евангелии Капернаум называют городом Иисуса: Он, войдя в лодку, переправился и прибыл в Свой город (Мф 9:1). В Капернауме жили апостолы, братья Петр и Андрей. Видимо, в этом была причина выбора Иисусом Капернаума в качестве постоянного пристанища в Галилее. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние (Лк 4:31). Из Капернаума апостолы уходили на рыбную ловлю, здесь Иисус совершил много чудес — исцелил тещу Петра, слугу сотника, парализованного. Своего дома у Иисуса в Капернауме не было, жил он у Петра: ... он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк 4:38—40). Как искали дом Петра Очевидно, что апостол Петр, бедный капернаумский рыбак, жил в одном из домов из черного базальта. Но как определить, в каком именно? Чтобы ответить на этот вопрос, археологи внимательно изучили историю Капернаума уже после евангельских событий. В первые века нашей эры Капернаум становится процветающим торговым городом. Возможно, именно это имел в виду Иисус, когда сказал: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:23). В город потянулись паломники — посмотреть на место, где проповедовал Иисус и где жили апостолы. Знаменитая паломница Эгерия Эгерия — зажиточная женщина (по другим предположениям — монахиня), совершившая паломничество в Святую Землю, вероятней всего, в 381–384 годах. Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — Itinerarium Egeriae, от которого сохранились отдельные фрагменты., например, посетила Капернаум между 381 и 384 годами и оставила такую запись: «В Капернауме дом главного из апостолов был переделан в церковь, но стены остались прежними, они стоят до сих пор. .... Здесь так же есть синагога, где Господь исцелил человека». То есть археологам нужно было искать не частный дом, а христианскую церковь!

http://foma.ru/dom-apostola-petra-gde-by...

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Этот каменный храм стал памятником русской воинской славы, свидетельством окончания смуты и начала возрождения Отечества. Он передан Церкви в 1998 году, но службы в нем начали проводиться только в 2004 году. По благословению Патриарха богослужение в этом храме проводится старым чином. Несмотря на то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове является памятником культуры, находится он в довольно печальном состоянии и нуждается в реставрации. И вот теперь этот храм был осквернен. Вот что рассказал клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, Иоанн Миролюбов: «Люди, которые сделали надпись на стене храма не в состоянии даже сформулировать свои мысли. Я не смог понять, что они имели в виду. Попробую воспроизвести по памяти: „Иудопоклонники, вон с Руси!“ Это уровень подростков, или людей уже переросших этот возраст, но оставшихся на подростковом уровне развития. Наш храм — исторический памятник, он был построен в честь победы над поляками. Но наша история для людей, сделавших надпись на стене — пустой звук, это люди без рода-племени, прошлого у них нет. Тут к нам приходили репортеры из газет с комсомольскими названиями. И я им сказал, что в стране, где храмы годами целенаправленно разрушались, удивляться их осквернению, к сожалению не приходится. Внуки прежних комсомольцев продолжают дело предков. Мы просто пожинаем плоды, которые созрели за 70 лет безбожной власти. Во дворе нашего храма тоже есть поклонный крест . Так что, возле него круглосуточное дежурство устанавливать? Как-то возле этого креста упало дерево. Оно прошло в сантиметре от креста, не задев его. Господь Свое бережет». Аптечные страсти Уже несколько лет по соседству с обоими храмами работает круглосуточная аптека. Протоиерей Павел Кондраков: «Храм свт. Николая Мирлийского спасает забор, который установлен со стороны сквера. Этот сквер давно облюбовали наркоманы. Наши прихожане неоднократно проводили в сквере субботники, собирали кучи использованных шприцев. Фотографии этих шприцев вместе с коллективным письмом посылали префекту округа, но ответа не получили».

http://pravmir.ru/kto-i-kak-oskvernyaet-...

Между 1025 годом, когда скончался Василий II, и 1089–1090 годами, когда Феофилакт стал архиепископом Охридским, в Болгарии многое изменилось. Хотя она и сохранила еще викарные епархии в Македонии, Албании, Греции и Центральной Болгарии, территория архиепископства весьма сократилась. Еще более зловещим было то обстоятельство, что преемники Василия II отказались от его умеренной политики по отношению к завоеванным землям. Византия обложила их немилосердными налогами, что явилось причиной вооруженного мяте­жа в 1040 году, за которым в 1072 году последовал второй, значитель­но более опасный и поддержанный сербами. Он также был жестоко подавлен византийцами, и ко времени прибытия Феофнлакта в Охрид растущее недовольство славян стало еще очевиднее. Архиепископ был главным представителем византийских властей на завоеванных землях после военного губернатора (начальника) бол­гарской провинции, или фемы, который обычно пребывал в Скопле. Хотя император Василий II назначил первым архиепископом Охрида болгарина, все его преемники были греками. Льва, следующего архи­епископа Охридского, император Михаил IV выбрал из дьяконов Св. Софии. Он печально прославился тем, что спровоцировал раскол между Константинопольской и Римской Церквами, выявившийся в 1054 году. По воле патриарха Михаила Керулария Лев Охридский направил представителю патриархии в Риме послание для вручения Папе и всем епископам Западной церкви. В своем послании Лев безоговорочно осуж­дал Латинскую Церковь за употребление опресноков в евхаристии и за субботние посты. В Риме послание вызвало раздражение и гнев, и меж­ду двумя Церквами разгорелся яростый спор, приведший к тому, что 16 июля 1054 года папские легаты положили буллу об отлучении от Цер­кви Льва Охридского и Михаила Керулария на алтарь Св. Софии. На долю Феофилакта, четвертого преемника Льва, выпала задача смягчить последствия правления фанатичного начетчика. Около 1090 года или, возможно, в 1112 году он писал своему бывшему ученику по имени Николай, дьякону Св. Софии, пространный ответ на письмо с вопросами «о заблуждениях латинян в церковных делах». Ясно, что Феофилакт был связан своим положением. Однако он отверг заявле­ние Николая о том, что заблуждения эти были многочисленны. Мно­гие обвинения греков против латинян, писал он, касаются мельчайших расхождений в обрядах и обычаях и носят ребяческий, несерьезный характер. Два же обвинения – употребление опресноков в евхаристии и субботние посты – намного серьезнее. Однако и эти заблуждения, столь сурово заклейменные предшественником его Львом, но мнению Феофилакта, хотя и достойны порицания, все же не столь важны, что­бы разрывать из-за них единое тело Христовой Церкви. В обоих этих вопросах, подчеркивал Феофилакт, прежде всего необходимы терпи­мость и милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Поэтому его праздновали с великим веселием. Жертвы, приносимые в это время, отличались своею многочисленностью и великолепием. По учению отцов Церкви, праздник кущей прообразовал собою духовную красоту состояния членов благодатного царства Христова и вселение их в чертоги Отца небесного – царство славы. Год субботний и год юбилейный Как освящался седьмой день недели, который назывался субботою, точно также выделялся из ряда других годов и седьмой год, который, по сравнению с обыкновенными годами, имел особые преимущества и назывался субботним годом. Этим названием определялись и самые преимущества его. Они состояли в том, что в седьмой год земля не возделывалась для посева, и все самородное на ней отдавалось бедным людям и даже животным. Далее заимодавцы не должны были требовать своих долгов от единоплеменников; рабы получали в этот год свободу; в праздник кущей этого года читался народу перед святилищем закон Божий ( Лeb. XXV гл., 1–7 ст.; Ucx. XXIII гл., II; Второз. XV, 2–11; Ucx. XXI. 2 ; Второз. XXXI, 10–13). Законами субботнего года давался отдых земле, чтобы предохранить ее от истощения, которое могло произойти от беспрерывного пользования ее производительными силами. Но так как самая производительность земли зависела от Бога, Который особенно промышлял о народе еврейском, поселив его в плодородной Палестине, то и законы субботнего года имели религиозное значение. Прекращая полевые работы и отдавая все самородное беднякам, евреи чрез это как бы давали постоянную дань Богу, своему благодетелю и верховному властителю земли, Который и отдавал сию дань в пользу бедных и убогих. Господь же обещал со своей стороны давать пред субботним годом такой обильный урожай земли, которым бы вполне обеспечивалось существование народа на три года вперед. Таким образом постановления субботнего года имели глубокое религиозно-воспитательное значение: с одной стороны, евреи возбуждались ими к благодарности к Богу, а с другой, – имели возможность убеждаться в том, что небесный Покровитель их непрерывно бодрствует над ними, точно также как и над отцами их в пустыне Аравийской ( 2Nap. XXXVI, 21 ; Неем. Х, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010