Главным входом в монастырь служили и продолжают служить каменные Святые ворота с двумя небольшими надвратными храма-ми - церковью Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта. Данные ворота были возведены в 1649-1650 годах на месте разобранных в 1646 году сооружений аналогичного типа. Они дошли до нас почти без искажений. Нижний ярус здания, прорезанный двумя арочными проемами различной величины (эти проемы и являются собственно воротами), разделяется на две части: в северной находятся помещения бывших келий, а в южной - сторожка с папертью над ней. Верхний ярус - помещение церквей. Верх здания увенчан двумя шатрами с маленькими главками на низких восьмериках с кокошниками. Шатры глухие и никак не связаны с внутренним -пространством церквей. Святые ворота как памятник интересны своеобразием архитектуры и почти полной первозданностью. Изменения коснулись лишь пристроек и покрытий. Так, в XVII веке главы и деревянные четырехконечные кресты были " опояны белым железом, а церковь крыта чешуею деревянною " . Эти кресты просуществовали до 1854 года и были заменены на существующие шестиконечные металлические, подобные крестам церкви Мартиниана и колокольни. Между 1715 и 1747 годами лемех на кровле заменяется тесом, на смену которому во второй половине XIX века приходит железо. Белое железо на главках в промежуток между 1763 и 1775 годами меняется на лемех, а потом снова появляется около 1850 года. Шатры в 1766 году покрываются лемехом, а потом зубчатым тесом. Произведенные пристройки к Святым воротам следующие: келья - с северной стороны, сторожка с папертью над ней и лестницей - с южной, крыльцо - с западной, наружной стороны. Последнее было деревянным с широкими ступенями, ведущими к обоим пролетам ворот. Построенное в 1775 году, оно просуществовало до 1900-х годов. " Ворота святые каменные, да к ним приделана келья да сторожка каменные ж " упоминаются еще в 1664 году, но о втором этаже кельи сведений нет. Он виден только на иконе, написанной после 1775 года. Второй этаж над сторожкой является папертью надвратных церквей. Западная и южная стены - каменные, а восточная была " забрана тесом в брусье " . На крыльцо с рундука вела лестница. В 1915 году по проекту А.Г. Вальтера лестница была сломана, восточная стена сторожки и ее свод ликвидированы. Вместо них была устроена трехмаршевая лестница с бетонированным перекрытием, ведущая на уменьшенную в три раза паперть. С восточной стороны лестница была прикрыта новой кирпичной стенкой со стилизованным порталом.

http://sobory.ru/article/?object=00501

На “кануне” ромейцы сводили накопившиеся между ними за целый год, счеты; что в этот день считалось почему-то вполне позволительным. “Почекай, почекай, хай, но приде “канун” я тобе покажу!” – угрожали они друг другу, поспорив. И, действительно, наши горничные, побывавшие на “кануне”, в панике передавали: “Ох, барышнечки, что б то вы бачили, якая бойка на кануне иде… аж страшно дивиться. Ничипор як дал в морду Ивану, так носа ему на бок и свернул, аж кровь хлещет. А Антон повалил на земл Василя и молол его сапогами, аж все зубы вывалил, хеть – все… до одного”. Со страхом слушали мы об этих пасхальных развлечениях наших ромейских мужиков. Напоминали они скорее времена языческие, когда предки их поклонялись богу Перуну, а не страдальческому образу всепрощающей любви, Христа. Пасха у нас в усадьбе не носила особенно религиозного характера. Хотя папа верил в Бога, а мама вечерами в кровати читала библию, но назвать их религиозными трудно было. Папа долгими годами не бывал в церкви, а когда вспоминал об этом, то с беспокойством говорил, что его могут от нее отлучить. В нашей оторванной от общественной жизни семье, сложился с годами свой особый уклад жизни, привычки и даже обычаи. В них мы старались придерживаться общепринятых традиций, что почему-то удавалось нам не вполне. На Пасху, хотя не все и не всегда, мы все же посещали церковь. Постили только Страстную неделю и то не всю, но проводили ее в кухне. Поминутно заглядывая в огромную кулинарную книгу, мы с увлечением растирали сахар с маслом, с желтками яиц, белки сбивали в пену, крошили орехи, миндаль, шоколад… Приготовленное тесто кухарка вставляла в открытую русскую печь. Щекочущий дух печеных куличей разносился не только по всему дому, но и по двору. К концу недели накоплялись горы всего, а в субботу кухарка пекла индюка, поросенка, окорок, телятину и так далее. Завершал все это папа батареями водок, вин, ликеров. Можно было подумать, что готовились к приему сотни гостей. Ничего подобного. Откуда и кому было приезжать. Зайдут только Неревичи, чтобы поздравить с праздником, похристосоваться и оценить наше кулинарное искусство.

http://azbyka.ru/fiction/proshhaj-rossij...

В октябре 1239 года Чернигов был взят татаро-монголами, черниговский епископ Порфирий пленен и уведен в Глухов, его дальнейшая судьба неизвестна. Среди последовавшего смятения, пример христианского мужества явили черниговский князь Михаил и боярин Феодор, принявшие мученическую смерть за веру в Орде. После захвата Чернигова татаро-монголами значительная часть южных территорий епархии отошла к Киевской епархии. Из-за разорения края центр государственной жизни передвигался в Северо-Восточную Русь, и сын святого князя Михаила Роман перенес свою резиденцию в Брянск, куда переехал и епископ. Поэтому со второй половины XIV века черниговские епископы стали именоваться Черниговскими и Брянскими (или Дебрянскими). Разоренная Черниговщина оказалась на стыке враждующих держав – в 1353 году край подпал под литовское владычество, и преимущественно оставался во власти Речи Посполитой, за исключением кратковременных периодов между 1408 и 1420 годами, а также с 1500 года, когда он входил в Московское государство. Существование епархии порой пресекалось, или же черниговские епископы искали себе убежища в Москве, Суздале, Смоленске. Между 1377 и 1419 годами — архиепископия. В 1415-1419 и 1458-1500 годах епархия состояла в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов. В 1500 году после перехода северной части Черниговского края из-под власти Польши к Московской державе, епархия была упразднена и территории Черниговской епархии управлялись Смоленскими архиереями, которые с этого времени стали титуловаться Смоленскими и Брянскими. Возрождение епархиальной жизни [ править править код ] Собор 1589 года, учредивший в России патриаршество и открывший ряд новых кафедр восстановил и Черниговскую, но практически она смогла быть возрождена только в 1640-х годах. Давление польско-литовских властей и насаждение унии подвигло в 1628 году Киевского митрополита Иова (Борецкого) попытаться возродить епархию в противовес новообразованной униатской архиепископии и на Черниговскую кафедру был назначен епископ Исаия (Копинский-Борисович), титулуясь, однако, Смоленским и Черниговским. Только после освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой в 1648 году начала возрождаться церковная жизнь в Черниговской епархии, которая с этого времени получила право на свое существование. Епископы долго жили то в Киеве, то в Новгород-Северске, окончательно обосновавшись в Чернигове только в 1672 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

Доструктуралистский период в развитии нашей фольклористики и мифологии оказался малоизвестным, малоизученным и малопопулярным. Он совпал с тяжелыми предреволюционными, военными и революционными годами, годами общественно-политической ломки и «великих строек» новой жизни, когда нередко от имени народа стиралось почти все, что несло на себе печать народного духа, народной религии и культуры. А между тем, этот период был «серебряным веком» русской этнографической и фольклористической научной мысли и научного творчества, сыгравшим такую же роль в русском национальном самопознании, какую сыграл серебряный век в русской литературе.   Коллектив издательства «Гнозис» поступил рассудительно и мудро, решив предпринять издание серии трудов русских этнографов и фольклористов первой трети нашего века, снабжая эти издания научными комментариями и дополняя или перемежая их трудами современных русских филологов на близкие темы. Многие работы Д.К. Зеленина, Е.Н. Елеонской, Н.Ф. Познанского стали библиографической редкостью, остались в рукописях или в корректурных листах и не известны или почти не известны ни в нашей стране, ни за границей. Еще менее известны труды русских филологов, выходившие в эмигрантских изданиях в 20-е и 30-е годы. К их числу таких книг и принадлежит книга теперь уже, слава Богу, хорошо известного автора Георгия Петровича Федотова . Правда, с творчеством его мы сейчас лишь начинаем знакомиться, и нам предстоит еще много приятных минут и часов при чтении его богословских, культурологических и историософских работ. Книга «Стихи духовные» и по своему содержанию, и по времени выхода в свет, и по общему смыслу авторских рассуждений тесно связана с книгой того же автора «Святые Древней Руси», она как бы продолжает ее. Неслучайно в «Стихах духовных» есть разделы «Ангелы и святые» и «Святость» и почти половину ее занимает глава «Небесные силы». Тем не менее читатель легко убедится, что эта книга Г.П. Федотова имеет отдельную и особую задачу: определить систему, категории и элементы русского народного богословия по одному, четко очерченному и в то же время достаточно богатому источнику - духовным стихам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

3. Никто никогда не ставил под сомнение и не пытался присвоить заслуги исторической миссионерской деятельности и многочисленные связи Русской Церкви с се непосредственными соседями – эстонским народом. Но давайте не будем, Брате, переносить тяжесть проблемы с чисто духовных и моральных просьб на исторические документы и другие виды деятельности, пусть даже церковной. В данный момент мы имеем дело с односторонне и насильственно упраздненной автономией Эстонской Православной Церкви, дарованной ей Вселенским Патриархатом в 1923 г. посредством Патриаршего и Синодального Томоса. 4. Поскольку же в Вашем письме Вы пытаетесь доказать, что Православие в Эстонии на протяжении веков было связано со Святейшей Русской Церковью и только в течение 17 лет (1923–1940 гг.) поддерживало связь с Церковью Константинопольской, мы братски напоминаем Вам, что в течение многих веков – по крайней мере до 1459 г.– вся Русская Православная Церковь находилась под омофором нашей Матери Церкви Константинопольской, и даже так называемый первый «автокефальный» митрополит Московский Иона (1448–1461 гг.) признавал Вселенского Патриарха своим отцом (здесь и далее выделено в документе. – Ред.) и считал непростительной дерзостью называть его «братом», о чем свидетельствует его послание к архиепископу Полоцкому Симеону (1450–1456 гг.). Следовательно, если мы начнем отсчет истории Православия в Эстонии с основания города Юрьева в 1030 г., то вплоть до 1459 г. имеем 429-летний период пребывания в юрисдикции Вселенского Патриархата. Как известно, Православие сохранилось в Юрьеве и после взятия города тевтонскими рыцарями в 1224 г.; около 1300 г. там существовал православный монастырь, игуменом которого был будущий архиепископ Новгородский св. Моисей, а православный приход продержался до января 1472 г., когда последние 72 православных христианина вместе со своим священником св. Исидором приняли мученическую смерть. В сравнении с 429 годами, проведенными эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, общее число лет пребывания православных эстонцев в юрисдикции автокефальной Русской Церкви, по-видимому, ненамного превышает 225(1459–1472 гг., около 1560–1570 гг., 1721–1923 гг.). Но как бы то ни было, время, проведенное эстонским Православием под омофором Вселенского Патриархата, не ограничивается 17 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, несмотря на то, что праздник Рождества Христова учит нас стремлению к миру в наших сердцах и душах, нестроение вкрадывается всюду: и в душу человеческую, и в семью, и в приход, и между народами... Преподобный отец наш Серафим Саровский учил: «Стяжи мир в себе, и вокруг тебя спасутся тысячи». И отец Иоанн Кронштадтский утверждал: «Мир есть здравие души». И потому главное – чтобы мир царствовал между нами. Тогда и станет возможным, что другие придут к нам на тихий благоуханный аромат мира. Возлюбим же этот мир в душах наших, будем беречь его между собою, ибо только в нем возможна братская христианская жизнь и обретение благословения Божиего. Будем благодарить Господа за Его Пришествие к нам ради спасения нас для вечной жизни. Будем славословить Его! Будем поклоняться Ему! Придем к яслям Его, подобно пастырям-пастухам. Приникнем трепетно к Нему, поклонимся и будем молить Его о спасении наших душ. Принесем Ему, подобно волхвам из Персиды, дары – добродетельное наше житие, столь любезное и приятное Ему, подобно фимиаму. ...Особенно мы, православные русские, не должны забывать о своей вере, о своем Православии, о Христе Боге, – где бы мы ни находились. Великие были излиты милости Божии на русский народ, великие защиты Божии, – и мы не должны забывать Бога, и свою веру, и свою Матерь- Церковь . Помнящие об этом ходят в храмы Божии, работают для Церкви, поддерживают и созидают ее. Но где же другие многие, которых не видно месяцами и годами в храме? Годами их не видно у чаши Господней. Разве это – осуществление цели Рождества Христова и пришествия Его в мир? Одни – принимают пришествие Спасителя в мир. Другие – отвергают и не хотят принять принесенного им же, их грешным душам, спасения. Но какими бы грехами мы ни болели, у нас теперь есть Спаситель. Теперь мы можем вернуть себе утерянное блаженство, если будем веровать в Него, верить Ему и следовать за Ним. Нам поэтому особенно нужны сегодня такие пастыри, которые горячо и усердно служили бы Церкви и пастве, направляя всех нас по пути следования Христу... Нужны люди, способные и желающие послужить Богу и Святой Его Церкви. Будем же молить Господа в день Его Рождества, да изведет делатели на жатву Свою [ Мф 9, 38 ). Пусть с их помощью и нас всех озарит свет разума, свет веры, свет Христов, свет любви к Нему и к Его Святой Церкви, свет любви ко Христу, возлегшему в яслях нашего ради спасения, ради спасения всей твари, ради подлинного нашего вечного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строительство было закончено к 1716 году, и храм был освящен. По документам, среди монастырских построек существовали 2 деревянные церкви, 2 престола и 8 келий. В Свято-Вознесенском монастыре проживало около 11 монахов, игумен Никанор и иеромонах. С годами Свято-Вознесенский монастырь становился больше: были выстроены стены монастыря, кельи, трапезная, игуменский дом. А в 1743 году атаман Ефремов отводит монастырю участок земли, включающий в себя лес и озеро. По документам на 1786 год. в Кременском мужском монастыре несут монашескую службу порядка 30 человек. За исключением служителей Свято-Вознесенского монастыря, здесь находилось также около сотни крестьян, выполнявших различные работы. Пустынь, располагавшаяся на берегу Дона, предназначалась для израненных во время боев казаков. В Свято-Вознесенский мужской монастырь уходили и старые воины. Не найдя себе места в монастыре, они выкапывали поблизости в земле кельи, где находили уединение и покой. Впоследствии в горе образовалась целая сеть пещер, которые соединялись между собой ходами. В пещере была построена церковь и часовня. В 1788 году по приказу Екатерины II в стране упразднялись монастыри. Той же участи ожидал и Кременский мужской монастырь. По приказу императрицы монастыри, не имеющие штатов, должны быть переделаны в приходские церкви, богадельни и народные школы. В 1798 году, благодаря прошению казаков, Свято-Вознесенский монастырь был восстановлен. Кременский монастырь был поднят на ноги Войском Донским и провозглашен как внештатный монастырь 3-го класса. Возвращались Свято-Вознесенскому монастырю и все земли. Вплоть до 1812 году в Свято-Вознесенском Кременском монастыре лечат раненых казаков. Также сюда ссылали людей на исправление. Большинство людей менялись настолько, что не хотели покидать Кременский монастырь, несмотря на то, что жизнь здесь была нелегка. С годами монастырь растет: в 1816 году Свято-Вознесенскому монастырю отводится участок прибрежной земли длиною в 2 версты. А в июне 1834 года при Кременском монастыре открывается приходское училище.

http://sobory.ru/article/?object=22164

После пережитых дней суда началось для отца долгое и однообразное время сидения в Таганской тюрьме. Хочется еще добавить, что очень многие, кто не был в зале суда, глубоко восприняли весь процесс, стойкость отца, и особенно его последнее слово, как нечто очень значительное для всех православных людей. Знаю, что горячо переживал эти дни отец Алексей Мечев . В последний день суда к нему пришел Сергей Павлович Мансуров 219 , они вместе молились за моего отца, и отец Алексей открыл Псалтирь – перед ним были слова 117 псалма: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня, и отец Алексей утешил Сергея Павловича и окрылил надеждой на благополучный исход. В Таганской тюрьме отец пробыл два с половиной года. Срок его тюремного заключения «до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом» был заменен сначала 25 годами, затем 5 годами и наконец сокращен до половины срока, т. е. двух с половиной лет. В начале его сидения в Таганке тюрьму как-то посетили члены Коминтерна, их привели в одиночный коридор, где в камерах было по два человека. С моим отцом помещался Владимир Федорович Джунковский 220 , с которым они всегда раньше были в хороших отношениях, а сидение в тюрьме очень их сблизило. Заключенные сами приводили в порядок свои камеры, белили стены и затем устраивались по возможности «уютно», даже повесили фотографии. Члены Коминтерна, иностранные женщины, стали задавать вопросы заключенным, говорили по-французски. Моего отца спросили, какой у него приговор и срок, и тут произошел забавный диалог: на ответ отца о приговоре и сроке посетительница, член Коминтерна, с недоумением спросила заключенного: «et quand est се que cela sera, Monsieur?» (а когда это будет, месье? – Е. Ч.). В тюрьме все должны были работать, и отцу предложили быть воспитателем несовершеннолетних преступников – «беспризорных», которыми был переполнен верхний этаж тюрьмы. Он просил избавить его от этой обязанности, заявив, что воспитывать детей без веры в Бога он считает невозможным. Причина была признана достойной внимания, и вместо безпризорных отцу и Владимиру Федоровичу Джунковскому поручено было ухаживать за кроликами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Алла 25 октября 2018, 17:07 Не понимаю суть дискуссии. Формально религия не была запрещена, но фактически очень даже притеснялась. Большевики, считающие себя наследниками Просвещения и Французской революции, не могли просто так взять и запретить христианство, но притесняли, как могли. Хотя и по разному в разные эпохи. До 40-х исповедовать веру было довольно опасно, после просто создавало трудности. Согласна с теми, кто пишет, что если у человека был выбор - быть христианином или сделать карьеру, то это смешная проблема. Я понимаю, если бы выбор был - умереть с голоду или быть христианином, но ведь можно было не состоять в партии и вполне достойно жить. Макаров 25 октября 2018, 14:59 Вадим К. Макарову и НН.25 октября 2018, 10:09 верующим приходилось годами заниматься письменными просьбами, чтобы власть им разрешила его организовать. Вы сами себе противоречите. Если " власть им РАЗРЕШИЛА " , то какой же это " ЗАПРЕТ на религию " ? Деятельность церкви регламентировалась, во многом ограничивалась, но НЕ ЗАПРЕЩАЛАСЬ. Действительно, спорить об очевидном бессмысленно. НН 25 октября 2018, 14:35 Возвращаясь к статье,оцениваю её также, как Павел З. ВАДИМ,назовите свой город и мы быстро проверим,сколько храмов было в нём после 1961г(смещения НС Хрущева).Вы точно понимаете значение слова ЗАПРЕТ?Я сама уже не молодой человек,жила в СССР,училась,работала,ходила в храм.И бабушка ходила,а родители-нет,им никто не запрещал,сами не хотели. И М.Серафима(Чичагова), АЧ Козаржевский,и ИС Козловский и многие тысячи людей (просто назва люди-знаменитые,их все знают)-совершенно открыто ходили в храм и никто их не притеснял,уж не говоря о запрете.И Симонов роман писал ещё зАдолго до перестройки.И фильмы с церковными эпизодами тоже снимали,вспомните.Да,не на показ верили, в храм ходили не для общения. Вадим К. Макарову и НН. 25 октября 2018, 10:09 Эмоций в моем комментарии не было. Конечно, на бумаге Церковь не была под запретом, что я и написал. Но если брать даже те времена, когда священников уже не сажали, то и тогда проповедь не была свободной. Архиереи не могли самостоятельно назначать священников на приходы, они должны были получить сперва разрешение у этих самых советников по делам религии. Практически невозможно было открыть не то, чтобы монастырь, но и захудалый храм, так что верующим приходилось годами заниматься письменными просьбами, чтобы власть им разрешила его организовать. В городе, где я живу, а это полумиллионный областной центр, был только один маленький храм и все. Зачем же спорить об очевидном?

http://pravoslavie.ru/116732.html

Молодая докторша с памадой-светофором побарабанила ноготком по столу: – Как хотите. Арамаис, сам не зная с чего, выпалил. – Назову Шекспиром. Пускай большим человеком будет! Докторша глупо хихикнула, но тут же напустила на себя серьезный вид. Арамаис насупился. – Иа-а! Я что плохого сказал? У меня кавор жестянщиком работает. Так он Нельсон – Нелик-джан. Или друг мой – на одном горшке, извиняюсь, в детском саду сидели. Его Вашингтоном зовут. Не человек что ли? Белохалатница изящно подъязвила: – Да, армяне любят давать такие имена. Арамаис еще больше сдвинул брови. Грузин хлебом не корми, дай свое превосходство показать. И он сделал армянский ход конем: – У меня сосед во дворе Жюльверн Хачапуридзе. Хороший тамада, между прочим. – И упрямо заключил, как печать поставил. – Шекспиром будет мой сын! Так на первом этаже под сенью старой туты появился новый жилец Шекспир Халатян. Дерево с годами становилось все шире в обхвате, а супруги-дворники с годами все больше и больше усыхали, напоминая со стороны двух старых сучков с той туты. У Господа Бога были, по-видимому, другие планы в отношении этой парочки. Шекспир или Шеко, как звали его во дворе, вырос единственным ребенком и со временем выровнялся в невысокого худющего парня с округлыми черными глазами. Кнарик уже хотела его женить, высматривала девочек из семей победнее (на богатую невесту и золота много надо), но и тут гладко ничего не выходило. Матери невест, заслышав о кандидате в зятья, дружно воротили носы, высказываясь по-разному. – Моей пока рано замуж. – Твой мальчик мало зарабатывает. – А почему он до сих пор не женат? Значит, он либо пьяница, либо наркоман! А, может, у него по мужской части что-то не то? Кнарик возмущенно махала руками на хулительниц, пытаясь доказать, что у Шекспира на всех фронтах полный порядок, но тут же осекалась от избытка эмоций и нехватки аргументов. Энтузиазм брачной лихорадки как-то сам собой сошел на нет и за Шекспиром после смерти родителей прочно укоренилась слава «неженатика с приветом».

http://pravoslavie.ru/65040.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010