Недопустимо также использовать священные изображения в качестве дизайнерских элементов оформления колонтитулов страниц каких-либо изданий и т.п. Сказанное относится и к распечаткам священных изображений на любых материальных носителях, производимых с электронных ресурсов, если подобные распечатки имеют временное ограниченное назначение. Священные изображения в виртуальном пространстве Отцы VII Вселенского Собора в своем определении, разумеется, не предусматривали изготовление икон в виде фотографий (негативов и их отпечатков), кинофильмов, голограмм, лазерных шоу, цифровых изображений (фотографии, видеофильмы, компьютерные игры и т.п.) и др. Однако догматизированное (то есть утвержденное) ими и развитое последующими православными богословами учение о почитании в иконе ипостаси (лица), а не материи, позволяет и в наше время определить пределы благочестивого отношения к священным изображениям, изготовленным в любой изобретенной человеком форме. «Ведь образ Христов, – пишет преподобный Феодор Студит, – на каком бы материале он ни был запечатлен, неотделим от Самого Христа, так как сохраняется вне материи, в представлении. Поэтому обоим – Христу и Его образу – подобает одна и та же честь и поклонение» . То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих. Поэтому в дореволюционной России во избежание соблазна для верующих принимались меры к запрещению воспроизводить священные изображения новыми техническими средствами, например в кинематографе, называемом тогда «живой фотографией»: «Принимая во внимание, что живая фотография посредством быстрого движения показываемых лиц производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазн, Святейший Синод определяет: воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих…» .

http://pravoslavie.ru/120684.html

Основной 3-этажный объем Благовещенского храма - традиционный «корабль». Колокольня 3-ярусная, квадратная в основании, трапезная в 3 этажа, четверик храма слегка выступает за плоскость фасада, алтарная апсида в 2 этажа. Строгая симметрия композиции церкви нарушена поздними пристройками: с юга - апсидой придела преподобных Зосимы и Савватия (освящен 29 янв. 1861), с севера - ризницей со сторожкой и с почти квадратной в основании часовней в честь Иверской иконы Божией Матери (1866) у сев.-зап. угла. Единство объема церкви подчеркивает ритмичность размещения 9 оконных осей на каждом из боковых фасадов. Обрамления окон с плоскими сандриками варьируются по ярусам. Углы четверика и колокольни в 2 верхних ярусах подчеркнуты выступающими филенками в прямоугольных впадинах. Венчающий карниз основного объема - небольшого выноса, мелкопрофильный, зубцовый. Над карнизом четверика возвышается аттик с полукруглыми фронтонами, прорезанный 11 овальными люкарнами. Четверик перекрыт сомкнутым 4-гранным сводом, несущим квадратный световой барабан с главкой на граненой шейке. Над конхой апсиды и коробовым сводом трапезной подняты 8-гранные барабанчики с главками. 3 фигурные люкарны с овальными проемами врезаются в завершение апсиды, 4 - в свод холодного храма и 2 - в свод верхнего придела. Согласно описи 1873 г., основу иконостаса Благовещенской ц. составляла пространственная структура из 8 «небольших круглых деревянных колонн». 2 из них располагались по сторонам царских дверей, 4 др. колонны попарно фланкировали юж. и сев. пономарские двери, и еще по одной колонне находилось по краям иконостаса, в местах его примыкания к боковым стенам четверика храма. Центральное место в композиции иконостаса занимали царские двери, украшенные 5 «круглыми иконами» с изображением сцены Благовещения Пресв. Богородицы и 4 евангелистов. В окт. 1920 г. сотрудник Красноярского краеведческого музея С. И. Дараган, обследовав состояние иконостасов собора, отметила: «В нижней части храма помещается третий придел Благовещения. В нем останавливают внимание две старые иконы «Благовещение» и «Сретение» при царских вратах. Это, по-видимому, копии с картин старой итальянской школы, но копии старые и хорошие, отмеченные большим мастерством и живописной техникой. По манере письма, состоянию красок и деки можно думать, что иконы писались в конце XVIII века. На иконах старинные ризы 1810-1820 годов». Возможно, автором этих икон был известный красноярский художник, иконописец и позолотчик М. Хозяинов.

http://pravenc.ru/text/2458971.html

По ходатайству архим. Даниила (Ростовского; 1880-1891) Б. м. в 1890 г. был отписан земельный участок в Старосельской даче, открыта церковноприходская школа. У монастырских ворот была поставлена часовня. При архим. Сергии (Богдановском) с 1891 по 1901 г. проведен капитальный ремонт храма, настоятельских и братских келий. Сменивший его архим. Алипий (Кабанов; 1900-1907) построил вторую, трапезную, ц. во имя прп. Алипия Печерского. Настоятель увеличил число монастырских певчих, для проживания к-рых в башнях храма устроили 6 келий. Заботясь о внутреннем убранстве собора, он сам выполнил мн. фресковые росписи стен, написал неск. икон для иконостаса. Архим. Мелхиседек (Паевский) в 1907 г. открыл при Б. м. отд-ние епархиального миссионерского совета, архим. Арсений (Смоленец ; 1907-1910) организовывал в мон-ре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 г. к Православию присоединилось неск. человек. Последний известный настоятель архим. Николай (Судзиловский) основал близ мон-ря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы. По ходатайству жителей Могилёва с 1904 г. ежегодно 29-30 мая проходил крестный ход из Б. м. в Могилёв, для чего была написана копия чудотворной иконы. В нач. XX в. братия Б. м. насчитывала ок. 40 чел. Ок. 1920 г. мон-рь был закрыт, в 30-е гг. с переоборудованного под клуб храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок. Во время Великой Отечественной войны утрачена чудотворная икона. 25 апр. 1991 г. архиеп. Могилёвский Максим (Кроха) освятил в Белыничах храм в честь Белыничской иконы Пресв. Богородицы, в к-ром находится ее список. Арх.: План мон-ря Белынич, с окружающею ситуациею, 1810//Российский гос. военно-исторический архив. ВУА. 21768. Лит.: Василий (Жудро), иером. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев на Днепре, 1911. Ч. 1-3; Жудро Ф. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев, 1912; Ветер Э. И. Фрески Белыничского мон-ря//Наш Родавод: Мат-лы международной конференции по региональной истории Вост. Европы. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 2. С. 383-386; Слюнькова И. Н. Мон-ри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77974.html

5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия Обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь. Первая Литургия на подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершил на подворье БожественнуюЛитургию. Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев. Одна из наиболее почитаемых икон подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года. Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году. На подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

http://sobory.ru/article/?object=23245

Буслаев Ф . И . Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1–2. СПб., 1861. Буслаев Ф . И . Общие понятия о русской иконописи//Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866. Буслаев Ф . О русской иконе. Общие понятия в русской иконописи. М., 1997. Буслаев Ф . И . Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI века по XIX век. М., 1884. Буслаев Ф . И . Изображение Страшного Суда по русским подлинникам. Соч. Т. СПб., 1910. Буслаев Ф . И . Сочинения. Т. 1. СПб., Т. 2. СПб., 1910; Т. 3. Л., 1930. Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения. М., 1994. Василенко В. Мстерская живопись//Экспорт кустарно-художественных изделий и ковров, 1932, март-апрель. Василенко В.М. Палехская живопись//Промысловая кооперация, 1939. 12. Василенко В.М. Мстера и Холуй/В сб.: Народное искусство СССР в художественных промыслах. М.: Л., 1946. Васнецов В.М. О русской иконописи//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Кн. V. Пг., 1918. Вахромеев И.Я. Церковь во имя св. и славного Пророка Божия Илии в Ярославле. Ярославль, 1906. Вашков С.И. Религиозное искусство. М., 1911. Велижанина Н.Г. К истории иконописания в Западной Сибири. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987. Вецер Э. I. Станковы жubanic XIV– XVI стст.//В кн.: Гicmopыя беларускага мастацтва. Т. 1. Минск, 1987. Вецер Э. I. Станковы жubanic першай паловы XVII ст.//В кн.: Гicmopыя беларускага мастацтва. Т. 2. Минск, 1987. Вешнякова О.Н., Кольцова Т.М. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств. Архангельск, 1993. Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI–haчaлa XVII века. СПб.; Калининград, 2005. Вилинбахова Т., Пивоварова Н. Иконы из коллекции Сергея Григорьевича Строганова. СПб., 1996. Виноградов А. Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства. СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В монастыре была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древнерусских икон (их было около 500). Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета. В таком процветающем состоянии монастырь просуществовал до эпохи установления богоборческой власти. ...В настоящее время монастырь Гуслицкий состоит из следующих зданий: от святых ворот влево на северной стороне возвышается соборный храм деревянный на каменном фундаменте; он построен в виде четвероконечного креста с одним большим и семью малыми куполами весьма красиво и прочно, и заключает в себе три престола: в средине во имя Преображения Господня, и в приделах — правом во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, и левом — во имя Святителя Николая. Внутренность храма весьма поместительная и светлая. В той части храма, которая называется трапезою, устроены хоры, предназначенные исключительно для богомолок, по подобию древних православных храмов. Иконостас, в несколько ярусов, покрыт малиновой масляной краской и украшен позолоченною резьбою; он обращает на себя особенное внимание знатоков и любителей древности: в нем все св. иконы и царские двери самого высокого письма XV и XVI веков, отлично сохранившиеся. На восток от собора находится небольшая двухэтажная церковь с двумя престолами: вверху - во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и внизу — во имя Воскресения Христова, одноглавая, деревянная, покрытая тесом по стенам и выкрашенная под кирпич, так же, как и примыкающая к ней небольшая одноярусная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00808

В монастыре начало развиваться вышивание гладью и золотом, тканье ковров, уборка икон цветами и фольгой. Все это составляло занятие сестер в свободные от церковной службы часы и в то же время довольно доходную статью. На хуторе в деревне Мочилки был устроен пчельник на 200 ульев, построен деревянный корпус для сестер, занимавшихся хуторским хозяйством. А в 1870 году при Троекуровской общине открылись приют и училище для бедных девиц духовного звания. В январе 1870 года Троекуровская обитель получила в дар от архимандрита Герасима и братии русского Пантелеймонова монастыря на Святом Афоне одну из своих святынь – часть Животворящего Креста Господня с частицами мощей апостола Варнавы , великомученика Пантелеймона, святых Космы и Дамиана, мученицы Параскевы Пятницы, мученицы Василисы, преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия, вложенную в серебряный ковчежец и запечатанную монастырской печатью. В 1871 году высочайшим указом Святейшего Синода Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община была утверждена как общежительный монастырь. Тогда же к Троекуровскому монастырю была приписана построенная в 1841 году и освященная каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей. Храм еще с 1859 года распоряжением епархиального начальства считался приписанным к Иларионовской женской общине. Главный престол Успенского храма с одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а прицельный во имя святого преподобного Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма. Достопримечательностями Успенской церкви являлись: местночтимая икона Нерукотворного Спаса древнего письма в серебряной ризе с вызолоченным венцом; платиновый киот с иконой Спасителя в серебряной ризе; запрестольный крест из разноцветных камней. В 1880 году началось строительство новой каменной соборной Владимирской церкви. Главный престол Владимирского собора был освящен в 1893 году. Позднее, в 1907 году, освящен придельный престол с южной стороны во имя преподобного Илариона, а придел с северной стороны – во имя Всех Святых – так и не был освящен до революции. Под Владимирским собором, как и в прежнем храме, была устроена небольшая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во имя святого Мефодия и святой Феодосии.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В настоящее время на месте храма мемориал воинской славы. В 1995 г. здесь была построена киричная Троицкая часовня. Весной 1781 года началось строительство Сургутской соборной Свято-Троицкой церкви «… по обветшалости деревянной воздвигнуть вновь, каменную о трех престолах, первой Свято-Троицкой, второй Входа в храм Пресвятыя Богородицы, а третий Николая Чудотворца». Причина строительства заключалась в сильнейшем обветшании имеющейся деревянной Троицкой церкви и часто повторяющихся в Сургуте пожарах, которые подчас превращали город в дымящиеся развалины. Не имея никакого опыта подобного строительства, обратились к тобольским мастеровым. Вновь построенная Троицкая соборная церковь была на начало XIX века единственным в городе Сургуте каменным сооружением. По овальному периметру храм был обнесён каменной оградой с метровым по высоте цоколем, на котором были выложены столбы из кирпича, крытые железом и увенчанные четырёхугольными металлическими фонарями с вправленными в них разноцветными стёклами. Вот как описывает сооружение один из редакторов «Тобольских губернских новостей» Капитон Михайлович Голодников: «Каменная церковь со вновь строящеюся вокруг нее оградою – довольно приличной архитектуры и как по наружному, так и по внутреннему устройству могла бы занять не последнее место в любом губернском городе: золоченые и горящие как жар на солнце купола, кованного серебра напрестольные одеяния и несколько больших местных серебряных под золотом икон, составляют приношение известного благотворителя Сургутского края И. Туполева». В 1867 году была открыта Сургутская духовная миссия. Миссия формировалась из состава причта городской церкви с назначением дополнительно второго священника (помощника настоятеля) и третьего причетника. В состав миссии в разные годы входило от 4 до 6 человек. Организацией ее занимался настоятель соборной Троицкой церкви священник Василий Александрович Кайдалов, исполнявший на тот момент обязанности благочинного Сургутского уезда. После революции храм постепенно приходит в упадок. 27 февраля 1930 года общее собрание верующих в количестве 50 человек слушает вопрос «Об отказе пользования церковным зданием и имуществом Троицкого собора». Постановили: «Принимая во внимание, что община в 59 человек незначительная и содержать церковь не в силах, общее собрание верующих от пользования таковым отказывается. Просим регистрацию нашей общины не производить и общину считать распущенной».

http://sobory.ru/article/?object=16558

В ряду работ по истории Отечества выделяются исследования истории Церкви и церковно-государственных отношений. Какой должная быть методология церковно-научного исследования? Достаточно ли использовать одни методы гражданской истории? Возможно ли решать исследовательские задачи, оставаясь только в границах основной научной дисциплины – истории? На эти важные для исторической науки вопросы отвечает С.П. Синельников. Урюпинская икона Божией Матери – одна из трёхсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы, признаваемых и засвидетельствованных Церковью. Письменные источники, несущие информацию о явлении иконы, о лицах, причастных к этому событию, и чудесах исцелений, происходивших в XIX столетии, изучил постоянный автор портала Синельников С.П. Во второй части статьи Синельникова С.П., посвященной вопросу о религиозном образовании в советской России, показаны решения правительства по запрещению и полной отмене любых форм религиозного просвещения в 1919–1929 гг., а также по искоренению религиозного сегмента в мировоззрении учащихся детей, юношества и взрослых. Указанные меры вели к расколу семьи, к внутреннему личностному конфликту и уничтожению нравственности. Уроки введения безбожия необходимо знать и понимать: откуда и кто мы, куда идём? В первой части статьи Синельникова С.П. рассматриваются и анализируются антинародные решения советского правительства по запрещению Закона Божия в 1917–1918 гг., а также определения Священного Собора и Патриарха Тихона, направленные на сохранение школьного и внешкольного религиозного образования, на поиск новых форм христианского просвещения народа. Временное правительство провозгласило необязательность изучения Закона Божия, в то время как советское правительство и вовсе сделало изучение религии недоступным для детей и юношества. Не стали ли соборные определения 1917 г. предпосылкой для дальнейшей отмены религиозного образования? В советское время антирелигиозная пропаганда вытеснила Закон Божий из учебных заведений. Однако и сегодня образование остается преимущественно безрелигиозным. В свете проводимых образовательных реформ стоит обратиться к опыту прежних лет, вооружиться уроками, предлагаемыми нам прошлым. Найдется ли место религиозному воспитанию в современных системах образования?

http://bogoslov.ru/person/223515

Главный иконостас огромного размера, в 4 яруса икон, живописной работы (исправлен в 1881 году); здесь замечательны иконы Иисуса Христа и Успения Божией Матери (в честь которой храм назван Успенским), иконописной греческой работы, в серебряных позолоченных ризах, весом 1 пуд 3 фунта 48 золотников, устроенных в 1762 г. атаманом Макаром Никитичем Персидским; вероятно, эти иконы были еще в древнем Дубовском храме. Главные царския врата серебряные и все иконы в иконостасе в позолоченных ризах. Предалтарный иконостас в главном храме деревянный, коринфского стиля, позолочен; над престолом устроен роскошный балдахин, в роде мозаики; он поддерживается девятью позолочепнымн столбами; верхняя часть балдахина украшена разными орнаментами, в куполе его помещены отдельно друг от друга изображения страданий Господа Иисуса Христа: все эти изображения высокой работы. Вся эта постройка, как значится в церковной описи, произведена на иждивение начальников Волжского казачьего войска гг. Персидских, а также других доброхотных жертвователей и отчасти на церковную сумму бывшей раньше в Дубовке деревянной церкви. Колокольня при храме устроена в 1828 году на средства местного населения, которое состояло тогда уже из купцов и мещан (казаки размещены были по новым станицам — Пичужной и Александровской). Второй, в настоящее время, колокол в 150 пуд. 18 фунт, слит, как значится в находящейся на нем надписи, в 1762 г., усердием атамана Персидского, в Дубовке. В церковной описи, до 1881 г. (А.И. Соколов, " Саратовский сборник, издание губерн. статис. комитета, т. I, 1881 г. и Сарат. губерн. ведом., 161, к которому приложен чертеж иконостаса) иконостас описан следующим образом: " Иконостас в настоящем храме деревянный Коринфского ордена, у которого одна только земля покрыта дикого цвета краской; колонны же, канительные столпы, фронтоны и вся вообще резьба позлащены по полименте золотом; имеет вид балдахина, утвержденного на канительных столпах, позлащенных на полименте. Царские врата особо отделаны сению; над балдахином, во весь иконостас, фронтон угольником. Сверх фронтона высший ярус просто с живописными, самого лучшего искусства, иконами; вышины иконостас, от пола с крестом — 26 аршин, ширины — 15 1/2 аршин " . Этот замечательный памятник старины едва не подвергся участи, какая постигла уже не мало драгоценных остатков древности на Руси: его хотели уничтожить и заменить новым. Задавшись мыслью, что иконостас ветх, некоторые лица из посадского духовенства и из гласных думы представили епархиальному начальству проект нового иконостаса; но во время посещения Дубовки бывшим губернатором М.Н. Галкиным-Врасским, в 1877 г., прихожане собора заявили ему, что желают не переделать, а исправить этот памятник старины, в том виде, как он есть, так как иконостас совершенно крепок; с этим согласился и губернатор и Саратовский преосвященный Тихон.

http://sobory.ru/article/?object=41187

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010