25 апреля 1825 г. на возведение церкви было получено разрешение Департамента горных и соляных дел, в ведении которого находился Александровский завод, и образована особая комиссия под председательством управляющего горными заводами Адама В. Армстронга. Торжественная закладка храма состоялась 22 июля 1826 г. Проект церкви разработал архитектор Департамента горных и соляных дел Александр Иванович Посников. На ее строительство были приглашены высококвалифицированные мастера. Каменщиками руководил итальянский мастер Пьетро Карло Модерни, малярами — петербургский мастер Викула Ефстафьев. Здесь же трудились бригада маляров Тимофея Кузьмина из Костромской губернии и кровельщики из холмогорской артели во главе с петербургским мастером Черняевым. Многие работы, в том числе отделочные, выполняли местные мастера из городских жителей и крестьян. Устройством иконостаса руководил кексгольмский мастер Алексей Бобров. Иконы для нового храма, большинство из которых были точными копиями с известных икон из храмов Санкт-Петербурга и Москвы, написал художник Александр Чижов, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. Однако написанные в новомодном западном стиле иконы епископ Игнатий (Семенов) освящать отказался. Пресвятая Богородица на них была изображена с обнаженными руками и непокрытой головой. Были и другие замечания, поэтому художнику некоторые из икон пришлось переписать в соответствии с церковными канонами. Только после внесения исправлений владыка Игнатий согласился освятить церковь. Главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского епископ Игнатий освятил 27 января 1832 г., в день памяти святителя Иоанна Златоуста. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. Храм в стиле высокого классицизма стал украшением Петрозаводска. На протяжении целого столетия он был центром духовной жизни мастеровых и рабочих Александровского завода. 17 января 1888 г. при Александро-Невской горнозаводской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей заводских служащих и мастеровых.

http://patriarchia.ru/db/text/1173571.ht...

Алексей Реутский 10 марта 2017 г. 15:00 В актовом зале храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоялась презентация уникального альбома «Русские иконы Синая», вышедшим в свет в Издательстве Московской Патриархии. Издание описывает около ста единиц изделий прикладного искусства, куда входят оклады, шитье, митры, колокола, а также 70 икон русских иконописцев XVI-XIX веков. Работа над книгой велась десять лет.   Алексей Реутский 13 января 2017 г. 14:19 Двумя выпускниками МГУ - Алексеем Губановым и Валерием Волковым - создан редактор для работы с церковнославянским и древнегреческим языками. Уникальность редактора «Славоник» в том, что набирая текст на обычной русской клавиатуре, вы получаете уже готовый перевод либо на церковно-славянском, либо на древне-греческом (если переключиться на английскую раскладку). Причем редактор переводит не только тексты, но и числа. Андрей Елисеев 21 декабря 2016 г. 17:00   В Киеве,в галерее «Соборная» при Духовно-просветительском центре кафедрального собора Украинской Православной Церкви с 3 по 17 декабря проходит выставка точечных икон, которые доступны для восприятия незрячим людям. Среди экспонатов выставки – апостола Павла, блаженной Матроны Московской, равноапостольного князя Владимира и др. В отличии от резных, точечные иконы выполнены на чистом листе бумаги, где изображение сделано выпуклыми точками.   Андрей Елисеев 12 декабря 2016 г. 10:15 В читательском клубе «Православная книга» на Погодинской писатель Александр Нотин рассказал о своей новой книге по военно-патриотическому воспитанию молодежи Елизавета Филатова 2 декабря 2016 г. 16:10 В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).

http://e-vestnik.ru/culture/page/6/

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина " Спаситель Благословляющий " Антониса ван Дейка, " Воскресение Христово " Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон. Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова. Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " . Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

http://sobory.ru/article/?object=01557

« " Небесный Нижний " — большой выставочный проект, приуроченный к 800-летию основания Нижнего Новгорода. В его организации также принимала участие Нижегородская митрополия. В рамках подготовки к этому событию было приобретено современное климатическое и выставочное оборудование. И, что особенно радостно, с открытием этой выставки начнет работу новое выставочное пространство в кремле», — отметил Олег Беркович. Экспонаты для выставки предоставили государственные, частные и церковные музеи, а также отдельные коллекционеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Среди ее участников наиболее значительные музеи Нижегородской области — Арзамасский историко-художественный музей, Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, Городецкий историко-художественный музейный комплекс. Уникальные памятники поступят из Московского музея русской иконы, Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», музея икон Пресвятой Богородицы при Патриаршем подворье в Исаково, Нижегородской государственной областной научной библиотеки имени В.И. Ленина. «Наш художественный музей впервые принимает столь масштабный проект. Значительную часть экспонатов для выставки предоставил Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди музеев-участников Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Более всего произведений будет представлено нашим Нижегородским государственным художественным музеем. В экспозиции жители и гости нашего города смогут увидеть Царские врата начала XV века круга Андрея Рублева из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, напоминающие о важном историческом факте в жизни города — его посещении преподобным Сергием Радонежским», — рассказал Роман Жукарин, генеральный директор НГХМ.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

Он неоднократно страдал от пожаров, и в 1501 году по повелению и под непосредственным наблюдением царя Иоанна III заложили новое здание собора в традиционном московском стиле XVI века. После пожара 1547 года монастырь был полностью восстановлен царем Иоанном Грозным. По преданию, в соборе его супруга благочестивая царица Анастасия почувствовала первое движение младенца во чреве, и в память об этом государь велел устроить придел во имя святителя Николая Чудотворца. В Смутное время монастырь защищали окрестные жители под предводительством князя Дмитрия Пожарского, дом которого находился на соседней улице – Большой Лубянке. Обитель пережила и 1812 год, Матерь Божия сохранила ее от пожара. Остававшиеся там сестры каждый день с молитвой и с чудотворным образом святителя Николая в руках обходили ее крестным ходом. Солдаты армии Наполеона ворвались в собор, но грабеж и бесчинства были остановлены чудом от иконы святителя Николая. На французов напал страх, они не посмели осквернить монастырские святыни и не причинили вреда ни сестрам, ни мирным жителям, которые скрывались от захватчиков на монастырской территории, хотя за оградой жестоко расстреливали подозреваемых в поджогах. После победы над Наполеоном монастырь процветал. Была построена новая высокая колокольня с надвратным храмом в честь священномученика Евгения Херсонского. Нижний ярус колокольни с храмом сщмч. Евгения Херсонесского. Фото советского периода      В начале ХХ века к собору пристроена крытая паперть по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а в 1906 году в обители возведен трапезный корпус с храмом Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Численность насельниц возросла до семисот, учитывая живущих в скитах и на подворьях. В 1922 году монастырь был закрыт богоборческой властью, центральный собор – отдан под милицейский клуб. Ризы с икон сняли и вывезли. Часть икон удалось спасти: их скрыли и сохранили сестры – казначея монахиня Варвара и монахиня Викторина, оставшиеся на территории обители на правах жильцов.

http://pravoslavie.ru/141904.html

Очень напоминает книжную лавку московского Сретенского монастыря, где некогда был наместником владыка Тихон, ныне несущий послушание митрополита Псковского и Порховского, а также священноархимандрита Печерской обители. С владыкой Тихоном мы познакомились ещё в начале 1993 года. Вместе с сыном Петром я была на беседе у архимандрита Иоанна в Печорах, и батюшка благословил Петра ходить в Москве на исповедь к своему духовному сыну — игумену Тихону (Шевкунову), насельнику московского Донского монастыря. А несколько позднее батюшка Иоанн уже меня и отца Тихона благословил на создание проекта и написание икон для иконостаса собора Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в Сретенском монастыре, где отец Тихон по благословению Святейшего Патриарха Алексия II стал настоятелем открывшегося подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Отец Иоанн вникал во все подробности написания икон, и, получив благословение от старца, мы, радостные и окрыленные, уехали воплощать в реальность все наши идеи: я — писать иконы, а отец Тихон — трудиться над созданием монашеской общины и восстановлением будущего монастыря. Сейчас в келью нашего дорогого отца Иоанна (Крестьянкина) ведет отдельный вход с улицы, и мы, суетливые паломники, раньше проходившие в келью батюшки через монастырский корпус, больше не тревожим насельников монастыря. Какая же радость посетить вновь уютную келью батюшки, получить книжечки с духовными наставлениями почившего духовника, принимая их как благословение Божие! В келье отца Иоанна совершенно удивительна атмосфера, сообщающая чувство радости и присутствия самого батюшки. В Рождественский сочельник богослужение проходило в Михайловском соборе, напомнив мне торжественные богослужения 80-х годов прошлого века. Песнопения, которые исполнил смешанный хор, погружали в праздничную, старинную атмосферу нашей богослужебной традиции. Всё это было гимном родившемуся в мир Спасителю. А хор монашествующих с дивными печерскими распевами напомнил особую монастырскую певческую традицию, которая сохранилась в Псково-Печерском монастыре с давних времён.

http://pravoslavie.ru/136758.html

Центрально-купольное здание церкви стоит на холме Капелленберг. В период, когда встал вопрос о возведении храма, В. П. Стасов занимался новой трактовкой восстанавливаемой киевской Десятинной церкви в формах позднего ампира. Храм в Потсдаме стал пробным проектом архитектора в этом направлении. Церковь однопрестольная, рассчитана на 50 человек. Высота храма — 20 метров. Здание, квадратное в плане, решено в виде массивного куба, завершённого пятиглавием. Гладкие фасады расчленены орнаментальной тягой и профилированными лопатками, между которыми находятся узкие заглубленные окна. Стены окрашены в розовый цвет. Портал обрамляет килевидная арка, украшенная золочёным шаром с крестом. Снаружи над дверьми размещены иконы Спасителя, святых Александра Невского и Феодора Стратилата, написанные на шифере в 1851 году Августом фон Клебером. Широкий лепной фриз разорван по краям полуциркульными окнами, над которыми возвышаются барабаны малых куполов. Главный шлемовидный купол, покрытый медью, расположен на барабане, декорированном аркатурой и узким фризом. Интерьер украшен терракотовыми фризами. Стены окрашены в светло-зелёный цвет, карниз — в белый. Купол поддерживают четыре дорические колонны. Пол каменный. Двухъярусный светлый иконостас в ампирном стиле, украшенный каннелированными пилястрами с золочёными капителями и резьбой, был вырезан в Пруссии по рисунку В. П. Стасова (с участием Шинкеля). Образа для иконостаса писали петербургские живописцы. Это копии икон, написанных в Академии художеств для восстанавливавшегося после пожара В. П. Стасовым Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Перед иконостасом расположены киоты с иконами: мученика Анатолия Никомидийского в серебряном окладе и великомученика Георгия Победоносца. На левой стороне помещена большая икона Пресвятой Богородицы. В храме много икон, подаренных родственниками погребённых на прилегающем небольшом кладбище, где хоронили умерших в Берлине русских. Среди образов 2 иконы святой царицы Александры: - в золотом окладе с драгоценными камнями, подаренная в 1857 году полковником А. А. Абазой;

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Алекса...

Представляет собой трехнефный объем с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вместимость храма большая - до трех тысяч человек. Летом 1907 г. на 34-метровую колокольню были водружены 9 колоколов, самый большой из которых весил 485 пудов. Высота колокольни вместе с куполом и крестом составила 39,5 метров. Храм имеет насыщенное декоративное убранство. 30 сентября 1907 г. храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это было не случайным - он символизировал заступничество Богородицы за родную землю. Кроме того, храм должен был символизировать рай для тех, кто отдал свои жизни за общенародное дело. В память о погибших однополчанах было решено передать в полковой храм такие реликвии этой войны, как полковые иконостасы и иконы, сопутствующие воинам во время боев. Гродненский Церковно-археологический Комитет объявил о сборе наград, личных вещей, фотографий, документов погибших и других свидетельств подвигов гродненцев в русско-японской войне. Сегодня в храме можно увидеть лишь отдельные вещественные свидетельства радений братства на пользу православия. Слева от алтаря находятся два киота с иконами Богородицы и Иисуса Христа, перемещенные сюда в 1919 г. Под каждой из икон имеются бронзовые таблички с выгравированным текстом, одинаковым по содержанию; «Киот сей сооружен на добровольные пожертвования братчиков и братчиц Гродненского Софийского Православного братства в память столетия кафедрального собора 7 августа 1907 года». Хранятся в Покровской церкви и хоругви, принадлежащие братству. Большую роль в превращении гарнизонной церкви в комплекс, включающий в себя собственно храм для поминовения павших, и музей, дополняющий и поясняющий смысл памятника, сыграли гродненские историки и краеведы Е.Ф. Орловский, В.С. Манассеин, Д.М. Милютин, А.А. Турчинович, Д.Н. Кропотов, Н.Р. Диковский, И.В. Корчинский. Л.М.Солоневич и другие. Они были не только инициаторами установки мемориальных досок, сбора средств на их изготовление, но и составителями их текстов и внешнего оформления. Автором великолепных надгробий и памятников, гродненским мастером Б. Шишкевичем, в память о погибших были изготовлены две мемориальные доски из белого мрамора с креплениями в виде бронзовых болтов художественного литья, которые венчали бронзовые двуглавые орлы. Затем шел текст «Офицеры и низшие чины 26 артиллерийской бригады, убитые и умершие от ран в войну с Японией в 1904 - 1905 г.г.». Далее шло перечисление - звание, фамилия, имя, отчество, умер от ран или убит и дата смерти. Вторая доска была посвящена воинам - пехотинцам, однако без указания имен нижних чинов. Внизу второй доски имеется надпись: «мастер Б. Шишкевич в г. Гродно», что дает основание рассматривать вторую доску логическим продолжением первой, а содержание - как единый текст.

http://sobory.ru/article/?object=03897

В соборе, кроме стен, не было буквально ничего - ни икон, ни книг, ни колоколов, ни облачений. И потому отец Иван написал царю Алексею Михайловичу челобитную, чтобы он, царь, велел всё нужное до новой церкви новой крепости послать. Царь внял всем доводам и из Москвы в новооскольский собор попу Ивану были посланы иконы, книги и вся нужная церковная утварь. После получения имущества для богослужений, батюшка отчитался воеводе князю Василию Петровичу Львову, после чего освятил собор Успения Пресвятой Богородицы 19 сентября, а придел Алексия человека Божия - 3 октября того же года. С тех пор служба в соборе совершалась " повсядневна " - каждый день. Вскоре у отца Ивана появился и помощник - диакон Ларион. На следующий 1648-й год, в октябре, царь послал в соборную церковь Царёва-Алексеева серебряный позолоченный крест с частичками мощей апостолов, мучеников, святых и праведных отцов (через 2 года он поможет жителям соседних Валуек с Божией помощью от страшной засухи. После того, как были отслужены молебны и совершён крестный ход, пошли дожди и засуха отступила). К 1654 году кроме собора в самом Новом Осколе в окружающих его слободах были отстроены 9 приходских церквей и отдельный монастырь. После Алексея Михайловича, при его детях - царях Иване, Петре и царевне Софье - в 1690 году построили новое деревянное здание собора, а молодые цари пожаловали в него новый позолоченный крест с мощами святых (предыдущий царёв крест бесследно пропал к тому времени). На протяжении XVIII века Новый Оскол утратил своё былое военное значение, стал административным и торговым центром обширной округи. Деревянный собор приходил в ветхость, и к началу XIX столетия стало ясно, что уездному Новому Осколу нужен новый храм. Новое, более вместительное здание с колокольней, в классическом стиле было возведено в 1803 году по проекту архитектора, имя которого осталось неизвестным. Храм возводился " тщанием " благотворителей и прихожан. С ростом города становилось всё больше прихожан, и в 1876 году церковь была расширена к западу с северной и южной сторон. Устроены два придела: во имя Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На протяжении всего XIX столетия приход рос и укреплялся. Была своя земля и хозпостройки. В 1887 году в церковном доме открылась церковно-приходская школа. В другом доме помещалась богадельня для вдов, сирот и престарелых лиц от духовенства - собор считался обеспеченным и брал на содержание нуждающихся.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Монахи обители задумались о постройке нового соборного храма в честь Сошествия Святого Духа. Первый соборный храм, названный в честь сошествия Святого Духа на апостолов, был деревянным, шатровым, как и большинство храмов, возведённых в этот период. Его главный иконостас состоял из четырёх ярусов и был весьма богато расписан и украшен. Деисусный чин насчитывал 19 икон и имел большой образ Спасителя. В первом ярусе находились иконы, писаные на золоте, что было большой редкостью по тем временам. На золоте была написана и храмовая икона - образ Святого Иакова с житием - и две иконы Божией Матери, а также две древнейшие иконы - Святой Параскевы с житием и Святителя Николая Чудотворца. Рядом с новым соборным храмом возвели небольшую тёплую зимнюю церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тут находилась особо почитаемая чудотворная икона Покрова Божией Матери, а также два образа: Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца. После ряда исторических перипетий, тяжёлого Смутного времени начала XVII века жизнь монастыря вошла в более-менее спокойную колею. В 1676 году на месте деревянного соборного храма был поставлен каменный. Соборная церковь Святого Духа является первой каменной постройкой Боровичей, сохранившейся до сего дня. На том месте, где стоит ныне этот храм, до него поочерёдно стояли две более древние деревянные церкви. К сожалению, ни имени архитектора этого собора, ни имён его строителей история не сохранила. Пожар в монастыре, который случился столетием спустя, уничтожил все монастырские архивы. Однако известно, что северный придел собора Святого Духа был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о деревянной церкви, что стояла на том месте ранее. А южный Ильинский придел - в память о монахах-отшельниках, которые основали этот монастырь. Как уже было сказано, собор Сошествия Святого Духа был построен на месте двух старинных деревянных церквей, последовательно сменивших друг друга, в 1676 году. Когда в XVIII веке в монастыре случился пожар, собор был перестроен и обновлён. Узкие его приделы расширили, в наружный декор храма внесли существенные изменения, и сейчас его первоначальный вид, в каком он предстал перед верующими в 1676 году, утрачен. Однако и сейчас можно разглядеть элементы архитектуры XVII века, особенно если подойти к храму со стороны апсиды.

http://sobory.ru/article/?object=05290

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010