Простояла бы наверняка и больше, не посети город, как и всё наместничество, страшная моровая язва - чума. " В один из тех ужасных дней 1771 года, в которые чума свирепствовала с особенной силою, некоторые жители Козлова, увидели на воротах одного из домов Боголюбскую икону Божией Матери в сиянии и поспешили сообщить соборному протоирею Иоанну. Снявший икону с ворот, пртоирей с другими священнослужителями и некоторыми обывателями внёс её в соборную церковь и поставил на аналое. В ту же ночь одному из благочестивых жителей Козлова было видение, чтобы перед иконою, снятой с ворот, отслужен был молебен Матери Божией на Красной площади и совершён крестный ход с этой иконою вокруг города " . Когда же совершён был горожанами молебен, а в последних числах октября месяца и крестный ход вокруг города, чума в Козлове прекратилась. В память об этом чудесном избавлении от моровой язвы по заступничеству Богоматери благодарные жители установили крестный ход вокруг города 29 октября, предваряемый семидневным постом. В постановлении от 23 октября 1771 года духовного и светского чина жителями было записано: " ... да будет седьмица сия, от 24 по 29 октября, пост, а того дня светлый праздник Боголюбивой Царице Божией Матери и ход со кресты кругом всего града в память Ея ко граду нашему милосердия " . В память этого события жителями Козлова была заложена на месте деревянной новая каменная соборная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери, после освящения которой с 1778 года, следуя клятве, ежегодно совершали крестный ход вокруг спасённого города. В сохранившемся описании этого обряда говорится, что начинался он возле Покровского собора 29 октября " в сопутствии икон и хоругвей всех козловских церквей и Боголюбской иконы Божией Матери. Дойдя до Московской заставы, ход поворачивал налево и по Тамбовской улице проходил вплоть до Сторожевской церкви, откуда поднимался вновь к собору. Заканчивался он обычно к полудню " . Шли годы. Город рос. В первой трети XIX века население его насчитывалось порядка 17 тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=38562

Собор московских святых: Знает ли Москва своих святых? Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Справа святых врат – книжная лавка, слева – просфорня. В лавке продаются копии Глинских чудотворных икон, виды обители, жизнеописания подвижников, книжки и листки Глинского и других изданий, иконы и прочие предметы религиозного употребления. Но главное, что прежде всего представляется взору, – это пятиглавый соборный храм . Он трехпрестольный 11 , в два света и находится в самом центре обители. Преосвященный Кирилл, епископ Севский и Брянский (1768 – 1778 г.), приложил все свое усердие к устройству этого первого каменного храма Глинской пустыни 12 в честь чудотворной иконы Рождества Богородицы. Храм этот начат постройкой в 1770 г., подвергался нескольким переделкам и в настоящее время имеет архитектуру древне-отечественных церковных построек, а многоярусную колокольню (в одной с ним связи) – Ломбардо-византийского стиля. Собор внутри и снаружи украшен многими священно и духовно-нравственными изображениями 13 , из которых особенно обращают на себя внимание большие картины: Распятия Христа Спасителя, вечных мук и Архангелов Михаила и Гавриила. Иконостас многоярусный, золоченный. Местные иконы главного храма и некоторые другие сияют серебряными ризами. На главном престоле находится достойная внимания сребропозлащенная дарохранительница художественной работы, и на жертвеннике такой-же ковчег 14 с двумя частями св. животворящего древа креста Господня, частями ризы Господней и ризы Богородицы и многими частицами св. мощей 15 ; среди церкви – два аналогия тоже с частями св. мощей 16 и две сребропозлащенные хоругви. IV. Явленно-чудотворная икона Рождества Богородицы, именуемая «Пустынно-Глинская» Но самую главную святыню соборного храма и обители составляет чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» 17 , явившаяся в лесу, на сосне, в XVI столетии. Икона эта, высотою 4 1/2 вершка и шириною 3 3/4 вершка, имеет три изображения, отделенных друг от друга особыми очертаниями: праведного Иоакима, св. праведной Анны (на одре в полусидячем положении) и их благословенного плода – младенца Пресвятой Марии на руках у жены. Икона всегда находится над царскими вратами главного храма собора или теплой церкви, смотря по тому, где соответственно времени года, совершается Богослужение. Под иконою, находятся серебряные привесы, которые, по примеру св. Иоанна Дамаскина , оставляются во всегдашнюю память получившими исцеления. 18 По субботам, на время соборного акафиста Богородице, а также для прикладывания в другое время, чудотворная икона спускается на двух тесьмах, прикрытых шелковою лентой с написанным на ней золотыми буквами последним кондаком Благовещенского акафиста или Богородичного: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево». V. Чудотворная икона «Спаса Нерукотворенного»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1754 году в храме совершались богослужения. Собор имел 5 престолов. В центральном помещении храма престолы - Успения Божьей Матери, святителя Арсения и святого благоверного Великого князя Михаила Тверского, убитого в Орде в 1318 году. В приделах храма - престолы святых благоверных князей Бориса и Глеба, и святого Великого равноапостольного князя Владимира. Дополнением к великолепному архитектурному комплексу были две прекрасные каменные часовни. Одна из них на горе, на месте святого престола древнего деревянного храма, в память святой великомученицы Параскевы Пятницы (по преданию при Василии III, в 1531 году, здесь хранилась «обновленная» в Москве икона, от которой происходило немало чудес). Кстати, древнего письма икон в ржевских храмах было предостаточно, и случаи их обновления были не редки. В XV веке на территории ржевского Кремля существовала деревянная церковь с престолом Параскевы Пятницы. Историк предполагает, что сама церковь была названа Ее именем. Вторая часовня - Иверской Божьей Матери была построена в 1758 году у подножия Соборной горы, рядом со старинной кирпичной аркой надо рвом бывшей крепости. ...Старинные снимки и кадры кинохроники 1911 года, хранящиеся в Российском государственном архиве в Красногорске, показывают красоту архитектурного строения на Соборной горе. Даже печные трубы (храм отапливался дровами) сделаны так, что не портили его вид. Перед собором возвышалась, подчеркивала его величавость, колокольня со звонницами. При Успенском соборе вели богослужения настоятель храма - протоиерей, иерей, диакон и два псаломщика. Никакими сведениями о них историки не располагают. Но вот в июне 1856 года настоятелем ржевского Успенского собора значится протоиерей Матфей Константиновский. Он вошел в историю как духовный наставник Н.В. Гоголя. Известна фамилия последнего, служившего в 1920-е годы настоятеля Успенского собора - протоиерей Ангельский. К тому времени при храме имелась библиотека духовной литературы. В рапорте уездного исправника губернатору, датированном 10 апреля 1896 года, говорилось: «Имею честь донести Вашему Превосходительству, что в текущем апреле месяце имеет быть открыта в казенном доме близ собора библиотека церковно-служебных книг и книг религиозно-нравственного содержания для бесплатного чтения». Библиотека была открыта в честь императора Александра III, и собрана на народные деньги, в основном на частные пожертвования ржевского духовенства, с целью бесплатной выдачи книг бедному населению. К 1-му сентября 1901 года в ней числится книг: духовных - 708, по словесности - 870. Это была первая народная библиотека в Ржеве и уезде.

http://sobory.ru/article/?object=23544

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Иконостас, занимающий всю восточную стену поперечного нефа, относится ко времени его последней переделки и в художественном отношении мало интересен. Большинство икон в нем позднего происхождения. Обращают на себя внимание лишь красивые серебряные и золоченые оклады их, мерцающие в сумрачном пространстве храма. http://drevo-info.ru/articles/21918.html Средоточием церковной жизни Тобольско-Тюменской епархии в настоящее время является кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери. Он является главным храмом для воспитанников Тобольской православной духовной семинарии. Здесь, в кафедральном соборе, совершает Богослужения Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. В Покровском и Софийско-Успенском соборах восприняли Таинство священства почти все из нынешних священнослужителей Тобольско-Тюменской епархии. Собор Покрова Божией Матери был построен за счет государевой казны Митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким) в 1746 году и первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1843 году теплый собор был расписан внутри. Через пять лет, при Высокопреосвященном Георгии (Ящуржинском), расширены окна и двери, устроены на южной стороне собора хоры для певчих. В 1860 году собор был капитально отремонтирован. В 1867 году собор был переименован в Покровский с пристройкой придела во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Придельный храм был построен тщанием тобольского купца первой гильдии Н. В. Неволина. Причем полное наименование собора стало следующим: собор в честь Покрова Божией Матери и Чудотворныя Ея иконы, именуемой «Тобольская». Такое именование храма видно из резолюции Архиепископа Варлаама II на рапорте соборян о сем событии: «Возношу хвалу мою Господу Богу за счастливую мысль – в холодном соборе открыть тот праздник, коего он доселе не имел, хотя и носил имя Софийского собора, а теплый собор передать покровительству Самой Божией Матери и чудотворной иконе, в оном стоящей и давно уже чествуемой…». В Покровском соборе Богослужения совершались большую часть года, так как Софийский собор был холодный – в нем можно было служить не более трех месяцев в году, а в приделе служили только 3 мая и 10 июня – в дни памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев. В приделе хранился также архив Тобольских соборов.

http://sobory.ru/article/?object=00975

Предметом особого почитания островитян стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске. Московская Патриархия не оставила островную епархию без помощи и внимания. В послании Патриарха к сахалинской пастве говорится: " Ныне мы направляем вам древний чтимый образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы как знак того, что ходатайство Заступницы рода христианского перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за всех нас сегодня особенно насущно и необходимо… Ваша молодая епархия, образованная на краю границ Российской Федерации, переживает сейчас нелегкое время, когда практически на пустом месте необходимо безотлагательно налаживать приходскую жизнь, возрождать активную миссионерскую деятельность и устанавливать духовные связи с местным населением, которое, как и все жители России, подверглось страшному воздействию мрачных десятилетий атеизма и богоборчества… . Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери будет для всех вас Нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний " . В 1996 году на сахалинскую землю прибыли святые мощи особо почитаемых угодников Божиих - св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Пантелеимона, св. блг. кн. Александра Невского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Филиппа, митрополита Московского, прп. Саввы Сторожевского, св. мц. Анастасии Узорешительницы. Специально для этих мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне. В алтаре собора находится ковчег с частицами мощей свт. Николая Японского, переданный в дар Японской Автономной Православной Церковью. В октябре 2002 года коллекция икон Воскресенского собора пополнилась образом прп. Сергия Радонежского. Икону привез в подарок епископу Даниилу секретарь Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Чтя память о трагедии, происшедшей 20 августа 2003 года - гибели в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова и четырнадцати других региональных руководителей, у Воскресенского кафедрального собора воздвигнут мемориал-памятник с Поклонным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=11659

Успенский собор построен по соизволению Петра Вел. стараниями астраханскаго митрополита Сампсона, на месте обветшавшаго каменнаго одно-этажнаго собора, в котором — по донесению Сампсона — были «разселины великия и служить в нем опасно». Постройка собора началась с 1699 и окончена в 1710 г. Храм двух-этажный: верхний этаж во имя Успения Б. М., нижний — в честь Владимирской иконы Б. М., с двумя пределами. Высота от среднего — креста 30 саж., длина 17 и 1 аршин, ширина 12 с. и 2 арш. Посещающим Астрахань было бы непростительно не осмотреть верхний соборный храм, подобнаго которому нет на всей Волге; внутренность этого храма оригинальна, изящна и величественна. При входе прежде всего поражает высота храма, затем четыре массивные столпа, поддерживающие своды и огромный о 8 ярусах иконостас. Столпы равно, как и стены храма, подведены под мрамор. На тумбах столпов с 4 сторон написаны изображения святых в полный рост. За передним правым столпом, к южной стороне, устроен на пьедестале большой деревянный крест, в средине котораго — звездообразный серебряный круг; в нем, в серебряных ящичках за стеклом, хранятся частицы мощей: Иоанна Предтечи, правед. Елисаветы, архидьякона Стефана, великомуч. Дмитрия Солунскаго, мучен. Феодора Стратилата, Ореста, Прокопия, Андрея Критскаго, великомуч. Варвары, безсребрен. Косьмы и мног. друг. святых; здесь же находится часть древа животворящего креста Господня. Восьмиярусный иконостас собора имеет высоты 32 аршина. В самом верхнем ярусе — образ Господа Саваофа в овальной раме, а по бокам изображения Архангелов и Ангелов. В средине следующаго яруса представлены около древа наши прародители в состоянии падения, опоясанные листьем с тремя при них детьми; за ними, по обе стороны яруса, следуют до-потопные праотцы; в следующем — после-потопные Патриархи; далее Пророки, потом Апостолы, за ними Святители, затем следуют изображения двунадесятых праздников, вместе с изображениями страданий Спасителя; наконец в нижнем ярусе местные иконы. Всех образов в иконостасе 130; они московскаго письма. Таким образом, иконостас представляет в себе олицетворенную библию и все домостроительство Божие о спасении рода человеческаго. Царския врата с сению среброкованныя, высокой работы, на кипарисных рамах; в них семь икон: четыре Евангелиста с символическими изображениями, Благовещение Архангела Гавриила Пресв. Деве Марии, и в сени — Тайная Вечеря. Иконы эти писаны в академии художеств и превосходно исполнены, особенно Евангелисты. Царския врата деланы в Петербурге у Штанге и принесены в дар собору в 1819 г. вольским купцом Сапожниковым. При вратах два образа: Спасителя и Божией Матери — сребропозлащенные, чеканные, в серебряной оправе, украшенной алыми каменьями; пожертвованы в 1794 году купцом Шапошниковым.

http://sobory.ru/article/?object=01044

4 июля 1848 г. в Москве скончался благотворитель Набилков, завещав 30 тыс. р. «бедной киновии на устроение трехпрестольного каменного храма о пяти главах Триипостасные Троицы с приделами с одной стороны во имя Пресвятой Богородицы, в честь всех ее праздников… и… икон ее…; с другой стороны - придел во имя Всех Святых» и по образцу собора Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры (РГИА. Ф. 815. Оп. 9. 1861 г. Д. 103. Л. 1-2). 20 янв. 1856 г. Духовный собор лавры постановил упразднить обветшавшую Всехсвятскую ц. с целью освобождения места в центре киновии для новой постройки. 2 марта архит. Брандт составил генеральный план киновии с указанием предполагаемых новой церкви и кладбища. Только 15 июля 1861 г. было принято решение разобрать Всехсвятскую ц., а материал употребить на леса. Но по инициативе подрядчика, купца 2-й гильдии И. К. Пирогова, храм был перенесен на участок к юго-востоку от прежнего местоположения и освящен 3 июня 1862 г. во имя Всех святых. Несмотря на предписание митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) сохранить план, размер и фасад прежней церкви (соответствующий проект составил гражданский инженер Г. И. Карпов), Пирогов воссоздал небольшой одноглавый храм по своему усмотрению, взяв на себя необходимые расходы. 5 апр. 1861 г. Карпов представил в Духовный собор лавры план нового собора вместо проекта Брандта (мотивы отделки, примененные предшественником, были им частично использованы). 15 июня 1861 г. проект утвердил имп. Александр II Николаевич , и на следующий день Духовный собор постановил образовать Строительный комитет. Согласно его решению, Карпов изменил проект, сделав церковь 3-престольной, кирпичи поставляли лаврские заводы. Наблюдателем по архитектурной части стал акад. архитектуры архит. Академии художеств П. В. Кармин, со стороны монастыря был игум. Аполлинарий, распорядителем строительства - В. Ф. Набилков (брат Ф. Ф. Набилкова), к-рый перед смертью наказал закончить постройку своему сыну, потомственному почетному гражданину Н. В. Набилкову, и выделил для этого еще 30 тыс. р. 25 февр. 1865 г. он обратился к митр. Исидору с прошением окончить строительство «с постановкой иконостаса», которое было удовлетворено. Работы производили подрядчики И. Макаров и Ф. Мохов.

http://pravenc.ru/text/2462483.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010