Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере. В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину. В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=14089

По инициативе секретаря Одесского обкома партии В. Солдатенкова в здании устроили планетарий, в нем находился уникальный маятник Фуко, был установлен один из самых современных ан тот момент в Советском союзе аппаратов «планетарий». В планетарии также показывали кино и читали лекции по киноискусству.  22 октября 1991 года исполком одесского областного совета передал здание Свято-Пантелеимоновского подворья Церкви, в нём возобновились богослужения.  В 1995 году в Пантелеимоновском подворье учреждена мужская обитель. В результате восстановительных работ преобразился внешний и внутренний облик монастыря. Фасадную часть храма украсили восемь мозаичных икон и наименование обители из мозаики. К Пасхе 2009 года позолотили главный купол. Отреставрирована колокольня, ее шатровый купол украшается позолоченными пластинами более темного оттенка, установлены новые колокола, произведена роспись храма Державной иконы Божией Матери. В главном храме сделан новый иконостас с иконами в византийском стиле. Расписаны стены 3-х этажей по большой лестнице и обновлен паркетный пол храма. Обитель пополнилась многочисленными иконами с частицами мощей святых угодников Божиих, особенно почитается образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», чудесным образом обновившийся в тяжелое для монастыря время, а также иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Ченстоховская». В настоящее время в храмах собора освящены пять приделов: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (центральный), Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», преподобного Сергия Радонежского, Пресвятой Богородицы «Державная», святого великомученика Димитрия Солунского.  По материалам: http://ros-vos.net/palomnichestvo/4/odessa/3/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05637

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение. Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым. Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

http://sobory.ru/article/?object=05582

В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Высокие своды собора опираются на два столпа. Восьмигранный световой барабан приближен к алтарной стене. Он расположен прямо над амвоном, где во время Божественной Литургии читается Евангелие и преподаются Святые Дары. Находясь перед иконостасом, световой барабан прекрасно его освещает. Помещение храма освещается также расположенными на разных уровнях окнами. В настоящее время в соборе два вида окон: в первоначальных формах XVI века и перестроенные окна XVIII века. Ранние имеют совсем небольшие световые проемы и сводчатые, выложенные уступами ниши в нижней части. В толще стены устроены камеры и лестницы. По такой лестнице, которая начинается в юго-западном углу храма можно подняться в верхние приделы собора. Внутристенные лестницы и камеры характерны для ранних каменных построек монастыря. Главное украшение храма - иконостас. В течение веков он неоднократно перестраивался. При постройке иконостас был четырехъярусным тябловым. Создавали его иконописцы из Великого Новгорода «Гаврило Старой да Илья». В первой трети XVII века появился 5-ый, праотеческий ряд с 28 иконами. На пожалованные в 1695 году государями Иоанном V и Петром I семьсот рублей в 1697 году соорудили новую резную рамно-каркасную конструкцию иконостаса. Тогда же он пополнился новыми иконами. В конце XVII века в соборе находилось более 1000 образов, одно их перечисление занимало более ста листов. Кроме основного иконостаса вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные пристенные иконостасы, заполненные десятками складней и пядниц. В 1826 году на столпах собора были устроены деревянные позолоченные, украшенные резьбой иконостасы для двух чудотворных икон обители. На южном столпе находился образ Сосновской иконы Корсунской Божией Матери, который был явлен в Сосновой губе в 1627 году. На противоположном – список с иконы Хлебенной (Запечной) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся святителю Филиппу, когда тот нес послушание в хлебне. Сама икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эти иконы были утрачены после закрытия обители.

http://sobory.ru/article/?object=05746

Троицкий зимний храм , предназначенный для повседневной службы, построен в 1838 году. Архитектор Иван Ефимович Ефимов в 1820 году за проект этого собора получил звание " назначенного в академики " . Известно, что по его проектам построено несколько храмов и общественных зданий в Петербурге и Нижнем Новгороде. Троицкий храм - типичный памятник русской церковной архитектуры первой половины XIX века. Почти квадратный в плане, крестовокупольный, он имеет три входа (с западной, северной и южной сторон), которые выполнены в виде четырёхколонных портиков. Кирпич имеет размеры 27 х 13 х 7 см. Роспись в храме выполнена маслом, несколько раз подновлялась. Храм дважды закрывался для прихожан, приспосабливался под какие-то городские нужды, и каждый раз в нём терялось нечто ценное. Если во время первого закрытия уцелел позолоченый резной иконостас, то во второй раз (это было в 1962 году, во время " хрущёвского гонения на церковь " ) его разобрали и отправили в Москву для " смывки золота " . А иконы жгли у ограды на соборной площади прямо на глазах верующих, которые слёзно просили отдать святыни им. Но все просьбы не увенчались успехом. Только чудом уцелели несколько икон, одна из которых - Казанская икона Божией Матери - была выхвачена кем-то прямо из-под топора. В 1988 году на Троицком соборе восстановили разрушенные ранее четыре барабана и перекрыли купол центрального барабана. В Троицком соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского. До 1990 года в Троицком храме размещалась картинная галерея. В 1991 году он был передан верующим. За последующие годы приходской совет совместно с реставраторами отреставрировали Троицкий собор. Покрасили стены, для богослужений были приобретены иконы, богослужебная утварь. Были установлены резные позолоченные иконостасы. Художник-реставратор Андрей Геннадьевич Филиппов расписал приделы собора. Иконы писались нижегородскими художниками под руководством художника-клирика Успенского собора Кинешмы протоирея Е. Юшкова. Сейчас оба храма действующие, в них регулярно проходят церковные службы.

http://sobory.ru/article/?object=01825

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX b. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов. Монастырь упразднен в ХХ в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу. 01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова. Здания [ править править код ] Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-haч. ХХ вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX bb.), Стефановской церкви (XVII b.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX bb.), братских келий (XVII—XIX bb.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX b.). Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Собор Спаса Преображения [ править править код ] Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Собор имеет пять главок над четвериком. Двухъярусная композиция каждого из пяти световых барабанов, суховатое измельчённое убранство этих барабанов, их пьедесталы, выступающие в виде " пирамидок " из кровельного покрытия здания и отражающие конструкцию сводов под барабанами, всё это воспринимается очень необычно в облике собора и напоминает устюжские и особенно тотемские памятники архитектуры. Портал расположен в центральном прясле южной стены собора, в нижнем ярусе - подклете. Портал перспективный, с килевидным профилированным завершением. В тимпане портала находится квадратный белокаменный киот. Окна основного этажа (верхнего яруса), и подклета примерно равны по высоте. Форма обрамляющих проёмы наличников также совпадает. Наверху окна имеют арочные формы, внизу - прямоугольную. Констуктивно основное строение собора следует отнести к крестово-купольной трёхпролётной арочно-стоечной системе, выполненной из кирпичной кладки на известковом растворе. На четыре центральных столба опираются главные и боковые подпружные арки, главные арки, несущие центральный световой барабан, а боковые являются основанием для коробовых сводов и угловых световых барабанов, боковые подпружные арки и коробовые своды опираются на наружные стены. Внутренний объём собора четверика делится на два яруса, собственно церковь и подклет с промежуточным перекрытием из системы цилиндрических кирпичных сводов, опирающихся на четыре центральных столба и наружные стены здания. Подклет имеет высоту порядка 3 м, а второй этаж - 12 м. Наличие промежуточного перекрытия позволяет заметно уменьшить свободную высоту центральных столбов и тем самым несколько улучшить их устойчивость. Изюминка интерьера собора - его резной позолоченный иконостас. Это незаурядное произведение в стиле барокко. Трёхъярусная композиция определяется многообломными карнизами, раскрепованными над витыми колоннами и каннелированными пилястрами, членящими иконостас на прясла. Среднее прясло с Царскими вратами и балдахином над ним выделено более крупными колоннами. Каждый ярус включает по два ряда икон. Верхние иконы на первом ярусе заключены в картуши, а на третьем - в овальные медальоны. В алтаре главного храма сохранилась надпрестольная сень, опирающаяся на четыре витые колонки, украшенные гирляндами, и с волютами в завершении. В северном приделе можно наблюдать остов одноярусного деревянного иконостаса с многолопастными завершениями над арочными рамами. В интерьере основного этажа сохранились настенные росписи. В храме большую роль играет гризайльная живопись. Своды под главами расписаны кессонами, остальные заняты растительно-орнаментальными композициями. На стенах библейские сюжеты.

http://sobory.ru/article/?object=00161

2517. Успенский Л. А . [Икона] «Крещение Господне "http://ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 200–203. Гл. из кн.: «Смысл икон». Рус. текст авторский. 2518. Успенский Л. А. К вопросу об изобразимости Воскресения Христова//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 55–56. 2519. Успенский Л. А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 113–160. 2520. Успенский Л. А. Нерукотворный образ Спасителя: [Докл. на Второй Междунар. науч. конф. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11–19 мая 1987 г.]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 192–195. …Богородицы 2521. Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым Сказанием об истории и чудесах» из собрания Ростовского музея//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172–180. 2522. Вербицкий С. В . К иконографии Пресвятой Богородицы: Об одном малоизвестном типе изображения//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 49–51. Образ Богоматери Ассунты (Вознесенной). 2523. Полякова О. А. Новооткрытый образ Богоматери Тихвинской с чудесами письма царского изографа Кирилла Уланова половина XVII в.]//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 85–88. 2524. Саенкова Е. М. «Сказание» как источник по истории иконы «Богоматерь Свенская»//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 329–333. 2525. Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 41–51. 2526. Сидоренко Г. В. Чудотворный образ «Богоматерь Страстная» в России//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 96–103. 2527. Столова Г. Р. Икона Богоматерь Тихвинская из Новгородского Софийского собора (по материалам последней реставрации)//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 114–140. 2528. Успенский Л. А. [ Рец. на кн.:] Mitropoulos N. Marien-Ikonen. Ettal, 1964 [=Митропулос Н. Иконы Богородицы]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 130–131. 2529. Филатов В. В. Иерусалимская икона [Божией Матери] 70-х гг. XVII в. в Измайлове//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 57–63. 2530. Чугреева Н. Н. Икона Богородицы «Споручница грешных»: Иконография, история почитания//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 104–110. 2531. Чугреева Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 181–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знаменательно возвращение в собор частицы мощей св. праведного Иакова Боровичского. 15 февраля 1996 г., в праздник Сретения Господня, по окончании архиерейского богослужения владыка Лев сам лично перенес частицу святых мощей и вложил ее в заново устроенную гробницу. Частицы мощей св. праведного Иакова находились в соборе до его закрытия, и возвращение этой святыни было воспринято прихожанами как особое благословение святого над собором. Летом 1996 г. вокруг храма установили металлическую ограду. Частично восстановлена настенная роспись, которой раньше был богато украшен храм. В 1997 г. при ремонтных работах под слоем побелки на потолке в левом приделе собора был обнаружен образ Воскресшего Спасителя. Позднее в правом приделе на потолке обнаружили и восстановили образ Воздвижения Честного Креста Господня. Художник Н. Никольский восстановил в прежнем виде роспись Успения Богородицы, написанную масляными красками снаружи алтарной апсиды. Старанием настоятеля Успенского храма протоиерея Иоанна Мороко закончены работы по росписи собора. Кроме современных икон, здесь находятся иконы XVIII-XIX вв., представляющие художественную и историческую ценность. Многие из них подарили храму боровичане, есть иконы и из Троицкого собора. У собора восстановлено захоронение архиепископа Боровичского Никиты (Стягова), служившего в нашем городе и умершего 6 августа 1936 г. Сейчас у храма хоронят священнослужителей и церковнослужителей г. Боровичи. Священник АЛЕКСАНДР ДУМЧЕВ, Покровский собор, г. Великий Новгород. Журнал " София " 2010 Новгородская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата Успенский храм в Боровичах бережно хранит память о всех своих четырех строительных периодах. О первой каменной однопрестольной кладбищенской церкви 1798-1800 гг. напоминает полукруглая апсида главного алтаря. В 1839-1840 гг. архитектор Е.И. Марин втрое расширил храм боковыми приделами с прямоугольными апсидами. О его художественном вкусе свидетельствуют 4-х колонные дорические портики боковых фасадов. Храм стал просторным, но в нем не хватало света и воздуха.

http://sobory.ru/article/?object=11633

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010