По-видимому, в религиозной жизни Полоцка эта монастырская церковь имела особое значение, ибо именно для нее преподобная возжелала получить из Византии древнюю чудотворную икону «Богоматери Одигитрии», которая, согласно Житию, представилась ей стоящей в новопостроенном храме (9). Следуемый далее текст обнаруживает ясное представление Ев­фросинии о характере просимого ею образа и полную осведомленность о месте его пребывания: «просяще от него (константинопольского патриарха Луки — И.Ш.) иконы пречистыя Богородицы, еже бе евангелист Лука написа три иконы, еще при животе пресвятыя Богородицы, и постави едину во Ие­русалиме, а другую в Цареграде, а третью в Ефесе; она же с прилежанием прошаше Eфeckiя иконы святыя Богородицы» (10). Упоминание о трех иконах Богоматери письма евагелиста Луки согласуется с текстом его Жития и для исторической ситуации конца XII в. выглядит очень убедительно. Тради­ция связывать с его авторством царьградскую икону монастыря Одигон поя­вилась не ранее конца XI — начала XII вв. (12). По-видимому, тогда же ее стали соотносить с древним образом Богоматери, по преданию, присланным из Иерусалима Евдокией, супругой императора Феодосия II его сестре Пульхерии (13). Иерусалимское происхождение оригинального про­изведения святого апостола Луки и его последующее бытование в Констан­тинополе привели к мысли о существовании двух различных образов, напи­санных евангелистом еще при жизни Богородицы. Увеличение приписывае­мых ему икон приходится как раз на XII в. — время особого роста попу­лярности прославленной константинопольской святыни и распространения по всему христианскому миру ее списков, многие из которых также стали связывать с именем Луки (14). Однако, в известных нам источниках упоминаний об эфесском образе, приписываемом евангелисту Луке, не встречается, — и вопрос о том, откуда о нем знала Евфросиния, остается открытым. Подобная информация чаще всего исходила от паломников, посетивших святые места, и из текстов их «хождений». Как раз незадолго до этого времени, видимо, в 1104-1106 гг., Святую землю посетил преподобный Даниил, игумен одного из южно-рус­ских монастырей. Текст его «хождения», отличающийся подробным описанием всех увиденных им мест, содержит рассказ и о святынях Эфеса. Даниил упоминает об иконе Богоматери, стоявшей в древней эфесской церкви и про­славившейся во время III Вселенского собора, когда с ее помощью святые отцы осудили еретические взгляды Нестория (15). О чудотворной иконе «Богоматери Эфесской», связываемой с личностью Луки, Евфросиния могла знать и из других источников.

http://pravicon.com/info-606

В 1853 году для облегчения епархиальных дел архиепископ Иннокентий исходатайствовал открытия в Херсонской губернии викариатства с назначением кафедры в Херсоне. Успенский собор стал кафедральным. Первым викарным епископом был назначен Поликарп (Феодосии Иванович Радкевич), занимавший этот пост с 5 июля 1853 года по 12 июля 1858 года. В 1859-1861 годах собор был капитально отремонтирован, вокруг него появилась ограда с металлической решеткой и тремя каменными воротами В 1867-1868 годах в юго-восточном углу участка собора был выстроен двухэтажный каменный дом для священников, в 1896 — построен одноэтажный дом читальни-библиотеки и Аудитории религиозно-моральных чтений. Два важнейших события, связанных с собором произошли в 1850-х годах: 8 мая 1852 года сюда прибыл первый крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Богоматери, а 26 октября 1855 года, по пути в Крым, Херсон посетил император Александр II, прослушав торжественную литургию в соборе. Через год, когда был заключен мирный договор, положивший конец Крымской войне, Александр II направил из Москвы в Успенский кафедральный собор благодарственную грамоту жителям Херсонской губернии за их терпение и поддержку действующей армии. Известны имена крупнейших благотворителей собора. Так, на средства Якова Дорошенко была построена каменная колокольня; на деньги старосты собора Ивана Волохина — железная ограда вокруг храма и новый центральный иконостас; на средства его сына и преемника должности старосты Александра Ивановича Волохина — двухэтажный каменный дом в церковной ограде; им же был перелит большой соборный колокол; и. наконец, по завещанию купца Даниила Галухина. в 1862 году собор получил 200 сажень плавневой земли на Большом Потемкинском острове. Успенский собор — крупнейший в Херсоне храм, простой в архитектуре экстерьера, был богато украшен внутри. Грандиозный иконостас, простирающийся на 30 метров, охватывал все три придела, и в центральной части уходил вверх на 17 метров. Он заключал в себе 50 икон. Лишь одна из них — Пресвятая Богородица, стоящая на полумесяце, — замечательное произведение иконописи, — чудом сохранилась до наших дней. Вероятно, первые иконы собора были написаны киевскими мастерами. Во время ремонта храма, в конце 1850-х годов одесский мастер Тимофей Толмачевский расписал интерьер в византийском стиле. Херсонский художник 3.И. Рябков расписал приделы, а позднее переписал и все фрески храма. Ничего этого не сохранилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

В 1853 году для облегчения епархиальных дел архиепископ Иннокентий исходатайствовал открытия в Херсонской губернии викариатства с назначением кафедры в Херсоне. Успенский собор стал кафедральным. Первым викарным епископом был назначен Поликарп (Феодосий Иванович Радкевич), занимавший этот пост с 5 июля 1853 года по 12 июля 1858 года. В 1859-1861 годах собор был капитально отремонтирован, вокруг него появилась ограда с металлической решеткой и тремя каменными воротами. В 1867-1868 годах в юго-восточном углу участка собора был выстроен двухэтажный каменный дом для священников, в 1896 - построен одноэтажный дом читальни-библиотеки и Аудитории религиозно-моральных чтений. Два важнейших события, связанных с собором произошли в 1850-х годах: 8 мая 1852 года сюда прибыл первый крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Богоматери, а 26 октября 1855 года, по пути в Крым. Херсон посетил император Александр II, прослушав торжественную литургию в соборе. Через год, когда был заключен мирный договор, положивший конец Крымской войне, Александр II направил из Москвы в Успенский кафедральный собор благодарственную грамоту жителям Херсонской губернии за их терпение и поддержку действующей армии. Известны имена крупнейших благотворителей собора. Так, на средства Якова Дорошенко была построена каменная колокольня; на деньги старосты собора Ивана Волохина - железная ограда вокруг храма и новый центральный иконостас; на средства его сына и преемника должности старосты Александра Ивановича Волохина - двухэтажный каменный дом в церковной ограде; им же был перелит большой соборный колокол; и наконец, по завещанию купца Даниила Галухина, в 1862 году собор получил 200 сажень плавневой земли на Большом Потемкинском острове. Успенский собор - крупнейший в Херсоне храм, простой в архитектуре экстерьера, был богато украшен внутри. Грандиозный иконостас, простирающийся на 30 метров, охватывал все три придела, и в центральной части уходил вверх на 17 метров. Он заключал в себе 50 икон. Лишь одна из них - Пресвятая Богородица, стоящая на полумесяце, - замечательное произведение иконописи, - чудом сохранилась до наших дней. Вероятно, первые иконы собора были написаны киевскими мастерами. Во время ремонта храма, в конце 1850-х годов одесский мастер Тимофей Толмачевский расписал интерьер в византийском стиле. Херсонский художник 3.И.Рябков расписал приделы, а позднее переписал и все фрески храма. Ничего этого не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=08789

По данным клировой ведомости 1915 года, церковь " зданием каменная, в одной связи с нею такая же колокольня, покрыта железом: в 1876 году расширена пристройкой к западу с северной и южной сторон " . Храм владел 150 десятинами пахотной земли и 80 десятинами 1323 квадратных саженей сенокосной. Средний доход от земли составлял 2800 рублей. Недвижимое имущество собора состояло из каменных сторожки и сарая, крытых железом, в церковной ограде, каменного дома, сдаваемого в аренду в доход храма, церковно-приходской школы и свечной лавки, располагавшихся в одном каменном здании и деревянного дома на каменном фундаменте на одной усадьбе со школой, в котором помещалась богадельня общества пособия бедным. Храм временами имел хороший доход, который состоял, как и из наличных денег, так и из доходных 4% билетов, облигаций, закладных листов Земского банка. Так, за 1915 год храм имел доход 4251 рублей 49 копеек. В Успенском соборе хранились копии метрических книг с 1774 года и исповедальные росписи с 1816 года, имелся полный комплект богослужебных книг. По штату в Успенском храме было положено иметь настоятеля протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Приход храма состоял из 3120 прихожан из Нового Оскола и хуторов и слобод: Крутой, Медвенский, Завальский, Сумяной, Подольхой, Большой, Костиный, Нечаевский, Александровский и Проездной. 1 сентября 1914 года настоятелем собора был определён протоиерей Димитрий Васильевич Попов. Он также занимал должность законоучителя в уездном училище и в подготовительном классе женской гимназии. Батюшка заведовал Успенской и Нечаевской церковно-приходскими школами. В 1915 году число прихожан Успенского собора возросло до 6266 человек: 3206 мужчин и 3060 женщин. Это были жители Нового Оскола, пригородных слобод и деревень. Революция 1917 года кардинально изменила жизнь народа, а вместе с ним и Церкви. У Успенского собора отобрали землю, вклады, метрические книги, церковно-приходскую школу, духовенство обложили дополнительными налогами. В 1921-22 гг. во всех церквях района прошло изъятие церковных ценностей - большевики искали золото, но нашли только серебряную богослужебную утварь, ризы с икон и оклады с Евангелией. В начале 1930-х годов государство перешло к масштабному наступлению на Церковь. Храмы стали закрываться повсеместно. Так, весной 1939 года Успенский собор в Новом Осколе был закрыт для богослужений. В доме Божием в разные годы были устроены то кузница, то склад, то зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Самый крупный из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове. Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов. Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушительные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России. Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нанесены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы.

http://sobory.ru/article/?object=06438

Святые Борис и Глеб связаны с жизнью и подвигами св. Александра Невского. Согласно Житию, накануне Невской битвы 1240 года начальнику стражи Пелгусию было чудесное видение: он видел ладью, плывущую по небу, а в ладье — святые мученики Борис и Глеб. И слышал он, как Борис сказал: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру». Пелгусий поведал о том князю Александру, и тот понял, что пришла небесная помощь, и отправился на битву. На противоположной, западной стене храма также можно видеть изображения святых патронов собора: Николая Мирликийского и Александра Невского. Эта фреска, оформляющая арку западного входа в храм, написана известным современным иконописцем архим. Зиноном (Теодором) в 2007 году. В центре арки помещен Нерукотворный образ Спасителя на убрусе (полотенце), непосредственно над дверью — образ Успение Пресвятой Богородицы, а с двух сторон арки святые: слева — святитель Николай, справа — Александр Невский. Св. Николай представлен в своем обычном виде — в архиерейских ризах, с Евангелием в руках и благословляющим жестом, а Александр Невский иначе, чем в киотном образе, здесь он изображен в монашеском облачении с жестом молитвенно воздетых рук. Сдержанный и вместе с тем очень изысканный стиль о. Зинона здесь хорошо узнается. Строгий монашеский образ св. благоверного князя, возможно, не очень привычен для наших современников, но он показывает его как молитвенника. Иконы в арке на западной стене храма В древнерусской традиции изображения Александра Невского были именно такими, его писали не как князя, а как преподобного и даже схимника. Дело в том, что перед смертью Александр Невский принял постриг с именем Алексий и так был погребен. Церковь канонизировала благоверного князя не только за его военные подвиги, но прежде всего за благочестие, что и подчеркивает его монашеская мантия. Первые образы Александра Невского появились в XVI веке после его общецерковной канонизации на соборе 1547 года при митрополите Макарии в царствование Ивана Грозного, хотя местное почитание благоверного князя было известно еще с XIII — XIV века. Самыми ранними изображениями считаются образ на иконе-таблетке середины XVI века из Софийского собора Новгорода, где он представлен вместе с преп. Иоанном и Авраамием Ростовским, а также фреска Благовещенского собора Московского Кремля примерно того же времени. И в обоих случаях мы видим, что Александр Невский изображен в монашеском образе: в коричневой ризе и мантии с куколем, закрывающим голову.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

Файл 32172.jpg:   Размер: 600x888, 0.53 MPix, 772 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (119) , (4) . Описание: В ряду местных икон Всесвятского храма в Симбирской - Ульяновской епархи, слева от Царских врат, находится образ Пресвятой Богородицы, именуемый " Иверской " иконой, или же " Вратарницей " . Написание этого образа датируется серединой 17-го века. один из списков с Чудотворной Иверской иконы находится во Всесвятском храме. Икона " раскрыта " - с нее снято два слоя более поздних записей. Несколько участков написанных поверх оригинала образов оставлены на обновленной иконе. Находящаяся ныне в храме ико[...] Файл 32769.jpg:   Размер: 450x603, 0.27 MPix, 124 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (81) , (3) . Описание: Иверская Выксунская. (Жизнеописание в Бозе почившаго старца-утешителя, отца Варнавы, основателя и строителя Иверскаго Выксунскаго женскаго монастыря. Сергиев Посад, 1907.) Файл 33243.jpg:   Размер: 441x680, 0.3 MPix, 151 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (65) , (2) . Описание: 3 мая 2016 года в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани митрополит Астраханский и Камызякский Иона торжественно передаст в руки епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония древнюю икону Божией Матери «Иверская», которая в начале XX века почиталась как главная святыня возрождаемого ныне Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в с. Зубовка Черноярского района Астраханской области. Иверская икона Пресвятой Богородицы была написана на святой горе Афон и находилась в собственности изв[...] Файл 33348.jpg:   Размер: 550x1000, 0.55 MPix, 362 Kb. Дата: 2018-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (75) , (2) . Описание: Из музея Троицкого собора г. Саратова В музее представлена и чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная в афонской традиции. Центральный образ Богоматери с Младенцем окружен изображениями в круглых розетках Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте приведены обстоятельства явленного Ею чуда. Из надписи становится известно, что в 1849 году икона находилась на судне некоего купца Пономарева. В[...]

http://pravicon.com/icon-126-photo

Существовавший когда-то в храме иконостас целиком подчинялся интерьеру. Он занимал всю ширину собора. Цокольный этаж был украшен гербами Скоропадских. Над цоколем возвышались резные колонки, увитые резными виноградными лозами с пышными листьями и гроздьями. Они казались вылитыми из червонного золота. Это впечатление усиливал интенсивный красный фон резьбы. В обрамлении золотого резного кружева ярко выделялись крупные иконы в тяжелых серебряных ризах. Семь ярусов икон ряд за рядом поднимались до самого барабана купола. Возможно, иконостас Гамалиевского монастыря имел какую-то связь с иконостасом Преображенской церкви в Сорочинцах, к которому он ближе всего как общей композицией, так и характером резьбы. В северо-западном углу монастырского двора находятся жилой и хозяйственный корпуса, трапезная и домовая церковь, где похоронены гетман Скоропадский и его жена. Длинное здание имеет над алтарем церкви невысокий купол. Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Село Гамалиевка. В 1735 году преемник Конашевича – Архимандрит Николай Ленкевич освятил собор Рождества Богородицы с четырьмя приделами: в южном – престол св. мученицы Варвары, в северном – престол Собора 12 апостолов, на хорах справа – престол Исповедника Иакова, слева - Св. Николая. Огромное пятибанное сооружение поражает строгой монументальностью, лапидарными нерасчлененными плоскостями и полным отсутствием декора. Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный. Он является репликой храмов базиликального типа на древнерусской тринавовой крещато-баневой основе, очень распространенных в монастырском строительстве Мазепиной эпохи. Непосредственным прототипом мог быть Черниговский Троицкий или Полтавский Крестовоздвиженский соборы. Однако этот собор имеет и уникальные черты: общая масса сооружения не горизонтально-базиликальное, как должно было бы быть при таком плане, а высотно - центричная. В объемных формах обнаружены повышенные нава и трансепт, бани поставлены по их осям, что приблизило гамалеевский собор к классическим пятиверховым церквям стиля казацкого возрождения. На наш взгляд, и выбор прототипа, и особенности объемно-пространственной композиции этого собора были совсем не случайны – главная доминанта архитектурного ансамбля должна была засвидетельствовать преемственность национальных традиций.

http://sobory.ru/article/?object=43228

Из икон храма наибольшей древностью отличаются: 1) икона Успения Божией Матери, бывшая храмовой с самого времени переименования древней соборной Архангельской церкви в Успенскую; 2) икона Архистратига Михаила, бывшая несомненно храмовой в прежней Архангельской соборной церкви; 3) икона св. Евангелиста Матфея, бывшая, вероятно, храмовой в древней Матвеевской церкви; 4) икона Божией Матери " Утоли моя печали " ; 5) икона Кипрской Божией Матери и 6) икона Собора Пресвятыя Богородицы. Все эти иконы, при своей древности, пользовались особенным чествованием прихожан, причем последние две иконы - особенно икона Кипрской Божией Матери почитаются всеми жителями города, как чудотворные. К сожалению, старинная икона Собора Пресвятыя Богородицы в 1828 г. была украдена и заменена копией. Но чествование с оригинала перенесено и на копию. По средствам своего содержания Успенская церковь в XVII в. и некоторое время в XVIII в. была ружной. Началом получения руги вообще белевскими церквями из царской казны или Приказа большого двора нужно считать, по всей вероятности, 1565 год, когда Иоанн Васильевич Грозный был в Белеве со своими опричниками. Так как Белев был причислен к опричнине, то очень могло быть, что бывши лично в Белеве, как своем городе, он приказал во всех бывших в нем церквях творит " царское богомолие " и положил выдавать церквям ругу из доходов своего дворца. В конце XIX в. на содержание храма получались % с 240 р. 50 к. и арендные деньги за принадлежавшую храму лавку в количестве 35 р. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В пользу его получались % с 1702 р. 50 к. Церковной земли имелось: усад. 1867 с., полевой и сенокосной вместе с неудобной 75 д. Почва земли большей частью песчаная, в некоторых местах глинистая. С 1874 года в приходе существовала школа грамоты. П.И. Малицкий " Приходы и церкви г. Белева " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=43499

По упразднении монастыря часть церковной утвари была передана в ризницу Владимирского кафедрального Успенского собора. В 1770 г. каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя и чудотворца Николая обращена в приходскую. Первоначальный причт из двух священников, диакона, дьячка и псаломщика впоследствии был сокращён до священника, диакона и пономаря. В конце XIX века на своё содержание причт получал в год не более 850 рублей при 1320 прихожанах, проживающих в 400 дворах. В Успенской церкви хранилось немало старинных икон и церковной утвари, оставшейся с монастырских времён. Самой почитаемой была большая храмовая икона Успения Божией Матери письма XVII века. Оклад и венцы на ней были серебряными, покрытые золотом. Другая икона Смоленской Божией Матери по преданию была перенесена чудесным образом в храм из лодки купца, проплывавшего по Клязьме и заночевавшего у Любца. На образе был серебряный оклад, но в 1830 г. его перенесли на список с этой иконы, а к оригиналу тайным советником Михаилом Леонтьевичем Тихонравовым была приложена бархатная риза с нанизанными на неё пятьюстами жемчужинами. Также от монастыря в церкви сохранялся старинный медный крест, покрытый серебром. В богатой храмовой библиотеке хранилось Евангелие печати 1634 г., а также Триоди постная и цветная московской печати 1693 г. и Апостол 1694 г. С середины XVII века известна Успенская ярмарка, проводимая при монастыре. Для этого у его ворот были поставлены «восемь шалашей» для торговли в них, «а пошлины собирают на монастырь». В 1741 году эти пошлины с купцов составляли 83 рубля 80 копеек. С упразднением монастыря Успенские ярмарки не прекратились и даже наоборот с течением времени их размах увеличился. В 80-х годах XVIII века в Любец съезжалось до 1000 человек, среди них были купцы из Шуи и Суздаля. В середине XIX века Успенской церкви принадлежали более 65 торговых лавок, стоящих на церковной земле. В конце XIX века ярмарка в Любце стала проходить в два дня. На продажу выставлялась мануфактура, железный и кожевенный товар, рогатый скот и мёд. Его привозили особенно много. Тогда всего товара доставлялось на сумму до 10000 рублей. В начале 1930-х гг. Успенские ярмарки в Любце прекратились.

http://sobory.ru/article/?object=03225

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010