В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

В семидесятые годы с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «делёжка» заканчивалась, в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь. Ещё в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского. В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь. Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст. В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года, заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года, с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767 гг., которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.

http://sobory.ru/article/?object=10625

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе (1941-1944). С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось. После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане. Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература, неорусский, псевдорусский или ретроспективно-русский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров. По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых, в Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Главным украшением интерьера Успенского собора служит резной пятиярусный иконостас. Имеет местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд (в центре Господь, Матерь Божия и Иоанн Предтеча), пророческий ряд и проотеческий ряд. Всего было 106 образов. Написан в стиле Строгановской школы иконописания. Украшен барочной резьбой в виде растительного рисунка. В советское время иконы местного ряда были утрачены, а остальные сильно повреждены. В 1990-е годы приглашали реставраторов из Москвы и Ярославля для реставрации сохранившихся икон. Деятельность монастыря [ править править код ] Свято-Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря ежедневно встречает множество верующих и паломников, для которых каждое утро и вечер совершаются богослужения и молебные пения . Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: 610000, Россия, г. Киров (Вятка), ул. Горбачева, дом 4 Проезд: От остановки Ж/д вокзал можно доехать автобусом 3, 37, 67 и троллейбусом 4 до остановки Трифонов монастырь. Телефон: +7 (912) 734-30-90 , +7 (8332) 44-30-90 (церковная лавка, время работы с 7-00 до 18-30 часов.), +7 (8332) 32-25-49 (Никольский храм), +7 (912) 718-42-82 (паломническая служба, время работы с 10 до 18 часов) Электронная почта: uspensky.sobor@bk.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте монастыря. Паломническая служба Паломническая служба Успенского собора Трифонова монастыря принимает заявки гостей и жителей города на проведение экскурсий по Трифонову монастырю и в Великорецкое подворье, по храмам и монастырям города, Вятской митрополии и России. Проводит обзорные экскурсии по городу Кирову и Слободскому с посещением музеев и мастер-классов. Организует приём паломников с проживанием и питанием от 1 до 50 человек. На экскурсии обязательна предварительная запись с 10 до 18-00. Информация по экскурсиям и предварительная запись по телефону паломнической службы +7 (912) 718-42-82 .

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Около 1447 года, по просьбе братии, преподобный Евфросин велел строить церковь во имя трех Святителей на острове, образовавшемся от рукава речки Толвы. Место это, указанное преподобному в сонном видении тремя Святителями, братии показалось слишком малым для учреждения монастыря. По мысли Евфросина засыпали песком рукав речной и Толва пошла одним руслом. На месте бывшего острова построили церковь и основали монастырь. В 18 веке икона Спаса Всемилостивого помещалась в иконостасе соборного храма Трех Святителей по правую сторону царских врат. Спаситель на иконе изображен благословляющим и в царственном венце, в руке держит закрытое Евангелие, риза на нем серебряная вызолоченная, украшенная драгоценными камнями с изображением митры и архиерейского облачения. Вторая икона Цареградской Божьей Матери названа так, потому что она есть снимок со знаменитой Цареградской иконы. Ее в 1486 г. передал через некоего благочестивого богомольца святейший патриарх Цареградский Геннадий преподобному Евфросину на благословение в новоустроенную им Елеазарову обитель. Икона писана древним греческим письмом на кедровой доске. Празднество этой иконы совершалось 25 апреля и 17 сентября. В 1889 г. киот Цареградской иконы и риза на самой иконе были вызолочены. В 1902 г. для чудотворных икон: Спаса Всемилостивого, Цареградской Божьей Матери и Трех Святителей устроили два новых киота и один из них находился за правым клиросом, в нем помещались икона Спаса Всемилостивого и Цареградской Божьей Матери, а другой за левым клиросом, в нем помещалась икона Трех Святителей. Богослужение совершалось в холодном соборе Трех Святителей со дня Святой Троицы до 6 октября, а остальное время года в теплом приделе Рождества Пресвятой Богородицы. За правым клиросом собора в стене под спудом находились мощи основателя обители преподобного Евфросина, над которыми до 1902 г. была ниша и в ней находилась гробница с древней иконой преподобного Евфросина, писаной его учеником Игнатием, бывшим игуменом Спасо-Елеазарова монастыря. В 1902 г. эта ниша была пробита насквозь и устроена арка для более удобного поклонения святым мощам преподобного как из собора, так из придела.

http://sobory.ru/article/?object=05400

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской. О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение. Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей. Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры. При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584  г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора — жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

http://patriarchia.ru/db/text/689671.htm...

После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания , написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м. В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий , о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского . Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Следует иметь в виду, что иконы преподобного Сергия XV–XVII вв. можно рассматривать как определенный художественный ордер, где исторический реализм, знаковая символика и преображенность в трактовке образа составляют стройную целостную систему. Наиболее яркое отражение эти основные принципы художественного ордера находят в иконах «Сергий с житием». Одну из таких икон мы видим в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Икона датируется концом XV в. и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что «Сергий с житием» в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием. В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой «Димитрий Прилуцкий в житии», написанной этим иконописцем. Кроме того, как подчеркивает Т.В. Николаева, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями московских митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был таким же гением, как и Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное. На среднике иконы «Сергий с житием» преподобный изображен анфас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке. Его лицо отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности. Он изображен в монашеском одеянии – темно-коричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру 19 клейм жития: рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею Ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны). Освящен храм был в 1719 году архиепископом Нижегородским преосвященным Питиримом. Спустя три года, будучи проездом в Нижнем Новгороде храм посетил император Петр I. По преданию после этого визита храм был на время закрыт - якобы в двух иконах местного чина (сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, заказанные им мастеру Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, и перекупленные у художника Г.Д. Строгановым. На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме времени показывали движение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению его интереса к механике. Храм неоднократно восстанавливался, особенно после пожаров 1768, 1782, 1788 гг. Крупная комплексная реставрация храма, включая интерьеры, проводилась в 1913 г. В 1930-е гг. церковь была закрыта. Здесь долгие годы располагался аптечный склад, что, скорее всего, поспособствовало сохранению уникального иконостаса (из 46 икон конца XVII в. до нашего времени дошло 43). Прочее убранство было утрачено в 60-е годы XX века. Тогда же, в 1960-е годы, здание Строгановской церкви было передано краеведческому музею под один из филиалов. В 1993 г. здание было возвращено церковной общине. 3 июня того же года церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Силами клириков окормляется часовня в честь Владимирско-Оранской иконы Божией Матери. Святыни: старинная икона Николая Чудотворца, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом, чтимая «Державная» икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Каменный храм возведен прихожанами в 1685 г. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. В 1649 г. к Богородично-Рождественскому приходу присоединились жители Никитской слободы. Они были переселены в разоренную в Смутное время Калугу по указу Царского дяди Ивана Никитича Романова из торгового с. Спасского (ныне Киевка). По желанию новых прихожан, в память о храме с. Спасского придел святителя Николая был заменен приделом великомученика Никиты, почему и храм именуется Никитским. После пожара 1754 г. храм был отстроен заново в 1755 г. В 1820 г. к нему был пристроен другой придел во имя святителя Иоанна Златоуста. Храм имел массивный четверик с пучками декоративных полуколонн по углам, с наличниками, широким карнизом и ритмично повторяющимися ложными закомарами. По обеим сторонам алтаря, при боковых входах устроены галереи из колоннад, по десяти колонн в каждой. Колокольня была восьмигранная, четырехъярусная. Никитский храм является памятником архитектуры и градостроительства местного значения (решение Калужского облисполкома 35 от 4 апреля 1991 г.). С момента образования самостоятельной Калужской епархии и до завершения строительства Свято-Троицкого кафедрального собора с 1799 г. по 1819 г. в этом храме размещалась кафедра правящих Калужских архиереев. В храме почитались несколько древних икон, в том числе и образ великомученика Никиты (XVII в.). Храм был закрыт в 20-е гг. XX в. Первоначально он использовался военным ведомством под склад. В марте 1929 г. по предложению фракции ВКП(б) городского совета были снесены верхние ярусы колокольни и центральный купол, а сам храм переоборудован. С 1939 г. в храме размещается кинотеатр «Пионер». В 90-х гг. XX в. наряду с кинотеатром здесь размещались коммерческие структуры. С 1993 года Епархия неоднократно направляла запросы о возвращении храма для восстановления и возобновления в нем богослужений. И только в октябре 2004 года решением Городской Думы г. Калуги храм был передан Калужской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=02630

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010