Паисиевская икона – единственное, что история донесла до нас от первого каменного Успенского собора Иосифо-Волоцкой обители. К сожалению, от работы Дионисия почти ничего не осталось из-за многочисленных неумелых поновлений позднейших эпох. Лишь несколько мелких фрагментов и сияющий воздушный фон с исполненными синей темперой надписями свидетельствуют о былом великолепии. По описи 1545 г. 2 икона находилась в позолоченном серебряном окладе, дополненном богатым убором с жемчужной «багряницей» и шитой пеленой с композицией Покрова Богородицы и образами святых. Как гласит пояснительная этикета возле иконы, образ экспонируется в процессе реставрации, так что надежда увидеть ее в близком к первозданному облике все же остается. Еще одна перечисленная в монастырской описи 1545 года икона Дионисия из местного ряда соборного иконостаса — Успения Пресвятой Богородицы — сохранилась в датированной 1590-ми годами реплике. Первоначально список находился в «палатке» Успенского собора над местом погребения Преподобного. Создали его, скорее всего, для торжественного убранства гробницы после установления общерусского почитания святого игумена. Здесь можно увидеть излюбленное Дионисием и учениками его круга двойное изображение пречистой души Божией Матери – в руках Сына Божия и возносящейся на небеса в сияющей мандорле. Из более поздних икон отдельного упоминания заслуживают три. Список Владимирской иконы Божией Матери все из того же местного ряда иконостаса прославился как чудотворный (об этом повествует особое сказание из хронологически третьей редакции жития Преподобного) и удостоился собственного топонимического указания: ныне эта святыня именуется Владимирской Волоколамской. Украшавшие кремлевский оригинал драгоценную корону и низанный жемчугом плат безвестный мастер скопировал красками. В музей из монастыря, как и другие иконы, этот образ попал в середине прошлого века с уже утраченной живописью короны. А жаль! Копия наверняка была точная, ведь изготавливал ее иконописец царских мастерских по заказу опричника Григория Бельского, более известного как Малюта Скуратов (в числе братии монастыря, кстати, в тот момент находился его отец, инок Леонид). Малюта вложил Владимирскую Волоколамскую икону в обитель в 1572 году.

http://e-vestnik.ru/culture/ikonografiya...

Пока шла застройка города, уездным центром временно стало село Мадаево. Строительство велось по правилам градостроительства - одновременно с жилыми домами возводился и собор в честь Покрова Богородицы. Он строился по проекту архитектора М. П. Коринфского, окончившего в Арзамасе школу Ступина по классу архитектуры, и был освящен в 1826 году. На строительство его богатыми людьми жертвовались огромные суммы. Но несли на храм свои последние гроши и погорельцы города. Место в городе под собор было выбрано самое удобное - свободная от застроек площадь, которую назвали Соборной. В Нижегородской губернии в уездных центрах было возведено всего три таких дивных и богатых храма, как собор во имя Покрова Божьей Матери в Лукоянове. Для золочения огромных куполов, алтаря и на поделку церковной утвари пошло более пуда чистого золота. Внутри собора была сделана художественная роспись, а в центральном куполе написан Иисус Христос благословляющий. При соборе был прекрасный хор, которым руководил В.И. Туманов. Многие хористы впоследствии переехали в Нижний Новгород и Москву, работали в оперных театрах. Известно, что в честь 300-летия дома Романовых в Нижний Новгород приезжал государь, для встречи с которым был составлен сводный соборный хор. Из Лукояновского уезда в него было приглашено 39 хористов во главе с руководителем. Немало редких икон было в храме, в том числе и икона Калужской Богоматери. День ее явления, 2 сентября 1748 года (по старому стилю), всегда отмечался специальной службой. В ризнице Покровского собора хранились ценные книги, иконы, кресты, копии с важных материалов, например о нашествии Наполеона, и т. д. Среди материалов были и рассказы о начале Крымской войны 1853-1856 годов, об освобождении крестьян от помещичьей зависимости... С приходом к власти большевиков в 1918 году начались гонения на православную церковь. В страшный голод 1918-1925 годов по указанию Святейшего синода и вновь избранного Патриарха Тихона церковь добровольно отдала властям накопленные золотые, серебряные и драгоценные предметы, использовавшиеся для совершения богослужения. Размер этой «выдачи» составил 60 процентов всех накопленных храмами ценностей. Священники обратились также к своей пастве с просьбой принести и сдать в церковь имеющиеся драгоценности. Местный краевед А.И. Пох вспоминал, что его семья отдала шесть серебряных чайных ложек и один серебряный позолоченный подстаканник. Дошел черед и до колоколов и позолоченных и посеребренных крестов на куполах храмов - они были сброшены.

http://sobory.ru/article/?object=47513

Кромской Успенский собор зданием каменный с таковою же колокольней. Построен собор на Городской площади, вместо бывшего собора на горе, искусственно образованной при защите г. Кром от врагов. Построен собор усердием и средствами прихожан, из которых особенно выделялся своим усердием Кромской купец Пётр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований на храм с Чудотворной иконою «Страстной Божией Матери». В начале XIX столетия начали строить собор и строили его постепенно, в 1822 году он был совершенно окончен. В соборе три престола: в честь Успения Божией Матери, южный тёплый придел в память Покрова Богородицы, освящённый Епископом Никодимом в 1837 году, и северный придел во имя Св. Великом. Параскевы. В первоначальном виде Соборный храм существовал до 1871 года, но так как потребность распространения трапезного храма постоянно ощущалась, особенно зимою и в двунадесятые праздники при многолюдном стечении прихожан и богомольцев из других приходов, то поэтому в упомянутом выше году, по предложению местного протоиерея и стараниям церковного старосты Семёна Иванова, было приступлено к распространению храма с южной стороны; предел этот был освящен 12 мая 1872 года — в память Покрова Богородицы. После этого трапезный храм распространялся с северной стороны. В 1875 году началась работа, а в 1876 году 6-го ноября был освящён во имя Св. Великомученицы Параскевы. Из святых икон Соборного храма особенно почитается Страстная икона Божией Матери, а также чудотворная икона Великом. Параскевы. Церковной земли 143 десятины и 962 сотки. В приходе есть земская школа. Церковный причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Раскольников в приходе 76 муж. и 92 жен. К Кромскому Успенскому Собору приписана в настоящее время Тихвинская кладбищенская церковь. В.И. Агошков. Том 4. Кромская исповедь. Издатель «АВИО», пгт. Кромы Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44930

(Л. 365) А попов в Юрьеве новгороцких 2 ч[еловека] да дьякон. Да Печерского монастыря архимарит оставил в Юрьеве на время чорново попа. А новгороцкого 3-го попа по отписке Макарья, митрополита Новгороцково и Великолуцково, велено из Юрьева отпустить в Новгород. А государева жалованья во 165-м году дано новгородцким попом всем по 30 рублев, дьякону 20 рублев. И впредь в Юрьеве Ливонском в соборные церкви у Покрова Пресвятые Богородицы тем новгороцким попом, и диякону, и Печерского монастыря чорному попу, и дьячком, и пономарем, и сторожем, колким человеком быть и государева жалования руги денег и хлеба по чему давать на год человеку, и о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, как укажет. Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова (Л. 377) Список с отписки, списан в Розряде нынешняго 166-го году генваря в 4 де[нь]. Государю, царю и великому князю Алексею Михаиловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, холопи твои, Ивашка Хилков с товарыщи, челом бьют. Нынешняго, государь, 166-го году ноября в 9 [день] писал к нам, холопем твоим, изо Пскова Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, указу и по грамоте великого государя святеишего Никона, Патриарха Московского и всеа Великия, и Малыя, и Белыя России, Божие милосердие – образы и прочие церковные потребы – изо Пскова в Юрьев Ливонскои отпущены в лодьях. А для освящения церкви послал Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, Печерского монастыря архиморита Зосима да троицкого соборного священника Федора. И ноября ж, государь, в 10 де[нь] Печерского монастыря архимарит Зосима и троицкои соборнои священник Федор для освящения церкви в Юрьев приехали и Божие милосердие – образы и вся церковная – ко освящению в Юрьев Ливонскои прислана. И по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа (Л. 378) Великия, и Малые, и Белыя Росии самодержца, указу Печерского монастыря архимарит Зосим в Юрьеве Ливонском церков освятил во имя Покрова Пречистые Богородицы. А что, государь, Божественных икон, и книг, и прочих церковных потреб Печерского монастыря с архиморитом Зосимою и с священником Федором в Юрьев Ливонской изо Пскова прислано и чево церковного строенья в Юрьев не прислал, и о том послали к тебе, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, мы, холопи твои, к Москве роспись под сею отпискою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В XI веке появился новый иконографический тип Оранты, получивший на Руси наименование " Знамение " . Он представляет собой поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками. На груди Ее - обрамленный, как правило, звездами образ Христа Эммануила в медальоне. Существует также изображение Богородицы с таким же диском-медальоном в рост, называемое Великой Панагией. Определение " Всесвятая " восходит к древнехристианским временам. Пятьдесят восемь церковных гимнов, посвященных Богородице, начинаются именно с этого слова. Наименование " панагии " получили небольшие, в древности - круглые, иконы с изображением Богоматери; их носят на груди архиереи. Согласно Церковному Уставу панагии " напоминают, что архиерей постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу пред Богом Матерь Божию, и для этого у него должны быть сердце чистое и дух правый. А так как от избытка сердца уста глаголют, то сердце его должно износить только слово благое. Это и выражается в молитвах - при надевании их " . Данная традиция проливает свет и на духовный смысл иконографии Богоматери " Панагии " и " Знамения " . Дело в том, что появление на груди Пресвятой Девы диска с изображением Христа Эммануила объясняется в литературе довольно поверхностно. Например, утверждается, что " происхождение образа Оранты с медалью Эммануила на груди легко могло возникнуть по аналогии с эмалевыми и живописными портретами императоров, жаловавшимися высшим чиновникам для ношения на их придворных мундирах " . Учитывая опытно-духовный характер византийской иконографии, создаваемой согласно определению VII Вселенского Собора святыми отцами, то есть людьми, пережившими процесс обожения и обладавшими реальным опытом созерцания Божественного Света, нельзя относить происхождение одной из наиболее духовных икон Богоматери к обычаям византийского двора. Внешняя схожесть часто затрудняет понимание. Ношение же панагий архиереями помогает понять связь этого изображения не со знаком отличия, а с мистикой сердца - средоточия духовной жизни человека.

http://pravicon.com/text-9

Из памятников древности, перешедших из Аграфениной пустыни, обращают на себя внимание: 1) Потир с следующей надписью: « сделан потыр к Покрову Богородице в Ографенину пустыну при игумение Александре ромадановской 1645 году июня 8 дня.» 2) Крест восьмиконечный с надписью: « лета 1643 февраля в 1 день положила сей крест уезду Переславля резанского в церковь Покрова пресвятой Богородицы « двчья мстря » агрепинины пустыни вкладчица старица Пелагея Русиновская посестрия Данилова по своих родителех и по своей души». 3) Крест с частицами св. мощей и 4) Евангелие, относящееся к тому же XVII столетию. Из икон, перенесенных из Аграфениной пустыни, достойны внимания: икона Покрова пресвятой Богородицы и икона пресв. Богородицы Смоленской, которые, как видно из монастырской записи, существовали уже в начале XVII столетия. Земли за монастырем значится близ монастыря 46 десятин, в том числе под монастырскими зданиями 3 десятины 1570 сажен, в Рязанском уезде при селе Аграфениной пустыни 68 десятин луговой, в Сапожковском уезде при селе Назарьеве 131 десятина. По штату в монастыре положены быть 1 игуменья, 1 казначея и 15 монахинь, число белиц не определено. В 1877 году в монастыре состояло монахинь с послушницами и белицами 104 человека. На содержание монастыря окладной суммы получается 334 руб. 86 к., из коих 263 руб. выдается на жалованье игуменье с сестрами, 60 руб. на жалованье священно-служителям и штатным служителям, 17 руб. 76 к. на ремонт зданий монастырских и на церковные потребы. Неприкосновенного капиталу в билетах в 1883 г. было 40083 рубля. С 15 октября 1877 г. открыт сиротовоспитательный приют на 10 девочек. Истор. свед. о церквях и монастырях Ратшина стр. 463. Странник 1869 г. янв. (Несколько случаев дивной помощи Богоматери) священника г. Ишима Богоявленского собора Михаила Путинцева. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 2, стр. 298. Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия. «Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшенное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».

http://sobory.ru/article/?object=08889

Между тем Спиридон принадлежал к числу людей образованных и начитанных. Еще в то время, когда он находился в Литве, он написал весьма обширное окружное послание, или «Изложение о православней истинней нашей вере», обращенное им ко всей его духовной пастве. В предисловии к Изложению он прежде всего объясняет, что заставило его писать («понеже пред нашими очима, видим, многа св. правилы отвержена, творятся в православии нашего христианства, ихже не подобает, сего ради исписахом от правил св. апостол и св. отец 7-ми Собор свидетели»); потом свидетельствует о самом себе, что принял рукоположение и поставление на «Киевскую митрополью всея Руси» в Царьграде от святейшего патриарха кир Рафаила и всего освященного Собора святых митрополитов и боголюбивых епископов; упоминает о своих страданиях за правду («сладки нам юзы и радостна изгнанья, иже по преданию св. апостол правилом и по св. 7-ми Собор Вселенских умрети, нежели святых попранию приблизитися»), и оканчивает предисловие словами: «Радость, мир всему православию». В самом Изложении «Спиридона, архиепископа Киевскаго всеа Руси», как он здесь титулует себя, можно различать три части. В первой он кратко передает в хронологическом порядке, когда, при каких царях и патриархах и по какому поводу были все седмь Вселенских и девять Поместных Соборов и что сделали они и определили. Во второй на основании этих Соборов представляет довольно подробное исповедание православной веры («веруем убо...») о Пресвятой Троице, о таинстве Воплощения, о почитании икон, о Пресвятой Богородице и проч. и затем изрекает ряд проклятий против бывших ересей и заблуждений, которые прежде были прокляты Соборами и святыми отцами. В третьей перечисляет в хронологическом порядке главнейших еретиков и кратко излагает, в чем состояли самые их ереси. После каждой части Спиридон обращается ко всем православным с убеждениями («Молюся вы, возлюблении о Христе... молю вы, братие, именем Господа...»), чтобы они пребывали твердыми в вере православной, то же мудрствовали, то же исповедовали, без всяких разногласий и распрей, чтобы на основании веры назидали не злато или сребро, а добрые дела, чтобы соблюдали себя от всяких ересей и заблуждений.

http://sedmitza.ru/lib/text/436026/

6) По окончании слова наречённый Патриарх со всеми присутствующими в соборе Двенадцати Апостолов направляется в Мироварную палату. 7) По вступлении наречённого Патриарха со всеми присутствующими в Мироварную палату митрополит Киевский Владимир [Богоявленский] начинает молебствие возгласом: «Благословен Бог наш...», на что все присутствующие воспевают: «Аминь. Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш ». Митрополит Владимир возглашает: «Яко Твое есть Царство...», все присутствующие воспевают «аминь», по сем тропарь и кондак Пятидесятницы. Митрополит Киевский Владимир возглашает ектенью о Святейшем Синоде, о наречённом Патриархе Тихоне, о Богохранимой державе Российской, о правителях её, воинстве и о всех православных христианах. После сего совершает отпуст без многолетствования и по троекратном отпустительном, всеми поёмом «Господи, помилуй» даёт наречённому Патриарху святый крест для целования. 8) По совершении отпуста открывается шествие в Успенский собор в следующем порядке: пресвитеры со святынею, синодальные певчие, миряне-члены Священного Собора, священнослужители, епископы по старшинству и, в заключение, наречённый Патриарх в предшествии иподиаконов с трикирием и дикирием. Все участвующие в шествии воспевают тропари Введения и Успения Пресвятой Богородицы. Шествие вступает в Успенский собор чрез северные, двери. Здесь миряне-члены Священного Собора занимают заранее указанные им места, епископы и священнослужители, участвующие в совершении литургии, входят в алтарь для облачения, прочие епископы становятся в мантиях направо и налево от облачального места, на устроенных для них возвышениях. 9) По вступлении в Успенский собор наречённого Патриарха синодальный хор, под управлением Н. М. Данилина, поёт входное «Яко одушевленному Божию Кивоту...». Во время сего пения наречённый Патриарх совершает поклонение и целование святых икон и царских дверей, Владимирской иконы Божией Матери и святых мощей. По сем наречённый Патриарх входит в алтарь и совершает поклонение и целование святого престола при пении синодального хора «На гору Сион...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

8. В 1880 году в Зимнем дворце народовольцы устроили чудовищный теракт: взорвано 30 кг динамита, в результате чего разрушено перекрытие между первым и цокольным этажами. Комната, где находился список с иконы, полностью уничтожена, но сам он не пострадал. 9. Очевидна помощь Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне. Маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Георгиевна в своей книге «Маршал Жуков: сокровенная жизнь души».  10. В 2005 году учреждена новая праздничная дата в гражданском календаре: 4 ноября – День народного единства, который совпадает с днем почитания Церковью Казанской иконы Божией Матери. Так отмечено окончание еще одного смутного периода жизни России и ее вступление в новый век. 11. Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе. В 2011 году он был отправлен на Международную космическую станцию. Детективная история: святыня похищена и уничтожена В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список. Московский список иконы, тот, с которым Дмитрий Пожарский въехал в Московский Кремль, вместе с драгоценным окладом был похищен из Казанского собора Москвы в 1918 году. Ее следы были сразу потеряны, и месторасположение неизвестно и ныне.  Был еще один чудотворный список, сделанный по заказу Петра Великого, так называемый «петербургский» – чудом уцелел. В 1922 году, когда большевики изымали ценности, настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков убедил чекистов, что это лишь копия, которая не имеет особой ценности. Благодаря этому в настоящее время она хранится в Казанском соборе Петербурга.  Надежда на чудо и свидетельства чудес

http://pravmir.ru/kazanskaya-istorichesk...

В XVII веке были расписаны также своды и стены западной паперти Успенского собора. От этих фресок сохранились лишь две композиции внутри двух маленьких помещений по сторонам входной пристройки. Точно определить дату росписи и мастера весьма сложно, однако есть основания отнести ее к 50-м годам XVII века и по аналогии с живописью московской церкви Троицы в Никитниках и костромской церкви Воскресения «на Дебре» приписать ее стенописцу, старшему знаменщику артели костромичей Василию Ильину Запокровскому. Для фресок Запокровского характерна удивительная любовь к реальной жизни, чувство меры в композициях. Ему свойственна необычайная лиричность, изящество в изображении человеческих фигур, свободно расположенных в пространстве, необыкновенная легкость, уверенность и точность рисунка. Среди художников костромской школы стенописцев XVII века Василий Запокровский с его ярко выраженным стремлением к реализму, светскости, поэтичности и лиричности занимает одно из первых мест. Связанный с символикой самого храма, иконостас имел четыре яруса икон: первый снизу - местный, затем - деисусный, праздничный и пророческий ряды. Во всех ярусах иконы стояли как на полках на простых, без всякой резьбы тяблах, лишенные каких-либо разделяющих колонок. В местном ряду находились наиболее древние чудотворные и местночтимые иконы, непосредственно связанные с историей храма. Деисусный ряд в XV веке был одним из самых больших, насчитывая двадцать одну икону. В XVII веке иконостас Успенского собора претерпел существенные изменения. Из ранних памятников в местном ряду остались лишь «Успение», «Одигитрия», «Кирилл Белозерский в житии» конца XV века и др. К четырем основным ярусам добавили пятый - праотеческий; были сделаны новые царские врата с великолепным серебряным чеканным окладом. Они были пожалованы царем Алексеем Михайловичем в 1645 году. В XIX веке простые тябла иконостаса заменили существующими и доныне резными, золочеными, с колонками между иконами. При этом иконы пришлось раздвинуть, а некоторые вообще не поместились в новый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=05139

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010