Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма. Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому. Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков». http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60777

Нижеследующая беседа с Еленой Князевой — художественным руководителем центра (сайт центра: www.rusicon.ru ) позволяет понять, на какие традиции опирается и каковы художественные ориентиры этой иконописной мастерской. - Елена, расскажите, пожалуйста, по каким направлениям развивается ваш центр. - Наша главная цель – это изучение, сохранение и развитие древнейших традиций Московских иконописных мастерских. Что и определяет широкое поле нашей деятельности: написание икон как для храмов, так и для домашней молитвы, обучение иконописи, реставрация старых икон и, конечно же, просвещение, участие в выставках. Например, мы участвовали в двух известных международных выставках – «Denkmal 2000» (Лейпциг, Германия) – по реставрации памятников и «Русская икона — традиции и современность» (Милан, Италия). Нашей мастерской написаны иконы для Патриаршего подворья – храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в соответствии с его архитектурно-стилевыми и пространственными особенностями. Сейчас мы продолжаем работать для этого храма над образами размером 2,5 x 1,8 м. Это Покров Пресвятой Богородицы (планируется завершить к празднику 14 октября), икона Собор всех святых в земле Российской просиявших и икона Собор всех святых с образом храма Живоначальной Троицы, возведенного, как известно, в честь Тысячелетия крещения Руси. - Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами мастерской. - Мы приступили к написанию серии житийных икон новоканонизированных святых, то есть икон «с клеймами», изображающими эпизоды жития святого. Первой такой иконой как раз стала икона прп. Андрея Рублева, далее планируем написать иконы св.Ксении Петербургской, Матроны Московской, Царственных Мучеников и многих других святых. По нашим наблюдениям, сейчас явно недостаточно житийных икон, особенно новопрославленных святых. Многие дети, родившиеся после Архиерейского Собора 2000 года, прославившего сонм Новомучеников (сейчас их число уже более 1500), названы в честь новопрославленных святых. Думаю, что актуальность написания икон Новомучеников, чтобы они были в каждой православной семье, трудно переоценить.

http://pravoslavie.ru/jurnal/364.htm

Образ Покрова Пречистые Богородицы меснои. Образ Николы Чюдотворца меснои, взят из Печерского монастыря, обложен серебром басменным, венец серебрянои резнои, золочен, в венцах одиннатцать вставок хрусталеи, прикладу две гривенки басменные, третья невелика ж басменная ж, золочены. Образ меснои Пречистые Богородицы «О Тебе радуется», писана на золоте. Образ меснои святых жен мироносиц. Образ святаго апостола Петра, что у южных дверей. Образ Дисмаса разбоиника, что у северных двереи 8 . В деисусе: Спасов образ, образ Пречистые Богородицы, образ архангела Михаила, образ святаго апостола Петра, образ Василия Кисарейского, образ Данила Столъпника (Л. 381). По другую сторону: образ святаго Иоанна Предтечи, образ архангела Гаврила, образ святаго апостола Павла, образ святаго Иоана Златоустаго, образ святаго Семиона Столпника. В другои пояс: Господьских празников 12 икон. В третеи пояс: образ Пречистые Богородицы, да с тою ж иконою 12 икон пророческих. И тот деисус, и Господьские празники, и пророческие иконы в соборную церковь Покрова Пресвятеи Богородицы и в тяблах у деисуса, и у празников, у пророческих икон осталось порозжево места много 9 . Крест благословеннои. 19 икон пядниц, писаны на золоте и на красках. Освященныи антиминс. Служебных оловяных сосудов: блюдо дискосное, потир, блюдо крестовое, блюдо Богородицыно, блюдо Предтечево. Звезда медная (Л. 382), лжица стальная, копие железное. Крест воздвизальнои, деревянои, на нем писаны Страсти Господни. Кадило медное с кровлею 10 . Два ковша медные лужены. Укропник меднои. Кропило в деревяном черену. Сосудец оловянои с миром и с маслом 11 . На престоле полотняная срачица, престолное ж одеяние крашенинное, да четверы доряти червчатые. На престоле небо, на царских дверех запона и на жертвеник одеяние – все крашенинное. Литон миткалиннои. На служебные сосуды три покровцы отласу червчатого, опушены камкою лазоровои, подложены крашениною. Пелена налоиная, такова ж отласу и камки. 2 губы, двои щипцы железные, 2 гривенки ладану. 12 аршин крашенины на жертвеник и на иные потребы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Завершается благоукрашение Благовещенского собора в Дивеевском монастыре, который находится внутри Богородичной канавки. Выполнено более 90% работ на внутреннем пространстве: 4500 квадратных метров украшают мозаичные фрески. Их можно увидеть на стенах, сводах и куполе. О масштабе этого храма говорит количество приделов в нем — 12. В Нижегородской епархии проводится большая работа по сохранению памятников церковного искусства. В настоящее время в Арзамасе идет масштабная реставрация двух уникальных храмов — Воскресенского кафедрального собора и Спасо-Преображенского собора одноименной обители. Работы проводятся в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». В Воскресенском кафедральном соборе уже завершена реставрация монументальной живописи на фронтонах храма. На восточном фронтоне — фреска «Восстание Христа от гроба», на западном — «Собор всех святых», с южной стороны — «Явление Святой Троицы Аврааму», с севера — «Покров Пресвятой Богородицы». По преданию, их автором является известный живописец Александр Ступин — основатель частной художественной школы в Арзамасе, которая стала первым в России подобным учебным заведением. В интерьере также продолжается реставрация монументальной живописи в объеме более 4000 квадратных метров, реставрация иконостасов. Работы планируется завершить в текущем году. С 2020 года Нижегородская епархия совместно с Союзом реставраторов России реализует программу по реставрации икон, фресок, церковной утвари. К этой работе привлекаются специалисты и студенты высших учебных заведений в области реставрации, стенописи и церковной утвари, золотного шитья. Прежде чем приступить к этой работе, было проведено систематическое описание всех святынь, требующих реставрации. Уже приведено в порядок более 700 икон, еще больше предстоит восстановить. Школы реставрации работают на базе двух специализированных епархиальных мастерских по реставрации икон, а также на базе храмов. Так, с 25 января по 3 февраля в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Новые Ключищи Кстовского района работала девятая школа реставрации. Студенты суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры начали работу по реставрации 27 старинных икон этого храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5925062.ht...

В начале XX в. в соборе были проведены реставрационные работы: обновлены придельные храмы и колокольня, позолочены кресты, устроено калориферное отопление и вентиляция. В сентябре 1918 года вместе с покинувшими Казань белочехами ушла и часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (автор дореволюционной книги о кафедральном соборе). С сентября 1918 по май 1919 гг. собор был закрыт и опечатан в связи с тем, что кремль был объявлен военным городком. При этом власти разрешили вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробницу с мощами архиепископа Гурия. С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор был действующим, но решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Это было спасением для древнего собора. Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи. От богатейшего собрания икон сохранилось всего несколько “таблеток” XVIII века (двухсторонних аналойных икон), ныне хранящихся в музее Изобразительных искусств РТ. Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо. В процессе реставрационных работ 70-80-х гг. внешний облик Благовещенского собора (кроме колокольни) был практически восстановлен. Указами Президента РТ М.Ш.Шаймиева и постановлением Кабинета министров РТ комплекс Благовещенского собора был передан в 1995 году в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Казанский кремль”. Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия. Согласно реставрационным планам собор будет восстановлен к празднованию 1000-летия Казани, а в большие религиозные праздники кафедральный Благовещенский собор вновь наполнится верующими и под сводами древнего храма вновь зазвучат церковные песнопения.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Фрески Рождественского собора Саввина Сторожевского монастыря недостаточно обследованы; они относятся, по всей вероятности, уже к середине XV в. 25 2. Второй период жизни и творчества Андрея Рублева (1405–1425 гг.) В 1405 г. Андрей Рублев, как известный уже великому князю мастер-иконописец, привлекается к почетной работе по украшению живописью Благовещенского собора в Кремле, служившего домовой церковью Василия Дмитриевича. Собор этот, носивший в те времена название «соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы на сенях», начал строиться около 1393 г. и был закончен постройкой около 1397 г. Относительно работ по его внутреннему украшению в Троицкой летописи, сгоревшей, как известно, во время московского пожара 1812 г., было записано следующее: «Тоя же весны почаша подписывати церковь каменную Святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца да чернец Андреи Рублев, да того же лета и кончаша ю» 26 . Как указывает В.Н. Лазарев, на языке летописей «подписывать церковь » означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса. Андрей Рублев, хотя имя его и поставлено на третьем месте, принимал участие в написании икон, относящихся к деисусному чину; это очевидно из летописного свидетельства о московском пожаре, бывшем в июне 1547 г., когда «загореся церковь на царском дворе Благовещение златоверхая, деисус Андреева писма Рублева, златом обложен, и образы, украшенны златом и бисером многоценны...» 27 . Пожар этот причинил очень большой ущерб, как видим это из следующей записи: «Был по грехам нашим пожар в сем царствующем граде Москве и все освященные церкви и честные иконы и царский двор и многая стяжания и посады огнем погорели. А государь православный царь жил в Воробьеве; и разослал по городам по святыя и честные иконы в Великий Новгород, и в Смоленск, и в Дмитров, и в Звенигород, и из иных городов многия чудныя святыя иконы свозили и в Благовещенском соборе поставили на поклонение царево и всем христианам, доколе новыя иконы напишут» 28 . Мы видим отсюда, что наряду с другими московскими храмами сильно пострадал и Благовещенский собор. Однако если другие храмы совершенно «погорели», то он лишь «загореся», так что часть его икон, видимо, удалось спасти; да и самый собор, как менее других церквей пострадавший, сделали временным средоточием привезенных из других городов икон. Неудивительно поэтому, что ценнейшие иконы, написанные Феофаном, Прохором и Андреем Рублевым, удалось сохранить. «В процессе реставрации иконостаса Благовещенского собора, – пишет И.Э. Грабарь, – удалось получить целый ряд данных, не оставляющих сомнений в том, что стоящие сейчас в соборе иконы деисусного и праздничного чина, за исключением, быть может, двух, – именно те самые, которые были написаны в 1405 году» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В дар для внутреннего убранства были переданы ценные иконы XIX века: «Богоматерь», «Одигитрия», «Бог Саваоф и ангелы», «Сошествие Святого Духа» и ряд других. Залогом не только людской памяти, но и свидетельством воинской доблести является находящейся с правой стороны от алтаря киот с иконой святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Там же прикреплена бронзовая табличка, на которой выгравирован текст: «Икона сооружена усердием нижних чинов Шефской роты 20 Егерского ныне 103 Петрозаводского полка в 1804 г. декабря 3 в бытность командиром роты капитана Арацендова. Икона возобновлена усердием нижних чинов и командира роты штабс-капитана Гильберта 1 января 1845 г. в бытность командиром роты капитана Медовщикова».  В конце 2003 г. в соборе начались реставрационные работы. По завершению реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора появился ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Все иконы написаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря Минской епархии. Некоторые из икон являются списками клейм иконы «Собора Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных», прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 г. Сюжеты двух икон - священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, и священномученика Павлина, архиепископа Могилевского - впервые разработаны в иконописных мастерских Свято-Елизаветинского монастыря. Также в храме имеются иконы «Святитель Тихон», «Священномученик Вениамин», «Священномученик Петр», «Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский», «Священномученик Еергомен, епископ Тобольский», «Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский». http://elib.grsu.by/katalog/162575-350124.pdf Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи

http://sobory.ru/article/?object=03897

В кон. XX - нач. XXI в. в иконописной мастерской Снетогорского монастыря для трапезной ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1519) было написано в древнерусском стиле несколько икон разных изводов - ростовые и поясные изображения И. На иконе 1999 г. письма мон. Еликониды (Писаревой) по прориси мон. Алипия (Оборотова) (иконописная мастерская Мирожского Преображенского мон-ря), помещенной на юж. стене храма, представлен поясной фронтальный образ преподобного в традиц. облачении (бордовой мантии и островерхом сине-зеленом куколе), в правой руке - большого размера 4-конечный крест, в левой игуменский посох. Идентичная иконография использована на небольшой совр. иконе, вписанной в круг на крышке ковчега нач. XX в. с частицей мощей святого. На внутренней створке прямоугольного ковчега помещена икона другого извода: И. показан с прижатой к груди десницей, в левой руке - большой развернутый вверх свиток с молитвой Богоматери («Пресвятая Владычице Одигитрие, не отступи, но буди на месте сем»). В отличие от др. икон преподобный изображен с небольшой округлой бородой с проседью. Иконография ряда совр. икон разработана на основе данных летописей и предания, а также памятников псковского художественного наследия, в частности фресок собора Рождества Пресв. Богородицы (1313, построен в 1310). В местном ряду иконостаса Никольской ц. (слева от царских врат) помещена икона И. вместе с иноками 90-х гг. XX в. Преподобный изображен в левой части композиции стоящим на берегу р. Великой вполоборота вправо в молении Иисусу Христу (благословляющей деснице, простертой из небесного сегмента) на фоне монастырских зданий - храмов Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца, многоярусной колокольни и крепостных стен, возведенных на скалистом уступе со скудной растительностью. И.- старец с узкой седой бородой средней длины, облаченный в охристую рясу, красновато-коричневую мантию, темно-синюю схиму, с куколем на голове, в левой руке держит модель монастыря, в правой - развернутый свиток с надписью: «Подобаетъ черноризцемъ со внтреннимъ Бroмыcлieмъ и тлесно трдитес». На противоположном берегу предстоит группа иноков разных возрастов (числом 17, согласно летописи) в мантиях, с куколями на голове или на плечах.

http://pravenc.ru/text/578060.html

Елецкая икона изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Елецкая икона, под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483) на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в. (?), частное собрание). В церкви прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве находится больших размеров икона второй половины XVIII века в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной. В Елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. , ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери. Появление в Ельце начиная со второй половины XIX в. посвященных Елецкой иконе храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г. Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется древний град Елец,/поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/икону Ея чудную людие московстии сретаху,/тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/грозное его нашествие вспять обрати./Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/умильно Ей взываем:/и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

http://drevo-info.ru/articles/8622.html

Иконы в иконостасе остались частью прежние, а частью вновь написаны. Из икон трапезы можно указать на икону Божией Матери страстная, икону Нерукотворенного образа малого размера с надписью на серебряном окладе: «Иждивением казанского купца Ивана Жаркова. Написан 1799 г.». В приделе преподоб. Иоанна Дамаскина в числе других икон в киоте икона св. Иннокентия Иркутского, поставленная в церкви сибирскими купцами, чайными торговцами, которые в прежние времена имели свои склады на ограде Успенского собора; перед сею иконою сибиряки служили молебны. Из икон холодной церкви обращает внимание чудотворная икона Печерской Божией Матери, оклад на ней серебряный вызолоченный, устроен в 1822 г., а наголовник жемчужный с разными камнями, венцы на Божией Матери и Спасителе стразовые; эта икона поступила в Успенский собор из церкви Печерской Божией Матери. При церкви, на лицевой стороне ограды, имеется каменная часовня, возобновленная после пожара 1859 г. на церковную сумму. При часовне две квартиры – для псаломщика и церковного сторожа. План и фасад Успенского собора с колокольнею имеются и хранятся в ризнице. План составлен архитектором Сокольским. План церковного погоста обозначен на церковном плане, хранящемся в церкви. Земли сенокосной при Волге 15 десятин, из коих удобной только 7 десятин; земля находится во владении причта приходского. На сию землю план и межевая книга, составленные в 1795 г., имеются и хранятся в ризнице. Церковный дом каменный, двухэтажный, рядом с оградою, по лицевой стороне. В нем живут священнослужители. «Историческое описание церквей г. Казани протоиерея Евфимия Малова», выпуск 1, Казань, типография Императорского Университета, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.

http://sobory.ru/article/?object=32426

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010