551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

481-482 ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) 482-483 ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г. 483-485 ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи 485-487 487-488 ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства 488-491 491-504 504-508 508-512 513-518 518-520 ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии 520-522 522-527 527-528 ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов 529-531 ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. 531-532 532-535 535-536 532-535 537-538 ЗАКАРПАТЬЕ территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины) 538-547 547-548 ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980) 548-549 549-550 ЗАКОН БОЖИЙ церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. 550-554 ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов 554-568 568-569 «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии 569-570 570-574 ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВИНИДИЙ [лат. Quinidius; франц. Quenin, Quénin, Quinis, Quinide] (VI в.), св. (пам. зап. 15 февр.), еп. г. Вазион (Везон; ныне Везон-ла-Ромен, Франция). Сохранились немногочисленные достоверные сведения об участии К. в Соборах. На Соборе 554 г. в г. Арелат (ныне Арль), где присутствовали епископы Арелатской пров., он представлял Феодосия, еп. г. Вазион. В этот период К. был в сане архидиакона. В заседаниях Собора 573 г. в г. Паризии (ныне Париж) он участвовал уже как епископ Вазионский. Преемником К. стал Артемий, который впервые назван среди участников Собора в Матисконе (ныне Макон), состоявшегося в 581 или 583 г. Т. о., К. занял кафедру между 554 и 573 гг., скончался до 583 г. Самое раннее свидетельство почитания К.- указание на празднование его памяти в мартирологе, составленном Лионским диак. Флором († ок. 860): «В Галлии, в городе Вазионе, погребение св. епископа Квинидия. Его смерть драгоценна перед очами Господа, свидетельство чему - множество чудес» ( Quentin. 1908. P. 348). Эта запись без изменений включена в Мартирологи Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.). Капелла св. Квинидия в Везон ла Ромен. XII в. Капелла св. Квинидия в Везон ла Ромен. XII в. Житие К. (BHL, N 6996) не датировано. Исследователи указывают на скудость содержащихся в нем сведений о жизни святого, обилие общих мест (напр., в описаниях добродетелей К.), библейских параллелей и лит. отступлений назидательного характера и считают его поздним сочинением (напр.: MartRom. Comment. P. 65). Житие открывается пространным риторическим прологом о тщете языческой премудрости и о пользе, к-рую христианам приносит знакомство с подвигами святых. К. был уроженцем Вазиона. Его мать во время беременности участвовала в праздновании памяти мч. Генесия в Арелате, где ей было видение: явившийся ангел предсказал, что ее сын станет епископом и великим подвижником. Когда мальчик вырос и прошел обучение, родители отдали его клирикам, впоследствии он стал диаконом при еп.

http://pravenc.ru/text/1684051.html

Когда Апп. Пётр и Иоанн возвратились из заключения в собрание иерусалимских христиан и рассказали им всё, что они претерпели за имя Христово, все единодушно возвысили голос к Богу и молились: „и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твоё“ ( Деян.4:29 ). Как глубоко знаменательны эти слова. Первохристиане не просят Апостолам внешней силы, мощи, отмщения врагам. Они просят им только „всякой смелости в деле распространения Христова учения“. Как благовременна эта молитва теперь. Как нуждаются в ней и современные пастыри... Господи, помоги нам. Архимандрит Евдоким Лебедева Е.А. Замедлившее объяснение: (Письмо в редакцию): [По поводу рец. на труд: Светильник Вселенской Церкви: Очерк жизни и трудов св. Василия]//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 554–556 (2-я пагин.) —554— Не имея случая следить за периодической богословской литературой, я только недавно случайно узнала о рецензии, сделанной на мою книжку „Св. Василий Великий “ в Богословском Вестнике, ноябрь 1902 г. стр. 428–430. Обращаюсь к уважаемой редакции с усерднейшей просьбой поместить у себя ответное моё возражение. Дело в том, что в рецензии этой затронута моя личность, и меня обвиняют в литературной нечестности. Что можно прибавить к этому?! – Надеюсь, что уважаемая редакция снизойдёт к моему положению. – Я в значительной степени извиняю рецензента, потому что: 1) он видел мою работу только на страницах Странника, где он мог прочесть только 2 части моего труда, и 2) потому, что редакцией Странника не было принято подстрочное моё примечание, долженствовавшее объяснить читателю отношение моего труда к труду Алляра, – что сделано было, вероятно, в виду сокращения и без того тяготившего редакцию объёма сочинения. Но как бы то ни было, а обвинение стоит, и необходимо прибегнуть к печатному разъяснению. Прежде всего скажу, что полное издание моего труда, носящее заглавие „Св. Василий Великий “, снабжено предисловием, в котором я старалась, как должно, определить отношение моего труда к книге Алляра „St-Basile“. Повторю здесь самое главное и разъясню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В.Н. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма Н.Н. Муравьеву-Карскому. Письмо 11 (12 июня 1856 г.)//Будущее России в руках Божественного Промысла. С. 29–35. – С. 33. Курсив наш. – В.Н. Собрание писем святителя Феофана. – М., 1899. Вып. 5. C. 208. Так же см. современное издание: Письмо 924. Ответ просящему что-либо из одежд святителя. О Льве Толстом... (30 окт. 1891 г.)// Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. – М.: Отчий дом, 2009. – 333 с. (Жизнь в православной церкви). URL: Феофан Затворник, свт. О внезапной смерти// Его же . Рукописи из Кельи. – М.: Правило веры, 2008. – 694 с. – С. 281–283. Курсив наш. – В.Н. Полный текст письма см.: Письмо 202. Об участи погибших на Русалке... (1 ноября 1893 г.)// Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. – М.: Отчий дом, 2009. Письма к монахам. (3 мая 1855 г.)//Собрание писем блаженныя памяти оптинскаго старца иеросхимонаха Макария/Козельская Введенская Оптина пустынь. – М.: Тип. В. Готье, 1862. – 400 с. – С. 242–245. С. 243. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Речь Дунайскому казачьему войску, при освящении знамени, Высочайше пожалованного ему за отличие (сказанная после молебствия, на площади пред Михайловским монастырем, 8 ноября 1855 года)//Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонскаго и Таврическаго: В 6 т. Т. 2. – Изд. 2-е. – СПб.: И.Л. Тузов, 1908. – 585 с. С. 554–555. Иннокентий (Борисов), свт . Речь Смоленскому ополчению, при встрече его, пред совершением молебствия по сему случаю, произнесенная 24 сентября 1855 года//Указ. соч. Т. 2. – С. 551–552. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Речь Московскому ополчению при встрече его после молебствия, произнесенная 21 октября 1855 года//Указ соч. Т. 2. С. 552–554. Курсив наш. – В.Н. Иннокентий (Борисов), свт . Слово при совершении покаяннаго молебствия, по случаю нашествия на полуостров Крымский иноплеменников, произнесенное 14 сентября 1854 года, в симферопольском Александро-невском соборе//Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонскаго и Таврическаго: В 6 т.

http://radonezh.ru/2023/07/10/russkie-sv...

476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

Т. 2. – Изд. 2-е. – СПб.: И.Л. Тузов, 1908. – 585 с. С. 554–555.  Иннокентий (Борисов), свт. Речь Смоленскому ополчению, при встрече его, пред совершением молебствия по сему случаю, произнесенная 24 сентября 1855 года//Указ. соч. Т. 2. – С. 551–552. Курсив наш. – В.Н.  Иннокентий (Борисов), свт. Речь Московскому ополчению при встрече его после молебствия, произнесенная 21 октября 1855 года//Указ соч. Т. 2. С. 552–554. Курсив наш. – В.Н.  Иннокентий (Борисов), свт. Слово при совершении покаяннаго молебствия, по случаю нашествия на полуостров Крымский иноплеменников, произнесенное 14 сентября 1854 года, в симферопольском Александро-невском соборе//Сочинения Иннокентия архиепископа Херсонскаго и Таврическаго: В 6 т. Т. 3. – Изд. 2-е. – СПб.: И.Л. Тузов, 1908. – 688 с. – С. 329–333. С. 331–332. Курсив наш. – В.Н.  Там же. С. 332. Курсив наш. – В.Н.  Иннокентий (Борисов), свт. Слово во время облежания Одессы флотом неприятельским, произнесенное 9 апреля 1854 года в одесском кафедральном соборе, в Великий Пяток//Указ. соч. Т. 3. – С. 304–307. С. 305. Курсив наш. – В.Н.  Иннокентий (Борисов), свт. Слово в первое служение после сражения//Указ. соч. Т. 3. – С. 409–410. С. 410. Курсив наш. – В.Н.  Иннокентий (Борисов), свт. Слово защитникам Севастополя, при вручении им святых икон, присланных им в благословение из разных мест России, произнесенное в Севастополе, после молебствия на Николаевской площади 26 июня 1855 года//Указ. соч. Т.2. С. 555–557.  Житие Константина-Кирилла/Подготовка текста и пер. Л.В. Мошковой и А.А. Турилова, комм. Б.Н. Флори//Библиотека литературы Древней Руси/Рос. академия наук, Ин-т рус. лит-ры (Пушкинский дом). Т. 2. XI–XII века. – СПб.: Наука, 1999. С. 22–65. С. 32.  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» [Электронный ресурс]//Патриархия.ру. 9 июня 2008 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. В круглых скобках указан номер раздела римской цифрой и номер параграфа арабскими цифрами. – В.Н.  Свт. Филарет (Дроздов) в 1813 г.

http://pravoslavie.ru/155309.html

485 398-я стр. подлин. По важному миссионерскому значению этого рассказа, мы передаем его в буквальном переводе и не сокращая подлинника. 508 Коран, гл. 19, ст. 35. Бяйзави под сомнением относительно Иисуса разумеет разногласия иудеев и христиан, так как, по его словам, иудеи считали Иисуса чародеем, а христиане – Сыном Божиим. V. 1, pag. 580–581. 511 Коран, гл. 43. Ст. 65. Разкмеются или различные христианские секты, или иудеи и христиане. См. толков. Бяйзави. 513 Каждая из пяти ежедневных молитв обязательна для каждого мухаммеданина, и если одна из них будет опущена, то необходимо отплатить ее на другой день. Мухтас. вигкая. Глава о молитве. 523 Этот рассказ напоминает евангельский рассказ о воскрешении Лазаря. См. Иоанн. гл. 11, ст.1–45. 527 Этот рассказ, очевидно, составлен под влияниемевангельского рассказа о гадаринском весноватом и свиньях, потонувших в море. См. Мф., гл. 8, ст.28–34, Марк, гл.5, ст. 1–17; Лук. Гл. 9. Ст.33. 538 Причина, почему Иисус помещается на четвертом небе, заключается в следующем. Он носил рубашку с заплатами и имел при себе всегда игду. Когда Он дошел до четвертого неба, его остановили и дальше не пустили… Так рассказывают мухаммедане. 540 Многие из представленных рассказов об Иисусе Христе заимствованы мухаммеданами из разных эпокрифических евангелий. См. в конце сочинения приложение 5-е. 554 446 стран. подлин. При изложении рассказа о Мухаммеде мы укажем только на некоторые черты его жизни, потому что жизнь этого мнимого пророка более или менее известна. 559 Шпренгер называет последнюю болезнь Мухаммеда «возвратною лихорадкою», которая особенно усилилась у него 4 июня 632 года. См. Sprenger, В. 3, S. 550 et cet. 561 Мухаммед сказал однажды: «Если би Бог помог мне, то я непременно обратил бы в ислам и Иблиса». Книга Пиргили, стран. 9-я. 563 539-я стр. подлин. По слрвам Шпрегера, мухаммед умер в понедельник 8 июня 632 года, после полудня. Вечером во вторниу он был похоронен в доме Гайши и на том самом месте, над которым умер. Гайша продолжал жить в этом доме, но только между ее помещением и гробом Мухаммеда была построена стена. Позднее жилище Гайши было сломано и присоединенео к мечети. См. Sprenger, B. 3. S. 554. Мединская мечеть служит поэтому для мухаммендан местом благочестивого их странствования, подобно Каабе, хотя в меньшей против последней степени.– Рассказом о смерти Мухаммеда мы заканчиваем изложение рассказов Рабгузы, так как дальнейшие рассказы его не входят в план нашего сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Войска Велисария вошли в Рим спустя 40 дней после ухода из него остготов и нашли в некогда миллионном городе всего 500 чел. В 548 г. готы захватили Перузию и Русцию (ныне Россано), в 549 г.- Тарент (ныне Таранто) и Регий (ныне Реджо-ди-Калабрия). В кон. 40-х гг. VI в. они с моря совершили набеги на Салону и Сицилию, захватили Сардинию и Корсику. В битве при Анконе (551) флот готов был уничтожен. 16 янв. 550 г. Тотила вновь захватил Рим и сделал его столицей гос-ва остготов. К этому времени в руках византийцев оставались только район Равенны и неск. приморских крепостей. Интерьер ц. Сан-Витале в Равенне Интерьер ц. Сан-Витале в Равенне В 551 г. началась подготовка нового похода византийцев в И.- во главе с магистром армии Нарсесом. Весной 552 г. византийцы прошли через Иллирик в Равенну, летом состоялось сражение при Тегинах (ныне Гуальдо-Тадино), во время к-рого готы потерпели поражение, а кор. Тотила погиб. Вскоре Нарсес захватил Рим, осенью остатки гот. армии были разбиты. В 553-554 гг. в разоренную почти 20-летней войной страну вторглось войско франков и алеманнов. Первоначально византийцы не смогли дать отпор варварам, которые опустошали страну, но в 554 г. ослабленные эпидемией чумы франки были разбиты Нарсесом в битве при Касулине (Кампания). В 556-558 гг. Нарсес вытеснил остатки германцев (готов, франков, алеманнов) из Сев. Италии, продвинув границу Вост. Римской империи до предгорий Альп и бывш. рим. пров. Норик. Более чем 20-летняя готско-визант. война полностью разорила И. В 554 г. имп. Юстиниан I издал «прагматическую санкцию» - законодательный акт, согласно к-рому регулярное гражданское управление и правовая система в И. восстанавливались по рим. образцу, со строгим разделением гражданской и военной властей. Во главе чиновной администрации встал префект претория, резиденция к-рого находилась в Равенне. Заместитель префекта, викарий, исполнял его функции в Риме. Территория страны делилась на провинции во главе с judices provinciae. Военная власть находилась в руках стратига-автократора (первым такой титул получил Нарсес).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Об иллюстрациях древнейших рукописей хронистов даёт представление Мадридская рукопись XIV в., содержащая текст И. Скилицы, Ватиканская рукопись болгарского перевода К. Манассы, рукопись русского перевода Георгия Монаха, и, особенно, недавно открытый папирус в коллекции Берлинского Staatsmuseum, восходящий к началу IV в. Эти материалы позволяют установить развитие техники иллюстрирования рукописей. Malz, G. The date of Justinians edict XIII, pp. 135–141. Этот эдикт о реорганизации управления Египтом датировался большей частью исследователей 538–539 гг. Но уже Цахариэ фон-Лингенталь изменил эту дату на 553–554 гг. Анализ содержания эдикта приводит автора к подтверждению датировки 553–554 гг. Bonner, С. The Maidens strategem, pp. 142–161. Литературно-сказочный сюжет эллинистической эпохи о невинной девушке, борющейся с насильником с помощью особого снадобья, получил дальнейшее развитие и широкое распространение в мировой литературе вплоть до наших дней. Автор отправляется от греческой синаксарной рукописи, приобретённой Мичиганским университетом в 1922 г. Рассказ этой рукописи автор называет версией «В» рассматриваемого сюжета; более ранняя версия «А» дана в хронике Георгия Монаха. Этот же сюжет содержится и в анонимном памятнике византийской литературы «Взятие Иерусалима персами», имеющемся в грузинском, армянском и арабском вариантах; здесь Bonner находит версию «С» сюжета, особенно широко использованную в арабской литературе. Эта же версия встречается в немецкой литературе XIV в. Версия «В» использована в итальянской литературе XV в. – Мальпегини, Ф. Барбаро. Ариосто. Наконец, в наши дни, этим сюжетом воспользовался Дж. Лондон. Автор даёт краткую историю публикации рукописей жития Феодора Эдесского и отмечает, что отдельные разделы памятника являются ценным историческим источником, до сих пор мало использованным. Между тем содержание этого агиографического памятника тесно связано с развитием иконоборчества в Сирии и Палестине; оно даёт, таким образом, продолжение исторического развития этих византийских стран под арабской властью и освещает вместе с тем один из наименее документированных периодов византийской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010