2) На основании тех мест Евангелия ( Ин.2:4, 19:26 ), в которых Иисус Христос называет Пр. Деву Марию женою, а не Матерью, некоторые еретики отрицали материнское достоинство Пресв. Девы. Но в Слове Божием, отвечает «Камень веры», есть много свидетельств, где Пресв. Богородица прямо и ясно называется Материю Иисуса Христа, а Он – Ее Сыном ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ; Ис.11:1 ; Лк.30:41–43, 2:33–34 ; Мф.1:18 ; Лк.1:35 и друг.). Если же Господь называл иногда Свою пречистую Матерь просто женою, то это Он делал с особенною целию. Так, на браке в Кане Галилейской Он называл Ее последним именем, «хотящь явити, яко чудесное оное дело, просимое от нее, сиречь, воды в вино преложение, есть дело силы Божия, а не дело человечества, еже он едино прият от матере… На Кресте же висящь женою нарече Марию… да не самем матерства воспоминанием, печаль к печали приложит» (552 б ); равным образом, если Господь сказал однажды: «кто есть мати моя?» ( Мф.12:48 ), то это сделал, по словам св. Златоуста, «не срамляяся матере, ниже отметаяся рождшия…но хотящь научити, яко сродников ради не подобает дела Божия оставляти» (552 б –553 а ). Кроме того, приведенными словами Господь хотел обличить тех, которые хвалились своим родством со Христом, и показал, что «сродство по плоти, без союза со Христом духовного ничтоже пользует, сие же без оного много может» (553 б ). 3) Протестанты упрекают православных в излишнем почитании и усердии к Божией Матери: «не равна ли есть она прочим женам бывшим, и ныне сущим в мире?» – говорят они. «Не и сам ли Христос женою нарицает ю?» ( Ин.2:4, 19:26 ; Гал.4:4 ). На этот упрек протестантов «Камень веры» замечает, что, хотя Божия Матерь по естеству и была человек и женщина, но «Она не точию прочыя жены, и всех святых земнородных, но и самые бесплотные духи превосходит, благодати Божия исполнением, матерства же Божия и девства несравненного преизяществом» (554 а ). Что касается названия жены, то оно в Слове Божием ( Быт.3:1–2, 4, 6, 8, 12, 13 ; Быт.24:8 ) применяется и к деве, и к женщине (554 б –555 а ); притом же, по мнению некоторых учителей церкви, в этом названии заключается более похвалы и чести для Божией Матери, чем в имени девы: «якоже убо Христос по писанием ( Лк.24:19 ; Деян.17:31 ), муж есть и начало мужей: сице и Мария, женам началница есть, и в лепоту женою нарицаема есть благословенная в женах, матерем и девам слава» (555 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

540-541 ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого 541-542 ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян 542-545 «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии, выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. 545-546 548-550 550-552 «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва, выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 552-553 553-554 «ИЗВЕЩЕНИЕ О СОГЛАСНЕЙШИХ ПОМЕТАХ» музыкально-теоретический трактат 1670 г., посвященный различным аспектам знаменного пения 2-й пол. XVII в. 554-556 556-559 ИЗВОРСКИЙ жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Видинской епархии Болгарской Православной Церкви 559-562 ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации 563-589 589-590 590-591 ИЗМАИЛ Николаевич Базилевский (1881 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 591-592 ИЗМАИЛ Иванович Кудрявцев (1876 - 1937), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ИЗМАИЛЬТЯНЕ 1) народ, происходящий от Измаила, сына Авраама от Агари 2) в средневек. христ. традиции наименование мусульман 592-593 593-594 594-598 ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ исполняемые в определенные моменты тексты (гимнографические и из Свящ. Писания), связанные с одним из богослужебных кругов 598-603 602-603 ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине 603-607 ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

468-471 ДОБРОВЭЦ с. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. 471-472 ДОБРОДЕТЕЛЬ фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека 472-486 486-487 487-488 488-489 ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги 489-490 490-491 491-512 ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви 512-513 ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Кишинёвской епархии РПЦ) 513-514 514-516 ДОБРЯНСКИЙ-САЧУРОВ Адольф Иванович (1817 - 1901), политик, публицист, деятель русинского движения в Закарпатье 516-517 517-518 ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ (1704 или 1710(?) - 1772), один из первых и наиболее значительных лидеров хасидского течения в иудаизме 518-519 ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) 519-527 ДОВОЛЯ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви 527-532 532-534 534-542 ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ [догматика], раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христ. догматов 542-548 ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) 548-549 549-551 551-553 553-554 554-555 ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога 555-573 573-575 ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xv.html

После вселенского осуждения на соборе 553 г. оригенизм и оригенисты не могли быть терпимы в палестинских обителях; их необходимо было изгнать из ограды православной церкви. Так и было поступлено с упорными палестинскими оригенистами. Когда в Палестину были присланы деяния собора 553 г., то все палестинские епископы, исключая Александра Авильского, письменно и устно утвердили их; но монахи Новой лавры по-прежнему упорствовали в своих заблуждениях и отделились от общения с церковью. Патриарх Евстохий всячески старался склонить их к раскаянию; в продолжение восьми месяцев он увещевал и убеждал их, но не будучи в состоянии приобщить упорных к вселенской церкви, изгнал их из Новой лавры. Впоследствии, в силу императорских указов, светская власть очистила от еретической заразы всю палестинскую область. Не желая, однако, оставить не заселенным место, где находилась Новая лавра, патриарх собрал 120 православных монахов и поместил их в келиях оригенистов. Половина братии и игумен обновленной лавры, были взяты из монастыря Саввы Освященного, остальные из других православных пустынных монастырей. По желанию Иоанна Молчальника, пережившего торжество православия над оригенизмом тремя годами († 556), в состав братии Новой лавры поступил иКирилл Скифопольский. Иноки, избранные для Новой лавры, собрались в Св. городе, и отсюда, вместе с патриархом и новым игуменом, направились к Фекое и в двадцать третий год по кончине Св. Саввы (554(5) г.) заняли оставленную оригенистами лавру. Сими происшествиями, заключает Кирил Скифопольский свое повествование о божественном старце, окончилось гонение против правоверных. Бог умилосердился над сынами пустыни, посетил и спас нас от порабощения оригенистов, изгнал их от лица нашего и вселил нас в селениях их. 738 Такова в общих чертах внешняя история оригенистских волнений в палестинских монастырях до осуждения оригенизма, как ереси, на соборе 553 г. Возбужденные оригенизмом религиозные распри, как и ранее монофизитство, разделили монашескую общину на две части: сочувствующую ереси и защищающую истинное, принятое церковью, учение. Но в характере спорных вопросов, возбудивших это разделение, нет ничего общего. Монофизитские споры велись из-за таких сторон христианского вероучения, превратное понимание которых вело к ниспровержению всего здания веры; во время оригенистских волнений подняты были вопросы христианской эсхатологии, сторонники ереси распространяли и защищали мнения скорее философского, чем богословского характера. Если таков внутренний смысл оригенистских волнений, то чем объяснить, с одной стороны, ту совершенную ненависть, какую питали великие палестинские деятели: Евфимий, Савва, Феодосий и Иоанн Молчальник не только к палестинским оригенистам, но и к самому Оригену ; 739 с другой – увлечение большей части палестинских иноков не столько христианским, сколько языческим учением о преждебытии и восстановлении?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот подход был подлинно «кафолическим» и Собор - подлинно вселенским, ибо он ради отпавших согласился на плюралистическое использование терминов, признав, что ни один из них не в состоянии выразить единую Истину. В этом смысле решения 553 г. можно назвать «экуменическими» в лучшем смысле этого слова, ибо они были приняты во многом ради заблудших, дополняя умолчания и терпеливо разъясняя то, что кого-то ранее могло скандализировать. Папа Вигилий через 6 месяцев сдался: он написал покаянное письмо патриарху Евтихию и присоединился к решениям Собора. Сославшись на пример блж. Августина, также написавшего «Retractationes» («Отречение») он заявил, что дальнейшее изучение отцов убедило его в еретичестве «трех глав» и теперь он также их анафематствует. 23 февраля 554 г. он опубликовал «Второй Constitutum», где повторил вышесказанное, заявив о своей верности Халкидону и выразив сомнение в подлинности письма Ивы к Марию. Это последнее мнение, направленное на сохранение авторитета Халкидонского Собора, поддерживалось и самим Юстинианом и допускалось в определении 553 г. После всех этих событий имя Вигилия было восстановлено в диптихах, и он направился назад в Рим, благо тот в 552 г. был вновь занят византийскими войсками под командованием второго великого имперского полководца - Нерсеса. Однако по пути домой папа умер в Сиракузах в 555 г. На Востоке собор был легко принят всеми, кроме монофизитов, - они так и не смогли поверить, что принятие Халкидона не станет отступлением от св. Кирилла: раскол уже был укоренен, а необходимое взаимное доверие между «имперской» Церковью и монофизитскими общинами, после всех правительственных вмешательств в епископские назначения и смещения, после кровавых столкновений на улицах Александрии и других городов было безвозвратно утеряно. На Западе противление Собору исходило из лагеря халкидонцев. Но западный халкидонизм сильно отличался от восточного. Латинские богословы лучше понимали язык «Томоса Льва», чем св. Кирилла. Они не только не видели необходимости в осуждении никому не известных давно почивших восточных епископов, о которых они знали лишь то, что те боролись против монофизитства и поддерживали Халкидон, но и считали такое осуждение чрезвычайно опасным. И, наконец, относясь к Римской Церкви с законным почтением, западные епископы вовсе не считали, что одобрение Собора 553 г. Вигилием служило в той или иной степени гарантией его истинности.

http://sedmitza.ru/lib/text/434766/

В нач. 553 г. при поддержке властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей Палестины и И. п. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место было отправлено 120 правосл. монахов. Среди переселенных был агиограф Кирилл Скифопольский, ранее подвизавшийся в лавре прп. Саввы. В 50-х гг. VI в. им написаны 6 Житий крупнейших подвижников И. п.: преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника, Кириака и Феогния. В 553 г. архимандриты мон-рей И. п. Руф и Конон присутствовали на V Вселенском Соборе в К-поле ( Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298). Свидетельства противостояния партий в сер. VI в. сохранились в «Луге духовном»: из рассказов старцев Иоанн Мосх узнает о том, что странствующий отшельник (воск) Илия , а также мон. Иулиан из мон-ря прп. Феодосия отказывались вступать в общение с патриархом Макарием в период его пребывания на престоле ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 19, 96). Мон. Леонтий, наоборот, был среди оригенистов, в 553 г. был изгнан из Новой лавры, но позднее перешел в православие и стал игуменом мон-ря прп. Феодосия (Ibid. 4). Оригенистский спор, возможно, ослабил мон-ри на плато И. п. После смерти прп. Саввы (532) неизвестно об основании новых обителей в этом районе. Однако мон-ри под Иерихоном и в долине Иордана продолжали развиваться. В «Луге духовном» упомянуты 7 новых обителей близ Иордана, неизвестных в более ранних источниках и основанных, видимо, в сер.- 2-й пол. VI в. ( Hirschfeld. 1992. P. 16). Так, авва Антоний назван настоятелем и основателем лавры прор. Илии близ Иерихона ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66). «Луг духовный» представляет огромный объем сведений о жизни И. п. во 2-й пол. VI - нач. VII в. Ок. 570 г. Иоанн Мосх поселился в Фаранской лавре, позднее жил в мон-ре прор. Илии, совершал паломничества на Синай и в Египет, посетил большинство обителей И. п. Ему были знакомы настоятели большинства крупнейших мон-рей: архимандриты Конон в лавре прп. Саввы (Ibid. 42), Леонтий и Георгий в монастыре прп.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Собор одобрил уже совершенное Юстинианом посмертное осуждение «Трех глав» и, хотя Феодор был лично осужден как еретик и наставник Нестория, Ивы (Ибаса) и Феодорита, которых Собор в Халкидоне официально принял как православных, сами эти деятели были пощажены; но их сочинения, направленные против Кирилла подпали под анафематизмы 553 г. Итак, авторитетность Халкидона была формально сохранена, но строго диофизитское толкование его решений было формально отброшено. Собор 553 г. очень строго подтвердил единство субъекта во Христе (анафематизмы 2, 3, 4, 5) и, следовательно, формально узаконил теопасхизм (анафематизм 10). Эта формула с тех пор пелась на каждой литургии в гимне «Единородный Сыне»; это песнопение приписывали самому Юстиниану. Хотя анафематизм 13 формально одобрил «Двенадцать глав» Кирилла против Нестория, анафематизм 8 оговаоивал, что при употреблении кириллической формулы «единая воплощенная природа», слово «природа» следует понимать как Ипостась. Таким образом, присоединяясь к Православной Церкви, монофизиты не должны были отказываться от чего бы то ни было в Кирилловой теологии, требовалось лишь признать, что Халкидон не был несторианским собором. К несчастью, к 553 г. схизма успела слишком глубоко укорениться в Египте и Сирии, так что решения Собора не возымели никакого действия. На самом деле эти решения представляют собой необходимую предпосылку для любых будущих попыток воссоединения, а также любопытный образец переформулировки отдельных статей святых отцов, которые уже были одобрены соборно, но их было решено переработать ради «отделившейся» братии, неверно понявшей предыдущую формулировку. Собор 553 г. предал анафеме Оригена и Евагрия Понтийского. «Гностические главы» Евагрия очень помогают в понимании смысла этих решений, которые были направлены не столько, как это думали прежде, против несуществующих ересей, приписываемых Оригену, сколько против деятельной группировки Евагрия, связанной с продолжающимися в те дни христологическими спорами. Несмотря на эти осуждения, все же некоторые аспекты мысли Оригена, Евагрия и Леонтия Византийского продолжали оказывать влияние на развитие богословской мысли и духовности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

В окт. 552 г. скончался патриарх Петр и оригенисты избрали из своей среды его преемником Макария, не согласовав кандидатуру с императором. В это же время депутация монахов - сторонников православия находилась в К-поле и предложила имп. Юстиниану избрать патриархом Евстохия, заведомо лояльного к властям. Юстиниан принял предложение православных, и Макарий был изгнан из Иерусалима, пробыв на Патриаршей кафедре менее 3 месяцев. В нач. 553 г. уже при полной поддержке светских властей патриарх Евстохий изгнал оригенистов из всех мон-рей. 21 февр. 553 г. в Новую лавру на их место были поселены 120 правосл. монахов (в т. ч. Кирилл Скифопольский). На V Вселенском Соборе в 553 г. в К-поле патриарха Евстохия представлял еп. Дамиан Созусский; помимо него из ИПЦ присутствовали епископы Кесарии, Рафии и Тивериады, а также архимандриты мон-рей св. Феодосия и св. Саввы Руф и Конон ( Mansi. T. 9. Col. 191-194; ДВС. Т. 3. С. 294-298; Bagatti. 1971. P. 92-95). Собором были окончательно осуждены «Три Главы» и учение Оригена, что в тот момент было особенно важно для ИПЦ. Вскоре все решения V Вселенского Собора были подтверждены на Поместном Соборе в Иерусалиме. Начало упадка Палестины во 2-й пол. VI - нач. VII в. С 40-х гг. VI в. Палестина и все страны Вост. Средиземноморья вступили в период экономического кризиса. В 542-543 гг. эпидемия чумы в регионе привела к резкому сокращению населения, а неск. последующих волн эпидемии сделали упадок необратимым ( Barsan. Quaest. 569(566)). В этот период постепенно начинается запустение ряда городов и селений, нек-рые прежде заселенные районы Палестины и Заиорданья стали превращаться в пустыни. В 551 г. Палестина, как и большая часть районов вост. берега Средиземного м., пострадала от сильнейшего землетрясения. Мн. города и селения после него уже не восстанавливались. С сер. VI в. сокращается число известных нам епископских кафедр ИПЦ. Если в Соборе 536 г. участвовали 59 епископов, то в связи с V Вселенским Собором 553 г. упоминались лишь 7 кафедр, включая Иерусалим. После сер. VI в. нет сведений о большинстве рядовых епархий ИПЦ, к-рые образовались в ранневизант. эпоху. С этого времени в течение неск. столетий в ИПЦ не проводилось общецерковных Поместных Соборов, поскольку, судя по всему, было 4-5 действующих епископов, и все вопросы церковной жизни могли быть решены на частных встречах или по переписке.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Умножение познания Бога бывает причиною умаления знания всего другого, т. е. чем больше кто познает Бога, тем больше; оскудевает в знании всего прочего. И... он все больше и больше приходит в сознание, что не знает и Самого Бога. Обилие воссияния Его в духе бывает совершенным Его невидением, и выше чувства воспаряющее чувство – нечувствием всего того, что вне (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 553). Дарующий нам то, что выше чувства, даст нам благодатию Святаго Духа и другое чувство выше чувства, чтоб мы им чувствовали чисто и ясно дары Его и дарования, кои выше чувства (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 553). Источник. Когда ты долу – и земном, тогда не исследуй того, что горе, т. е. небесного; и восходя горе, прежде чем достигнешь верха, не любопытствуй дольнего, чтоб, поскользнувшись, не упасть, или, лучше сказать, чтоб не оставаться долу (мняся восходити горе ) (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 554). Сколько хочет Бог быть нами познанным, столько открывается; и сколько откроется, столько зрим бывает и познается достойными. Но сподобиться сего и испытать сие никто не может, если прежде не соединится с Духом Святым, стяжав наперед трудами и потами сердце чистое, простое и сокрушенное (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 560–561). Источник. Где глубокое смирение, там и слезы обильные, а где есть сие, там есть и присещение Святаго Духа, когда же придет благодать поклоняемого Духа, тогда в том, кто начинает быть под действием Его, является всякая чистота и святость, тогда он зрит Бога, и Бог призирает на него (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 562). Познание Бога означает, что наздавшийся [Наздание – воссоздание, возобновление (церк. слав.)] в Нем чрез смиренномудрие и молитву познан Богом и обогащен от Бога неложным познанием сверхъестественных тайн Его (прп. Никита Стифат , 93, 159). Не всех слуг Своих и учеников Господь вводит с Собою в откровение сокровенных и высших тайн Своих, но только таких некиих, коим дано ухо для слышания, коих око открыто для видения и язык новый ясен. Таких взяв и отлучив от прочих, кои тоже ученики Его суть, восходит на Фаворскую гору созерцания и преображается пред ними, не тайно открывая им потребное о Царствии Небесном, но явно показуя славу и светлость Божества (прп. Никита Стифат , 93, 170).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

V в.) с 3 нефами, синтроном, мозаичным полом и базилика В (нач. VI в.) с баптистерием, украшенная проконесским мрамором и мозаиками. Базилика также была возведена на месте центральных терм. Еще одна 3-нефная базилика арх. Гавриила (20,6×12,4 м) расположена близ Коса, она имеет 3 апсиды, нартекс, экзонартекс, диаконник и баптистерий с мозаичным полом. К V-VI вв. (датировка VII-VIII вв. оспаривается) относится баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата (Кос), построенный рядом с 2 базиликами. Он является одним из самых больших в этом регионе наряду с баптистерием на Родосе, расположенным на участке Хадзиандреу. В средневизант. период баптистерий использовался в качестве храма. Фрески баптистерия со сценами житийного цикла св. Иоанна Предтечи датируются нач. XIII в., а композиция «Успение Пресв. Богородицы» выполнена в кон. XIII - нач. XIV в. Всего археологи обнаружили на Косе 9 баптистериев. Как правило, они представляют собой отдельно стоящие здания. Только в 3-нефной с нартексом базилике на мысе Скандарио (кон. V - нач. VI в.) баптистерий устроен в вост. части сев. нефа. Крыша этой базилики не деревянная, как у др. базилик Коса, а сводчатая; на мозаичных полах изображения зверей, в т. ч. пантер и кабанов. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Большое число христ. памятников сосредоточено в окрестностях Кефалоса. Двойная базилика св. Стефана (между 468 и 554) расположена на берегу напротив островка Кастри. Обе базилики 3-нефные, с синтронами в алтаре и с мозаичными полами. К большей по размеру южной базилике (22,85×15,5 м) с запада пристроены нартекс и атриум с фиалом, с юго-востока - диаконник. В центральном нефе юж. базилики сохранился фрагмент мраморного амвона. С вост. стороны сев. базилики находится баптистерий. К западу недалеко от базилики св. Стефана была построена малая или погребальная 1-нефная базилика, а в окрестностях Кефалоса - еще 2 базилики: 3-нефные с нартексом и мозаичными полами в Камари и в Яну.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010