и к душе обратился своей. «Душа моя, воздай ты кесарево кесарю». Но он точно сохранил дело Божие и Его повеления . Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537). Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится: Угрозы несносные и постоянные землетрясения сотрясли землю и все, что в ней, и заставили бежать ветров многие удары разнообразные и море. По сообщению хронистов , землетрясение 551 года заставило отступить море более чем на милю. Землетрясение 554 года чувствовалось и в Александрии, и в Константинополе. Следовательно, в 554 году (и немного позже) святой Роман еще был жив. Из этих сообщений, как и из других источников, попробуем реконструировать биографию святого Романа. Роман Сладкопевец родился в Эмессе Сирийской, в еврейской, но, очевидно, уже христианизированной семье (в службе ему говорится, что он от юности последовал Христу), но возможно и личное крещение Романа. Судя по тому, что он пришел в Константинополь еще во время императора Анастасия († 518), время его смерти следует относить к 560 году (не позднее 562); с другой стороны, должно было пройти определенное (пусть небольшое) время его служения в Бейруте в церкви Воскресения; поскольку канонический возраст для посвящения в диаконы – не менее 25 лет , то время рождения святого Романа следует определять не позднее 490 года. Однако предполагаемый год его смерти 560 не позволяет нам отодвинуть год его рождения ранее 480. Следовательно, святой Роман родился между 480 и 490 годом.

http://pravoslavie.ru/74385.html

§ 124. Важность иерархии в Церкви. Участие мирян в делах Церкви (стр. 546–554). Прежде всего, конечно, трудно не изумиться, что в догматическом богословии обсуждается вопрос об участии мирян в делах Церкви. Слова некоторых древнецерковных писателей на стр. 547 заимствованы у митр. Макария, § 172, т. III, стр. 282–283. Для украшения взята строчка по-гречески из Игнатия Богоносца и строчка по-латыни из Тертуллиана . Но у Макария к словам Тертуллиана поставлена ошибочная цитата (Слов: nulla ecclesia sine episcopo в Adv. Marc. IV, 5 нет; см. Migne, PL, t. 2, coll. 395–397); о. Малиновский, разумеется, оставил ее в полной неприкосновенности. Толкуя (на стр. 549 слл.) об участии мирян в делах Церкви, о. Малиновский пользуется книгой проф. А.П. Ле- —662— бедева – Духовенство древней вселенской Церкви. 1905, откуда берет и рассуждения и выдержки и цитаты. Срвн. стр. 551 Малиновского и 106, 108, 109, 110 Лебедева. Стр. 552 Малиновского и стр. 112–116 Лебедева. Цитаты в прим. 5 собраны из прим. 1–3 на 115 стр. и прим. 1, 3 на стр. 116 книги проф. Лебедева. Стр. 553 Малиновского и стр. 148–151 Лебедева. Цитаты во 2-м прим. взяты со стр. 117–119 Лебедева, а цитаты в 3-ьем прим. со стр. 147–154 Лебедева. § 124. Собор, как орган высшей церковной власти (стр. 554–566). И об этом писать в догматическом богословии о. Малиновский находит уместным! Пользоваться ему в этом параграфе поневоле пришлось пособиями канонического и церковно-исторического характера и пользуется ими он весьма усердно. Конец 556 стр. взят из статьи Лапина – Собор, как высший орган церковной власти, Православный Собеседник, 1906, т. 1, стр. 609. Начало 557 стр. – у проф. А.П. Лебедева – Духовенство древней вселенской Церкви, стр. 195. Занимающие половину этой страницы примечания выписаны из «Очерка православного церковного права» проф. М.А. Остроумова, что и отмечено цитатами. Тем не менее на 1-м примечании можно остановиться не без интереса. Слова Тертуллиана проф. Остроумов приводит по латыни; о. Малиновский их перевел и вот его переводы: per Graecias=в некоторых местах Греции, ex universis ecclesiis=во имя всех церквей, per quae et altiora quaeque in commune тгапстаптиг=рассуждали сообща о важнейших предметах. Ни одного выражения не переведено правильно, да еще вставлено безграмотно по латыни per Grecias.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но можно ли простых беспоповских наставников назвать «приявшими власть вязать и разрешать»? Думается, что никто из беспоповцев не решится оказать этого. Так же следует о втором случае заметить, что преступление монаха было лично против старца-постника, а о личных обидах сказано в разборе 7 возражения, в конце. 9) Благовестное ев. Мф. гл. 16. зач. 67, стр. 225–226: «И дам ти ключи царства небесного»... Толк.: «Небесами называются и добродетели, а ключами их труды, ибо при помощи трудов, как бы при помощии некоторых отверзающих ключей, мы входим в каждую добродетель». (Агапов ч. 1, 199). Следовательно, ключи суть труды, а не епископская власть. Разбор: Агапов с недоброю целью исказил мысль блаж. Феофилакта, пропустивши о ключах – епископской власти, а понимание под ключами трудов стоит на втором месте и, главное, ни слова ни сказано, чтобы труды имели значение для прощения грехов других людей. Первое толкование и понимание ключей у Феофилакта таково: «Под ключами разумей прощение разрешающее, или запрещение, связывающее грехи: поскольку те, кои подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать» (там же). А посредством трудов, τольκо называемых ключами, мы входим в каждую добродетель, которые называются небесами, а не в царство небесное и ключама-трудами не разрешаются грехи. 10) Иоанн Златоуст т. 1, бес. VI против аномеев, стр. 542 (а по 2 изд. 553–554): «Ты прогневал Бога языком и злословием, которым оскорбил многих? Языком и умилостивляй Его... На это не нужно много дней и годов, а нужно только благорасположение... Только в одни день отстань от зла и этого достаточно будет для твоего оправдании» (у Агапова 1, 213). Разбор: Здесь св. И. Златоуст только убеждает своих слушателей отстать от злых дел, но не говорит, что не нужно исповедывать грехи пред священниками. Напротив, далее он увещевает их приступать к таинству св. причащения: «По сему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по поводу праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святаго приношения, то за несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными предметами» (стр. 554).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

 CPG 2:4424; BHG 1984, 1984b, BHGn 1984bd; PG 58:549-558.                       So far as I am aware, none of the homilies believed to be wrongly ascribed to Chrysostom precede this one. For further details, see: M. Sachot, ‘Edition de l’Homelie Pseudo-Chrysostomienne BHG 1998 (CPG 5017) sur la Transfiguration,’ RSR 58 (1984), 91-104; his  L’homelie pseudo-chrysostomienne sur la Transfiguration, Contextas liturgiques; resillution a Leonce, pretre de Constantinople, edition critique et commentee; traducion et etudes connexes,  (Frankfurt-Bern, 1981), see esp. pp. 22-37; and also his  Les Homelies Grequest sur la Transfiguration: Tradition Manuscrite  (Paris, 1987), pp. 107-127.  In  Eutropium eunuchum  (CPG 2:4528; PG 52:395-414),  Homilia in Galatas  2:11, in  Illud:  In  facism el realti  (CPG 2:4391, BHG 1488d; PG 51:371-388),  Adhortationes ad Theodorum lapsum  (CPG 2:4305; SC 117:51-56),  De futuroru deliclis  (CPG 2:4388; PG 51:347-354), and his  Ad vidualuniorum  (CPG 2:4314; SC 138:211-215).  Ibid., 1 (549).  Ibid., 4 (554).  See: E. Briere, “Scripture in Hymnography” (Oxford D. Phil. thesis, 1983), p. 441, n. 89.   Adhortationes ad Theodorum lapsum  1.11 (SC 117:140, 51-56).  Ibid. (87); see also  de future vitae deliciis  6 (PG 51:352).           Ibid. (91-93).   Homilia 56 in Matthaeum  4 (554).  Op. cit. 57-64; see also:  Ad viduam iuniorum  1.3 (SC 138:211-215).  Cf. e.g. St. Basil of Caesarea, who says that this light is “contemplated only by the mind,”  Homilae in Psalmos  44:5 (400BD).   Hm  56:3 (553).   De future vitae delicils  6 (PG 51:352).  In  Eutropium eunuchum  2.9 (PG 52:403).  Ibid., (404); cf.  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98).  Ibid.  See also  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98); and cf.  Adhortationes ad Theodorum lapsum  I.11 (SC 117:140, 61-152, 64):  hoaon dynaton eikal me thilpsal,  which again is due to the divine condescension.  Cf.  homilae in Ioannem  15.1 (PG 59:98), where the nature of God is described as shapeless ( aschematastos ).

http://pravoslavie.ru/81299.html

Комаричский район – 566 Константиновы ворота в Константинополе – 582 Константинополь (Констентинополь, Констянтинополь, Стамбул, Царьград), город – 7, 8, 16, 19, 27–31, 35, 37–39, 41–51, 54, 56, 58–61, 63, 66, 69, 72, 92, 97, 108, 110–112, 114–117, 123, 126, 127, 136, 140, 146, 148, 150–152, 154, 157, 160–179, 182, 185, 208, 214, 226, 227, 229–231, 233–236, 253, 257, 264, 268–300, 303, 304, 308, 314, 331, 338, 354, 355, 358, 359, 361–364, 366, 377–384, 396, 399–401, 407–412, 417, 418, 420, 426, 428, 431, 435, 436, 438, 439, 443, 444, 451–54, 457, 463, 466–470, 473, 475, 476, 481, 495, 502–509, 512, 516, 517, 519–521, 524, 532, 540, 541, 544, 547, 553, 554, 569, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583–586, 588, 591, 597, 601, 606, 616, 617, 636 Кос, город – 114, 233, 361, 363, 615 Кос, остров – 615 Костели Новые, город (см. Чанаккале) Костели Старые, город (см. Калитбахир) Кострома, город – 406, 601 Краков, город – 586 Краниево (Лобное) место (см. Голгофа) Красная площадь в Москве – 40, 41, 160, 280, 397, 476, 540, 581, 609 Красносельская бумажная фабрика в Санкт-Петербургской губернии – 487 Кремль (см. Московский Кремль) Крит, остров – 435 Кролевец (Каралевец, Королевец), город – 14, 15, 135, 251, 252, 398, 567 Кромский район – 565 Кромское городище – 565 Кромы, город – 12, 13, 133, 250, 398, 518, 535, 565 Крымское ханство – 573, 574 Кубань, река – 116, 235, 364, 412, 554 Куббат-ас-Сахра, мечеть (см. Церковь Святая Святых) Кум-Капейские (Кумкопейские) ворота в Константинополе – 42, 61, 161, 178, 281, 303, 540, 545, 591 Куниловка, деревня – 386, 387 Куниловский лес под Волоколамском – 386, 388 Купля, село – 7, 126 Л атинская империя крестоносцев 577 Лахерна, ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Левобережная Украина, историческая область – 567, 574 Ленинград, город (см. Санкт-Петербург) Леонтиева слобода на Ветке – 402 Лесбос, остров – 115, 234, 362, 616 Ливан, государство – 593 Ливия, государство – 608 Лидда (Лида, Лод), город – 76, 97, 191, 214, 318, 338, 501, 595, 636

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Epistula 14//PL. 69. Col. 49A). Вероятно, в К-поле К. познакомился со знаменитым грамматиком Присцианом и его сочинениями, которые впосл. использовал в образовательных целях ( Cassiod. De orth. 12; De artib. 1. 1). Там же он окончил свой главный богословский труд - «Изъяснение псалмов», к-рый посвятил папе Вигилию ( Cappuyns. 1949. Col. 1370; Fridh. 1973. P. XI). К. состоял в дружеских отношениях со мн. благочестивыми христианами, среди к-рых были епископы Примасий Адруметский и Факунд Гермианский ( Cassiod. De inst. div. lit. 9. 4; Exp. ps. 118. 2; 138. Concl.), нотарий Иордан (впосл. монах и еп. Кротонский), к-рый в 551 г. в К-поле взял у К. на 3 дня его «Историю готов» и составил ее сокращенное изложение ( Iord. Get. Prol. 1), богословы-миряне Юнилий Африканский и Евсевий Слепой ( Cassiod. De inst. div. lit. Praef. 1; 10. 1). По-видимому, К., как и мн. др. беженцы, давно стремился вернуться на родину, в Италию. Однако это стало возможно только после того, как визант. армия под командованием Нарсеса в 552 г. разбила гот. войска Тотилы, а в 553 г.- Тейи, завоевав наконец всю Италию. 13 авг. 554 г. имп. Юстиниан издал свою знаменитую «прагматическую санкцию», устанавливавшую на всех отвоеванных территориях подконтрольный К-полю политический порядок. В 554 или в 555 г. К. вернулся в Италию и, решив навсегда оставить светскую жизнь, удалился в Скилакий ( Cappuyns. 1949. Col. 1357; Fridh. 1973. P. VIII; O " Donnell. 1979. P. 135; Vessey. 2004. P. 15). Там на территории своего имения на свои личные средства К. основал монашескую общину, получившую название «Вивариев монастырь» (monasterium Vivariense) или просто Виварий (Vivarium - название позднее, не принадлежащее К., см.: Cappuyns. 1949. Col. 1358), вероятно, потому, что в скалах, находившихся на территории имения, были высечены бассейны для живой рыбы (vivaria), соединенные с р. Пеллена ( Cassiod. De inst. div. lit. 29; Varia. XII 15. 4). Др. название мон-ря - Кастельский (monasterium Castellense) связано с находившейся неподалеку горой Кастелл, на к-рой в уединении проживали монахи-анахореты (De inst.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

563 Когда Нарзес после победы при Тегинах вступил в Рим, весь римский клир обратился к нему с просьбой ходатайствовать перед императором о возвращении папы Вигилия и всех задержанных в Константинополе епископов и клириков. 564 Все ходатайства и настояния были тщетны, и папа томился в тяжкой неволе. После окончательного разрыва с императором во время собора, папа и члены его клира были отправлены в ссылку. Местом заточения Вигилия был остров Проконнес. В конец надломленный и страдавший уже смертельной болезнью, папа не выдержал и уступил. Он издал эдикт, получивший название Constitutum, в котором утвердил постановления собора 553 года и произнес осуждение трех глав. Дата документа 8 декабря 553 года. 565 Из Рима явилось новое посольство с просьбой к императору отпустить папу и не задерживать в столице остальных епископов и клириков. Папа был более не нужен и в августе 554 года отпущен в Италию. Но тяжкий недуг подточил его силы, и он умер в Сицилии, не доехав до Рима. Преемником Вигилия был поставлен, по желанию императора, диакон Пелагий. В последний год жизни папы Пелагий был в Константинополе, подвергся ссылке и был из нее вызван, когда согласился подписать осуждение трех глав. В Риме у него было много врагов, обвинявших его в бедствиях и смерти папы Вигилия, и осуждение трех глав сделало его положение еще более трудным. От обвинений относительно Вигилия он оправдался торжественным принесением клятвы в присутствии всего клира в базилике св. Петра, а по вопросу об осуждении трех глав ему пришлось вести борьбу с епископами северной Италии. Митрополиты Аквилеи, юрисдикция которых простиралась на Венецию и Истрию, и Медиолана, в зависимости от которого состояли другие епископы северной Италии, высказались на поместном соборе против осуждения трех глав и оказались в расколе с папским престолом. Пелагий просил содействия Нарзеса в борьбе с непокорными епископами, 566 но раскол продолжался и по смерти Пелагия (560 г.) и был окончательно устранен уже только в начале следующего столетия, благодаря усилиям папы Григория Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

386-387 ИМЕТЕРИЙ († ок. 300?), мч., пострадавший в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания) - см. Еметерий и Хелидоний ИМИР Аургельмир, в германо-скандинавской мифологии первый великан, из тела которого был сотворен мир 387-388 ИМЛЕХ [Имлех-Ибар], в VI-XII вв. главенствующая епископская кафедра обл. Муман (Мунстер (Манстер), Юж. Ирландия), ныне сел. Имли (англ. Emly) в графстве Юж. Типперэри 388-391 391-393 393-406 406-408 ИМПЕРАТОРСКИЙ МИНОЛОГИЙ условное название сборника кратких житий святых, по одному на день, расположенных по календарному принципу 408-411 411-418 418-420 ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц 420-430 430-457 457-495 ИНВЕСТИТУРА в средневек. Зап. Европе формальный юридический акт введения во владение имуществом или в должность (светскую или церковную) 495-505 505-507 ИНГЕНУИН [Генуин] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия) 507-509 509-511 ИНГОФРИД († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция) 512-519 ИНГЭН Рюки (1592 - 1673), японское имя кит. буддийского мон. Иньюаня Лун-ци, основателя япон. школы дзэн-буддизма Обаку 519-520 ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) 520-521 ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ офиц. перечень книг, к-рые Римско-католическая Церковь объявляла противоречащими основам католич. вероучения или не соответствующими нормам морали 521-524 524-525 525-526 ИНДИВИД понятие, обозначающее представителя к.-л. групы, к-рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к-рых он не может быть отождествлен с др. представителями той же группы 526-547 547-552 552-553 553-554 ИНДИС И ДОМНА (кон. III - нач. IV в.), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 30 сент., 3, 28, 30 дек.; пам. зап. 28 дек.)

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

537 . Макарова Н. Саровский чудотворец//Социум. М. 1991. 8. 72–79. 538 . Макаревский М. Саровская пустынь, краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. СПб. 1903. 539 . Малицкий П. Саровская пустынь и великий подвижник ея, преподобный старец Серафим. Тула 1903. 540 . Маркеллин, игумен. Краткое историческое описание Саровской пустыни. М. 1804. переизд., с добавл., до 1843]. 541 . Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»/Сост. Черная В. В., Стрижев А. Н. М. 1992. 542 . Морев И., прот. Преподобный Серафим, саровский чудотворец. СПб. 1904. 543 . Мочалов Е. В. Серафим Саровский как воплощение русской святости//Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православно-философских чтений. Н. Новгород 2000. 185–194. 544 . Нилус С. А. Голос веры из мира торжествующего неверия. Поездка в Саровскую пустынь//Московские ведомости. 320 (20.11), 327 (27.11), 328 (28.11), 330 (30.11). изд.: М. 1902. 9 .553. 545 . Нилус С. А. Воспоминания о Серафимо-Дивеевской обители. Б. м. 219. 546 . Описание общежительной Саровской пустыни. 5 М. 1905. 104. 547 . Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года. Альбом. М. 1998. 32, ил. 548 . Петров Григорий, свящ. Преподобный Серафим Саровский . М. 1904. 549 . Погожев Ε. Н. Отец Серафим Саровский /Сост. но печатным источникам. М. 1896. 130. 2 М. 1901. 146. 550 . Погожев Ε. Н. Преподобный Серафим Саровский . Его жизнь, подвиги и чудеса по его молитве. СПб. 1904. 134. 4 М. 174. 551 . Подвиг старца Серафима: Житие. Воспоминания. Прославление. Образ преподобного в поэзии/Сост. Стрижев А. Η. М. 1999. 238. 552 . Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Саров; Н. Новгород 1998. 208. [Библ. 194–206] же: Саров; Саранск 1999. 266, ил. 553 . Поездка в Саров. [Сборник] М. 1993. 554 . [Порфирий, иером.] Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке. Пятый Вселенский Собор, Константинопольский II , был в Константинополе, при императоре Юстиниане I, в 553 г., для решения о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Монсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил указанных трех епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, Юстиниан (в 554 г.) издал указ, в котором в трех отдельных «главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и в частности в Африке), то и возник спор о «Трех Главах». Для решения этого спора и был созван пятый Вселенский Собор. На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий, бывший в Константинополе, отрекся присутствовать на Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством Евтихия, патриарха Константинопольского, который, с патриархами Александрийским и Антиохийским, сам предводительствовал депутациями, отправлявшимися к Вигилию. Согласно императорскому эдикту, дело о «Трех Главах» было тщательно рассмотрено в продолжение восьми заседаний, с 4 мая 553 г. до 2 июня того же года. И после всего проклятие было произнесено на лицо и на учение Феодора Монсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их, как очищенные Халкидонским Собором, без сомнения, вследствие раскаяния, пощажены от анафемы. Необходимость этой меры основалась на том, что несториане, на основании осужденных сочинений, имели повод толковать в свою пользу Халкидонский Собор, что ожесточило монофизитов против этого Собора касательно главного пункта о «Трех Главах». Но, несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление во вселенскую известность, а Вигилия, как единомышленника еретиков, наказать отлучением от Церкви. Впоследствии папа, узнав правильность суда, согласился с общим мнением отцов и подписал своеручно анафему на «Три Главы». Но епископы Истрии и вся область Аквилийского митрополита более века оставалась в расколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010