каких-нибудь особенно нравственных, добродушных и честных представителей такой, явно иноверной, общины. На примере кесарийского сотника Корнилия видим мы жизненное подтверждение слов ап. Петра: «… во всяком языце творяй благостыню и делаяй правду, Богу угоден есть», но на том же примере видим мы и то, в чем проявляется милость Божия к так угодившему Ему человеку и в пору неведения его: в откровении ему истины и в приобщении его к жизни во Христе и Им посылаемой благодати Св. Духа 552 . И нужно сказать о столь распространенном теперь, как уже выше отмечали мы, типе людей подобных чересчур широких религиозных взглядов, что они или не знают христианства, или не хотят понимать его так, как оно есть. Вера Христова, основным своим учением, основным, раскрытым нами выше взглядом на себя, как на откровение с неба, как на единственное содержание Богом данной людям истины и жизни по ней, всем своим возвещением об единственном пути спасении – только во Христе и через Христа, принципиально и безусловно не допускает никакого совместительства, никакой иной религии, кроме нее – религии христианской. «Несть иного имене под небесем (кроме имени Спасителя Христа), о нем же подобает спастися» 553 , как точно и твердо формулировал мысль эту камень веры – апостол Петр, всю жизнь свою отдавший на служение сему спасительному имени. «Никто не приходит к (небесному) Отцу, токмо Мною» 554 , сказал о том и сам Христос. Не так категорично и выясненно учение наше об отношении к церквам инославным, т. е. христианским, но иных исповеданий – католического, армянского, коптского, разного рода протестантских и т. п.. С одной стороны, почти все (разве за исключением, каких-нибудь хлыстов, духоборов – с их животною книгою, и т. п.), они может быть, на девять десятых учения своего стоят или хотят стоять на истине Христовой, которую берут они или из священного Писания (протестантствующие), или и из Св. Предания (три первые). Но истина – везде истина, как и свет – всюду свет, какие бы теневые полоски к нему не примешались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Епифаний, диакон святейшей церкви катанской, что в области сикелской, и представитель Фомы, святейшего архиепископа сардинского. Обыкновенно разумные овцы следуют голосу своих пастырей, как говорит Господь: Мои овцы слушают Моего голоса. Потому и я, следуя правому голосу пастырей, стараюсь следовать по стопам их. Будучи согласен с ними и со всеми прочитанными свидетельствами их, подписался. Никифор, недостойный епископ диррахийской провинции, что в области иллирийской, охотно принимая все вышенаписанное, подписался. Николай, инок, игумен и представитель престола тианского, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Даниил, епископ амасийский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Георгий, недостойный пресвитер и представитель престола назианзского, охотно принимая все выше писанное, подписался. Константин, епископ гангрский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Никита, епископ клавдиопольский, охотно принимая все выше писанное подписался. Григорий, смиренный епископ неокессарийский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Григорий, недостойный епископ писинунтский, охотно принимая все выше написанное, подписался. Феодор, недостойный епископ Мир ликийских, охотно принимая все выше писанное, подписался. Евстафий, недостойный епископ Лаодикии фригийской, охотно принимая все выше писанное, подписался. Михаил, недостойный епископ синадский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Георгий, недостойный епископ Антиохии писидийской, охотно принимая все выше писанное, подписался. Феофилакт, недостойный диакон, экзарх и представитель славной митрополии карийской, охотно принимая все выше писанное, подписался. Лев, недостойный епископ иконийский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Анастасий, епископ Никополя, – древнего Эпира, охотно принимая все выше писанное, подписался. Константин, недостойный епископ пергский, охотно принимая все выше писанное, подписался. Григорий, пресвитер и представитель престола Траянополя фракийского, охотно принимая все выше писанное, подписался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

В Церкви Востока на Соборе в 410 г. кафедра Н. была признана второй по значимости (после Бет-Лапата, не считая патриаршей кафедры Селевкии-Ктесифона), ее епископ получил сан митрополита, ему подчинялись епископы Арзуна (Арзанены), Карду (Кордуены), Бет-Забдая (Забдицены), Бет-Рахимая (Рехимены) и Бет-Моксайе (Моксоены) ( Chabot. Synod. orient. P. 33, 272) - провинций, присоединенных к Персии по договору 363 г. ( Amm. Marc. Res gest. XXV 7; об истории этих епархий см.: Fiey. 1977. P. 161-191). Позднее в состав митрополии вошли и др. епархии, в частности Балад (Эски-Мосул), Шиггар (Синджар) и Кфар-Зуммар (Ibid. P. 266-273). В сер. VI в. в Нисибинской митрополии произошли волнения, и в связи с отсутствием ее представителей на Соборе 554 г., а также, вероятно, в связи с др. конфликтами митрополитов Н. и католикосов Мар Аба I , формулируя правила избрания католикосов, не включил в число его участников митрополита Н. ( Chabot. Synod. orient. P. 543, 554); это решение периодически нарушалось и вновь подтверждалось вплоть до XIV в. ( Delly. 1957). В 562/3 г. митрополит Н. Павел возглавил делегацию представителей Церкви Востока, которую шаханшах Хосров I направил в К-поль по просьбе имп. Юстиниана I для богословских собеседований, сыгравших важную роль в истории христологических споров (см.: Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика имп. Юстиниана//ВВ. 2015. Вып. 74 (99). С. 55-57). В 489 г. в Н. обосновалась знаменитая Эдесская школа, или Школа персов, как ее называл прп. Ефрем по причине большого числа студентов из сасанидских пределов. Ее переезд связан с изгнанием учителей, в т. ч. ректора Нарсая , из Эдессы и с деятельностью Бар Саумы , митрополита Нисибинского. Школа процветала до нач. VII в. (подробнее см. в ст. Богословские школы древней Церкви , а также: V öö bus. 1961; Idem. 1965). Митр. Бар Саума основал в Н. госпиталь, и с VI в. стали пользоваться известностью христ. врачи из Н., в частности Иосиф (католикос-патриарх в 552-567). В кон. VI - 1-й пол. VII в. в Н. существовало течение среди вост. сирийцев, ориентированное на сближение с православными (халкидонитами): его представителями были сначала экзегет Нисибинской школы Хнана Адиабенский († ок. 610), а затем митрополит Н. Кириак, к-рый вместе с Сахдоной (Мартирием) , епископом г. Махозе-д-Ареван, открыто признал Халкидонский Собор. Против них активно боролся Адиабенский митр. Ишояв (впосл. католикос Ишояв III ), к-рый ранее, в бытность епископом Ниневии, оказывал митр. Кириаку помощь в связи с постигшим Н. голодом. Ко 2-й пол. VI в. относится расцвет монашества на расположенной близ Н. горе Изла .

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Авва Пимен. (2, с. 71.) Терпя от кого вред, поругание или гонение, не о настоящем думай, но о том, что ожидается в будущем, и найдешь, что он стал для тебя виновником многих благ не только в настоящем времени, но и в будущем веке. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 530.) Не имей злобы на человека, чтобы тебе не сделать тщетными труды свои. Авва Даниил. (2, с. 67.) Если хочешь кратким словом воспользовать любознательного, укажи ему молитву, правую веру и терпение всех прискорбных случайностей, ибо всякое прочее добро приобретается посредством их. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 547.) Мыслию твоею всегда будь в Царстве Небесном, – и ты скоро наследуешь оное. Авва Иперехий. (2, с. 72.) Иной человек ходит с секирою, целый день трудится – и не может срубить дерева; а другой, искусный в рубке, и немногими ударами сваливает дерево. Секирою он называл рассудительность. Авва Пимен. (2, с. 57.) Кто пренебрегает заповедь о молитве, тот впадает в самые неуместные преслушания, из коих одно пересылает его к другому, как узника. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 554.) Возлюби смирение – и оно покроет тебя от грехов твоих. Преподобный Исаия. (1, с. 331.) Благо получает человек от Бога как благого, а злу подвергается человек сам от себя, от сущего в нем зла, от похоти и нечувствия. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 82.) Когда увидишь двух грешников, имеющих любовь друг к другу, то знай, что они друг другу помогают в самоугодии. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 554.) Я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы. Авва Агафон. (2, с. 76.) Послушание бывает за послушание. Если кто слушает Бога, и Бог того послушает. Авва Моисей. (2, с. 83.) Если все невольное имеет причину в произвольном, по Писанию, то никто столько не враг человеку, как сам он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 150. Л. 2730. Рукопись. Заверенная копия; ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 3133об. Машинопись. Копии протоколов съезда; Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 10. С. 12. [Об отношении церкви и государства 368 :] В свободной России должна быть свобода совести и культов. Поэтому наравне с другими религиями в России и Православная Церковь , при всякой форме правления, должна обладать свободой внутреннего самоопределения в отношении своего устройства, управления, учения и жизни. [Об отделении церкви от государства:] [Съезд большинством голосов высказывается] за условное отделение церкви от государства. [О Займе Свободы:] Употребить все свободные средства на покупку облигаций Займа Свободы. 369 [О положении церкви в государстве:] Так как собрание объединенного духовенства Челябинского викариатства, с участием мирян и представителей приходов Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов, высказалось за то, что православная вера в Российском Государстве должна быть первою в ряду других и православная церковь первою между равными, и так как православных в русском Государстве более 100 миллионов, то желательно, чтобы Государство в нуждах церкви приходило ей на помощь своими средствами инославным и иноверным, если последние только того пожелают. 370 [О главе государства:] Собрание определило, чтобы во главе Государства было лицо русской национальности, причем желательно, чтобы оно было православного исповедания. 371 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 33об.35, Зба.Зба.об. Машинопись. Копии протоколов съезда. 178. Из решений Симбирского епархиального съезда духовенства и мирян 2530 апреля 1917 г. 2). Всеми мерами поддерживать русское Временное правительство и с церковной кафедры, в частных беседах и во всех общественных собраниях разъяснять на основании слова Божия в духе мира и любви совершившиеся государственные события. 3). Обратиться к населению Симбирской епархии с особым пастырским воззванием, освещающим словами Священного Писания настоящий политический государственный переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таинство Елеосвящения, он считает, должно совершаться над всеми желающими. – «Совершенно не соответствует фактам утверждение будто обычай совершать Таинство Елеосвящения и над нележащими на одре болезни установился у нас после Патриарха Никона , когда в некоторых кругах Церковного общества возникла мысль о наступлении времён антихриста и о близости Второго пришествия. – О совершении Таинства Елеосвящения в Великий Четверток и в Великую Субботу над всеми присутствующими в храме говорит преподобный Симеон Солунский ... С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев – мало-помалу стали и у нас смотреть на Таинство Елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти... В Оптиной пустыни великие оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей, Амвросий и до последнего Нектария – во всякое время года совершали Таинство Елеосвящения над приходившими к ним... Также было в моё время в Зосимовой пустыни (в Александровском уезде)» (1:28,29). В чине Таинства Крещения он находит неудачные выражения: «Вообрази Христа... моим окаянством...» – надо: «Вообрази Христа Твоего в имеющем возродитися чрез мене недостойнаго» (1:554). Ещё: «В Месячной Минее январской... прошение в чине Богоявленского водоосвящения даётся в такой редакции: «О еже быти воде сей ПРИВОДЯЩЕЙ в жизнь вечную». Но ревнители старой буквы... говорят, что в греческом тексте в данном месте стоит слово, означающее падение воды в водопаде и, таким образом, здесь одним этим словом рисуется величественная картина скачущей, падающей каскадами воды в водопаде. Но я думаю: «приводящая в жизнь вечную» пускай проще, но понятнее» (1:554). А «чин, бываемый на нивах... аще случится вредитися от гадов». Святитель полагает, что принадлежит скорее к апокрифам и потому возможным к исключению из Требника. «Впрочем, я знаю, – продолжает он, – что совершение сего чина по вере православных приносило желанные плоды» (1:555). По поводу отпустов – не следует удлинять их множеством имён святых, которых какой-либо батюшка особенно чтит. – «Таким батюшкам, да и всем вообще... следует порекомендовать... поминовение многих святых по личному усердию» совершать «в полном одиночестве, затворясь в клети своей» (1:570–571).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

191 the text says, according to Beaulieu’s translation: “On account of the wish for an entu priestess, in the month Ululu, the month (whose Sumerian name means) “work of the goddesses,’ on the thirteenth day the moon was eclipsed and set while eclipsed. Sin requested an entu priestess. Thus (were) his sign and his decision.” (Beaulieu, op. cit., p. 127) The conclusion that this lunar eclipse indicated that Sin requested a priestess was evidently based on the astrological tablet series Enurna Anu Enlil, the “Holy Writ” of the Assyrian and Babylonian astrologers, who regularly based their interpretations of astronomical events on this old omina collection. A lunar eclipse seen in the morningwatch of Ulûlu 13 is expressly interpreted in these tablets as an indication that Sin desires a priestess. – See H. Lewy, “The Babylonian Background of the Kay Kaus Legend,” Archiv Orientální Vol. XVII (ed. by B. Hrozny, Prague, 1949), pp. 50, 51. 193 Lambert, “A New Source for the Reign of Nabonidus, “Archiv fur Orientforschung, Vol. 22 (ed. by Ernst Weidner, Graz, 1968/69), pp. 18. Lewy’s conclusion has been confirmed by other scholars. (See for example Beaulieu, op.cit., pp. 127128.) The eclipse of September 26, 554 BCE, was examined in 1999 by Professor F. Richard Stephenson at Durham, England, who is a leading expert on ancient eclipses. He says: ” My computed details are as follows (times to the nearest tenth of an hour): (i) Beginning at 3.0 h[our] local time, lunar altitude 34 deg[rees] in the SW. (ii) End at 6.1 local time, lunar altitude 3 deg[rees] in the W. The eclipse would thus end about 15 minutes after moonset. A deep penumbral eclipse may possibly be visible for a very few minutes and them is always the possibility of anomalous refraction at the horizon. However, I would judge that the Moon indeed set eclipsed on this occasion.” – Letter StephensonJonsson, dated March 5, 1999 194 claim it is possible to find another lunar eclipse setting heliacally on UMW 13 a number of years earlier that fits the description given by Nabonidus, perhaps about twenty year’s earlier, in order to adapt the observation to the chronology of the Watch Tower Society. However, modern astronomical calculations show that no such lunar eclipse, visible in Babylonia, took place at this time of the year within twenty years, or even within fifty years before the reign of Nabonidus! The closest lunar eclipse of this kind occurred fiftyfour years earlier, on August 24, 608 B.C.E. The lunar eclipse of Nabon. No. 18, therefore, can only be that of September 26, 554 B.C.E. For additional information on the identification of ancient lunar eclipses, see the Appendix for Chapter 4: “Some comments on ancient lunar eclipses “

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

Лествица: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Ипполит Римский О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793.Русский перевод: Отцы и учители Церкви III века: Антология/Сост., биограф. и библиограф. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 219–242. О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793. Ириней Лионский Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979.Русский перевод: Священномученик Ириней Лионский . Творения. М., 1996. Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Исаак Сирин Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.Русский перевод: О божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. с сир., пред. и прим. игум. Илариона (Алфеева) . Изд. 2-е. СПб., 2001. Преподобный Исаак Сирин . О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева) . – Церковь и время 4 (13) 2000. С. 315–324. Слова подвижнические ­­ Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911. Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

—156— Апостола и имеет три главы, из коих в первой обозреваются апокрифические сказания, именно: πρξεις Παλου κα Πτρου, πρξεις Παλου, πρξεις Πτρου κα Παλου, περοδοι Πτρου κα Παλου, флорентийские акты Петра и Павла, славянские акты, сообщения Малалы, Ник. Каллиста, Георгия Амартола, Сим. Метафраста, письмо Дионисия Ареопагита к Тимофею, πρξεις Παλου κα Θκλος (стр. 41–182); во второй главе исследуются данные церковного предания (свидетельства Климента Римского и Мураториева отрывка) и общей истории (стр. 183–280); в третьей главе рассматриваются пастырские послания Ап. Павла к Тимофею и Титу, как источник сведений о последних днях жизни Апостола (стр. 281–408). Часть вторая, историческая, представляет последовательное и подробное описание подвигов Апостола за последние годы его жизни и мученической кончины, сделанные на основании выводов первой, критической, части; она делится также на три главы: в первой описывается освобождение Апостола от первых уз и путешествие его на восток (стр. 409–496), во второй – возвращение Апостола в Рим и путешествие на Запад, в Испанию (стр. 497–554), в третьей – третье прибытие Апостола в Рим, вторые узы Апостола, суд над ним и мученическая кончина (стр. 554–604). Пособиями автору служили: 1) исследования и издания апокрифической литературы, принадлежащие Стихарту, Тишендорфу и особенно Липсиусу, коего обширным трудом автор воспользовался обильно и многосторонне; 2) труды по исагогике, экзегесу, хронологии библейской истории и пр. Креднера, Визелера, Гофмана, Вейсса, Гильгенфельда, Гольтцмана, Иннокентия, А.В. Горского, Клитина и др. мн. Недостатками труда должно признать: а) отсутствие литературной обработки в изложении; б) неумеренные подробности в описаниях на основании одних только вероятностей исторических и психологических; г) переступающее меру научного беспристрастия и осторожности доверие к иностранным пособиям в тех случаях, когда для критики источников пускаются в ход католические тенденции, как мнимый признак слишком поздней эпохи римской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010