Ведь и сегодня ему можно предаваться и вне храма, и без идола. Но когда дьявол ввел в мир творцов статуй, картин и изображений всяческого рода, тогда-то и получило от идолов свое название это в то время новое, а впоследствии распространившееся бедствие рода человеческого. С тех пор источником идолопоклонства стало всякое искусство, каким бы образом оно ни создавало своих идолов. Ведь безразлично, вылепил ли их скульптор, вырезал ли резчик или выткал вышивальщик, потому что нет разницы, создан ли идол из гипса или посредством красок, из камня или бронзы, из серебра или ниток. Поскольку идолопоклонство совершается и без идола, то когда идол уже наличествует, безразлично, из какого он вещества и каков по форме, так что пусть никто не полагает, что идолом следует считать лишь освященное человеческое изображение. Следует здесь истолковать само слово. Εδος по-гречески означает «картина», отсюда происходит уменьшительное εδωλον, как у нас от «картины» происходит «картинка». Поэтому всякую картину или картинку, что-либо изображающую, следует считать идолом. Идолопоклонство же – это всякое служение, всякое угождение идолу. Поэтому создатель любого идола повинен в одном и том же преступлении, а вина служащего идолу народа не становится меньше, если он освящает для себя статую не человека, а бычка. Глава 4 Бог запрещает как создавать идола, так и поклоняться ему. Поскольку изготовление предшествует служению, то самое главное – чтобы не создавалось то, чему запрещено поклоняться. По этой причине, а именно с целью уничтожения почвы для идолопоклонства Божьим законом заповедано: Не делай идола, а сразу вслед за этим говорится: А также изображений тех, что на небе, на земле и в море ( Исх. 20:4 ), согласно чему рабам Божьим вообще были запрещены подобные искусства. Первым возвестил Енох, что все стихии и вообще все, что населяет мир, то есть живет на небе, на земле и в море, будет демонами и духами отступившихся ангелов направляться к идолопоклонству. Эти силы будут стараться сделать так, чтобы вместо Бога и наперекор Богу служением и почетом окружили их самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Все таинства имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю, телесную и духовную ( Тертуллиан ). Крещение есть «второе, духовное рождение», в котором умирает наш ветхий человек и рождается новый. Вместе с грехами в крещении уничтожается и смерть, ибо с устранением вины человека устраняется и наказание ( Тертуллиан ). Еретиков и раскольников следует крестить заново истинным крещением ( Тертуллиан , свт. Киприан). В таинстве покаяния верующим отпускаются все грехи, причем это право принадлежит только Церкви в лице ее законно избранной иерархии (свт. Киприан). Тертуллиан различает два покаяния: первое – подготовительное к таинству крещения и второе –после крещения, если в этом есть необходимость; оно должно сопровождаться публичным исповеданием своих грехов (exomologesis). В поздний период Тертуллиан разделял грехи на два вида: простительные, или легкие, и непростительные, или смертные (идолопоклонство, убийство и блуд). Тертуллиан и свт. Киприан сформулировали учение о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии, в котором мы преломляем и принимаем Тело Господне; в нем наша плоть питается Телом и Кровью Христовыми, а душа вскармливается Духом Божиим. Свт. Киприан особенно подчеркивает жертвенный характер Евхаристии, которая есть «таинство Господнего жертвоприношения» и возобновление Крестной Жертвы. Вопросов частной эсхатологии касался Тертуллиан и Лактанций , по мнению которых после смерти души всех людей отправляются в ад, где есть нижняя область (собственно ад) и верхняя –лоно Авраамова, две эти области разделяет великая и непроходимая бездна. Души грешников спускаются в нижнюю область ада, где они мучаются в предвкушении будущего Суда и вечных наказаний; а души праведников относятся на лоно Авраамово, где им уготовано утешение в предвкушении будущего блаженства; там они пребудут вплоть до конца света. Для душ, находящихся в таком состоянии ожидания, полезны молитвы родных, оставшихся на земле. Особое положение занимают души христианских мучеников, которые после смерти идут прямо в рай ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Теперь положение церкви совсем иное. жж) В вопросах покаянной дисциплины монтанисты были строжайшими ригористами. Практика принятия согрешивших в различных церквах и обстоятельствах была различная, как дело пастырской мудрости. Тертуллиан отмечает, однако, как обычный в кафолической церкви факт, что «neque idololatriae neque sanguini (убийство) pax ab ecclesiis redditur» («мир дается Церквам не для идолопоклонства и не для убийства»); к таким же peccata mortalia или mortifera (смертным или смертоносным грехам) он причисляет и «moechias et fornicationes» («разврат и блуд»). Поэтому, когда римский епископ объявил, что за грехи последнего рода дается прощение (pax) кающимся, Тертуллиан увидел в этом «эдикте» оскорбление святости церкви и позор для христианского имени и в полемике против этой римской практики развил свой монтанистический взгляд на покаянную дисциплину. Тертуллиан различает легкие грехи (leviora delicta) от тяжких, смертных (mortalia, mortifera). В первых кающемуся дает прощение епископ, последние непростительны: их разрешить может только Бог (venia inremissibilibus a solo Deo). Впавший в такие грехи всю жизнь должен провести в покаянии и не разрешается даже и при смерти: смертные грехи отпускаются только чрез крещение, разрешить их – значило бы повторить крещение; поэтому тяжким грешникам вход в церковь открыт только чрез «крещение крови», мученичество. При всем высоком уважении к мученикам, Тертуллиан и им не дозволяет предстательства за других: кровь мученика очищает лишь его собственные грехи. С желчью Тертуллиан рисует те сцены, когда к христианским исповедникам сбегались со всех сторон люди, тяжкими грехами заградившие себе вход в церковь . Впрочем, не дозволяя прощать «смертных» грехов, Тертуллиан исходит не из каких-нибудь догматических предположений, ограничивающих власть церкви: « церковь может прощать грех» – гласит одно изречение монтанистического пророка, – «но я не сделаю этого, чтобы не стали грешить еще больше». Следовательно, эта строгость есть лишь дело пастырской мудрости монтанистических предстоятелей. Тертуллиан находит, что простить тяжкого грешника можно бы только тогда, когда последовало бы о нем особое, специальное божественное откровение. Так, по мнению Тертуллиана, и ап. Павел ( 1Кор.5:1–5 , 2Кор.2:1–10 ) действовал в вопросе о коринфянине «поп ex disciplina, sed ex potestate», в силу особого божественного полномочия. Таким образом, признавая в епископах преемников апостолов, монтанизм на этом пункте противопоставлял иерархии авторитет своих пророков, в которых говорил Сам Бог. «Et ideo ecclesia quidem delicta donabit, sed ecclesia spiritus per spiritalem hominem, non ecclesia numerus episcoporum. Domini enim, non famuli, est jus et arbitrium; Dei ipsius, non sacerdotis» («Таким образом Церковь даровала проступки, но Церковь духа через духовного человека, а не Церковь как совокупность епископов. Ведь господами, а не слугами, являются право и суждение; Самого Бога, а не священника»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

«По крайней мере, от Бога я не отрекался, – говоришь ты, – поскольку не клялся». Но как же, даже если ты и не поклялся, ты все же утверждал, что клянешься, если согласился на такую сделку? «Не имеет силы то, о чем не говорится при заключении письменной сделки и о чем молчат буквы». – Ведь и Захария, наказанный временной немотой, смог ее преодолеть, разговаривая посредством души. Своими руками продиктовал он слово, идущее из глубины сердца, без языка смог произнести имя сына. Речь его раздавалась из-под пера, и рука его звучала на письме яснее и звучнее всякого звука 57 . Как можно задаваться вопросом, говорил ли тот человек, о котором точно известно, что он говорил! Помолимся же Господу о том, чтобы никогда нам не приходилось оказываться в таком положении, когда необходимо заключить подобную сделку. Если же все-таки это произойдет, да наградит Господь братьев наших возможностью нам помочь или же нас самих – такой твердостью, чтобы преодолеть неотступность нужды. В противном случае эти заменяющие речь строки отрицания Бога будут предъявлены против нас в Судный день, и подписаны они будут уже не стряпчими, но ангелами. Глава 24 Среди таких вот скал и заливов, мелей и проливов идолопоклонства, под парусом Духа Божьего плывет корабль веры. Кораблю этому ничто не угрожает, если вера зряча, он в безопасности, если вера восторженна. Тем же, кто упал с корабля, не выплыть из глубин, тем, кто с него сброшен, не избежать погибели, тем, кто погряз в идолопоклонстве, не одолеть водоворота. Всех, кого захлестывает поток идолопоклонства, заглатывает преисподняя (ad inferos). И пусть никто не говорит: «Кому же тогда под силу уберечься?» Следовало просто оставить мир. Разве не лучше уйти от него, чем оставаться и быть идолопоклонником? Нет ничего легче, чем обезопасить себя от идолопоклонства, если в душе присутствует страх перед ним. Любая нужда не так страшна, как опасность идолопоклонства. Потому-то Дух Святой и ослабил через апостолов наши узы и оковы, дабы мы свободнее избегали идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология. Париж-Москва, 1996, с.8. Тертуллиан. Об идолопоклонстве//Избранные сочинения. М, 1994, с. 292.. Тертуллиан. Ук.соч., с. 288. См.: св.Иустин Философ. Апология II.//Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 359. Крупнейший католический теолог и философ XX в. Карл Ранер по-своему продолжил эту идею, развивая концепцию " анонимного христианства " . По его мнению, пока человеку не представят в ясной форме Евангелие Иисуса Христа, благодать может достичь его и через иную религию. Более того, она может проникнуть и в атеиста, который, таким образом, обретает подлинно христианскую веру, надежду и любовь, продолжая оставаться атеистом. Потому что Бог входит в совесть каждого человека, даже если человек и не осознает этого. О жизни " по совести " как залоге спасения каждого человека, вне зависимости от его религиозных убеждений, говорилось и на II Ватиканском Соборе. В Пастырской Конституции " О Церкви в современном мире " отмечалось, в частности, что " Спасение не только для верующих во Христа, но и для всех людей доброй воли, в сердце которых невидимым образом действует благодать Христова " . Тертуллиан. О женском убранстве.//Ук.соч., с.348. См. об этом: Св. Исаак Сирии. Подвижнические наставления. Л Добротолюбие. Т. 2. Троице-Сергиева Лавра, с. 656-657. Августин Блаженный. О граде Божием//Творения. Т.4. М., 1998, с. 564. Ориген. Против Цельса. М., 1998, с. 26. Климент Александрийский. Строматы.//Отцы и учителя Церкви III в. Антология. Сост. иеромонах Илларион (Алфеев). T.I, M. 1996, с. 42. Тертуллиан. Ук.соч.. с.287. Там же. С.291. Там же, с.345-346. Также в своем сочинении " Об идолопоклонстве " Тертуллиан говорит и о пагубности международной торговли, которая всегда была двигателем развития культурных контактов между народами. " В то время как Бог распределил вещи по странам, так что они бывают редки, где не родятся, мы, вместо того, чтобы довольствоваться тем, что нам предоставлено, стремимся обладать такими вещами, которые Бог определил в пользу других народов. Эта проклятая страсть не имеет границ "http://Указ, соч., с. 349.

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

В сочинении de poenitentia Тертуллиан говорил безразлично обо всех грехах, для всех грешников открывал дверь покаяния, хотя и однажды всем грешникам обещал милосердие Божие, под условием искреннего раскаяния и твердой решимости исправить жизнь свою. Позже, по переходе в монтанизм, взгляд его видоизменился, стал ригостичнее. Взгляд Тертуллиана – монтаниста на грехи и покаяние выражен в его сочинении «de pudicitia». Превознося целомудрие 1308 и осуждая прелюбодеяние, Тертуллиан по связи предмета говорит и о других грехах. Трактат de pudicitia 1309 вызван был эдиктом римского епископа 1310 , в котором (эдикте) римский епископ обещал отпущение грехов блудникам и прелюбодеям, когда они раскаются 1311 . Эдикт этот не подходил под взгляд Тертуллиана – монтаниста, ригористически смотревшего на прегрешения людей; поэтому Тертуллиан , нисколько не стесняясь, называет его «edictum, cui adscribi non potent bonum factum»; его не должно быть в церкви, этой Христовой невесте, истинной, целомудренной и святой; он открывает дверь прелюбодеянию, делает храм Божий не вертепом уже разбойников (Мф. 21:13), а притоном блудников и прелюбодеев 1312 . Пусть ссылаются на то, что Бог благ, милосерд, желает не смерти грешника, а покаяния ( Иез. 18:23. 32; 33:11 всем человеком хощет спатися, паче же верным ( 1Тим. 4:10 ); следовательно, и отпущение грехов, даже и прелюбодеяние согласно с благостью Божией. Ссылка эта, по представлению Тертуллиана , не дает права так снисходительно относиться ко всем грешникам без исключения. Бог благ, но вместе с тем и свят, и от людей требует святости; Бог по природе благ и милосерд, но с милосердием Его неразрывно соединено и другое свойство – правда 1313 . Эта правда не позволяет открывать подобными эдиктами дверь в церковь Божию прелюбодеям. Для лучшего уяснения дела и подтверждения своей мысли Тертуллиан делает разграничение между грехами: одни грехи считает грехами смертными, другие не смертными 1314 , одни простительными, другие непростительными 1315 ; простительные грехи можно загладить искренним раскаянием, при непростительных же всякое покаяние будет излишним, напрасным 1316 . К грехам смертным или непростительным он относит человекоубийство, идолопоклонство, обман, отречение, хулу, блуд, прелюбодеяние и всякое осквернение храма Божия 1317 , а по другому перечислению – идолопоклонство, хулу, человекоубийство, прелюбодеяние, блуд, лжесвидетельство, обман 1318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Само Божественное Писание нас как бы связало в одно неразрывное целое; его черты – наш взаимный цемент; само оно (прелюбодеяние) не может быть без нас – своих пособников. Иногда я, идолопоклонство, доставляю удобные случаи прелюбодеянию. Мои священные леса, мои холмы, мои живые воды – все, включая храмы среди городов, знают все, что мы делаем для ниспровержения целомудрия. Я, убийство, работаю также часто для прелюбодеяния; не говоря о трагедиях, – отравители и маги знают, скольким позорным сожительствам я мщу, сколько защищаю чрез истребление соперников, сколько стражей, доносчиков, свидетелей я стираю с лица земли. Акушерки также знают, сколько прелюбодейных зачатий было вытравлено. Даже у христиан прелюбодеяние не обходится без нас. Где находят дела нечистого духа, там и идолопоклонство, где человек запятнан нечистотою, – там же встречаем и убийство. Таким образом нет середины: или прелюбодеяние совершенно лишено благ покаяния или прощение можем получить мы все трое. Или мы удержим прелюбодеяние или последуем за ним!» Тонкость нравственного чувства, с которой Тертуллиан ставит в параллель три порока, не менее замечательна в похвале стыдливости, которой и открывается его трактат «о стыдливости»: «невинность – цвет нравов, честь тела, слава двух полов, чистота крови, обеспечение человеческого рода, основа святости, образец всякой добродетели!» Тертуллиан предвидит упрек за то, что он собрал из Св. Писания массу разнородных текстов, осуждающих нарушение законов стыда, в защиту крайнего ригоризма, отнимающего у грешника последнюю надежду – испросить прощение своим раскаянием. «Я согласен, возражает Тертуллиан , что церковь имеет власть отпускать грехи, но какая церковь? Церковь ли психиков, церковь ли епископов! Нет! Только церковь людей духовных, церковь, руководимая самим Духом Божием. Власть прощать грехи после Петры и Апостолов принадлежит только людям духовным – Апостолу или пророку. Потому что церковь, по началу и существу своему, есть Дух, в котором Троица Единаго Бога, Отца, Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле/А. Ю. Братухин, пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. — 256 с. 7 сентября 2005 г. 16:42 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. в Карфагене и умер между 220 и 240 гг. Приняв в зрелом возрасте христианство, он стал одним из самых ярких и ярых его защитников. Отстаивая свою веру, он громит язычников, спорит с иудеями, атакует еретиков-гностиков, борется за чистоту нравов внутри христианской общины. Вниманию читателей предлагается новый перевод на русский язык «Апологетика», одного из первых сочинений Тертуллиана, и «К Скапуле», одного из его последних творений. Обе эти работы были адресованы языческой аудитории. Полемика Тертуллиана с идолопоклонством носит бескомпромиссный характер, наиболее ярко отражая борьбу христианства с языческими верованиями. Во вступительной статье затрагивается вопрос взаимоотношений античной и христианской культур. Поверхностный на первый взгляд конфликт между отжившими мифами и Библией отражает противоречие между двумя мировоззрениями, двумя религиозными парадигмами: иудео-христианским креационизмом и языческим манифестационизмом. Восприятие Тертуллианом мифологии показывает нам отношение образованного христианина, жившего на рубеже II–III вв. в западной части Римской империи, к своему преодоленному прошлому. Перевод снабжен комментариями, указателем имен и библиографией. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39017.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010