Прем.14:13 . Не было их вначале, и не во веки они будут. 13 . «Не было их в начале…» Писатель ясно выражает мысль, что многобожие – не изначальное, а позднейшее явление в религиозной жизни человечества. К мысли о том, что начальная религия была монотеистической, писатель пришел не путем отвлеченного размышления о существе религиозной потребности в человеке, как в этом убеждаются современные богословы, а через повествование Св. Писания о первых людях, которые знали и почитали единого истинного Бога. «…и не вовеки они будут» . На чем писатель основывает эту свою надежду, он раскрывает в следующем стихе. Прем.14:14 . Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. 14 . Идолопоклонство потому не может быть вечным явлением в религиозной жизни, что оно явилось по пустому и ничтожному побуждению. Идолы «вошли в мир по человеческому тщеславию…» Κενοδοξα едва ли означает здесь в собственном смысле тщеславие, честолюбие, ибо, раскрывая свою мысль далее, писатель говорит о другом, более благородном мотиве возникновения идолопоклонства, о скорби по любимом покойнике. Поэтому лучше переводить это слово – «пустая мечта», «химера». Прем.14:15 . Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. 15–20 . В этих стихах писатель указывает двоякое происхождение обоготворения изображений людей. Во-первых, скорбь о любимом покойнике побуждала для сохранения памяти о нем делать его изображение; впоследствии забывалось, что почитаемое изображение представляет человека; ему воздавались божеские почести (15–16 ст.). Во-вторых, подданные делали изображения своих князей, желая воздавать им почести и в их отсутствие; продолжаясь и после смерти князей это почитание переходило в обоготворение (17–20). Таким образом, по мысли писателя книги Премудрости, идолопоклонство явилось прежде всего в форме обоготворения людей, и языческие боги были умершие люди. Такого воззрения на происхождение идолопоклонства не встречается нигде в других книгах Св. Писания Ветхого Завета. Но у древних греческих писателей такой взгляд высказывался неоднократно, особенно же он был развит Эвгемером и по его имени называется обыкновенно эвгемеровским. Из этого источника писатель нашей книги, надо полагать, почерпнул свое объяснение происхождения идолопоклонства. Христианские писатели – Иустин Философ , Климент Александрийский , Тертуллиан , Лактанций , Августин – широко пользовались этим взглядом, как сильным доводом против веры язычников в своих богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

650 С именами Серуха и Нахора, которые в Библии упоминаются в перечне послепотопных патриархов и в родословной Христа ( Быт. 11:20–26 ; Лк. 3:33–35 ), связывается историческое повествование о начале идолопоклонства, которое излагается в варианте, близком «Хронике» Георгия Амартола. Отличие состоит в том, что Палея выделяет этапы в эволюции идолопоклонства, связывая появление этого языческого заблуждения с именами Серуха и Нахора, тогда как у Амартола идолопоклонство приписывается одному Нахору, причём статья дополнена обширным обличением кумирослужения (ср.: Истрин–1920. С. 39–60). Содержащиеся в рассказе сентенции о роли дьявола, совратившего древних евреев в идолопоклонство, является вставкой, внесённой русским Составителем Палеи. Эта вставка относится к блоку свидетельств о враге Божьем и человеческом, рассеянных по разным частям Палеи. Мысль о том, что идолопоклонство возникло из почитания изображений героев и выдающихся людей, неоднократно высказывалась в христианской литературе, в частности Тертуллианом, Лактанцием , Афанасием Великим и другими богословами. Исходной посылкой для такой трактовки начала идолопоклонства был текст из Книги Премудрости Соломона: «Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мёртвого человека, затем стал почитать его, как бога, и предал подвластным тайны и жертвоприношение. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. Кого в лицо люди не могли почитать по отдалённости жительства, того отдельное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. К усилению же почитания … поощряю тщание художника, … а народ, увлечённый красотою отделки незадолго перед тем почитаемого, как человека, признавал теперь божеством. И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщаемое Имя прилагали к камням и деревьям» ( Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Будучи бесплотны, ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Св. Иустин Мученик учит, что ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так ангел говорит Товиту: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил – только взорам вашим представлялось это» ( Тов 12. 19 ). Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, «хлебом ангельским» ( Пс.77:25 ), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души. Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира. Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:29–30 ). Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли свт. Иоанна Златоуста , всякое число. В некоторых апокрифах говорится о браке между ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из Книги Бытие, где сказано о браках «сынов Божиих» с «дочерями человеческими» ( Быт.6:4 ), толкуется как сообщение о нечестивом «смешении женской крови с ангельским огнем». Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан , св. Иустин Философ , Климент Александрийский , считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова ап. Павла: «Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор.11:10 )). Мнение о возможности брачных отношений человека с богами (то есть демонами) было очень распространено в язычестве. В культах Ваала, Диониса, Астарты и других встречается огромное количество богов-отцов и матерей, богов любви, которые вступают в брак между собой и людьми. Так называемая «священная проституция», практиковавшаяся в языческих храмах, олицетворяла отношения божеств. Не случайно в Ветхом Завете Бог клеймит ритуалы язычников, называя идолопоклонство блудодейством ( Исх.34:15 ; Ис.1:21 ). Когда ап. Иуда в своем Послании сообщает об ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище ( Иуд.6 ), то здесь не следует искать намека на какой-то демонический брак, но надо разуметь отпадение части ангелов от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Имперский пацифизм христианства Сейчас как-то не принято говорить, что для ветхозаветного иудаизма одним из важнейших признаков пришествия ожидаемого ими Мессии-Христа являлось воцарение мира между народами и прекращение войн, как об этом говорится в книге пророка Исаии: « И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать » (Ис. 2: 4). Для современного иудаизма отсутствие всеобщего мира и продолжение войн является главным аргументом против признания в нашем Господе Иисусе ожидаемого ими Мошиаха. В связи с чем некоторые из христианских богословов склонны относить эти пророчества ко Второму Христову Пришествию, когда Господь в конце времен явится во всей своей силе и славе. Однако Святые Отцы и христианские писатели первых веков единогласно свидетельствовали, что это пророчество в точности исполнилось с Боговоплощением Господа нашего Иисуса Христа. « И перекуют свои мечи на орала и копья на серпы, - т.е. обратят способности преступных душ и злых языков, и всей злобы и хулы к упражнениям в скромности и миролюбии, - и не поднимет народ на народ меча, - конечно, раздора, - и не будут больше учиться воевать, - т.е. проявлять враждебность, дабы и из этого места ты понял, что обещанный Христос - не мощный в брани, но миротворец. Или отрицай, что это предсказано, когда оно оказывается перед глазами, или что оно исполняется, когда об этом читают, или, если не отрицаешь то и другое, оно будет исполнено в Том, в отношении Кого и было предсказано » (Тертуллиан (155/60г.-220/40г.)) « С тех пор, как Христос вочеловечился... господствуют мир и вера, оттого что люди уже не так склонны к идолопоклонству, как прежде » (священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский « Каждый из нас, будучи прежде исполнен войною, взаимным убийством и нечестием всякого рода, по всей земле переменил воинские орудия, - наши мечи на орала и копья на земледельческие орудия - и мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду, данную Самим Отцом чрез Распятого » (мученик Иустин Философ (кон. I/нач. II в. - 165г.))

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/19/...

Также грешат против этой Заповеди и те, кто, будучи формально православными, или впадают в отчаяние, не веря в то, что Бог может спасти их, или ленятся ходить в храм и вообще молиться, или любят творение больше Творца. Человекоугодники и люди, надеющиеся на человека, также согрешают против нее и в «награду» себе получают разочарование в людях. Ведь, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Вторая Заповедь Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Вторая Заповедь Господня запрещает почитание и изображение идолов – ложных богов, сделанных из камня или дерева, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни говорить. Великим грехом перед глазами Создателя является сооружение таких истуканов, закрывающих собою Бога истинного. Как сказал древний учитель Церкви Тертуллиан , «идолопоклонство есть величайшее преступление мира, единственная причина Страшного Суда». К сожалению, сейчас новый расцвет язычества показал, как многие навлекают на себя гнев Божий нарушением этой Заповеди. Это и вера в гороскопы, и ношение амулетов (а ведь у многих на груди вместо святого креста висят знаки зодиака, что является идолопоклонством). Грешат против нее и те, кто поклоняется деревьям и камням, «заряжаясь» от них и «подключаясь к космической энергии». Многие в домах держат настоящих идолов – статуэтки Будды, шаманские маски, истуканы древних богов, а часто и воскуряют перед ними ароматические палочки – и при этом считают себя христианами. Приезжая в чужие страны, туристы бегут в капища, крутят молитвенные барабаны, поклоняются идолам и думают, что это просто ритуал. Но все это – смертный грех , великое преступление против Самого Бога. По правилам Церкви, тот, кто принес жертву идолам, перестал быть христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Кто есть верный свидетель Антипа? Известный апологет того времени Тертуллиан повествует, что в гонение, бывшее при императоре Домициане, один благочестивый христианин Антипа был брошен в раскаленного медного быка и сожжен за исповедание Господа Иисуса. Ст. 14. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Ст. 15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Ст. 16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Старец Валаам, почитавшийся пророком, научил Валака, царя Моавитского и Мадиамского, послать в стан еврейский моавитянок и мадиамитянок для обольщения народа Божия и преклонения его к идолопоклонству. Валак последовал сему совету, и множество евреев впали в преступление, увлеченные блудом и сладострастием. Этим указывается здесь на сущность развратного учения николаитов, которое ненавидит Господь. Не тот еретик, кто обманывает себя, ибо может хулить Бога и несознательно, будучи обольщен другими. За таковую хулу он не будет осужден (см. Мф. 12: 31–32). Ересь начинается там, где происходит духовный рост собственного Я, именуемый гордостью. Тому, кто настаивает именно на своем понимании истины, и Вселенский Собор будет не указ. Таковые и Христа назовут веельзевулом (см. Мф. 10: 25). Именно сознательное противление Истине называется хулой на Святого Духа. Они, как преисполненные именами богохульными, будут убиты мечом уст Божиих (см. Откр. 13: 6; 17: 3; 19: 21). Ст. 17. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Догматы Церкви есть тот белый камень, на котором основывается вера человека, не поклоняющегося идолу лжеименного разума, готового любодействовать с любой мыслью и идеей. Как в медном быке, пребывая в разженном похотями мире, ищущие Царства Божиего и правды Его прежде всего в себе не остаются без помощи (см. Мф. 6: 33; Лк. 17: 21). Господь дает им все необходимое для победы над собой. Поэтому Пергамские победители получат в Царстве Божием новое имя, соответствующее их победам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Придет ли день поста? Муж именно в сей день пригласит друзей на пиршество. Случится ли крестный ход в Церкви? Никогда столько забот и занятий не было в идолопоклонстве. Какой муж идолопоклонник дозволит жене беспрепятственно посещать братьев, обходить деревни, навещать бедных в хижинах? Какой муж захочет расстаться с женою ночью, чтоб она пришла молиться с братиею во время ночных бдений? Стерпит ли он, чтоб она проводила всю ночь в церкви в праздник воскресения Христова, и чтоб она являлась приобщаться святых тайн, которыми он пренебрегает и гнушается? Будет ли он смотреть равнодушно, что она ходит в темницы целовать оковы мучеников? И что скажет он, когда узнает, что жена его должна давать братьям лобзание мира, должна подносить воду для омытия ног верующих, разделять с ними хлеб и вино во время вечери, проводить время в созерцании и молитве? Если придет путешественник из Христиан: то какое гостеприимство будет он иметь в доме язычника? Когда надобно будет дать бедному хлеба: то не найдет ли жена неверующего житницу свою запертою? Глава 5 Но, скажет иной, есть и такие язычники, которые не только не беспокоят христиан, но их поддерживают и покровительствуют. Тем хуже. Язычникам не следовало бы и знать о наших добрых делах, которые должны бы видеть одни только верующие. Худо для нас то, когда мы творим добрые дела под их покровительством. Покровительствующий знает, что мы делаем; если же мы скрываем сие от него на тот конец, чтоб он нам не покровительствовал: то мы его боимся. Бог , повелевая нам творить добро с тем, чтобы другие о том не знали, вместе с тем велит нам творить его и с тем, чтобы мы не покорялись язычникам. Стало быть, жена в том и другом случае будет грешить, хотя бы муж знал о том, или хотя бы она, признавая власть его над собою, скрывала от него свои религиозные занятия. «Не бросайте, – сказано, – жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф 7.6 ). «Жемчуга» ваши суть добрые дела: вот что надобно вам скрывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pos...

XIII. Тертуллиан Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Болотов; Шмеман, Исторический путь. На Западе вторым по величине и значению городом после Рима был Карфаген , столица провинции Африка. В деревнях жили выходцы из Финикии пунийцы, говорящие на пунийском языке, принадлежащем к семитской группе языков (их потомки сейчас заселяют Мальту), и берберы. Большую часть обитателей городов, администрации провинции и землевладельцев составляли римляне. Значительным сегментом населения были греки. Многие жители провинции владели греческим, и именно среди них в первую очередь начало распространяться христианство. В конце IV в. епископ в Гиппоне (второй город провинции после Карфагена) был греком, очень плохо знающим латынь. Греки переселялись в Африку либо с Востока, либо из Южной Италии и Сицилии. Очевидно, что христианство пришло туда весьма рано, но первое упоминание о нем мы находим в «Актах нубийских мучеников», датируемых 180 годом. В 202 г. началось жестокое гонение Септимия Севера. В амфитеатре мученически погибли христианка Перпетуя и ее служанка Фелицитата. В акты мученичества включен бесценный документ - дневник, который Перпетуя вела в тюрьме. Самым известным человеком в ранней истории христианства в Африке, несомненно, является Тертуллиан, оставивший после себя значительный корпус сочинений. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье. Он получил светское образование и сделался юристом. Обратился в христианство приблизительно в 193 г. в Карфагене. Стал пресвитером. Потом он переехал в Рим, где составил себе обширную юридическую практику. Тертуллиан очень много писал. Около 207 г. он уклонился в монтанизм. Умер Тертуллиан вскоре после 220 г. Тертуллиан обладал острым умом, сложным и оригинальным характером. Его блестящие полемические сочинения - саркастические, едкие - подавляют аргументами, выставляют противника глупцом. Может быть, самые интересные писания Тертуллиана посвящены должному поведению христианина в обществе, пронизанном языческими обычаями. Тертуллиан требовал, чтобы христиане тщательно уклонялись от всех форм разврата идолопоклоннического мира. Он заявляет бескомпромиссное «нет» театрам, армии, государственным должностям, связанным с идолопоклонничеством. В его трактовке христианская жизнь - это прежде всего схватка с диаволом, борьба не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому он столь бескомпромиссен: ни в коем случае нельзя допускать никакого идолопоклонства. Тертуллиану было безразлично общественное мнение. Он мог использовать сомнительные аргументы, если они приносили ему победу над его противником. Иными словами, он считал, что против диавола можно использовать его же собственное оружие.

http://sedmitza.ru/lib/text/434691/

Труды Все произведения Тертуллиана можно разделить на два периода: кафолические и монтанистские. По содержанию в том и другом периоде можно различить три группы - сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические. К некоторым вопросам Тертуллиан возвращается и это дает возможность определить изменение его взглядов. Признаки по которым можно отнести сочинения Тертуллиана к монтанистскому периоду, заключаются в упоминании пророчеств Монтана , Максимилы и Присциллы , ссылках на Параклет ( Святой Дух ), особом значении признаваемом за постом , осуждении второго брака и бегства во время гонений на веру, строгом отношении к вероотступника, жаждущим быть принятыми вновь в христианскую общину, нападки на " психиков " (т.е. " кафолических " христиан) с обвинениями в потакании слабостям и порокам. Строгое разграничение сочинений Тертуллиана по указанным группам невозможно, т.к. некоторые сочинения, написанные в период монтанизма, имеют своей задачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфически монтанистского. К первому периоду относятся сочинения Тертуллиана касающиеся внутренней христианской жизни, как то о молитве ( " De oratione " ), о крещении ( " De baptismo " ), покаянии ( " De poenitentia " ) и терпении ( " De patientia " ) - добродетели, которой сам Тертуллиан не обладал. В них мы встречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней . Смысл ее Тертуллиан видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческого жертвоприношения . Любопытны указания на обычаи первых христиан, в коих ясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написано против ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Тертуллиан смотрит на крещение как на своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как присотворении мира, так и в особенности при крещении. Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Тертуллиана о зрелищах ( " De spectaculis " ) и об идолопоклонстве ( " De idolatria " ). Здесь Тертуллиан старается определить отношение христианина к язычникам. Идолопоклонство - величайший грех . Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией , так как она демонического происхождения; христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в язычестских праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т.д.

http://drevo-info.ru/articles/1548.html

И такие люди избирались даже в иерархические степени 94 . Тертуллиан не мог делиться подобно этим людям между христианством и язычеством, но он впал в противоположную крайность. Он объявил недостойным для христианина все, что имело хотя отдаленный намек на идолопоклонство и дошел до того, что почти в каждом ремесле нашел языческие элементы. Он запретил даже заниматься преподаванием словесности 95 . Убеждал оставить не только продажу предметов языческого культа, но и всякую вообще торговлю, потому что «побуждением к торговле служит сребролюбие и страсть к наживе, средством же ложь и клятвопреступление 96 . Большинство христиан не хотело видеть язычества там, где оно было очевидно, било, так сказать, в глаза, за то Тертуллиан часто только при помощи археологии или натянутого толкования мог поставить известный обычай в связь с идолопоклонством. Во время праздников в честь кесаря язычники, а вслед за ними и христиане украшали свои дома иллюминацией и цветами. Тертуллиан делает историческую справку и находит, что возникновение этого обычая стоит в связи с древним верованием Римлян в богов дверей, порогов, косяков, верованием, уже угасшим к этому времени, так что о нем можно знать только из книг (De idol. 15). Таким образом, и это обычай он сводит к идолопоклонству. Суетная и пустая христианка употребляет духи и шафран для своей прически. Тертуллиан объявляет ее голову жертвенником, а духи и шафран – жертвою нечистому духу 97 . Ригоризм Тертуллиана проявляется не только в требовательности иногда излишней, но и в отсутствии снисходительности к слабости других и игнорирования смягчающих обстоятельств. Его требования одинаково строги и суровы и к простому, свободному и независимому христианину, которому сравнительно легко было избежать соприкосновения с язычеством, и к государственному чиновнику, воину и даже рабу 98 , душа и тело которого принадлежали по закону господину. Все христиане вступили в воинство Христово и все должны были готовы на страдания и смерть 99 . Еще до перехода своего в монтанизм Тертуллиан неодобрительно отзывается о втором браке, склоняется к мнению о невторяемости покаяния и стоит за перекрещивание еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/te...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010