Но достигши возраста мужа, я освободился от всего, что удержал из детства». Когда римский епископ Зефирин издал эдикт о прощении прелюбодеяния и блуда, Тертуллиан не вынес этого, и взрыв вылился в известной тираде в трактате «o стыдливости»: я узнал, что издан эдикт и притом решительный. Верховный первосвященник или епископ говорит так в этом эдикте: «я отпускаю грех прелюбодеяния и блуда сотворившим покаяние...» Вот – эдикт, о котором нельзя сказать: доброе дело! Этот декрет следовало бы повесить не на дверях церкви, а на дверях домов терпимости; там его настоящее место! Сам Тертуллиан в вопросе об отпущении грехов – то отвергает власть церкви отпускать тяжкие грехи, то, признавая ее, утверждает, что церковь должна воздерживаться от ее применения, то ограничивает эту власть только церковью духовных, т.е. монтанистов, в лагерь которых перешел и сам 199 ! Argumentun : Гл. 1. Высокая ценность скромности в глазах всех, еще более перед лицом церкви Божией. Эдикт епископа епископов (папы Зефирина), напротив того, по мнению Тертуллиана , оскорбил ее разрешением прелюбодеяния. С тех пор Тертуллиан вышел из общения с римскою церковью, называя христиан, не разделявших его взглядов, психиками или еретиками. Гл. 2. Свою чрезмерную суровость Тертуллиан усиливается защитить текстами из Свящ. Писания, выводя, в противоположность психикам, что одни грехи заслуживают прощения, другие – ни в каком случае. Гл. 3. Если некоторые грехи отнюдь не могут быть прощены, тогда зачем же допущено покаяние? Тертуллиан отвечает, что покаяние подготовляет человека к суду Божию и вовсе не излишне. Гл. 4. Рассуждение о степени греховности прелюбодеяния и блуда. Гл. 5. Изображение порока прелюбодеяния. На основании Св. Писания доказывается, что этот порок следует осуждать наравне с идолослужением и убийством. Гл. 6. Хотя в Ветхом Завете можно находить примеры прощения прелюбодеяния, но есть также и примеры осуждения. Но в Н. Завете должен быть установлен новый порядок, более строгий. Гл. 7. Притча о заблудшей овце относится де не к христианам-грешникам, а к язычникам. Подобным же образом – и притча о потерянной драхме. Гл. 8. В притче о блудном сыне старший сын не означает иудейского народа, а младший христианства, как обыкновенно понимают, но только де языческий мир. Гл. 9. Продолжение. Гл. 10. Так как раскаяние свойственно и язычникам. Гл. 11. Факты прощения грешников со стороны Спасителя (жена-блудница, самарянка) будто бы ничего не говорят против автора и не указывают де на законность прощения тяжких грехов, потому что произошли до завершения Нового Завета в страдании, смерти и воскресении Спасителя и в сошествии Св. Духа. Гл. 12. Переход к посланиям Апостолов. В Новом Завете, равно как и в Ветхом, убийство, прелюбодеяние и идолопоклонство приняты были во время апостольского собора за недопустимые грехи. Гл. 13. Рассмотрение вопроса о прощении, данном Апостолом кровосмесителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

2) «О зрелищах» (30 гл. – 198 г.) – по случаю победы над бунтовщиками Септимием Севером были устроены пышные празднества с языческим уклоном. В них принимало участие много христиан, которые считали, что религия – в совести и сердце, и она не потеряет ничего, если ухо и глаза дозволяют себе некоторые развлечения. Тертуллиан восстал против этого с пламенной ревностью, как ревнитель чистоты христианской веры. Участия в этих празднествах христиан приравнивается к идолослужению. Христианское благочестие хранится в спокойном состоянии духа, а зрелище нарушает покой духа и невольно приводит в состояние рассеянности, стоящие в связи с идолослужением и возбуждающим грубые страсти. Сердце же оскверняется от бесстыдства и нечистоты. Он писал: «Если всякая нечистота должна быть для нас мерзостью, зачем же мы будем слушать то, о чем не должны говорить, зная, что за каждое слово праздное должны дать ответ Богу? 3) «О женских украшениях – две книги» (1,9 гл.; П. 13 гл. – 203 г.). Тертуллиан стремился охранить христианок своей эпохи от наклонностей к роскоши, желаний выделяться и нравиться, между тем как, по его мнению, единственной охраной достоинства жены и матери является простота и скромность вкусов. Во время написания трактата Тертуллиан склонялся уже к монтанизму, чем объясняется несколько ригористический дух всего сочинения. 4) «Об идолопоклонстве» (23 гл. – 203 г.). Тертуллиан учит, что идолопоклонство есть величайший грех. 5) «О терпении» (26 гл.). Автор, сознаваясь, что сам лишен этой добродетели, с особенной теплотой рекомендует ее себе и другим. Этот трактат впоследствии послужил образцом подобным же трудам, вышедшим из-под пера знаменитых отцов церкви Св. Кирилла и блаж. Августина. II. Монтанистический период (между 202/3 – 222/3 г.). 6) «О покрывале девственниц» (17 гл. – 207 г.). Уже в апостольские времена возник вопрос: быть ли женщинам в собрании верующих с непокрытой головой? Ап. Павел решил этот вопрос для коринфской церкви в положительном смысле. Но возникли несогласия – применять ли правило Апостола к одним замужним женщинам или также и к девушкам. Восточные церкви держались более строгого правила, подчиняя ему и девушек. Западные же церкви, в частности карфагенская, держались более снисходительной практики. Эта разница взглядов и подала повод к написанию трактата, в котором защищался восточный обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

О надежде верных (потеряно; De Spefidelium). Третий Период: О покрывале девственниц Против Маркиона, книги I-IV, вторая редакция О плаще Против Валентиниан (Adversus Valentinianos). О душе (De Anima). О плоти Христа (De came Christi). О воскресении плоти (De Resurrectione carnis). Против Маркиона, книга V-я (Adversus Marcionem). Увещание к целомудрию О венке (война; De Corona militis). Скорпиак Об идолопоклонстве (De Idolatria). К Скапуле (Librum ad Scapulam). Четвертый Период: О бегстве во время гонений Против Праксея (Adversus Praxeam). О единоженстве О посте Об экстазе (потеряно). О стыдливости. Как видим, литературное наследство Тертуллиана весьма внушительно. Если исключить из этого списка восемь потерянных (включая и первую редакцию Против Маркиона) произведений, остается 32 трактата разной величины и силы, посвященных самым разнообразным вопросам богословия и сторонам личной и общественной жизни. Учение Тертуллиана Тертуллиан – апологет и догматист. Богословские воззрения вообще. Переходя к разбору богословской доктрины Тертуллиана , следует прежде всего обратить внимание на его защиту и обоснование божественного происхождения христианской религии. Этому посвящены в особенности его Апологетики Против Иудеев. Тертуллиану необходимо в полемических целях обосновать божественность самого Христа. Этому он находит 3 рода доказательств: 1) пророчества Ветхого Завета; 2) чудеса Нового Завета; 3) жизнь Церкви. Ветхий Завет является предисловием к Новому, подготовкой к нему и прозрением его. Ряд пророчеств Ветхого Завета предуказал будущее явление христианства. К такого рода предвидениям пришествия Христа Тертуллиан причисляет: мессианские пророчества о царстве Христовом, о 70 седминах пророка Даниила, о имени Христовом и о Его рождении, о характере самого Христа у прор. Исайи, о страданиях Его, о воскресении Его, о призвании язычников и рассеянии Израиля (Даниила 9:26; Второзак. 28; Псал. 2 ; Исайи 42 гл. и др.). Автор обращает внимание Иудеев на два ряда пророчеств Ветхого Завета о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, тогда как вторые относятся к будущему Его пришествию во славе. Нельзя не видеть влияния Диалога с Трифоном Иудеем св. Иустина Философа . Это, как говорит Алэс, та же экзегетическая традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Все это, говорит, стало для меня мертво... «и я для мира», указывая этим на двойное умерщвление, и как бы так говоря: и это для меня мертво, и я, с другой стороны, мертв для этого; это не может овладеть мною или пленить меня, потому что раз навсегда умерло для меня; и я не могу быть одержим желанием его, так как и я мертв для этого... Видишь ли, на какую высоту вознесла апостола сила креста?” 371 Свидетельства древних отцов Церкви Святого апостола Варнавы : «вот еще указание о кресте и о Том, Кто имел был распят на нем... Моисей… ставши выше всех, простер свои руки ( Исх.17:11 ), и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест... И еще Моисей делает образ Иисуса ( Чис.21:9 ): именно Он пострадает, и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста, – в то время, когда Израиль гибнул от змеев». 372 Святого Иустина Философа и мученика : «через это (медного змея) Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, побудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это знамение, т.е. крест, дарует спасение от укушений змия: худых дел, идолопоклонства и других неправд». 373 Тертуллиана : «но и тот, кто полагает, что крест есть наш Бог, будет товарищем нашим в боготворении его... Все известные небольшие щиты на знаменах суть не что иное, как украшения крестов. Известные завесы знамен (знамя состояло из куска материи, привязанной к шесту при помощи перекладины) полководцев и императоров суть одежды крестов. Хвалю прилежание, вы не хотите боготворить кресты не украшенные и нагие». 374 Святого Ефрема Сирина : «О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест – воскресение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – жезл хромых. Крест – утешение бедных... Крест – памятник победы над демонами... Сим святым оружием Христос расторг всепоедающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражью и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение кресту... Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду!... Сей же честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово; как честный, животворящий, достопоклоняемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки ( Мф.24:30 )». 375

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

При таком благоговении Пророков, Спасителя, Апостолов и первых христиан к животворящему Кресту нельзя сомневаться, чтобы от времен Апостольских не были устрояемы у первых христиан Кресты на подобие нынешних. О поклонении Кресту, по древнему обычаю, в начае III века свидетельствует Тертуллиан 775 , Ориген 776 и другие. В IV веке, со времени явления Креста на небеси Константину Великому , животворящий Крест сделался предметом повсюдного, открытого и торжественного поклонения. Св. Отцы VII вселенского Собора, восстановляя почитание св. икон, учили, что почитание их должно быть подобно тому, какое издревле по преданию воздается Кресту и св. Евангелию 777 . Подобно животворящему Кресту Церковь Православная освятила и св. иконы – изображения Бога во плоти Богоматери и Святых, непрестанно призирающих на молитвы верующих во Христа. Начало и основание иконопочитания заключается во природе и Божественном Откровении. Видимая природа есть образ присносущной силы и Божества Творца ( Рим.1:19–20 ). Сын Божий, явившийся во плоти есть яко образ ипостаси (т. е. существа) Бога Отца ( Евр.1:3 , Ин. 14:9 ); человек – есть образ и подобие Божие ( Быт.1:26 ); пасхальный агнец был подобием агцца Божия – Иисуса Христа ( Исх.12:10 . Ин. 19:36 ), и проч. Запрещая поклонение идолам, которые суть ничто в мире ( 1Кор.8:4 ), Бог сам предписал употребление изображений священных и достопокланяемых. По Его повелению в ветхозаветной Церкви были устроены и в самом Святая Святых поставлены золотые изображения Херувимов ( Исх.25:18–20 . 3Цар.6:35 , Если же при начатках Божественного Откровения, у народа, склонного к идолопоклонству, были священные изображения, тем приличнее иметь их в Христианстве, когда Откровение в полноте и совершенстве принесено на землю и когда поклонение духом и истиною, внушающее возносить мысли и сердца от образа к Первообразному, поставило христиан выше грубого идолопоклонства. Действительно почитание икон освящено Христианством от самого начала его. Оно освящено примером Самого Господа, который образом обретеся якоже человек ( Фил.2:7 ), и во время Своей земной жизни благоволил дать нерукотворенный образ Свой Авгарю, Царю одесскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

7. Я узнаю моего Христа также благодаря имени Жениха, о Котором псалом говорит: Он выходит, словно жених из брачного чертога, от края неба Его появление, и шествие Его до края его, 1084 – Который, радуясь Отцу, говорит: Пусть ликует душа Моя в Господе; ибо Он облек Меня в облачение спасения и в одежду радости, словно жениха, увенчал Меня митрой, словно невесту 1085 Ибо Он к Себе причисляет и Церковь , о которой Тот же Дух говорит Ему: Ты облечешься всем этим, как убранством невесты. 1086 8. Христос также приглашает к Себе эту невесту устами Соломона на основании призвания язычников, если только ты читал это: Приди, невеста, из Ливана, 1087 – уместно упомянув Ливан, гору, название которой у греков служит для обозначения фимиама, 1088 ибо Он берет Себе Церковь в невесты из идолопоклонства. Отрицай теперь, Маркион, что ты окончательно обезумел. Вот ты нападаешь также и на закон твоего бога. Он не заключает браки, не допускает существование заключенных браков, не крестит никого, кроме безбрачных и скопцов, откладывает крещение до смерти или развода. Что же ты тогда его, Христа, делаешь женихом? Это имя принадлежит Тому, Кто соединил мужчину и женщину, а не тому, кто их разделил. 9. Ты впал в заблуждение также и относительно того речения Господа, в котором Он, как кажется, разделяет новое и старое. 1089 Ты надулся старыми мехами и опьянел от нового вина, и, таким образом, к старому, т. е. к первоначальному Евангелию, пришил лоскут еретического новшества. Я хотел бы узнать, что здесь есть такого, что отличается от обычных действий Творца. Когда Он приказывает 1090 через Иеремию: Обновите для себя новую новину, 1091 – разве Он не отвращает от старого? Когда через Исаию объявляет: Старое миновало. 1092 Вот новое, которое Я творю, 1093 – разве Он не направляет к новому? Прежде мы утверждали, что это предназначение прежнего, обещанное именно Творцом, было осуществлено Христом под властью одного и того же Бога, Которому принадлежит и старое, и новое. 10. Ведь и вино новое не вливает (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Уже в «Дидахе» содержится следующее предостережение: «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство» (3. 4). Тертуллиан , рассуждая о евангельском эпизоде поклонения волхвов ( Мф 2. 1-12 ), говорит, что астрология, будучи видом магии, должна быть осуждена и оставлена вместе с последней (De idololatria. 9). «Апостольские постановления» указывают, что астрологи могут допускаться к Крещению только при условии отказа от прежних занятий, причем для них, как и для прочих гадателей и магов, предусмотрен годичный испытательный срок, «ибо нельзя скоро отстать от зла» (VIII 32). Отвержение и осуждение астрологии содержатся в трудах сщмч. Ипполита Римского , Евсевия Кесарийского , свт. Григория, епископа Нисского, свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , блж. Августина, епископа Гиппонского, прп. Иоанна Дамаскина , свт. Фотия, Патриарха Константинопольского , Феофилакта, архиепископа Охридского. В контексте полемики с античным учением о судьбе святые отцы указывали на фатализм астрологии, на косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений: 1. Астрология несовместима со свободой воли. Свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» говорит, что астрологи приписывают небесным телам причину того, в чем властно произволение каждого из нас, то есть причину расположения к добродетели или к пороку. Если «злотворные планеты» злы по своей природе, то выходит, что их Создатель — творец зла; а если они делаются злыми по произволению, то они суть живые существа, одаренные свободной волей,- утверждать же такое есть верх безумия (In Hexaem. VI 7). Астрология отрицает свободу человеческой воли. Следовательно, не может быть воздаяния за поступки ни в этой жизни, ни в будущей. Бог, таким образом, окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того, пишет прп. Иоанн Дамаскин : раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет промышления Божия о творениях, «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (De fide orth. II 7).

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

Уже в «Дидахе» содержится следующее предостережение: «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство» (3. 4). Тертуллиан , рассуждая о евангельском эпизоде поклонения волхвов (Мф 2. 1-12), говорит, что А., будучи видом магии, должна быть осуждена и оставлена вместе с последней (De idololatria. 9//PL. 1. Col. 661-696). «Апостольские постановления» указывают, что астрологи могут допускаться к Крещению только при условии отказа от прежних занятий, причем для них, как и для проч. гадателей и магов, предусмотрен годичный испытательный срок, «ибо нельзя скоро отстать от зла» (VIII 32). Отвержение и осуждение А. содержатся в трудах сщмч. Ипполита Римского , Евсевия Кесарийского , свт. Григория , еп. Нисского, свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , блж. Августина , еп. Гиппонского, прп. Иоанна Дамаскина , свт. Фотия , Патриарха К-польского, Феофилакта , архиеп. Охридского. В контексте полемики с античным учением о судьбе святые отцы указывали на фатализм А., на косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений: 1. А. несовместима со свободой воли. Свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» говорит, что астрологи приписывают небесным телам причину того, в чем властно произволение каждого из нас, т. е. причину расположения к добродетели или к пороку. Если «злотворные планеты» злы по своей природе, то выходит, что их Создатель - творец зла; а если они делаются злыми по произволению, то они суть живые существа, одаренные свободной волей,- утверждать же такое есть верх безумия (In Hexaem. VI 7). А. отрицает свободу человеческой воли. Следов., не может быть воздаяния за поступки ни в этой жизни, ни в буд., Бог, т. о., окажется несправедливым, подавая одним блага, др. скорби. Даже более того, пишет прп. Иоанн Дамаскин: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет промышления Божия о творениях, «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (De fide orth. II 7).

http://pravenc.ru/text/76752.html

3. Тех, кто по слабости своей низвергается ересями, обыкновенно вводят в соблазн некие лица, уже захваченные ересью. Почему же тот или вот этот, люди очень верующие, благоразумные, совершенно свои в церкви, перешли на чужую сторону? Кто, задаваясь таким вопросом, не ответит сам себе, что нельзя их считать ни верующими, ни благоразумными, ни своими, раз их смогли смутить ереси? И что удивительного (думаю я), если кто-то, прежде считавшийся надежным, потом отпадает? Саул, муж добрый паче прочих, потом погибает от зависти 2 ; Давид, муж добрый по сердцу Господа 3 , потом стал повинен в убийстве и разврате 4 ; Соломон, одаренный от Господа всей благодатью и мудростью, склонен женщинами к идолопоклонству 5 . Только одному Сыну Божьему дано было пребывать без греха 6 . Если епископ, диакон, вдова, дева, наставник или даже мученик отпадут от правила веры, – неужто надо будет думать, что в ереси есть истина? Что же, мы веру утверждаем по лицам, или лица по вере? Никто не мудр, никто не верен, никто не велик, если он не христианин: а только тот христианин, кто «претерпел до конца» ( Матф. 10,22 ). Ты, – поскольку ты человек, – знаешь всякого извне; ты думаешь, как видишь, а видишь ты лишь то, что у тебя перед глазами, но «очи Господа, – как сказано, – высоки " (Иерем. 32,19). «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16,7 ). Ибо «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2,19 ), «и растение, которое не Отец насадил, искореняет» ( Матф. 15,13 ), «и делает первых последними» ( Мф.20,16 ), «и лопата в руке Его, и очистит гумно Свое» ( Мф.3,12 ). Пусть побольше и во все стороны разлетается мякина легкой веры, провеваемая искушениями, – тем чище будет пшеница, засыпанная в закрома Господни. Разве не удалились от Самого Господа некоторые из учеников, поддавшись соблазну 7 ? Но ведь прочие не подумали, что из-за этого и они должны удалиться от Него: напротив, те, которые знали, что Он есть «Слово жизни» и пришел от Бога, пребывали спутниками Его до конца, хотя Он кротко предлагал удалиться и им, если они того желают 8 . И не так уж важно, если апостола Его покинули некто Фигелл, и Гермоген, и Филит, и Гименей 9 : ведь и сам предатель Христа был из апостолов. Мы дивимся, если кто-то покидает Его церкви, а ведь то, что мы терпим по примеру Самого Христа, и показывает, что мы – христиане. «Они вышли от нас», – говорит апостол, – «но были не наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин, 2,19).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_p...

Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото – из Уфаза: дело художника и рук плавильщика; одежда на них – гиацинт и пурпур: все это – дело людей искусных» ( Иер 10, 3 – 9 ). «Высыпают золото из кошелька, и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним. Поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это, и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; Вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» ( Ис 46, 6 – 9 ). «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо истукан его есть ложь, и нет в нем Духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения» ( Иер 51, 17 – 18 ). Всем, поклоняющимся изображениям и идолам, и Ветхий, и Новый Заветы грозят страшными карами, часто изображая их в экспрессивной поэтической форме: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его, и принимает начертание на чело свое или на руку свою; тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Апокал 14, 9 – 11). Имея длительную ветхозаветную традицию борьбы с идолопоклонством и изображениями вообще, ранние христиане с большим воодушевлением выступают против все еще живого и действенного античного искусства. Особенно активны Тертуллиан и Татиан . Посвятив критике идолопоклонства специальный трактат, Тертуллиан стремится показать, что «творцы статуй, образов и всяческого рода изображений» действуют по указке диавола, а «основой идолопоклонства является всякое искусство (ars omnis), создающее каким-либо образом идолов». Искусство скульптора, живописца, швеи, гравера, направленное на создание изображений, служит, по мнению Тертуллиана, идолопоклонству и всячески им порицается (De idol. 3). Более того, усматривая, что само слово «идол» восходит к древнегреческому εδος, которое он переводит как forma, и, соответственно, εδωλον– как уменьшительное, образовавшееся так же, как formula в латинском от forma, он полагает, что и «всякую форму или «формулу» необходимо считать идолом» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010