Поступил ли он правильно и по долгу? Гл. 2. Нравственная строгость христиан простирается до того, чтобы не наделать на себя даже венков. Гл. 3. В случае если Св. Писание не говорит ничего по какому-нибудь вопросу, общехристианский обычай имеет силу и обязательность закона для всех. Гл. 4. Продолжение рассуждения. Гл. 5. Носить на голове цветы в Форме венков представляется противным их естественному назначению. Гл. 6. Указания природы так же хороши, как определенны ясно выраженные законы Бога. Св. Павел также придаете значение этим указаниям. Гл. 7. Обычай класть венки на голову отличительная черта язычников и языческого происхождения. Гл. 8. Если некоторые вещи, по чисто природным своим качествам, у христиан и язычников находятся в одинаковом употреблении, в этом нет оправдания для случаев в роде настоящего. Гл. 9. Св. Писание не благоприятствует уподоблению венков. Гл. 10. Применение всего сказанного к ношению венков вообще. Гл. 11. О венках воинов в особенности. Христиане должны избегать военной службы. (Говорится о языческ. войске). Гл. 12. Всякое ношение венков, как это имеет место у воинов, находится в некоторой связи с идолопоклонством. Гл. 13. Все украшения венками, столь употребительные в общественной и частной жизни, непозволительны для христиан. Гл. 14. Указание на терновый венец Христа, Гл. 15. Указание на вечный венец величия на небе. Тертуллиан рассказывает в начале этого небольшого трактата одно обстоятельство, послужившее поводом к написанию его. «Вот что случилось на днях. Державнейшие императоры раздавали должные награды воинам, которые явились для получения их с лаврами на головах. Один из воинов, скорее Божий воин, чем императорский, поэтому более твердый, чем его собратья, вообразившие, что могут служить двум господам, отделялся от других товарищей тем, что шел с непокрытой головой, держа свой праздный венок в руке и заявляя этим то, что он был христианин. Все указывают на него пальцами: издали – он предмет насмешек, вблизи негодования. Говор доходит до трибуна: приходит очередь и ему предстать пред последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Вот потому-то человеческое заблуждение и почитает все что угодно, только не Творца всего. Эти изображения суть идолы, а почитание идолов священными – идолопоклонство. Кто совершает идолопоклонство, тот несомненно должен быть причислен к творцам этого самого идола. Поэтому тот же Енох в равной степени грозит и поклоняющимся Идолам и тем, кто их изготовляет. Так говорит он: Клянусь вам, грешники, что вам уготована печаль в день погибели. Предупреждаю вас, служащих камням, и изготовляющих изображения золотые и серебряные, а также деревянные, каменные и глиняные, служащих привидениям, демонам и духам преисподней, и следующих заблуждению, а не учению, что не найдете вы в них помощи себе 4 . И Исайя говорит: Вы Мои свидетели: есть ли Бог кроме Меня. И не было тогда тех, кто лепит и режет, все они безумны, творящие угодное себе, то, что им не поможет (44:8–9). И далее все это высказывание обращено как против создателей идолов, так и против их почитателей. А заключительные слова Исайи таковы: Знайте, что прахом и землей будет сердце их. и никому из них не дано освободить свою душу (20). И Давид то же самое говорит о создателях идолов: Так будет с теми, кто творит подобное ( Пс. 113:16 ). Стоит ли мне, человеку с не слишком хорошей памятью, что-либо сюда прибавлять? Нет нужды прибегать к Священному Писанию . Разве недостаточно голоса Святого Духа и следует ли раздумывать относительно того, предал ли уже Господь проклятию изготовителей тех вещей, почитателей, которых Он осудил и проклял? Глава 5 Отвечу подробнее на оправдания подобных художников, которых, если кто знает такое искусство, и допускать-то в Божий дом не следует. На выдвигаемое обычно возражение, что мне, мол, не на что иначе будет жить, можно ответить коротко и строго: «Выходит, ты все-таки живешь!» Что тебе до Бога, если ты живешь по своим собственным законам?! А что некоторые осмеливаются ссылаться на Писание, где апостолом сказано: В каком состоянии был, в том пусть и остается ( 1Кор. 7:20 ), – то по этому толкованию нам следует оставаться в грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Было бы неверно, однако, отождествлять два эти состояния на том только основании, что их симптомы в некоторых случаях оказываются похожи. Принципиальное различие между кающимся и бесноватым заключается в том, что покаяние обязательно включает момент сознательного отречения от греха и всех диавольских козней, в то время как бесноватый в своем исцелении никакого активного участия принимать не может. Не случайно обряд крещения, по свидетельству Ипполита, включал не только изгнание бесов, но и отречение от сатаны, которое взрослые катехумены произносили сами, а за детей произносили их родители или другие родственники (21.9). Отречение от сатаны только тогда имело силу над крещаемым, когда человек хорошо сознавал, от чего он отрекался. В противном случае оно грозило стать бессмысленной магической формулой. Тертуллиан поясняет, что крещаемый отрекался от “почестей, торжеств, охоты за славой, ложных клятв, раболепства, пустых похвал” и, конечно, духа идолопоклонства 179) . На языке учения о Двух Путях отречение от сатаны означало отказ от пути смерти и всего, что с ним связано, тогда как соединение с Отцом, Сыном и Святым Духом в крещении было вступлением на путь жизни. “Послание Варнавы” и “Пастырь Ерма” сообщают, что в зависимости от того, какой путь человек изберет, его будет сопровождать ангел Бога или сатаны, света или тьмы, праведности или беззакония 180) . Учение получало свое драматическое воплощение в таинстве; моральное наставление, говорившее о двух противоположных путях, оживало в ритуале, соединявшем два основных действия: отречение от сатаны и сочетание со Христом 181) . Эта тесная связь между катехизисом и крещальной практикой была утрачена после того, как учение о двух путях отошло на второй план и впоследствии перестало входить в катехизис. Для катехуменов в школе Ипполита отречение от сатаны было не заклинанием или архаизмом, но итогом длительной духовной работы. Как видим, катехизация в древней церкви не сводилась к одному только обучению. Помимо чисто дидактических методов она включала также “невидимую брань”, т. е. борьбу с силами зла. По представлениям ранних христиан сердце язычника было храмом лжебогов, обителью демонов. Для того, чтобы в нем мог поселиться Христос, храм этот следовало очистить от всего, противного Богу. Но бесы не желали отдавать свою жертву без борьбы. Почуяв, что человек готовился сделать решительный шаг на пути к новой жизни, бесы строили козни против него и расставляли сети искушений.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

8 . Фома. Проповедовал в восточной Азии. Некоторый писатель утверждает, что он крестил и потом имел своими спутниками волхвов, поклонившихся Иисусу Христу 366 . Умер, по свидетельству некоторых, естественно, по другим – от меча, по иным – от копья 367 . 9 . Иаков Малый. Сын Алфеев, брат Господа (вероятно, двоюродный, родством сестер – матерей). Некоторые сии наименования разделяют на два лица и отличают Иакова, брата Господа, епископа Иерусалимского, но их соединяет в одно Апостол Павел 368 . Сей муж настолько был уважаем самими иудеями, что, если верить Егезипу, ему дозволен был вход во Святилище храма так, как бы он был его Священником 369 ; и что Флавий падение Иерусалима считает казнью за смерть его 370 . Литургия, известная под его именем, не теряет своего характера древности от того, что в ней есть прибавления, сделанные другой рукой в последующее время. Святый Кирилл признает ее подлинность. 10 . Симон Кананит, или Зилот 371 . И то и другое проименование означяет ревнителя, и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть до апостольства. 11 . Иуда, иначе Леввей или Фаддей 372 . Разногласные предания полагают его проповедь и смерть то в Ливии, то в разных странах Азии. 12 . Матфий. Из семидесяти Апостолов, по избранию и жребию причислен к двенадцати. Предания о его происхождении от колена Иудина, из благородной фамилии и о кончине в Эфиопии подлежат недоумению 373 . 13 . Павел, иначе Савл. Догадываются, что из сих имен одно имел он, как еврей, а другое, как гражданин римский. Родился в фарисействе и, будучи наставлен в законе просвещенным и добродетельным Гамалиилом, сделался жарким ревнителем оного, но после обращения своего, с такой же силою противополагал ему благодать и свободу христианскую. Среди подвигов апостольства занимался изготовлением палаток 374 . Говоря Духом Божьим, не гнушался языком еллинских пророков 375 . Восхищен был до третьего неба, и, несмотря на то, не переставал быть озлобляем ангелом сатанинским 376 . В столице веры (Иерусалиме) потерял свободу, и возвратил ее в столице идолопоклонства (Риме). Но около 68 года в Риме же скончался казнью гражданина, то есть, от меча. Сомнительные памятники его истории суть: обращение Феклы, девицы иконийской, чудесно победившей потом огонь, воду и зверей, описанное в сочинении, которое Тертуллиан еще признавал подложным 377 ; и взаимная переписка его с Сенекой, которую находят недостойной ни того, ни другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Подвижник, несмотря на стенания молодого человека, стал на молитву. Казалось, ничто, и никто не может спасти этих людей. Час, другой, третий, юноша чувствует, что он начинает замерзать, старец же продолжал творить молитву. И в тот момент, когда казалось, что вот-вот наступит смерть, юноша увидел стоящих рядом со старцем двух ангелов. Стало тепло, приятно и благодатно. Незаметно прошло двое суток. Мучители, рассчитывая, что можно уже констатировать смерть, зашли в карцер. Их удивлению не было предела: перед ними стояли два заиндевевшие от мороза человека, покрытые толстым инеем, но совершенно живые и здоровые. Это реальное чудо могло совершиться только в результате глубокой веры подвижника в Провидение Божие. Причем вера старца спасла и маловерного юношу, впоследствии ставшего искренним христианином. Но что интересно, данное чудо никоим образом не вразумило мучителей, продолжавших свое служение лукавому. Даже видимое чудо заставляло их говорить о легендарности произошедшего. Но еще печальнее, когда христиане, вошедшие в Храм Божий, продолжают жить по-язычески, и не столько Богу доверяют, сколько житейской логике. Видимо к таковым обращался карфагенский пресвитер: «И не слишком-то ловко мы прикрываемся необходимостью добывать пропитание, если говорим уже после принятия веры: «Мне не на что жить». Сейчас я подробнее отвечу на этот краткий довод. Дело в том, что он выдвигается слишком поздно. Следовало прежде поразмыслить, подобно предусмотрительному строителю, который, до того как начать строительство, оценивает свои возможности, чтобы не пришлось пережить позора, бросив здание неоконченным. Впрочем, слова Господа и Его пример отнимают у тебя возможность ссылаться на что бы то ни было. Ведь ты что говоришь? «Буду беден». Однако называет же Господь бедных счастливыми. «Мне нечего будет есть». Но Господь говорит: Не думайте о пище (Матф. 6,25). А что касается одежды, то в этом примером для нас может служить лилия. «Мне необходимо имущество». Но ведь следует вообще все продать и раздать нищим " . «Но необходимо, наконец, позаботиться о детях и потомках». Однако никто не в состоянии пахать, положив руку на плуг, и в то же время оглядываться назад (Лук. 9,62). «Но я принадлежал к определенному званию». И на это сказано: Никто не может служить двум господам (Матф. 6,24). Если хочешь быть учеником Господа, бери свой крест и следуй за Господом, то есть изволь претерпеть лишения и пройти весь крестный путь, пусть даже крест этот будет всего лишь твоим телом, которое до некоторой степени подобно кресту» (Тертуллиан «Об идолопоклонстве»).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Посмотрите также и на Даниила. Он поклонялся только истинному Богу. Халдеи негодуют, клевещут на него, и предают его в снедь хищным зверям. Свирепые львы, к которым спущен был пленник, конечно бы не пощадили его, если бы не оправдались возвышенные чувства Дария о божестве. Впрочем, каждому Пророку, каждому служителю Божьему, принуждаемому к идолопоклонству, и не повинующемуся, надлежало непременно пройти сквозь горнило скорбей. Не требовала ли самая справедливость, чтоб эти великодушные мужи для большего удостоверения современников или потомков своих в проповедуемой ими истине, запечатлевали её своей кровью и смертью ? Да и кто согласился бы умереть, если бы не был уверен, что умирает за истину? Таким образом, не должно нисколько сомневаться: предписания, примеры, древность,– всё доказывает, что мученичество есть долг и залог веры. 9) Чтобы лишить древность таинственного значения, остаётся только постановить, будто Христианство есть новость, введённая чуждым Богом, не имеющая никакой связи с первым законом; такая новость, где Премудрость не умеет закалать чад своих. «Божество,– говорят еретики,– имеет совсем другое свойство во Христе: воля и учение Его также отличны. У Него нет мученичества, или Он хотел, чтоб оно понимаемо было иначе. Это так справедливо, что Он никогда своих слушателей не увещал пренебрегать этой опасностью. Он не обещает возмездия за эти страдания, потому что и страданий этих не желает». Для этого-то, видно, Христос и проповедь Свою начал между прочим следующим изречением: «блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное». Слова эти, без сомнения, относятся ко всем вообще людям. Потом, обращаясь как бы особенно к Своим Апостолам, Он говорит: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша Пророки, иже (беша) прежде вас» ( Матф. 5:10–12 ). Не значило ли это предсказать им, что они будут закланы по примеру Пророков? Положим впрочем, что это условное гонение касалось только одних Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/sko...

Существуют и многие другие виды ремесел, которые, хотя и не имеют отношения к изготовлению идолов, тем не менее оказываются повинны в нем же, поскольку благодаря им создается то, без чего невозможны идолы. Ибо безразлично, создаешь ли ты идола, украшаешь его или строишь ему храм, алтарь или святилище, вырезаешь ли ты для него бляшку либо другое украшение или строишь целый дом. Такие работы имеют даже большее значение, ибо если благодаря им и не создается сам идол, то он наделяется влиянием. Если так уж велика нужда, есть и другие занятия, которые могут доставить пропитание без нарушения заповедей, то есть без сотворения идолов. Штукатур в состоянии и крышу отремонтировать, и заново ее перекрыть, и цистерну для воды побелить, и карниз навесить, и украсить стены любым узором, лишь бы он ничего не изображал. И художник, и каменотес, и литейщик, и любой резчик знают свои ремесла во всем их объеме и, разумеется, им доступны более простые работы. Не легче ли будет тому, кто способен нарисовать картину, расчертить стену? Вырезывающему из липы Марса – сделать шкаф? Ведь всякое ремесло или порождает любое другое, или по крайней мере родственно ему, так что нет ремесла, которое стояло бы особняком. Ремесел столько, сколько человеческих потребностей. Правда, имеются различия в вознаграждении и оплате труда, поэтому разновидность ремесла имеет значение. Но ведь более дешевая услуга и требуется чаще. Много ли стен нуждается в картинах? А много ли нужно храмов и святилищ для идолов? С другой стороны, сколько требуется особняков, резиденций, бань, городских домов! Золотить сандалии и туфли приходится ежедневно, а Меркурия и Сераписа 7 – отнюдь не ежедневно. Хватит ремесленникам на их нужды. Да любовь к роскоши и тщеславие надежнее любого суеверия! В кубках и тарелках скорее нуждается тщеславие, чем суеверие. Любовь к роскоши требует венков в большем количестве, чем обряды. Но в то же время, выслушивая увещевания обратиться к ремеслам, которые не касаются идолов и того, что с ними связано, мы должны не упускать из виду, что многое служит и людям, и идолам, так что нам следует остерегаться, как бы что-либо изготовленное нами не было с нашего ведома обращено на пользу идолам. Если мы это допустим, а не применим обычных средств против этого, то я не думаю, что мы сможем избежать заразы идолопоклонства, ведь мы будем схвачены с поличным как сознательно участвующие в служении демонам или оказании им почестей и услуг. Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

«Итак, каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения»/8:646/. А перед этим замечает: «Я никогда не перестану повторять, что приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего, возбуждая в них беспрестанно новые пожелания… Смотри вот, какую силу и здесь показала эта страсть. Того, кто с радостию и усердием подошел к Иисусу, так помрачила она и так отяготила, что когда Христос повелел ему раздать имение свое, он не мог даже дать Ему никакого ответа, но отошел от Него молча, с поникшим лицем и с печалью»/8:645/. Но святые отцы не только обличали. Свою главную задачу они видели в том, чтобы обрисовать христианские идеалы относительно вещного мира. Они просты и сводятся к трем кратким тезисам: Кассиан Римлянин. «Итак кто же блаженнее, ужели те, которые из числа язычников недавно обратившись и будучи не в состоянии восходить к евангельскому совершенству, еще удерживали у себя свое имущество?… Или те, которые выполняя евангельское учение, ежедневно нося крест Господень, не хотели ничего оставить у себя из собственного имущества?… Этого (что первые блаженнее — Н.С.) не осмелится сказать и безумный»/9:94/. Бл. Августин. «блаженны те, кто уготовляет место Господу тем, что не пользуется своей частной собственностью… Итак, воздержимся, братья, от владения частной собственностью или от любви (к ней), если не можем от владения, и уготовим место Господу» («Беседа на псалом 131″, цит. по /4:113/). Последняя выписка вводит новый мотив: трудность исполнения заповеди нестяжания падшим человеком. Именно в связи с этим Господь Иисус Христос сказал: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф. 19:26 ). То есть вера в Бога делает исполнение заповедей возможным, в том числе — и заповеди нестяжания. Так, Тертуллиан пишет: «Что за предлог по принятии христианской веры отговариваться потребностями жизни и жаловаться, что нечем жить? На такую отговорку я мог бы коротко и просто отвечать: ты говоришь про то слишком поздно, прежде нежели ты сделался христианином, надлежало бы тебе о том размышлять… Теперь же у тебя есть заповеди Господни, есть образцы, отъемлющие у тебя всякий предлог. О чем ты говоришь? Я буду беден; но Господь отвечает: «блаженны нищие». — У меня не будет пищи; но в законе сказано: «Не пецытеся, что ясте или что пиете». — Нет одежды: «смотрите крин сельных: ни труждаются, ни прядут» — Мне нужны деньги: «вся елика имаши продаждь и раздай нищим»… — Но я в мире имел известное звание: «никто же может двема господинома работати» («Об идолопоклонстве», гл. 12, цит. по /14:30/).

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

Ведь живая и подлинная божественность определяется не новизной и не стариной, но своей истинностью. 3. Вечность не имеет времени, ибо сама представляет собой все время. То, что производит нечто, не в состоянии испытывать его воздействие; лишено возраста то, что не может родиться. Бога, если он древний, не будет существовать впоследствии; если он новый, его не было ранее. Новизна свидетельствует о начале, древность угрожает концом. Бог столь же чужд началу и концу, сколь и времени, посреднику и разделителю начала и конца. Глава 9. Бог не мог быть неизвестным. Неизвестное можно испытывать так же, как и известное, если у них одинаковое образующее их сущность состояние 1. Я знаю, в каком смысл е они выставляют своего бога как нового; в том смысле, конечно, что он недавно был узнан. Но я хочу отвергнуть и саму новизну познания, поражающую грубые души, и саму естественную привлекательность нового, а затем уже завязать полемику о неизвестном боге. Ведь того, которого они представляют как нового в отношении людского знания о нем, они показывают как неизвестного до момента узнавания. 2. Давай держаться точно установленных границ! 106 Докажи, что Бог мог быть неизвестным. Я, конечно, нахожу алтари, поставленные 107 неизвестным богам 108 , но это – аттическое идолопоклонство. Нахожу также алтари неопределенным богам 109 , но это – римское суеверие. Далее, неопределенные боги мало известны, поскольку о них мало определенной информации, и из-за этой неопределенности их вообще можно считать неизвестными. Какое имя из двух вырежем на алтаре Маркионова бога? Думаю, оба: одно – для неопределенного теперь и другое – для неизвестного ранее. Ибо как неизвестным его сделал 110 известный Бог, Творец, так и неопределенным – Бог определенный. 3. Но я не уклонюсь от темы, сказав: если бог был неизвестным и прятался, то его должна была скрывать тайная область, которая сама, конечно, новая и неизвестная и, подобно ему, еще и теперь неопределенная. Определенно 111 , она – огромна и, несомненно, больше того, которого скрывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Глава 3 . Итак, христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут изъяты быть от обвинения в блуде, и, как любодейцы, должны быть исключены от общения с верующими по слову Апостола, чтобы " с таковыми даже... не есть» ( 1Кор 5.11 ). Осмелимся ли мы представить на суд Господу подобные брачные договоры? Назовем ли законным брак, Им Самим запрещенный? Запрещенный союз не есть ли блуд? Думаете ли вы, что храм Божий не оскверняется столько же от идолопоклонника, как и от членов Христовых, совокупившихся с членами неверующей блудницы? Мы себе не принадлежим: мы куплены, и какою ценою? Ценою крови Господа нашего. Оскверняя плоть свою, мы оскверняем Его Самого: Бог достаточно изъявил нам волю Свою, запретив вступать в брак с чужою женою ( Мф 19.9 ), дабы не сделать нечистою плоти, принадлежащей Христу. Каждый добровольный грех есть грех смертный пред очами Божиими. Чем легче избежать его, тем преступнее им увлекаться. Посмотрим теперь, какие еще опасности предвидел от сего Апостол не только для плоти, но и для духа. Кто может сомневаться, чтоб ежедневное обращение с неверующими не уменьшало постепенно в нас веры? Если злые беседы развращают добрые нравы ( «худые сообщества развращают добрые нравы» 1Кор 15.33 ): то чего не сделает искреннее обхождение и общение с неверующими? Всякая христианка должна стараться нравиться Богу. Как же ей работать двум господам, Богу и мужу своему, а особливо, когда сей последний язычник? Стараясь нравиться идолопоклонству, она должна соображаться с обычаями язычников; должна пещись о своей красоте, о своем уборе, о своем туалете; должна предаваться постыдным его ласкам, оскверняющим и самое брачное ложе. Сии столь мало сходствующие между собою супруги не станут возлагаемого природою на оба пола долга выполнять с тою умеренностью и благоприличием, как христиане, действующие со страхом Божиим. Глава 4 Как мало подобный муж совместен с религиозными вашими обязанностями? В состоянии ли жена исполнять их, когда будет иметь под боком служителя диавола, который за долг себе поставит мешать сим обязанностям? Нужно ли явиться на стояние? Муж назначит в сие время свидание в бане.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010