Это и будет нашим христианским законом, а раз он так прост, тем полнее следует его исполнять, ибо через это нас будут узнавать и проверять язычники. Этот закон следует предлагать приступающим к вере, а вступающим в нее – запечатлевать в сердцах, дабы приступающие поразмыслили, верные соблюдали, а неверные от него отказывались. Не так страшно, если, словно во втором ковчеге, в Церкви окажутся ворон и коршун, волк и собака, а также змея 58 . Но ясно, что идолопоклонников там не должно быть. Никакое животное невозможно себе представить перевоплотившимся в идолопоклонника. А чего не было в ковчеге, не должно быть в Церкви. Об идолопоклонстве (De Edololatria) Краткое содержание 1. Идолопоклонство – основное прегрешение, соединяющее в себе признаки всех преступлений. 2. Необходимость широкого толкования идолопоклонства. 3–4. Искусство – главный источник распространения идолопоклонства, осуждаемый Писанием. 5. Опровержение всевозможных оправданий для художников. 6–7. Богопротивность самой идеи изготовления идолов. 8. Художники могут добывать средства для жизни другими занятиями. 9. Астрология и прочие виды магии подвержены греху идолопоклонства. 10. Христианин не должен быть школьным учителем, ибо это связано с идолопоклонством. 11–12. Стяжательство – одна из причин идолопоклонства. 13–15. Необходимо, сохраняя дружелюбные отношения с язычниками, уклоняться от совершения их обрядов. 16. Христиане могут как зрители участвовать в обрядах, не связанных с почитанием идолов. 17. Угодные Богу люди и прежде достигали высокого положения в языческих государствах, и притом без идолопоклонства. 18. Необходимо блюсти скромность и уклоняться от почестей, ибо так поступал Христос. 19. Военная служба не подобает христианину: невозможно служить двум господам. 20–22. Следует избегать клятв и благословений языческими богами. 23. Недостойные уловки христиан при сделках с язычниками с целью избежать обвинения в идолопоклонстве. 24. В руководстве верой при строгом отказе от идолопоклонства – путь спасения. 15 Квинкватры (Quinquatrus – пятый день после мартовских ид) – праздник Минервы с 19 до 23 марта, особенно торжественно отмечавшийся в школах как окончание старого и начало нового учебного года (см. Овидий. Фасты III 809–834). Подарок, подносившийся учителям на Квинкватры, назывался minerval. Изображение семи идолов – видимо, шести планет и солнца. 16 Сатурналии, сопровождавшиеся пирами и подарками, праздновались с 17 по 21 декабря. На время Сатурналий рабы менялись положением с господами. 18 22 февраля, сразу же за днями поминовения покойных (13–21 февраля) следовал праздник Каристии (Caristia, или, как его еще называли, Cara Cognatio, «любезное родство»), когда все жившие в городе семейства обменивались подарками и пожеланиями благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Таким образом, в трактате De poenitentia Тертуллиан , во-первых, допускает возможность вторичного, хотя и однократного покаяния во грехах, совершенных после крещения; во-вторых, он допускает такое покаяние в любых грехах, независимо от их тяжести 627 ; наконец, в-третьих, он говорит об отпущении грехов и примирении покаявшегося с Церковью, которое происходит публично через предстоятелей Церкви. В трактате De pudicitia под влиянием ригористической морали монтанистов позиция Тертуллиана претерпела существенные изменения. В этом трактате он, во-первых, делит все грехи на два вида:(1) простительные (remissibilia delicta), или легкие (leviora), и (2) непростительные (irremissibilia), или смертные (mortalia), тяжкие (majora) – идолопоклонство, убийство и блуд – и доказывает это ссылками на Св. Писание (De pudic., 2 628 ; 21). Если первые может отпустить епископ (De pudic., 18) 629 , то последние может отпустить только Сам Бог (если это вообще возможно, см. De pudic., 11; 21 630 ; 22). Во-вторых, Тертуллиан , в конце концов, утверждает, что власть отпускать даже легкие грехи принадлежит не Церковной иерархии, а харизматическим лидерам (De pudic., 21, см. выше). h11 8.2.5. Брак Вслед за ап. Павлом ( Ефес.5:32 ) Тертуллиан называет брак (matrimonium, nuptiae) «великой тайной» (sacramentum magnum, Adv. Marc., V.18; De anima, 11), правда, он понимает это скорее прообразовательно, как указание на таинственный союз Христа и Церкви. Отношение Тертуллиана кбраку также претерпело значительную эволюцию. В трактате Ad uxorem, написанном между 200–206 гг., Тертуллиан одобряет союз мужа и жены, который с самого начала мира был благословлен Богом как необходимый для сохранения и расселения по миру человеческого рода (Ad uxor., I.2) 631 . Сам Бог, взявший от мужа вещество для создания жены, вселил в них желание соединяться браком, поэтому брак сам по себе – благо (Ad uxor., I.2; ср. De exhort, castit., 5). Более того, Тертуллиан говорит о нравственной высоте и подлинном счастье христианского брака, советуемого Церковью, освящаемого церковным жертвоприношением (oblatio), запечатлеваемого благословением (benedictio), возвещаемого ангелами на небесах с одобрения небесного Отца (Ad uxor., II.9) 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

СПб., 1907. — Ред. 100 Греческая рукопись 159 Московской синодальной библиотеки. — Прим. автора. — Эта приписка опубликована в кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392.109 Против ересей. III. 24. 101 Там же. 4. 1. 102 Там же. 4. 3–4. 103 Там же. II.· 32. 5. 104 Там же. IV. 26. 5. 105 Там же. о. 106 Там же. 32. 4. 107 Там же. 31. 3. 108 Сцилитанские, или Исхлиские мученики, из местечка в Нумидии с финикийским названием Исхли, по–латыни Scili, пострадали в Карфагене 17 июля 180 года. О них см.: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. С. 103; К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum. Христианское чтение. 1903. Т. I. С. 882–894; Т. И. С. 60–76. 109 К Скапуле. 5. 110 См. о ней: Марция. (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II века.). — В кн.: А. П. Лебедев. Эпоха гонений на христиан. СПб., 1904 (репринт: М., 1994). С. 366–398. 111 См.: Апология. 39. 11. 112 К Скапуле. 4. 113 Творения Квинта Септимия Флорента Тертуллиана неоднократно издавались в различных переводах на русский язык. См., например, пер. Е. Карнеева (Ч. 1–4. СПб., 1847–1850); пер. Н. Щеглова (Ч. 1–3. Киев, 1910–1915); Избранные сочинения в новых переводах (М., 1994). «Апология» («Апологетика», «Апологетик») также выходила отдельным изданием в нескольких переводах; последний из них (с сокращениями) опубликован в «Богословских трудах», сборник 25. М, 1984. С. 167–219; там же — библиография творений Тертуллиана и литературы о нем. 114 Послание к жене. II. 4. 115 Там же. 9. 116 О женских украшениях. I. 9. 117 Эдилы — должностные лица Древнего Рима, наблюдавшие за общественными зданиями и храмами, за общественным порядком и т. п. 118 Тертуллиан. Об идолопоклонстве. 7. 119 См.: там же. 12 120 О молитве. 6. 121 Послание мученикам. 1. 122 Евсевий. V. 2. 6. 123 К язычникам. I. 9; Апология. 40. 1. 124 Дигесты — название одной из составных частей так называемого Юстинианова кодекса — грандиозного законодательного сборника, составленного при императоре Юстиниане (в 530–533 годах). Дигесты содержали извлечения из 1625 сочинений римских юристов предшествующих эпох, необходимые для судопроизводства. 125 Ранее при цитировании того же сочинения Тертуллиана («De cultu feminarum») автор переводил его заглавие как «О женских украшениях». Существует еще один перевод названия на русский язык: «О женском убранстве». 126 О зрелищах. 25. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: " Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство " Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, " не словом или языком, но делом и истиною " (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: " Не можете служить Богу и мамоне " (Мф. 6:24). " Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000 " , - пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин ( " Почему я не подписался под тем письмом " ). См. также, например: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П. Мельгунове и его книге)//Наш современник. 1991. 1; Мельгунов С. Красный террор//Наш современник. 1991. 1-3. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126. Тертуллиан. Твор. Т. 1. Апология, 23. СПб. 1847. Об идолопоклонстве, 1. С. 144. 3. Мистицизм Мистицизм (от греч. mustikoz - таинственный, мистерийный) - понятие достаточно широкое. Известный современный католический богослов Ганс Кюнг, например, пишет: " Мистика " , " мистический " - эти слова, если вернуться к их буквальному смыслу, происходят от греческого глагола muein - замкнуть (уста). " Мистерии " - это " таинства " , " тайные учения " , " тайные культы " , о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая " замыкает уста " , то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, - отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя " . Мистика, как определяет ее Ф. Гейлер, - это " та форма общения с Богом, при которой мир и Я радикально отрицаются и человеческая личность растворяется, пропадает, тонет в единой и бесконечной стихии божества " Но и само восприятие Бога приобретает в мистицизме искаженный характер. Как пишет крупный западный исследователь религии Ф. Гейлер (†1967) в своем монументальном труде " Молитва " , " последовательный мистицизм освобождает представление о Боге от всех личностных атрибутов, остается " голая " и чистая бесконечность "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

1841 Об идолосл., гл. 13–16. Как мало действовали увещания Тертуллиана на современную ему христианскую публику, это видно из того, что он не может найти никакого другого мотива, чтобы побудить ее отказаться от посещения зрелищ, как только указание, на будущие блага: «однако каково будет то, чего глаз не видел и ухо не слышало и что не приходило на сердце человеческое: думаю, что лучше, чем цирк, ложи и какое бы то ни было ристалище (о зрел. 20)». Ср. Навациан (de spect. 2): «Когда то, что совершается язычниками в честь идола (т.е. зрелища), видят и посещают верующие христиане, то языческое идолопоклонство подтверждается и божественная религия обращается в поношение». 1846 Там же гл. 10. Однако, Тациан: «хороши ваши аудитории, где рассказываются срамные ночные дела, где услаждают слушателей произношением гнусных речей. (Оч. 21). 1848 Об идолоп., гл. 21, 22. Более подробные и мелкие сведения по этому вопросу см. А. Гарнак, цит. соч., стр. 188–193. 1855 Ср. Тертулл., Apol., с. 27: демоны любят питаться дымом, состоящим из жира и крови жертв, приносимых пред стоящими». 1868 Apol. II, 9 cp. II, 7: «а что добрые, как Сократ и подобные ему бывают гонимы и заключаемы в узы, а Сарданапал, Епикур и подобные им благоденствуют в изобилии и славе, то это происходить по действию злых демонов». 1877 Apol. I, 26 ср. гл. 56. Вслед за Иустином об этой статуе говорят Ириней (Haer. II, 13), Тертуллиан (Apol. 13), Евсевий (ц.и. ΙΙ, 13), Кирилл Иерусал. (Catech. 11) и др. Загадка раскрылась в 1574 году, когда в Риме при раскопках найдена была та самая статуя, о которой говорит Иустин. На пьедестале этой статуи значились слова: semoni sanco deo fidio sex pompeus... donum dedit, т.е. Семону Санку, верному богу Секс Помпей…, делает дар». Ясное дело, что статуя посвящена была не Симону волхву, известному ересиарху, а Семону Санку, сабинскому божеству, почитаемому многими римлянами. Иустин, бывший чужестранцем в Риме и едва ли хорошо владевший латинским языком, вместо слов: semoni sanco прочел: simoni sancct. и связав это ошибочное чтение с известным ему рассказом о пребывании Симона в Риме, скомбинировал и изложенное сейчас свидетельство о статуе, будто бы поставленной в Риме в честь Симона волхва.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 45. Тертуллиан. Против иудеев. 13. Подробно по истории указанной темы см.: Edsman C. M., Le baptéme de feu (Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis, 9), Uppsala-Leipzig, 1940, p. 51-57. Слово на Пасху. St. Hippolyte de Rome, Sources Chrétiennes, Homélie pascal, vol. 27, 177; Иоанн Златоуст, Ипполит Римский. Слово 6. 5. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 40. Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 111. Тертуллиан. Против Иудеев. 10. Псевдо Варнава, гл. 12. Тертуллиан, Об идолопоклонстве 5. 3. Псевдо Варнава, гл. 12. Святой Иустин Философ, мученик. Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 90. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 111. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 112. Иустин Философ, мученик, Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. 131. Оды Соломона, Ода 42, 1-2. Оды Соломона, Ода 27. 1-3. Oracles sibyllins. VIII, 251-254. Цит. по Св. Ириней Лионский. Против ересей. Книга 1, гл. XXX, 12-13. Extraits de Théodote et de l " école dite orientale au temps de Valentin (vers 170), (42-43), перевод на французский François Sagnard, Cerf, coll. " Sources chrétiennes " , 1948. Actes de Jean à Rome, 98. Éric Junod et Jean-Daniel Kaestli,  Acta Iohannis , t. 2, Turnhout,  Éditions Brepols  (Corpus Christianorum Series Apocryphorum 2), p. 840-844. Actes de Jean à Rome, 99. Цит. по: Irenaeus, Adv. Haer. I. 24, 4, Св. Ириней Лионский. «Против ересей» 1. 24, 4. См. толкование на 4-ю суру Корана – «ан Ниса» 4.157-159; также: «Иса ибн Марьям», Исламский энциклопедический словарь, Али-заде А. А ., М., Ансар, 2007. Или в переводе Абу Адель: «И (также проклятие пало на них) за их слова [за то, что они сказали, издеваясь и насмехаясь]: «Поистине, мы убили Мессию, Иису, сына Марьям, посланника Аллаха». А (ведь) они не убили его и не распяли, но это только показалось им. [Они распяли другого, думая, что он Ииса]. И, поистине, те [люди Писания], которые разногласят об этом [убийстве], – однозначно, (пребывают) в сомнении об этом. Нет у них [у людей Писания] об этом никакого знания, кроме следования за предложением. И (ведь) они не убивали его [Иису], – достоверно [действительно], нет [наоборот], Аллах вознес его [Иису] (живым – и духом и телом) к Себе: и (поистине) Аллах – величествен (в Своем владычестве) (и) мудр (в Своих решениях и повелениях)»!). Коран, Сура 4, ан-Ниса, 157-159.

http://bogoslov.ru/article/6176142

1 De republ. I, 4. 2 Augustin. De civitate Dei, VI, 5. 3 Origenis. Contra Celsum. V, 37. 4 Лактанций. Божеств, установления, V, 20. 5 Тертуллиан. Апология, гл. 28. 6 Он же. Послание к Скапуле, гл. 2. 7 Он же. Апология, гл. 24. 8 Кроме Неандера эту мысль встречаем у Маассена в брошюре: Uber die Griinde des Kampfes zwisch. dem heindnischrom. Staat und dem Christenthum. S. 7. Wien. 9 Буассье. Римская религия от Августа до Антонинов. Перевод с фр. М., 1878. С. 60—61. 10 Там же. С. 258—260. 11 Неандер. Allgemeint Geschichte der christl. Religion und Kirche. Aufl. 3-te. Gotha, 1856. Band I, S. 48. 12 Hausrath. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Aufl. 2-te. Heidelderg, 1875 Theil 2. S. 12. 85. 13 Ciceronis. De leg. II, 8 (Никто не должен иметь богов отдельно для себя и не должен поклоняться частным образом новым или чужеземным богам, если они не признаны государством); Тертуллиан. Апология, гл. 5. 14 Буассье. Ук. соч. С. 318—319. 15 Евсевий. Церковная история. VII, 11. 16 Tacit. Annal. lib. XI, 15; lib. II, 85. 17 Бердников. Государственное положение религии в Римской империи/Прав, собеседн. 1881. Т. I. С. 225—226. 18 Буассье. Ук. соч. С. 27, 125—127. 19 Там же. 144. 20 Там же. 140. 21 Tacit. Annal. XVI, 28—35. 22 Orig. Cont. Celsum. VII, 63 et 67. 23 Тертуллиан. Апология, гл. 45. 24 Бердников. Ук. соч. С. 211—212. 25 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 84. 26 Ibid. S. 86. 27 Бердников. Ук. соч. С. 227—224. 28 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 119—122; Neander. Ibid. S. 43. 29 Бердников. Ук. соч. С. 228—31, 234. 30 Orig. С. Celsum. V, 25. 31 Genus tertium («третий род» — лат.) означает кастратов, евнухов, т.е. ни мужчины, ни женщины, а что-то среднее между теми и другими, как древние представляли себе евнухов. 32 Минуций Феликс. Октавий, гл. 10. 33 Orig. С. Celsum. VIII, 72. 34 Тертуллиан. Об идолопоклонстве, гл. 15. 35 На такие случае указывает Тертуллиан в сочинении De corona militis; См. также: Минуций Феликс. Октавий, гл. 12. 36 Tertulliani. De praescriptionibus adv. omnes haereses, cap. 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

572 Церковный Устав в Великую Субботу. 573 Constit. Apostol. lib. 5, cap. 18. Тертулий. К жене, кн. 2, 4. 574 Тертулий. О крещении, 19. Златоуст. В беседе 30 на кн. Бытия. 575 Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 4, гл. 22. 576 В 45 слове на св. Пасху. 577 Commentar. in Matth. 25, 6. 578 См. выше об этом каноне. 579 См. триодь, изданную в Чернигове в 1685 году. О ней в Воскр. чтен., 1844 г., 6. 580 Об идолопоклонстве, 14. О крещении, 19. 581 Justin, quaest. et respons, ad orthodox, quaest. 115. 91 прав. Василия Великого. 582 44 слово Григория Богослова. 583 91 прав. Василия Великого. 584 В 1 беседе на Деяния Апостольские. 585 В 4 беседе на Деяния Апостольские. Том. 2 по изданию Монтфоконову. 586 Правило 20. 587 Sermo 61. 588 Тертуллий. О молитве Господней, 17. 589 Cod. Theod. lib. 15, tit. 5, leg. 5. 590 В 1 беседе на Деяния Апостольские, 4. 591 В беседе 75 на Евангелие, от Иоанна, 3. 592 Песнь 1 канона в неделю мироносиц. 593 Синаксарь на Пасху. 594 Чет. Мин. 22 июля. 595 Вероятно, на горе Елеонской, северная высота которой носит имя Малой Галилеи (Мф. 28:16). Путешествие по св. местам, гора Елеонская. 596 ςτδιον — стадия заключает в себя 125 шагов. См. в конце Библии, издан. 1806 г., каталог слов. 597 Синаксарь, в нед. Пасхи. 598 В сл. 45 на св. Пасху. 599 Epist. 119, Augustin. 600 Тертулий. О Молитве Господней, 14. Славянск. Кормч. каноническ. ответы св. Тимофея, епископа александрийского, живш. в 5 веке, вопрос. 8. Cod. Theod lib. 2. tit. 8, leg. 1, 2. 601 Thesaurus Sviceri sub voce παςχα. 602 Constit. Apostol. lib. 8, cap. 33. 603 7 прав. св. апостолов. 604 Constit. Apostol lib. 5, cap. 16. lib. 8, cap. 33. 605 Письмо 118. 606 7 прав. св. апостолов. 607 Lib. 5, cap. 16. 608 Евсев. кн. 5, гл. 23—24. Сократ, кн. 5, гл. 22. Златоуст. В беседе 12 на кн. Бытия, 1. 609 Евсевий. Церковная история, кн. 5, гл. 23—24. 610 Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 3, гл. 17—18. Феодорит. История, 1, гл. 9. 611 7 прав. Лаод. Собора. Сократ, кн. 4, гл. 23. Созомен, кн. 7, гл. 18.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Церковный Устав в Великую Субботу. 575 Constit. Apostol. lib. 5, cap. 18. Тертулий. К жене, кн. 2, 4. 576 Тертулий. О крещении, 19. Златоуст. В беседе 30 на кн. Бытия. 577 Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 4, гл. 22. 578 В 45 слове на св. Пасху. 579 Commentar. in Matth. 25, 6. 580 См. выше об этом каноне. 581 См. триодь, изданную в Чернигове в 1685 году. О ней в Воскр. чтен., 1844 г., 6. 582 Об идолопоклонстве, 14. О крещении, 19. 583 Justin, quaest. et respons, ad orthodox, quaest. 115. 91 прав. Василия Великого. 584 44 слово Григория Богослова. 585 91 прав. Василия Великого. 586 В 1 беседе на Деяния Апостольские. 587 В 4 беседе на Деяния Апостольские. Том. 2 по изданию Монтфоконову. 588 Правило 20. 589 Sermo 61. 590 Тертуллий. О молитве Господней, 17. 591 Cod. Theod. lib. 15, tit. 5, leg. 5. 592 В 1 беседе на Деяния Апостольские, 4. 593 В беседе 75 на Евангелие, от Иоанна, 3. 594 Песнь 1 канона в неделю мироносиц. 595 Синаксарь на Пасху. 596 Чет. Мин. 22 июля. 597 Вероятно, на горе Елеонской, северная высота которой носит имя Малой Галилеи (Мф. 28, 16). Путешествие по св. местам, гора Елеонская. 598 ςτδιον — стадия заключает в себя 125 шагов. См. в конце Библии, издан. 1806 г., каталог слов. 599 Синаксарь, в нед. Пасхи. 600 В сл. 45 на св. Пасху. 601 Epist. 119, Augustin. 602 Тертулий. О Молитве Господней, 14. Славянск. Кормч. каноническ. ответы св. Тимофея, епископа александрийского, живш. в 5 веке, вопрос. 8. Cod. Theod lib. 2. tit. 8, leg. 1, 2. 603 Thesaurus Sviceri sub voce παςχα. 604 Constit. Apostol. lib. 8, cap. 33. 605 7 прав. св. апостолов. 606 Constit. Apostol lib. 5, cap. 16. lib. 8, cap. 33. 607 Письмо 118. 608 7 прав. св. апостолов. 609 Lib. 5, cap. 16. 610 Евсев. кн. 5, гл. 23–24. Сократ, кн. 5, гл. 22. Златоуст. В беседе 12 на кн. Бытия, 1. 611 Евсевий. Церковная история, кн. 5, гл. 23–24. 612 Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. 3, гл. 17–18. Феодорит. История, 1, гл. 9. 613 7 прав. Лаод. Собора. Сократ, кн. 4, гл. 23. Созомен, кн. 7, гл. 18. 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

(Лев, 19, 12). Чтобы не нарушить буквы закона, иудеи приняли за обычай клясться небом и землею, Иеруеалимом, храмом и пр., даже и в том случае, когда клялись заведомо ложно. Обличая такой обычай (см. Мф. 23:16 — 22) Господь повелевает не клясться во лжи вышеуказанными предметами, ибо все, сотворено Богом: такой клятвой оскорбляется сотворивший и нарушается святость самой клятвы. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду и неговорить неправды. (Феофилакт). Запрещая клясться, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, исобходимой и в частной, и общественной жизни, потому что Своим примером утвердил ее. (Мф. 26:63 — 64). 110 Библейские тексты о клятве . В ветхом завете находим весьма много сввдетельств, утверждающих клятву. См. Быт. 14:22 — 23; 21, 23 — 24; 32, 16; 24, 3. 9; 25, 33; 26, 31; 31, 53; Исх. 22:11; Лев. 19:12; Числ. 6:19; Второзак. 23:21; 29, 12 — 14; Сирах. 23:9 — 11 и мн. др. В новом завете И. Хр. примером Своим утвердил клятву. (Мф. 26:63 — 64), Ал. Павел клялся. Рим. 1. 9, ср. 9, 1; 2 Кор. 1:23; сравни 2, 17; Галат. 1:20; Филип. 1:8;1 Солун. 2, 5, ср. 2, 10; 2 Тимоф. 4, 1; Евр. 6:16 — 17. Законность клятвы и присяги . Излагать библейский взгляд на клятву только на основания евангельских и апостольских изречений, обходя свидетельства ветхозаветных книг свящ. Писания, было бы неправильным как потому, что в этих книгах излагается, как и в новозаветных, Богооткровенное же религиозно-нравственное учение, что засвидетельствовано Самим Спасителем (Тертуллиана же указывается и настоящая причина этого. «Мы, говорит он, не клянемся гением императоров и не божимся демонами, чтобы не воздать им честя, подобающей единому Богу... Божиться во имя тех, которых мы отвергли, не означало ли бы явного преступления, забвения веры и одобрения идолопоклонства“? Из этих слов Тертуллиана ясно видно, что он отнюдь не отрицает клятвенного призывания имени истинного Бога в потребных случаях, но только находит странным требовать языческой клятвы от христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010