В 1954 г. владыка Борис был назначен Патриаршим экзархом Северной и Южной Америки, с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского. 27 декабря того же года награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке, который получил в дар от Патриарха Алексия I. 31 декабря 1954 г. архиепископ Борис прибыл в Соединенные Штаты Америки с целью совершить поездку по приходам своей епархии. Но 27 февраля 1955 г. был вынужден вернуться на Родину по причине отказа правительства США продлить ему визу. В апреле 1956 г. он переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру. За ним сохранились полномочия экзарха Северной и Южной Америки. С ноября 1958 г. по февраль 1959 г. Преосвященный находился в г. Нью-Йорке, где проводил работу по налаживанию православной жизни в США. 25 февраля 1959 г. был возведен в сан митрополита. 16 июня 1962 г. Священный Синод РПЦ в соответствии с поданным прошением освободил митрополита Бориса, по состоянию здоровья, от должности экзарха Северной и Южной Америки. На протяжении 1963–1965 гг. он перенес несколько инфарктов. Скончался Преосвященный в г. Сочи во время своего трёхмесячного отпуска. Отпевание митрополита Бориса (Вик) состоялось 19 апреля 1965 г. в г. Одессе, которое возглавил митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин) . Архипастырь был похоронен на кладбище Успенского патриаршего мужского монастыря в г. Одессе .   Источники и литература: 1.     Архипастырские служения Преосвященного Бориса, Архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 7 октября по 9 декабря 1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 11-14. 2.     Архипастырское служение Архиепископа Берлинского и Германского Бориса в Воскресенском кафедральном соборе г. Берлина 9 декабря  1951 г.//Голос Православия. 1952. 1. С. 21-25. 3.     Архипастырское служение Преосвященного Бориса, архиепископа Берлинского и Германского в храмах г. Берлина за время с 16 декабря 1951 г. по 27 января 1952 г.//Голос Православия. 1952. 2. С. 19-23. 4.     Вик Борис Иванович; 28.08.1906, Саратов – 16.04.1965, Сочи, митр. Херсонский и Одесский//Православная Энциклопедия. Т. 6. С. 35-36.

http://bogoslov.ru/article/3747880

Патриарху обещали учесть его просьбы. Митрополита Николая, желавшего поставить вопросы о созыве Поместного Собора, расширении сети Духовных школ, проповеднической деятельности на встречу не пригласили. Правда, вскоре Маленков оказался снят с поста председателя Совета Министров и даже часть обещанного им Патриарху не была выполнена. Интересно, что по вопросу снижения налогообложения в Совете по делам РПЦ было специальное заседание 3 августа 1954 г., на котором ярым противником снижения выступил заместитель Г.Карпова С.К. Белышев. Он заявил, что переквалификация налогообложения духовенства с 19-й (где налоги составляли 81%) на 18-ю (69%) 1023 статью было бы равносильно признанию Церкви в качестве «какой-то общественно полезной организации в нашем социалистическом обществе». При голосовании большинством в 7 голосов против 3 Совет высказался за переквалификацию на 18-ю статью. Однако приведено в жизнь это решение было только с января 1981 г. 1024 . И все же 1955–1957 гг. стали наиболее благоприятными для Православной Церкви с 1947 г. Впрочем ее рост, несмотря на вспышку гонений, ощущался уже в 1954 г. Впервые за последние пять лет не сократилось, а увеличилось число священнослужителей – с 11912 до 11993. Прекратился и процесс старения духовенства – доля лиц моложе 40 лет в его составе изменилась с 9,1 на 11,2%. 312 человек поступило в монастыри и среди них было много молодежи, чего не наблюдалось ранее. Так, насельницами Пюхтицкого монастыря стали 5 молодых ленинградок. В октябре 1954 г. инициативная группа из 50 женщин в Фалештском районе Молдавии ходатайствовала об открытии нового монастыря и т.д. 1025 . Выросло число паломников. Например, к источнику у Курской Коренной пустыни с 8 до 15 тысяч. Появлялись и новые места поклонения, возрождались старые святыни. В Ленинграде только на Смоленском кладбище была восстановлена часовня «Анны-босоножки», воздвигнуты кресты с надписями «Антонида-блаженная», «Платонида-страдалица», «Иван-Богослов» и т.д. Но особым почитанием стала пользоваться новая святыня – могила «сорока мучеников» (1930-х гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: Послужный список о. А. Митникова (1945). АЕУА. Митрофан ( Абрамов Николай ; 18764.11.1945, Югославия), епископ. Из семьи духовенства. Окончил Казанскую Духовную академию (1902), преподаватель Орловской Духовной семинарии, епархиальный миссионер Волынской епархии (19041915), пострижен в монашество (1907), иеромонах (1907), архимандрит (1910), епархиальный миссионер Харьковской епархии (19151916), епископ Сумский, викарий Харьковской епархии (5.6.1916), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Антоний (Храповицкий) в Харькове, эмигрировал через Константинополь в Болгарию (1921), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), принят в клир Сербской Православной Церкви (1922), настоятель сербского монастыря Раковица и начальник духовного училища при этом монастыре (19221933), а затем настоятель монастыря Высоки Дечани (19331945), начальник духовного училища в Дечанах, перед кончиной принял схиму под именем Макария. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Митрофан ( Едлинский-Мануилов Алексей Павлович ; 28.3.1900, Воронежск. губ. – 14.1.1986, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), архимандрит. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Воронежский институт сельского хозяйства (1924), работал инженером в Советской России, эмигрировал с женой в Германию (1943), жил в лагере для перемещенных лиц, в церкви которого исполнял обязанности псаломщика (19441953), состоял в юрисдикции РЗЦ, овдовел (1953), поступил в братию монастыря прп. Иова в Мюнхене, пострижен в монашество (6.5.1954), иеродиакон (8.5.1954), иеромонах (9.5.1954), рукоположение совершил архиеп. Александр (Ловчий) в Мюнхене, духовный сын архиеп. Иоанна (Максимовича) , настоятель Воскресенской церкви в Тунисе (7.8.19541958), помощник настоятеля церкви Всех русских святых в Париже (19581961), настоятель той же церкви с возведением в сан игумена (3.3.1961), законоучитель в кадетском корпусе в Версале (19581961), переселился в Калифорнию к архиеп. Иоанну (1964), настоятель Св.-Тихоновской церкви в Сан-Франциско (19641985), архимандрит (14.12.1967), вышел за штат по старости и проживал в Троицком монастыре в Джорданвилле (сентябрь 1985).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nyss. De inst. christ.//GNO. T. 8. Pt. 1. P. 42. 17-43. 1), что позволяет считать этот трактат квинтэссенцией его аскетических воззрений ( Quasten. P. 274). В 1-й части Г. рассуждает о цели подвижнической жизни, к-рую он полагает в том, чтобы «стать совершенным христианином» ( Greg. Nyss. De inst. christ.//GNO. T. 8. Pt. 1. P. 63. 10-13), т. е. приобрести «чистоту души и вселение Св. Духа благодаря преуспеянию в добрых делах» (Ibid. P. 79. 15-18). Достижение этой цели возможно лишь благодаря тщательному очищению и приуготовлению души и исполнению ее божественной любовью (Ibid. P. 80. 1-2). Основные принципы «христианского любомудрия» (φιλοσοφα), т. е. аскетизма, излагаемые здесь Г., предстают как синергия благодати Бога и свободной воли человека. Трактат отражает влияние, к-рое оказал на мысль автора античный идеал добродетельной жизни, восходящий к Платону и стоикам. Именно благодаря этому трактату аскетическое учение Г. распространилось и оказало значительное влияние на вост. монашество. 2-я часть трактата посвящена различным вопросам монашеской жизни. В ней имеется множество совпадений со 2-й частью «Великого послания», приписываемого прп. Макарию Великому ( Macar. Aeg. Ep. Magn.), что ставит вопрос о зависимости сочинений друг от друга. Полный текст обоих трактатов был впервые открыт и опубликован В. Йегером в 1954 г. ( Jaeger. 1954). Прежде были известны лишь их искаженные и урезанные версии. В частности, таков текст трактата «О цели жизни», опубликованный Ж. П. Минем (PG. 46. Col. 288-305), с к-рого был сделан старый рус. перевод (ТСОРП. Ч. 7. С. 263-287). Новый перевод с критического издания Р. Штаатса ( Staats. 1984) выполнен А. И. Сидоровым ( Сидоров. 1997. С. 143-171). По мнению Йегера, автор «Великого послания» использовал текст трактата Г. (см.: Jaeger. 1954. P. 145-173). Эту т. зр. разделяли и др. патрологи ( Daniélou . 1961; Quasten. P. 274). Однако большинство исследователей склоняется в пользу первичности «Великого Послания» ( Gribomont. 1962. P. 312-322; Staats.

http://pravenc.ru/text/166529.html

У источника вмц. Параскевы много верующих собиралось в 9-ю пятницу по Пасхе. К роднику Св. Рука паломничество было особенно активным в праздники апостолов Петра и Павла, на память прор. Илии и на Успение Пресв. Богородицы. Источник пользовался особым почитанием у греков, составлявших 80% паломников. Часовня у родника была сломана по приказу уполномоченного в кон. 1950 г. У источника прор. Илии проходили всенощные бдения и служились молебны на память прор. Илии. Зачастую у св. источников совершали богослужения незарегистрированные священнослужители и странствующие монахи. В результате ряда акций, проведенных уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю, паломничество к св. источникам к сер. 50-х гг. существенно уменьшилось. Уполномоченный в отчете о религ. жизни в крае отметил 4 случая обновления икон в домах православных в 1950 г. Собор во имя Св. Троицы в Екатеринодаре. Освящен в 1910 г., богослужения совершались в 1910-1934 и 1944-1961 гг., возвращен РПЦ в 1990 г. Фотография. 1913 г. (ГПИБ) Собор во имя Св. Троицы в Екатеринодаре. Освящен в 1910 г., богослужения совершались в 1910-1934 и 1944-1961 гг., возвращен РПЦ в 1990 г. Фотография. 1913 г. (ГПИБ) 15 апр. 1954 г. архиеп. Ермоген (Кожин) был командирован в США, вскоре назначен митрополитом Алеутским и Североамериканским. Кубанско-Краснодарская епархия перешла под временное упр. Курского еп. Иннокентия (Зельницкого). Еп. Иннокентий, молитвенник и ревнитель уставного богослужения, получил от Патриарха Алексия благословение на борьбу с последствиями господства в крае обновленчества, на устроение правильной богослужебной жизни и укрепление церковности. За короткое время пребывания на Краснодарской кафедре архиерей посетил неск. приходов. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю в отчете писал об активизации проповеднической деятельности духовенства в 1954 г., об усилении работ по украшению церквей и молитвенных домов, об организации церковных хоров. Чиновник отметил возросшее в 1954 г.

http://pravenc.ru/text/189631.html

паровое отопление в Москве во многих домах еще не действовало). Поднявшись навстречу Первоиерарху, митрополит Виталий сказал: «Владыко, я перешел к патриарху». – «Вы каялись?» – спросил А. И. Введенский. «Да, надо мной прочли молитву», – ответил Виталий. Через несколько минут закончилась последняя встреча двух обновленческих Первоиерархов» 91 . Обновленческий митрополит Виталий принёс покаяние 3 марта 1944 г. и был принят в сане епископа, вскоре получив самостоятельную кафедру. Вообще же судьба большинства обновленческих иерархов, присоединившихся к Патриархии, впоследствии сложилась довольно гладко. Женатый обновленческий митрополит Северокавказский и Ставропольский Василий (Кожин) (род. в 1880 г.), имевший две панагии, тот самый, которого А. И. Введенский желал видеть своим преемником 92 и епархия которого, действительно, была оплотом обновленчества до последнего времени, принёс покаяние одним из последних – весной 1945 г. и был принят в сане протоиерея. В том же году он был пострижен в монашество с именем Гермогена и 18 апреля 1946 г. был хиротонисан во епископа Казанского и Чистопольского с назначением временно ректором Московской духовной академии и семинарии. К Пасхе 1948 г. – возведён в сан архиепископа. В 1949 г. возвращён на Кубань, где в своё время долгие годы был обновленческим иерархом и активно боролся с «тихоновщиной». Впоследствии (безусловно, не без санкции соответствующих советских и партийных органов) активно включился в международную деятельность Патриархии. В 1950 г. в составе делегации ездил в Палестину, затем – сопровождал высокопоставленные иностранные делегации, а после кончины Экзарха Московской Патриархии в США митрополита Макария отбыл в Америку. 8 февраля 1954 г. награждён правом ношения креста на клобуке, 19 мая 1954 г. возведён в сан митрополита и назначен Алеутским и Североамериканским. Скончался 3 августа 1954 г. 93 Обновленческий митрополит Виталий (Введенский) (род. в 1870 г.), в своё время позорно подписавший акт о снятии сана и лишении монашества патриарха Тихона-исповедника, уже в 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

5. Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998. 6. Голубинский Е. £. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 7. Григорий Двоеслов , свт. Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 2012. 8. Евфимий (Моисеев), иеродиак. Миссионерская деятельность Бонифация, просветителя германских народов. Канд. дисс. Сергиев Посад, 2002. 9. Евфимий (Моисеев), иеродиак.; Перлов ,А. М. Бонифаций//Православная энциклопедия. Т. 6 М., 2002. 10. Иоанн (Максимович) , архиеп. О почитании святых, просиявших на Западе (Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ)//Русский паломник. Валаамское общество Америки, 1994. 9. 11. Малицкий Н. В. Бонифаций// Христианство . Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1994. 12. Мейендорф Иоанн , протопр. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. 13. Митрофанов А. Ю. «Загадки» Бонифация как поэтический памятник каролингского возрождения//Вестник СПбГУ История. Сер. 9. Вып. 2 (Июнь). СПб., 2011. 14. Прогунова Ю. М. Леоба: ученая монахиня, аббатиса//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: история, политология. Вып. 33. Белгород, 2015. 1(198). 15. Сазонова А. А. Первый англосаксонский интеллектуал Альдхельм Малмсберийский//Новый исторический вестник. М., 2008. 18. 16. Серафим (Роуз) , иером. Приношение православного американца. М., 1998. 17. Сидоров А. И. Сущность соборного сознания в древнецерковной письменности: единство в многообразии/Патристика. Новые переводы. Статьи И Альфа и Омега. Н. Новгород, 2001. 18. Усков Η. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. 19. Усков Η. Ф. Бонифаций//Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002. 20. Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901. 21. Эрлихман В. В. Отец английской истории/ Беда Достопочтенный . Церковная история народа англов. СПб., 2001. 1 Теодор Шифер (Theodor Schieffer; 1910–1992) – выдающийся немецкий историк и источниковед, специалист по истории раннего и высокого Средневековья, автор исследования Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas (Freiburg, 1954). Возглавлял кафедры истории Средних веков в университетах Майнца (1951–1954) и Кельна (1954–1975).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом отношении заслуживает внимания попытка группы римско- католических богословов высказаться на Еванстонскую тему: весьма замечательный меморандум римско-католических богословов «Христос, Церковь и Благодать в икономии Христианской Надежды» был опубликован (по-французски и по-английски), как раз накануне Еванстона, в журнале «Истина», издаваемом Доминиканским центром в Париже (1954, Действительный изъян доклада Совещательной Комиссии состоял, однако, не в преувеличенном внимании к «эсхатологии», а в недостаточном внимании к христианской проблематике истории, почему и самый эсхатологический упор оказывался неубедительным и недостаточно реалистическим. Это в особенности сказывалось в критической части доклада при обсуждении «ложных надежд» и больше всего коммунизма. Убедительной «эсхатология» становится как разве качестве христианского осмысления и истолкования истории. Все «ложные надежды» всегда основаны на утопическом истолковании истории, и в настоящем, и в будущем. Главный изъян Еванстонского доклада был именно в том, что тема утопизма, в сущности, не была вовсе затронута, или даже обойдена. Но и в критике доклада эта тема не была восстановлена. Наблюдателя, осведомленного с обсуждением этой темы в недавней религиозно-философской и философской литературе, особенно русской, этот изъян не мог не удивить, и не огорчить, и при дальнейшем углублении в тему не может не открыться, что и более основные богословские темы оказываются с нею неразрывно связанными. Философское острие «эсхатологизма» состоит, очевидно, в твердом убеждении в «конце истории», в том, что история окончится, и закончится неким вселенским «подведением итогов, на «пороге жизни будущего века». Важно, однако, понять, что «конечность» истории отнюдь не означает просто «ничтожества» или «обреченности» всего «исторического», а, напротив, напоминает об ответственной значительности всего в истории совершающегося, как подлежащего «окончательному» (в строжайшем смысле) суду, – и этот «суд» включает в себя, как отрицательный аспект «отвержения» («осуждения»), так и положительный аспект «рекапитуляции» и преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Рец.: Balfour D.//Sobornost. 1984. Vol. 6. P. 81–82; Nicol D. M.//JEH. 1984. Vol. 35. P. 168. 27 . Homélie sur la presentation de la viergë Introduction et traduction//Contacts: Revue française de l’Orthodoxie. 1959. T. 11. P. 22–31. 28 . Γρηγορ ου το Παλαμ Ζυγγρμματα. κδιδονται πιμελε Παναγι του το Κρ στου. Τ. Α.» Λ γοι ποδεικτικο, νεπ γραφαι, πιστολα πρς Βαρλαμ κα κινδυνον, Y πρ συχαζ ντων κδ. Μπ. Μπομπρ νσκι, Π. Παπαευαγγλου, . Μγιεντορφ, Π. Χρ στου. Θεσσαλον κη: κδ δεται συνδρομ το βασιλε ου νδρματος, 1962. 29 . Le Tome Synodal de 1347: Introduction et texte critique//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 209–227. 30 . The Sacrament of Holy Matrimony/Comment. by J. Meyendorff. New York: Orthodox Church in America, Department of Religious Education, 1975. P. 29–39. (2-nd ed. – New York, 1978). III. Рецензии и отзывы 31 . Рец. на кн.: Métropolite Séraphim. L’Église orthodoxe, les dogmes, la liturgie,la vie spirituelle/Trad. franç. de J. Marty. Paris: Payot, 1952//ВРСХД.1952. 6. С. 26–28. 32 . Рец. на кн.: Афанасьев Н. , прот. Трапеза Господня. Париж: Изд. Рел.-пед. каб. при Правосл. богосл. ин-те в Париже, 1952. 93 с.//ЦВЭ. 2 (41). С. 21–23. 33 . Рец. на кн.: Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с.//ВРСХД. 1954. 32. С. 27–28. 34 . О. Георгий Шавельский . Воспоминания. [Рец. на кн.: Шавельский Г. , прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 416 с.]//ВРСХД. 36. С. 39– 40. 35 . Иерархия и народ в Православной Церкви: По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви»//ВРСХД. 1955. 39. С. 36–41. 36 . Рец. на: Арсеньев Н. С. Преображение мира и жизни//ВРСХД. 1959. 53.С. 50–51. 37 . Рец. на кн.: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959. 835 S.//ZSlavPhil.1962. Bd. 30. S. 435–437. 38 . Rapports complémentaires//Actes du XII-e Congrès International d’Études Byzantines. Ochride, 10–16 Septembre 1961. Beograd: s. e., 1963. P. 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Боровой Виталий Михайлович (с. Нестеровка Борисовского уезда Минской губ. (ныне Докшиц- кий район Витебской обл., Беларусь), 18 января 1916 г.– Москва, 7 апреля 2008 г.), профессор – протопресвитер. Из крестьян. Окончил Виленскую ДС (1936 г.). С 1936 г. учился на православном отделении богословского факультета Варшавского университета; не завершил обучения из-за начавшейся 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны. С осени 1939 г. преподавал русский и белорусский языки и историю русской и белорусской литературы в школе в родной деревне (осенью 1939 г. вошла в состав СССР). Участник возрождения церковной жизни в Белоруссии в условиях оккупации в годы Великой Отечественной войны. Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии подлежал депортации в Германию, однако сумел скрыться. 29 октября 1944 г. архиепископом Минским и Белорусским Василием (Ратмировым) рукоположен во диакона и 1 ноября – во иерея, назначен настоятелем Петропавловского собора Гомеля. С октября 1945 г. возглавил организацию Богословско- пастырских курсов в Жировицком Успенском монастыре; инспектор курсов. После преобразования курсов в Минскую ДС (1947 г.) – секретарь ее правления и одновременно преподаватель общей церковной истории, латинского и английского языков. К Пасхе 1953 г.– протоиерей. 30 июля 1954 г. переведен в Ленинградскую ДС преподавателем общей церковной истории; одновременно с 1 сентября 1954 г.– старший помощник ее инспектора. 7 декабря 1954 г. ему разрешено сдать экстерном экзамены за IV курс Академии и написать кандидатское сочинение. С 1 сентября 1955 г.– преподаватель истории древней Церкви; 13 декабря 1956 г. утвержден доцентом кафедры истории древней Церкви Ленинградской ДА. Магистр богословия («Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484–519)»). Почетный доктор богословия Ленинградской ДА («О коллекции Авеллана»). 5 октября 1962 г. утвержден в звании профессора Ленинградской ДА по кафедре западных исповеданий. С 5 июня 1959 г.– сотрудник ОВЦС (с 28 августа 1960 по 15 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010