VIII, 99–100. Известно также, что будучи протопопом в Юрьевце, Аввакум сажал на цепь прихожан, опоздавших в церковь . VIII, 91. 37 VIII, 95–97. 38 V, 176. 39 Бороздин, Прилож. 119–20. 40 VI, 131–132; VIII, 236–237. Бороздин, 195. 41 VI, 125–126. 42 Денисов сообщает в Виногр. Росс., будто Феодор просил пред смертью прощения у Аввакума и получил его. Бороздин, 145. Но это известие опровергается более надежными „Сказаниями о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических nuceм“.VIII, 260–261; ср. 283, 351–52. Бр. Сл. 1875, II. 265–74. 43 VIII, 146, 151. Совращению Морозовой содействовала еще Мелания, ученица Аввакума. VIl, 147, 151. Игнатий Тобольский, Три послания, 136, почему-то утверждает, что Морозову совратили Аввакум, Лазарь и Никита. 44 V, 76. 45 Бороздин, Прилож., 15–16;V, 197–199; Барсков, Памятники. 35; VIII, 98. 46 V, 65–66. 47 V, 188–190. 48 V, 193. 49 V, 193, 182–183, 267 50 VIII, 184; I, 401–402; 310. прим; VIII. 184. 51 V, 194; Барсков, 37. Не забывала бывшую протопопицу с детьми другая духовная дочь Аввакума некая Маремьяна Федоровна. V, 195. – Морозовой после ссылки Аввакума пришлось выбрать другого духовника. В 1672 г. духовным отцом ее был поп Прокопий. Барсков, 314–315. Но она не перестает поддерживать Аввакума и его семью в силу принципа духовнической несменяемости. 52 Барсков, 34. 53 „Да пишешь ты ко мне в сих грамотках на Федора, сына моего духовнаго, чтоб ему запретить от св. Таин по твоему повелению и ты, будто патриарх, указываешь мне, как вас, детей духовных управлять ко царству небесному. Ох, увы, горе! бедная, бедная моя духовная власть! Уже мне баба указывает, как мне пасти Христово стадо“... Далее брань. Барсков, 42. 54 Барсков, 33–45; 297–298. Ср. V, 194. 55 V,177. 56 VIII, 110. 57 VIII, 99. 58 VII, 389; ср. V, 237. 59 VIII, 111–12. 60 Барсков, 33–35, 39–40, 42–43; V, 171–195. 61 V, 176. По другому поводу он писал Морозовой: „у бабы волосы долги, а ум короток“. 194. 62 V, 194. 63 V, 185, 188. 64 V, 200–214. 65 Бороэдин, 28–31. Аввакум не называет Сергия духовным сыном, но приглашает его передать свой грех издвательства над новыми иконами, чего не одобрял Аввакум, на выю его, другими словами, как духовному отцу. 66

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

188. Барон А. П. Николаи, министр народного просвещения (см. NoNo 20 и 64). «Послание»,– см. No 212. Головнин Александр Васильевич был министром народного просвещения при императоре Александре II, придерживался так называемого прогрессивного направления и был другом великого князя Константина Николаевича, см. выдержки ниже из письма к Головнину. Иван Давидович Делянов – 16 марта 1882 г. назначен был на пост министра народного просвещения, перед этим был главноуправляющим учреждениями императрицы Марии. Екатерина Федоровна Тютчева, [писательница, сестра Анны Федоровны Аксаковой, фрейлина (см. NoNo 59 и 60). 189. 25 марта день рождения дочери Александра III, Ксении Александровны. 190. Добровольный Флот оставался под покровительством императора Александра III (см. No 46). Бунге Николай Христианович, министр финансов. Линдквист Виктор Вильгельмович, пастор, законоучитель финляндского кадетского корпуса. 191. Игнатьев Николай Павлович, граф, министр внутренних дел (см. No 224). Островский Михаил Николаевич, министр государственных имуществ (см. No 69). 193. «Радость» семейная – 1 июня 1882 года, у императора Александра III родилась дочь Ольга. 195. Танеев Сергей Александрович, управлял собственною канцелярией) императора. Через Танеева Победоносцев неоднократно получал суммы на благотворительные дела. Чириков – командир пароходов Добровольного Флота. 196. Жуковский Василий Андреевич, поэт и воспитатель императора Александра II. «Письма В. А. Жуковского к императору Александру Николаевичу в бытность его наследником» напечатаны в журнале «Русский Архив» 1883 года, книги 1, 3 и 4, и 1885 года, книги 1, 4 и 7. В письме от 30 августа Жуковский говорит о покорности воле Божией и о самодержавии, которое есть «только-высшая степень покорности Божией правде» 197. Танеев С. А., см. No 195. 198. «Добровольный Флот» был под покровительством императора Александра III. Речь идет о субсидии флоту (см. No 190). Чириков – см. No 195. 199. С закавказским транзитом соединен был вопрос о торговле с Персией и другими странами Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Увелич. Такого рода торжественный крест (рис. 196 и 197), усыпанный драгоценными камнями, находился на Голгофе, и тот же самый крест представляется в руках апостола Петра, утверждающего его на холме с четырьмя источниками, а равно среди двух ангелов, на Строгановском блюде; ранее мы указывали этот монументальный крест в рельефных украшениях Иерусалимского νιητριον и пр. Крест-посох имеет иную форму и значение, и потому является любопытным его изображение в левой руке императрицы Евдоксии, жены императора Валентиниана (437–455), на монете (рис. 198), чеканенной в Риме или Равенне 195 ; в правой руке Евдоксии небольшой крест на державе (Евдоксия известна как жена двух императоров и пленница Гензериха). 194. Образ Божией Матери с крестом в руках. Фреска времен папы Захарии (741–752) в приделе церкви Св. Марии Антиквы. Фото Гарджиоли 195. Фреска в левом приделе церкви Св. Марии Антиквы в Риме, по дополн. рис. Древнейшее монументальное изображение Божией Матери, сидящей с Младенцем на престоле и держащей поднятой правой рукой богато украшенный крест, находится (рис. 194 и 195) в церкви Св. Марии Антиквы, на лицевой стене левого придела 196 , в длинном фризе (4 метра), с папой св. Захарией (741–752), апп. Петром и Павлом, свв. Кириком и Иулитой и «диспенсатором» диаконии имени Божией Матери Антиквы Феодотом, примикирием, подносящим к престолу Божией Матери модель базилики. К сожалению, изображение Божией Матери сохранилось здесь только от груди вниз, но облачение ее представлено с достаточной полнотой (за исключением головы), а крест на длинном посохе, унизанном жемчужинами, показан рядом их, идущим от правой руки Божией Матери к ее ноге, и восстанавливается по изображениям императоров на монетах V и VI столетий. Как уже было сказано, облачение Божией Матери в настоящем случае не дает, однако, императорского орната и представляет собственно облачение «опоясанной патрицианки», как изображены святые жены и девы в мозаиках церкви Аполлинария Нового в Равенне, капеллы архиепископского дворца там же и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Варлаама) и о воспитанных им мастерах, в т. ч. о Стефане Голыше - учителе И. Часто посещавший столицу И., несомненно, был хорошо знаком с Феодором и с его творчеством. Произведения обоих распевщиков переписывались и хранились в б-ке государевых певчих дьяков (см.: Парфентьев Н. П. Выдающийся московский распевщик XVI - нач. XVII в. Федор Крестьянин и его произведения// Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст. Челябинск, 2005. С. 43-66; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 100-129). Песнопение «Да молчит всякая плоть» распева архим. Исаии (Лукошкова). Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 304.I. 429(1321). Л. 195–195 об. Песнопение «Да молчит всякая плоть» распева архим. Исаии (Лукошкова). Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 304.I. 429(1321). Л. 195–195 об. Последующие события Смутного времени И. пережил в своем мон-ре. В мае 1613 г. он присутствовал на Земском соборе, избравшем Михаила Феодоровича Романова на царство, он подписался под утвердительной грамотой сразу же за архиереями, 1-м из монастырских настоятелей (СГГД. Ч. 1. С. 637). В дек. 1614 г. царь Михаил поручил И. возглавить погребение старицы-царицы Александры (Ирины Годуновой) в суздальском Покровском мон-ре (Описание актов собр. гр. А. С. Уварова: Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. С. 159-160). 25 марта 1615 г. он дал вкладом певч. сборник «храму Благовещения Пречистыя Богородицы и пределов ея у Соли Вычегодской на посаде» (ГИМ. Син. 819. Л. 1-28), в к-ром началось служение и развивалось творчество мастера. В июне 1619 г. И. участвовал в избрании на Патриаршество Филарета (Романова). В обряде наречения и поставления И. вместе с др. высокопоставленными лицами встречал при торжественном выходе патриарха Иерусалимского Феофана IV , прибывшего для возведения Филарета в сан (СГГД. Ч. 3. С. 187). В 1621 г.

http://pravenc.ru/text/674838.html

273 . .280. 305. 331. Рункевич Степан Григорьевич, доктор церковной истории 194. 216. 339. Русская: армия 120. 146. 260; духовная власть 198; земля 6. 50. 76. 195; империя 230; национальность 169; горненская община 219; свеча 296; Церковь 195. 220. Русские: военнопленные 178. 179. 180. 181, 182. 183. 184. 185. 186. 188; воины 139. 147 жители 203; иноки 220. 221; люди 3.6. 112. 148–196. 211–212; 194. 222; палестинские насельники 218; подданные 32. 221; православные 222;, приходы 198; священники 184; запасные нижние воинские чины 208. Русский: воин 29; воск 300. 301; лазарет 221; народ 4. 28. 33. 35. 169. 196. 203. 211. 283; обычай 297; человек 259; язык 178. 182, 280. Русские; войска 194. 195. 198. 203. 211. 217.. 224. 230. 281; обители 220. 221; области 196. Русско-черногорское Общество – см. Всероссийское. Русское: воинство 11. 45; дело 196. 203. 213; население 195. 282; общество 155; Благотворительное Общество – см. Императорской Миссии в Стокгольме 179; оружие 30–31. 306; письмо 216. Русско-турецкая война 88. Русско-японская война 16. Русское население 220. Русь 13; Державная 192; Подъяремная: 192; Угорская 195. 212–213; Червонная 211. Рязанская губерния 155. Саблер Владимир Карлович, обер-прокурор Св. Синода 68. 70. 100. 102. 119. 190, 206. 270. 278. 282. Салмасский район 224. Салмасское Отделение урмийской Миссии 224, Салмас, г. 226. Салоники 218. 220. Самарин Александр Дмитриевич, и.д. обер-прокурора Св. Синода 114. 151. 154. 157, 158. 180. 181. 334. " С.-петербургская синодальная типография 69, С.-петербургские учреждения и лица 295. С.-Петербург 33–34. 58. 70. 294. Саратовская епархия 307. «Свод Военных Постановлений» 189. «Свод Законов» 88. 307. 317. 320. Святая Земля 218. 219. Седерблом (Suderblom) Натан, архиепп ископ 181. 303. Семеновский полк 291. Семеновский, протоиерей 180. Серафимовские лазареты 73. Серафим саровский , преподобный 72. 73. Сербия 2. 12. 34. 35. 120. 140. 141. 142. 143. 145. 194. 208. 227. 229. Сербская: патриархия 145; Церковь 227. Сербские воины 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Псиол Глафира Ивановна, в замуж. Дунина-Барковская 240, 415 Пушкин Александр Сергеевич 11, 12, 14–16, 35, 36, 50, 75, 76, 88 («новая утрата»), 89 («Ничего не предпринимал я без его совета»), 91, 93 («Великого не стало»), 97, 98, 105, 108, 110, 112, 123, 192, 195, 233, 247, 255, 262, 330, 364, 366, 367, 373–375, 378–380, 382–384, 388, 393, 394, 399, 406, 414, 426, 436, 445, 451 — «Вновь я посетил» («Отрывок») 16, 108, 388 — «Галуб» 132, 394 — «Евгений Онегин» 122 («которым и больно и смешно»), 132 («которых мы обязаны любить и почитать, и с рождеством их поздравлять, чтоб в остальное время года о нас не думали они»), 148 («Привычка свыше нас дана, замена счастия она») 287, 392, 394, 397, 434 — «Египетские ночи» 132, 394 — «Капитанская дочка» 85, 382 — «Моцарт и Сальери» 81 («таким счастливцем праздным»), 380 — «На выздоровление Лукулла» 414 Пушкин Александр Сергеевич, «На статую, играющую в свайку» 123 («по стихам Пушкина, написанным на его Сваечника»), 392 — «Полководец» 85, 382 Пушкина М. А. 375 Пушкина Н. Н. 12 ( «Пушкин в письме к жене») Р адзивилов 34 Раевская Прасковья Ивановна 24, 279–281, 284, 289, 297, 302, 304, 327, 337, 375, 428, 431, 433, 435, 436, 438, 445, 447, 449 Раевские 313 Рафаэль 95, 100, 138, 177, 224, 260, 353, 435, 450, 451, 453 — «Изгнание Илиодора из храма» 349 и 353 («за копию женщин из Илиодора»), 451 — «Положение во гроб» 353, 453 — «Преображение» 353, 435, 453 Раштадт 58, 111 («Растан»), 375, 388 Редкин Петр Григорьевич 23 Рейн 13, 41, 50, 56, 57, 133, 343 Рейтерн Елизавета, в замуж. Жуковская 441, 450 Рейтерн, художник 441 Репнин Василий Николаевич 375, 401 Репнин-Волконский Николай Григорьевич 32, 195, 240 («княгине и князю»), 364, 375, 401, 406 Репнина Варвара Алексеевна (княгиня) 120, 170, 195, 240 Репнина Варвара Николаевна 18, 68, 146, 155, 168, 171, 172, 193, 195, 239, 375, 391, 396, 398, 401, 402, 406, 411, 414, 415 Репнина Елизавета Николаевна 141 («Ваша сестрица») 396 Репнина Елизавета Петровна, рожд. Балабина 274, 375, 395, 401, 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Не не весть твоя, великаго, мудрая совесть, како на Христа Бога лжесвидетельствоваху и на святаго первомученика, и на Павла апостола, о них же в Деяниях писано есть» л. 195). Излагая это дело со своей точки зрения, патриарх Никон стремится убедить царя в своей правоте: Афанасьев и Левицкий – отступники от православной веры: «И от тех жидов един, Домиян, оставя православную християнскую веру, почал по старому закону жидовскую веру держать и святых постов не хранити, и во вся посты мяса ясти, и молодых черньцов развращать, для чево, де, вы не женитесь и мяс не едите, молоды, де, таковы, и иным всяким жыдовским обычаем»; их «жидовское» учение несовместимо с христианскими представлениями о нравственности; их последователи, как показывает Никон, – клеветники и наветники: «А Демьянко жид и в Ыверском монастыре женою своею поклепал отца ее духовнаго да иных многих старец иными злыми доводными делы» 7, л. 195); принявшие «жидовство» – нечистые на руку люди: «А в то же время и из нашей кельи молодые чернцы в жидовской ереси и учении были и в казне у меня покрали деньги и платье...» л. 195). Поэтому суровые меры, которые Никон применил к отступникам от православия, – сыск и смирение (пытки и заключение под стражу) – оправданны и не противоречат церковным канонам: «И я ему (Демьяну. – С. С.) не поверил, ведаючи от божественнаго и правил святых апостол и святых отец, писано особно о них в правилех, что их, новокрещеных, нигде во свидетельство не принимать...» 7, л. 195). Патриарх Никон одобряет и действия царя. Алексей Михайлович поступил с доносчиками на Никона, как с государственными преступниками; в подмосковный Новый Иерусалим он послал своего доверенного человека и секретаря, дьяка приказа Тайных дел Дементия Минича Башмакова с отрядом стрельцов, сотником и стрелецким головой; довольный результатом расследования дела в Воскресенском монастыре, Никон отмечает: Демьяна с женой и детьми поймали, арестовали жену и детей М. Афанасьева, «и на ково они сказали, и тех поимали же» 7, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Raine, Kathleen, 33, 63 Robinson, J.A.T., 19 Romanos the Melodist, St, 94, 192 Rozanov, Vasilii, 140, 192 Ruskin, John, 153 Sarapion the Sindonite, St, 7 Sayings of the Desert Fathers, 12, 35, 48, 68, 88, 112, 140, 142, 143, 146, 150, 151, 154, 171, 178, 192 Schmemann, Alexander, 112, 192 Seraphim of Sarov, St, 118, 129–31, 151, 192 Sergius of Radonezh, St, 49, 192 Shakespeare, William, 33 Shaw, George Bernard, 54 Sherrard, Philip, 67, 193 Sisois, Abba, 143 Staniloae, Dumitru, 69, 85, 87, 116, 193 Suso, Henry, 160, 195 Symeon the New Theologian, St, 12,21,30, 32,08, 119, 137, 170, 193 Synesius of Cyrene, 41, 193 Talmud, 62, 84 Theoklitos, Fr, 52, 174, 193 Theophan the Recluse, 151, 172,193 Theophilus of Antioch, 31, 193 Thompson, Francis, 29, 195 199 Tikhon of Zadonsk, St, 148, 193 Tolkien, J.R.R., 184 Tolstoy, Leo, 10 Traheme, Thomas, 24, 195 Tyrrell, George, 13, 195 Varsanuphius, St, 72, 193 Vaughan, Henry, 172 Vladimir Monomakh, 24, 193 Way of a Pilgrim, 166, 194 Wesley, John, 22 Williams, Charles, 35 Zachariah, Fr, 127–31, 194 Zosima, Starets, 81, 108 SUBJECTS Abraham, 15 Active life, 142 Age to come, 178–8 Angels, 62–63,74 Animals: compared with man, 60–61 in Age to come, 183 Antichrist, 179–80 Apatheia; 156 Apollinarianism, 99 Apophatic approach, 16–17, 162–3, 167 Arians, 96 Asceticism, 79–80, 156 Assumption of Virgin Mary, 103 Augustinian view of fall, 81, 102 Baptism: of Christ, 45, 123 of Christian, 132–3, 137–8, 145 Bible, 130, 146–9, 162 Body, the human, 60, 96, 79, 155–6, 176 see Resurrection Calvinism, 80 Cataphatic approach, 163 see Apophatic approach Chrismation, 133 Christ: see Jesus Christ Church: as ikon of Trinity, 49 and love, 51 and Holy Spirit, 138 membership of, 143–4 Communion, Holy: see Eucharist Confession, 128 Confirmation, 133 Contemplation, 141, 157–62 contemplative and active life, 142 Councils, the seven Ecumenical, 36, 94–95 Creation, 44, 55–58 ex nihilo, 55 continual, 57 Cross, 83,88,104–10,151,173–4 Darkness, the divine, 13–17, 31, 141, 169–70, 175–6

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/th...

«Морозы у нас нынче столь суровые... Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда – частые обморожения». 15 июня 1946 года был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в город Кимры Калининской области. В июле того года был принят в братию Троице-Сергиевой Лавры. Осенью зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, 21 января 1947 года утвержден в звании доцента. 14 июля 1948 года защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь, по учению Библии и православной Церкви». 20 июля 1948 года был утвержден в звании профессора, 15 октября того же года был назначен инспектором Московской духовной академии. В 1946–1949 годах читал в академии курсы лекций по апологетике, пастырскому богословию, догматике и литургике. Регулярно служил в лаврских храмах, всегда проповедовал 3) , почитался как опытный духовник. В 1947–1949 годах сотрудничал с редакцией Журнала Московской Патриархии, где опубликовал несколько статей. 10 февраля 1949 года был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинён в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору особого совещания МГБ МО, 15 апреля 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Первые полтора года жил близ села Байкадам, работал сторожем в колхозе. Последнюю ссылку переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение, тем не менее постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь (не опубл.). Неоднократно писал прошения на имя патриарха Алексия I исходатайствовать ему перед светскими властями разрешение на перевод в Джамбул и на участие в богослужении. После получения разрешения на переезд до сентября 1954 года служил священником в Успенской церкви города Джамбула. 4 сентября 1954 года срок ссылки был сокращен. С октября 1954 по январь 1955 года нёс послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области. 1 февраля 1955 года был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий I и католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в Московском соборе Богоявления Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В 1950–1953 годах иеромонах Сергий был назначен ответственным представителем от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры. В «Отзыве о П. А. Голубцове » от 11 августа 1949 года академик И. Э. Грабарь писал, что «в его лице объединяются знающий археолог, и наделенный большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор». Иеромонах Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого собора в стиле сохранившихся фрагментов фресок XVII века. С 1951 года иеромонах Сергий нес послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними Литургиями. Кроме того, дважды в неделю и в воскресенье он служил молебны у мощей Преподобного Сергия. На него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей. Помимо реставрационных работ в Троицком соборе, иеромонах Сергий с группой семинаристов в конце 40-х – начале 50-х годов провел большую работу по реставрации иконостаса и росписи трапезного Успенского храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации «Царских чертогов» Московской Духовной Академии (1946–1947), за что получил благодарность от академиков И. Э. Грабаря и А. В. Щусева, возглавлял бригаду художников по реставрации живописи главного купола Богоявленского Патриаршего собора в Москве (1947), вел ответственную работу в качестве помощника главного художника по реставрации настенной живописи Богоявленского Патриаршего собора (1954), руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону (1954), был членом художественной комиссии при строительном комитете по восстановлению храма Московской Духовной Академии (с 13 января 1955 года). В 1951 году иеромонах Сергий окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». (Сокращенный вариант одной из глав под названием «Икона Живоначальной Троицы» напечатан в «ЖМП», 1972, 7, с. 69–76. В переработанном виде сочинение напечатано полностью под названием «Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». См.: «Богословские труды», сб. 22, М., 1981, с. 3–67.) Советом Московской Духовной Академии иеромонах Сергий был оставлен в ней преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. За два учебных года (1951–1953) иеромонах Сергий написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Московской Духовной семинарии иеромонах Сергий вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов. 3 марта 1954 года Совет МДА присудил иеромонаху Сергию звание доцента.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010