Петр Апостол. – В. Кто не рожден умре, а рожден не умре, в столп претворялся, а не истле? Отв. Адам не рожден умре, а рожден не умре Илия Пророк, а в столп превратися Лотова жена. – В. Кто бысть первой Пророк на земли? Отв. Адам. Егда сотворен бысть, и вопроси его Господь: Адаме, что видел еси во сне? Он же рече: видел еси, Господи, Петра в Риме распята, а Павла в Дамасце, а тебя, Господи, видел над моим лбом распятаго». Другие вопросы с ответами заимствованы из Иконописных подлинников и сочинений, содержащих в себе объяснение церковной архитектуры и утвари, какова напр. Никоновская Скрижаль, изданная в Москве в 1656 г. (в 4-ку). – Например, из иконописного толкования Св. Софии: «В. Что Премудрость созда себе Храм? Отв. Премудрость Христос, а Храм Богородица. В. Что утверди столпов седмь? Отв. Седмь Св. Отец Соборы» 54 . – Из Подлинника же взяты некоторые символические толкования живописных подробностей; напр. «В. Что у Богородицы на главе три звезды? Отв. Прежде рождества дева, в рождестве дева, и по рождестве дева». В Сборном Подлиннике графа С. Г. Строганова: «О звездах, что пишутся на Пресвятой Богородице Иконе. Тремя бо звездами образует три великия тайны Пресвятой Богородицы. Первая великая тайна, яко Дева сподобися Бога плотию без семени родити, прежде бо рождества Дева. Вторая превеликая тайна, яко рождаемый рождьшей девства двери не вредны соблюде, Еммануил бо глаголется, естества двери отверзе, яко человек, девства же затвор не разверзе, яко Бог: сего рождьшия и в рождестве Дева глаголется, и в лепоту, Бога роди, из нея воплощена. Третья превеликая тайна, яко и по рождестве паки Девою пребысть. Ино толкование: и паки три звезды, яко той есть образ рождьшия нам Единого от Троицы Христа Бога нашего». К Символике Христианской Археологии принадлежат в нашей Азбуке вопросы: что есть престол? Что царския врата? Что занавес у царских врат? Что жертвенник? и тому подобное. Надобно сказать правду, что популярное объяснение всех подобных предметов в старинных Азбуках могло бы быть весьма полезно для учившихся грамоте, если бы между этими объяснениями не встречалось самых превратных понятий, свидетельствующих о наивности древнерусских грамотных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Крейдун Ю. А. Становление структуры миссионерских учреждений на Алтае//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. -М. 2005. – С. 40–47. Крейдун Ю. А. 175 лет со дня основания Алтайской духовной миссии и приезда архимандрита Макария (М. Я. Глухарева) на Алтай//Алтайский край, 2005 г.: Календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2005. – С. 98–102. Крейдун Ю. А. Бийский Тихвинский женский миссионерский монастырь//Бийский район: История и современность/Отв. ред. Т.К. Щеглова: В 2 т. – Т. 1. – Барнаул, 2005. – С. 42–49. Крейдун Ю. А., Завидов Д. С. О личности святителя Макария//Бийск православный. К истории православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник». – 2006. 1). – Бийск, 2006. -С. 90–97. Крейдун Ю. А. О принципах территориального обустройства Алтайской духовной миссии/Макариевские чтения: Материалы пятой международной конференции (21–22 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 15–23. Крейдун Ю. А. Храмы в честь святителя Иннокентия Иркутского в Алтайской духовной миссии//Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»/Отв. ред. Ю.П. Лыхин. – Вып. 5. – Иркутск, 2006. – С. 93–95. Крейдун Ю. А. Дневник миссионера Иоанна Штыгашева как источник по изучению взаимоотношений православных миссионеров с населением Урынхайского края в начале ХХ века//Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: материалы международной научной конференции (23–24 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 164–166. Кривоносое Я. Е, Скворцова Т. И. Православные храмы Барнаула. – Барнаул, 2001. Колоткин М.Н. Христианизация алтайцев в XVIII в.//Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. Ландышев Вас., свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. – 1900. – 21.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Важнейшие ответы касаются: 1) церковного управления. „Епископов, которые не послушаются своего митрополита, будучи призываемы им на собор, посварити отеческим наказанием» (отв. 31). Этот ответ свидетельствуете что в древней русской церкви повременные соборы епископов по приглашению митрополита считались необходимым органом церковного управления. „Умножать число епископий там, где много народа и городов, дело хорошее, но не иначе возможно, как с соизволения русского первопрестольника (митрополита) и всего собора страны» (отв. 32). 2) Относительно покаянной дисциплины. „Кто жрет бесам, болотам и кладезям, кто вступает в брак без благословения церковного, кто оставляет свою жену и прилепляется другой, кто ни разу в год не приобщается св. тайн по собственной вине, тот явно чужд непорочной нашей веры и отсечен от кафолической церкви. И подвигнись всею силою исправить их и обратить к более благочестивому и благоприличному образу жизни, убеждай их и поучай не однажды и не дважды, но различно и часто, пока они раскаявшись не познают истины или возвратятся на добрый путь. Тех же которые упорствуют и не оставляют своей злобы, считай чуждыми церкви и не достойными и не причастными наших догматов» (отв, 5. 15). Так же велит поступать митрополит Иоанн и с теми, которые без стыда живут с двумя женами (отв. 6). В одном случае митрополит Иоанн допускает и внешнее навазание. „Занимающихся чародейством и волшебством сначала отвращать от злых дел словами и наставлениями; если же пребудут неизменными, то в отвращение зла наказывать их с большею строгостью, но не убивать до смерти и не уродовать их тел, ибо этого не допускает церковная дисциплина» (отв. 7). 3) относительно брака. „Следует отлучать тех, которые без стыда продолжают жить с двумя женами; это противно нынешнему благочестию и благопристойности ромейского общежития (6). Несправедливо думают те, кто полагает, что простым людям можно заключать брак без благословения церкви и венчания, считая это обязательным только для бояр и князей. Брак без венчания и благословения церкви есть тайнобрачие. Вступающие в брак без благословения церкви подлежать епитимии блудников (30). Священник обвенчавший троеженца, зная или не зная, подлежит извержению (17). Запрещается двум братьям вступать в брак с двумя двоюродными сестрами, На основании синодального постановления патриарха Сисиния (23). Выдавать дочерей благороднейшего князя в замужество к народам причащающимся опресноков не достойно и весьма не прилично. Он милостью Божьею благочестивейший и православнейший князь за такие браки своих детей имеет подвергнуться церковным запрещениям. (Греч. 14. В слав. Следует еще продолжение). Ибо божественный устав и мирской закон повелевают поимать жен тоя же веры; ибо поимание есть божественного и человеческого повеления (права) общение и сочетание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Спустя около 2 месяцев после этого собора в Москве был получен ответ константинопольского патр. Паисия на предложенные ему патр. Никоном вопросы. Ответ этот составлен был соборне и послан патр. Никону в виде соборного послания или грамоты, подписанной не только патр. Паисием, но и многими святителями и другими должностными лицами константинопольской церкви. Послание это состоит из вступления, 38 вопросо-ответов и заключения. Во вступлении патр. Паисий высказывает общий взгляд на обрядовые разности. «Ты жалуешься, пишет он, на несогласие в кое-каких порядках, существующих в поместных церквах, и думаешь, не вредят ли эти различные порядки нашей вере. Хвалим мысль; поскольку кто боится впасть в малые погрешности, тот предохраняет себя от великих; но исправляем опасение... Если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой какими-либо порядками неважными и несущественными для веры, каково, напр., время совершения литургии, ила вопрос о том, какими перстами должен благословлять священник и т. п., то это не должно производить никакого разделения... Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся от другого в вещах несущественных». После этого идут вопросо-ответы, в которых патр. Паисий решает все предложенные ему недоумения. Из числа их одни были серьёзные, например, ответ о литургии (1-й, самый обширный), о положении в церкви мощей (17 отв.), о совершении крещения и т. п.; другие были злобой дня того времени, как-то: о Павле, еп. Коломенском, и Иване Неронове (8–9 отв.), о перстосложении для крестного знамения и священнического благословения (24–25), о поклонах в св. четыредесятницу и др.; третьи совершенно незначительные, напр.: когда лампадарий зажигает свечу, чтобы звать иерарха в церковь (3 отв.), когда патриарх носит митру или кидар (5 отв.), следует ли отделять в церкви мужчин от женщин (28 отв.) и т. п. В своих ответах патр. Паисий остаётся вполне верен тому взгляду, который высказан им во вступлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Составитель Пращицы, очень подробно рассуждавший о перстосложении для крестного знамения, порицает, проклинает и даже грозит раскольникам «тьмою кромешною» (Пращ. л. 161, отв. 81, сн. отв. 27, л. 87 и 88, отв. 31, л. 101, отв. 68, л. 138, отв. 78, л. 148), но не за употребление двуперстия, а за возведение его в догмат веры и за противление и клевету на православную Церковь , от которой они отделились ради двуперстия, которое, между тем, так же, как и троеперстие, не есть член веры, всякому ко спасению потребный. Такой взгляд на двуперстие выразил и Св. Синод в своих «увещательных пунктах о перстном сложении», посланных (в 1721 г.) в Москву на имя архимандрита Златоустовского монастыря Антония. 457 В этих пунктах он рекомендует последнему объяснить раскольникам, что Церковь считает сложение перстов не за догмат веры, а за вещь среднюю (обрядовую), а раскольникам противится за то, что они ставят двуперстие за догмат веры, а троеперстие – за ересь, и этим свой обряд сделали злым, не потому, что он зол сам по себе, а потому, что он свидетель злой и непокорной их совести. 458 3) Порицания высказывались православными писателями в духе ревности, под влиянием нанесенного религиозному чувству оскорбления, в ответ на порицания раскольниками троеперстного сложения; а потому большая доля вины в этом деле падает на раскольников. 459 Раскольники написали картину с изображением руки, сложенной троеперстно, написали на одном персте са, на другом та и на третьем на, т. е. сатана и стали показывать народу с толкованиями, крайне оскорбительными для Церкви. Св. Димитрий Ростовский был крайне возмущен этим и, желая ослабить производимый раскольниками соблазн, сказал: «приличнее раскольникам на своем двуперстном сложении написать де-мон» (Розыск, стр. 490). Он прямо не говорил, что на двуперстном сложении сидит демон; а сказал, что, если раскольники говорят, что на троеперстном сложении сидит сатана, то приличнее было бы сказать, что на их двуперстном сидит демон. 460 Прямое, не вызванное хуление шло со стороны раскольников, которые с самого отделения своего от Церкви всячески порицали и хулили её, её иерархию, таинства и обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

е. на тело, отпустится ему. Ибо я не почитаю дерзким сказать, что и сами блаженные ученики Его не имели совершенного ведения о Божестве Его, доколе в день Пятьдесятницы не низшел на них Дух Святый; даже по воскресении, одни из них, видевше Его, поклонишася Ему, овии же усумнешася, но за то осуждены не были. Но тем, которые произносят хулу на Духа Святого, т. е. на Божество И. Христа, и говорят: яко о вельзевуле князе бесовстем изгонит бесы (Мат. 12, 24), тем, говорит Он, не отпустится ни в сей век, ни в будущий. Впрочем должно заменить, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и разкаявшемуся, но: хулящему, т. е. упорно пребывающему в хулении. Ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему. Вопр. 61. Что же? Покаянием получает ли отпущение тот, кто отвергается Христа и хулит Св. Духа? Отв. Естеству человеческому Бог даровал три крещения для очищения всякого греха, какой бы он ни был: крещение водное, крещение в собственной крови посредством мученичества и крещение слезное, которым и блудница очистилась. И сам верховный из святых Апостолов, Петр, по отречении от Христа, пролив слезы, был паки принят и спасся. Если же отречение от Христа прощается, а отречение от Св. Духа не прощается: то будет следовать, что Сын менее Святого Духа. Выслушай же свидетельство Писания, и убедись, что нет греха побеждающего человеколюбие Божие. Бог так говорит устами Иезекииля Пророка: живу Аз, глаголет Господь, яко аще сотворит человек вся неправды, и обрящу его в правде, не помяну всех неправд его (Иезек. 33, 12–19). Обрящу же его, очевидно, в час смерти его. Ибо должно знать, что источник слез точно так, как и крещение, очищает человека. Почему многие, грехами осквернившие себя после святого крещения, посредством слез очистились и соделались праведными. Вопр. 62. Какой грех делает молитву неугодною Богу? Отв. Злопамятство. Ибо Господь говорит: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мат. 5, 23. 24), т. е. злопамятство делает, что дар молитвы не приемлется Богом. Вопр. 63. В каком грехе нет покаяния? Отв. В грехе отчаяния, которым быв одержим Иуда удавился. Вопр. 64. Какой грех тяжелее всех прочих? Отв. Если, по слову Апостола, большее из всех благ есть любовь: то очевидно, что и из всех зол большее есть братоненавидение, немилосердие и неподатливость на милостыню. Вопр. 65. Какая заповедь прощает человеку все грехи? Отв. поскольку Господь говорит: не судите, да не судими будете (Мат. 7, 1): и еще: остави нам, якоже и мы оставляем должником нашим (Мат. 6, 12): то очевидно, что мы получаем прощение во грехах, если не судим ближнего, равно как если не помним зла, причиненного нам: ибо сказано: оставите, и вставится вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Вопр. Каково должно быть угождение наше Богу? Отв. Искреннее, сердечное, и нелицемерное: оно должно происходить от веры и сердечного основания. Ибо Бог, как сердцеведец, глубину сердец наших испытует и видит. Вопр. Кто угождает Богу и кто не угождает? Отв. Угождает тот, кто волю Его святую творит; не угождает, кто воли Его святой не исполняет. А воля Божия – в десяти заповедях и в Евангелии. Вопр. Можно ли угождать Богу без самого Бога? Отв. Не можем; ибо велика наша слепота, слабость и растление. Посему должно со усердием Богу молиться и к нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь Ему угодный, и на нем бы нас содержал и по нему бы вел. О сем Псалмопевец молился чрез весь 118 Псалом, испрашивал святого и богоугодного жития. Да подражаем ему и да взываем: научи мя, Господи, творити волю Твою ( Пс. 142:10 ). Вопр. В каком отношении воля наша – к воле Божией? Отв. В противоположном, так, что, дабы угодить Богу, мы не то должны делать, что нам угодно и приятно, а – противное. Напр. угодно нам в праздности и лености жить, но воля Божия требует от нас труда, и трезвения и делания. Угодно нам пространным прихотей, роскоши и веселостей путем идти; но Богу сие не угодно: внидите узкими вратами, вещает Христос ( Мф. 7:13 ). Не угодно нам любить врагов наших, благословить клянущих нас и добро творить ненавидящим нас; но Богу сие угодно: любите враги ваша, говорит Христос, благословите клянущия вы, и пр. ( Мф. 5:44 ). Да будет убо воля Твоя, Отче наш , Иже еси на небесех, а не наша ( Мф. 6:10, 9 ). Вопр. Как св. Тихон говорит о Воплощении ? Отв. Святитель Тихон так богословствует о сем неизглаголанном догмате веры: «Бог наш есть святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух: не три Бога, но един Бог. Един Бог естеством, но есть Триипостасный: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Трем сим Божественным лицам едино существо, едина воля, едина держава, царство, сила, слава: никто же больший, никто же меньший; но равномогущный, равносильный, равночестный, Триипостасный Бог: Отец не рожден, Сын рожден от Отца, и Дух Святый, от того же Отца происходящий. Тайна сия нам непостижима. Из сея Святыя Троицы – второе лице Пресвятыя Троицы Сын Божий пришел ради избавления рода человеческаго в мир. И поскольку Бог есть Дух, изволил воплотиться и так спасти человека. Читаем в Символе Веры : верую и во единаго Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В результате Д. Г., несмотря на болезненность и стремление к созерцанию, оказался деятельно вовлеченным в монастырскую жизнь и по необходимости занял в ней высокое положение, что вызвало зависть и скорбь нек-рых братьев, к-рые выражали недовольство, считая себя более заслуженными (Отв. 283/Ep. 286). Помыслы Д. Г. об отшельничестве (Отв. 311/Ep. 314) или перемене послушания (Отв. 283/Ep. 286) старцы признали несвоевременными: Сам Господь поставил Д. Г. на послушание в лечебнице, к-рое прп. Варсонофий не мог отменить (Отв. 327/Ep. 330). Напротив, старцы советовали Д. Г. изучать медицину, но помнить, что в конечном счете исцеляет болезнь Бог: «Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь» (Отв. 324/Ep. 327). Первым послушником Д. Г. стал Досифей, родственник знатного военачальника, поступивший в мон-рь в юном возрасте после таинственного вразумления, полученного им перед изображением Страшного Суда в Гефсимании во время паломничества в Св. землю. После 5 лет подвижнической жизни, во время к-рой проявились в полной мере не только смирение и полное послушание ученика, но и мудрость и духовная рассудительность наставника, Досифей скончался. «Блаженный авва Дорофей имел дар ко спасению душ, хотя и был еще учеником, сподобившись так верно и скоро наставить Досифея к Богу» (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). Не ранее 540 г. Д. Г. оставил мон-рь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033). Поводом к оставлению обители послужили кончина аввы Серида и через 15 дней кончина аввы Иоанна, а также удаление в полный и окончательный затвор аввы Варсонофия, где, прекратив связи с внешним миром, он готовился к смерти «после смерти аввы Иоанна Пророка и последнего безмолвия Варсонофия» - согласно заголовку, которым предварялось собрание сочинений Д. Г. в древних рукописях. Точные причины этого решения остаются неизвестными. Возможно, братия хотела избрать Д. Г. игуменом, но он по смирению отказался ( Scouteris. 2000. P. 32). После избрания нового игумена Елиана Д. Г. оказался в сложном положении как по отношению к авве Елиану, так и по отношению к тем монахам, к-рые не могли принять в полной мере тип внутренней аскезы, наиболее близкий ему и описанный в Житии прп. Досифея, «не понимая чудного делания» Досифея, исполнявшегося по благословению Д. Г. (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). В любом случае Д. Г., сторонник глубочайшего послушания, едва ли мог удалиться из мон-ря самовольно.

http://pravenc.ru/text/180299.html

Вопр. Кто имеет власть поставлять на служение и судить епископов, пресвитеров и диаконов? Отв. Епископы, как прямые апостольские преемники по власти, могут быть поставляемы и судимы только собором епископов ( Деян.1:21–26 ); пресвитеров и диаконов может поставлять на служение и судить один епископ ( 1Тим.5:19, 22 ); но ни в каком случае этого права не имеют «простолюдины» ( 1Кор.14:16 и Евр.5:4 ). Вопр. Как наружно Православная Церковь различает своих священнослужителей от «простолюдинов?» Отв. Она обязывает священнослужителей носить длинные, широкия одежды и большие волосы на голове. Вопр. Чем руководствуется в своих законоположениях Православная Церковь ? Отв. Священными примерами и заповедями. Из Библии известно, что особые служители Божии – пророки и ученики пророческие – носили длинные, широкия одежды ( 4Цар.2:8 ). Длинную одежду носил Господь наш; в длинных и широких одеждах ходили Св. Апостолы ( Ин.19:23 ; 2Тим.4:13 ). В подражание им Правосл. Церковь своих священнослужителей облекает в рясы. Вопр. Почему православные священники носят длинные волосы? Отв. Тем самым они уподобляются древним назореям, которым запрещено было Богом подстригать волосы ( Чис.6:5 ). С длинными волосами, «как белая волна», является в Откровении Господь наш ( Откр.1:14 ). На этом основании православные пастыри, – как люди, посвященные особому служению Богу, – носят длинные волосы. Вопр. Как же понять, что Апостол ращение волос считает «бесчестьем» для человека? Отв. По понятиям греков и римлян, ращение волос для их сограждан было, точно, «бесчестьем». Потому то Апостол, во избежание соблазна, запрещает простым христианам растить волосы. Но в этом ращении волос Св. Апостол не усматривает греха пред Богом. Он только пишет, что «мы не имеем такою обычая...» ( 1Кор.11:16 ). – Кроме того: не мог Апостол ращение волос считать «бесчестьем» для священнослужителей потому, что назорен носили длинные волосы и Господь в Откровении является с такими же волосами. В виду этого, православные пастыри не согрешают, растя, во славу Божию, длинные волосы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Сколько грехов против Св. Духа? Отв. Шесть: 1) отчаяние, когда не надеемся на милость Божию и на милосердие Его; 2) излишнее упование на милость Божию; 3) сопротивление познанной истине Писания святого и догматов веры, Апостолами и отцами святыми утвержденных; 4) зависть к духовным благам, кои ближний наш приемлет от Бога; 5) во грехах пребывание и состарение в злобе; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни. Вопр. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения? Отв. Четыре: 1) вольное человекоубийство, 2) блуд содомский, 3) озлобление убогих, вдов и сирот, обида и утеснение, 4) удержание или несовершение мзды наемникам или работникам. Вопр. (Из кн. 4). Как содевается грех? Отв. Делом, словом, помышлением, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение; словом, как-то: хула, злоречие, клевета, сквернословие; помышлением, как-то: услаждение в помысле от похоти блудной, тайная ненависть, злоба; желанием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщение... и все, что противно десятой заповеди: не пожелай! Вопр. Как еще содевается грех? Отв. Грех есть не только то, когда законом Божиим запрещенное совершается, но и то, если законом Божиим повеленное оставляется. Грешно убивать; но грешно и бедствующему, напр. утопающему в воде, руку помощи не подать. Ибо Бог в законе Своем повелел, как уклоняться от зла, так и творить благое ( Пс. 33:15 ). И, как сказал: не укради, так повелел: просящему у тебе дай ( Исх. 20:15 ; Мф. 5:42 ). Посему казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление добрых дел: всякое древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается ( Лк. 3:9 ). Во огнь отсылает Господь не сотворивших милости, как читаем у Матфея святого в гл. 25, где – образ суда Христова представляется. Вопр. Не обращается ли дело, по виду доброе, в порок и грех? Отв. Обращается, когда не на добрый, а на злой конец делается: так милостыня порочится, когда ради тщеславия подается; грешит проповедник, когда слово Божие ради похвалы своей проповедует. Причина сему – та, что таковой отступает от Бота сердцем своим, и на том месте поставляет себя, как идола, на котором должен Бога иметь и почитать; и славу, которая Ему единому, яко всякого добра виновнику, подобает, себе предвосхищает. Таковой человек самолюбие в сердце имеет, и вместо Бога себя любит и чтит. И дело его – подобно яблоку, вне красному, но внутрь гнилому и смрадному; и сам он, как гроб повапленный, который вне красен, но внутрь смраден... Доброе дело тогда только чисто доброе, когда добре делается, т. е. когда от доброго сердца происходит, и к доброму концу, т. е. к славе Божией и для пользы ближнего совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010