В «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна перечисляются разные виды молитвенного делания: псалмопение, чтение Свящ. Писания, устная молитва, внутреннее делание - «испытывать и блюсти помыслы» (ρευνν κα τηρεν τος λογισμος - Отв. 176/Ep. 85. 8 sqq.). В молитве молящийся не стремится ни к чему своему: «… цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией» (Отв. 436. С. 288/Ep. 439. 6-7). В отличие от Евагрия (см., напр.: Evagr. Pract. 63. 1-3) они пишут не столько о «молитве ума», сколько о сердечной молитве и о вовлеченности в молитву всего человека, молиться должно не только умом, но и устами (ср.: Отв. 176/Ep. 85). Чтение Свящ. Писания - это также вид молитвы, к-рая возгревает сердце: «Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием (νψον δι παντς ες τν το θεου νμου μελτην), ибо чрез сие возгревается сердце небесным огнем» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 18-19). В русле аскетической традиции (ср.: Orig. De orat. 12. 2. 1-7) Иоанн пишет о том, что соблюдение повеления аввы также является молитвой (Отв. 353/Ep. 356. 8-9). Наряду с «Подвижническим словом» прп. Диадоха Фотикийского ( Диадох, еп. Фотики. Слово подвижническое 59, 61, 85//Добротолюбие. М., 1900. Т. 3. С. 38, 39, 59) и «Сказанием об авве Филимоне» (Многополезное сказание об авве Филимоне. 10//Там же. С. 362-365) «Ответы» преподобных В. В. и Иоанна являются важнейшим памятником аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв. ( Иларион (Алфеев), еп. С. 167-184). В их учении о молитве центральное место отводится «внутреннему деланию» ( σωθεν ργασα - Отв. 210. С. 157/Ep. 119. 7), к-рое заключается в непрестанном призывании имени Божия: молитва - «непрестанная память Божия» ( διλειπτος μνμη - Отв. 326. С. 228/Ep. 329. 10), оно творится в сердце («сердечный труд твой состоит в том, чтобы непрестанно молиться Богу» - Отв. 263. С. 201/Ep. 266. 14). Наряду с пространным вариантом Иисусовой молитвы в 178-м ответе называются предельно краткие: «Господи, помилуй» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие преподобного Иоанна, инока святого Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от царя поставить на Газский престол недостойного епископа, и что «хотя сей епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого». И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы епископа разрушились (отв. 812). Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (отв. 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению апостола, николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), и, по словам божественного Варсонофия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовию к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: «Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39), от воспламенения оной и оттого, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас богоносными, чтобы вселился в вас и походил, и ниспослал вам Духа Святого… Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки царя, без их собственной заботы о сем» (отв. 109). И Старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине богоносными и духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум постигать неудобопонятное (отв. 10). И на преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (отв. 211), ибо молитвы его восходили к Богу, как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святой (отв. 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Если путь до храма очень далёкий, то поются псалмы степенные: Ad Dominum cum tribularer ( Пс. 119 ) и далее. В конце каждого псалма прибавляется: Requiem aeternam Da ei Domine… При входе в храм повторяется антифон: Exsultabunt Domino ossa humiliata. По входе во храм поются молитвословия, которые положено совершать по исходе души от тела: Subvenite, Sancti Dei, occurrite, Angeli Domini, suscipientes animam ejus. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Suscipiat te Christus, qui vocavit te, et in sinum Abranae Angeli deducant te. Стих: Suscipientes animam ejus, Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Requiem aeternam dona ei Domine, et lux perpetua luceat ei. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш иже еси на небесех… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. От вечной погибели. Отв. Сохрани, Господи, душу его. Свящ. Да покоится в мире. Отв. Аминь. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой к Тебе пусть приидет. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! Тебе, о Господи, вручаем душу сего раба Твоего, чтобы она, отозванная из сей временной жизни обитала в Тебе и в силу бесконечных заслуг Господа нашего Иисуса Христа очищенная от всякой скверны греховной была причастницею блаженного созерцания Тебя и избранных Твоих. Чрез того же Христа Господа нашего. Отв. Аминь. Свящ. Господи, вечный покой подай ему. Отв. И да сияет ему непрестанный свет. Свящ. Да покоится он в мире. Отв. Аминь. (При последних словах священник окропляет гроб св. водою). Гроб в храме ставится ногами к алтарю, если усопший – мирянин, и головою, если – священник. После возжжения светильников начинается заупокойное богослужение (Officium defunctorum), состоящее из трёх частей – Nocturni, – и Laudes. Приветствие (invitatorium): Regem, cui omnia venite adoremus, со стихами 94 псалма и проч. 91 В конце служения, после песни пророка Захарии: Benedictus Dominus Deus Israel… читается Pater noster (тайно до слов): Et ne nos inducas in tentationem.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Воп. 14. Какие? Отв.: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Воп. 15. Кто имеет право совершать таинства? Отв.: Епископы и священники. Воп. 16. Где подается благодать через таинства? Отв.: Во святой соборной и апостольской Церкви. Воп. 17. Что такое святая соборная апостольская Церковь ? Отв.: Собрание православных христиан всех мест, времен и народов 84 , соединенных законом Божиим, священством и таинствами. Воп. 18. Какой закон дал нам Господь Иисус Христос? Отв.: Он велел: 1) любить Бога больше всего и 2) любить ближнего, как самого себя. Воп. 19. Какой образец молитвы дал нам Господь Иисус Христос? Отв.: Молитву «Отче наш» (изучать с голоса). Воп. 20. Какой у нас образец веры? Отв.: Символ веры (изучать с голоса). Воп. 21. Где еще подробнее изложен закон Божий, т. е. указания, как надо жить? Отв.: В десяти, заповедях (изучать с голоса). Воп. 22. Какие у нас есть еще молитвы? Отв.: Начальные молитвы. (Можно ставить после 19-го вопроса). На вопросы 12–17 в приходах, зараженных сектантством и расколом, нужно обращать особое внимание и дополнять их необходимыми сведениями. После сего можно дать общий свод сказанного в связном изложении. Очень распространена в школах и приходах Томской епархии маленькая книжечка того же архиепископа Макария, излагающего правила молитвы: когда и как перекреститься, когда поклониться, как читать молитву: «Как ты молишься?» – спрашивает архиерей при посещении храма и вызывает первого ближайшего мирянина. Спрошенный выходит вперед, становится благоговейно пред иконою и начинает молитвенное правило: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Во время произнесения молитвы – крестное знамение, потом, после крестного знамения, – поклон. «Господи Иисусе Христе»... и т. д. Почему ты слагаешь три перста? Кому ты поклоняешься? и т. д. – ряд вопросов, на которые наученные ранее (в беседах между утреней и обедней) прихожане дают толковые и одинаковые, что очень и очень важно, ответы. Такого же характера очень хорошая книжечка епископа Никодима: «История нашего спасения в Христе Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Старцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, " что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого " . И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились (отв. 812). Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего Блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (отв. 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению Апостола, николиже отпадает (1Кор.13:8), и по словам Божественного Варсануфия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовью к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный Отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братии соделал Богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: " Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюбиши ближняго твоего яко самаго себя (Мф.22:39), от воспламенения оной и от того, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас Богоносными, чтобы вселился в вас и походил, и ниспослал вам Духа Святаго... Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки Царя, без их собственной заботы о сем " (отв. 109). И Старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум - постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святаго, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (отв. 211), ибо молитвы его восходили к Богу, как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святый (отв. 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

Отв. Сотворившего небо и землю. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! О Господи, благослови кольца сии † и подай имеющим носить их благодать Твою, чтобы они сохранили ненарушимую верность друг другу, твёрдо пребывали в мире и благоугождении Тебе, и всегда жили во взаимной любви друг с другом. Чрез Христа Господа нашего. Отв. Аминь. (если благословляется только одно кольцо, даваемое женихом невесте, то молитва соответственно изменяется: «имеющей носить его», «чтобы она сохраняла» и т. д. – После молитвы кольца окропляются св. водою. Жениху кольцо надевает священник, а невесте – жених. При сём свящ. произносит): Приимите эти кольца и носите их, как знак супружеской верности, которую вы хотите взаимно соблюдать с помощию Божией. Да благословит ваше намерение Бог Отец † Сын и Святой Дух. Аминь. (Затем священник приглашает брачующихся соединить правые руки, возлагает на соединённые руки конец столы-епитрахили, а жених произносит, – обращаясь к невесте): N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как свою христианскую супругу. Невеста: N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как своего христианского супруга. (вместо этих слов священник может предложить вопросы): а) жениху: N. N. Берёте ли вы находящуюся здесь N. N. как свою христианскую супругу пред Господом Богом и Его святою церковию? Жених: Да. b) невесте): N. N. Берёте ли вы находящегося здесь N. N. как своего супруга пред Господом Богом и Его святою церковию? Невеста: Да 67 . Свящ. Как служитель Божий, я утверждаю заключённый брак и благословляю его во имя Отца † и Сына и Святого Духа. Отв. Аминь. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. Боже, спаси рабов Твоих. Отв. Ибо они полагаются на Тебя. Свящ. Пошли им помощь от святилища Твоего. Отв. И от (небесного) Сиона защити их. Свящ. Будь им твёрдым градом (для защиты).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Согласно Просперу, для тех, кто получил Божественную благодать, даром Божиим является также и их дальнейшее пребывание в добре до конца жизни (Отв. Галл., I.7). В ответ на возражения критиков Августина, утверждавших, что даже те, кто поверил во Христа, после этого все равно могут погибнуть для вечности, если только Бог не дарует им стойкость в вере, Проспер говорит, что хотя всемогущество Божие может предоставить падшим христианам силы к восстанию, но Его благодать оставляет их не ранее, чем оставляется ими. Поскольку Бог предвидел, что они сделают это добровольным уклонением, Он не дал им дара стойкости (Отв. Галл., II.7). Если какие-нибудь люди будут столь нечестивы, что окажутся вне средств исправления, то они возрастают в беззаконии не из-за Бога, а становятся хуже сами собой, ибо они заслужили быть оставленными Богом и преданными самим себе и своим обольстителям из-за предшествующих грехов, чтобы грех для них был самим наказанием за грех (Отв. Галл., II.11). Тот, кто “прилепляется” к Богу, движется Духом Божиим, а тот, кто отступает от Бога, по своей воле отказывается от послушания (Отв. Галл., II.12). За что же дается людям благодать Божия? Так же как и Августин, Проспер настаивает на том, что благодать дается даром (gratis), без каких-либо предшествовавших добрых заслуг со стороны людей (O безблагодатных, II.410; Отв. Ген., 3; Отв. Галл., II.9). “Бесплатная благодать” Христова (gratuitagratia) не дается за множество худых заслуг, и не предваряется ничьими добрыми заслугами (Отв. Викент., IV). Заслуги людей происходят оттуда, откуда и праведность, то есть от Бога (Пр. Собес., XIX.8). Всякая добродетель есть дар Божий, и человек, ею обладающий, достоин похвалы не за то, что заслужил этот дар, но лишь за то, что его воспринял (Пр. Собес., XVI.1). Оправданный человек, то есть ставший из нечестивого благочестивым, без всяких предшествующих добрых заслуг получает от Бога дар, благодаря которому приобретает и сами заслуги, чтобы то, что в нем началось благодатью Христовой, возросло бы и действием свободного произволения при постоянном присутствии Божественной помощи, без которой невозможно ни преуспевать, ни оставаться в добре (Отв. Галл., I.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Отсечение воли совершается не только перед старцем, но и «перед ближним» (τ πλησον - Отв. 212. С. 159/Ep. 121. 9) и приводит к «беспопечительности» (μεριμνα - Отв. 459. C. 301/Ep. 462. 15), «безмятежности сердечной» (τ τραχον ν τ καρδ - Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 87,88), «плачу» (Отв. 282/Ep. 285. 10). На вопрос прп. Дорофея: «В чем должно отсекать волю перед аввою: в добром, в среднем или в том, что кажется противно заповеди Божией?» - Иоанн дал следующий ответ: «Брат! Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли… Итак, ты должен слушаться во всем, хотя бы тебе и казалось, что дело будет не безгрешно (κν δξ σοι τ πργμα μαρταν χειν). Авва, к-рый назначает тебе оное, понесет и грех твой, ибо с него взыщется за тебя. Если же назначенное дело покажется тебе тяжелым, спроси о сем авву и предоставь его рассуждению» (Вопросоотв. 285. С. 210, 211/Ep. 288. 1-20). Впосл. не без влияния преподанного урока авва Дорофей будет писать об «опыте в послушании без рассуждения» (περαν πακος διακρτου), приводящем к «беспопечительности» и «упокоению» ( μεριμνα κα νπαυσις - Doroth é e de Gaza. Œuvres spirituelles. P., 1963. P. 184; Doroth. Doctrinae 1. 25//PG. 88. Col. 1640D). 3. Любовь к Богу - добродетель, наиболее отвечающая традиции созерцательного монашества. «Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовию Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра» (Отв. 18/Ep. 18. 9-14). Любовь к Богу увенчивает жизнь подвижника и отличается полной непоколебимостью: она - «кровля… которая, покрывая дом, «никогда не падает» (ср.: 1 Кор 13. 8)» (Отв. 121. С. 87/Ep. 208. 24-25). «Да достигнешь непобедимой любви (ττητον γπην), которая вводит приобретших ее во дворы Царские и соделывает их братьями Христа»,- призывал В. В. игумена Иоанна Миросавского (Отв. 22. С. 17/Ep. 22. 30-33). Любовь к ближнему раскрывается более незаметным образом. Напр., в одном из ответов болящему иноку Андрею В. В. внешне впадает в противоречие самому себе, по смирению отказываясь и тотчас же по послушанию соглашаясь полностью взять на себя бремя болящего, хотя он так и не выносит окончательного решения. В конце ответа, объясняя свои слова, В. В. говорит: «Прости, что сильная любовь приводит меня к пустословию; но да будет оно тебе весельем о Христе Иисусе» (Отв. 164. С. 124/Ep. 73. 27-29). Этот эпизод из монашеской жизни того времени свидетельствует о простоте, открытости и чистоте братских отношений в обители аввы Серида. Молитва

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

И вот мы молимся Ему: «Свет тихий, Иисус Христос, открывший нам славу бессмертного, святого блаженного Отца нашего небесного. Дожив до захождения солнца, увидев наступивший вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа. Сын Божий, дающий всему жизнь, Ты достоин, чтобы Тебя воспевали всегда во всякое время дня и ночи. Поэтому мир славит Тебя». Затем дети будут читать по молитвослову, сначала по одиночке потом весь класс хором. Знаете ли вы, когда эта молитва употребляется за Богослужением? Поется она или читается? Употребляется в начале или в конце вечерни? Когда песнь будет повторена несколько раз, я начну выспрашивать её объяснение. К кому мы обращаемся в этой молитве? Отв. К Иисусу Христу. Как мы Его называем? Отв. Свете Тихий. Почему мы Его называем Светом? Отв. Он сам назвал Себя светом, потому что Он освещает нам нашу жизнь. Почему мы называем Иисуса Христа тихим светом? Отв. П. ч. Свет этот приятен, успокаивает нас. Что сделал Иисус Христос? Отв. Открыл нам славу Бога Отца. Что же мы делаем, дожив до заката солнца? Отв. Поем Отца и Сына и Св. Духа-Бога. Только вечером нужно славить и воспевать Бога? Отв. Нет, постоянно. За что славит мир Сына Божия? Отв. За то, что Он даёт жизнь всему миру. 8) Программа уроков по Закону Божию в 7 кл. слушательницы Д. К-вой Тема: Тайная вечеря. Страдание. Смерть. Погребение. 4-й член Символа веры . 4-ое прошение Молитвы Господней 53 Пособия: 1) Евангелие. 2) Толкование на Четвероевангелие Барсова. 3) Священная история Нового Завета Рудакова. 4) Первое наставление детям в учении православной церкви Михаила Соколова . 5)Объяснение Символа веры , молитв и заповедей Чельцова. 6) Объяснение заповедей, Символа веры и молитв Михаила Соколова 7) Беседы с детьми о вере и нравственности христианской протоиерея церкви Мариинского дворца Дмитрия Соколова . К моему уроку дети повторят о Тайной вечере, о молитве Иисуса Христа в саду Гефсиманском, о взятии Его воинами и молитву перед причащением. Перед рассказом о Тайной вечере, я предложу следующие вопросы, относящиеся ко всему классу:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

10, 25). Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9)». (Отв. 129.) Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и Великого Старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221). Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010