Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Отсечение воли совершается не только перед старцем, но и «перед ближним» (τ πλησον – Отв. 212. С. 159/Ер. 121. 9) и приводит к «беспопечительности» (μεριμνα – Отв. 459. С. 301/Ер. 462. 15), «безмятежности сердечной» (τ τραχον ν τ καρδ – Отв. 152. С. 109/Ερ. 61. 87, 88), «плачу» (Отв. 282/Ер. 285. 10). На вопрос прп. Дорофея: «В чем должно отсекать волю перед аввою: в добром, в среднем или в том, что кажется противно заповеди Божией?» – Иоанн дал следующий ответ: «Брат! Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли... Итак, ты должен слушаться во всем, хотя бы тебе и казалось, что дело будет не безгрешно (κν δξ σοι τ πργμα μαρταν χειν). Авва, к-рый назначает тебе оное, понесет и грех твой, ибо с него взыщется за тебя. Если же назначенное дело покажется тебе тяжелым, спроси о сем авву и предоставь его рассуждению» (Вопросоотв. 285. С. 210, 211/Ер. 288. 1–20). Впосл. не без влияния преподанного урока авва Дорофей будет писать об «опыте в послушании без рассуждения» (περαν πακος διακρτου), приводящем к «беспопечительности» и «упокоению» ( μεριμνα κα νπαυσις – Dorothée de Gaza. CEuvres spirituelles. P., 1963. P. 184; Doroth. Doctrinae 1. 25//PG. 88. Col. 1640D). 3. Любовь к Богу – добродетель, наиболее отвечающая традиции созерцательного монашества. «Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовию Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра» (Отв. 18/Ер. 18. 9–14). Любовь к Богу увенчивает жизнь подвижника и отличается полной непоколебимостью: она – «кровля... которая, покрывая дом, «никогда не падает» (ср.: 1Кор. 13:8 )» (Отв. 121. С. 87/Ер. 208. 24–25). «Да достигнешь непобедимой любви (ττητον γπην), которая вводит приобретших ее во дворы Царские и соделывает их братьями Христа», – призывал В.В. игумена Иоанна Миросавского (Отв. 22. С. 17/Ер. 22. 30–33). Любовь к ближнему раскрывается более незаметным образом. Напр., в одном из ответов болящему иноку Андрею В.В. внешне впадает в противоречие самому себе, по смирению отказываясь и тотчас же по послушанию соглашаясь полностью взять на себя бремя болящего, хотя он так и не выносит окончательного решения. В конце ответа, объясняя свои слова, В.В. говорит: «Прости, что сильная любовь приводит меня к пустословию; но да будет оно тебе весельем о Христе Иисусе» (Отв. 164. С. 124/Ер. 73. 27–29). Этот эпизод из монашеской жизни того времени свидетельствует о простоте, открытости и чистоте братских отношений в обители аввы Серида. Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Соглашаюсь и так верую. Вопр. Веруешь ли, что каждое отдельное лицо во Святой Троице есть единый, истинный, полный и совершенный Бог? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Сам Сын Божий, Слово Божие, предвечно рождённое от Отца, единое по существу, могуществу и по божеству, во всём равное Отцу, во времени родился от Духа Святого от Приснодевы Марии с душою разумною, и имеет два рождения: одно – вечное от Отца, другое – временное от Матери, и есть истинный Бог и истинный человек с всеми свойствами той или другой природы и совершенный, не усыновлённый, не призрачный, но единственный и единый Сын Божий в двух естествах и из двух естеств, но в особеннейшем единстве лица (in unius personae singularitate), бесстрастный и по Божеству бессмертный, а по человечеству претерпевший ради нас и ради нашего спасения истинные страдания плоти и погребение, и в третий день воскресший из мёртвых истинным воскресением плоти, а в сороковой по воскресении день с воскресшею плотию и душою восшедший на небо и сидящий одесную Отца, откуда имеет прийти для суда над живыми и умершими и воздать каждому по делам его: доброе или злое? Отв. Соглашаюсь и всему этому верую. Вопр. Веруешь ли и в Духа Святого, полного, совершенного и истинного Бога, от Отца и Сына происходящего, равного во всём, единого по бытию, по существу, по могуществу и вечности со Отцом и Сыном? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли в сию Святую Троицу, не в трёх Богов, но в единого, всемогущего, вечного невидимого и неизменяемого Бога? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Святая, Кафолическая и Апостольская церковь есть единая истинная Церковь , в которой подаётся единое, истинное крещение и истинное отпущение всех грехов? Отв. Верую. Вопр. Анафематствуешь (отлучаешь) ли ты всякую ересь, восстающую против Святой Кафолической Церкви? Отв. Анафематствую (отлучаю). Вопр. Веруешь ли и в истинное воскресение той же плоти, которую ты ныне носишь, и в жизнь вечную? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что первоисточник Нового и Ветхого завета, закона и Пророков, и Апостолов есть один Бог и Господь всемогущий? Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Такому ищущему по вере Господь помогает, и тот, в уповании на Бога, хотящего всем спастися, не сомневается, что все будет ему и словом, и делом во спасение. Собственно он становится посредником между ним и Богом, посредником неложным, верным, безопасным: что сказано, то и будет. Так он говорит одному: “да напишутся слова мои в сердце твоем, навяжи их на руки, да будут пред очами”… а далее: “покажи их и чрез совершение делом” (Отв. 11). Другому говорит: “молюсь, день и ночь подвизаюсь за душу твою, но и ты спотрудись, сподвигнись, иначе все бесплодно. Ищи соли, – и соосолю тебя” (Отв. 24, 70). И еще: “если ты нарушишь, что из сего, я неповинен; ты узришь и отвечать будешь в день он страшный” (Отв. 57). Вследствие сего между ними образуется неразрывный, сердечный, духовный союз, по коему отец в сыне и сын в отце пребывают духом сорастворены; и это не на время только воспитания, но и на всю вечность. Св. Варсонофий одному скорбевшему пишет: “видя скорбь и мятеж постигшего тебя искушения, я возболел так люто, как никогда; наипаче помянув, что Апостол говорит: кто изнемогает и не изнемогаю” (Отв. 57). Другому говорил: “я неотходно с тобою; когда идешь ты на послужение общежитию, (всячески с тобою идет и сердце мое, соблаговолящу Богу” (Отв. 27). Или: “благодатию Христа Сына Божия, не отлучаюсь я от тебя, но с любовию твоею есмь присно духом” (Отв. 55). Еще: “брате, как своей собственной душе говорю: ибо Господь связал душу твою с моею, говоря: да не отступиши от него” (Отв. 159). И истинный ученик у св.  Иоанна Лествичника изображается так: “душа, Христовою любовию и верою к пастырю своему привязанная, не отстанет от него даже до пролития крови, особенно когда она и исцелена некогда чрез него от ран своих. Она помнит слова того, кто говорил: ни ангелы, ни начала, ни силы, ниже кая тварь другая может разлучить нас от любви Христовой. Если же она у кого сим образом привязана, сплетена и прицеплена не будет, то сей напрасно житие свое препроводит, обращаясь лицемерно и притворно пред отцом” (сл.4, п.28). В этом сердечном союзе вся сила и сущность завета. Чрез него на немощного ученика изливается вся сила отца. Потому враг всемерно старается всячески расстроить его и тайными внушениями и даже призраками внушает то недоверие, то подозрение, то желание отойти к другому, как есть примеры тому у св. Варсонофия (Отв. 159 и др.). По такой важности этот сердечный союз должен быть первым предметом молитвы ученика: “открой мысленно Богу свою веру и любовь нелицемерную к настоятелю своему, и Бог втайне возвестит ему о твоей к нему любви, и сотворит его равно к тебе благосклонным и дружелюбным” (Леств. сл. 4, п.45).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatitel-f...

Имея уши слышати, да слышит (Мф.13:9) " . (Отв. 129). Сими словами Святый хотел показать, что Божественный Иоанн был по всему подобен Отцу и Учителю своему Варсануфию; то же самое явствует и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали Божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому Великому Варсануфию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый Христолюбивый муж и сказал ему: " Что ты насмехаешься над нами, Отец Иоанн, посылая нас вопрошать Святаго и Великого Старца Отца Варсануфия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа? " (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсануфия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Таин, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое Преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со Старцем Варсануфием исцелил от болезни некоторого Христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предведения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и Преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего Отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: " В седминах Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более " (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: " хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им " ; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святаго Духа, сказал: " хорошо, я останусь с тобою еще на две недели " . И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

Отв. Вселенская Церковь , как Тело Господне, одна. Но в живом теле много членов ( 1Кор.12:12 ). Потому в мире есть много обществ, исповедующих одну святую веру. Эти общества, как живые члены Единой Церкви, в Писании тоже именуются Церквами. Вопр. Не могут-ли, однако, различные но своему вероучению христианския общества, – напр. пашковское, штундистское, молоканское, – именоваться Церквами? Отв. Ни в каком случае не могут. Это бы означало, что у Христа много разнородных тел. Апостолы-же учат об одном теле Христовом ( 1Кор.12:13 ). Вопр. В каком смысле Церковь Христова называется святою? Отв. В том, что ее постоянно освящает благодать Божия, как написано: «освящаемые все от Единого» ( Евр.2:11 ). Вопр. Не указывает-ли название Церкви Святою на безгрешность составляющих ее людей? Отв. Ни в каком отношении. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Подобным образом Ап. Иаков свидетельствует: «мы много согрешаем все» ( Иак.3:2 ). Вопр. Откуда видно, что общества из согрешающих людей в Слове Божием называются Церквами? Отв. Особенно ясно это видно из Откровения Иоанна Богослова. Там говорится о Церквах Ефесской ( Откр.2:1 ), Пергамской ( Откр.2:12 ), Сардийской ( Откр.3:1 ), и во всех этих Церквах указываются грехи ( Откр.2, 4, 5 ; Откр.3:2 и др.). Вопр. Если так, – если в отдельности христиане слабы и склонны к греху, – можно-ли веровать в непогрешимость всей Церкви Христовой? Отв. Веровать в непогрешимость вселенской Церкви необходимо. Этого требует от нас Господь. В Евангелии Он сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Вопр. Что означают слова Господа? Отв. Господь обещает Своей Церкви вечную неодоленность от врагов. По обетованию Господа, Церкви победить даже силы демонския не могут. Они не совлекут ее на путь погибели и лжи. Тем более Церкви не одолеют люди, – все еретики и грешники. Вопр. Что еще утверждает нас в такой уверенности о Церкви? Отв. Слова Ап. Павла. Этот Апостол пишет Тимофею: « Церковь Бога есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Из слов Апостола следует, что самая вечная истина опирается на Церковь , как на свой столп. И потому несомненно, что Церковь Христова непогрешима. Пред ее волею и учением все верующие обязаны преклоняться с благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

10:25). «Имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 13:9)». (Отв. 129.)    Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и великого старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792).    Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568).    Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка.    Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221).    Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Присовокупим из катихизиса святого Димитрия Ростовского о сем догмате несколько вопросов и ответов. Вопр. Колико естеств исповедуеши во Христе Сыне Божием, вочеловечившемся нас ради? Отв. Два естества исповедую – едино Божества и едино человечества: Божественное естество – самое Божество; а человеческое естество – тело и душа. Вопр. Колико существ исповедуеши во Христе? Отв. Два существа исповедую, едино – единосущно Отцу, по Божеству, и второе – единосущно Матери, по человечеству. Вопр. Колико воль, т. е. хотений, исповедуеши во Христе? Отв. Две воли исповедую – Божества и человечества. Воля Божественная есть, еже очищати прокаженныя, якоже показати хотя Христос волю Божественную и действо Божественное, рече прокаженному: хощу, очистися ( Мф. 8:3 ). Воля человеча есть – еже просити, да испиет, якоже на кресте. Вопр. Колико действ во Христе? Отв. Два действа исповедую – Божественное и человеческое. Действо Божественное есть – еже спастися всем человекам и на уведение истины придти. Действо человеческое – еже путешествовати и утрудитися, и прочая таковая. Вопр. Колико Ипостасей исповедуеши во Христе? Отв. Едину Ипостась (т. е. лице) исповедую Бога Слова, яко Той един Сын Божий и Сын Девы. Вопр. А человеческую ипостась имеет ли Христос? Отв. Не имеет, понеже не два Сына, и не два Христа; но Един Христос Сын Божий и Сын Девы. Вопр. Колико рождеств Сына Божия исповедуеши? Отв. Два рождества исповедую, – первое предвечное, бездетное, безплотное: возсия бо от Отца, яко от солнца – свет. Второе – напоследок от святыя Девы Богородицы Марии родися – Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необыменный, сведый сердца всех человеков. Вопр. Для чего Сын воплотился, а не Отец или Дух Святой? Отв. Да сохранит свойство ипостаси Своея, яже быти Ему на небеси Сыну и на земли Сыну. Вот как святитель Тихон изображает состояние уничижения Иисус – Христова! Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел печаль, тугу и ужас несказанный: и начат ужасатися и тужити, и глагола им (апостолам): прискорбна есть душа Моя ( Мф. 26:37, 38 ). Безчестие, поношение, посмеяние от беззаконных неизреченно пречистую Его душу уязвило; потому что хула та касалась всего Лица, которое есть Бог и человек. Ибо Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем наипаче уязвлялась Пречистая душа Его, что в Нем Бог хулим и поругаем был... К увеличению болезни и уничижения Господа Иисуса то еще прилагалось, что Он от Своих людей отвержен и страдал: во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин. 1:11 ). Отвержен от тех, которым Он обещан, которые Его ожидали... К тому же страдал в преславном и именитом граде Иерусалиме, пред множеством народа, на праздник Пасхи собравшагося; и для большаго уничижения, повешан был между двух злодеев: и со беззаконными вменися Един святый и праведный... ( Ис. 53:12 ). Слава страстем Твоим, Христе! Слава Тебе, Сыне Божий, с благоутробным Твоим Отцем и Пресвятым Твоим Духом! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Отв. 3. В нашем Служебнике также определенно сказано: «Литургисати же сими хлебами (освященными на всенощной)... да не дерзнеши по правилу номоканонному о священнодействии». В нынешних практических руководствах для пастырей также затрагивается этот вопрос, причем решается таким образом: «в крайней надобности (при отсутствии других пригодных для того просфор в то время, когда есть неотложная надобность совершить литургию)... «священник может взять одну из таких просфор для св. агнца и служить по обычаю» (См. Хойнацкий А. Цитов. изд., ч. 1,стр.82.). Отв. 4. Ср. в Служебнике описание того же действия. Отв. 5. Ответ повторяет уже ранее существовавшее правило Никифора Исповедника (12-е. См. Ραλλη, Σνταγμα, t. IV, σ. 428) и которое внесено было в Номоканон при Требнике. У Иоанна Китрского мы не нашли такого запрещения не есть ли посему настоящая ссылка – ошибка? Отв. 6. Хотя митр. Иоасаф и отрицательно решает предложенный ему теперь вопрос, однако на Востоке установился другой обычай, и так теперь на великом входе даже вслух поминают усопших. У нас также считается возможным такое поминовение, раз в иерейском «Молитвослове», в службе за усопших, между прочим, говорится: «и на великом входе подобает воспомянути усопших»; но открытого такого поминовения, как известно, на практике нет; предполагается только, что возможно постепенное его введение. (См. Церковн. Вестн. 1890, стр. 454–455) Отв. 7. Теперь, когда произносятся слова «Поюще, вопиюще», – диакон (а без него – священник), снимая с дискоса звездицу, обыкновенно, творит ею крест над дискосом. Что касается до ударения ею о дискос, дабы произвести звук, – то, очевидно, в вопросе Георгия Дразина здесь сообщается о совершенно местном обычае, объяснение которого неизвестно в чем кроется. Не мотивировался ли он намерением призвать присутствующих к особенному вниманию в виду поступления важнейшего момента литургии? Отв. 8. В настоящем вопросе имеется в виду указание на Святые Дары именно перстом (т. е. указательным пальцем); но по-видимому, здесь можно предполагать и указание вообще рукою. Если это так, то ответ митроп. Иоасафа не совпадает с практикою нынешнего времени. Теперь такое указание делается, хотя впрочем не одним священником, но и диаконом, последним при словах «Приимите ядите» – на дискос, а первым – при словах «Пийте от нея вси» – на потир. Нельзя, однако, не отметить, что на практике применение этого действия понимается не одинаково; так, напр., объясняют относящееся сюда место Служебника – и как требование показывать только священнику на святые дары в обоих случаях (т. е. на дискос и потир). (См Церк. Вестн. 1891, стр. 418, вопрос 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Аминь.    Максим употребляет этот странный титул, чтобы подчеркнуть, что не признаёт правление Мартины законным. — Прим. пер.    «Те, кто их совращал» — в греческом тексте здесь однозначно мужской род. По-видимому, кроме монахинь-еретичек, были ещё некие еретики — вероятно, их учители. — Прим. пер.    «...Он тех из упомянутых женщин, что проживали... распределил...; а тех, что были под началом матери Иоаннии... вернул всем, как мужчинам, так и женщинам, их монастыри» — я сохранил при переводе неправильность конструкции, так как она не мешает пониманию. — Прим. пер.    Acta conciliorum oecumenicorum Ed. E. Schwartz. Berlin, 1927—1929 [далее — АСО]. T. 1. V. 1. Part 6. P. 42, line 34—37 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     АСО. T. 1. V. 1. Part 7. Р. 40, line 7—10 (Schwartz). — Прим. отв. ред.    В издании Миня — видимо, ошибочно — здесь дается указание на Слово XXX (О богословии IV) свт. Григория Богослова. Однако в данном случае в качестве источника более подходит Слово 31 (О богословии 5) свт. Григория. — Прим. отв. ред.     АСО. Т. 1. V. 1. Part 4. Р. 35, line 10—14 (Schwartz). Указанное послание имеется в русском издании Деяний соборов: Памятная записка архиепископа Кирилла пресвитеру Евлогию, находящемуся в Константинополе/Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996 [Репринт, с изд.: Казань, 1916]. Т. 2. С. 159—161. — Прим. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 18—22 (Schwartz). —Прим. ред.    Источник цитаты неясен. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово II (Об удалении в Понт) [в русс. пер. Слово III], PG 35 432 31. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXX (О богословии IV), PG 36 113 4446 ­ VII, 10—11 (Barbel). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу, АСО. Т. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 8—9 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 14 (Schwartz). —Прим. ред. Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру против учения С...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010