В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

348 Пом. отв., 50 отв., ст. 5, по печат. изд. стр. 147; Вопр. Никод. показ. 7; Щит веры вопр. 21, ст. 4. 360 В библиотеке московской Синод. типографии под 445 хранится тот самый список киевского Номоканона, по которому набирался в типографии московский Номоканон. Здесь черными и красными чернилами сделаны поправки в статье о просфорах, с изменением пяти на семь (см. об этом в соч. иером. Филарета «Чин литургии св. И. Злат. по изложению старопеч. Служебников». Москва, 1876 г., стр. 42. или в Братск. Сл. 1876, кн. 3, стр. 177–180). 365 Матер. для ист. раск. т. VI, 17–18, 98–99, 131: 182–3, 302, 206; т. VII, 352–357; т. III, 168, 224–226 и др., т. V, 220, 271–2, 276 и др.; Пом. отв., 50, ст. 9, 65–69; Керж. отв. 4, ст. 4 и 46 отв. 370 В Вып. Озер. ч. 2, стр. 276–299 указано много и других свидетельств, а в брош. Арсеньева «О равночестном почитании св. креста четвероконечного и осьмиконечного», изд. Братства св. Петра митр., свидетельства приведены по столетиям и сопровождены пояснениями. 376 В древлеписьменных и древлепечатных, не московского издания, Служебниках, мы находим свидетельства, что в древности на просфорах употреблялись печати с изображением крестов различной формы – четвероконечных, шестиконечных и восьмиконечных. Так, в древлеписьменном Служебнике XVI в. (библ. Спб. дух. ак. 575 и 844), в проскомидии, против изложения действий нал Агнцем, на поле изображены четырехконечные кресты. В древлепечатном Служебнике Гедеона Балабана, в Служебниках Киевских 1620, 1629 и 1639 гг., Виленском 1638 г. и Дельском 1646 г. напечатаны изображения дискоса, и здесь на том месте, где должен находиться Агнец, изображены шестиконечные кресты. Наконец, в Служебнике библ. Спб. дух. ак. 542, л. 28 об.) изображен восьмиконечный крест, но без изображения адамовой главы (Бр. Сл. 1875 г. отд. II, стр. 234–5). Значит, в древности безразлично употреблялись печати с изображениями разных видов креста. 377 Кроме четвероконечного креста у латинян употребляются и такие... (см. стр. 182) Арсеньев. О равночестн. поч. креста, стр. 11–12; Пращ. л. 204 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

254 “Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей” (Символ святого Григория Чудотворца )... “Имеем Бога единого, Бога сущего и всегда сущего – Θεν ντα κα ε ντα...”. (Прав. испов. Каф. и Αп. Церк. вост. отв. на вопр. 8). “Существенные свойства Божии суть:... быть.... безначальным – τ ναι.... ναρχον...”. (там же отв. на вопр. 13). “Верую во единого Бога Отца вседер­жителя.... безначального убо и нерожденного и безвинного” (Чин избр. и рукополож. Архиерейск. л. 9 на обор.). “Едино триипостасное существо почитающе, вернии, прославим Отца и Сына и Духа правого...., единого несозданного Бога, со безплотными взывающе: свят, свят, свят еси, царю” (Триод. цветн. л. 140 на обор. М. 1837). 256 Hieronym. Epist. 136; Augustin. de civit. Dei lib. 1,cap. 32; de genes, ad litter. lib. V, c. 16; Hilar. in verba Exodi c. 3: Ego sum qui sum. 257 Clem. Alex. Paedag. lib. 1, c. 8; Dionys. Areopag. de divin. nomin. c. 5; Euseb· Praepar. Evangel, lib. XI, c. 9; Augustin. Enarrat. in Ps. 134 : “ita enim ille (Deus) est, ut in ejus comparatione ea, quae facta sunt, non sint”. 269 “Бог есть Дух... вседовольный” (Простр. Катих. правосл. каф. восточ. Церкви, о члене перв.). “Вседержительство ( παντοκρατορα) и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением” (Прав. Испов. ч. 1 отв. на вопр. 14). “О называется Вседержителем потому, что все состоит в Его власти” (там же). 271 Святой Кирилл Иерусалимский . Оглас. поуч. IV, n. 5, стр. 61. Эту мысль Платоников, будто и сам Бог подлежит судьбе (fatum) и от нее зависит, подробно опровергает Немезий, епископ немессийский – lib. de natura hominis cap. 38. 274 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вездесущ – πανταχο παρν” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вездесущим, всеисполняющим, неизмеримым” – τ ναι πσι παρντα κα τ πντα πληρντα, περγραπτον” (там же, отв. на вопр. 13, срав. вопр. 15). “Царю небесный., утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй..”. (Молитва ко Святому Духу).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) По учению Василия Вел. (прав. 91), кто станет отменять предания церковные, тот повредит Евангелие в главных предметах или сократит проповедь в одно пустое имя; а церковь новообрядческая учит, что она имеет право вовсе отменить их. т. е. имеет право повредить Евангелие в главных предметах и сократить проповедь в одно имя без вещи, в пустой звук. 246 Отв. Если рассуждать так, то придется обвинить всю древле-православную Церковь в повреждении Евангелия, в утрате православия, потому что, по свидетельству толкователей церковных правил, Вальсамона и Зонары, «многое из того, что было в церквах в древности, ныне (в половине XII в.) стало делаться иначе» (см. толк. на 22 пр. Лаод. соб.); придется обвинить в том же и самого Василия Вел., потому что он даже преданную, по научению Христа, св. ап. Иаковом божественную литургию сократил (Прол., 23 окт.) и ввел в кесарийской церкви особый чин богослужения (Твор. Вас. В., ч. 7, стр. 76–79). 247 3) В священных правилах сказано: «аще кто прибавить или убавит, да будет анафема»; между тем православные сделали много изменений в обрядах и богослужебных книгах: поэтому они подлежать проклятию. Отв. Патр. Иов исправил и ввел в употребление составленный, по его желанию, канон Иосифу Волоколамскому, а патр. Иоасаф исключил из Потребника чин священнического погребения; значит, и они подлежать анафеме? 248 4) Если можно изменять обряды, то почему некоторые лица были признаны еретиками из-за обрядов? Отв. Потому, что употребляли обряды вопреки прямому запрещению Церкви. Таковы, напр., четыренадесятники. 249 5) Зачем было п. Никону исправлять старые обряды, когда Церковь и при них была православна? Отв. Для полного согласия с греческою церковью. 250 6) Вследствие исправления книг и обрядов многие соблазнились, а в Евангелии строго запрещено соблазнять кого-либо ( Мф. 18:6–7 ). Отв. В Евангелии говорится о соблазнителях – частных лицах, а не о Церкви, которую, по словам Господа И. Христа, необходимо слушать, чтобы избежать осуждения ( Мф. 18:17 ). 251 II. Разбор учения старообрядцев

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

96 Что из колена Данова произойдет антихрист, это издревле выводили из слов патриарха Иакова: да будет Дан змий на пути, седяй на распутии ( Быт. 49:17 ), из слов пр. Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его ( Иер. 8:16 ) и особенно из того, что в Апокалипсисе (7 гл.), при перечислении всех колен израилевых, из которых в каждом запечатлено ангелом по дванадесяти тысящ рабов Божиих, совершенно не поименовано одно колено Даново (см. в слове Иппол. Собор. л. 126 об. и 127, а также в Толк. Апокалипсисе зач. 19, стр. 76). 98 Пав., архим. Собран. соч. I. 112–113; Иванов. Руков. 35; Нильский Об антихр., 290–294, 311–12. 112 Римская, африканская и др. западные церкви, а равно и многие из восточных епископов не только не были согласны с единовольниками, но даже проклинали их на своих соборах (Барон. лето 649. л. 770; Ч.-Мин. 21 янв.). 125 Как видно из подписания, это послание св. афонских отцов, а не св. Мелетия, хотя в Кирилл. кн. оно озаглавлено: 10-е «Мелетиево послание». 127 Особенно много таких примеров указано в книге Меч духовный ч. 1. пред. 7–9. в Стоглаве гл. 34–37 и отчасти – в Поморских ответах (отв. 101–103) и Щите веры (отв. 50 и 81). 133 Помор. отв. 101 и 102, по печ. изд. стр. 296, 307; Пав., архим. Собр. соч. 2, 161; Григ., м. Ист. Др. Хр. Ц. 1, 316. 139 Монтанисты называются фригами и пепузианами потому, что Монтан выступил со своим учением в Пепузе, что во Фригии. 143 Это место приводится старообрядцами в свою защиту издавна. На него указывал прот. Аввакум (Мат. т. V, 235) а за ним Денисовы в Помор. отв. (отв. 105), составитель Меча духовного, Обрядовцы церков. иерархичества, у архим. Павла в Собр. сочин. т. II, 180, и др. 151 С исторической стороны вопрос о браке раскольников обстоятельно рассмотрен в сочинении Нильского «Семейная жизнь в русском расколе». Спб. 1869. 179 Из 4 кн. Царств (гл. 25) видно, что иерусалимский храм был сожжен после третьего переселения иудеев в Вавилон, по пленении царя Седекии, бывшем в 19-й год царствования Навуходоносора, царя Вавилонского, а три отрока (Анания, Азария и Мисаил) были ввержены в огненную пещь в 18-й год царствования (Пав., архим. Собр. соч. 2, 553–556).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сказать ли вам еще большее? Блаженный Варсонофий положил, по словам божественного Давида, в сердце своем священные восхождения и присоединил смирение к смирению, безмолвие к безмолвию и любовь к любви, удостоился наконец достигнуть и высочайшего дарования — восхищения к Богу, чтобы вознестись до седьмого неба, не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получать благословение и видеть неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был или вне тела, подобно великому Павлу. Послушаем, что сам великий Варсонофий говорит о сем: «Бог удостоверит вас, что любовь возводит имеющих ее до седьмого неба, как некоторые уже с дерзновением восходят и благословляются, аще в теле, или кроме тела, не вем, Бог весть (2 Кор. 12, 3); а чтобы познать вам начало пути к сей радости, послушайте: „Прежде всего приходит к человеку Дух Святой, научает его всему, и тому, как надлежит смиренномудрствовать, о чем вы не можете услышать ныне; потом, наставляемый сим первым воспламенением, восходит на первое небо, потом на второе и так далее, по мере преуспеяния, даже до седьмого. И там удостаивается видеть неизреченные и страшные вещи, которых никто не может слышать, кроме достигающих сей меры, которой да сподобит Господь и вас“» (отв. 109). Потому и дано ему было изобильное дарование чудотворения, так что он мог воскрешать мертвых именем Владыки Иисуса Христа, изгонять демонов, исцелять неисцельные болезни, совершать другие силы и чудеса и, подобно Илии, заключать и отверзать небо, как сам великий Варсонофий говорит это о себе, или, лучше сказать, как свидетельствует Бог, давший ему сии дарования (см. отв. 181). Посему он (великий Варсонофий) и Старца, жившего в обители, избавил от болезни, которою тот страдал (отв. 172, 173); подобным образом исцелил и другого больного брата (512, 513). После всего этого (Великий Старец) сподобился быть не только сыном Божиим по благодати, но и того, что более достойно удивления — называться и быть братом Иисусовым, как сам он говорит: «Помолитесь о мне окаянном, чтобы и я до конца пребыл в сей мере. Пребывающий в ней стал уже братом Иисуса» (отв. 181). И когда мирской брат сего святого, старый годами, желал беседовать с ним, святой отвечал ему: «Я имею брата Иисуса. Если же ты, презрев мир, сделаешься иноком, тогда и ты будешь мне брат» (отв. 345).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Сказать ли вам еще большее? Блаженный Варсануфий положил, по словам Божественного Давида, в сердце своем священные восхождения и присоединил смирение к смирению, безмолвие к безмолвию и любовь к любви, удостоился наконец достигнуть и высочайшего дарования - восхищения к Богу, чтобы вознестись до седьмого неба, не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, и там получать благословение и видеть неизреченные блага и тайны Царствия Божия, не зная, в теле ли он был, или вне тела, подобно Великому Павлу (2Кор.12:3). Послушаем, что сам Великий Варсануфий говорит о сем: " Бог удостоверит вас, что любовь возводит имеющих ее до седьмого неба, как некоторые уже с дерзновением восходят и благословляются, аще в теле не вем, аще кроме тела не вем, Бог весть (2Кор.12:3); а чтобы познать вам начало пути к сей радости, послушайте: Прежде всего приходит к человеку Дух Святый, научает его всему, и тому, как надлежит смиренномудрствовать, о чем вы не можете услышать ныне; потом, наставляемый первым воспламенением, восходит на первое небо, потом на второе и так далее, по мере преуспеяния, даже до седьмого. И там удостаивается видеть неизреченные и страшные вещи, которых никто не может слышать, кроме достигающих сей меры, которой да сподобит Господь и вас " (отв. 109). Потому и дано ему было изобильное дарование чудотворения, так, что он мог воскрешать мертвых именем Владыки Иисуса Христа, изгонять демонов, исцелять неисцельные болезни, совершать другие силы и чудеса и, подобно Илии, заключать и отверзать небо, как сам Великий Варсануфий говорит это о себе, или, лучше сказать, как свидетельствует Бог, давший ему сии дарования (см. отв. 181). Посему он (Великий Варсануфий) и старца, жившего в обители, избавил от болезни, которою тот страдал (отв. 172, 173); подобным образом исцелил и другого больного брата (512, 513). После всего этого (Великий Старец) сподобился быть не только сыном Божиим по благодати, но и того, что более достойно удивления - называться и быть братом Иисусовым, как сам он говорит: " Помолитесь о мне окаянном, чтобы и я до конца пребыл в сей мере. Пребывающий в ней стал уже братом Иисуса " (отв. 181). И когда мирской брат сего Святаго, старый летами, желал беседовать с ним, Святой отвечал ему: " Я имею брата Иисуса. Если же ты, презрев мир, сделаешься иноком, тогда и ты будешь мне брат " (отв. 345).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

Вопр. Какое верховное благо человека. Отв. Верховное благо для человека есть блаженство в Боге и с Богом. Внешних благ можно желать и искать потолику, поколику они служат к достижению сего верховного блага. Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся (внешние блага) приложатся вам ( Пс. 6:33 ). Вопр. Какая истинная честь? Отв. Истинная честь и слава ответствует Святитель Тихон, есть, которую Христос любящим Себя подает. Она в сем мире сокровенна и только верою постигается; но откроется в будущем веке, когда праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ). Сию славу будут иметь люди и никогда ее не лишатся. Вопр. Какое истинное и неотъемлемое богатство? Отв. То, которое Христос предлагает нам: скрывайте себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают ( Мф. 6:20 ). Сие сокровище, которое верою, любовию поспешествуемо бывает, собирается здесь и открывается на небеси. Там им отверзутся сокровища благ, их же око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Вопр. Какая истинная сладость? Отв. Та, которую святые души от любви Христовой чувствуют, так ко Христу в радости и сладости восклицах: весь еси желание, весь сладость Слове Божий, (Песнь 9 гл. 2). Сия сладость от печали по Бозе начинается, и в смиренных слезах умножается, в скорбях веселит, в напастях утешает, в унынии ободряет, в отчаянии обнадеживает, при смерти не отлучается и в оный век сопутствует, где и любовь свое совершенство приимет. Не таковы блага мира сего: гордость житейская, похоть очес и похоть плоти ( 1Ин. 2:16 ). Вопр. Где благо истинное? Отв. Выслушай еще о сем святителя Тихона, от лица Самого Господа глаголющего: «добра ли ты хочешь себе? Всякое добро у Меня, глаголет Христос, призывая к Себе удаляющуюся от Него душу. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? что краснейше паче Меня? Благородства ли хочешь? Что благороднее Божия Сына и Девы? Высоты ли хочешь? что выше Царя небесе? Славы ли хочешь? Кто славнее паче Меня? Богатства ли желаешь? у Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я – Премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и любительнее паче Меня, Иже душу за всех положил? Помощи ли ищешь? Кто поможет кроме Меня? Врача ли ищешь? Кто исцелит кроме Меня? Веселия ли ищешь? Кто увеселит кроме Меня? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит кроме Меня? Покоя ли ищешь? У Меня обрящешь покой душе твоей. Мира ли ищешь? Аз есмь мир душевный. Живота ли ищешь? У Меня источник жизни. Света ли ищешь? Аз есмь свет миру. Истины ли ищешь? Аз есмь истина. Пути ли ищешь? Аз есмь путь. Вождя ли к небеси ищешь? Аз есмь вождь верный (Доселе Тихон). Ты же, брате, что скажешь?» Отче Господа моего! привлецы меня к Нему и привей меня – дикую маслину к телу Его, иже есть Церковь – исполнение и раздаятельница Его благ! Душе Святый! устрой, образуй и уготовь меня для единения со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Что исповедует Церковь в 8 чл. Символа веры ? Отв. В этом члене христиане выражают свою веру в Третье Лице Св. Троицы – Духа Божия. Дух Божий вечно исходит от Отца ( Ин.15:26 ); Он есть Господь, Всеоживляющий; Он достоин такого же поклонения, как Бог Отец и Бог Сын ( Лк.12:10 ; Мф.28:19 ). Все, что говорили миру пророки, было открыто им Духом Божиим ( 2Пет.1:21 ). Поэтому в Слове Божием Дух Святой называется нашим «Утешителем» и «Духом истины» ( Ин.15:26 ). Вопр. О чем говорится в последних членах Православного Символа веры ? Отв. В 9 чл. мы веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ( 1Кор.12:11–13 ); в 10 исповедуем, что крещение, нас возрождающее от грехов, одно – и оно не может повторяться, – нельзя в другой раз крестить людей крещеных ( Еф.4:5 ); в 11-м – веруем, что будет воскресение всех мертвых – праведников и грешников ( 1Кор.15:51–52 ); в 12 члене говорится, что для воскресших людей Господь откроет вечную жизнь за гробом ( Тит.1:2 ; Мф.25:46 ), – для праведников неизреченное блаженство, а для грешников – муку вечную. Вопр. Что надобно сказать кратко и в заключение о всех членах Символа веры ? Отв. То, что в Православном Символе излагается вера Евангельская, вера Апостольская, вера древле-отеческая, – та вера, которая «вселенную всю утвердила» в добродетелях и благочестии. § 2. О добрых делах Вопр. Как о добрых делах учит Евангелие? Отв. По учению Господа и Апостолов добрые дела наши должны с необходимостью следовать из правой веры Евангельской. Господь сказал: «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые» ( Мф.7:17 ). А Павел Ап. заповедал ученику своему Титу: «во всем показывай в себе образец добрых дел...» ( Тит.2:7 ). Вопр. Как же точнее определить отношение веры Евангельской к добрым делам? Отв. Это определение раздельно делают Апостолы. В послании Иакова читаем: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ) Значит, связь между верой и добрыми делами настолько же неразрывна, насколько нельзя разъединить в живом человеке тела и дух. Поэтому Ап. Павел написал христианам, что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» ( Гал.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Почему же Ап. Петр и ангел запретили кланяться себе, о чем написано в кн. Деяний и в Откровении? ( Деян.10:25, 26 ; Откр.22:8, 9 ). Отв. Потому, что поклонение Корнилия пред Ап. Петром и Иоанна Богослова перед Ангелом было близко к обожению, что запрещено первою заповедью «Десятословия». – Когда же святые мужи воздавали «почтительное поклонение» ангелам и Божиим угодникам, какое им прилично, за это их не обличало Слово Божие. Так: Иисус Навин поклонился ангелу у стен Иерихонских ( Нав.5:14, 15 ), сыны пророческие упали перед Елисеем ( 4Цар.2:15 ), – и не были осуждены. § 2. Вопр. Почему мы призываем святых в молитвах? Отв. Потому, что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). И сам Бог приказал молиться святым. Он говорил друзьям Иова: «пойдите к рабу Моему Иову..., и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). Вопр. Заповедь Божия, данная живым людям, применима-ли к христианам, когда они молятся умершим праведникам? Отв. Применима вполне. По словам Христа: «Бог – не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф.20:38 ). Значит, по смерти тел, праведники не исчезают пред Господом. Они всегда живут и прославляют Его своими песнями ( Откр.5:9 ). Поэтому праведники, – и за гробом, могут молиться за себя и за нас – земных людей. Вопр. Призывали-ли люди Божии в молитвах Святых Угодников после их телесной смерти? Отв. Призывали. Так Моисей молился: «вспомни (Господи) Авраама, Исаака, Израиля»... (Исх.32:13). И Библия нам свидетельствует, что святые, после их телесной смерти, действительно, молятся за нас. Подобным образом молился за народ иудейский умерший плотию Иеремия ( 2Мак.15:14 ). В Новом Завете за христиан молятся души убиенных праведников ( Откр.6:10 ). Вопр. Как могут святые молитвенно ходатайствовать за нас перед Богом, когда у христиан – один Ходатай Христос ( 1Тим.2:5 ). Отв. С кровью, точно, только Один Господь ходатайствует за грешный мир; но молитвенников ходатаев у нас много, как сказал Апостол: «по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас Бога» ( 2Кор.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010